КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВТАКТИКИ КИБЕРСПОРТА

Автор материала:
Феликс Морозовский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (85) декабрь 2008
вид для печати

Warcraft III: The Reign of Chaos
Почему вы проигрываете в Warcraft III?

Жанр:
Издатель:
Blizzard
В России:
SoftClub
Системные требования:
PIII-400MHz, 128MB, 8МB video (PIII-800MHz, 256MB, 32МB video)
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
локальная сеть, интернет

В прошлых статьях мы изучили популярные ошибки, которые допускают игроки в Warhammer и DotA. Теперь же мы рассмотрим еще один шедевр киберспортивной дисциплины от Blizzard — оригинальный Warcraft III, который сочетает в себе элементы стратегии и ролевой игры.

В Warcraft играют миллионы людей, которые совершают миллионы ошибок. Одни из них очевидны, другие уже не очень, а некоторые уникальны в своем роде. В этой статье я расскажу о наиболее частых из них — от тех, которые допускают начинающие игроки, и до ошибок профессионалов. Я постараюсь описать все огрехи, которые напрямую не связаны с ведением боя и имеют стратегический характер. Помните, понимание собственных ошибок предотвращает их повторение!

Ошибки до начала партии

Как вы уже знаете из предыдущих статей, ошибиться можно еще до начала игры.

Выбор устройств. Почти во всех киберспортивных дисциплинах реального времени один из важнейших факторов — используемые устройства. Если вы решили серьезно играть в Warcraft III, придется раскошелиться на новую мышку и коврик. Мышка должна поддерживать высокую скорость и точность передачи информации. Также очень желательно установить для мышки фирменный драйвер. Без коврика вам никак не обойтись, причем он должен быть большим, чтобы обеспечить вам свободу действий. Также есть смысл слегка модифицировать клавиатуру, а именно — вручную извлечь все ненужные клавиши. Правда, если вы планируете использовать компьютер для чего-либо еще, кроме игры в Warcraft III, придется обзавестись второй клавиатурой. Можно перенастроить клавиатуру программными средствами, но это придется делать каждый раз на новом компьютере, а игровую клавиатуру можно носить с собой (профессиональные игроки чаще всего так и делают).

Это важно: смена оборудования первое время будет негативно отражаться на качестве вашей игры, как бы сильно вы ни старались. К новой мышке, коврику и клавиатуре нужно сначала привыкнуть. А пока этого не произошло, лучше повременить с выводами об уровне своей игры и продолжать тренироваться.

Начало игры. Зачастую любой уважающий себя игрок, видя перед собой новую игру, думает так: «Сейчас пройду кампанию, посмотрю, что и как. Затем включу многопользовательский режим и попробую поиграть с компьютером. Ну а затем выйду на необъятные просторы интернета». Конечно, для львиной доли игр такая тактика вполне оправдана и не будет преградой для побед на начальных уровнях, но киберспортивные дисциплины от Blizzard не относятся к их числу. Как уже было сказано выше, в эту игру играют миллионы, и играют не первый год. Существуют неписаные законы игры, стандартные тактики и стратегии. И действовать по наитию будет ошибкой.

Конечно, пройти кампанию стоит хотя бы потому, что в ней замечательный сюжет. Поиграть с компьютером нужно, чтобы разобраться в развитии базы, научиться уничтожать нейтральных существ и освоиться с картами, на которых предстоит играть. Но сразу после этого следует внимательно просмотреть партии опытных игроков. Выясните, каковы сейчас самые популярные стратегии и контрстратегии, чего можно ожидать от врага и как правильно пользоваться преимуществами вашей расы на карте. Опробуйте все изученные приемы на компьютерном противнике, проверьте все «фишки» на карте, чтобы не только проследить глазами, но и прочувствовать руками, как происходит то или иное действие, и только после этого отправляйтесь покорять просторы интернета.

Ошибки в дебюте

Эльф сам сделал так, чтобы противник смог возвести башню, до которой не доберется герой ближнего боя.

Выбор стратегии. Самая распространенная ошибка в начале партии. Правильный выбор стратегии, то есть то, по какому именно пути пойдет ваше развитие и каких бойцов вы будете использовать, составляет не менее 30% победы! Если вы решите использовать стандартный алгоритм, то всегда имеете шанс «попасться», так как такой вариант развития наверняка знаком вашему врагу, и он с легкостью сможет предсказать все ваши действия, а значит, нанести удар в самое уязвимое место в самое подходящее для него и не подходящее для вас время. Напротив, при выборе нестандартной стратегии вы не сможете проконтролировать действия противника, и ему удастся, например, с легкостью захватить дополнительный источник ресурсов или еще как-нибудь воспользоваться вашей слабостью.

Решение. Основные параметры при выборе стратегии могут быть следующими:

  1. Раса противника. Учтите ее возможности и классические стратегии, которые применяют игроки за эту расу. Например, Альянс на очень многих картах первым делом стремится получить дополнительный источник ресурсов, а нежить старается как можно быстрее сделать два улучшения на главное здание, и так далее.

  2. Карта. Карта зачастую имеет решающее значение. Есть карты, которые благоприятствуют одним расам, есть карты, неудобные для других. Конечно, в общей массе все очень хорошо сбалансировано, но это если говорить о турнирах. Чаще всего игрокам приходится играть по одной партии, и место битвы выбирает компьютер, а значит, шанс есть только один, и его нельзя упускать. Например, на некоторых картах орочий мастер клинка может легко «воровать» дорогие артефакты у существ, убивая только хранителя артефакта, а затем продавать эти предметы. Или, например, нежить может с легкостью уничтожать драконов и остальных летающих существ благодаря горгульям и так далее...

    Учитывайте размер карты и расстояние, которое разделяет вас с противником. Если карта большая, причин для беспокойства на ранних этапах особо нет, но если она маленькая, да еще и всего на двоих игроков, стоит опасаться блица и «застройки».

Место строительства. Ни для кого не секрет, что о неудачном расположении базы можно сильно пожалеть впоследствии. Если вы в начале партии охватите слишком мало пространства, новые здания вам будет просто негде возводить (кроме как за пределами базы), а значит, во время их постройки они будут крайне уязвимы. И наоборот, если вы попытаетесь отхватить слишком большой кусок территории, то не сможете эффективно охранять ее, и противник с легкостью будет передвигаться в пределах вашей базы.

На хорошо выстроенную базу эльфов лезть не захочется.

Решение. Обязательно продумайте схему расположения построек, учитывая выбранный вариант развития. Вы должны заранее подготовить места строительства для каждого здания, так, чтобы оно было защищено во время постройки и чтобы не оставалось слишком много свободного пространства. Лучше всего заранее отработайте основные варианты развития на каждой карте и заучите несколько шаблонов строительства, чтобы во время реальных сражений не тратить драгоценные секунды на решение вопроса «куда же мне поставить это здание?».

Помните, что все лавки очень легко разрушаются, поэтому строить их слишком далеко от основной базы опасно, если, конечно, это не один из элементов стратегии. Также следует беречь все неоконченные строения — в это время их легко уничтожить.

Уничтожение нейтральных монстров. Зачастую уничтожение нейтральных монстров идет по накатанной дорожке: начиная с самых слабых и заканчивая самыми сильными. Пользуясь этим знанием, коварный противник может легко вмешаться в этот процесс. Например, его армия может напасть с тыла и зажать вас в «тиски», или же один невидимый герой нанесет один, но последний удар по нейтральному существу и заберет артефакт, за который вы так героически сражались. И в том, и в другом случае вы останетесь не у дел.

Решение. Стоит всегда иметь несколько вариантов так называемого «крипинга» и менять их с учетом расы противника и вашей интуиции. Всегда проводите разведку и следите за передвижениями армии врага. Если у противника есть герой или боец, обладающий возможностью становиться невидимкой, обязательно закупите порошки прозрения и применяйте их, когда у нейтральных существ остается менее половины здоровья. Это поможет вам избежать происков врага.

Примерное расстояние, на которое обычно убегают нейтральные существа.

Наемники. Очень часто новички недооценивают нейтральных существ, которых можно приобрести в лагерях наемников. А зря! Конечно, они не имеют возможности улучшить свои параметры, но в начале партии зачастую приносят намного больше пользы, чем ваши собственные войска. А наемные колдуны могут пригодиться даже в середине партии. Так что если вы собираетесь провести атаку, не дожидаясь получения высоких технологий, не забывайте о тех, кого можно нанять.

Решение. Изучите весь ассортимент бойцов в лагерях наемников на всех картах и выберите самых подходящих для ваших целей.

Артефакты. Большая часть игроков недооценивает силу артефактов низкого уровня. Они считают, что дополнительные три единицы силы, ловкости или разума не слишком помогут их герою. А ведь на начальных этапах партии это большое подспорье! Не стоит пренебрегать такой возможностью, особенно если ваш герой — боец.

Решение. Не спешите продавать малые артефакты — вы на этом сильно не разживетесь. Лучше укрепите с их помощью героя-бойца, а еще лучше — прикупите ему венец благородства и сапоги-скороходы.

Ошибки середины партии

Разведка. Эта проблема проявляется всегда и везде, в любой стратегии. Я уже о ней говорил, но не устану повторять вновь и вновь. Разведкой надо заниматься не просто потому, что это модно, престижно и вообще так делают все профессиональные игроки. Разведку проводят всегда с определенными целями, чтобы получить вполне конкретную, точную или хотя бы приблизительную информацию о противнике.

Так, например, если вы выслали разведчика и он не успел показать вам базу противника, не сидите сложа руки с чувством выполненного долга, мол, «я же выслал разведку, значит, все в порядке», а вышлите еще одного, чтобы все-таки получить искомую информацию.

Решение. Отправляя разведчика, ставьте перед собой четкую цель. Определите, что именно вы хотите узнать. Оценить состав и количество вражеской армии? Посмотреть, какие строения возвел противник? Интересуетесь, захватил ли он дополнительные источники золота? В общем, разведка должна быть целенаправленной!

Подбор войск. Ошибка в этом вопросе почти со стопроцентной вероятностью приведет к поражению. От того, какие войска будут в вашем распоряжении, зависит очень многое: выбор наилучшего места битвы с противником, стратегия «крипинга», тактика ведения боя с врагом, расположение базы и так далее. Вы должны понимать, что создать армию на все случаи жизни просто невозможно, так что, получив разведданные, немедля начинайте тренировку нужных вам бойцов.

Альянс заманил Орду в узкий проход, и теперь заклинание «Буря» будет более разрушительным.

Решение. Правильно проведенная разведка всегда поможет вам узнать, каких именно воинов собирается нанимать противник. Изучите все сочетания типов атак и защит, запомните скорость атаки бойцов, и вы всегда сможете собрать армию, специально заточенную под противостояние войскам противника.

Выбор места первого сражения. Это одна из наиболее распространенных, если не самая распространенная ошибка почти у всех игроков низкого и среднего уровня. Игроки зачастую просто не придают никакого значения этому выбору: многие просто смотрят, где расположены войска противника и, если считают, что пришло время для атаки, бросаются в бой. Предел военной хитрости для большинства — подождать, пока враг не начнет убивать нейтральных монстров, и коварно напасть на него в этот момент.

Решение. Всегда помните о составе вашей армии. Если у вас преобладают бойцы дальнего боя, лучше всего подойдут узкие проходы, а если ближнего — наоборот, открытые пространства. Если у вас летающие бойцы, а у противника наземные, для вас выгоднее местность поблизости от леса или гор, чтобы ваши войска были незаметны, пока не придет время атаки.

Не забывайте выстраивать базу с учетом особенностей ваших войск и помните, что у фонтана жизни в более выгодном положении находятся войска с большим максимальным количеством здоровья.

Выбор второго героя. Если при выборе первого героя вы еще не знаете, какие планы у врага и какие войска входят в состав его армии, то нанимая второго, вы уже можете учитывать эти факторы. Не следует нанимать по привычке одних и тех же персонажей — противник может быть готов к этому и принять соответствующие контрмеры.

Решение. Выбор второго героя должен всегда быть максимально обдуманным с учетом сложившейся обстановки на карте. И запомните: лучше иметь двоих героев третьего уровня, чем одного героя четвертого уровня и одного — второго. Тем более что первый вариант проще.

Есть несколько правил выбора второго героя:

  1. Если вы решили проводить быструю атаку, вам обязательно понадобится герой из таверны. Во-первых, нанимая его, вы не тратите время на тренировку, а во-вторых, зачастую он появляется на полпути к месту дислокации противника.

  2. Если на карте более двух лавок гоблинов, не совсем логично нанимать героя с однократным заклинанием массового поражения, так как свитки исцеления будут в избытке.

  3. Если в вашей армии большое количество бойцов дальнего боя и магов, неплохо было бы, чтобы второй герой обладал заклинаниями, призывающими существ. Призванные существа будут служить живым щитом для ваших стрелков.

Защита. Ошибки в этой области наиболее распространены у игроков за ночных эльфов, орков и Альянс.

К примеру, если у Альянса не будет хотя бы одной башни, любой уважающий себя игрок легко пробьется на базу и начнет через щелчок убивать рабочих.

У эльфов с защитой дела обстоят гораздо сложнее. Не нужно в панике строить древо стражей, достаточно просто правильно выставить колодцы и остальные древа, тогда пробившийся к вам на базу враг сам будет этому не рад.

Орки вообще почти полностью пренебрегают оборонительными сооружениями, так как их логова сами по себе служат бункерами. Чаще всего такая тактика оправдывает себя. Но если враг применит бойцов с магическим типом атаки, уютные логова рассыплются, как карточные домики, так что дополнительные оборонительные сооружения все же не помешают и оркам.

Недостроенные здания орка отлично охраняются. Малыми силами их не снести.
Выманить можно кого угодно и куда угодно.

А вот что касается дополнительных баз, тут дела обстоят немного иначе. Если найти вторую базу Альянса без обороны почти невозможно, то дополнительные базы Орды и эльфов практически постоянно остаются без защиты. Эльфы и орки в основном рассчитывают исключительно на телепортацию армии. Но ведь армия не будет телепортироваться, если незваными гостями окажутся всего двое пехотинцев или несколько вызванных бойцов! Так что неплохо бы предусмотреть и запасной вариант защиты.

Решение. Не жадничайте, постройте рядом с дополнительной базой хотя бы логово, древо стражей или древо войны. Это сбережет вам намного больше нервов, чем вы можете представить.

Уничтожение нейтральных монстров. Многие игроки абсолютно уверены, что стоящие рядом нейтральные монстры представляют собой сплоченную группу и если напасть на одного из них, ринется в бой вся толпа. И по этой причине многие не нападают на отряды, которые не могут осилить целиком, сражаясь в честном бою. А ведь это ошибка!

Решение. Чтобы уничтожить отряд, совершенно необязательно сражаться со всеми бойцами одновременно. Лучше всего поделить их на две группы и уничтожить сперва одну, а затем вторую. Достигается это обычно двумя способами:

  1. Боец дальнего боя (чаще всего герой) атакует одного нейтрального противника и возвращается к остальной армии, которая уже находится на так называемой границе движения нейтрального отряда. Там ваши бойцы ловят и окружают самого сильного нейтрального воина и убивают его. В это время остальные члены нейтрального отряда обычно возвращаются на прежние позиции, так как они пересекли границу своей территории. Иногда это пытается сделать и попавший в капкан боец, тогда он даже не атакует ваши отряды. Справившись с главарем, можете переключиться на остальных нейтральных существ.

  2. Основная часть вашей армии стоит на границе движения. Ваш боец накидывает сеть на самого сильного нейтрального воина и возвращается к остальному войску. Вслед за ним бросаются остальные члены отряда, кроме главаря, которого сеть держит на месте. Сеть действует совсем недолго, но этого достаточно, чтобы отбежать. Ваши воины расправляются с основной частью отряда, а затем можно добить и последнего. Также вместо сети можно использовать сглаз или любые оглушающие заклинания.

    Не обольщайтесь, это не так просто, как кажется. Вам придется хорошо потренироваться, чтобы с первого раза окружать врага. Вы должны точно знать, где именно нужно расположить своих бойцов, чтобы враги не атаковали всей группой. Тренируйтесь, и у вас все получится. Могу подсказать только одно: если вы хотите окружить существо, обычным наведением курсора и нажатием правой кнопки мыши вам не обойтись. Этот способ подходит для обычной атаки, а для того, чтобы правильно окружить, нужно заманить жертву в небольшой круг и приказать бойцам двигаться на нее, используя горячую клавишу движения, чтобы они не начали автоматически атаковать. Лишь когда нейтральный воин будет пойман в ловушку, следует начинать атаку.

Огр остался в гордом одиночестве, а, как известно, один в поле не воин, а легкая добыча.

Есть и еще один вариант, однако он эффективен только рядом с фонтаном жизни. Не всегда имеет смысл уничтожать всю группу нейтральных монстров. Можно просто убить самых уязвимых и отступить. Вы получите нужный опыт и не подкосите здоровье армии. Чаще всего это делают, если один из монстров дракон, а у игрока нет бойцов дальнего боя.

Подкрепление. Ошибки, связанные с этим вопросом, чаще всего допускают на картах, густо заселенных агрессивными монстрами. Ведь там есть большой риск, что ваш отряд будет атакован нейтральными существами, если отклониться от уже проложенного безопасного маршрута. Суть ошибки очень проста — выходя с базы бесконтрольно, новые воины идут к вашей армии по кратчайшему пути из пункта А в пункт Б, не подозревая, что на их дороге стоят кровожадные существа. Но этот путь оказывается далеко не самым безопасным, и они попадают прямо в лапы к злобным монстрам. В итоге вы получаете не свежее подкрепление, а изрядно покалеченных бойцов. Примерно то же происходит и на картах, где центральную часть заселяют сильные нейтральные отряды, которые ни один игрок не может уничтожить в начале партии.

Решение. Имеется два варианта решения этой проблемы. Первый: вы контролируете передвижение каждого нового бойца, чтобы он направлялся по правильному маршруту, а не по кратчайшему, как ему кажется, пути. Второй: собирайте подкрепления на базе, а когда будет время, позаботьтесь о соединении войска.

Ошибки в конце партии

Герои. Очень часто в эндшпиле игроки склонны переоценивать своих героев. Набрав высокие уровни, они, конечно, становятся серьезной боевой единицей, способной переломить ход сражения и всей партии, но все же не всемогущи. На самом деле, имея достаточный атакующий потенциал, можно без особых усилий уничтожить почти любого героя противника. Игроку, потерявшему героя, придется потратить много времени или денег на его восстановление. Вот так можно из-за небольшой оплошности потерпеть поражение.

Решение. Не жадничайте, купите своим героям зелья бессмертия и здоровья. Следите за ними в ходе битвы и не позволяйте войскам противника окружить ваших героев, особенно когда количество бойцов приближается к максимально возможному.

Вот пример неудачной телепортации. Теперь заклинание короля мертвых «Ледяная звезда» с легкостью покалечит наибольшее число воинов. Аналогично заклинание темной охотницы «Молчание» сработает почти на всех бойцов.

Это интересно: зелье бессмертия делает героя невосприимчивым ко всем видам магии, а также не позволяет выбирать его в качестве цели заклинаний или атак. Однако вы можете приказать герою выпить зелье не сразу, когда у него уровень здоровья опустится до критического, а чуть позже, заставив противника использовать заклинание. Делается это очень просто: вы ждете, пока вражеский герой (рыцарь смерти или горный король) не выпустит в вас заклинание, и, пока оно летит, используете зелье. Когда оно достигнет цели, вы уже будете бессмертны, а вражеский герой потратит ману и будет ждать перезарядки. Эта хитрость работает только в том случае, если противник применяет заклинания, у которых есть временной зазор между «выстрелом» и поражением цели.

Артефакты. Эта ошибка артефактов прямо противоположна той, которую игроки допускают в начале партии. В конце партии не стоит держаться за каждый полученный реликт. При полном отсутствии денег вы вполне можете заработать копеечку, продав не столь необходимую вещицу, и прикупить на вырученные деньги нечто более важное — как, например, свиток исцеления. Для большой армии он будет гораздо более полезным, нежели лишние шесть единиц ловкости для вашего героя, особенно если он не ловкач.

Рабочие. На поздних этапах игры очень важно, у чьей армии больше единиц здоровья и атаки, но игроки почему-то ни в грош не ставят рабочих, хотя те обладают и силой атаки, и здоровьем. Конечно, это относится к игрокам за Орду и Альянс.

Решение. Никогда не забывайте захватить с собой рабочих, которые рубили лес, когда его у вас будет слишком много. Возможно, эта лишняя тысяча единиц здоровья пяти рабочих и станет песчинкой, перевесившей чашу весов в вашу сторону!

Телепортация. Зачастую, когда игрок видит, что на его базу напали, и понимает, что не успеет прийти туда вовремя, он дважды щелкает на свиток возвращения или наугад указывает точку телепортации на мини-карте где-то рядом с главным зданием, совершенно не учитывая специфику своего войска. А ведь если у него все бойцы — дальнего боя, переместить их за пределы собственной базы или, того хуже, прямо в гущу армии противника — смерти подобно! Если же армия, состоящая в основном из воинов ближнего боя, появится где-нибудь в глубине базы, выбраться оттуда будет не так-то просто, стало быть, потери будут гораздо больше, чем следовало бы.

Решение. Не впадайте в панику при виде атакующих войск. Хладнокровно обдумайте, в каком месте появление вашей армии будет наиболее разрушительным для противника и наименее опасным для вас, и только затем используйте свиток возвращения.


***

Конечно, это не полный перечень ошибок, которые можно допустить в WarcraftIII. Огрехи игроков разнообразны и многочисленны, более того, игроки постоянно изобретают новые стратегии, тактики и хитрости, а вместе с ними появляются и новые ошибки. Возможно, мы еще вернемся к этой теме и рассмотрим ляпы, характерные для каждой расы. До скорых встреч и удачи в сражениях!

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.4
проголосовало человек: 343
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования