КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ЛЕТОПИСЬ

Автор материала:
Владислав Карелин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (105) август 2010
вид для печати

Биомеханические миры Ганса Гигера

...Он худой и высокий. Голодный и злой. Его кожа — нездорового серо-коричневого цвета. У него вытянутый череп и невеселое лицо. У него две пары челюстей, из них капают слюни. Он создан человеком, однако это вовсе не Буратино. Персонаж вам известен — это Чужой из одноименного фильма. Придумал его швейцарский художник Ганс-Руди Гигер — он сотворил целый зоопарк подобных монстров и даже целые миры, населенные ими. Но наш мир знает его в главным образом как создателя Чужого. Кто он, Гигер? Человек, создавший суперпопулярного монстра и с тех пор живущий с ним счастливо... Или... не все так просто?

«Оскар» — за кошмар

Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее — да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

Серен Кьеркегор

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало главного — жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе-Руди Гигере — в то время уже известном швейцарском художнике.

О’Бэннон показал Скотту книгу под названием «Некрономикон Гигера» — альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Одни твари пришли из эротических снов, других сделали из запчастей неведомых машин, для внешности третьих было характерно и то и другое...

Брат Чужой
Обложка первого издания «Некрономикона Гигера», 1977 год.

Несмотря на сомнительность «Некрономикона» как исторического текста, после Лавкрафта появилось множество поклонников этой книги. Возникли и оккультные течения, которые сделали ее своим «священным текстом». То же произошло и с «Некрономиконом Гигера» — некоторые посчитали, что художник в нем показал свое видение лавкрафтовской мифологии, хотя сам он себя с ней не связывал. Что забавно, одна из таких оккультных групп посчитала Гигера едва ли не пророком, и ребята посвятили его в свой «орден» под «тайным именем» — Frater Alien, то есть брат Чужой. Самому же Гигеру об этом стало известно позже; проще говоря, «магическое посвящение» произошло «заочно» — без просьбы и без ведома.

«Когда я увидел книгу, мои глаза на лоб полезли!» — вспоминает Скотт. Гигер оказался самой подходящей находкой. Более всего режиссера привлекла картина Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после небольших переделок стало знаменитым Чужим. Гигера немедленно пригласили в проект, и в феврале 1978-го с ним заключили договор.

Художник быстро подготовил рисунки, по которым следовало сделать скульптуру Чужого, и отправил их Скотту в Англию. Местные скульпторы с задачей не справились — пришлось позвать самого автора руководить работой. Гигер планировал задержаться в Великобритании на три недели, но работа затянулась на пять месяцев: помимо «Чужого» он занялся и оформительской работой — от проектирования образа космического корабля с его интерьером до создания пейзажа планеты.

«Некроном IV», прототип Чужого. От изначального вида, впрочем, пришлось отказаться — его пос-
читали чрезмерно эротически вызывающим.
 
Вариации внешности Чужого.
 
 
Картины для фильма: крушение корабля, кабина Чужого и сам пилот в ней.
«Чужие» игры

Через три года после фильма вышла первая компьютерная игра с Чужим — Alien (Fox Video Games) — для тогдашней Atari 2600. В 1980-х еще несколько игр под названием Alien (или Aliens) сделано разными производителями для разных компьютеров (Commodore 64, ZX Spectrum, Amstrad CPC, MSX и других динозавров). В 1990-х, с ростом популярности приставок, появилось множество консольных игр о Чужих, мало отличавшихся и сюжетом, и, как обычно, названиями. Что любопытно, использование Чужого не всегда было связано с использованием авторских прав. Впрочем, для ранних консольных и компьютерных игрушек этот образ эксплуатировать можно было спокойно — все равно ведь, сказать откровенно, получалось непонятно что...

Одной из первых игр для PC с Чужим стала Aliens: A Comic Book Adventure (Mindscape, 1995). Образы и сюжет она заимствовала не у Гигера и не из кино, а из комиксов по фильму (отсюда и название). К этому же периоду относится и игра Alien Trilogy (Probe Entertainment, Sculptured Software, 1995, 1996) для DOS и консолей (PlayStation, Sega Saturn).

О самой свежей игре, Aliens vs. Predator (Rebellion Developments), мы рассказывали в мартовском номере. Первая из них была издана в 1999 году, а всего насчитывается полтора десятка Alien(s) vs. Predator — попытка подружить монстров вполне удалась. А в перспективе — Aliens: Colonial Marines, выход которой Sega только планирует на этот год. Среди героев — все те же ксеноморфы...

 
 
Aliens: Colonial Marines: Sega обещает нечто захватывающее.

Чужого играл лондонский студент-нигериец. Он идеально подходил — был рослым (почти 2,1 метра) и худым. Гигер постоянно работал над костюмом Чужого, который актеру для этого приходилось почти ежедневно надевать на себя на несколько часов. «Одеяние» влетело в четверть миллиона долларов!

В 1979 году, как хорошо известно, новая «зоология» в виде Чужого буквально поработила мир. Ну а новая слава — в виде журналистов — попыталась «поработить» Гигера: всем хотелось узнать побольше о «папочке» Чужого. После выхода фильма диалоги с газетчиками иногда длились по пять часов ежедневно, а как-то Гигер дал за сутки двадцать три интервью — с этого времени у него развилась настоящая «аллергия на вопросы о Чужом».

В 1980 году Гигер получил «Оскар» в номинации «За лучшие визуальные эффекты» в «Чужом». После этого популярность Гигера и его «деточки» стала прямо-таки запредельной.

 
Как ни удивительно, но слова alien и aliens не набили разработчикам оскомину до сих пор.

Биомеханика

И он прекрасен... как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки.

Граф Лотреамон, «Песни Мальдорора»

Но не Чужим единым жив Ганс-Руди Гигер. Милая мордашка и хрупкая тушка Чужого — это всего лишь один из множества адских персонажей гигеровского мира.

Ранние работы Гигера — типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: по-всякому перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно — создает их скульптурные образы.

Один из часто встречающихся сюжетов его картин — шахты. В биографии Гигера у шахт есть своя история. Он начал рисовать шахты в 1966 году, они ему тогда постоянно снились — пропасти с бесконечными лестницами без перил.

«Шахта-7»
(1966 год).
«Батя, ну
скоро уже?» —
«Почти готово,
сынок!»
Мастер биомехани-
ческого искусства отметил в этом году 70-летний юбилей.
«Отражение»
(1977 год).

Другой сюжет — гильотины. Однажды Гигер купил игрушечную модель этого устройства, и оно стало одним из образов, который он часто рисовал. И чтобы ее как следует «проработать» в своем сознании, он захотел сделать гильотину в настоящую величину. Заказал у плотника все необходимые части и собрал гильотину — правда, без лезвия. «Отец говорил, что я сошел с ума», — вспоминает Гигер. Впрочем, бедного папу странное увлечение тревожило недолго — интерес к этой жуткой штуке у сына скоро пропал.

Как-то Гигер познакомился с творчеством американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта — создателя мифов о Ктулху и прочих божествах из недр земли и морских глубин. Эти мифы содержатся в таинственной книге «Некрономикон», которую, судя по всему, сам Лавкрафт и придумал. Но это неважно — ужасающие образы космических сил, готовых пробудиться и захватить мир, притягательны для современной культуры независимо от того, насколько правдивы эти истории.

Готовя к печати очередной альбом со своими картинами, Гигер долго размышлял, как назвать серию своих работ, пока не пришел к названию «Некрономикон Гигера», хотя книга с Лавкрафтом никак не связана.

Оккультные мотивы

Оккультная тематика всегда привлекала Гигера. Следы мистики можно найти в его работах, но обычно он к ней обращается совершенно спонтанно.

«Дебби-2» (1980). Эта картина, как и некоторые другие работы Гигера, представляет собой раскрашенную акрилом фотографию.

Так, в 1981 году Гигер создал серию картин — портретов Дебби Харри, актрисы и певицы из группы Blondie. На них Дебби изображена в странном виде: ее лицо проткнуто четырьмя акупунктурными иглами. Сам художник только позже понял, почему решил изобразить ее именно так, — игла около глаз символизировала огонь, у носа — воздух, у рта — воду, в шее — землю; пятая игла, появлявшаяся в клипе с этой картиной, означала дух. Это те самые пять элементов, из которых, согласно древним мистическим представлениям, состоит все сущее.

Здесь же интересно упомянуть о некотором интересе (хотя тоже не очень глубоком) к творчеству известного британского оккультиста Алистера Кроули. Один из примеров — картина «Иероглифы»; она представляет собой «биомеханоидную» перерисовку «Стелы Откровения» — доски из древнеегипетского погребения, которая имеет большое значение для кроулианской мистики.

Зная об интересе художника к колоде Таро, созданной Кроули («Таро Тота»), швейцарский оккультист Акрон в начале 1990-х сделал на пару с Гигером новую колоду — «Таро Бафомета». Правда, тут художник специально ничего не рисовал; они с Акроном отобрали для нее ранее нарисованные картины Гигера. Результат получился шокирующим: вместо традиционной философской символики гадальных карт зрителя встречают инфернальные зрелища... Тем не менее колода оказалась привлекательной и для почитателей таинственного, и для любителей сувениров, и ее вместе с пояснительным буклетом несколько раз переиздавали на разных языках.

«Иероглифы»
(1978 год).
«Вселенная» — карта из «Таро Бафомета».
«Бегемот»
(1975 год).

К слову, мистическая тема в живописи Гигера коснулась и отечественной культуры: есть у него работы, посвященные «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды». Биомеханоиды — придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство».

 
Пара биомеханоидов, нарисованных в 1974 и 1975 годах.

В идее биомеханоидов мало удивительного — это, возможно, закономерный ответ на новые достижения науки, которая готова менять человека с помощью клонирования, генетики, технологичных имплантатов... Приведут ли такие технологии к катастрофе? Никто не знает, но ожидания от них по большей части пугающие. И у Гигера представление о них не самое радужное.

Источник вдохновения

У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение, подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены, он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живет.

Г.Ф. Лавкрафт, «Фотография с натуры»

Гигер и Гроф — давние друзья.

Один из главных источников вдохновения Гигера — ночные кошмары. Художник временами страдает расстройствами сна, которые и приносят новые образы. Живопись для него является как бы психотерапией: если он долго и тщательно работает с какими-то образами, то они постепенно покидают сновидения. На место их, однако, приходят новые кошмары...

Гигеру как персоне публичной постоянно приходилось вести довольно напряженную жизнь. Усталость не выбивает его из колеи, а вызывает очередные нарушения сна и новые кошмары. А они для него — источник вдохновения!.. Вот так непрерывно работает творческая лаборатория по имени Ганс-Руди Гигер.

Одну из интерпретаций живописи Гигера предлагает психолог Станислав Гроф. По его теории, человек до, во время и в первые дни после рождения проходит состояния, которые определяют специфику его психики в дальнейшем. Эти состояния могут быть негативными или позитивными — в зависимости от того, есть ли какие-то угрозы жизни и здоровью в процессе развития организма. Картины Гигера, по мнению Грофа, идеально иллюстрируют негативные состояния.

Фотограф из ада

Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили.

Ганс-Руди Гигер

«Биомеханический ландшафт» (1977 год).

Рассматривая картины Гигера, невозможно не удивиться их натуралистичности. Заметно, что реальности добавляют детали типа прозрачных слоев, легких, «живых», бликов или будто бы настоящего сияния. Фотографического эффекта художник добивается, виртуозно используя краскопульт — пульверизатор, распыляющий краски. С его помощью сделано большинство работ Гигера.

Со временем Гигер расширил диапазон используемых техник — он рисует и чернилами, и маркерами, и пастелью; среди его поздних работ мало больших картин, сделанных краскопультом.

В 1989 году специально для съезда «Ангелов Ада» — известной международной группировки байкеров — Гигер создал серию постеров, нарисованных маркерами. Когда рисунки напечатали, он увидел, что получились они тусклыми. Но времени на перепечатку не было! Художник решил срочно возвратить им изначальные цвета и принялся прямо во время съезда раскрашивать распечатанные постеры — любимым краскопультом.

 
 
Серия картин работ 1980-1981 годов, посвященных Нью-Йорку.

Всюду Гигер

Чем популярнее я становлюсь, тем терпимее ко мне относится общество, хотя недоверие по-прежнему остается.

Ганс-Руди Гигер

В феврале 1987 года выставка живописи для «Чужого» и некоторых других работ приехала в Токио. Япония буквально помешалась — начался настоящий «гигеровский бум». Выставку посещало по две тысячи человек в день. Появился фан-клуб Гигера. Местные рисовальщики хоррор-комиксов мгновенно освоили гигеровский стиль, а производители игрушек наводнили рынок сотнями тысяч фигурок Чужого и похожих «монстриков».

В том же году на японский перевели несколько альбомов Гигера. Там же выходит многотомник А. Кроули, книги Т. Лири и Г.Ф. Лавкрафта с гигеровским оформлением. Одна из японских компаний предложила открыть «Гигер-бар» — развлекательное заведение, полностью оформленное по проекту художника в стиле фильмов о Чужом. Гигер согласился.

 
Ашара — нью-йоркская танцовщица. Она большая поклонница Гигера, и танец живота, который она представила на недавнем шоу в марте, содержит элементы образа Чужого — от костюма до пластики.

Планировалось, что в баре будут кабины, ездящие на высоту в четыре этажа, и прочая красота. А в результате обошлись грубыми набросками Гигера — чтобы закончить побыстрей. Возмущенный Гигер отказался от прав на заведение и никогда там не бывал. Через несколько лет заведение закрылось.

 
 
В меню швейцарских «Гигер-баров», конечно же, есть коктейль Alien — гремучая смесь разных сортов водки, ликера и эля.
Музей Гигера в Грюйере.

Однако идея бара-имени-себя так понравилась Гигеру, что он довел ее до ума у себя на родине. Сейчас в Швейцарии есть два «Гигер-бара» — в Грюйере и в Куре, родном городке Гигера. Создание этих баров проходило под полным контролем художника. Помещения сделаны в духе космического корабля Чужого — от стен до столиков и кресел. Ясное дело, заходят туда не столько выпить-закусить, сколько поглазеть на интерьер и, вероятно, почувствовать себя Чужими.

Творчество Гигера много где можно обнаружить. Он известен как создатель скульптур, ювелирных украшений, оформления ряда фильмов (в частности, «Полтергейст-2» и сиквела «Особь»). Его картины пользуются популярностью в качестве обложек дисков многих рок-групп, а уж тату-мастера без его живописи — вообще никуда.

Мир игр тоже не обошелся без Гигера, и речь не только о Чужом. Самым ярким примером воплощения гигеровского творчества в компьютерных играх остается сиквел Dark Seed. В квесте герой Майк Доусон (его назвали именем главного дизайнера и продюсера), пытаясь спасти человечество от Древних (то есть от лавкрафтовских чудищ), путешествует по двум мирам — обычному и темному параллельному. Оформление потустороннего мира полностью основано на картинах Гигера и их фрагментах.

Dark Seed стала одной из первых игр, в которой разрешение графики достигло 640x400 —
самого большого в 1992 году

Это интересно: после Dark Seed 2 прошла молва, будто, наглядевшись на картины Гигера, реальный Доусон сошел с ума — ведь в компании Cyberdreams после этого он больше не работал. Виной всему — буквально воспринятый сюжет второй игры, где главный герой приходит в себя после душевного потрясения, произошедшего из-за событий первой.

Dark Seed 2. Да уж, если бы в такой обстановке действительно оказался живой человек, сохранить разум ему было бы нелегко...

Соглашаясь на использование своего творчества, Гигер всегда трепетно и требовательно относится к тому, чтобы оно было представлено в самом лучшем виде.

Загадка черепа

А началось все... с черепа.

Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество. Об этом явно говорит то, что Гигер до сих пор хранит эту, казалось бы, не слишком удивительную вещь как огромную ценность.

Эта «красотка» — один из первых экс-
периментов в области биомеханического ис-
кусства, когда Гигер еще предпочитал работать с чернилами (1960 год).

Череп как художественный объект много значит для художника и по сей день. В одном из интервью Гигера как-то спросили: «А правда, что основой для головы Чужого послужил человеческий череп?» — «Правда-правда, — ответил художник. И загадочно добавил: — Только не спрашивайте, откуда я его взял...»

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.2
проголосовало человек: 836
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования