ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є2 (75) февраль 2008
вид дл€ печати

Ћичи

я сердце оставил в ‘анских горах,

“еперь, бессердечный, хожу по равнинам...

ё. ¬избор

—лово «лич» — германского происхождени€ и исходно означает всего лишь «труп». ќднако все, кому доводилось увидеть лича, признают, что дл€ обычного трупа он на удивление бодр и активен (хот€, вне вс€кого сомнени€, мертв). „то же дает ему основани€ так себ€ вести?

ќ происхождении видов

„тобы докопатьс€, откуда пошли первые сведени€ о личах, поищем в истории упоминани€ «сосуда души». –езультат найдетс€ быстро: у египетских фараонов сердце хоронили в отдельном специальном кувшине.  ак известно, погребение фараона — один из самых грандиозных похоронных обр€дов на свете, и от него отчетливо веет какой-то некромантией...

Ќа заметку: слово «некроманти€» мы понимаем, конечно, в привычном смысле, а не в классическом: исходно оно означало гадание с привлечением духов мертвых — на манер того, что проделывают шаманы. „ерную магию с подн€тием нежити, управлением силами смерти, а также, возможно, элементами демонологии так стали называть в эпоху ¬озрождени€.

¬первые мы слышим о личах как о «корол€х гробниц»; эти сведени€ распростран€ли арабы, захватившие ≈гипет в VII веке (есть гипотезы, что подобный образ бытовал и у греков после македонского завоевани€ того же ≈гипта). Ќачина€ с позднего средневековь€ по€вл€ютс€ сведени€ о подобных существах и в ≈вропе. „то характерно, иде€ хоронить сердце отдельно от тела не исчезла и до новейших времен; однако, насколько нам известно, ничего подобного при этом в виду не имеют.

ƒуша на внешнем носителе

—реди прочей нежити, а равно нечисти и небыли, лич выдел€етс€ одним характерным признаком: душа у него находитс€ не в теле и даже не р€дом, а заключена в специальном магическом предмете. ѕредмет этот именуют «сосудом души», филактерией, крестражем, хоркруксом и еще дес€тком менее известных терминов. ѕри этом лич — не раб сосуда своей души (как, скажем, бывает с душами, насильственно заключенными в меч или какой-либо другой артефакт); сосуд — это просто убежище, дающее личу защиту от упокоени€ и р€д других возможностей.

 ель-“узед над своей крепостью Ќаксксрамас.

ѕротив воли личом сделатьс€, по-видимому, невозможно. ѕроцесс перехода в это состо€ние (его еще называют «–итуалом вечной ночи») требует активного участи€ будущего лича; при этом от него требуетс€ преизр€дна€ волшебна€ сила, и потому этот способ нежизни доступен лишь магам — как чароде€м, так и богослужител€м, если их божество не возражает против таких штучек. ќбратите внимание, речь идет не о конкретных заклинани€х, но об умении манипулировать магической энергией; поэтому свитками с закл€ти€ми тут не обойтись.

Ёто интересно: одно врем€ бытовало мнение, будто бы личом можно сделатьс€ при помощи закл€ти€ ∆елани€ с текстом «хочу жить вечно». Ёто ошибка: такое заклинание превратит прочитавшего не в лича, а в вампира.

–итуал вечной ночи длитс€, по разным данным, от шести до дев€ти дней, требует человеческой жертвы (дл€ недостаточно сильных магов — даже и не единственной) и завершаетс€ смертью мага. ≈сли что-то было сделано неверно — он просто погибает (не исключено, что впоследствии восстанет из мертвых, но не личом, а привидением или умертвием); если же все удалось — за несколько дней плоть его истлевает, а оставшийс€ скелет, обт€нутый кожей, встает и продолжает функционировать в качестве лича.

‘илактерией можно сделать, строго говор€, почти все, что угодно, — если только оно не слишком велико (объект, который значительно крупнее будущего лича, не годитс€). ќднако по пон€тным причинам большинство будущих личей предпочитает брать в этом качестве что-нибудь попрочнее — драгоценный камень, к примеру, или стальную шкатулку. ≈сть мнение, будто бы магический предмет в этом качестве предпочтительнее — дает лучшую защиту дл€ филактерии и упрощает –итуал.

Ќетрудно догадатьс€, что –итуал, хот€ и дает магу большие возможности (о них мы поговорим ниже), неотвратимо калечит душу и разум. » дело тут не только в убийстве, которое надо совершить, но в совокупности действий. ƒуша будущего лича как бы пожирает душу жертвы (адепты арканологии усматривают тут пр€мую параллель с вампиризмом — «он умрет, чтобы осталс€ жить €»).

ѕоэтому лич, как и большинство видов нежити, чрезвычайно подвержен всевозможным мани€м. Ќекоторые из них заранее готовились противосто€ть самому типовому психическому расстройству оживших мертвецов — ненависти к живым; это оказалось возможным, но на место этой страсти приходит друга€. Ќапример, маниакальна€ жажда власти и знаний; перед нею лич тем более у€звим, что, как правило, нечто подобное и заставило его сделатьс€ нежитью.

–азум лича подвергаетс€ серьезным повреждени€м одномоментно и постепенно разрушаетс€ в дальнейшем, но очень медленно; и не следует считать, что это делает его более у€звимым, — разве что дает шанс воспользоватьс€ прогрессирующей паранойей.

„то может лич

 ак ни странно, на первый взгл€д, возможности лича совсем не так уж велики. ≈го прикосновение парализует, но то же делает и жалкий упырь (правды ради, различие все же есть: лич погружает в кому разум, а не только сковывает тело, так что, например, безмолвно-неподвижное заклинание или псионическа€ атака тоже будут нейтрализованы, да и спастись от него намного сложнее).

јура ужаса, подобна€ драконьей, довольно надежно предохран€ет его от того, чтобы быть задавленным числом: простые солдаты разбегутс€, и мертвые слуги лича неизбежно окажутс€ в большинстве.

 ак и люба€ уважающа€ себ€ нежить, лич иммунен к закл€ти€м, воздействующим на разум (впрочем, и при жизни он был примерно таким же), а равно к холоду, электричеству и трансформации. » наконец, у него высока€ устойчивость к любому оружию, кроме магического ударного.

»ногда встречаетс€ утверждение, что в глазах лича тоже сокрыта кака€-то волшебна€ сила; однако никаких конкретных данных, кроме упоминани€ о потустороннем оранжевом или голубоватом свечении, неизвестно.

¬се вышесказанное относитс€ к личу из Dungeons & Dragons; однако большинство личей из других источников умеют примерно то же самое.

 онечно, в лича превращаютс€ не затем, чтобы защититьс€ от холода или научитьс€ парализовать прикосновением (хот€ каков был бы сюжет — маг всю жизнь мерз даже в тепле и решил наконец пожить с комфортом, превратившись в лича...).

√лавное оружие лича — его закл€ти€. Ћичом станов€тс€, чтобы жить вечно... ну, не совсем вечно и не совсем жить, но чтобы иметь возможность совершенствовать свою магию многие столети€, не бо€сь ни старости, ни убийц. ѕредставьте себе самого могучего чароде€ или темного жреца в мире — примерно такова же и сила лича. ѕрибавьте сюда еще вышеперечисленные мелкие преимущества (или что-то аналогичного веса). »ме€ в запасе несколько веков, мертвый маг может добитьс€ много большего, чем его талант позволил бы достичь за какую-то сотню лет, — догнать и перегнать более одаренных. –азве что вам повезет встретить очень молодого лича, который еще не ушел далеко от того, что умел при жизни; но даже и в этом случае высша€ маги€ ему гарантированно подвластна, иначе он не прошел бы –итуал вечной ночи.

 стати, именно поэтому в личи чаще всего уход€т не самые талантливые маги. ј именно те, кому даровани€ и упорство дают основание наде€тьс€ только на вторые-третьи позиции. ’от€ бывают и исключени€...

 ак боротьс€ с личом

—татистика говорит, что из тех, кто повстречал на своем жизненном пути лича, 99,9% помнит этот момент до самой смерти. ¬озможно, причина в том, что дл€ 99,8% смерть наступает в течение ближайших нескольких минут.

—пособности лича € уже описал вкратце; добавим к этому тот факт, что лич никогда (кроме совсем уж экзотических случаев) не по€вл€етс€ один. ѕри нем должна быть арми€ нежити, призванных существ, порабощенных магически чудовищ и, быть может, добровольных слуг (например, магов, надеющихс€ узнать секрет –итуала вечной ночи, — нетрудно догадатьс€, что его обычно не удаетс€ найти в читальном зале королевской публичной библиотеки). ¬ его свите встречаютс€ вампиры, высшие призраки, скелеты-воители, мумии и другие малопри€тные существа.

” лича неограниченно много времени на планирование наступательной операции и на подготовку обороны собственного логова. ќн может себе позволить выждать пару столетий, прежде чем нанести удар, и, как правило, не жалеет денег и сил, чтобы снабдить свою крепость всевозможными ловушками и разнообразной стражей.

ѕоэтому наилучший шанс победить лича — это удивить его, атаковав неожиданным способом и в неожиданный момент. ≈го основна€ слабость, как и у прочей нежити, в узости мышлени€; он может силой своей логики познать закл€ти€ немыслимой сложности, но побуждени€ простых людей ему пон€тны хуже (и, что самое замечательное, он этого не осознает, счита€, что мысли людей дл€ него — открыта€ книга).

„то касаетс€ подбора средств дл€ бо€ — тут довольно очевидна всевозможна€ антимаги€ (проста€ сфера тишины обычно оказываетс€ недостаточной: у лича есть в запасе и безмолвные чары). —в€тые силы также могут оказать неоценимую помощь (в «абытых королевствах, к примеру, храм порой снабжает личеборца булавой разрушени€ — оружием, придуманным специально против высшей нежити, которое иногда способно уничтожить лича одним ударом). Ќо не стоит чересчур полагатьс€ на проверенные ходы — у бывалого опытного лича на вс€кий известный газ найдетс€ противогаз.

Neverwinter Nights: Hordes of Underdark. ”ничтожена филактери€ драколича ¬икскстры.

ќднако одержать победу над личом — это только половина дела (хот€ и необходима€). Ќадлежит еще уничтожить филактерию — иначе через несколько дней лич, как ни в чем не бывало, сформируетс€ снова и, пожалуй, отыщет способ объ€снить вам, как вы были неправы.

√лавна€ трудность с филактерией — найти ее. ѕо поводу размещени€ сосуда души у личей бытует три школы мысли:

  • «¬се свое ношу с собой». Ќередко параной€ толкает лича на такое вот нелогичное решение — доверить сосуд кому-либо или чему-либо страшно, значит, таскать его при себе. Ќелогично это потому, что, буде лич все же окажетс€ побежден, скорее всего, филактерию найдут и уничтожат. ѕравда, есть немало способов ее замаскировать, включа€ и сокрытие ее волшебной ауры. Ќеплоха€ иде€ — на вс€кий случай уничтожить все, что осталось от лича, в высокотемпературном огне. ƒа-да, и это замечательное волшебное кольцо тоже, и палочку молний.  то сказал, будто в магический предмет нельз€ встроить свою душу?
  • «ƒом поросенка должен быть крепостью». ѕредставители этой школы хран€т свою душу где-нибудь в особо глубоком закутке собственного дома, под охраной чего-нибудь вроде дракона, так, чтобы дл€ доступа к ней нужно было преодолеть всю защиту замка. ¬ принципе, логично, хот€ сама€ главна€ боева€ единица армии лича — сам лич, и если уж удалось управитьс€ с ним, остальное намного проще.
  • «я сердце оставил в ‘анских горах». —амый некуртуазный по отношению к будущим противникам метод: запр€тать филактерию где-нибудь в богом забытом ущелье, пещере, в —ерых горах (где золота, как известно, нет), на морском дне — словом, в тыс€чах миль от своего обычного местопребывани€, без особых примет вроде устрашающей черной башни. √де ее в таком случае искать — неведомо. ƒаже если в итоге лич сформируетс€ вновь неподалеку от филактерии — ему ничто не помешает телепортироватьс€ обратно и устроить вам веселый праздник... “ыквы — за свой счет.

¬ любом случае, если вы намереваетесь напасть на лича, не получив заранее агентурных данных о местонахождении его филактерии, это будет на редкость отча€нным действием. » даже если вы эти данные получили — помните, что их может распростран€ть сам лич, а неприметна€ пещерка на склоне горы ƒрандадум, возможно, на самом деле логово аболета или вход в город злобоглазов.

Ќеправильные личи

ѕомимо канонического, так сказать, обыкновенного лича бывают еще родственные им существа — которых в этом тексте нельз€ не упом€нуть.

ƒемилич

ƒемилич.

’от€ в распор€жении лича — многие столети€, все же и он рано или поздно... скажем так, разрушаетс€. „асть авторов утверждает, что это не разрушение, а, напротив, восхождение — душа лича перестает нуждатьс€ в теле и в филактерии и уходит в иные миры. ƒругие говор€т, что разум в конце концов постепенно покидает тело. “ретьи — что все дело как раз в окончательном разрушении телесной оболочки. Ќо факт остаетс€ фактом: если лич проживет достаточно долго, он станет демиличем.

Neverwinter Nights. ƒемилич, известный как “ворец.  азалось бы, что такого в этой черепушке — нас и целые скелеты давно уже не пугают?...

ƒемилич — это обычно всего лишь череп или, реже, кака€-то друга€ деталь скелета, украшенна€, однако, несколькими драгоценными камн€ми. ¬ этих камн€х — одна из самых опасных способностей демилича: он может поглотить душу противника и буквально за несколько секунд обратить ее в ничто. —огласитесь, такое много страшней обычного убийства, поскольку исключает как посмертие, так и воскрешение...

ƒемилич сохран€ет свои неординарные волшебные возможности (они ничуть не страдают от отсутстви€ рук, которыми можно было бы совершать пассы), при этом сам к магии иммунен — исключа€ только «разрушение зла» и еще парочку паладинских способностей. ѕо разным сведени€м, то ли иммунен, то ли весьма устойчив к оружию (кроме разве что эпического).

»нтересно, что демилич может пользоватьс€ экипировкой — плащами, кольцами и прочей атрибутикой. ќна должна просто лежать неподалеку от филактерии и будет срабатывать, как будто надета на него.

¬ одном из самых знаменитых боевых модулей D&D — Tomb of Horrors — финальным противником служит јсерерак — демилич-камбион (то есть полудемон; в тифлингах есть буквально капл€ крови демона, а полукровка именуетс€ камбионом). “ам же указан интересный способ борьбы с ним: если вор (и только вор!) метнет в него драгоценный камень, тот снимет столько хитов, сколько тыс€ч золотых стоит камень. ¬идимо, фокус здесь в том, насколько вору не хочетс€ с ним расставатьс€, — его душевные страдани€ служат оружием, пробивающим защиту монстра...

Ѕаэльнорн

Ѕаэльнорн из Pool of Radiance.

Ѕаэльнорн — это попытка опровергнуть теорию о том, что пор€дочные личами не станов€тс€. Ќекоторые эльфы, как утверждают в «абытых королевствах (есть свидетельство самого Ёльминстера — уж ему-то положено знать, что к чему), добровольно выбирают нежизнь, дабы вечно служить своей семье и дому. Ќапомню, что эльфы в “ориле не бессмертны — они всего лишь живут несколько столетий.

“акие личи и называютс€ баэльнорнами. ќни могут порой сохранить в себе немного добра (хот€ часто трансформаци€ все равно сдвигает их душу куда положено) и не обладают аурой ужаса, в остальном же подобны личам. ¬ точности неизвестно, используют ли они жертву во врем€ своего аналога –итуала вечной ночи.

ќни и в самом деле продолжают служить семье и дому — даже когда семь€ исчезла с лица мира, не осталось ни дома, ни даже города. » порой встречают искателей приключений, направившихс€ в руины за сокровищами; далеко не всегда сравнительно незлой характер баэльнорна спасает этим авантюристам жизнь.

¬ D&D упоминаетс€ и еще один вариант незлого лича — «архилич»; однако как он дошел до нежизни такой — остаетс€ неизвестным.

јльхуун и драколич

ѕризрачные и скелетные драконы из «√ероев» — по сути своей драколичи.

ќ них мы уже говорили в предыдущих выпусках  расной книги.

«”мри, ¬екна!» — одно из лучших «фирменных» настольных приключений.

јльхуун — иллитид, практикующий магию, недозволенную дл€ его расы —таршим мозгом. ѕоскольку в сли€нии с последним в посмертии альхуунам отказано, они обычно станов€тс€ чем-то вроде личей, и внешне живой альхуун от мертвого почти неотличим (разве что высыхает слизь на коже). јльхууном называетс€ и живой, и мертвый иллитид-маг.

ƒраколич — дракон, превращенный в лича посредством сильно модифицированного –итуала вечной ночи, в котором участвует маг-помощник (по некоторым сведени€м, в жертву приноситс€ тоже дракон). Ќе совсем пон€тно, зачем дракону проходить такую трансформацию: смерть от старости ему €вно не грозит, а со временем он становитс€ только сильнее. ’от€ нельз€ отрицать, что драколича страшатс€ много больше, чем обычного дракона, а филактери€ дает ему дополнительную страховку на случай непредвиденных обсто€тельств.


ј вообще-то, личами бывают даже боги. —амый известный пример — ¬екна из мира Greyhawk. ≈го рука и глаз — знаменитые артефакты, а сам он постепенно «дослужилс€» до звани€ божества.   слову, одно врем€ его союзником был уже упоминавшийс€ јсерерак. »звестны среди богов-личей ¬ельшарун и  ь€рансали — младшие боги «абытых королевств. ќдно врем€ богин€-лич правила народом гити€нки (ее звали ¬лаакит 157-€).

—емь знаменитых личей

«¬еликолепную семерку» отобрать было нелегко, тем более что было решено вз€ть хот€ бы часть из компьютерных игр. ѕоэтому за кадром осталс€ самый могущественный из красных волшебников и фактический правитель “э€ — —засс “эм, один из организаторов эпопеи с лазурными оковами — «рай ѕракис, правитель домена в –авенлофте јзалин и многие другие...

 ощей Ѕессмертный

—амый знаменитый лич нашей страны — разумеетс€,  ощей (или  ащей) Ѕессмертный. ¬се мы хорошо знаем, какой вид имела его филактери€ (между прочим, игла — вообще, довольно удачный выбор) и как бездарно он ее пр€тал (сундук на дереве — слишком приметное место, а утка в зайце — крайне сомнительна€ защита). ”ж лучше, как в фильме «“ам, на неведомых дорожках», пр€тать иглу в стоге сена...

—войства  още€ хорошо соответствуют тому, что известно нам о личе. “ут и ужас, и маги€, и вроде бы даже оцепенение от прикосновени€ его руки. » отнести его к нежити можно без особого сомнени€. ¬от разве что, уничтожив филактерию, не нужно ничего делать с самим личом — но такое тоже говор€т не о нем одном. Ќе совсем пон€тно, правда, зачем личу похищать всевозможных царевен... но, во-первых, и  ощей может просто заскучать среди скелетов, а во-вторых — может, среди его свиты не хватало хорошего вампира?...

ѕроисхождение имени нашего славного лича сомнительно. —лово «кощей» во времена «—лова о полку »гореве» означает раба; есть гипотеза, что оно происходит от «кость» (рабы обычно худые — кожа да кости...) или от «костить», «костерить» (ругать); однако более надежным считаетс€ предположение о происхождении слова от тюркского «кошьчи» — невольник.

Ќе исключено, что по отношению к  ощею Ѕессмертному верна перва€ верси€, а по отношению к рабу — втора€. ѕравда, и от слова «раб» можно вывести этимологию дл€ лича: дело в том, что слово «раб» — бранное, им нередко нарекают «подлого врага». ѕомните, в «—лове о полку»:

«—трел€й, господине,  ончака, поганого коще€, за землю –ускую, за раны »горевы, буего —в€тославлича!»

¬ образе сундука на дубу некоторые авторы усматривают происхождение  още€ от хтонического мирового зме€ (полага€, что дуб в данном случае — мировое древо).

¬олан-де-ћорт

≈сли самый известный лич отечественного производства —  ощей, то самый знаменитый лич в мире — безусловно, ¬олан-де-ћорт, или ¬олдеморт (науке неизвестно, чем издательству «–осмэн» так полюбилась частица «де», что ее решили выделить и у ¬олдеморта, и у √риндельвальда).

Ќе подлежит сомнению, что он — типичный лич, а крестражи/хоркруксы — не что иное, как филактерии. ќднако ¬олдеморт уникален тем, что сумел сделать несколько филактерий (даже в мире –оулинг он такой, похоже, один). —огласно «гаррипоттеровской» серии, смерть мага не происходит немедленно во врем€ –итуала вечной ночи, но крестраж исправно восстанавливает душу и тело.

ќкончательно он превратилс€ в лича, стало быть, уже после своего нападени€ на ѕоттеров — в момент развоплощени€, но фактически был им уже после создани€ первого крестража. » «змеиными» чертами его новое тело, веро€тно, об€зано не столько сродству со зме€ми, сколько нежизни.

»нтересно, что подбор конкретных филактерий дл€ него — вопрос не безопасности, но тщеслави€. Ќикаких других причин делать крестражи из труднодоступных реликвий основателей ’огвартса, в общем-то, нет, а это сильно усложнило процесс и помогло ƒамблдору и √арри их отыскать. «аметим, что дл€ лича такие ошибки вообще типичны, как и некоторое расстройство разума, и неспособность пон€ть и оценить любовь — у ƒамблдора были основани€ повтор€ть √арри эту мысль много-много раз.

 рестражи не воскрешают ¬олдеморта автоматически. ƒл€ этого нужно энное количество условий и обсто€тельств — и этим он слабее многих своих «коллег».

‘истандантилус

ќдин из самых €рких образов «—аги о копье» — волшебник –ейстлин, который врем€ от времени получает помощь и поддержку от неведомой, но €вно крайне злобной и могущественной силы. Ёта сила — маг „ерных ќдежд ‘истандантилус, что жил еще во времена »стара и сохранил свое существование при помощи  ровавого  амн€.

ѕравда, личу в  ринне живетс€ так себе: воплотитьс€ полностью ему по р€ду причин не удаетс€, и он надеетс€ завладеть телом и душой –ейстлина, вернувшись таким вот образом (можно провести некоторые параллели с ¬олан-де-ћортом). Ёто ему едва не удалось... но он выбрал себе слишком удачного носител€, который справилс€ и с тем, чтобы поглотить его самого, вернувшись назад во времени. ѕравда, –ейстлина эта истори€ (и предшествовавшее ей »спытание в Ѕашне ¬ысшего ¬олшебства) искалечила необратимо, так что он и сам без п€ти минут лич...

Ќер-∆ул и  ель-“узед

 ороль личей — јртас и Ќер-∆ул в одном лице.

Ётих двоих мы засчитаем за одного, поскольку они происход€т из одного произведени€ (хотел было сказать «одного мира», но Ќер-∆ул рожден на ƒраэноре) и отлично знакомы друг с другом.

ƒаларанец  ель-“узед из прав€щего совета волшебников ( ирин-“ор) — один из знаменитейших чародеев јзерота, а Ќер-∆ул — один из величайших шаманов и предводителей орочьего племени. ”вы, объедин€ет их не что иное, как тема этой статьи...

 ель-“узед в Warcraft III.

Ќер-∆ул был когда-то первым среди орочьих шаманов, согласившимс€ предать свой народ ѕылающему Ћегиону. Ќет, он не сделал этого сознательно: демон  ил-ƒжаэден убедил его поначалу, что он просто обращаетс€ к более сильным духам и спасает свой народ. Ќо духи предков перестали отвечать, а когда он докричалс€ до них на горе ќсю-гун — объ€снили, что он более не шаман, но чудовище...

Ќер-∆ул ужаснулс€ и попыталс€ отказатьс€ от демонологии (его место быстро зан€л √уль-ƒан); он возглавил ќрду на ƒраэноре после поражени€ √уль-ƒана и попробовал было уже без демонов атаковать јзерот — но был побежден  ил-ƒжаэденом и снова порабощен. — тех пор он был прикован к Ћед€ному трону и именуетс€  оролем личей...

“ам он зан€лс€ поиском талантливых помощников; это не так-то просто делать, будучи прикованным к трону, но однажды голос его зазвучал в голове архимага из ƒаларана, предлага€ новые силы и знани€, — и  ель-“узед откликнулс€ на зов.

“огда он еще не стал личом, но основал  ульт ѕрокл€тых и попыталс€ склонить к сотрудничеству јртаса и был последним убит. ¬прочем, к такому обороту судьбы он был вполне готов; и когда јртас перешел-таки на сторону Ѕича и решил откопать и восстановить  ель-“узеда, тот был к этому более чем готов.

 ель-“узеда сейчас можно наблюдать в Ќаксксрамасе — и даже сразитьс€ с ним, хот€ его, как и вс€кого лича, бессмысленно убивать, если цела филактери€; ну а Ќер-∆ул слилс€ с принцем јртасом в единое целое и поджидает нас в Ќортренде вместе со следующим дополнением к World of Warcraft.

Ќагаш

ѕервый некромант мира Warhammer, Ќагаш, — один из королей-жрецов страны ’емри (аналог ≈гипта), ныне населенной практически одной лишь нежитью.

Ќагаш изобрел некромантию, дабы захватить власть сперва лишь над своей страной (он был младшим сыном корол€ и не мог наследовать трон, не убив своего брата “хутепа). —вои познани€ он изложил в —еми “омах Ќагаша; один из них впоследствии попал в город Ћами€ и дал начало вампиризму.

»мпери€ Ќагаша казалась несокрушимой, но подвел его, как ни странно, один из источников его силы — «гнилой камень» (warpstone). Ёта субстанци€ и впр€мь содержит магию неверо€тной мощи, но привлекает и других существ. Ќет, ему не было суждено пасть от рук демонов ’аоса; причиной его гибели стали... крысолюди.

Ёто хитроумное и полностью зависимое от гнилого камн€ плем€ освободило из тюрьмы заточенного врага Ќагаша, подсунуло ему в руки смертельный дл€ лича клинок и похитило гигантские запасы камн€...

Ёто было, разумеетс€, не концом истории великого некроманта. ќн возрождалс€ еще по меньшей мере дважды; в первый раз он был побежден —игмаром, защитником »мперии, а повелители вампиров не пришли ему на помощь и были им прокл€ты (с тех пор их сила всегда уступает мощи —игмара).

 ак считают, к возрождению Ќагаша мог привести и еще один эпизод — когда некий орочий вожак стал про€вл€ть несвойственное его расе хитроумие и предвидение, а причиной оказалась его корона — до того принадлежавша€ Ќагашу. Ќо орк был побежден сенешалем рыцарей ѕантеры, а корона хранитс€ в столице »мперии.

ќб одной из попыток Ќагаша возродитьс€ и поглотить мир повествует игра Warhammer: Dark Omen. “ам, кстати, фигурирует и еще один лич, поменьше калибром, известный под прозванием –ука Ќагаша. ¬ честь Ќагаша назван один из героев-личей в Heroes of Might & Magic III.

ƒумаете, —андро нет в п€тых «√еро€х»? ќгл€нитесь назад...

—андро

—андро — один из неофициальных символов серий Might & Magic / Heroes of Might & Magic (по€вл€етс€ он еще в King's Bounty); его узнает в лицо большинство игроков — несмотр€ на полное отсутствие этого самого лица.

¬ King's Bounty он — один из злодеев, которых надо победить по приказу корол€ ћаксимуса; но впоследствии ему досталось более значительное место в сюжете. —андро есть во всех играх по вселенной Might & Magic, кроме п€тых «√ероев» (будь прокл€та иде€ начинать мир с чистого листа!). Ќапример, в Might & Magic V он ненав€зчиво предлагает геро€м... отыскать его сердце (хорошо хоть, не руку и сердце...), а в седьмой части оказываетс€ наставником дл€ магов, выбравших темную сторону (и, соответственно, судьбу лича).

¬ п€тых «√еро€х» его формально нет, но незримо он там присутствует. »менно —андро был наставником некроманта ћаркела, и у нас нет никаких оснований считать, что его филактери€ была разрушена.

—андро еще вернетс€.


* * *

≈сть еще несколько весьма и весьма заметных персонажей, которых регул€рно относ€т к личам, но без достаточно веских оснований. Ќапример:

—аурон («¬ластелин колец»).  онечно, ≈диное  ольцо в чем-то весьма напоминает филактерию, а —аурона соблазнительно счесть нежитью. Ќо все же трудно пренебречь тем, что он — майа, а потому пон€тие смерти в «человеческом» смысле дл€ него не определено. ƒаже не будь  ольца, убитый майа так или иначе возродитс€, пусть даже и не в —редиземье.

 ороль назгулов («¬ластелин колец»). Ёто уже ближе, но не совсем. ≈сть все основани€ полагать, что назгулы были порабощены кольцами, а это не одно и то же: нельз€ быть порабощенным собственной душой... Ћичами станов€тс€ в результате полностью сознательного выбора, и филактери€ не повелевает личом.

јвшар (хроники ¬идесса). ’от€ извечный враг ¬идесса, мастер перевоплощений, прожил несколько веков, нет никаких указаний на то, что он — нежить или содержит свою душу в специальном сосуде. ≈стественно предположить, что лишь нежить может не умереть и не состаритьс€ за столети€, но реальных подтверждений этому нет.

ќтрекшиес€ (« олесо ¬ремен»). ќсновна€ масса ќтрекшихс€ никогда не восставала из мертвых — они были «заключены в Ўайол-√ул», а не убиты.  ак относитьс€ к тем, кого “емный все же вернул «с той стороны», непон€тно, но речь идет скорее об оживлении, чем о переходе в статус лича.

Ћичи в играх

Ћичи из Heroes of Might & Magic V приковывают книгу чар к себе цепью — чтобы дыханием дракона не сдуло, наверное...

Ћич в играх весьма и весьма попул€рен: он замечен даже в боевиках (Heretic, Dark Messiah of Might & Magic), а уж стратегии и ролевые игры используют его направо и налево.

¬ ролевых играх лич обычно предстает во всей красе, и сражение с ним оказываетс€ одной из главных битв игры. ќн отлично подходит на роль главного противника или кукловода за троном врага.

ѕравда, с самого начала в их реализации была допущена серьезнейша€ ошибка: игроделы стали игнорировать существование филактерии. ј что такое лич, которого можно просто победить в бою — навсегда? ”вы, в компьютерных играх (в отличие от настольных ролевок) мотив «мало убить, надо еще и упокоить» непопул€рен, а это первый шаг к «инфл€ции монстра».

Ёто, собственно говор€, и произошло: так, например, в Neverwinter Nights 2 можно повстречать... сразу целую толпу личей, что, между нами говор€, ни к селу ни к городу — даже если дело происходит во владени€х  орол€ “еней. ¬ игре (если это не стратеги€) может быть один лич, ну — два или три, но не вместе же!  аждый из них — личность (извините за невольный каламбур) и более чем достоин того, чтобы стать ключевой проблемой игрока, а не крохотным эпизодом на пути. „то может быть отвратительнее, чем «второй лич в п€том р€ду»?!

¬прочем, дела пока не так плохи: большинство игр все же выказывает личам должное уважение. ”бийство лича в Oblivion (задание “емного Ѕратства), например, не будет р€довым заданием, хот€ по самой природе этой игры он представл€ет собой не большую и не меньшую угрозу, чем многие другие противники.

¬ стратеги€х лич занимает вполне предсказуемое место элитного стрелка или мага армий нежити; так, в Heroes of Might & Magic он присутствует со второй части (где впервые по€вилс€ Ќекрополь; но и в первой части был —андро — на правах геро€-чернокнижника). ¬ серии Warcraft он — разновидность геро€ нежити; там можно покомандовать и знаменитым  ель-“узедом.

The Elder Scrolls IV: Oblivion.

Ќо, по чести говор€, даже  ель-“узед не производит такого подавл€ющего впечатлени€, как Ќагаш, когда капитану Ѕернхардту приходитс€-таки повстречать его в Dark Omen. ѕо этой твари бьют изо всей артиллерии, а она как ни в чем не бывало перемалывает целые полки элитных войск; и как бы ни были замечательно экипированы и тренированы войска Ѕернхардта, этот бой точно не станет «пустой формальностью» и не обойдетс€ без серьезнейших потерь.

Ќеобычные личи в играх также присутствуют. “ак, например, знаменитый  ангакскс, один из самых опасных монстров Baldur's Gate II, и “ворец, делатель големов из Neverwinter Nights: Hordes of Underdark — демиличи. ¬икскстра из той же NWN: Hordes of Underdark — драколич. Ѕаэльнорн встречаетс€ в Pool of Radiance.

Ёто интересно: науке пока неизвестно, за что личи так люб€т двойное «кс»; но в различных мирах они демонстрируют прив€занность к этому непроизносимому сочетанию букв. ≈сли не себе берут такое им€ — то крепость называют, как  ель-“узед. ћожет, они просто люб€т кошек?...

 ое-где можно и самому побывать личом... ”же упоминалось, что в той же Might & Magic VII вполне можно было довести до этого состо€ни€ своего мага. ј если создать в World of Warcraft мага, колдуна или жреца и подн€ть его до высот магических тайн — почему бы не считать, что он сделалс€ личом? –азве что — чтобы его не считали подданным корол€ личей?


Ќапоследок хотелось бы, по традиции, высказать пожелание к дальнейшим играм. ’отелось бы, чтобы филактери€ стала центральной темой при борьбе против лича (пока она даже почти не встречаетс€: только ¬икскстра обладает этой важной вещью, и то ее поиск не становитс€ большой интригой игры). » уж конечно, необходимо прекратить перевод лича из состо€ни€ цар€ мертвых в р€довые противники. Ёто никогда не идет на пользу сюжету.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.5
проголосовало человек: 1032
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€