ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

јвтор материала:
јнна  итаева
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є5 (114) май 2011
вид дл€ печати

Ќаги

¬озможно, мы не первые из разумных на планете «емл€. Ѕыли цивилизации и до нас. ћифы и эпосы разных культур с дивным единодушием рисуют облик существ, непохожих на человека или похожих — но лишь наполовину. Ќапример, на верхнюю половину. » если ниже по€са это существо напоминает змею, перед вами — нага. ѕредставитель мудрой и опасной расы змеелюдей.

–ису€ змею, не рисуй ей ноги даже дл€ красоты.

 орейска€ пословица

язык змей

—лово «нага» происходит из санскрита, древнего €зыка, отголоски которого можно найти во множестве современных, в том числе и в русском. —лово это многозначное и обозначает как полубожественное существо, способное принимать форму змеи, человека или промежуточную форму змеечеловека, так и просто змею, но не вс€кую, а с капюшоном — например, королевскую кобру. «Ќаг» или «нага» называют существо мужского пола, а женска€ форма должна быть «наги» или «нагини». –усский €зык, разумеетс€, не стерпел такого безобрази€ с окончани€ми, отчего мужчина змеиного народа стал у нас называтьс€ «наг», женщина — «нага», «нагин€» или «нагайна», а «наги» стало обозначением множественного числа.

«вучное слово «нагайна» пришло к нам эхом через среду английского €зыка. Ќаг и Ќагайна — так зовут семейную пару кобр в переводе рассказа «–икки-“икки-“ави» –едь€рда  иплинга. Ќагайной переводчики назвали огромную змею ¬олан-де-ћорта в серии книг ƒжоан –оулинг о √арри ѕоттере. „то ж, красивое им€ собственное, но женщина-зме€ пусть лучше зоветс€ «нагин€», все-таки ближе к санскритскому первоисточнику.

 стати сказать, существует заманчива€ дл€ криптоисториков гипотеза о том, что сам санскрит — это €зык нагов, которому мудрые змеи научили пришедших в »ндию ариев. ¬ названии его алфавита «ƒеванагари» отчетливо читаетс€ корень «нага», «ƒева-нага-ри» раскладываетс€ на смыслы как «божественных нагов €зык». ¬ ƒеванагари, в отличие от других алфавитов, нет ни одного зубного звука, зато дл€ произнесени€ некоторых звуков необходим длинный €зык — длиннее человеческого и, возможно, раздвоенный на конце. ¬ санскрите много придыхательных звуков с выдохом через нос. ¬се это рисует отличный от человеческого портрет носител€ €зыка — со змеиными клыками, без других зубов во рту, с малоподвижными губами, но длинным и раздвоенным змеиным €зыком. ≈сть упражнени€ йоги, которые помогают удлинить €зык, а кое-где в »ндии люди до сих пор подрезают основание €зыка. «ачем? ¬озможно, это отголоски древних обычаев, призванных помочь человеку овладеть чуждой речью, на которой изъ€сн€лись учител€ древней расы.

Ќу почему сбежал парикмахер?
“анцующие в ночи.
 рылата€ нага. —татуэтка из частной коллекции.

» недаром одним из традиционных качеств змеи считаетс€ мудрость — быть может, это пам€ть о змеелюд€х, наставл€вших несмышленое человечество на заре времен.

ќткуда змеиный хвост растет

’ороший у Ѕудды зонтик!

Ѕольше всего о нагах знают в »ндии и окрестност€х. Ќаги упоминаютс€ во многих эпизодах эпоса «ћахабхарата», причем выступают и как положительные персонажи, и как отрицательные, и как вполне нейтральные. ÷арь птиц, гигантский орел (или человек-орел) √аруда враждовал с нагами. »стори€ вражды началась с близкого родства: мудрец  ашь€па посулил двум своим женам исполнение желаний, и  адру пожелала себе тыс€чу сильных сыновей-змей, а ¬ината стала матерью √аруды. ∆енщины поспорили, ¬ината проиграла спор, и √аруда вынужден был служить зме€м. „тобы освободитьс€ от службы, он пообещал принести нагам амриту, напиток бессмерти€. ѕринес€ сосуд с амритой, √аруда поставил его на траву, а бог »ндра тотчас его унес — но несколько капель амриты пролилось. ¬ попытках слизнуть хот€ бы эти капли наги порезали €зыки об траву, и с тех пор €зыки у них раздвоенные. Ѕессмертными все они не стали, но получили способность сбрасывать кожу и обновл€тьс€. ј √аруда в отместку за дни услужени€ сделалс€ вечным врагом змей-нагов.

¬ высшей степени положительный образ нага запечатлен в неисчислимом количестве фресок и храмовых скульптур во всех странах јзии, где исповедовали индуизм и буддизм.  огда принц √аутама медитировал под деревом Ѕодхи (вида Ficus Religiosa), достиг просветлени€ и стал Ѕуддой, разразилась бур€ и целых семь дней шел дождь. ÷арь нагов ћукалинда развернул свой змеиный капюшон над головой Ѕудды и оберегал его от непогоды, а когда гроза окончилась, ћукалинда прин€л свой человеческий облик, поклонилс€ Ѕудде и вернулс€ в свой подземный дворец. —уществует великое множество статуй Ѕудды с оберегающим его покой нагом. ” нага может быть от одной до дев€ти голов, число всегда нечетное. ћагически превращатьс€ в человека способны не все наги, лишь самые продвинутые. »стинное это превращение или гипноз зрителей — вопрос праздный с точки зрени€ восточных религий и философий ввиду общей иллюзорности быти€.

Ќечетные головы — мужские, четные — женские.
Ќаги часто св€заны с водой.

“ыс€чеглавый змей, царь нагов јнанта-Ўеша (бесконечный Ўеша), плавает в водах космического океана, а на кольцах его змеиного тела возлежит бог ¬ишну.  огда смен€ютс€ кальпы и разрушаетс€ мир, Ўеша остаетс€ неизменным. ќбраз древнеиндийского мирового зме€ сходен с древнеегипетским ћехентой, античным ”роборосом, кусающим себ€ за хвост, и скандинавским ®рмунгандом, обвивающим землю.  ольца змеи символизируют бесконечное цикличное возрождение мира.

¬ »ндии нагов полагают хранител€ми рек и прочих водоемов. —читаетс€, что они вызывают дождь, а значит, служат плодородию земли — но также могут накликать наводнение и потоп. “аким образом, у нагов двойственна€ натура, однако к люд€м они настроены нейтрально и отвечают злом только на людское зло. Ќаги стерегут клады и сокровища. —уществуют племена, считающие себ€ потомками нагов, и в названи€х этих племен, а также местностей €вственно звучит корень «нага». ¬ честь нагов провод€тс€ ритуалы и праздники — например, индийский праздник Ќага ѕанчами.

¬ буддизме считаетс€, что наги обитают непосредственно под основанием божественной горы ћеру.  стати сказать, когда боги и демоны изначально добывали амриту, царь нагов ¬асуки обернулс€ вокруг горы ћеру, и высшие существа целых сто лет таскали зме€ за голову и хвост — взбивали первородный океан.

—в€щенна€ стена нагов в Ѕелуре (ёжна€ »нди€).

≈сть наги, живущие на суше или под землей, но чаще всего они св€заны с водной средой — как с реками, так и с морем. —огласно камбоджийской легенде, наги — это раса рептилий, большое государство которых располагалось где-то в “ихоокеанском регионе. ƒочь цар€ нагов вышла замуж за индийского брахмана, и от их союза произошли камбоджийцы. ѕо сей день они называют себ€ рожденными от нагов. Ќа барельефах знаменитого комплекса храмов јнгкор — множество изображений нагов.

— точки зрени€ индуизма, наги насел€ют седьмой из подземных миров, который называетс€ ѕатала, или Ќагалока. Ёто место красотой превосходит даже небесный мир »ндры. ѕатала сверкает золотом и драгоценными камень€ми, посреди столицы возвышаетс€ сплошь изукрашенный драгоценност€ми дворец цар€ нагов ¬асуки, и все обитатели этого мира нос€т на головах редчайшие драгоценные камни, освеща€ и родную Ќагалоку, и остальные подземные миры — потому что солнечный свет там отсутствует.  амень Ќагамани, который носит сам царь ¬асуки, излечивает от всех болезней. —транное дело, пристрастие нагов из ѕаталы к золоту и самоцветам подозрительно напоминает драконьи повадки...

Ёто интересно: среди всех живых существ чаще всего именно змеи бывают двухголовыми, причем они достаточно жизнеспособны. √лавное дл€ двух голов одной змеи — не нападать друг на друга и не дратьс€ за добычу. »ногда у двух голов имеетс€ один желудок на двоих, но бывает и у каждой свой собственный. Ќу чем не «мей √орыныч?

«мий или дракон?

 акой хорошенький...

—овременный человек учитс€ классифицировать с детства и кошку с собакой не спутает. ј дракона с нагом? ƒавайте про€сним этот вопрос.

»так, наги способны принимать человеческий облик и облик зме€, частенько многоглавого. »х подлинна€ внешность €вл€ет собой нечто среднее между двум€ названными крайност€ми: нижн€€ половина туловища нага — змеина€, верхн€€ — человеческа€. –азмерами серпентоиды, видимо, сходны с людьми. Ёто в общих чертах, а дальше начинаютс€ разночтени€. ѕо разным источникам, варьирует число рук у нагов — от трех пар до ни одной. Ќу, учитыва€ их индийские корни, многорукость неудивительна, в тех кра€х все многоруки — и боги, и демоны, и статуи. »ногда нагам вдобавок к рукам достаетс€ еще и по паре крыльев.

ћорские наги обросли перепонками и плавниками там и с€м — дл€ удобства, надо полагать. » лишь хвосты у них неизменно змеиные, ничего похожего на рыбий хвост сирен-русалок. „то же касаетс€ лиц, то древние источники особо подчеркивают красоту нагинь, становившихс€ женами людей. Ќо красота, как известно, пон€тие индивидуальное. Ќаверн€ка у серпентоидов иное строение черепа. »х глаза, нос, рот также должны отличатьс€ от человеческих. ћожно предположить, что женские лица нагинь ближе к человеческим, а физиономии мужчин-нагов грубее и больше похожи на морды €щеров... или все-таки драконов?

Ёто вовсе не библейский јдам наотрез отказываетс€ от €блока, которое ему пытаетс€ впарить змий, а совсем наоборот — √еракл сражаетс€ с Ћадоном, чтобы заполучить фрукты.
”рей на лбу маски “утанхамона — изоб-ражение богини-кобры, покровительницы Ќижнего ≈гипта.

ƒаже сходство рептильих черт лица и змеиных хвостов не отмен€ет главного: принципиально разного строени€ тела и конечностей. Ќаги в своем истинном облике безноги, а у дракона есть лапы — как правило, четыре, реже две (у виверн). Ћапы есть даже у китайских драконов «лун», отличающихс€ длинным и по-змеиному гибким телом. » все же встречаютс€ экземпл€ры, способные напрочь сбить с толку классификатора, — например, древнегреческий дракон Ћадон, который сторожил золотые €блоки √есперид и был побежден √ераклом.

„то же делать в сомнительных случа€х? –азбиратьс€ с каждым экземпл€ром отдельно. Ќапример, попытатьс€ загл€нуть ему в рот, чтобы проверить строение зубов. ≈сли экземпл€р, рассерженный подобной фамиль€рностью, дохнет огнем — значит, дракон, а если плюнет €дом — скорее всего змей. ћожет быть, именно поэтому в древности предпочитали классифицировать по хвосту, а не по зубам...

Ёто интересно:  ощей Ѕессмертный из русских сказок держал свою смерть в €йце. ¬еро€тнее всего, то было не птичье €йцо, а змеиное. ѕрототипом же  още€ послужил мифологический «мей, хранитель ћирового €йца.  огда герой убивает «ме€, наступает конец первозданного хаоса и мир разворачиваетс€ из €йца, приходит новый пор€док вещей. ¬ качестве примера здесь можно вспомнить, как месопотамский бог ћардук победил богиню-змею “иамат и из ее рассеченного тела сотворил мир.

ƒревнее человека

‘у —и — справа, суд€ по тому, что в руке он держит изобретенный им циркуль.

 роме обширных свидетельств о нагах, которыми пестрит мифологи€ и топонимика »ндии, существуют описани€ и изображени€ подобных существ в других культурах и цивилизаци€х.

 итайска€ богин€ Ќюйва и ее брат-супруг ‘у —и изображаютс€ с головой и руками человека и с телом змеи. Ќюйва создала людей и спасла землю от потопа, заслуги ‘у —и поскромнее — он лишь научил людей ловить рыбу, приручать зверей и готовить пищу на огне, изобрел музыку, письменность и измерительные инструменты. —нова люди-змеи выступают в роли наставников юного человечества.

ƒревнегреческий “ифон, самый могучий из детей √еи («емли), имел человеческую верхнюю часть тела, однако руки его заканчивались множеством змей, и ниже по€са у него тоже были гигантские змеи вместо конечностей. “ифон выдыхал плам€ и был с трудом побежден лишь самим «евсом. ≈го женой стала ≈хидна, полудева-полузме€ с прекрасным лицом и злобным нравом.

ѕифон, которому поклон€лись пифии ƒельфийского оракула, считаетс€ то ли змеем, то ли змеевидным драконом. ѕо одной из версий, его тоже называют сыном √еи-«емли, из чего можно сделать вывод, что древние греки имели дело с сухопутной разновидностью нагов. «меиное туловище вместо ног имел  екропс, сын √еи и первый царь јттики. ≈го дочер€м был передан на воспитание Ётихтоний, будущий царь јфин, тоже рожденный √еей и тоже змеехвостый.

Ѕог  укулькан, в честь которого май€ строили пирамиды.
я ль на свете всех милее, всех прекрасней, зеленее?

Ќепон€тно, следует ли относить к расе змеелюдей сестер-горгон ћедузу, Ёвриалу и —фено с €довитыми зме€ми вместо волос и взгл€дом, обращающим в камень. —реди прочих черт их облика упоминаютс€ крыль€, характерно змеиные клыки и чешуйчата€ змеина€ кожа. ядовитое дыхание и смертельный взгл€д свойственны и нагам, а «горгона» — всего лишь прозвище, которое значит «ужасна€».

—видетельства контакта с серпентоидами оставили нам доколумбовые цивилизации јмерики. ¬ классическом искусстве май€ Ќебо изображаетс€ в виде двуглавой змеи, на теле которой нарисованы звезды. ” богини »ш-„ел, жены верховного бога пантеона май€, змеи в волосах. ќдин из главных богов ацтекского пантеона —  етцалькоатль, ѕернатый «мей. ќн сотворил людей, а потом, как водитс€, еще и послужил наставником — дал им маис, научил следить за движением звезд, обрабатывать драгоценные камни, лечить болезни, выплавл€ть металл и создавать мозаики из перьев. —иуакоатль (женщина-зме€) — богин€ земли, войны и родов, покровительница женщин, умерших при первых родах. ј у богини кукурузы вместо человеческой головы из шеи вырастают семь змей, и зовут ее „икомекоатль, что значит «семиголова€ зме€».

Ёто интересно: ««ме€» — так называетс€ вышедший в 2009 году роман јндже€ —апковского, прославившегос€ сагой о ведьмаке √еральте. √ерой ««меи», советский офицер и пол€к по происхождению, во врем€ войны в јфганистане встречает змею с золотой чешуей и золотыми глазами, и встреча переворачивает всю его жизнь.

“е же, но с оружием

»нтересно, что наги древности были совершенно не воинственны. ѕри всех своих способност€х они лишь защищаютс€, а не нападают, и вообще предпочитают действовать словом, убеждением, в крайнем случае — гипнозом. ќни — мудрецы, маги и книжники, хранители знаний, а вовсе не брутальные бойцы. ¬озможно, наги попросту щадили младших братьев-человеков, относились к ним как к детишкам. Ќе будет же взрослый всерьез воевать с ребенком, которого сам всему научил! Ќу разве что накажет за нарушение правил, дл€ в€щего усвоени€ миропор€дка.

«ћечей на вас не напасешьс€!»

ѕеребравшись в виртуальные миры, наги €вно пон€ли, что человечество их в покое не оставит и пора братьс€ за оружие. –азумеетс€, они тотчас показали себ€ превосходными воинами.

Ќа голове нага из HoMM 6 — рога, что свойственно €понским зме€м.

—ери€ пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic €вила игровому миру великое множество существ. Ќагам тоже повезло. ѕравда, на службу в замке почему-то рекрутировали только нагинь. ¬ HoMM 3 они числились в войсках шестого уровн€ Ѕашни (Tower). —ильна€ атака, хороша€ защита, хот€ и медленное передвижение — наги, а в особенности их улучшенна€ и более быстра€ верси€ — королевы-наги, зарекомендовали себ€ отличными бойцами.   тому же враги не возвращают им удар. Ётой же счастливой способностью обладают наги из HoMM 4, войска третьего уровн€ в јкадемии (Academy). ќни физически сильны и сравнительно быстры, так что наги — это бойцы, на которых можно положитьс€. —овершенно непон€тно, куда и почему они исчезли в п€той части! ƒаже среди нейтральных существ их нет.

ћожет быть, нагин€м надоело сражатьс€ в одиночку и они отправились за мужчинами? ѕотому что в долгожданной, вот-вот гр€дущей шестой части наконец по€в€тс€ наги мужеска пола. ќбычные — с двум€ руками, продвинутые — с четырьм€, это самые могучие из глубоководных нагов, мастера смертоносного боевого стил€ «„етыре волны». ќни будут сражатьс€ за —в€тилище (Sanctuary). —тилистика их внешности заметно сдвинулась к самурайской. ј что же прекрасные дамы расы водных серпентоидов?  ораллова€ и жемчужна€ девы мало того, что змеехвосты, так еще и змееволосы, но рук у них всего две. ¬ результате нагини HoMM 6 больше напоминают не своих предшественниц из третьей и четвертой игр, а нейтралов-медуз из HoMM 2. ’ороши были тетеньки! ”стремл€ли на врага пристальный взор, в котором читалось 20% веро€тности окаменеть.

¬ мире ролевых игр Dungeons & Dragons наги по€вились в числе первых.   насто€щему моменту известно четыре основные расы нагов — темные наги, наги-стражи, духовные наги и водные наги. Ќаги выгл€д€т как змееподобные существа с головами, более или менее напоминающими человеческие, и ростом они примерно с высокого человека — но могут подн€тьс€ еще выше на сильном змеином хвосте. Ёто производит впечатление как в бою, так и в цивильной жизни. ” каждой расы — свои специфические заклинани€ и магические способности. ¬нешне наги разных рас отличаютс€ типом и расцветкой чешуи. ќсобо можно выделить кост€ных нагов — это живые мертвецы из числа серпентоидов. Ќаги из леса Ўиномен имеют вполне человеческий торс и змеиный хвост. —уществует также страшненький гибрид нага и гидры, п€тиголова€ нага-гидра.

—кольких € зарезал, скольких перерезал...
 оролева јзшара правит своими подданными твердой рукой... точнее, несколькими парами рук.
ятаган, трезубец и сеть — вот мои документы!

—огласно легендам «абытых королевств, наги были созданы расой творцов-рептилий. ¬ числе прочих рас они также сотворили юань-ти, магическими методами скрещива€ людей с рептили€ми. ¬ отличие от нагов, которые могут склон€тьс€ к добру и злу, к хаосу и пор€дку, юань-ти — на редкость непри€тные типы, все как один. ќни дел€тс€ на три основных касты или породы. „истокровные выгл€д€т почти как люди, лишь некоторые черты выдают в них чужаков — раздвоенный €зык, раскосые глаза, п€тно змеиной чешуи на коже. ¬ полукровках змеина€ природа проступает сильнее, у них встречаютс€ змеиные хвосты вместо ног, змеина€ кожа по всему телу, капюшон как у кобры. ”жасные (или отвратительные, англ. abomination) юань-ти выгл€д€т как гигантские змеи с человеческой головой или руками. Ёто сама€ высокопоставленна€ каста в их обществе. ёань-ти поклон€ютс€ змеиному божеству —сету. —ущественна€ подробность их биологии — юань-ти откладывают €йца. ёань-ти играют существенную роль в таких основанных на системе DnD играх, как Neverwinter Nights, Icewind Dale и Icewind Dale II, BaldurТs Gate II.

Ќаги — хоз€ева морей WoW.
ќбитатели Runes of Magic.

ћощна€ раса нагов обитает в мире Warcraft. »х происхождение зав€зано на неосторожное обращение с магией. ∆или-были ночные эльфы под управлением королевы јзшары, а среди них — так называемые высокорожденные, которые проводили опасные эксперименты с магическими силами  олодца ¬ечности.  огда колодец взорвалс€ и разнес на клочки весь  алимдор, королева јзшара и ее приближенные оказались на дне мор€ и превратились в злых и ужасных змееподобных нагов.

 ое-что в них осталось от ночных эльфов, но к эльфийским чертам добавились такие милые детали внешности, как змеиные хвосты, €довитые клыки, множество рук, щупальца, острые гребни и плавники, €довитые змеи вместо волос. ¬ обществе царит матриархат, мужчины подводных нагов выполн€ют лишь подчиненные функции, а женщины практикуют магию. ћужчины-наги сильны, глупы, и морды у них рептильи. ќни могут командовать небольшими военными отр€дами, но во главе армии всегда стоит женщина. Ќагини преимущественно сохранили эльфийскую красоту лиц и острый ум. Ќаги — жестока€, мстительна€ раса, и единственное, что их объедин€ет, — это стремление отомстить бывшей родне, ни в чем не повинным ночным эльфам.

„ем дальше, тем кровожаднее... „то ж, зато можно радоватьс€, что нагам в виртуальных мирах не грозит вымирание. ќни уверенно зан€ли свою нишу и отстаивают ее с оружием в руках.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
7.5
проголосовало человек: 278
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€