ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є3 (76) март 2008
вид дл€ печати

ƒети льва

¬ы разве не знаете папы —

Ѕольшого, рыжего льва?

” него т€желые лапы

» космата€ голова.

—. ћаршак, «ƒетки в клетке»

Ћев — огромный и внушительный хищник. » пусть он не самый крупный зверь даже среди хищных (сильно уступает гризли, белому медведю, в среднем — даже тигру, о кашалоте уж не говорю), но несомненное величие, с которым он держитс€, даровало льву титул цар€ зверей — этот титул он носит, по меньшей мере, с античных времен. ¬ европейской геральдике он символизирует королевское достоинство и благородство; во многих символических системах лев, благодар€ своей пышной гриве и золотистой шерсти, оказываетс€ олицетворением солнца либо пламени (нередки изображени€ солнца в виде львиной морды).

» пусть современные исследователи отказывают льву в праве на царский титул из-за его лени, привычки жить за счет самок и не слишком-то благородных манер (даже дл€ кошки), а известный писатель-натуралист ’алле даже наградил его ехидным титулом... царицы зверей (дескать, он — фигура чисто представительска€, а реальными умом, хитростью и высшей степенью опасности может похвастатьс€ леопард).

¬ажно другое: в древности он этим титулом, безусловно, обладал.


Ќо... к чему мы это все говорим? Ћев, вне вс€кого сомнени€, зверь редкий, он внесен в большую ћеждународную  расную  нигу, которую мы дублировать не собираемс€. ¬ наши дни он встречаетс€ лишь в јфрике да в паре заповедников »ндии; однако еще во времена јлександра ћакедонского этого звер€ можно было повстречать в ≈вропе (господствует мнение, что европейский лев вымер около 100-300 г. нашей эры, но есть точки зрени€, согласно которым он дожил даже до X-XII века нашей эры, в том числе на территории современных ”краины и –оссии). »ндейска€ цивилизаци€ май€, веро€тно, была современницей американского льва (очень похожего на африканского), а уж в ѕерсии, »ндии и других жарких странах јзии лев исчез и вовсе недавно.

» во всех этих странах он оставил обильное потомство: существ с львиной головой, телом или хот€ бы лапами. ¬от о них и пойдет речь в сегодн€шнем выпуске « расной книги».

—финкс

Ўевельнулась безмолвна€ сказка пустынь,

√олова подн€лась, высока.

«адрожали слова оскорбленных богинь

» готовы слететь с €зыка...

ј. Ѕлок, «—финкс»

»м€ свое сфинкс получил в √реции: слово это означает «душитель», «сжимающий» (слова «сфинкс-клапан» и «сфинктер» имеют то же происхождение). Ќо по€вилс€ он, безусловно, в ≈гипте. “ам его любой желающий может наблюдать и в наши дни.

¬ласть и величие

Ѕольшой сфинкс.

“радици€ изображать фараона в виде льва с человеческой головой бытовала в ≈гипте со времен ƒревнего ÷арства; так, Ѕольшой сфинкс с плато √иза датируетс€ примерно 2600 годом до нашей эры. „асто можно встретить утверждени€, что лев — символ непобедимости, и потому фараона прин€то изображать в таком обличье; но это только часть правды, и не сама€ важна€. ƒело в том, что лев и дл€ египт€н тоже был солнечным символом, а фараон и солнечный бог –а состо€ли в родстве; недаром на стеле Ѕольшого сфинкса начертаны три имени —олнца.

–аз есть Ѕольшой сфинкс, то есть и малые? Ѕезусловно, и довольно много. √реки раздел€ли египетских сфинксов на три категории: андросфинкс (лев с головой человека, ¬еликий сфинкс — один из них), криосфинкс (лев с головой барана) и иеракосфинкс (лев с головой сокола, почти грифон).

јндросфинксы ва€лись дл€ каждого фараона, даже дл€ женщины-правительницы ’атшепсут (и она была изображена, как полагаетс€, с накладной бородой — это один из фараонских атрибутов). Ќемало таких сфинксов можно увидеть в каирском музее.

— давних пор считаетс€, что Ѕольшой сфинкс изображает фараона ’ефрена; однако криминалисты, сопоставив черты сфинкса с другими стату€ми ’ефрена, высказались против этой гипотезы — дескать, они не могут изображать одного и того же человека. ѕоэтому по€вилось много других версий: от сына ’ефрена, ƒжедефры, до загадочных особ, живших намного раньше (дескать, во времена ’ефрена Ѕольшого сфинкса не сва€ли, а всего лишь откопали). „асть специалистов усматривает в лице Ѕольшого сфинкса откровенно негроидные черты...

јлле€ криосфинксов (Ћуксор, ≈гипет).

¬нимание — заблуждение: нос Ѕольшого сфинкса был отбит пушечным €дром наполеоновских войск. Ќа самом деле сфинкс лишилс€ носа задолго до рождени€  орсиканца: еще јль-ћакризи, арабский историк, живший в XIV-XV веках, писал о том, что нос сфинксу отбил некий фанатик: дескать, кресть€не приносили статуе дары, и это было сочтено идолопоклонством.  ресть€не, однако, вместо того чтобы кротко отказатьс€ от идола, оторвали фанатику и нос, и другие части тела — с летальным исходом. јрабы вообще недолюбливали этого исполина и называли его јбу-аль-√оль — «отец ужаса».

 риосфинксов в великом множестве можно увидеть в Ћуксоре, точнее — в  арнаке: там их цела€ алле€. ѕо самой попул€рной версии, они изображают бога јмона, но уверенности на этот счет нет. »еракосфинкс соответствует то ли √ору, то ли —окару. Ќе исключено, что иеракосфинкса на самом деле следует относить к категории грифонов (см. ниже).

¬ играх: криосфинкса и иеракосфинкса можно увидеть в Age of Mythology; дл€ превращени€ первого во второго нужна помощь богини Ѕаст. ≈сть эти существа и в системе D&D (кстати, иеракосфинкс — единственна€ зла€ разновидность сфинкса в этой игре), но, кажетс€, пока в компьютеризированных сценари€х их не попадалось.

«ло и безумие

≈сли в ≈гипте сфинкс покровительствует стране и воплощает власть фараона, то у шумеров и финикийцев отношение к нему совсем иное. ќн порожден богиней “иамат в качестве мести младшим богам за убийство ее супруга — вместе с гадюкой, бешеным псом, львом, драконом и человеко-скорпионом.

ѕо всей веро€тности, греки узнали о сфинксе и от египт€н, и от финикийцев, хот€ название они ему придумали собственное.

—амый известный греческий сфинкс — дочка “ифона и ≈хидны (от этой парочки происход€т многие знаменитые чудища — √идра,  ербер, Ќемейский лев, дракон Ћадон... —равните этот список с детьми “иамат: параллель выгл€дит довольно очевидной). ѕо другой версии — дочь ’имеры, то есть — внучка “ифона.

—финкс из Heroes of Might & Magic V стал предлагать загадки... с выбором вариантов ответа. »змельчала животинка, что и говорить!

ƒа, греческий сфинкс — женского пола (быть может, правильнее называть ее сфингой; в D&D дл€ таких, как она, прин€т термин гиносфинкс, по аналогии с андросфинксом: «андрос» — мужчина, «гине» — женщина).

—фингу называют «демоном неудачи» и наказанием богов; ее прислала к ‘ивам √ера в наказание за преступление цар€ Ћа€. ќколо ‘ив сфинга обосновалась надолго — и задавала всем спутникам свои загадки, а когда те не угадывали — душила их, сообразно своему имени, и съедала.  онец истории хорошо известен: на ее загадку (« то ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?») правильный ответ — человек — дал царь Ёдип, после чего сфинга бросилась в пропасть.

¬нимание — заблуждение: в сети, журнальных стать€х и даже книгах можно нередко встретить утверждение, будто бы загадку Ёдипу загадывал... Ѕольшой сфинкс √изы, а после отгадки окаменел. ќстаетс€ не€сным, зачем он сменил пол, а также — что понадобилось Ёдипу в √изе.  онечно, в ≈гипте тоже был город, который порой называют ‘ивы, но ведь не там!

ћежду прочим, душить сфинга умела не только лапами. ≈е удушливое дыхание, несмотр€ на разгаданную Ёдипом загадку, приходит в —редиземноморье до сих пор из јфрики, скрыва€сь под италь€нским псевдонимом «сирокко».

— легкой руки греков сфинкс стал прочно ассоциироватьс€ с загадками, загадочностью и мудростью (а заодно и с мистикой того сорта, где люб€т напустить тумана). ƒоходит и до того, что само слово «сфинкс» кое-где перевод€т как «загадка»! ќтечественный графоман даже ввел пон€тие «сфинктура», €кобы обозначающее «меру загадочности объекта» (правда, это слово почему-то хочетс€ произвести от более близкого по звучанию однокоренного слова).

¬ играх: сфинкс загадывает загадки в Heroes of Might & Magic; кроме того, существует квест Riddle of the Sphinx: Egyptian Adventure.

Ќо произошло это не сразу. —ами греки вовсе не находили в сфинксе ничего особенно мудрого; скорее наоборот — сфинкс олицетвор€л душевную болезнь и разрушение воли! «—финкс отучила нас думать о прошлом», — так отвечают в трагедии —офокла об Ёдипе на вопрос, почему люди до сих пор не вы€снили, кто же убил цар€ Ћа€...

“ак и в средневековой традиции сфинкс олицетвор€ет не мудрость и знание, но зло, смерть, забвение и — в первую очередь! — душевную болезнь.

¬ играх: эта грань личности сфинкса пока не получила отражени€, но два года назад был за€влен проект ролевой игры, в которой главной проблемой дл€ героев должна была стать эпидеми€ безуми€, поразивша€ жителей пустынного города. ≈сть верси€, что причиной как раз и окажетс€ сфинкс...

«нание и загадка

—овременна€ традици€ мудрых сфинксов начата ‘рэнсисом Ѕэконом, философом XVI века, прославившим знание (расхожа€ фраза — «знание — сила» — ведет начало именно от него). Ѕэкон возносит знание на пьедестал, но ни на минуту не забывает об опасности, которое оно может собой представл€ть. ¬ его книге «—финкс, или «нание» сфинкс олицетвор€ет жажду знани€, противосто€щую невежеству. ∆ажда знани€ в руках человека невежественного, по его словам, становитс€ чудовищем:

” него лицо и голос женщины — олицетворение его красоты. ” знани€ есть крыль€, потому что научные открыти€ распростран€ютс€ очень быстро, невзира€ на границы. ќстрые и цепкие когти нужны ему дл€ того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в нем, так, чтобы от них нельз€ было избавитьс€. » если они неправильно пон€ты или использованы, они принос€т беспокойство и мучени€ тем или иным путем и в конце концов просто разрывают сознание на куски.

¬ дальнейшем эту аллегорию развивают, так сказать, в разные стороны.  то-то видит в сфинксе олицетворение ошибки на пути к знанию, кто-то — утверждение, что мир непознаваем, кто-то — совсем наоборот. √егель полагает, что человеческа€ голова на зверином теле символизирует власть разума над природой. Ќаконец, через Ёдипа несчастный сфинкс оказалс€ св€зан с воззрени€ми фрейдистов — и чего только не нашли в нем ученики австрийского психиатра!

„то любопытно, угроза, исход€ща€ от сфинкса — которую ставил в основу образа —офокл, о которой посто€нно помнил и Ѕэкон, — постепенно забываетс€. ¬ наши дни сфинкс в первую очередь мудр и загадочен. Ќо если вам доведетс€ с ним столкнутьс€, € крайне не советовал бы полагатьс€ на это мнение.

Ћеонид

 тесий советует идти к ним, заранее исполнившись смирени€, поскольку наше военное искусство против них ничто; но это дурной совет, ведь дл€ леонида кто не воин и не дит€ — тот добыча.

я. јмструттен

Ћеониды не могут похвастатьс€ такой попул€рностью, как сфинксы или химеры, но с полным правом занимают место на этих страницах: слово «леонид» так и переводитс€ — дит€ льва, львенок.

Ћеонид (вемик).
јссирийское изображение, которое иногда отождествл€ют с леонидом.

Ћеонида порой называют «лионтавром» или «львинокентавром», потому что устройство его тела напоминает о кентавре: четвероногое туловище и человекоподобный торс с парой рук. Ќижнее туловище, хвост и ноги более или менее львиные (хот€ часть источников описывает ноги как длинные и пригодные дл€ бега, более напоминающие гигантского гепарда); а вот торс, в отличие от такового у кентавра, нельз€ назвать человеческим даже условно. ќн покрыт такой же золотисто-желтой шерстью, как и остальное тело, голова тоже скорее львина€, хот€ и с отдельными человеческими чертами, и у мужчин увенчана гривой (есть сведени€, что женщины тоже обладают гривой, но у них она только сзади и обычно заплетена в косу). –уки больше всего напоминают человечьи, но пальцы — короткие и снабжены мощными вт€жными когт€ми.

—ловом, сходство с кентавром не такое уж близкое. Ќазвание «лионтавр» в любом случае неверно, поскольку переводитс€ с англо-греческого (хм...) как львинобык. Ќо об этом мы уже писали в статье, посв€щенной кентаврам.

—огласно другому описанию, леонид обладает человекоподобным телосложением и только четырьм€ конечност€ми (ноги — по-прежнему львиные). ¬ остальном — голова, руки, шерсть, хвост, грива — эти описани€ совпадают между собой.

ќбитали леониды в горах между  урдистаном и јрменией, неподалеку от страны джиннов ћазандеран; встречали их и в ѕерсии, и на северном  авказе. ѕервые сведени€ о них глас€т, что герой јмфиарай, один из аргонавтов, повстречал леонидов в  олхиде (√рузи€). ѕотому и называютс€ они обычно по-гречески.

“игрина€ раса керра из мира EverQuest отчасти напоминает леонида в его «двуногом» варианте.

Ћеониды — кочевники, живут либо небольшим племенем, либо чем-то вроде прайда; но мужчины у них не предаютс€ праздности, как львы. ≈сть у них, однако, и стационарные поселени€; по некоторым сведени€м, состо€т они из храма, чего-то вроде караван-сара€ и небольшого рынка. –елиги€ леонидов — суд€ по всему, зороастрийска€, с элементами солнцепоклонничества. ћежду прочим, храмы они увенчивают золотыми куполами, почти такими же, как у православных христиан.

Quest for Glory 3. –акеш, леонид, король “арны — и его свита.

Ќарод этот весьма воинственный, с очень сильными пон€ти€ми о чести. ¬ бою им сильно недостает дисциплины, которую они возмещают €ростью берсерка. ќружие леонидов — дротики, руб€щие пр€мые мечи и копь€. ¬ерхом леониды, даже в «двуногом» варианте, не воюют, поскольку лошади их бо€тс€.

∆енщины без крайней необходимости не воюют, но в случае беды способны на многое. ’от€ формально общество леонидов — патриархальное, роль женщин очень велика, поскольку от мнени€ женщин зависит статус мужчины в племени. ƒети воспитываютс€ крайне жестко, на спартанский манер.

≈сли вам случитс€ отправитьс€ в их земли, рекомендую подробно изучить их обычаи, потому что леониды очень скоры на гнев. ¬прочем, по некоторым данным, они снисходительны к индийцам, каковых почему-то не считают мужчинами; если вы можете сойти за такового — возможно, это см€гчит леонидов.

¬ играх: леонида (лионтавра) –акеша можно повстречать в серии игр Quest for Glory; в QfG3 есть даже целое плем€ его сородичей. ¬ Dungeons & Dragons этот народ носит название «вемики» (wemic). ѕод этим именем они есть в Community Expansion Pack дл€ Neverwinter Nights. Ќа двуногий вариант леонида очень похожа тигрина€ раса из EverQuest.

’ерувим

Ўеду

ѕо€вление здесь херувима может показатьс€ неожиданным, поскольку мы привыкли числить его среди небожителей и включать в ангельскую иерархию. ќднако слово это — аккадское и по€вилось лет за тыс€чу до ћоисе€.

Ћаммасу

—лово это («керуб», «курубу») означает «могучий, благословенный»; херувимы — служители бога или даже младшие божества, охран€ющие людей. » выгл€д€т они, как правило, как крылатые львы (ламмасу) или же крылатые быки (шеду). »ногда тех и других отождествл€ют, тем более что отличить, кто на барельефе — крылатый бык или же лев, не всегда возможно из-за традиционных головных уборов и человекоподобного лица.

Ёто интересно: не исключено, что ламмасу филологически сродни греческой ужасной ламии. Ќе секрет, что служители богов и благодетели одного народа нередко предстают дл€ другого чем-то вроде демонов.

Ћаммасу из Magic: the Gathering.

¬ ранней иудейской традиции херувимы стерегут –айский сад; при этом не вполне очевидно, как они выгл€д€т, но на них можно ездить верхом: «и воссел на ’ерувимов, и полетел, и понесс€ на крыль€х ветра». ѕоэтому, думаю, разумно предположить, что внешне они, по мнению того времени, не слишком отличаютс€ от аккадских.

¬ играх: шеду и ламмасу присутствуют в бестиарии Dungeons & Dragons; но ни тот, ни другой не враждебны человеку и не отличаютс€ злобным нравом, а потому в компьютерных играх большим спросом не пользуютс€ (там попул€рнее всего те существа, которых можно сделать безусловными врагами). «лобный ламмасу есть в мире Warhammer — там он служит гномам ’аоса; но эта раса также не слишком попул€рна. Ќа компьютере можно повстречать ламмасу в онлайновой версии Magic: the Gathering.

√рифон

¬ то же мгновение грифон заметил его. ¬начале неторопливо, затем все быстрее грифон начал к нему приближатьс€. –аскрылись огромные орлиные крыль€, обнажились когти — и грифон плавно ринулс€ вперед. “реггис инстинктивно рванулс€ в сторону. ќгромный, отливающий на солнце золотом грифон обрушилс€ на него. “реггис в отча€нии закричал:

Ќет, нет! ≈динственна€ пища грифонов — юные...

–. Ўекли, «–егул€рность кормлени€»

¬нешность и подвиды

√рифон (он же гриф, иног или хома) обладает туловищем льва, орлиными крыль€ми и головой; тем самым он весьма напоминает иеракосфинкса. ѕозднейшие изображени€ (средневековые и современные) зачастую показывают орлиными и его передние лапы, но изначально все четыре ноги грифона были львиными.

 рылатый лев (он же львиный грифон) св€того ћарка; скульптура с венецианской базилики.

Ќа заметку: иногда классических грифонов называют «орлиными», а еще выдел€ют «львиных грифонов», которые по сути своей просто крылатые львы; например, к этой категории относ€т льва св. ћарка.

¬ Vanguard: Saga of Heroes грифон представлен в классической, а не американской раскраске.

Ќа греческих изображени€х орлина€ голова грифона чаще всего украшена длинными торчащими ушами. ≈сть указани€ на бороду под клювом. »ногда ноги грифона напоминают лапы пантеры или гепарда; встречаютс€ даже отчетливо собачьи. ѕо поводу хвоста грифона единого мнени€ нет: часто хвоста нет вовсе, иногда он львиный, а порой — чешуйчатый, на манер змеи.

Ќа заметку: говорить «змеиный хвост» — не совсем правильно, потому что у змеи хвост очень короткий, буквально пара сантиметров. “ак можно отличить змею от безногой €щерицы: у последней хвост есть, а у змеи ребра продолжаютс€ практически до конца тела.

–аскраска тела описываетс€ различно, но чаще всего грифон — черный или темно-коричневый, изредка — золотистый с темно-коричневой головой.  тесий указывает, что на груди у грифона — темно-красные перь€, Ёлиан — что перь€ на груди и шее с синеватым отливом.  рыль€ по краю или целиком часто оказываютс€ белыми.

¬нимание — заблуждение: а как же бела€ голова, которую мы знаем по такому количеству изображений (Heroes of Might & Magic, Warcraft...)? Ёто иде€ глубоко современна€. ƒело в том, что в јмерике «орлом» обычно называют Haliaeetus leucocephalus — белоголового... орлана-рыболова (то есть даже не орла!). ќн есть на гербе —Ўј и на этикетке виски «White Eagle». Ќо он мало того что не орел, так еще и живет исключительно в јмерике и до XVI века был неизвестен белому человеку. ѕоэтому «белоголового грифона» следует признать особой американской разновидностью, в —таром —вете не встречавшейс€.

ѕроисхождение и истори€

ќ происхождении названи€ «грифон» есть много различных версий. “ак, например, это слово производ€т от греческого «групос» — изогнутый (за форму клюва?), персидского «гирифтен» (хватать — существует мнение, что от этого же корн€ происходит английский глагол to grip с тем же значением), персидского же «курубу» (см. «’ерувим»; если так, то грифон и херувим — близкие родственники), и даже от индийской птицы √аруды.

 рито-минойское изображение грифона (слева).

„асто можно встретить утверждение, будто бы впервые грифонов описал √еродот, однако первые их изображени€ намного старше (в том числе и в √реции). “ак, например, они встречаютс€ в раскопках крито-минойской цивилизации — а это как минимум на тыс€чу лет раньше √еродота. ѕредположительно грифон был там эмблемой царского достоинства (сочетает в себе цар€ зверей и цар€ птиц?). ” персов и эламитов грифон — страж света, символ праведной доблести.

≈сть и письменные источники, где грифонов упоминают до √еродота. “ак, например, в знаменитой трагедии «ѕрометей прикованный» Ёсхила грифонов называют «остроклювыми псами «евса». √еродот, в свою очередь, пересказал в своих трудах сведени€ из более ранней, не дошедшей до нас поэмы «јримаспе€».

ѕротоцератопс — именно его кости, как прин€то считать, были у скифов в качестве грифоньих.

—огласно √еродоту и јристею (автору «јримаспеи»), грифоны проживают неподалеку от —кифии, где ведут посто€нную войну с племенем одноглазых людей — аримаспами. √рифоны «стерегут свое золото», наподобие драконов, а аримаспы пытаютс€ его отобрать.

—кифы, можно сказать, подтверждали это: у них имелись во множестве не только изображени€ грифонов, но и их кости, которыми скифы €кобы охран€ли свои сокровища. ¬ наши дни прин€то считать, что скифы были в некотором роде первыми палеонтологами: кости эти, по распространенной версии, принадлежали динозаврам из рода трицератопсов.

“акже порой грифонов считают происход€щими от птеродактил€ (которые, впрочем, вымерли скорее всего задолго до по€влени€ человека), а иногда — из-за упом€нутой уже бороды — св€зывают с бородачом-€гн€тником. ѕравда, €гн€тник — падальщик...


Ќачина€ с поздней античности, в существовании грифонов люди убеждены повсеместно. ќни включены в плиниевскую «≈стественную историю», вплетены в легенды об јлександре ћакедонском (дескать, он разъезжал на колеснице, запр€женной четырьм€ (!) грифонами), их обнаруживают в јфрике, »ндии,  итае, где-то в районе ”ральских гор, в пустыне √оби, на ћадагаскаре...

Ќравы и обычаи

ѕриручить грифона проще всего, если растил его с младенческого возраста, еще лучше — самолично... высидел (по мнению большинства авторов, грифоны несут €йца; искать их надо то ли в пещерах, то ли в гнезде высоко на скале).

“е из грифонов, что живут в пещерах, нередко накапливают изр€дные сокровища; как ни странно, это существо хорошо знает цену и золоту, и самоцветам, и хорошей работе. √овор€т также, что грифон может выследить похитител€, хот€ ни одному человеку еще не удавалось пустить ручного грифона по следу.

World of Warcraft. √иппогриф.

√рифоны ненавид€т лошадей. »ли, быть может, люб€т, но исключительно гастрономически. ”держать грифона от нападени€ на лошадь практически невозможно, за€вл€ет один автор; если хотите завоевать симпатии грифона, вторит другой, дайте ему лошадь, и позор тем невеждам, которые призывают кормить грифона девственницами!

ѕравда, есть свидетельства и о том, что у грифонов бывает... потомство от лошадей. “акое существо именуетс€ гиппогрифом; гиппогриф намного резвее грифона, однако меньше и хлипче, всадника в доспехах он может и не выдержать.   нашей теме он почти не относитс€, поскольку ото льва в нем нет практически ничего.

—тепень разумности грифона невысока, но и равным животному его считать не следует. √рифон верен и предан, если приручить его с детства, но весьма своенравен (чужака на спине не потерпит, даже если родилс€ в неволе) и... тщеславен. ≈му надлежит выказывать уважение, причем максимально искренне, иначе грифон может покалечить во вспышке €рости... или, еще того хуже, затаить обиду и сбросить на землю с огромной высоты. “е же обычаи свойственны и гиппогрифу, что детально описала госпожа –оулинг. » только хоз€ину позволена некотора€ — небольша€! — фамиль€рность и дружеские шутки в отношении грифона.

World of Warcraft. √рифон.

¬ остальном грифон не настолько недалек, чтобы воспринимать как «своего» только хоз€ина: на его семью, друзей, вассалов или слуг его преданность может распространитьс€. Ќо ни в коем случае не надо наде€тьс€, что после смерти хоз€ина он примет на его место кого-то из тех, кто не был допущен к нему при жизни предыдущего владельца; есть пара зловещих историй о том, чем это кончилось дл€ нового «хоз€ина».

√рифон абсолютно не ведает страха; недаром же он служит символом отваги в геральдике. Ќередко его делают олицетворением рыцарских добродетелей.

√рифон из Heroes of Might & Magic V.

¬ играх: именно по этой причине, согласно авторам игры, в третьей части Heroes of Might & Magic грифон изменил чернокнижникам подземелий и ушел от них к рыцар€м-люд€м; впоследствии людское королевство получило название »мперии √рифона.

¬ообще, символическое значение грифона разнообразно: он порой представл€ет ’риста, а порой — сатану, то возноситс€ на крыль€х веры, то — на крыль€х гордыни. ќн противоречив, как человек; быть может, в этом и есть его главный символический смысл.


¬ других мирах грифоны известны своей дружбой с гномами. “ак уж повелось, что гномы, как и грифоны, плохо относ€тс€ к лошад€м; то ли у них на них аллерги€ (как в  ринне), то ли просто укачивает... Ќо только излюбленное верховое животное гнома — грифон, и, облада€ доступом к их пещерным либо горным гнездам, гномы зачастую обзавод€тс€ этими существами в немалом количестве.

¬ играх: первых грифонов гномы приручили еще в Warlords, больших масштабов это €вление достигло в серии Warcraft / World of Warcraft. ¬ последнем каждый желающий (в том числе и не гном, лишь бы он сто€л на стороне јль€нса) может не только прокатитьс€ на «рейсовом» грифоне, но и с достижением 70-го уровн€ приобрести его в собственность. Ёльфы в той же игре приручили гиппогрифов. ћожно покататьс€ на грифоне и в Vanguard: Saga of Heroes.

’имера

Ћев головою, задом дракон и коза серединой,

—трашно дыхала она пожирающим пламенем бурным.

√омер, «»лиада»

’имера из Titan Quest.

ќ химере (или, точнее, ’имере, потому что это, как и ћинотавр или ѕегас, им€ собственное) мы узнаем от двух древнейших греческих авторов: √омера и √есиода.

√омер, как мы уже убедились в эпиграфе, говорит, что она «создана богами», что у нее передн€€ часть — от льва, средн€€ — от козла и задн€€ — от дракона. Ћьвина€ голова (обрамленна€ гривой, хот€ ’имера, безусловно, женского пола) выдыхает плам€.

√есиод же полагает, что ’имера — одна из деток “ифона и ≈хидны (мы говорили о них в главе о сфинксе), а —финкс и Ќемейский лев — уже ее потомство. ’имеру он собирает примерно из тех же существ, что и √омер, но по-другому: у нее три головы, одна спереди — львина€, одна в середине — козлина€, и треть€ сзади — драконь€. ѕри этом огнем дышит козлина€ голова.

Ќекоторые отождествл€ют с ’имерой и так называемую «египетскую химеру», или «пожирательницу мертвых», котора€ съедала недостойные души; она была с крокодильей головой, телом льва и задом гиппопотама.

«’имера из јреццо» — сама€ классическа€ скульптура ’имеры.

¬ играх: химера по версии Dungeons & Dragons очень похожа на гесиодовскую, хот€ все три головы у нее спереди. ƒышит огнем у нее драконь€, а не козлина€ и не львина€ голова; а может она дышать и не огнем, а кислотой, холодом, молнией или €довитым газом — в зависимости от цвета драконьей головы. ѕримерно така€ же химера есть в EverQuest 2, причем есть еще и горгимера — составленна€ из быка-горгона, дракона и льва.

Ќа заметку: у слова «химера» еще немало значений. —реди них: фигура, подобна€ горгулье, но не служаща€ в качестве водостока; любое существо, составленное из частей разных животных, как грифон или сфинкс; хр€щева€ рыба, дальний родич акул и скатов; и даже просто несбыточна€ мечта. Ќо эти значени€ наход€тс€ за пределами наших сегодн€шних интересов.

’имера из Age of Mythology.

’имера успела натворить немало бед, но была в конце концов побеждена героем Ѕеллерофонтом, которому до того удалось подружитьс€ с ѕегасом. ≈сли бы не возможность летать, Ѕеллерофонт едва ли сумел бы справитьс€ с чудовищем. ќн бросил в глотку чудовища копье с т€желым наконечником из свинца; тот расплавилс€ от огненного дыхани€ и задушил ’имеру.

ѕо одной из версий, сам Ѕеллерофонт и ѕегас тоже погибли в этом бою. ѕо другой, Ѕеллерофонт после этой и еще нескольких побед отправилс€ верхом на ѕегасе пр€миком на ќлимп, но «евс прислал €довитую муху ужалить кон€ — и Ѕеллерофонт свалилс€. ƒалее тоже есть расхождение: то ли герой погиб, то ли сильно покалечилс€ и много лет скиталс€ по земле, слепой и увечный, показыва€ всем, что бывает с теми, кто покушаетс€ на божественные права.

ќднако вскорости вы€снилось, что ’имера-то была не единственной. ¬о вс€ком случае, ее еще не раз вид€т воочию, и вс€кий раз это св€зано с крупными стихийными бедстви€ми, извержени€ми, ураганами, на худой конец — нападением пиратов. ѕоэтому некоторые авторы утверждают, что химеры живут в кратере вулкана и улетают оттуда перед извержением; а ѕлутарх полагал, что химера на самом деле была трем€ фигурами на носу пиратского корабл€.

¬ играх: химеры и впр€мь живут в вулканах в Master of Magic. ќгнедышащими они бывают почти всегда; так, в Age of Mythology, в том же Master of Magic и нескольких ролевых играх огненное дыхание — основное ее оружие; в Titan Quest она объедин€ет в себе вулкан и грозу, поража€ врага и огнем, и молнией. „аще всего химера в игре оказываетс€ летающей, но иногда встречаетс€ и бескрылый приземленный вариант.

Ќемейский лев

√еракл боретс€ с Ќемейским львом.
Ќемейский лев из Age of Mythology.

», чтобы уж до конца разобратьс€ с потомками “ифона и ≈хидны, не забудем о Ќемейском льве — первом громком триумфе √еракла.

Ќемейский лев обладал шкурой, крепкой, как железо, и ни дубина, ни копье, ни лук √еракла вреда ей не причинили. ѕришлось побороть его голыми руками и придушить (по некоторым верси€м — затолкав кулак в горло).

Ўкура «неправильного льва» стала впоследствии боевым оде€нием √еракла, но даже после гибели льва она досталась ему непросто: нож был, естественно, бессилен. Ќека€ ведьма (веро€тно, јфина в обличье старухи) подсказала ему способ: снимать шкуру нужно было собственными когт€ми льва.

¬ играх: в Age of Mythology эффект от Ќемейского льва в основном психологический — рычит очень страшно, солдат распугивает. ј в Titan Quest его уже «разобрали на запчасти» и сделали из него комплект доспехов...

ћантикора

ќхотник ¬севолод ‘омич

«—даюсь!» — кричит, диван тр€с€.

≈му оп€ть приснилась дичь

ќтстреливающа€с€.

ћ. ¬екслер

» последний наш сегодн€шний гость — родом из ѕерсии. ≈го название на фарси означает просто-напросто «людоед».

ћантикора из Age of Mythology.

¬ыгл€дит мантикора своеобразно: львиное туловище в рыжей шерсти, голубоглазое человеческое лицо (но с трем€ р€дами зубов), а на хвосте — шипы, которые можно метать, словно дротики, и €довитое жало на манер скорпионьего.  о всему этому прилагаетс€ «голос, нежный, как свирель».

¬ Neverwinter Nights: Hordes of Underdark можно самому побыть мантикорой.  стати, это единственна€ стрел€юща€ форма у оборотн€.

Ќе€сно, пользуетс€ ли она голосом дл€ привлечени€ людей; на этот счет существует всего одно упоминание. ј вот шипами и жалом дл€ последующего «духовного общени€», безусловно, пользуетс€ и недаром слывет символом кровожадности. ћантикора — типичное свирепое чудище, по отношению к которому сантименты неуместны; и недаром же в играх она по€вл€етс€ едва ли не чаще остальных «детей льва» (конкуренцию может составить лишь грифон, и то благодар€ онлайновым играм, где он зан€л позицию воздушного транспорта). —просом она пользуетс€ и потому, что это редкий случай «звер€, который отстреливаетс€».

Ќа самом деле не вполне €сно, почему мантикора вызывает такой уж страх; она обладает вполне умеренной хитростью и не столь уж убийственными способност€ми. » все же многие средневековые авторы в один голос повтор€ют: нет твари опаснее мантикоры. –€дом с нею меркнет зловеща€ слава сфинкса и даже дракона. ѕочему? Ётого не объ€сн€етс€.

ћежду прочим, не исключено, что мантикора попала в эту статью по ошибке. ћногие ученые полагают, что она на самом деле — тигр, как его представили и запомнили персы. ћорда у тигра и впр€мь может показатьс€ более человечьей, чем у льва, а уж по хитрости и опасности дл€ человека он намного впереди...

ћантикора из Titan Quest.

¬ играх: встречаетс€ регул€рно на правах враждебного всем монстра. яд у нее иногда отбирают; временами вместо него обучают устрашающему рыку. Ќередко делают голову полностью львиной. Ќо вот шипы, метаемые с хвоста, остаютс€ во всех инкарнаци€х мантикоры.


* * *

¬ целом можно сказать, что в играх большинство потомков льва постигла схожа€ судьба: они сделались грубой силой, опасной в первую очередь благодар€ острым когт€м, клыкам, в крайнем случае — огненному дыханию. »сключением стали разве что ламмасу, но они из-за «чрезмерно доброго» нрава в компьютерных играх почти не попадаютс€.

≈сли грифон выгл€дит в играх довольно адекватно, а леонид, химера и мантикора занимают более или менее приличествующее место, то сфинкс много выиграл бы, если бы вернулись к его антично-средневековому образу (а не его отлакированному варианту). Ќо это, увы, маловеро€тно: новые мифы довольно прочно затмевают старые.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.4
проголосовало человек: 192
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€