КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Евгений Баранов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (112) март 2011
вид для печати

Team Fortress 2
Очумелые ручки

Жанр:
боевик (многопользовательский)
Издатель:
Valve
Системные требования:
Минимальные - 1.2 GHz, 256 MB, video 128 MB, 56K
Рекомендованные - 2.4 GHz, 512 MB, video 256 MB, Broadband
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
локальная сеть, интернет
Рейтинг: 94%

Рецензия в ЛКИ: №11 2007


— А еще очки надел! Ишь ты, изобретатель!.. Выучили вас на свою голову — облысели все!

к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»

В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Обаятельный и лысый, как Брюс Уиллис. Мастер на все руки — что гвоздь забить, что кран починить, что собрать на дому ядерный реактор. Двумя словами, Инженер — завидный жених! И, по словам правдоруба Пулеметчика, «инженер полезен команде!» Если, конечно, техасский самородок умеет обращаться с разводным ключом. Игра инженером сильно отличается от тактик других классов; механик почти не ввязывается в бой, а зачастую вообще отсиживается в глубоком тылу, охраняя контрольную точку или разведданные. Как не заскучать от долгих «посиделок» за раздатчиком и принести победу своим соратникам, мы расскажем в этом руководстве.

«Классный ствол... только на кой он мне сдался?»

Обзор вооружения

Дробовик

Не стоит недооценивать дробовик! Пара выстрелов с расстояния в пару метров не обрадуют даже самого сильного бугая.

На фронте инженеру чаще всего заняться нечем — враг, увидев возводящуюся постройку, не упустит случая снести ее в два счета. Поэтому и полноценного увесистого оружия работяга не имеет; его удел — отстреливать захожих шпионов и злить пулеметчиков с безопасного расстояния. Урон будет смешной, но если подобраться в упор и шарахнуть дробью, результат окажется более приятным. А еще дробовик — лучшее средство для удаления бомб-липучек, если, конечно, будете успевать их отстреливать. Помогает редко: чаще всего злодей замечает, что его снаряды немедленно устраняются, и взрывает их поодиночке — а одной липучки хватит с лихвой, чтобы порвать инженера в клочья. И вообще подрывник, минирующий «гнездо», — не столько ваше упущение, сколько недосмотр союзников. Почти как три полностью отстроившихся вражеских технаря у вас на базе.

Это интересно: в миру сей дробовик кличется Remington 870 и является одним из самых популярных видов вооружения среди гражданского населения.

Самосуд

Запас «критов» мести спасет вас от хулиганов во время прогулки по пустынным тылам.

Причудливая вещь для настоящих атакующих инженеров, которые появились как вид после именного обновления. Выглядит как вычурный дробовик викторианской эпохи с затейливым устройством сбоку; всего три патрона в обойме.

Бережете свою турель, драгоценную малютку с милым взглядом? Хватит: каждый «фраг» пулемета преобразуется в два гарантированных критических выстрела для Самосуда, а каждая помощь — в один. Но свои заработанные «криты» инженер получит только после разрушения пушки — не важно, от рук луддитов или путем целенаправленного сноса.

Это важно: если вашей турели повезло оказаться на удобной и неожиданной позиции и скосить целый полк, есть смысл снести ее и отстроить сызнова. Тогда в случае вражеского прорыва у вас в руках может оказаться до нескольких десятков критических выстрелов... Зовите медика; если вы неплохо стреляете, просите включить в нужный момент уберзаряд. Отличный сюрприз для вражеской команды: неуязвимый инженер, с двух залпов рвущий в клочья даже пулеметчика! Жаль, на прочее вооружение технаря критический урон не распространяется и выхватить ключ, когда обойма опустеет, не самый лучший выбор.

Пистолет

Нарочито крошечный, пистолет ПСМ целиком помещается в ладони инженера. Стреляет соответствующе: быстро, кучно и слабо, эдакая мини-копия пулемета. Помогает при борьбе на приличном расстоянии — ни один снайпер не обрадуется стрекочущему недомерку в могучей лапе технаря. Мишени, если в нее выпустить всю обойму (для этого достаточно трех секунд), не поздоровится.

Это интересно: пистолет модели ПСМ был изобретен только в 1972 году, а события TF2 разворачиваются в 1969-м. Кстати, сей малыш родился в СССР.

Люгер Макса

Знаменитый пистолет Макса из дуэта «вольной полиции». Можно получить, одолев знаменитого кроля стритами и флэшами в карточной игре Poker Night at the Inventory. Ничем не отличается от пистолета обыкновенного, кроме внешнего вида. Очень привлекательного и радующего глаз вида! Обязателен всем поклонникам соответствующей серии комиксов и игр, которые не прочь на досуге погонять вагонетки.

Смотрится неплохо, стреляет исправно, без осечек —
что еще нужно?

Поводырь

Ваша пушка совсем близорука? Она не видит дальше тридцати футов? Все захожие снайперы безнаказанно дурачатся перед ее носом?! Пора исправить это недоразумение! Возьмите Поводырь — и управляйте турелью вручную! Радиус поражения становится немыслимым, а защитное поле уменьшит повреждения, наносимые вашей малютке, в три раза! И ничто не мешает проверить вон того подозрительного поджигателя парой ракет... Ага, шпион! Был, да сплыл; земля ему пухом. Только осторожнее при переключении на другое оружие — автоприцеливание восстанавливается целых три секунды; достаточно, чтобы назойливый разведчик разобрал своей рыбиной присмиревшую угрозу. Варианты использования прямой наводки достаточно разнообразны и будут рассмотрены позже.

Это важно: если вы играете инженером давно, не упустите случай попробовать одну тактику. Когда на вас обрушивается молот «убера», переключитесь на Поводырь. Пушка получит неплохую защиту, но никто не будет ее чинить! Второй инженер исправит положение, но можно рискнуть и чинить ее самостоятельно. Быстро переключайтесь на гаечный ключ, бейте разок по пушке и снова берите в руки пульт; повторять до тех пор, пока нападающим не надоест без толку выколачивать пыль из турели.

Гаечный ключ

Не стоит пугать неуравновешенного поджигателя стрельбой, лучше двинуть разводным ключом по темечку.

Удобный, эргономичный инструмент, без которого нет жизни ни одному сантехнику. Да и человеку любого рода деятельности — чтобы чинить телевизор, стучать по батарее, открывать шампанское и «приглашать» дам на свидание. С ним справится даже инвалид — ведь чтобы ключ принес пользу, достаточно лупить им постройку! Если она только возводится, скорость «развертки» удвоится (второй и третий инженеры помогут сократить время строительства до жалких нескольких секунд), если уже готова к бою — будет улучшаться с каждым ударом. Ключом можно сбивать жучки шпионов, пополнять запасы патронов и ракет у турели, устранять неполадки и, что называется, подкручивать гайки. Про применение инструмента для расправы над злобными интервентами рассказывать необязательно — они сами многое поведают врачам в травматологии, если, конечно, выйдут из комы в отличном от «овоща» состоянии.

На заметку: не прекращайте стучать по своим и дружественным постройкам! С каждым ударом растет шанс критического попадания, а это вам не шубу в трусы заправлять. «Критами» пренебрегать глупо и опасно: кто знает, какая сволочь заглянет к вам на огонек?

Южное гостеприимство

Ох, не дай бог встретить такой прием, каким радует инженер заглянувших на огонек шпионов! ЮГ делает обладателя уязвимее к огню, а случайные критические удары пропадут — зато некоторые элементы дизайна ключа оставят бедолаге на память от вас кровоточащую рану, коя будет изводить гостя в течение пяти секунд.

Это важно: не берите Южное гостеприимство с собой в диверсионный поход! Эту ошибку вам объяснит поджигатель, который не прочь пробежаться разок-другой по своим угодьям в поисках шпионов. Сражаться один на один с пироманом гораздо проще, если «горючесть» инженера не занижена. Тем более что с любителями поножовщины у маньяка разговор короткий...

Острозуб

Острозуб еще не опробован как следует «в поле», но его характеристики любопытны. Скорость постройки вырастет на 30% (когда инженер «помогает» ключом), но урон от инструмента уменьшится на 20%. Очень удобен, если вас прикрывают друзья, а вот до стройплощадки топать далековато. Так можно свести потерю драгоценного времени к минимуму, но драться инструментом в этом случае нежелательно. Пригодится в рейде по вражескому тылу, когда на счету каждая секунда и постройки должны собираться гораздо быстрее. Также полезен в команде с несколькими технарями — вы несомненно обрадуете коллег заметным плюсом в скорости возведения.

Оружейник

Коренным образом меняет стратегию игры инженером. Оружейник — механическая рука-протез (так вот почему перчатка у техасца только на одной конечности — она роботизированная!); экипировав ее, инженер не сможет строить стандартную турель. Ей на смену пришла мини-турель! Ставится за 2,5 секунды, не чинится, не улучшается, стреляет вдвое слабее полноценного варианта и стоит всего лишь 100 единиц металла. Ах да, сам Оружейник дает прибавку к здоровью (25 единиц) и не имеет случайных «критов» — только каждый третий удар по врагу всегда наносит критический урон. Надо только догнать и трижды стукнуть по черепу...

Золотой ключ

Их существовало всего сто штук — до того, как прошла акция по их уничтожению. Мечта каждого инженера, за которую не грех отдать весь инвентарь. Единственное отличие от ключа обыкновенного — Золотой сделан из австралия, редчайшего металла с необыкновенными свойствами. Одно из них — каждый сраженный таким элитным орудием превращается в золотую статую. Ну, и текстура. И иконка убийства. И все.

«Построено на совесть!»

Обзор построек

Турель

Автоматический стационарный пулемет, разработанный в XIX веке Рэдиганом Конахером (дедом Инженера) и усовершенствованный в середине 1960-х годов Деллом Конахером (самим Инженером). Разворачивается самостоятельно в течение десяти секунд — достаточно открыть ящик, и процесс начнется. Как уже упоминалось, охаживая пушку гаечным ключом, вы удвоите скорость строительства; колотя по ней вчетвером, вы завершите возведение меньше чем за секунду!

Турели
Турель 1 ур.
Прочность 150
Затраты 130 м
Вооружение  Один ствол
Урон 14-18; 4 выстрела/сек
Патроны 100
Турель 2 ур.
Прочность 180
Затраты 330 м
Вооружение 2 вращающихся пулемета
Урон 14-18; 8 выстрелов/сек
Патроны 120
Турель 3 ур.
Прочность 216
Затраты 530 м
Вооружение 2 вращающихся пулемета,
ракетная установка
Урон 14-18; 8 выстрелов/сек;
120-140 от каждого ракетного залпа;
1 залп в 3,5 секунды
Патроны 144; 20 кластеров по 4 ракеты
Опасное местечко. Подрывник сможет накидать гранат, даже не подставляясь под пули.

Не забывайте, что Поводырь повышает прочность пушки в три раза, пока вы наводите прицел вручную, а также увеличивает частоту выстрелов вдвое: было четыре выстрела в секунду — стало восемь.

Когда вы уже готовы развернуть опасную игрушку, предстоит сделать выбор: куда будет «смотреть» новорожденная турель? Конечно, ей немного стоит оглянуться и на 180 градусов, но для такого поворота понадобится полсекунды — достаточно, чтобы подрывник выплюнул пару липучек! Старайтесь ставить пушку так, чтобы сектор мгновенного реагирования оказался хотя бы примерно там, откуда должен явиться противник. Не стоит пренебрегать дальностью; враг вне пределов досягаемости без проблем сотрет вашу малышку с лица земли, и обломки ценой в шестьдесят кусков металла послужат слабым утешением. Когда зона поражения «упирается» в стену или, на худой конец, уходит за край карты, для сноса сего сооружения придется приложить усилия, что инженеру на руку.

Мини-турель

Не любите торчать в гнезде, приманивая снайперов? Надоело отмахиваться от шпионов, пока соратники завоевывают награды? Тогда отрубайте правую руку, прикручивайте Оружейник и покажите, из какого теста вы сделаны! Как уже упоминалось, мини-турель возводится за 2,5 секунды, обойдется в 100 кусков, а прочностью всего лишь 100 единиц. 7-9 очков урона, 6 выстрелов в секунду — ну что тут такого? Внезапность! Зайдите в тыл, оставьте малютку в укромном месте, откуда у нее будет неплохой обзор, — и возвращайтесь к своим, помогайте другим инженерам, стройте телепорты. Свалив с ног пару прохиндеев, мини-турель падет смертью храбрых, но что мешает вам поставить еще одну? Такая тактика отлично сочетается с Самосудом, ибо пушка будет часто разрушаться и много убивать.

Раздатчик

Громоздкий холодильник, убежище побитых разведчиками поджигателей и пулеметчиков с «голодными» «подружками». Исправно снабжает инженеров металлом, а союзников — боеприпасами и здоровьем (обычно холодильник не очень-то способствует здоровому образу жизни...). Строится целых двадцать секунд, но совместными усилиями нетрудно сократить этот период. Свежий раздатчик содержит 25 кусков металла — небольшой плюс для того, чтобы тут же соорудить турель.

Раздатчики
Раздатчик Прочность Стоимость Лечение Боеприпасы Металл
1 уровень 150 100 10 в секунду 20% в секунду 40 за 5 с
2 уровень 180 300 15 в секунду 30% в секунду 50 за 5 с
3 уровень 216 500 20 в секунду 40% в секунду 60 за 5 с

Учтите, что раздатчик становится сборным пунктом для команды, — особенно если рядом построена еще и турель. Если же линия фронта уползла дальше — смиритесь: придется переезжать, «дисп» нужен не только вам.

Отсюда не видно, но там, за раздатчиком, бузит пулеметчик. С помощью «холодильника» мы не только сбережем свою шкуру, но и поможем удержать контрольную точку.

На заметку: сквозь раздатчик (как и сквозь пушку) могут пройти только союзники инженера; для него самого, как и для врагов, диспенсер непреодолимая преграда. Так и напрашивается вывод, что раздатчиком можно неплохо «запираться» в помещении, — правда это или нет, мы подумаем в одной из следующих главок.

Муля, не нервируй меня!

Помимо всевозможных способов убийства инженера, на вооружении у шпиона есть психологические приемы. Ведь ботов в мире Team Fortress 2 нету (есть самопальные, но они работают с перебоями и ненадежны, и есть официальные, работающие только на четырех картах), каждый ваш друг и враг — живой мясной человек. Излюбленный метод привести инженера в состояние слепого бешенства и шумной истерики — «жучить» вход телепорта. Шпион находит портал, встает около него и непрерывно ставит жучок. Инженер не успевает его сбивать (даже втроем это физически невозможно, поскольку пауза между ударами ключа — около половины секунды, а у жучка такой паузы нет вообще). В конце концов телепорт рушится, если злопыхателя не обнаружат ваши союзники. Почуяв скорую гибель, шпион может перестать «спамить» жучки и встать на телепорт. Велика вероятность, что он убьет незадачливого технаря, который в порыве любви к своему творению забыл про главное правило всех инженеров: не стоять на выходе телепорта!

Совершил убийство и исчез без следа. Верен заветам Агента 47, Штирлица и Джеймса Бонда!

Не стоит думать, что этим исчерпывается фантазия шпионов, — некоторые подходят к процессу творчески. Было дело, когда ваш покорный слуга охранял разведданные на карте Well вместе с братом по несчастью. Хитрый француз предпочел не кидаться на амбразуру и начал нас изводить: маскировался под нас и бегал в поле зрения; маскировался под наших товарищей и с помощью голосового чата засорял эфир; выходил из невидимости в комнате за стеклом и размахивал ножом, дразня своей безнаказанностью. В итоге мы оба бросили свои посты и, вооружившись дробовиками, устроили рейд, в ходе которого, разумеется, ничегошеньки не нашли. Пока мы рыскали по карнизам и лестницам, злодей улучил момент, пробрался к «гнездам», которые были построены по всем СНИПам и ГОСТам и прикрывали друг друга, спокойно раскидал жучки тут и там и был таков. Своего он добился: пушка и раздатчик не дожили до живительного удара гаечным ключом. Если бы его команда оказалась порасторопнее, у них были бы все шансы завладеть документами. Психологическая война во всей своей красе!

Телепорт

Порой путь от точки возрождения до поля брани бывает неоправданно долог. Телепорты призваны сократить этот путь до минимума!

Каждый телепорт состоит из входа и выхода — вставший на «вход» союзник либо замаскированный шпион немедленно переместится к «выходу». После переброски телепорт перезаряжается — начального уровня будет готов через 10 секунд, 2-го и 3-его — через 5 и 3 секунды соответственно. Судя по всему, и вход, и выход — это одно строение, ведь чинятся они одновременно, жучок шпиона ставится сразу на оба, да и сбивается аналогично. Однако обычное уничтожение одного портала не разрушит другой; только уровень обнулится и придется усовершенствовать заново.

Вот в таких местах можно и нужно размещать выходы телепортов. Случайная ракета сюда не приле-
тит, а особых причин заглядывать в эту нишу ни у кого нет.

При строительстве телепорта стоит учитывать направление выхода. Поворачивайте его так (с помощью ПКМ), чтобы стрелка указывала туда, куда пассажиру понадобится идти, то бишь — база противника, контрольная точка или что-то не менее значимое.

Просто так телепорт не отпустит пассажира — в течение нескольких секунд вокруг него остается облачко светящихся частиц. И если вы вдруг встретили в глубоком своем тылу злобного вражеского солдата с голубой аурой — знайте: где-то спрятан телепорт.

Это интересно: с телепортами связана одна инженерская шуточка. Если разместить два портала-выхода на наклонной поверхности по принципу кровли (один чуть-чуть прикрывает другой), то каждый выходящий из нижнего телепорта непременно застрянет. Выход ему один: суицид.

Заведите привычку обходить выход телепорта стороной, хотя бы на расстоянии пары шагов. Может произойти телефраг — если в тот момент, когда кто-то стоит на портале-выходе, некто из другой команды вздумает воспользоваться чудо-штукой. Два предмета не могут существовать в одной точке, и один из них расщепится на частицы. Именно тот, который «встретил» путешественника.

Специализации инженера

Не все профессии одинаково полезны!

К арсеналу технаря относятся по-разному. Для одних Самосуд — бесполезный хлам, не чета дробовику; кто-то презирает Оружейник; кому-то, наоборот, любы новинки, а старые варианты надоели. Скажем так: если правильно применять все это добро, польза будет от каждой вещи. Каждая тактика игры инженером подразумевает свой набор экипировки — или, наоборот, выбранные «инструменты» формируют тактику?

Инженер оборонный, усталый и суровый

Арсенал: Дробовик, Пистолет, Южное гостеприимство.

Классика, подправленная инновациями. Практикует создание мощных стационарных «гнезд» и не любит переездов. Лучший выбор для защиты: удобное место, где нельзя подобраться к пушке за пару секунд и куда не получится забросить незаметно гранату или бомбу-липучку. Конечно, эти условия выполняются не всегда — порой нужно прикрывать огнем весьма обширную территорию, где безопасно не бывает.

Классика. Инженер и разведданные в полной безопасности — пока цела турель.

Как строить классическое «гнездо»? Желательно забиться в угол, чтобы вас не отбросило взрывом или чтобы не напали сзади; но угол не всегда под рукой! Размещайте турель так, чтобы прямо перед ее носом не было длинных коридоров — иначе солдаты сыграют боевой марш на ваших нервах. Рядом с дверным проемом тоже не стоит возводить пушку: поджигатель и пулеметчик смогут растоптать ее совершенно безнаказанно. Среднее расстояние и низкий потолок — ваши друзья! Последний фактор немного снизит опасность подрывников, снаряды которых летят по параболе.

Раздатчик — вещь спорная. Можно разместить его рядом с пушкой, создав своеобразный заслон, за которым можно прятаться от огня противника. Ведь даже раздатчик третьего уровня не успеет приштопать вам оторванную ногу, а медики редко сидят возле «гнезда», у них и так навалом работы. Также можно спрятать раздатчик за своей спиной и сосредоточиться на ремонте турели; тоже резонно, не придется орудовать ключом на два фронта, да и «дисп» целее будет. Проверяйте время от времени, не сидит ли на «холодильнике» шпион. Эти прохиндеи не прочь иногда усесться на раздатчик и не вылезать из невидимости, ожидая удобного момента для удара в спину.

Пускай диспенсер принимает огонь на себя, ему не надо семью кормить. Инженер тоже холостяк, но роман с турелью никто не отменял! А уж эта дама требует ухода и внимания.

Это важно: хоть в TF2 никто летать не умеет, есть резон поднимать взор к небу. Вражеские агенты, ошалев от собственной наглости, не упускают случая взобраться на инженера, который весь в делах. «Гнездящиеся» технари редко перемещаются, и эта «кукушка» однажды обязательно клюнет в спину и подбросит жучки на осиротевшие постройки.

Телепорт? Главное, чтобы был под рукой и не под вражеским огнем, хотя... почему бы не подставить его под пули, продлив жизнь турели? В любом случае, за спиной выход лучше не строить — шпион, видите ли, тоже умеет кататься на волнах пространственных червоточин. Чужих червоточин.

Это важно: никогда не стойте на выходе телепорта! Ни на своем, ни на чужом! Замаскированный засланец разорвет вас на молекулы, если вы ненароком «совпадете» в пространстве. Смотрели фильм «Муха» Джона Карпентера? Вот случится нечто похожее, только мгновенно и с летальным исходом. А шпиону ничегошеньки не будет... не стоит напоминать, как обрадуется ушлый француз.

Инженер поддержки, заботливый, но дерзкий

Арсенал: любой.

Когда солдаты рвутся в бой, а противник не особо стремится в атаку, нет резона сооружать импровизированную линию Мажино. Достаточно вовремя доставить горячих финских парней к фронту и обеспечить их неиссякаемым запасом патронов! Пушка в таких случаях уходит на второй план.

Снабжение пулеметчиков свинцом — полезное занятие, особенно в защите. Вряд ли этот детина был бы так доволен без милого сердцу раздатчика под боком.

Главное — возвести раздатчик и телепорт в таких местах, куда даже шальная пуля не прилетит. Оптимальный вариант — диспенсер за углом, где его не засекут «лишние» свидетели, но в шаговой доступности для своих. Портал резонно припрятать в какой-нибудь закуток, где он опять же не попадет на вражеские радары.

Лучше уж вы к нам!
Вход телепорта скрыт от вражьих глаз на точке возрождения — а значит, можно без опаски стоять на выходе.

Если вы давно не посещали выход телепорта, есть резон присмотреться к «килл-логу» — списку в правом верхнем углу экрана, пополняющемуся все новыми и новыми жертвами. Порой охочие до халявных «фрагов» хитрецы организовывают засады около порталов. Пассажир пространственной трещины оказывается убит во мгновение ока, и чаще всего — одним и тем же лицом. Если «одно и то же лицо» регулярно учиняет расправу над вашими ребятами (тем паче если вы стоите у портала-входа и видите, как «покидающие перрон» немедленно записываются в ряды покойников), либо отговорите союзников от поездки, либо сломайте постройку. Но лучше всего тихонько подкрасться к подлецам и проучить как следует!

Инженер-диверсант, быстрый, как сапсан

Арсенал: Дробовик, Поводырь, Гаечный ключ.

Маэстро инженерной мысли, технарь-диверсант тихой сапой прокрадывается в глубокий тыл врага, где сооружает выход телепорта. Чаще всего в тех же краях техасец строит гнездо целиком по принципу защитного инженера, но иногда лучше оставить портал в одиночестве. Так он не будет привлекать лишнего внимания.

Цель диверсанта — создать непрерывный поток однополчан туда, где другая команда их не ждет. Яркий тому пример — длинная шахта рядом с точкой возрождения защитников на одном из этапов Gold Rush. Самые смелые и везучие инженеры не стесняются окопаться в конце этого коридора, где в считанные секунды собирается ударный отряд. После шокирующего нападения «из-за ширмы» силы, атакующие во фронт, стахановскими темпами доставляют вагонетку в пункт назначения, пользуясь плодами сего удара в спину.

Это важно: не будьте эгоистом! Если рядом мучается инженер без металла, помогите ему побыстрее возвести и улучшить постройки. Одна турель второго уровня лучше, чем две турели первого, — если эти две пушки не стоят на отдалении. Так выгоднее заманить врага в «клещи». Но это не значит, что нужно чахнуть над металлом, как Кощей над златом.

Вдвоем и работа не в тягость! Вот улучшим турель до предела и унесем на позицию; порой вести строительство на фронте слишком опасно.
Steel — одна из самых удобных карт, чтобы быстро проникнуть в тыл и возвести там укрепрайоны. Два инженера — вдвое больше проблем защитникам: покамест поток союзников к незащищенным пределам непрерывен.

Но прежде всего надо перебраться через линию фронта и найти удобную стройплощадку. Очень важно не попадаться никому на глаза, не стрелять и не звать медика — тише воды, ниже травы. Пользоваться стоит самым длинным и неудобным путем в тылы — так вероятность роковой встречи минимальна. Даже если вы одолеете одиночного подрывника или солдата — что вполне вероятно, — тот посвятит ближайшие полчаса поискам вашего телепорта и вас самих. Надо ли говорить, что такой «хвост» не даст покоя?

Попробуйте уговорить товарищей проводить вас в тыл. Пока они самоотверженно принимают огонь на себя, вы прошмыгиваете в самый темный закоулок, где возводите все, что нужно. Надеюсь, вы уже улучшили вход телепорта до третьего уровня? Тогда вам осталось лишь развернуть выход, оприходовать его разок-другой ключом и встречать друзей. Если планируете построить полноценное «гнездо», упросите прибывших охранять вас вплоть до сдачи проекта, дабы местные заправилы не сумели разнести все к чертям.

Инженер атаки — неусидчивый, собака!

Арсенал: Самосуд, Пистолет, Оружейник.

Порождение Engineer Update, неуравновешенный типчик с наклонностями шпиона. Строит раздатчик и телепорт как ему заблагорассудится — в тылу ли вражьем, на аванпосте ли укрепленном. Основная тактика — кинуть мини-турель в неожиданном месте и ждать, пока ее снесут, чтобы получить желанные критические удары для Самосуда.

Хороший тон — бросать под нос погоне мини-турель. Уже дважды она спасла жизнь этому инженеру, но в третий раз разведчик окажется быстрее...
С одной стороны нападет инженер, с другой — огрызается мини-турель. Создать врагу лишние проблемы — более легкая задача, чем кажется на первый взгляд.

Многие склонны считать атакующего инженера несколько бесполезным: подлянки одиночным врагам — вещь хорошая, но результат сомнителен. Мини-турель быстро ломают, а значит, чтобы нанести побольше урона, придется ставить ее снова и снова, каждый раз в новом месте. Настоящий вызов творческому гению!

Очень уютно миниатюрная пушка почувствует себя в гуще соратников. Противник рассредоточивает огонь, а малютка безнаказанно «жалит» врага. Не стоит оставаться наедине с мини-турелью — так и она, и вы будете беззащитны. В таких случаях стоит отойти от строения и нарезать круги поблизости, осыпая интервентов дробью. Тогда у супостата будет тяжелый выбор, куда стрелять в первую очередь. Так можно выиграть время, да и потеря пушки вам не особо страшна — новая развернется быстрее, чем вы успеете погибнуть.

Инженер-наводчик, на снайперов налетчик

Арсенал: главное — Поводырь, остальное — по желанию.

Когда надоедает сидеть сиднем и ждать шпионов, не грех взять в руки Поводырь. Ручное наведение удобно на широких пространствах, где автоприцеливание становится бесполезным. Если боитесь промахнуться — отставить страх! Луч наведения на большой дистанции сам находит врага, главное — целиться хотя бы примерно.

В вашей команде есть еще инженеры? Попробуйте уговорить их работать в паре! Метод таков: оба строят турели таким образом, чтобы они частично прикрывали друг друга, а одна из них обозревала обширную площадь. Берите Поводырь, залезайте на свою пушку и стреляйте во все, что шевелится, пока ваш коллега будет подкручивать гайки, пополнять боезапасы пулемета и охотиться в минуты затишья на шпионов.

Не упускайте случая оказать помощь коллегам! Даже если ваш протез не позволяет строить полноценную пушку, улучшать чужую он по-прежнему в силах.

«А можно у вас здесь приземлиться?»

«Поводырь» — и как можно применить ручное нацеливание

Вот так и бегут неуклюже знойные техасцы в обнимку с ящиками. Ничего хорошего противнику это не сулит — если наглецы смогут проникнуть в незащищенные тылы и свить свои «гнезда».

С помощью Поводыря вы можете, словно Супермен, забраться в недосягаемые ранее места! Достаточно оснастить турель ракетной установкой, разбежаться прыгнуть и выстрелить — с задержкой! — себе под ноги. Урон будет немаленький, зато правильно рассчитанный sentry-jump даст вам возможность отстроиться в удобных для защиты укрытиях. Некоторые из таких «высот» достигаются также более слабым пулеметом; сядьте поудобнее на своей турели, укажите Поводырем в зенит, и... медленно, но верно поток пуль доставит вас на нужную высоту. Предел невелик из-за слабого здоровья инженера.

Не забудьте, что отправляться в полет не стоит без достаточного запаса металла — иначе кто построит выход телепорта на манящей верхотуре? Построив же «гнездо» на высоте птичьего полета, вы обезопасите себя от поджигателей, шпионов (если французы не полезут через телепорт) и прочего мелкого рогатого вредителя. К сожалению, подрывнику антресоль и погреб — что в лоб, что по лбу: липучки лучше любого альпиниста настигнут вас на любой высоте. Если, конечно, чернокожий тип гражданской наружности узрит своим единственным заплывшим от запоев глазом вашу позицию в тот момент, когда она не будет поливать шотландца свинцом.

Мне сверху видно все — ты так и знай!
Хоть и не Эмпайр-Стейт-Билдинг, но тоже высоко. Если ваши однопол-
чане не пациенты клиники Кащенко, взять штурмом эту точку будет весьма трудно.

Сам автор участвовал в позорно проваленном штурме «гнезда» на безымянной высоте. Карта Badwater изобилует высокими зданиями, но удобных позиций немного. На одну из таких приземлился талантливый «Карлсон» из красной команды — неподалеку от второй контрольной точки. Медики лезли из кожи вон, добывая уберзаряд; снайперы старались до рези в глазах; подрывники выкручивали шею, чтобы «наплевать» в ДЗОТ липучек; но все напрасно. Защитники так хорошо укрепились и так слаженно работали, что битых пять минут синие кидались на позицию, каждый раз терпя поражения. Логичный вывод: умный инженер + шикарный карниз под облаками + пара смекалистых товарищей = неминуемая «секир-башка» недоброжелателям.

Если вам чужды небесные просторы и высоченные шпили, это не повод кидать Поводырь на самую пыльную полку. Никто не запрещал использовать его по прямому назначению! Как уже упоминалось, с помощью радара вычисление шпионов становится совсем простой задачей: ракетный залп под ноги подозрительному союзнику —и прощелыга-француз отправится на точку возрождения обдумывать свои ошибки. Жаль, что в пылу битвы, когда небеса сокрыты тучей гранат и ракет, а злобный нацист в противоположной команде уже накопил «полный бак» и готов пустить драгоценную субстанцию в ход, совсем не до вражеских агентов. Пользуясь участием инженера в битве — а храбрый изобретатель вовсю обстреливает недругов, — шпион беспрепятственно наносит подлый удар в спину. И ему вряд ли кто-то помешает «зажучить» всю бытовую технику!

Есть несколько способов обезопасить себя от агрессивной разведки. Попробуйте держаться от своей турели на расстоянии, и вы сможете избежать диверсии. Враг обратит внимание на стрекочущую пушку, а вы останетесь вне поля зрения — конечно, без вашей помощи пулемет долго не продержится, поэтому нужно истреблять враждебную живность быстро, ловко и беспощадно. Стоит повторить еще раз: работа инженеров в паре дает большие плюсы! Пусть его турель прикрывает вашу позицию на небольшом отдалении, а ваша под чутким и отзывчивым руководством хозяина трудится на пользу партии. Оба раздатчика в этом случае желательно поставить около «ручной» пушки — удвоенная скорость лечения не раз даст вам лишний шанс выжить.

Друг, товарищ и брат!

Помощники в нелегком строительном бизнесе

Злейшие враги инженера — подрывник и шпион; не нужно долго и подробно объяснять причин. Их обязанность устранять «гнезда» вместе с их строителями, чтобы расчистить дорогу союзникам. Один в поле не воин, так кто же выручит техасца в трудную минуту?

Горячий финский парень

С относительно недавнего времени поджигатель превратился из простого соратника в закадычного друга инженера. Шутка ли: сбивает жучки с одного удара, полностью устраняет угрозу вторжения шпионов, сдувает бомбы-липучки, отражает ракеты и гранаты обратно к хозяевам. Мало того — уберпарочка, выскочившая из-за угла на манер чертика из табакерки, тут же улетит обратно за кулисы. Сжатый воздух поможет нейтрализовать бессмертных противников, а в лучшем случае — разорвать целебный луч, оставив недавнего Стивена Сигала на съедение турели. Доктору останется одно — удирать, но огнеметчик не отпустит его с миром! Он задует изверга в угол, будет подбрасывать снова и снова, пока уберзаряд не сойдет на нет, а потом испепелит. Незавидная участь, но заслуженная.

На заметку: разведчик и снайпер — редкие гости у инженера, но и они иногда приходят на выручку. Решающую роль в этом играют банкате и зломолоко. Оба вещества выдают шпионов с потрохами, а что еще нужно инженеру? Напоминать про эти жидкости ребятам не стоит, достаточно сообщить им о повышенной шпионской активности в регионе, и они почти наверняка швырнут баночку или бутылочку в направлении ваших строений. Провалившись, агент начинает паниковать и становится легкой добычей для любого игрока.

Кроме того, «пиро» доставит вам немало приятных минут, играя на воображаемой гитаре, пуская «Хадукен» и мыча разные разности. Непонятные никому, кроме самого поджигателя. А теперь — внимание, вопрос: каким макаром удержать у своего поста бешеного психопата с острым желанием окунуться в пламя и вдохнуть изъеденными дымом легкими сладкого аромата паленого мяса? Правильно: просьбой «не в службу, а в дружбу» и увлекательной беседой на отвлеченные темы.

Суровый челябинский мужик

Все еще жалеете, что нельзя строить больше одной турели, а баги, позволяющие это сделать, уже давно устранены благодаря неусыпному взору Valve? Тогда вам поможет обаятельный громила русского происхождения! Ведь на корточках и с раскрученным пулеметом богатырь теряет способность передвигаться (а если он использует Латунного монстра, то даже без присядки ползает как инвалид). Именно поэтому пулеметчик, усевшийся рядом с вашим раздатчиком, по сути не что иное, как лишняя турель! Пока здоровяк ошивается возле ваших построек, они в относительной безопасности. Ведь все мы знаем, что наш брат любит уют; а что может быть уютнее, чем гостеприимное «гнездо» с бесконечным запасом патронов (которые что-то подорожали в последнее время), стабильным лечением и весельчаком-хозяином, отплясывающим гопак или нечто в этом роде под мелодию собственного сочинения?

«И то и другое, и можно без хлеба». Сходство с Винни-Пухом и Пятачком налицо. Это заметят как многочисленные нападающие, так и шпионы, которые будут вычислены и осуждены военным трибуналом на месте.

Одноглазый пьющий горец

Вообще подрывник не охотник засиживаться до вечера в гостях у инженера, но порой и он оставляет о себе хорошие воспоминания. Немногие горцы так делают — только наиболее сообразительные. Смысл прием таков: если линия фронта подползла вплотную к укрепрайону и подрывнику не требуется убегать за тридевять земель в поисках жертвы, то он минирует «гнездо». Так, слегка — пару бомб-липучек и третью для гарантии. Стоит шпион покуситься на жизнь инженера и целостность построек, шотландец немедленно жмет «красную кнопку». Сигналом к детонации служит вопль зарезанного инженера, подозрительная возня около пушки или треск жучков. Если вам не повезло с догадливыми подрывниками, советуйте сами — глядишь, кто прислушается.

Мужчина хоть куда!

Разумеется, главное подспорье в нелегком деле инженера — это другой инженер! Вдвоем и втроем можно строить сложные комбинации турелей, создавая перекрестный огонь. Вот ключевые правила таких систем:

  • каждая пушка должна видеть одну, а желательно — две другие;

  • все пушки должны располагаться на почтительном расстоянии;

  • раздатчики не должны стоять впритык к турели — их будет легко снести одним критическим ударом;

  • когда подвергается атаке одна пушка, чинить ее нужно всем скопом.

Пример слаженной работы инженерной бригады: две полноценных турели третьего уровня, прикрывающие точку, и малютка с мигалкой в качестве отвлекающего маневра.

Караул, сносят!

Что делать, когда рыпаться уже поздно

Ни шагу назад!

Если вы уверены, что атакующим силам не по зубам ваша оборона, следует продолжать орудовать ключом и прятаться от снайпера за турелью. Не вздумайте бежать, если вас окружают соратники, — они этого не поймут и скорее всего обидятся (и не видать вам сэндвича, как своих глаз!). Учтите, что пулеметчику на среднем и дальнем расстоянии не удастся разрушить «гнездо» — урон от пуль будет постоянно ликвидироваться. Солдат тоже не представляет угрозы, пока его ракеты не попадают по самому инженеру. Поджигатель без убера попросту не добежит до пушки.

Злые вы! Уйду я от вас!

Собрать вещички и уехать за границу — многие об этом мечтают в современной России. В некоторых случаях инженеру надлежит поступать подобным образом — хватать в охапку родимую турель и делать ноги в направлении генштаба. Такой подход окажется к месту, когда угроза достаточно велика и вы уверены, что не сможете удержать оборону, но не настолько страшна, чтобы бежать без оглядки. Все зависит от ситуации. Посмотрите, как быстро ломают пушку и как скоро погибают остальные защитники; исходя из этого, решайте — бежать с пушкой или без. Помните, что переносимая постройка заметно снижает скорость. Учитывайте это, когда надумаете отступать. Да, спасать раздатчик стоит только тогда, когда вы играете в нападении, — он принесет больше пользы, чем турель, снабжая ваших соратников боеприпасами и излечивая их.

Беги, Форрест!

Из-за угла выскочил неуязвимый пулеметчик или поджигатель? Подрывник уже «сложил» все свое хозяйство под турелью? Не пытайтесь уберечь строения: оставьте их на произвол судьбы и спасайте свою шкуру. Вражеская орда — тоже причина для немедленного побега, особенно если они использую «убер».

За Техас!

Иногда ситуация вынуждает бросить родные пенаты и с дробовиком в руках защищать отчизну. Одинокий подрывник вне поля зрения пушки, разведчик, стреляющий из-за угла, — неприятели, достойные крепкого заряда дроби. Не убьете, так напугаете. В том случае, если в руках у вас Самосуд с накопленными критическими выстрелами, можно попробовать сразиться с превосходящими силами, особенно если турели уже нет на этом свете. Также стоит побежать с шашкой наголо в последние шестьдесят секунд раунда; каждый боец на счету может исправит положение. Только не забывайте, что оставленное без присмотра «гнездо» — лакомый кусочек для врага. Опасайтесь прорыва!


***

В Team Fortress 2 нет коррумпированных чиновников и придирчивых инспекций — а значит, что добросовестный строитель не встретит на своем пути таких препятствий. Его ждут шпионы, медики и хитрые подрывники; а борьба с ними определенно веселее, чем обивание порогов и раздача взяток. Будьте мудры в выборе стройплощадки и не давайте бездельничать однополчанам — тогда вам сам черт будет не страшен!

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.3
проголосовало человек: 275
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования