КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ИГРЫ БУДУЩЕГО

Автор материала:
Тимур Хорев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (52) март 2006
вид для печати

Microsoft Flight Simulator X

Жанр:
симулятор техники (авиационный)
Издатель:
Microsoft Games
Системные требования:
Минимальные - 1 GHz, 256 MB, 32 MB video
Рекомендованные - 3,2 GHz, 2 GB, 512 MB video
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет
Рейтинг: 95%

Дата выхода: конец 2006 года


Как только отгремела слава братьев Райт и самолеты из шокирующей новинки превратились в многообещающие и полезные транспортные средства, возник вопрос — простой и одновременно очень сложный. Формулировался он так: как учить людей летать на самолетах так, чтобы на одного учащегося расходовалось поменьше этих самых самолетов?


Сохранилась старинная фотография, на которой группа людей раскачивает сколоченный из бочек деревянный «насест» с восседающим на нем усатым джентльменом. Вероятно, это и был первый в мире авиасимулятор.

Бочки не продержались долго. На дворе был двадцатый век, наука не стояла на месте, и вскоре появились имитаторы полета, основанные на принципах часового механизма, — дернул студент ручку, завертелись колесики, тренажер наклонился, стрелка дернулась. К периоду Второй мировой войны наука шагнула так далеко вперед, что студенты смогли воспроизводить почти настоящий полет по приборам — особый электроламповый механизм передавал траекторию самолета на плоттер, который рисовал причудливые изгибы виртуального полета на карте перед экзаменатором.

Все стало куда как проще с появлением цифровой техники. Сложные полеты по приборам алгоритмизировались, закладывались в ЭВМ и легко воспроизводились. С появлением средств визуализации все стало совсем просто, и вскоре ВВС и гражданские авиакомпании стали приобретать сверхреалистичные подвижные симуляторы-кабины стоимостью в миллионы долларов.

И это было хорошо. Но все это были профессиональные симуляторы. А как же мы с вами?

На исполнительном старте

Летать хотели многие, и не все могли позволить себе арендовать себе громадные промышленные симуляторы. Тут как раз появились персональные компьютеры. Возникла возможность удовлетворить спрос на любительский сим, и в январе 1980 года талантливый программист Брюс Артвик создал Flight Simulator 1 для платформы Apple II. Минимальные требования — 16 килобайт памяти. Производительность — 3-6 кадров в секунду. Монохромное изображение с белыми цифрами и сеткой, изображающей землю и горы. Цена — $49,95.

Успех FS1 был феноменальным! Вскоре на Брюса Артвика вышли гиганты индустрии — Apple и IBM — и предложили деньги за эксклюзивную лицензию на Flight Simulator. Однако Брюс предпочел им малоизвестную компанию из Редмонда — ему понравилась «домашняя атмосфера маленькой фирмы». Продав лицензию этой фирмочке, он начал приспосабливать FS для отсталой во всех отношениях платформы IBM PC.

По странному совпадению эта компания называлась Microsoft, и предложение было сделано с подачи Билла Гейтса.

Так двадцать четыре года назад началась история Microsoft Flight Simulator.

В десятке!

Для игровой серии двадцать четыре года — это огромный и рекордный срок. Все эти годы Microsoft исправно выпускала новые версии симулятора, приобретая опыт, наращивая мясо и мускулы. Все шло по законам диалектики: количество переходило в качество. Последняя революция состоялась в MSFS 98 под девизом «Так реально, насколько это возможно!» (As real as it gets). В следующих версиях вплоть до последней MSFS 2004: Century of Flight (девятой по счету) игра улучшалась количественно. Новинками стали только виртуальные диспетчеры, реальная погода (скачивалась из интернета) и автогенератор ландшафта, расставляющий по текстурам домики и деревья. Это не помешало игре забодать конкурентов. Только «гражданских» — в военных симуляторах корпорацию Microsoft перебодал Медокс c «Штурмовиком».

Последняя версия авиасимулятора совершенно неожиданно смогла выйти в абсолютные хиты продаж наравне с обычными боевиками, стратегиями, спортивными и онлайновыми играми. Десятый, юбилейный авиасимулятор — чем он станет для нас? Очередным дополнительным комплектом красивостей или действительно новым словом в жанре?

Шик, блеск — красота?

Игру объявили буквально считанные недели назад, и официальных источников информации о ней очень мало. Все, что у нас пока есть в распоряжении, — это небольшой FAQ, пара пресс-релизов и хорошая обойма демонстрационных скриншотов. Есть неофициальные источники вроде «друга моего дяди, который работает в Microsoft консультантом», и неподтвержденные списки новых элементов игры.

Flight Simulator, скриншот, 91KB
Мокрые поверхности — визитная карточка нового симулятора. Маленькие украшательства — большой эффект присутствия.

Выданные публике картинки очень разношерстны. Есть такие, которые легко можно перепутать с изображениями из Century of Flight, — те же облака, те же деревья, только расставлены чуть плотнее и немного аккуратнее. Треугольников в знакомых самолетах стало больше, и теперь ясно, что разработчики всерьез задумались о том, чтобы переделать внешность игры под современные стандарты, до которых в свое время MSFS 2004 откровенно не дотягивал. Первое, что бросается в глаза, — блестящие поверхности. Уходит время однообразных пластиковых самолетов. Появились хромированные детали, сложные эффекты блеска и отражений на фюзеляже самолета — под дождем мокрый металл начинает блестеть, точно так же, как и бетонная взлетная полоса, о которую разбиваются капли. Это новые шейдеры, которые Microsoft будет продвигать в DirectX 10.

Однако даже современные технологии не дают гарантии реалистичности. С водой у разработчиков всегда были проблемы — в последней версии симулятора она была такой жуткой и стеклянной, что лишь насильственная установка стороннего дополнения с шейдерной картой высот помогла превратить ее в что-то более или менее смахивающее на реальную водную поверхность. Это было лучше, чем ничего, но один и тот же размер волн на любом расстоянии от воды приводил к некрасивым эффектам, о которых хотелось поскорее забыть: например, при ночном полете целое море на горизонте регулярно и ритмично бликовало.

Казалось бы, посмотрите на Silent Hunter 3 и сделайте воду, как там: живую, красивую, волнующую, с пенистыми гребнями волн... или лицензируйте технологию, вы же Microsoft, у вас много денег! Но нет — никуда не делись наследственные проблемы с водой. Дорвавшись до шейдерных технологий, разработчики, не мудрствуя лукаво, соорудили что-то ядовито-синее и переливающееся цветами, не имеющими никакого отношения к тому, что плавает по этой воде и должно в ней отражаться. Смутные силуэты гор, а также что-то, отдаленно похожее на облака, еще можно разглядеть. Но огромный корабль у причала оказывается призрачным. Вы помните суровые волны, накатывающиеся на французские берега? В MSFS X этого не будет. Может задувать ураганный ветер, лить проливной дождь, кричать в ужасе диспетчер и пассажиры — поверхность воды так и останется «слегка морщинистой», как в старинном Far Cry. Не будет барашков при крепком ветре. Не будет волн, поднятых шквалом. Ничего не будет, кроме этой матовой ярко-синей стеклянной поверхности. Эх, Билли, Билли...

Кто-то скажет, что это не так уж важно, ведь главное в игре — небо, а не вода. Но вода, земля и небо в авиасимуляторе неразделимы, и если что-то из этого сделать неудачно — пострадает вся игра. А ведь есть еще и самолеты на поплавках. Будем надеяться, что хоть кто-то обратит внимание на некачественные моря, реки и океаны.


Flight Simulator, скриншот, 139KB
Динамические тени «a la Lock On» — еще одна приятная мелочь, маскирующая недостатки графики.

Есть некоторые странности и с тенями. Еще со времен Lock On: Modern Air Combat (это и по сей день самый графически продвинутый авиасимулятор и у нас, и в мире) стандартом современной модели освещения стали динамические тени. Говоря проще, это когда объект отбрасывает тень сам на себя. Крыло выполняющего маневры «Су-25» затеняет пузатый фюзеляж, и возникает ощущение полного погружения. Никакие сверхреалистичные текстуры и подробнейшие модели не заменят игры света и тени.

На скриншотах все очень странно. Есть попугайской расцветки вертолет, который однозначно и хвастливо показывает на себе динамические тени. Но есть самолеты, которые в явно солнечную погоду демонстрируют свое «вампирское» происхождение, и объекты сцены, вовсе не отбрасывающие теней.

Это озадачивает, но пока что нет особых причин бояться за модель освещения. Тени и эффектные закаты разработчики нам уже показали, так что в конце года за MSFS X могут сесть и те любители виртуальных красот, которые презрительно кривились, оглядываясь на MSFS 2004.

Куда хочу, туда лечу

Flight Simulator, скриншот, 90KB
Единственный снимок, на котором видны автомобили на дорогах. Значит ли это, что они появятся в игре?

С давних времен огромный мир авиасимуляторов Microsoft был красивым, эффектным, масштабным — и мертвым. В последние годы появились чужие самолеты, называемые заморским словом Traffic, в радиоэфире прорезались диспетчеры... и, собственно, все.

Родные и созданные автогенератором пейзажи совершенно безжизненны. Для пилота «Боинга» это не так плохо: он летит на огромной высоте, где управляемые ИИ самолеты-статисты вполне сгодятся в соседи. Но визуальные полеты на вертолетах, старинных самолетах и «Цесснах» наводили тоску, и сделать с этим было ничего нельзя.

Где пассажиры? Где суета аэродромной техники? Где автомобили на дорогах (к слову, в Lock On по Крыму гоняли рейсовые «Икарусы»)? Где корабли, заходящие в порты? Где птицы в небе, рыбы в море?

Во Flight Simulator X все это будет.

Разработчики с гордостью демонстрируют стайки птиц и загадочно молчат, когда их спрашивают, сможет ли ворона попасть в турбину. Они обещают нам выпрыгивающих из воды дельфинов и бегающих по лесам оленей. Обещают корабли, которые не просто будут торчать в воде, повинуясь автогенератору ландшафтов, а начнут входить в порты и покидать их.

Flight Simulator, скриншот, 148KB
Я бы не назвал эту воду реалистичной, но, по крайней мере, она намного лучше той, что была в предыдущей версии игры.

О людях речи пока не идет, но всех взволновал скриншот с вертолетом, пролетающим над шоссе. На дороге были замечены автомобили! О машинах говорят и обозреватели GameSpy, которым показали демонстрационную версию. Неужели разработчики решили расщедриться на дорожное движение? В официальных списках обновлений о генерации дорожного движения нет ни слова. А как заманчиво это звучит — ряды автомобилей на дорогах и шоссе, плавно проплывающих под фюзеляжем идущего на посадку «Боинга».

Не считая болванчиков в самолетах, людей в этом мире не будет. Будут пассажиры! И они откроют для виртуальных пилотов новые возможности.

...ответчик ставить и схему крутить!

С самого начала MSFS была вещью в себе. Разработчики почти не утруждали себя ответом на вопрос «зачем все это»? Сейчас, когда авиасимуляторы вышли на уровень продаж, сравнимый с играми легкого жанра, промедление преступно. Человек имеет право спросить: «Вот, я сел в авиалайнер, перелетел из Нью-Йорка в Лондон — и чо?» — и получить на этот вопрос исчерпывающий ответ.

Предложенные по умолчанию полеты по сценарию проблемы не решают. «Полетайте над красивым вулканом», «повторите исторический полет» — это не варианты. В Microsoft поняли, что нужно нечто большее, чем набор из десятка условий полета. И в MSFS X мы впервые увидим режим кампании. Подробности скрыты за туманом войны, но уже ясно, что речь идет именно о карьере, и она будет связана с перевозкой пассажиров и грузов. Теперь пилоты не будут летать на пустых «Боингах», они будут возить за спиной «симсов». Увлеченные симуляторщики могут сказать свое веское «фе!» на этот шаг, но смысл нововведения понятен — привлечь в игру тех, кто не может долго гонять самолетики без конкретной цели.

Как следствие, в игре появятся «живые» аэропорты с техникой, с предполетными заданиями-брифингами, с яркими автомобильчиками «Следуй за мной!», с автозаправщиками, виртуальными салонами, возможностью лично прогуляться по стоянкам перед аэропортом (пока что это можно сделать лишь с помощью сторонних программ и то — с грехом пополам). Ожидается даже возможность объявить в воздухе о чрезвычайной ситуации.

Список этот — сугубо неофициальный, но он очень похож на правду.

Пой, ласточка, пой

Flight Simulator, скриншот, 116KB
Знакомые модели самолетов заметно прибавили в треугольниках. Всего самолетов будет двадцать четыре — точного списка разработчики еще не называли.

Физическая модель и графический движок останутся старыми — это сделано для того, чтобы игра была совместимой с самолетами и дополнениями сторонних авторов. Решение правильное — никто не даст разработчикам рубить сук, на котором держится популярность их симулятора-конструктора. Вопрос о двумерной панели управления пока решается, но я уверен, что ее оставят, — переводить управление всеми самолетами на чистое 3D невыгодно из-за проблем с той же совместимостью.

Новшества в физике тем не менее будут. Поменяется модель движения по земле, будут добавлены скользкие взлетные полосы после дождя. Скользить веселее по взлетной полосе неидеальной формы — идущей под уклон или изогнутой (такие встречаются в реальности). Ничего не говорят о модели повреждений — скорее всего, она так и останется двухвариантной: пациент жив или пациент мертв.

Двадцать четыре тысячи аэропортов на семи континентах (Антарктида тоже в списке). Шестнадцатикратно увеличенное наполнение мира. Двадцать четыре самолета (уже известно о том, что впервые в игре появится европейский авиалайнер — Airbus A321). Многопользовательская игра в «кооперативном режиме» — один игрок КВС, другой — второй пилот.

Итак...


Революция или эволюция? Те же щи или переворот в авиасимуляторах? Может быть, список нововведений и не шокирует старых поклонников жанра. Но новая графика, живой мир и режим кампании точно рассчитаны на то, чтобы завлечь в MSFS X тех, кто до этого играл лишь в стратегии и боевики.

А это уже заявка на переворот.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.8
проголосовало человек: 185
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования