Утро красит нежным цветом Виминал и Квиринал.
Расползается с рассветом по малинам криминал.
Что-то капает за ворот с самых верхних этажей...
С добрым утром, Вечный город — город доблестных мужей!
Алена (the Mockturtle)
Как вы помните, сюжет Assassin's Creed II оборвался буквально на полуслове. Эцио Аудиторе поколотил папу римского и поговорил с инопланетным фантомом. В современном же мире «сновидческая» команда ассасинов вместе с Десмондом ударилась в бега — подальше от настырных тамплиеров. Как раз отсюда и начинается действие Assassin's Creed: Братство крови.
Признаться, услышав, что Ubisoft собирается продолжить рассказ о приключениях горячего флорентийского ассасина, я преисполнился скепсиса. Неужто мало мы скакали по крышам итальянских городов и тыкали острыми предметами в деятелей эпохи Возрождения? Неужели Ubisoft настолько обленилась, что хочет еще раз проехаться на плечах Эцио Аудиторе ди Фиренце, пока он расталкивает этими плечами шумную толпу на тесных улочках?
Конечно, Assassin's Creed II оказался потрясающей игрой (и это было тем более приятно после слабоватой первой части). Но «Братство», по логике вещей, должно было стать дешевой поделкой для «снятия сливок». И в самом деле, зачем напрягаться, если публика раскупит все, где есть заветное «кредо ассасинов»? Истины не существует, и все дозволено — таковы суровые законы бизнеса. Так что «Братство крови» я заранее зачислил для себя в проходные проекты.
Но я ошибался.
«Лошадка!»
Мы расстались с Эцио Аудиторе, когда он схватил в охапку Яблоко Эдема. Но отдохнуть в родовом поместье ему так и не придется — покой утомленного ассасина нарушают новые отрицательные персонажи из шебутного семейства Борджиа. После недолгой перестрелки на пушках с целой армией наш герой покидает родные стены. Долой скучную провинцию, да здравствуют карты, деньги, три сестры! В Рим, господа, в Рим! Вечный город — центральное место действия в «Братстве крови».
А «Десмонд и Ко» в современном мире, наоборот, бегут из столицы в поместье Аудиторе, где рассчитывают укрыться от всевидящего ока тамплиеров и продолжить поиски Яблока — в генетической памяти уже немолодого Эцио образца начала шестнадцатого века.
Первое, что бросается тут в глаза, — конечно, сам Рим. В игре всего один город с несколькими квестовыми пригородами и областями, но размеры искупают недостаток географического разнообразия. Размером Вечный город — как три Флоренции. И нарисован ничуть не хуже. Тут есть и крутые холмы, и просторные поля, и знаменитые здания — термы Траяна, триумфальная арка Константина, Форум, Колизей и уже знакомая нам по финалу Assassin’s Creed II Кастелло ди Сан-Анджело.
Как и во второй части игры, изрядно побродив по городу, игрок невольно начнет узнавать знакомые постройки на реальных фотографиях и открытках. Похождения Эцио — своеобразная виртуальная экскурсия по итальянским городам. Только на настоящей экскурсии никто не даст туристу побегать по кромке верхних трибун Колизея или спрыгнуть с арки Константина со смешным четырехугольным парашютом да Винчи над головой. А здесь это в порядке вещей. Даже стражники перестали обращать внимание на лезущего по стене ассасина — лезет, и пусть себе лезет, может, там его гнездо. Лучники, правда, по-прежнему не дают покоя — кричат, хамят, стреляют...
Вообще, изменений в игре множество — они просто не бросаются в глаза сразу. Лишь пробежавшись по Капитолийскому холму, подмечаешь, что как-то подозрительно редко стали встречаться рассеянные носильщики ящиков — бич флорентийских ассасинов. Барды тоже заметно присмирели — и уже не так часто бросаются под ноги, да и ходят всегда поодиночке. Правда, вернувшиеся в серию нищенки наскакивают толпой, но встречаются они редко.
Толпа обывателей стала пестрее. В ней теперь встречаются пьяницы, влюбленные парочки, художники при мольбертах, заядлые чтецы, уткнувшиеся носом в книгу, и элегантные щеголи с тросточками. Появились рассекающие по улицам с удобством всадники на лошадях, и с ними серия Assassin's Creed стала еще больше (хотя куда уж!) напоминать Grand Theft Auto: раз! — Эцио скидывает на землю какую-нибудь томную красавицу, два! — вскакивает на заметно повеселевшую кобылу и мчится в голубую даль. Впрочем, можно и не обижать римлян: коротким громким свистом наш герой подзывает лошадь, которая через несколько секунд откуда-то выскакивает и рысцой подбегает к Эцио (привет, ковбои Red Dead Redemption!). Трудно привыкнуть к тому, что лошадь всегда где-то рядом. Уловить момент ее появления невозможно, даже если вертеть головой на триста шестьдесят градусов. Она всегда возникает откуда-то из-за кадра или из-за угла (привет, Amnesia: The Dark Descent!), а один раз я застал ее выбегающей по мелководью из Тибра на берег.
Убивать, убивать, убивать
Лошадь-шпион — удобное средство передвижения в пригородах, где хватает вольных дорог. В городах труднее — приходится расталкивать прохожих на глазах у стражников, цепных псов режима Борджиа. Хорошо, что они стали терпимее к мелким нарушениям правопорядка. Но если их разозлить всерьез, начинается веселье.
Отделаться от назойливых блюстителей закона теперь трудно, а перебить их в честном бою — еще труднее. Неожиданная прыткость римских стражников способна удивить даже ветеранов серии, поднаторевших в избиении венецианских увальней. Что же говорить о тех, кто только начинает с «Братства крови» знакомство с серией? Им придется туго — тут, в отличие от предыдущей части, обучение основам боя подается очень сжато, чтобы не сказать — скомканно.
Стряхиваются с хвоста стражники ныне с огромными проблемами. Привычные укрытия (кучи сена, колодцы) стали очень ненадежными, там убийц ищут в первую очередь. Более или менее надежный способ хоть чуть-чуть оторваться — прыгнуть в Тибр (а он тут далеко не везде — чай, не Венеция), постараться завернуть за угол или воспользоваться краном — схватиться за веревку, обрубить ее и под тяжестью противовеса взмыть с земли на крышу.
В сражениях уже не работает так полюбившийся мне метод «лицом об клавиатуру». Пробить защиту стражников обычными ударами практически невозможно. Многие комбинации перестали работать — бой упростился по приемам, но усложнился по факту. Приходится чуть ли не каждого подолгу пинать ногой в пах, а это занятие может отнять много времени и здоровья. Порой легче перестрелять весь патруль в упор из арбалета, чем размахивать железками. Стрелы, конечно, дороги, но их можно брать с собой много, а сам арбалет — штука бесшумная и очень удобная для снятия часовых.
Но все равно первые задания в Риме пугают — неужели всю игру придется иметь дело с этим ловким, сильным, быстрым и закованным с ног до головы в броню римским спецназом Борджиа? К счастью, нет. Теперь у нас появились помощники. Прочь, куртизанки, проваливайте, неловкие наемники и никому не нужные воры! Деньги Эцио — не для вас. На его стороне — такие же, как он, бесшумные убийцы. И притом бесплатные.
Отныне Эцио не герой-одиночка, а глава целой организации, клуба анонимных ассасинов. Но, чтобы начать набирать в нее людей, ему надо вступить в открытое противостояние с Борджиа, убивая в каждом районе Рима командира стражников и поджигая башню. С каждым очищенным от прихвостней Борджиа районом он может привлечь на свою сторону одного потенциального убийцу.
Натренированная группа ассасинов становится новым своеобразным оружием Эцио. При виде стражников или бандитов с большой дороги не обязательно лезть в бой самому. Эцио щелкает пальцами, и убийцы, словно из ниоткуда, наскакивают и мгновенно (впрочем, когда как) умерщвляют врагов. Повторять трюк можно до трех раз подряд. Перезаряжается способность очень быстро, а если потратить сразу три «заряда», никто не выскочит, но стражники мгновенно погибнут под градом стрел.
Призыв ассасинов облегчает игру так, что Эцио почти не приходится вступать в бой лично — разве что в миссиях, где эта способность недоступна. Правда, если напарник погибнет при атаке, придется нанимать новичка — но убить ассасина крайне нелегко, особенно тренированного.
Да, убийц надо обучать, и тут начинается самая необычная часть игрового процесса «Братства крови».
Я нечасто в рецензиях упоминаю многопользовательский режим — по большей части потому, что ко многим играм он прикладывается «для галочки». Но впервые появившийся в «Братстве крови» мультиплеер обойти вниманием никак нельзя.
Сюжет преподносит его нам как тренировочную «матрицу» для агентов тамплиеров, где они учатся «развоплощать» друг друга. Но сам процесс... вы помните хоть одну игру, где в сетевом режиме игроки маскируются под обычных прохожих, чтобы обмануть друг друга, схитрить, спрятаться, пройти мимо прогулочным шагом и в нужный момент нанести смертельный удар? Я вот тоже не помню. Шпионы из Team Fortress 2 — похоже, но все-таки не то. Здесь эти «шпионы» повсюду! Сетевая игра «Братства крови» — это не столько быстрые рефлексы, сколько способность предугадать ход мыслей соперника, вовремя «подставить» под удар прохожего-NPC, «сменить» собственную внешность и смешаться с толпой.
Конечно, специфический игровой процесс придется по нраву не всем, хотя бегать по крышам и прыгать на всех подряд тут тоже можно. Но попробовать его стоит хотя бы потому, что перед нами, возможно, зарождение нового поджанра многопользовательских игр.
Единственное, что я никак не могу одобрить, — стремление Ubisoft приторговывать дополнительными игровыми «аватарами» на вынос и распивочно. Грех, впрочем, небольшой.
«Веселая фаттория»
Чтобы наш подручный-ассасин был крепок броней и увешан оружием, его отправляют на задания, которых в игре несколько десятков. Сложность у миссий разная, и для особо трудных придется собирать группу из сильных убийц. Проходят задания в разных городах, и для Эцио это выглядит просто как временное (на несколько минут) отсутствие доступа к убийце, отправленного на миссию. С каждым подъемом убийцы в уровне ему можно усилить броню или оружие. Для красоты можно перекрасить их одежду в веселенькие цвета. Больше делать тут нечего.
На отобранных у Борджиа участках карты Эцио может приобретать бизнес (стойла, аптеки, банки, магазины, кузницы) или участки недвижимости. Это немного похоже на управление поместьем из Assassin’s Creed 2, но здесь можно еще время от времени дополнительно вкладывать деньги в один бизнес, ориентируясь на риск и возможную прибыль. Деньги приходят каждые двадцать минут — если забирать их из банка и больше ничего не делать, легко накопить даже несуразно большие суммы.
Еще один элемент взаимодействия с кузнецами-аптекарями — сдача накопленного в сражениях ненужного хлама в форме «мини-квестов». За разные комплекты сданных вещей нам выдают доступ к улучшенным ядам, оружию и снаряжению.
Ассасины пятого уровня, регулярный съем «урожая», постоянный, но мелкий прогресс... Все это что-то смутно напоминает, правда? Меньше всего ожидаешь увидеть в Assassin’s Creed игровой процесс «фермерских» игрушек. Но самое жуткое, что здесь эти неожиданные «казуально-социальные» элементы сделаны так, что не выглядят чем-то чужеродным. Неужели веселая ферма, вечная ферма — это и есть будущее видеоигр?
К счастью, остались и более привычные способы проводить время — собирать флаги Борджиа и голубиные перья (позже можно будет приобрести карты, что сильно облегчает дело), разыскивать клады и делать побочные мини-квесты. Например, решать головоломки в подземельях. Задания стали намного проще — для тех, кто еще помнит зубодробительные прыжки наперегонки со временем из Assassin’s Creed 2.
Не особенно трудно выполнять и миссии от Леонардо да Винчи. Беднягу силой заставили изобретать для Борджиа новое разрушительное оружие. Эцио придется лично прокрадываться к чертежам, сжигать бумаги и выкрадывать образцы: летающий «штурмовик», лодку с «греческим огнем», многоствольный деревянный танк и пулемет на тачанке. Пострелять, конечно же, дадут. Потом, правда, каждый образец оружия придется уничтожить, чтобы бурная фантазия Леонардо не стала угрозой для всего мира. Сам изобретатель в награду за ликвидацию опасной техники выдаст нам комплект отличных парашютов, сильно экономящих время при спуске с высоты, если рядом нет стогов сена.
Яблоко — старшим, яблоко — младшим
Так потихоньку, перемежая сюжетные задания «фермерством», побочными миссиями и розыском фрагментов «правды», Эцио продвигается по сюжету, который, как и в первых двух играх серии, представляет собой замысловатый конспирологический бред (в хорошем смысле этого слова). Придраться к качеству заданий нельзя — уровень держится на высоте. Нет здесь и проблем с дисбалансом — даже самые сложные миссии проходимы, а точки сохранения расставлены очень тесно. В кои-то веки разработчики разрешили вернуться в уже пройденные задания и попробовать пробежать их еще разок — например, чтобы выполнить дополнительное «призовое» условие.
Как вы помните, в Assassin’s Creed II Десмонд время от времени ненадолго возвращался в шкуру Альтаира. Идея «миссий для ностальгирующих» пришлась ко двору — и уже в «Братстве крови» Эцио пару раз ненадолго вернется во Флоренцию, чтобы развить любовную линию с Кристиной Веспуччи.
Сам Десмонд тоже по желанию сможет выходить из «Анимуса», чтобы перекинуться словечком с напарниками (Шон все такой же милашка) или забраться в их почтовые ящики. При желании можно и вовсе покинуть подземелье и побродить по современному Монтеригьони, чтобы убедиться — делать там нечего, все дороги ведут в Рим.
Туда же в конце отправится и вся веселая компания ассасинов, чтобы вновь столкнуться с технологиями пришельцев — но уже не в чужой памяти, а наяву. И снова все закончится на самом интересном месте. И опять нам придется ждать продолжения в следующей серии.
Удивительно славная получилась игра. Невольно задумаешься: если Ubisoft так внимательно относится к Assassin’s Creed и не дает проседать качеству, то какие хитрые планы замыслил издатель в отношении этой серии? Чую заговор, тайный и зловещий. Хотя, быть может, я просто слишком долго бегал по виртуальному Риму и раскрывал тайны тамплиеров — вот и мерещатся повсюду заговоры.
Впрочем, что сейчас размышлять, почему продолжение оказалось лучше оригиналов... Когда-нибудь Ubisoft раскроет карты. Главное, что добросовестное отношение разработчиков к играм еще встречается — и это возвращает веру в человечество.
Увлекательность | 10 | Рейтинг журнала 94% | Награда журнала |
Графика | 9 | ||
Удобство | 10 | ||
Баланс | 8 | ||
Разнообразие тактики | 9 |
Запоминается — щелчок пальцами — шпионские навыки лошади — яблоки, яблоки повсюду! | Хотелось бы — поменьше «фермерского» игрового процесса |
Вердикт Новые приключения итальянских ассасинов обернулись приятным сюрпризом: продолжение не уступает, а кое в чем даже превосходит вторую часть. |
РУКОВОДСТВО
Смело в ночь иди, прохожий, не блукай во тьме, квирит:
Стала ночь на день похожей — в трех кварталах дом горит!
Пламя рвется к небосводу, жарко тлеет уголек,
В подворотне у кого-то отжимают кошелек.
Алена (the Mockturtle)
На первый взгляд, в «Братстве крови» правила поменялись не так сильно по сравнению со второй частью. Но по крайней мере одно нововведение очень важно: впервые стало возможно играть в «стрелка», избегая фехтования. Полдюжины пуль, четверть сотни арбалетных стрел, метательные ножи, отравленные дротики и NPC-помощники позволят избежать нежелательных близких контактов третьего рода. Это особенно важно, если учесть, что враги стали намного злее и опаснее в схватках.
«Свободный бег» по крышам не изменился — разве что появился новый способ быстро подняться вверх с помощью блока и противовеса. Скалолазанье в стиле «Принца Персии» тоже осталось практически прежним. Даже стало проще — трудный венецианский прием перехвата в прыжке на месте, но по сюжету не используется вообще.
Поменялась транспортная система. Вместо «ямской службы» в Риме используется канализация — чтобы открыть очередную «посадочную» станцию, ее надо отремонтировать за деньги. Чтобы использовать докторов, кузнецов и вообще торговцев, их магазины тоже надо «купить». С купленных магазинов и недвижимости Эцио каждые двадцать минут получает деньги на личный счет — их можно снять в банке. Чем больше банков «куплено», тем больше максимальный размер депозита (веская причина открывать банки в первую очередь).
Но прежде чем иметь возможность приобретать бизнес, надо отвоевать район из-под «крыши» Борджиа. Для этого необходимо убить капитана стражи внутри «запретной» области, а потом взобраться на башню и поджечь ее (при этом прилегающая область автоматически синхронизируется). Проблем с капитанами обычно нет — особенно позже, когда у Эцио появятся помощники. Но подкрадываться к ним лучше скрытно, потому что окрестности, как правило, набиты стражниками.
Совет: есть, впрочем, капитаны, которые в случае тревоги норовят сбежать и возвращаются лишь к смене караула. Самого вредного из них — «капитана-на-холме» — легче всего подстрелить, спрятавшись за стеной, мимо которой он проезжает на лошади. Для этого надо подняться на холм рядом с мостом.
Не все предметы и снаряжение будут доступны в магазинах с самого начала. Что-то можно выкупить только у Леонардо да Винчи. Что-то появится лишь в поздних главах. А некоторые вещи торговцы согласятся продать лишь за «квесты» — сдачу определенных комплектов добычи. Комплекты придется копить, собирая их из сундуков и с тел врагов.
Это важно: пункт меню «продать» явно намекает, что все «статуэтки», «амулеты» и другие явно бесполезные вещи предназначены лишь для продажи торговцам. Это явная ошибка геймдизайнеров. Продавать эту добычу нельзя ни в коем случае — только копить для «квестов». Не повторяйте моих ошибок, не продавайте хлам, пока не разберетесь с квестами.
со спичками.
то, что из-под режущей кромки
летит пыль.
Как и раньше, Эцио может вскрывать сундучки, тихо «щипать» прохожих и обирать тела. Пошарив по телам стражников, можно хорошо сэкономить на расходных материалах — денег там попадается немного, но аптечки, стрелы, ножи и тому подобное добро найдется всегда. Это веская причина не задерживаться у трупов, если запасы у героя уже на максимуме. Другое дело — бандиты с большой дороги. Их надо обыскивать всегда, потому что они носят при себе ценнейшую «квестовую» добычу для магазинов. По этой же причине стоит погоняться за курьерами Борджиа и за карманниками.
А теперь пройдемся по спискам оружия, поговорим о врагах и о полезных приемах.
Оружие и снаряжение
Снаряжение ассасина поменялось мало. Но дьявол — в деталях! Даже мелкие изменения сильно сказались на особенностях ведения боя.
Кулаки
Потайной клинок
Кинжалы
Среднее оружие
Тяжелое оружие
Длинное оружие
Отравленный кинжал и дротики
Метательные ножи
Пистолет
Пистолет, как всегда, хорош, но... Дистанция стрельбы невелика, зарядов мало, прицеливание долгое, выстрел шумный — в общем, пистолет теперь сильно проигрывает арбалету. |
Арбалет
Дымовые бомбы
Монеты
Зелья
Парашют
Яблоко Эдема
Враги
ОполченцыХодят в беретах, обычно в сопровождении начальника патруля. Большого внимания не заслуживают — по сравнению с другими стражниками эти неприлично слабы. Встречаются в основном в начале игры. |
Ловкачи
Искатели
Громилы
Стрелки
Стражи Ватикана и наемники
Всадники
Приемы и хитрости
А теперь — приемы, советы и хитрости, облегчающие сражения и мирную жизнь ассасинов. Приготовились, сосредоточились, поехали!
Лучший способ облегчить сражение — «цепочка убийств». Чтобы ее организовать, надо несколько раз подряд (от двух до пяти, в зависимости от типа оружия) пробить защиту стражника. Для этого годятся пинки, хваты и броски, пыль в глаза — что угодно. При проигрывании анимации убийства выберите следующего врага клавишами направления и нажмите атаку «вооруженной рукой». Главное — не держите при этом клавишу «высокого профиля». Если вы все сделали правильно, Эцио сразу же убьет следующего стражника. Повторять этот прием можно, пока стражники не кончатся или, что более вероятно, пока кто-нибудь не уклонится от удара, прервав комбинацию.
Чтобы отражать удары, держите клавишу «высокого профиля». Удары спереди Эцио отразит сам. С боков и сзади — сам не отразит, так что вовремя жмите клавишу направления, увидев, с какой стороны стражник готовится нанести удар (определить это можно по вспыхивающим над его головой квадратикам). Учтите, что отнюдь не каждым видом оружия можно отбить удары алебардами и двуручами.
Занимайте высоту. Очень удобно бывает раздразнить стражников, стоя на крыше (или забраться туда, уклоняясь от камней), а потом скидывать с нее лезущих врагов по одному.
Как только у вас появится возможность отбивать у Борджиа районы города, сожгите еще как минимум пять башен и наберите не менее шестерых ассасинов, чтобы иметь возможность призывать подряд до трех «двоек» себе на помощь.
Не деритесь с капитанами Борджиа — в ближнем бою они очень неприятные соперники. Стреляйте в них из всего, что есть, по возможности игнорируя других стражников.
Связываться с ассасинами и рассылать их на задания можно не только через голубятни, но и через бывшие башни Борджиа и в штаб-квартире (карта на столе).
Старайтесь призывать ассасинов до боя, чтобы они эффективно выводили из строя стражников и только потом завязывали сражение. Но, если Эцио попал в передрягу, призвать на помощь коллег в любом случае не вредно.
Старайтесь не призывать ассасинов у воды — еще утонут. На суше призывайте смело, но совсем без внимания не оставляйте. Убить опытного ассасина трудно, но можно, а лишиться верного бойца очень неприятно.
Выбирая назначение гильдейских зданий, осмысленно в городах строить притоны или бордели, а в сельской местности — дома наемников. Почему? Потому что в урбанистическом окружении эффективнее всего помощь воров и куртизанок, а в чистом поле полезнее бойцы.
Не пытайтесь обязательно с первого же раза выполнить «призовое» дополнительное условие миссии, особенно если речь идет о том, чтобы уложиться в указанное время. Никто не мешает вернуться к миссии потом — лучше снаряженным и знакомым с местностью.
Охота за карманниками и курьерами Борджиа — хороший способ потренироваться и увеличить запас «квестовых» вещей.
Не убивайте курьеров Борджиа, иначе Эцио сразу же попадет в список «их разыскивает стража». Сбивайте их с ног нажатием клавиш «высокий профиль» + «безоружная рука». К счастью, теперь этот прием работает вполне надежно. Кстати, тем же способом можно прорывать заслоны на перекрытых стражниками улицах.
Вот, пожалуй, и все. Теперь вы легко освоитесь в дивном новом Риме.
В мутный Тибр рассвет глядится, спит патриций, спит плебей,
Царь парфянский Крассу снится, снится Цезарю Помпей,
Чутко спит ночная стража, гаснут звезды, тает тень...
До свиданья, день вчерашний! Здравствуй, новый, светлый день!
Алена (the Mockturtle)