КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

Автор материала:
Светлана Фаддеева
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (91) июнь 2009
вид для печати

Кадетство. Новая история

Жанр:
квест (приключение)
Разработчик:
Bajoum Interactive
Издатель:
Snowball/1С
Системные требования:
1,8 GHz, 512 GB, video 256 MB
Рейтинг: 81%

Консультант:

Соня Фаддеева


Наша оценка возраста от 7 до 12 лет


Это интересная и весьма новая история в отечественном детском игрострое, поэтому мы уделим ей немного больше внимания, чем у нас обычно принято.

Как это было

Однажды теплым августовским вечером представители «Сноуболла» собрали нас в уютном дворике лейпцигской гостиницы и рассказали целую детективную историю. Они устали от единообразных детских локализаций и захотели эдакую оригинальную аутентичную игру. Ну, мечтать не вредно. И тогда они решили провести «бесчеловечный эксперимент на людях». Создать эту игру. Если, решили они, эта затея окупится, можно и дальше делать штучные проекты. Нижний предел окупаемости оценили в 50 тыс. дисков и принялись за работу.

За основу решили взять сериал «Кадетство», выдержавший три сезона на канале СТС, и стали искать, кто это сделает.

Рейд по отечественным разработчикам оказался неуспешным, компиляция традиционных элементов в разных сочетаниях — все, что им удалось наскрести. Тогда они решили двинуться за границу — и нашли приют в Швеции. Шведский игровой дизайнер Линус Фельдт, которого для пущей убедительности представили пред наши очи живьем, — многократный лауреат престижной награды Giga-Maus за лучшую игру года, выпустивший двадцать два проекта для детей и подростков.

Сотни часов игровых событий перевели на английский язык и отправили в Швецию — для знакомства. После обмена странными идеями — скажем, сделать кадета замаскированной девочкой, бедствующей в мужской казарме, — общий язык был найден, и работа пошла.

Честно говоря, на тот момент я понятия не имела об этом сериале и слушала «впрок», надеясь разобраться по возвращении. Примиряла меня с игрой по сериалу заявленная система обучения — представленный урок географии внушал надежду, что оригинальным проект будет.

По возвращении домой меня встретила Соня, прижимая к груди килограмм «Кадетства» — три книги и упаковку дисков. Мы все это посмотрели, и оказалось, что все неплохо.

Я не сумасшедшая. Да, я против сериалов, особенно для детей: взрослых уже поздно спасать, а вот детей жалко, формирование мыслительного процесса по принципу пищеварительного у жвачных животных — плохая идея.

И все же основа для игры выбрана грамотно. И хотя юные зрительницы ищут в новой серии в первую очередь эмоций, фильм поднимает множество важных вопросов: от способов разрешения мелких конфликтов до проблемы подросткового суицида.

Игры вида «Мисс Популярность», который сами разработчики заявляют родственным проектом, — это выстрел мимо, ну, ни уму, ни сердцу. Конечно, девочки воздают им должное, но недолго. Пластмассовость мира не выдерживает пристального внимания. Вот «Симс» — это ближе. Тематический сим с любимыми героями.

Вводная

Герой — Сергей Стрелков, курсант первой роты третьего взвода: то есть девочки, которым игра предназначена, будут играть за мальчика, искать себе место под солнцем среди других мальчиков — а вот кадрить самих себя, то есть — как раз девочек. Довольно хулиганская затея.

Территорию кадетского корпуса воссоздали так тщательно — можно экскурсии водить.

Переводят его из другого училища за две недели до экзаменов — нелогично, конечно, но, я полагаю, можно простить разработчикам эту игровую условность. Им хотелось, чтобы каждый уровень игры проходил как очередной день в новом училище — а в конце героя ждала награда, торжественный выпуск.

С учетом того, что будущие игроковицы следили за превратностями жизни кумиров на протяжении трех сезонов, а в жизни героев и вовсе прошло полных три года, — решение небесспорное. Зрители настроены на другой ритм восприятия.

Облик персонажей — в первую очередь офицеров и преподавателей — воссоздан с большой точностью. И это оправданно — это не «игра по мотивам», игроки должны почувствовать себя в том же самом училище.

Модели довольно-таки «квадратистые» и местами весьма небрежные, как и анимация, — но картинка оставляет цельное ощущение, мы видим знакомые интерьеры и персонажей, так что не сказала бы, что огрехи режут глаз.

Играем

Пространство суворовского училища сделали очень тщательно. Здесь его представляешь даже лучше, чем в фильме, — можно облазать все закоулки, что разработчики, кстати, очень рекомендуют. И потом это просто интересно, мы на него столько смотрели в фильме. Если заблудитесь — можно воспользоваться картой в углу экрана.

Предметы, которые вы можете использовать в игре, при прикосновении подсвечиваются. Текущая цель напоминает о себе в другом углу экрана

Можно установить и режим игры с подсказками — хотя вот это, на мой взгляд, совсем лишнее. Следующий шаг — это уже предоставить игре возможность сделать все для тебя.

Если не знать, в чем дело, выглядит жутковато. А на самом деле - собрание тайного общества.

Итак... Краеугольным камнем игры позиционируется общение.

По прибытии Сергея в училище директор училища поручает ему разобраться с участившимися кражами. На вопрос, зачем мальчику, переведенному в училище на две недели, разбираться с чужими кражами, ответить несложно: это тоже игровая условность. Призванная втянуть вашего героя в водоворот событий. На этот раз — совершенно лишняя.

Вы ходите по училищу, знакомитесь и общаетесь с кадетами и офицерами, показываете им найденные предметы — это может дам вам ниточку к расследованию. Но не думайте, что вам позволят просто так таскаться целый день. Ко звонку надо успеть в класс.

Но и это, что называется, еще не все — впереди самое интересное. Курсанты в училище объединились в тайное братство — и добыть себе место под солнцем совсем непросто. Все места, от альфы до омеги, тщательно расписаны — и любой новичок оказывается человеком второго сорта. Но это нас, конечно, не устраивает.

Соврать или не соврать офицеру — один из самых непростых вопросов кадетской жизни.

Поэтому авторитет у товарищей придется заслужить, причем в ускоренном режиме. Для этого, сами понимаете, недостаточно быть паинькой и лучше всех учиться — даже, прямо скажем, противопоказано. А пока вы не в братстве, гонять вас будут в хвост и в гриву.

Всяким приличным кадетам полагается шалить, то есть баловаться. Шкодить, по-простому говоря. Тут перед вами встает масса вопросов — в какой мере покрывать товарищей? А если они вам не товарищи? Конечно, кадетский кодекс чести гласит, что от преподавателя надо скрывать все даже ценой жизни, но в этой самой жизни не все так просто.

Ну и, разумеется, любовь. Ведь на дискотеки приходят девочки — и, конечно, очень хочется выбрать подходящий объект для романтических встреч, а «объект» на эти желания должен ответить взаимностью.

Игра довольно жестко ставит перед нами задачи на день, но в процессе их выполнения у нас есть некоторая свобода маневра.

Учимся...

Важный элемент кадетской жизни — это учеба. Наш герой попадает в училище перед самыми выпускными экзаменами. И чтобы в конце игры получить диплом, эти экзамены надо сдать. Учеба в училище представлена мини-играми.

Самой интересной так и осталась география — видимо, удачная находка забрала все силы разработчиков.

...географии

Известный крайней дотошностью в области географический названий Валентин Сергеевич обожает вызвать ученика к доске и как следует погонять на знание стран и их столиц. Долго думать не дает. В ответе ценится точность попадания. Если от вас попросили, скажем, Монако, а вы ткнули в Африку — результат будет жалким, с грехом пополам попали указкой в Европу — лучше, но высокого балла не ждите, постарайтесь напрячься и прицелиться как следует. Оригинально придумано и забавно сделано, даже родители с удовольствием присоединятся.

...алгебре и геометрии

Этот букет сложных предметов под началом Эммы Владимировны — в народе БМП — заменили на арифметику. То есть будем складывать друг за дружкой числа. На скорость — 2 и 11, скажем, надо сложить не больше, чем за 8 секунд. Напрасно — математика, в отличие от гуманитарных наук, позволяет проявлять творческую активность, которую можно алгоритмизировать. Полагаю, приглашенный консультант, занятый «в мирной жизни» детскими олимпиадами, решил бы задачу на раз. Остроумные и оригинальные головоломки можно придумать и по алгебре, и по геометрии — при необходимости, и на скорость.

Экзамен по истории.

...истории

Преподаватель Олег Иванович читает кадетам учебник, а потом задает вопросы, на которые надо выбрать правильный вариант из предложенных ответов, — такой «привет ЕГЭ». Среди вопросов встречаются остроумные и не очень.

...информатике

Фанатичный поклонник Counter-Strike и других боевиков от первого лица Сухомлин с самого начала оказался не в ладах с преподавателем — у них непримиримые идеологические противоречия по вопросу о том, для чего нужен компьютер. Борьба, согласно оригиналу, протекает с переменным успехом. На этот раз народный умелец написал простенький симулятор кун-фу, и весь класс в него играет. Кто лучше бьется — тот молодец. При чем здесь экзамен по информатике — уму непостижимо.

Это мы танцуем!

...танцевать

Банальнее мини-игры, чем двигать героя под музыку посредством клавиатуры, повинуясь стрелочкам на экране, человечество еще не придумало. Ну да, здесь добавили метроном, под который шаг надо делать не как попало, а очень точно. Вдобавок это еще и весьма некрасиво воплотили.

...стрелять

Тут все просто: три секунды на выстрел, навели, спустили. Не посрамите высокое звание кадета. Тоже более чем обычная мини-игра, но, справедливости ради, в тире сложно придумать что-то новое.


За кулисами повествования остался Палочка — преподаватель литературы и один из самых ярких героев фильма. А жаль — литература открывает широкую свободу маневра, тут можно много придумать!

Впрочем, чтобы немножко оправдаться, наш герой в одной из миссий будет сочинять стихи — с вашим непосредственным участием, естественно.

Это не все. Кроме учебы в жизни кадета есть еще дежурство.

...готовить

Это целая кухонная стратегия в реальном времени. В нарядах мы заменяем повариху. Что это за повариха такая, никому не ведомо. Еще одно игровое допущение — впрочем, скорее забавное. Тем более что процесс сильно автоматизирован. В меню — хлеб, суп, картошка, рыба и мясо. В ваши задачи в основном входит, чтобы ничего не сгорело и не переварилось. Потом надо — на скорость — выдать курсантам то, что им нужно, и еще угадать так, чтоб всем хватило. Не безумно оригинально, но забавно. Можно посоревноваться с детьми, кто лучше готовит.

А теперь — дискотека

О любви. Этот вопрос решен с несколько казарменной прямолинейностью. Вы изучаете досье понравившейся вам девушки, чтобы составить представление об ее вкусах и привычках, а потом на ее реплики выбираете один вариант ответа из трех. Угадали правильные ответы — можете рассчитывать на взаимность, а там недалеко и до первого поцелуя.

Нет, не плохо. Местами интересно и даже весело — но все же отнестись с этому важнейшему этапу кадетской жизни с трогательной серьезностью, присущей фильму, никак невозможно.

Покажите язык

Эта игра может служить живой иллюстрацией к статье Псмита «Язык игры», разместившейся, по случаю, как раз в этом номере. Примером, что характерно, положительным. Недаром у разработчика за плечами два десятка успешных детских игр. Длиннющий, почти безразмерный сериал уложен в небольшое игровое пространство вполне грамотно.

Герой — выбран новый, ведь судьба старых нам уже хорошо известна, но не слишком от них отличающийся и чем-то похожий на всех сразу.

Реалистичность мира, в особенности для тех, кто знаком с фильмом, — безусловна. Значимость событий, правда, прямо пропорциональна отношению к оригиналу, то есть для новых игроков невелика.

Выбор, в том числе этический, — есть.

Разные концовки, в зависимости от последовательности ваших выборов, — представлены.

К технической стороне вопроса претензий почти нет — за исключением пары спорных вводных допущений, все грамотно.

И все почти настоящее.

И главный герой озвучивает реплики своего персонажа характерным, срывающимся на фальцет голосом, от которого у поклонниц от счастья случается легкое расходящееся косоглазие.

Итого

Когда я пишу этот материал, игра только вышла в продажу, и пока неизвестно, удастся ли Snowball'у взять поставленную самому себе планку. Но, несмотря на это, продолжение проекта уже анонсировано и заявлено на осень 2009 года.

На фоне общего позитивного ощущения — не оставляет скребущее чувство, что все немножко «не докручено».

Вот, скажем, девочек, чьей благосклонности может добиваться наш герой, всего три. И все, мягко выражаясь, странные. Наверное, это называется разнообразием характеров. Но ведь реальные-то девочки, когда смотрят фильм, не ассоциируют себя с героями — они мысленно примеряют к себе курсантов в качестве кавалеров. И впадают в некоторый ступор, когда одному из них, спасибо, что не герою фильма, надо выбрать странную подругу.

Раз уж бюджет игры, как утверждает руководство издателя, превосходит затраты на взрослые отечественные проекты — почему было не довести идею до логического конца? То есть она как бы высокобюджетная, но так как детская — все равно немножко «для бедных».

Правда, это отчасти не их беда, а системы в целом. Ведь и Валли, в создание которого была вложена уйма сил и таланта, тоже шумного успеха не снискал. Тоже потому, что не претендовал на взрослую аудиторию. Ведь Валли прекрасен — и незаслуженно мало востребован, во всяком случае у нас в стране. Да и девочки 8-14 лет — не самая перспективная аудитория для игростроя. Это она для телевидения прекрасна, там даже диск покупать не надо, только пультом щелкнуть. Но в целом — чтобы сделать качественную и успешную детскую игру, надо заявлять и делать ее как взрослую. Во всех смыслах. Свежая мысль, правда?


***

В целом же опыт очень и очень интересный. Надеюсь, и вы не пожалели, что мы рассмотрели ее так подробно. Я надеюсь, эта история получит продолжение.

Заключение экспертов:

Соня Фаддеева (9 лет): Я очень ждала эту игру. Немного странно, конечно, играть за кадетов, и в фильме они более настоящие — зато можно самой поучаствовать в их жизни. Мне понравилось.

Светлана Фаддеева: Тут все зависит от перспективы проекта — если это стартовая площадка для новых оригинальных детских проектов, я лично готова ходить по городу с транспарантом: «Купите «Кадетов», чтобы проект состоялся. Если же это предтеча многочисленных клонов на ту же тему — чтоб добро не пропадало, — а анонс продолжения наводит именно на такие мысли, это будет борьба с чужими штампами посредством своих.


Если бы директором был я...

Я бы сделала квест, а не приключение. Честный, просторный, разветвленный квест. Или можно поставить на свободу и двинуться в сторону Bully — не по агрессивности, а по возможностям... Нет, лучше квест.

И для гораздо более широкой аудитории. Сериал, конечно, был для девочек, но ведь хорошо известно, что конкурс в кадетские корпуса (куда поступают мальчики) после него взлетел вверх, хотя в наши дни, когда полгода назад на наших глазах офицерский состав выставили на улицу почти целиком, только безумный пожелает ребенку военной карьеры.

Более того, проект можно сделать интересным и для взрослых — квестам все возрасты покорны.

Еще я доработала бы систему экзаменов. И чуть-чуть расширила рамки — игра все время немножко «ждет в плечах». Чуть больше девочек, чуть больше возможностей, чуть больше свободы в действиях — да, она несколько потеряет в динамичности, но сильно выиграет в глубине и реалистичности мира.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
7.5
проголосовало человек: 165
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования