КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

СОЗДАЁМ САЙТПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ

Автор материала:
Ирина Шахова
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№10 (95) октябрь 2009
вид для печати

Web 2.0
Руководство для начинающих параноиков

Термин «Web 2.0» часто используется с целью рекламы, как модное слово или для завышения реальной стоимости проекта и значимости разработчиков в глазах клиентов. Только разные люди под этим термином понимают совсем разные вещи. Но в чем-то они сходятся. Давайте посмотрим, что же это такое? Система, которая поддерживает сама себя? Способ увеличения продаж? Инструмент общения?

Если вы сделали в своей жизни хотя бы один сайт, наверняка вы встречали понятие Web 2.0. Автором этого термина принято считать Тима О’Рейли, основателя издательства «O'Reilly Media». Основная идея Web 2.0 — привлечение пользователей к работе с контентом сайта.

Тим О’Рейли: автор и идеолог Web 2.0.

Вики-энциклопедия

Сетевая энциклопедия, которую может пополнять и редактировать любой зарегистрированный пользователь. Самая распространенная энциклопедия рунета, Википедия, предлагает свой движок для установки на сайтах и для организации мини-вики.

Как правило, владельцам сайтов невыгодно держать в штате сотрудников несколько экспертов, которые могли бы писать подробные статьи и отвечать на вопросы посетителей.

Если вы — владелец сайта, Вики-энциклопедия избавит вас от головной боли по сбору и обработке общедоступной информации.

Сравните: статичные страницы, обновляющиеся администрацией сайта...
... и Вики-ЛКИ, открытая для редактирования любым заре-
гистрированным пользователем.

Но как проверить достоверность информации? В Википедии для этого существуют ссылки на источники. Надо помнить, что эти источники сами по себе могут быть неточными, их автор вполне может ошибаться.

Вики-мистификации

Конечно, бывает, что пользователи хотят удалить или откорректировать не понравившуюся им статью. Вот что об этом говорит сама Википедия:

«Вандализм в Википедии — явно вредительское добавление, удаление или изменение содержания, совершенное умышленно в целях скомпрометировать достоверность и авторитетность энциклопедии. В основном вандализм проявляется в замене содержимого качественных статей на ругательства, граффити или другое содержание, абсолютно не имеющее отношения к теме статьи. Внесение неверных изменений по причине искреннего заблуждения вандализмом не является.

Вандализм, несмотря на распространенное мнение, на самом деле не представляет большой проблемы для Википедии, так как все изменения статей хранятся в специальной базе данных, — таким образом, злоумышленники не могут уничтожить информацию полностью. Участник, заметивший, что статья была испорчена, должен откатить поврежденную версию, сделать это совсем несложно. Чтобы вынести предупреждение вандалу, необходимо на его странице обсуждения добавить шаблон: вандализм.

Поскольку количество людей, желающих заниматься вандализмом, приблизительно равно количеству людей, желающих восстановить истину, то создание условий, в которых второе сделать легче, чем первое, автоматически делает материалы Википедии все более и более соответствующими истине.

Большинство последствий вандализма в Википедии нейтрализуются в считанные минуты».

В Википедии 12 миллионов статей, и попытки выкладывания недостоверной информации ежеминутно происходят сотнями. Иногда мистификации остроумны — например, о Робби Уильямсе одно время сообщалось, что до периода, связанного с Take That, он зарабатывал на жизнь, «поедая домашних животных в пабах в Стоуке и его окрестностях», а в статье о Маргарет Тэтчер полтора месяца продержалось сообщение, что это вымышленный персонаж.

Если вы пользователь — вы моментально найдете интересующую вас информацию в Википедии и других сетевых энциклопедиях. Но никто не даст вам гарантий, что она будет полной и точной. С другой стороны, информация вам предоставляется бесплатно и, используя ее, вы не нарушите никаких копирайтов.

Блоги и форумы

Еще один инструмент Web 2.0 — это блоги, в противовес форумам, которые относят к более старым инструментам.

На данный момент существует много форумных движков и блогов, похожих друг на друга. Единственная разница: в форуме сообщение, на которое поступил новый комментарий, автоматически подимается вверх. В блогах такая возможность не предусмотрена.

Как сформулировал в докладе Дмитрий Васильев, генеральный директор компании NetCat, блог имеет смысл использовать, если в нем обсуждаются события, интерес к которым со временем затухает. Еще одна черта — когда есть ярко выраженный инициатор обсуждения.

Форум имеет смысл использовать тогда, когда обсуждаются вопросы, которые всегда остаются актуальными, или когда тематика сайта предполагает форму общения в виде вопросов и ответов. Например, если это форум техподдержки.

Облако тегов

Облако тегов на Хабрахабр.ру.

Инструмент Web 2.0, уже ставший привычным, — теги. Их можно проставлять в новостях, статьях, сообщениях в блоге или на форуме. Теги должны не повторять пункты меню на сайте, а скорее дополнять их и конкретизировать.

Таким образом, когда пользователь захочет получить информацию по тегу, он получит всю информацию о предмете, из разных рубрик и даже из архива десятилетней давности.

Если вы владелец сайта, помните: предусмотреть возможность ставить теги — это еще не все! Надо не забывать их ставить, это сложно, но возможно. Теги могут быть организованы как угодно: как дополнительное меню, как ссылки под текстом новости. Учтите, что ссылки в облаке тегов не должны вести на пустые страницы сайта. Пользователь уйдет по тегам и вместо того, чтобы покупать ваш товар или услугу, будет витать в облаках до скончания веков.

Облако тегов — список тегов, в котором ссылки-теги визуально разделяются на более и менее «весомые». Теги в облаке могут выделяться цветом, размером шрифта или быть вовсе неактивными при условии отсутствия информации.

Считается, что подобный способ интуитивно понятен и мгновенно дает представление о количестве информации на сайте и ее актуальности. Думаю, для людей с визуальным восприятием мира это действительно так.

RSS-ленты

Вставка видеоролика на страницу — это mash-up. Все для удобства пользователя!

Про RSS-трансляцию уже, наверное, знают все. Сложно найти сайт в интернете без RSS-трансляции, например, новостной ленты. Трансляции привлекают новых посетителей.

Если вы владелец сайта, знайте, что новости из RSS-ленты зачастую растаскиваются по всему рунету, поэтому имеет смысл в новостях время от времени давать ссылки и упоминания ваших товаров, сервисов или услуг.

Новое понятие — mashup — появилось недавно в российском сегменте интернета. Мэшап — это использование на сайте инородных сервисов. Это может быть встроенная яндекс-карта на странице «Контакты», курсы валют или информация о погоде с gismeteo.ru.

Создание сообщества

Отличный способ дать посетителям сайта поучаствовать в жизни проекта — разграничение прав. Активным пользователям, хорошо зарекомендовавшим себя, можно дать расширенные права.

Форумные движки уже давно позволяют проставлять статусы участников. Общительным и конструктивным пользователям можно давать расширенные права, предполагающие модераторские функции. Это повышает лояльность пользователя к проекту: человек старается оправдать оказанное ему доверие.

При формировании сообщества большое значение имеет соревновательный элемент, репутация или карма, которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставить пользователям дополнительные цели присутствия на сайте. Репутация может зависеть от количества сообщений или от кармы (на форуме www.lki.ru это называется слава), которая проставляется другими пользователями.

Феноменальное свойство человека в интернете, еще не до конца изученное современной наукой: верить всему, что скажет другой такой же обычный человек. Это свойство успешно эксплуатируется самыми разными компаниями. Официальное письмо администрации на сайте может быть воспринято как реклама или PR-акция или даже как вызов простым пользователям (в зависимости от их отношения к компании, от склада ума и т.д). Но, когда то же самое высказывает эксперт «из народа», его принято считать самым беспристрастным. Ведь это же «свой», он не будет обманывать или использовать нехорошие методы рекламы.

Если вы владелец сайта, используйте все возможности, которые вам дает идеология Web 2.0. Заводите форумные дискуссии, игры, конкурсы, принимайте помощь пользователей и ни в коем случае не отмахивайтесь от их инициатив и предложений помощи. Но будьте осторожны при выдаче модераторских прав: власть меняет людей. Есть риск, что уравновешенный и спокойный человек, которому вы дали права, вдруг превратится в мстительную фурию и сильно осложнит жизнь своим же форумчанам.

Если вы пользователь — общайтесь. Но всегда помните о том, что мнение эксперта с форума может быть ошибочным или неполным. Все мы люди и все можем ошибаться.

Возможно, причина такого патологического доверия к чужим словам в интернете кроется в самом понятии «опытного форумчанина» или «эксперта». А понятие это каждый объясняет по-разному. Для нас, возможно, «эксперт» может означать образованного человека, разбирающегося в определенной теме. А по мнению форумного движка, «эксперт» — это тот, кто написал на форуме больше всего сообщений за последний месяц.


***

Web 2.0 — это, по сути дела, набор инструментов, который при правильном применении может облегчить жизнь разработчикам сайта и маркетологам. Прежде чем применять этот инструмент, необходимо четко сформулировать для себя, каких именно целей вы хотите добиться с его помощью.

А если вы — постоянный пользователь социальной сети, блогов или любых других сообществ, значит, инструмент эффективно применяется по отношению к вам. Помните об этом и, вместо того чтобы принимать на веру слова незнакомых вам интернет-пользователей, думайте своей головой.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.6
проголосовало человек: 67
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования