КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Олег Казанцев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (52) март 2006
вид для печати

Rome: Total War - Barbarian Invasion
Гроза с востока

Жанр:
Издатель:
Creative Assembly, Sega
Системные требования:
Минимальные - PIV-1,5 GHz, 384MB, 64 MB video
Рекомендованные - PIV-2GHz, 512MB, 128 MB video
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
Интернет, локальная сеть
Игра: Дополнение:
Рейтинг: 92%

Египет, Рим, Китай держи ты под пятой,

Владыкой мира будь, — удел конечный твой

Ничем от моего не будет отличаться:

Три локтя савана и пядь земли сырой.

Омар Хайям

«Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь! В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи. Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя преизбыток твой и благословляли тебя. Взгляни! Мне нужны руки, простертые ко мне. Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а бедные — богатству своему. Для этого я должен спуститься вниз! Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым хочу я спуститься. Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье!» — так говорил Заратустра, и так говорю тебе я, мой повелитель. Сейчас ты молод и жаждешь славы. Повелителю не пристало слушать бредни старика, думаешь ты. Но однажды, поправ своей пятой надменных римлян, ты поймешь, что ты лишь миг среди тысяч лет...


скриншот, 88KB

Не секрет, что с выходом дополнения к Rome: Total War свет увидело множество самых разнообразных народов. Одни из них удались разработчикам из Creative Assembly лучше, другие хуже. Но игра за империю Сасанидов разительно отличается от кампаний за все прочие фракции особой атмосферой, ощущением того, что владыки Ктесифона, Константинополя и Рима — лишь пылинки на страницах времен.

Ну, а теперь, узнав, чем же так притягательна для игрока загадочная Персия, разберемся, в чем же скрыта ее сила.

Сильные стороны

  • Удобное географическое положение, отсутствие угрозы со стороны варваров.

  • Потенциально сильнейшая экономика в игре.

  • Отсутствие проблем с лояльностью генералов (до выхода заплатки 1.6).

  • Мощнейшая тяжелая конница и боевые слоны.

Слабые стороны

  • Крайне слабая экономика на старте.

  • Необходимость вести войну с самого начала кампании.

  • Очень слабая пехота.

  • Элитные войска, на которых строится вся тактика, очень дороги.

Как видно, империя Сасанидов имеет проблемы в самом начале кампании, но в поздней игре способна стать мощнейшей державой Средиземноморья. Поэтому с удвоенной энергией возьмемся за осуществление наших честолюбивых планов.

Внутренняя политика

Говорят, человек ремесло должен знать,

С идеалом отца все деянья сверять.

В наше время, однако, иначе считают:

«Пустяки! Надо золотом лишь обладать!»

Омар Хайям

скриншот, 126KB
Живые танки крупным планом. Никому не устоять на пути серых гигантов.

Почувствовав себя царем Востока, довольный игрок первым делом отправляется в казну, рассчитывая алчно расхохотаться над грудами сияющего золота. Бодрой кавалерийской походкой он спускается по лестнице, открывает резные двери царской сокровищницы и обнаруживает там... В общем, ничего он там не обнаруживает. Делать нечего, остается только недовольно ругнуться и продиктовать писарю первый указ.

Начать следует с экономики. Денежные ресурсы Персии изначально очень скудны, не иначе как в государстве острый экономический кризис. Поэтому в первую очередь следует строить всевозможные экономические улучшения. В развитых провинциях надо уделить особое внимание строительству дорог, так как помимо ощутимой прибыли от торговли это обеспечит связь основных центров обучения войск с театрами военных действий. Правда, сразу должен заметить, что главным толчком к развитию экономики станут завоевания.

Дело в том, что Сасаниды являются лидерами по количеству всевозможных улучшений для торговли. Но провинции, которыми они изначально владеют, небогаты товарами, в отличие от восточных областей Византии. Именно захват этих земель и должен стать для вас первоочередной задачей. Завладев имперским городом, надо умерить свою алчность и начать строить всевозможные академии и штабы тайной полиции. Эти здания не только повышают в городах правопорядок и искореняют коррупцию, но и способствуют распространению зороастризма. По этой причине серьезных религиозных проблем с завоеванными городами у персов не будет — бывшие христиане вскоре сами потребуют от вас разрушить их часовни.

Когда вы почувствуете, что достаточно крепко встали на ноги, можно смело приниматься за развитие торговли в завоеванных городах. С этого момента ваша казна станет буквально ломиться от золота — только не стоит забывать, что произвол чиновников будет расти прямо пропорционально росту экономики.

Центры производства войск лучше сконцентрировать в нескольких крупных городах, так как развитие до воинской элиты требует очень высоких расходов. В Ктесифоне удобнее всего обучать боевых слонов и всадников на верблюдах, а в Антиохии — тяжелую кавалерию.

Как нетрудно догадаться, для государства, основанного на торговле, главным врагом являются пираты и разбойники — гроза и проклятье Шелкового пути. Впрочем, проблем при борьбе с ними у Сасанидов не возникает. Армия, состоящая из кочевых конных лучников, способна не только эффективно, но и безнаказанно уничтожать повстанцев. Особая прелесть для персидских генералов от такой карательной армии состоит в том, что борьба с бандитами позволяет им получить воинский опыт, впрочем, об этом мы поговорим в следующей главе.

Кто такие Сасаниды?

Государство Сасанидов образовалось на Среднем и Ближнем Востоке на месте Парфянского царства, когда во время междоусобной войны видный персидский полководец Сасанид Ардашир I разбил в 224 году парфянского царя Артабана IV и короновался на власть в Иране. Преемники Ардашира — Шапур I и Шапур II объединили раздробленные иранские земли и обширные территории к западу и востоку от них. Период правления Сасанидов совпадает с наивысшим расцветом персидского искусства. За короткий срок Сасанидам удалось создать сильную державу, способную противостоять Риму. Однако уже в IV веке во владениях Сасанидов начались междоусобные войны, последовали неудачи в борьбе с Римом. В этот период от Сасанидского Ирана отпал ряд восточных областей. В V веке Сасаниды все еще успешно отбивали нападения объединенных восточных племен и даже в начале шестого века завоевали Йемен. Но в VII веке началась изнурительная война с Византией, закончившаяся в 628 году поражением Сасанидов. Ослабленная держава не смогла сопротивляться нашествию арабов и в 652 году перестала существовать.

Стратегия

Коль жаждешь золота, стремишься к серебру,

Тебя не приведут усилия к добру.

С друзьями ешь, пока не охладел твой вздох,

Не то сожрут враги все яства на пиру.

Омар Хайям

скриншот, 128KB
Человек-ракета. Кажется, что запущенный слоном легионер вот-вот размажется об экран монитора.

Если посмотреть на карту, нетрудно заметить, что империя Сасанидов приютилась на самом восточном краю карты, вдали от плодородных долин и центров пересечения торговых путей. Но, как ни странно, расположение на отшибе имеет свои преимущества. Тылы персов всегда прикрыты границей карты, Кавказские горы отделяют Иран от диких степных просторов. Враг у Сасанидов один — Восточная Римская империя; степняки-роксоланы даже не думают кочевать в Восточном Причерноморье. Если Сасанидам и надо держать в тылу гарнизоны, то только для обеспечения порядка в городах. С самого начала персы могут сконцентрировать все силы на борьбе с главным врагом — константинопольским басилевсом. Что ж, с этого и начнем.

В начале кампании силы Сасанидов разбросаны по большой территории, поэтому первое, что надо сделать, это сформировать более-менее цельные армии на границе с Византией. Пользуйтесь преимуществом — вражеские силы распылены еще больше, чем ваши. Осознавая, что недоукомплектованные отряды с персами не справятся, ИИ (надо отдать ему должное) попытается сохранить армию, пусть даже ради этого придется подставить под удар пару городов. Воистину, пока живы легионы, жив и Константинополь. Но наша задача — не допустить соединения византийских сил. Навязывайте врагу бой при первой возможности, отрезайте ему пути к отступлению — в горных ущельях Каппадокии это вполне выполнимо. Если видите, что банально не успеваете перехватить врага, без стеснения избавляйтесь от ненужной обузы в лице пехоты, ведь в крайнем случае можно непосредственно перед битвой нанять «псов войны» — вот вам еще один повод экономить деньги на старте.

Совет: если использование конных лучников не является вашей сильной стороной, то не лишним будет немного потренироваться в режиме пользовательских сражений. Мобильные стрелки могут оказать вам неоценимую помощь в игре за Сасанидов, особенно на старте.

скриншот, 103KB

Пока две армии «охотятся» на византийцев в Малой Азии, третья должна совершить бросок к Антиохии, которая, скорее всего, будет практически беззащитна. Потеря этого города станет для Восточной Римской империи началом конца, а для вас — восходом новой зари.

С этого момента ваша экономика поднимется с колен, а со временем в персидскую армию смогут вступить элитные бойцы. Можно расслабиться, теперь играть станет намного легче.

скриншот, 94KB

Вполне возможно, что от византийцев отколются сепаратисты, это нам только на руку. Как говорится, разделяй и властвуй. Но не ждите, что Восточная Ромея рассыплется, словно карточный домик, — напротив, раненый лев вдвойне опасен. Сил восточных римлян хватит на то, чтобы создать несколько боеспособных армий, и это несмотря на варварские нашествия на Балканах!

Очень важно не забывать про флот. И дело тут не только в банальных пиратах. Восточные римляне с легкостью могут организовать крупную десантную операцию глубоко в вашем тылу. Думаю, не надо объяснять, какими последствиями это грозит. Поэтому подавить вражеский флот нужно как можно скорее, благо ваша казна сможет к этому времени позволить себе любые расходы на постройку кораблей.

скриншот, 121KB
Дуэль согдийцев с комитатенсами. Жаль, что в кампании такие «битвы характеров» будут редкостью.

Все перспективные генералы должны обязательно проходить офицерские курсы в составе карательных отрядов, борющихся с бандитами на дорогах. Это позволит генералу без какого-либо риска заработать положительные характеристики. Конечно, звезды теперь уже не сыплются с неба на погоны, как до выхода дополнения, но лишний талант в список характеристик вписать вполне возможно. Только для ускорения карьерного роста надо не создавать крупных карательных армий. Четыре-шесть отрядов кочевых конных лучников уничтожат превосходящее число бандитов практически без потерь — шанс получить воинскую добродетель для генерала при этом довольно высок.

И, наконец, упомяну об основных направлениях экспансии. Их очень и очень немного, если ограничиваться минимальными условиями победы. Для успешного прохождения кампании Сасанидам надо захватить 20 провинций, включая Египет и Фракию. То есть вам достаточно захватить весь Ближний Восток, а затем и Константинополь, чтобы сказать себе: «Я победитель». Но я советую вам не останавливаться на достигнутом. Поставьте себе более высокую цель, к примеру, построить зороастрийский минарет на главной площади Рима. Ведь надо признать, что Византия оказалась просто не готова к целой череде вторжений. Так встретьтесь же врагами, крепко вставшими на ноги, и докажите, что ваша расправа над ромеями не была случайностью. На Рим, мой повелитель!

На заметку: если вы решили продолжать игру после захвата положенных 20 территорий, то не забудьте перенести столицу из Ктесифона в любой город Малой Азии, к примеру, в Антиохию. Иначе контролировать европейские города станет совсем невозможно. Помните, что на правопорядок и коррупцию влияет удаленность от столицы?

Тактика

Будь осмотрителен — судьба-злодейка рядом!

Меч времени остер, не будь же верхоглядом!

Когда судьба тебе положит в рот халву,

Остерегись — не ешь! В ней сахар смешан с ядом.

Омар Хайам

скриншот, 107KB


Набор войск Сасанидов и техника их применения очень отличаются от других игровых фракций. Так что рассмотрим персидские войска под увеличительным стеклом, тем более что модели сасанидских бойцов удались разработчикам на славу.

Войска империи Сасанидов

Легкая и средняя пехота

Надо признаться, что пехотинцы играют в персидской армии второстепенную роль. Если и есть смысл их использовать в полевых битвах, то только в начале кампании, когда сил одной кавалерии просто не хватает. Да и штурм городов без пехоты не обходится. Поэтому давайте знакомиться.

Крестьяне

2KB

Не следует ждать от необученных крестьян чего-то большего, чем бесславная смерть от вражеских клинков. Но это ничуть не снижает их ценности, ведь лучшей кандидатуры в городские стражники не существует (судя по стоимости обучения и содержания, крестьяне служат в армии за паек).

Копейщики-ополченцы

2KB

Приз в номинации «Лучшее «пушечное мясо» в игре». И в этом нет ничего постыдного — быть «пушечным мясом» тоже надо уметь. Конечно, на фоне их главных противников — византийских легионеров — иранская пехота смотрится совершенно убого. Но устраивать между ними дуэль и нет смысла. На поле боя копейщики могут в лучшем случае на некоторое время связать врага боем или подставиться под удар вместо более ценных отрядов, благо численность им это позволяет. Лучшим применением копейщиков ополчения будет штурм городов. Тут уж можно бросать пехоту на стены без малейшей жалости, так как пополнить потрепанные отряды копейщиков после битвы можно практически мгновенно.

Согдийские воины

2KB

Эти бойцы могли бы стать адекватным ответом восточно-римской пехоте (тем более что своими булавами они прекрасно пробивают броню), если бы не одно «но»: обучать согдийцев можно только в исконно персидских землях. Чтобы прибыть в действующую армию, пехотинцам приходится маршировать через всю Азию, а это даже при отличных дорогах и с использованием флота занимает уйму времени. Да и пополнить согдийцев в Европе и Малой Азии не получится — в свои ряды они принимают только земляков. К моменту их появления балом уже будут править элитные конные армии, так что про солдат с булавами лучше забыть.

Пешие стрелки

Конечно, стрелки без пехоты не используются, иначе в условиях активного маневра можно ненароком оставить их без прикрытия. Но бывают и исключения из правил. К тому же не всем игрокам могут прийтись по нраву конные армии.

Курдские копьеметатели

2KB

Сначала глубинный смысл существования этих войск ускользнул от меня. Совершенно бесполезные стрелки и такие же нелепые рукопашники. Пешие застрельщики и во времена Пунических войн заметно проигрывали лучникам, а в эпоху расцвета тяжелой кавалерии они и вовсе смотрятся не к месту. Однако со временем была-таки обнаружена причина для их существования. Курдские рабочие-гастарбайтеры неплохо справляются с осадными работами и при этом не так сильно «тормозят» конную армию на глобальной карте, как это делает обычная пехота. Строить тараны и рыть подкопы кавалеристы наотрез отказываются, так пусть этим занимаются курды. В случае чего дешевых курдских застрельщиков можно пустить на захват оставленных без защиты ворот, чтобы затем конница парадным строем вступила в город. Правда, дальнейшие действия по захвату поселения кавалеристы будут производить самостоятельно.

Горные пращники

2KB

Если вы предпочитаете воевать по классической схеме (в центре стрелки с пехотой, на флангах кавалерия), то пращники к вашим услугам. Совершенно, на первый взгляд, нелепые параметры атаки компенсируются повышенной бронебойностью. Если бы не малая по сравнению с лучниками дальность стрельбы, пращники могли бы сослужить любому полководцу хорошую службу. Но в нашем случае дальность имеет значение, так что сразу перейдем к следующим бойцам.

Это интересно: во всех играх серии Total War навыком пробивания брони традиционно обладали солдаты, вооруженные топорами, то есть наносящие мощные рубящие повреждения. Но с выходом Barbarian Invasion грозой тяжеловооруженных бойцов также стали булава и праща, то есть виды оружия, рассчитанные на нанесение дробящего урона. На первый взгляд, совершенно бессмысленное нововведение, но на самом деле все абсолютно логично. В эпоху Великого переселения народов пластинчатый доспех уступил место чешуйчатому и кольчужному, которые из-за своей гибкости не спасали от дробящих повреждений.

Пустынные лучники

2KB

Достойные соперники стрелкам Восточной Римской империи. Мобильные и мастерски владеющие луком пустынники могут пригодиться вам в любой битве. Только не забудьте, что для комфортного существования стрелкам требуется пехотное прикрытие.

Конные стрелки и легкая кавалерия

Перс без коня — не перс. Эффективность, с которой конные армии Сасанидов уничтожают врагов, просто поражает. Итак, приступим к осмотру.

Кочевые конные лучники

2KB

Не секрет, что даже армия, состоящая из элитной кавалерии и слонов, волей-неволей завязнет в плотных построениях крепкой римской пехоты. А это для конников равносильно поражению, ведь вся их сила заключена в первом натиске. Чтобы первый удар латников оказался для врага смертельным, надо лишить вражеский строй единства и до предела понизить боевой дух противника. Вот для этого-то и существуют конные стрелки. Кружащиеся вокруг, словно пчелиный рой, кочевники превращают византийские нумерии в хаотичную толпу. Если вы сторонник красивых и бескровных побед, то кочевые стрелки для вас.

Налетчики на верблюдах

2KB

Довольно бесполезные войска. В качестве легкой кавалерии не годятся, так как верблюды передвигаются ощутимо медленнее лошадей. В качестве «орудия возмездия» против вражеской конницы тоже не подходят, потому что природная нелюбовь лошадей к верблюдам не поможет этим бойцам при борьбе с тяжелой конницей. К тому же доступ к тяжелым кавалеристам персы получают довольно скоро, и надобность перехватывать вражеских эквитов верблюдами быстро отпадает. Можно обучить парочку отрядов на старте, но затем про них стоит забыть.

Тяжелая кавалерия

Вот она, слава и гордость империи Сасанидов! Железные всадники на железных скакунах (кто сказал: «байкеры»?). Именно вокруг них и строится вся тактика персидской армии. Задача тяжелой конницы состоит в том, чтобы нанести врагу единственный смертельный удар. К счастью, эти всадники будут вам доступны почти с самого начала кампании, поэтому первые же битвы заставят вас полюбить «тяжеловесов» всем сердцем.

Тяжеловооруженные наездники на верблюдах

2KB

Перспективы применения этого вида войск сомнительны даже в режиме одиночных сражений. Верблюжьи катафракты — противоречивый вид войск. Вроде бы все есть у них — и броня, и высокий параметр атаки, и деморализующее действие на лошадей. Но к чему это все, если с вражеской конницей неплохо справляются и обычные тяжелые конники, к тому же не несущие на себе вечного «верблюжьего» проклятья малой скорости и слабого штурма? К тому же основу восточно-римской армии составляют пехотинцы, а с ними наездники на верблюдах справляются плохо. Может быть, место верблюжьим катафрактам в армии и нашлось бы, если бы их отряды можно было пополнять в любом городе. Но, увы, верблюды водятся только на Ближнем Востоке.

Клибнарии

2KB

Пожалуй, лучшая конница в игре. Прекрасная броня в сочетании с луками и пробивающими броню булавами. По универсальности с персидскими клибнариями не сравнится никто, даже их римские собратья. Во-первых, их можно использовать как «убийц генералов» — броня телохранителям не поможет. Во-вторых, если в войсках противника много стрелков, то уничтожать их лучше всего клибнариями. Ведь закованные в броню всадники почти не несут потерь от вражеского огня, зато сами могут одинаково успешно «огорчать» врага как издали, так и вблизи.

Катафракты

2KB

Персидские катафракты лишены луков, зато вооружены пиками и облачены в более крепкие доспехи. Что делает их идеальным орудием прорыва. Только не забывайте, что, завязнув в рядах византийской пехоты, они лишатся почти всех своих преимуществ, включая штурмовые прибавки к атаке, а это в условиях вражеского численного превосходства может привести к гибельным последствиям. Поэтому всегда бросайте катафрактов туда, где вражеский строй сломан. Тогда победа не заставит себя ждать.

Бессмертные

2KB

Тот редкий случай, когда громкое название почти соответствует реальности. Уничтожить бессмертных без применения навыков бронебойности практически нереально. Бросать генерала в бой можно без опаски, когда его охраняют эти «идеальные солдаты». Только проверьте, чтобы рядом не было вражеской артиллерии.

Боевые слоны

2KB

Вот мы и подошли к самому интересному. В свое время эти серые гиганты стали лицом рекламной кампании в преддверии выхода игры. Но после выхода «Рима» в продажу даже разработчики испугались непобедимости бронированных зверей. Как результат, в дополнении возможность обучать слонов осталась только у одной игровой фракции (угадайте, какой), причем показатель брони этих слонов оставляет желать лучшего. Хотя до сих пор слоны остаются одним из мощнейших видов войск в игре.

Персам слоны нужны как воздух. Без них использовать пробивную силу тяжелой кавалерии было бы намного сложнее. Просто пустите серых животных на вражескую пехоту, а вслед за ними отправьте в атаку катафрактов или клибнариев. Почти наверняка испуганный и разбросанный слонами враг бросится в бегство от одного вида несущихся на него латников.

Артиллерия

Если честно, осадная и полевая артиллерия для персов не только бесполезна, но даже вредна. Во-первых, она жутко тормозит армию на глобальной карте. Во-вторых, на поле боя она только мешается сасанидским кавалеристам, вынужденным ее прикрывать в ущерб собственной мобильности. А сражаться армиями, полностью состоящими из кавалерии, придется очень часто. Так что оставьте онагры в покое, они вам не понадобятся даже для штурма.

скриншот, 120KB
Слоны бесстрашно наступают сквозь строй собственной пехоты. Смерть реализму и легионерам!

Итак, поговорим непосредственно о тактике. Существует два варианта набора войск: классический и сасанидский. С классическим все более-менее ясно, а вот второй расклад полюбопытнее. Его суть состоит в сочетании возможностей конных стрелков и штурмовой кавалерии.

Битву завязывают мобильные лучники, которые должны максимально измотать врагов и понизить их боевой дух. Чем агрессивнее вы будете окружать противника, тем лучше (и тем меньше проблем для штурмовиков). Не стесняйтесь пускать стрелы в спину врагам. Рано или поздно это заставит противника сломать свои боевые порядки и бросить часть своих сил в надежде отбиться от назойливых конников. Вот тогда-то и двинутся на врага стальные клинья катафрактов и клибнариев. Старайтесь не наносить удар по всему фронту вражеской армии, лучше атаковать на нескольких узких участках. Причем дорогу «конным броневикам» должны сперва расчистить серые бульдозеры. Да, да, я о слонах. Даже если в бегство бросится не вся вражеская армия, вы в любой момент можете развернуть ваших штурмовиков и повторить атаку. И так до полной победы.

Помните, что главным проклятьем (а также врагом и убийцей) тяжелой кавалерии являются всевозможные осадные орудия. Никакая броня не поможет, когда в центр отряда ваших бессмертных прилетит «подарочек» от вражеского онагра, да и слон не выдержит стрелы в бок из баллисты. И упаси вас Ахурамазда встретиться на поле боя с осадными колесницами! Перехватывайте римские «тачанки» кочевыми конными лучниками, не давая им приблизиться к драгоценным кавалергардам.

Если вы решите продолжить игру после захвата положенных 20 провинций, то наверняка встретитесь на поле боя с варварами-кочевниками, общей чертой которых является активное использование мобильных стрелков. Больших проблем тут быть не должно. Просто старайтесь не подставлять под обстрел слонов и конных лучников. Лучше активнее пользуйтесь клибнариями и катафрактами, которые могут нагло хохотать над бессилием вражеских стрел пробить их броню. Так что общая тактика выглядит так: тяжелая конница спокойно стоит под обстрелом, а конные лучники из второй линии осыпают врагов стрелами.

Во время подготовки этой статьи я провел множество «экспериментальных» боев в режиме одиночных сражений. Помимо сравнительных испытаний тактико-технических характеристик различных отрядов я провел ряд масштабных сражений с использованием «сасанидской конной схемы». Именно тогда я и открыл для себя ее бешеную эффективность. По результатам статистики больше всего проблем у персидских конников может возникнуть при борьбе с обеими Римскими империями, второе место делят кочевые народы, активно использующие конных стрелков, затем идут романо-бритты, северогерманские племена и берберы. Но лидерами по беспомощности являются кельты. Учтите это, когда будете устраивать сетевые дуэли с живыми противниками!


* * *

...Вот я и рассказал тебе, сын мой, все, что ты должен знать, наследуя мне... Когда-то я был так же молод, как ты, и, стоя у смертного одра своего отца, думал только о славе, богатстве и завоеваниях, которые ждут меня в будущем... И вот я добился своего, но, остановившись на площади Константинополя, я обернулся назад и увидел... увидел, что мы лишь пыль... Всего лишь песок и пыль...


Так говорил Заратустра

Пророк Заратустра (Заратуштра, Зардошта) — личность почти легендарная. Его точное место и время жизни установить не удается до сих пор. Но большинство источников сходятся на том, что Заратустра был жрецом и отшельником, впервые вслед за иудеями осознавшим необходимость существования единого бога, способного объединить под своим началом все антагонистические стороны бытия. Согласно письменным источникам, последователи Заратустры стремились создать религию, «понятную на всех языках». Бог Ахурамазда в зороастризме является высшей сущностью естества. Ахурамазда бесконечно далек от всего материального, он представляет собой скорее духовную сущность. Символами Ахурамазды были солнце, огонь, орел и змея, в представлении иранцев являвшиеся символами мудрости. Стремление довести свою душу до божественного совершенства разительно отличает зороастрийское учение от всех монотеистических религий, принижавших человеческую сущность по сравнению с божественной. Неудивительно, что иранские легенды о Заратустре послужили источником вдохновения для Фридриха Ницше, который в своей книге «Так говорил Заратустра» описал максималистскую идею совершенного сверхчеловека.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9
проголосовало человек: 288
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования