КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№9 (70) сентябрь 2007
вид для печати

Laser Squad Nemesis

Жанр:
Разработчик:
Джулиан и Ник Голлоп
Адрес в сети:

Цидония давно лежит в руинах... В том, что когда-то было подводными базами пришельцев, резвятся стайки разноцветных рыб. Но кто же поверит, что в галактике наконец-то воцарились мир и спокойствие?

В новом выпуске «Дуэльного клуба» мы вспомним игру от Джулиана и Ника Голлопов, создателей легендарного X-Com, тактику, которая уже стала живой классикой, — Laser Squad Nemesis.

Четыре расы — четыре пути к победе. Кровожадные насекомые Орды, отважный космодесант, чуждые всему живому киборги и супертехнологичные пришельцы с далеких звезд встретились на усталой Земле... Глядя на способности воинов, мы уже готовы палить друг в друга из плазменной пушки, аннигилировать, стрелять из скорострельного пулемета и рвать на части когтистыми щупальцами.

Знакомьтесь, Немезида

Laser Squad Nemesis — одна из наиболее интересных тактических игр. Она вышла в 2000 году, явив миру простую идею: X-Com для нескольких игроков.

«Лазерный отряд» работает и через интернет, и по локальной сети, и даже в режиме hotseat. Популярный «родственник», неплохой баланс, интересный игровой процесс — что еще нужно для успеха? Увы, авторы не смогли ответить на этот вопрос: средний рейтинг игры колебался в районе 70 процентов... Не хватило индивидуальности, не лучшую роль сыграла слабая кампания: игра слишком направлена на сетевой режим. В то же время вокруг LSN сложилось стабильное сообщество поклонников, до сих пор устраивающих турниры.

Основа игровой механики близка к X-Com: пошаговая тактика. За небольшую карту сражаются две команды, каждая из них вначале за выданные очки «покупает» воинов в секрете от других. Пополнения во время боя нет, если не считать размножение насекомых во время сражения. Цель действия — или уничтожить штабы, или попросту перебить всех врагов.

Четыре расы принципиально различны, но созданы не без активного плагиата. Машины — сильнейшая раса: славные терминаторы у них считаются простым отрядом. Если бой в чистом поле — у машин все шансы на победу. Отряды машин напоминают людей из X-Com на поздних этапах развития, а источник их внешнего вида не нуждается в комментариях. Разумные насекомые Орды сильны в ближнем бою: они готовы сожрать кого угодно, и слово rush для них священно. Подобная идея также не свежа: мы можем вспомнить и «Чужих», и фильм Starship Troopers, и зергов из StarCraft. Инопланетяне под общим именем Серые откровенно сосредоточили в себе особенности врагов из того же X-Com. А люди... это просто люди, раса со слабыми телами, но умением лечиться и с дальнобойным вооружением.

На первый взгляд, перед нами шаблонная пошаговая стратегия. Однако это ошибочное суждение, у Laser Squad Nemesis есть принципиальная особенность: когда мы отдаем приказы, мы лишь планируем действия и не учитываем ответные действия врага. Когда все приказы отданы, мы «отправляем» их на рассмотрение — а что получилось, узнаем лишь в начале следующего хода. Если отряд не встречает врага, он полностью выполняет приказ — а в случае контакта боец действует в зависимости от данной инструкции: отступает, стреляет, продолжает движение.

На первый взгляд изменение незначительно, но это не так. Фактически мы основываем свои действия на устаревшей информации, чуть-чуть устаревшей, на пару секунд, но этого оказывается достаточно. Намного реалистичнее, чем при обычном для компьютерных игр подходе, не правда ли?

Дуэлянты об игре

Сергей Зверев

Переводчик, преподаватель, журналист. Любит пошаговые стратегии, ролевые и карточные игры. Ценит сражения с живыми соперниками. Предпочитает сложные тактики с многочисленными ловушками и ложными ходами.

Год рождения: 1975

Образование: иностранные языки

Игровой стаж: 20 лет

Коротко об игре:

Laser Squad Nemesis обладает главным признаком того, что я считаю хорошей игрой: правила изучить легко, но совершенствоваться можно годами. Или, как говорят англичане, easy to learn, hard to master. Кроме того, игровой процесс навевает приятные воспоминания об одной из моих любимейших игр — X-Com: Enemy Unknown, а сам процесс исполняет мою давнюю мечту — сразиться на стороне инопланетян с живым противником.

Сергей Зверев

Александр Яковенко

Аспирант, программист, журналист. Предпочтения зависят не от жанра, а от необычности игры: больше всего любит разбираться с новыми принципами геймплея. Особенно уважает пошаговые стратегии за равные условия для всех участников и минимум случайностей.

Год рождения: 1981

Образование: системное программирование

Игровой стаж: 19 лет

Коротко об игре:

«Лазерный отряд» — одна из тех игр, что незаслуженно ускользнула от широкого внимания во время выхода. Ее успех мог бы повлечь расцвет нового поджанра — стратегий с неполной информацией, в которых учитываются не только реальное положение противника, но и неточность разведки, и устаревание данных за время их пересылки.

Александр Яковенко

Условия дуэли: чтобы шансы сравнялись, каждый участник сыграет по разу за каждую расу: всего четыре боя. Карта выбирается произвольно, игрок берет расу по собственному желанию. Если по итогам всех раундов счет окажется ничейным, будет назначена дополнительная партия двумя случайно выбранными расами. Стандартный набор карт невелик, но фанаты решили эту проблему, создав более сотни разнообразных карт на любой вкус. Именно это позволило нам организовать бои на картах, не известных ни одному из дуэлянтов. Тип боя — захват штаба: данный режим позволяет расширить тактические горизонты: мы можем победить и простым перевесом, и с помощью секретного рейда. Число очков в начале — 30, число ходов максимальное.

Бой 1. Два Робин Гуда

Начальные условия
Карта: Робин Гуд
Сергей
Зверев
Александр
Яковенко
Пехота Орда

Зверев: «В чем сила космической пехоты, сынок? Думаешь, в лазерных пушках, умных бомбах и прочих страшных железках? Правильно думаешь, именно в них, родимых! — Капитан нежно погладил ствол СЛП-5 (скорострельной лазерной пушки пятого поколения). По его гладко выбритой щеке скатилась слеза умиления...»

Да-да, именно такие воспоминания приходят на ум, когда я думаю о годах, проведенных в военной академии. Чему нас только не учили, из чего мы только не стреляли! Но все хорошее когда-то заканчивается, а ему на смену приходит очень хорошее — так произошло и теперь. Свежеиспеченный отряд морских пехотинцев получил задание очистить Шервудский лес от полчищ насекомых. Прихватив с собой пару бочек с дихлофосом из антиматерии, новейший уничтожитель насекомых типа «Тап-ок» на гусеничном ходу и кое-что из съестного, мы отправились в путь.

Яковенко: Судя по всему, именно лежащая передо мной полянка с какими-то развалинами носит гордое название — Шервудский лес. Кто же из нас Робин-в-капюшоне: космопехотинец в броне или зубастое насекомое? Подозреваю, что оба — а «настоящего» определит бой.

Ближе к делу: пора выяснить, в чем заключаются особенности поля брани. Карта средних размеров состоит из зеленых насаждений с многочисленными тропинками. Есть и домики, но их немного, так что заблудиться в лабиринте нам не грозит ввиду отсутствия лабиринта. Итак, у меня есть шанс быстро добраться до противника и без проблем обнаружить его штаб. Все эти условия приводят к однозначному выбору — в атаку пойдет Орда!

Армию возглавят две королевы (одна хорошо спрячется, другая — плохо, то есть пойдет за атакующей волной), а основной ударной силой станут двадцать трутней. Дальний обстрел обеспечат два спайкера. Мое войско нельзя назвать разнообразным, но сила Орды, как и всех насекомых, в численном превосходстве. Ставка на трутней не случайна: во-первых, на этой карте их скорость может стать ключевой, во-вторых, удар по противнику будет нанесен одновременно.

Кавалерия без головы

Зверев: Приходится бомбить собственный штаб... Бесполезно.
Яковенко: К вторжению готов! Ням!

Зверев: У нас все будет просто, как дважды два четыре! Математические расчеты я начал, поглядев на карту предстоящего боя... Два штаба (для страховки). Две боевых группы: одна движется по западной стороне, другая — по восточной. Группы состоят из бомбометов, прикрывающих их боровов и командоров, и еще в каждой будет по снайперу. Ну и одного медика я тоже решил взять. Мало ли — вдруг кто-то зацепится в лесу за корягу или отведает незрелых ягод. Всякое случается.

Яковенко: Местная география проста: небольшие «родные» области для каждой из сторон, вытянутая область посредине и фактически два непересекающихся пути между исходными позициями. Поток моих трутней рванулся вперед по западному проходу, стремясь как можно быстрее добраться до противника. Если мне повезет, Сергей выберет восточный путь: тогда я доберусь до его штаба первым и разорву охрану. Моя Орда легко пролезет во все щели и найдет его цитадель, а затем мощные челюсти сокрушат железо...

Если же он пойдет по западной дороге, то я наверняка застану его неподготовленного, в походном режиме. Затем я загрызу зазевавшихся воинов, доберусь до штаба — далее понятно. В общем, план кровожаден, но прост.

Проблемой может стать засада: если Сергей будет ждать меня на какой-либо укрепленной позиции и заманит в ловушку, то преимущество будет на его стороне. Что ж — это необходимый риск.

А пока трутни несутся вперед. Забавные твари — сильные ноги, огромные челюсти и никаких лишних органов вроде головы... Идеальное сочетание для моей тактики.

Контакт разумов

Зверев: Начали выдвижение. Ничего подозрительного не обнаружено, лес как лес. Птички поют, грибы растут. Бомбометы зачищают сектор, потом в него продвигается пехота. Да, лесу немножко не повезло. Но, в конце концов, мы у себя дома, на Земле. А вот злобные трутни... Орда... Где же она?

Яковенко: Если здесь орда, значит тут только орда.
Яковенко: У трутней в запасе отличный план!

Впереди западной группы что-то шевелится. «Ща развлечемся, ребята. Огонь на поражение! Ну просто тир, ей-богу...» После этих слов коммуникатор лидера группы замолкает. Камеры успевают показать шевелящуюся бурую волну из живых тел, накатывающуюся на нашу пехоту. Все в панике.

Яковенко: Встреча людей с насекомыми произошла неожиданно, уже на втором ходу. Не обошлось без праздничного салюта: как выяснилось, Сергей не поскупился на бомбометчиков, и поле боя заполнилось оглушительными взрывами. Похоже, противник заметил меня первым — и без промедления нанес удар. Я уж и не надеялся видеть родную Орду, но дым вскоре рассеялся.

Мои трутни оказались быстрее человеческих бомб, и основная волна атаки успела проскочить. Начался ближний бой, где у пехотинцев не было ни единого шанса. Челюсти работали исправно, и вскоре отряд Сергея погиб... Тревогу вызывают лишь многочисленные раны моих воинов: взрывы не прошли бесследно. Пять трутней навсегда остались в тени деревьев, а многим другим до гибели остался один выстрел... Потери Зверева сильнее: около десятка гуманоидов так и лежат на траве.

Теперь нам предстоит ворваться на базу врага и найти штаб (или штабы) Сергея. Не думаю, что он ожидал подобного развития событий, так что инициатива на моей стороне.

Космическая пехота

Надежда и опора человеческой цивилизации, элитные солдаты земли. Эти боевые отряды выросли из небезызвестной X-Com-команды, отточив тактики борьбы с чужеродным разумом до совершенства. Ну ладно — почти до совершенства.

Каждый боец — специалист в своем деле. Команда космодесантников состоит из командоров, бомбометов, боровов, снайперов и медиков. Штаб пехоты используется для пополнения боезапаса прямо в разгаре боя.

Командор — боец, вооруженный мощной лазерной пушкой, способной проламывать стены. Далекий потомок тяжелой кавалерии. Дорог, но непревзойден по силе.

Боров — простейшая боевая единица землян, солдат с минимальной ценой и способностями. Пехтура. Душа армии.

Бомбомет — очень крепкий парень, таскающий на плече огромную противопехотную артиллерийскую установку. Бомба после выстрела прыгает несколько раз (резиновая, что ли?) и взрывается. Не спрашивайте у него: «Не тяжело ли?» Юмора не понимает.

Снайпер — он снайпер и есть. Потрясающая точность стрельбы из лазерной винтовки. Прожигает белке глаз с расстояния в два километра.

Штаб пехоты — бездонный склад боеприпасов и главная цель врага при игре на захват штаба.

Медик — ходячая аптечка. Лечит все, кроме насморка.

Орда

Раздуйте тараканов и червяков до размеров лошади. Потом наделите их вооружением, знанием тактики и стратегии, а также фантастическим умением плодиться. Вы получите Орду. Приятно, не правда ли?

Судя по опубликованным работам современных ксенопсихологов, главные цели представителей этой расы — жрать и размножаться. А для этого им нужно жизненное пространство.

Зуммер — большая муха. Как и мухи Земли, умеет пролетать сквозь окна. Правда, с гораздо более неприятными последствиями для жильцов... А по сути — разведчик.

Трутень — обычный боец Орды, дешевый, но необычно сильный и проворный. Подскакивает, загрызает, скачет дальше. Все это делает невероятно быстро.

Червяк — ходячая бомба. Единственное желание — сделать большой бу-бух.

Слизняк — еще один милый жучок, к тому же плюющийся кислотой, которая обездвиживает врагов, одновременно разъедая их плоть.

Спайкер — специально выведен для борьбы с бронированными противниками. Стреляет, правда часто промахивается.

Королева — лидер Орды. Пчелиная матка. Пожирает трупы, откладывает яйца, очень больно кусается. Она же — штаб. В общем — ужас, ползущий на крыльях ночи.

Хаос имени принца Джона

Зверев: После гибели западной группы у меня остаются восточная и небольшой резерв в тылу. Часть восточной я отвожу на прикрытие своего штаба, а часть посылаю вперед в надежде первым найти и уничтожить штаб противника, а точнее, королеву. Хотя их может быть и две... А если три? Не хочется думать о плохом.

Большинство трутней врага хоть и изранены благодаря выстрелам бомбометов, но, увы, живы. Они перемещаются с такой скоростью и непредсказуемостью, что навестись на них очень сложно.

Яковенко: Королева съела два трупа и готова отложить яйца. Безумно, но факт.
Зверев: Взрываются стены, а не враги.

Яковенко: Сергей действует быстро: он уже успел организовать оборону. Вновь в моих трутней полетели бомбы, зазвучали взрывы... На сей раз я был готов: трутни разделились на небольшие группы и скрываются за естественными препятствиями. Вокруг рушатся дома, дымится лес, но воины живы и готовы к нападению. Вскоре им представилась такая возможность: за одной из стен обнаружилась группа скучающих пехотинцев. Вы догадались: я их хорошенько развлек.

Одновременно с атакой разведчики ищут штаб врага: если битва затянется, Сергей может получить преимущество. Мне не повезло: в ближайших зданиях ее нет. Потери растут, и теперь я берегу каждого воина, двигаясь вперед по возможности постепенно и взвешенно. Долго так не может продолжаться, и вскоре первый штаб уничтожен. Наконец в одном из дальних зданий — едва ли не последнем необследованном — нашлась главная цель. Я готовлюсь к решающей атаке.

Кроме того, я создаю резерв на случай неудачи. Королева добралась до поля боя: тут для нее много корма, и скоро вылупится молодое пополнение для моей армии. Надеюсь, оно не понадобится.

Быть саранчой

Зверев: Мой резерв уничтожен, и безумные зверушки уже грызут первый штаб. Атакующая группа на севере не может найти ничего похожего на королеву Орды, хотя у них с собой есть книжка с картинками, на которых она изображена со всеми отвратительными подробностями. А время-то, время на исходе...

Проходит еще несколько минут. Мой первый штаб уничтожен, за ним следует и второй. В общем, не спасли нас ни лазеры, ни военная выучка. А вот жучки, похоже, неплохо пообедали. Может «дихлофос» стоило не тащить в бочках, а принимать вовнутрь?

Яковенко: Трутни успешно миновали огневой заслон и окружили сердце человеческой колонии. В живых лишь дюжина бойцов, но этого достаточно. Даже если они погибнут, подоспевшие спайкеры готовы разнести штаб издали. Клыки разодрали последние препятствия... Победа!


Разбор полетов

Зверев: Неожиданностью стало то, что Александр устроил прорыв всеми силами на одном участке фронта. Мое построение было рассчитано на более широкое наступление, и в итоге часть отрядов оказалась незадействованной.


Яковенко: Причина преимущества Орды проста: Сергей разделил свои войска на две части, а я сконцентрировал силы на одном направлении. Конечно, это стало возможным лишь благодаря особенности Орды — передвижного «штаба» в лице королевы, иначе мне пришлось бы организовать защиту.

Кроме того, пехоте трудно приходится против насекомых. Одно из главных преимуществ пехотинцев — дешевые медики, а при нападении моих зубастых тварей у Зверева просто не было возможности вылечить хоть кого-нибудь. Если уж трутень добирался до врага, то загрызал его без лишних сантиментов.

Бой 2. Враг у ворот

Начальные условия
Карта: Футбол
Сергей
Зверев
Александр
Яковенко
Орда Машины

Зверев: Всем известно — боевые роботы и кибертанки не играют в футбол. За агрессивными насекомыми такого тоже вроде не замечалось. Ну а если им очень захотелось? Ну а если так надо? Наш нынешний бой — не просто бой. Он пройдет на одном из лучших стадионов галактики, оснащенном мощными бронеплитами для игроков, жаропрочными заграждениями для зрителей, силовыми полями для судей и прочими атрибутами смертельного футбола! Задача сторон — не просто перебить друг друга, но «забить гол» — уничтожить штаб противника, располагающийся в створке ворот. Интригует? Нас тоже.

Яковенко: Следующим полем для боя окажется... футбольное. Как это понимать, неужели игра сменила жанр? Нет, по-прежнему в руках и щупальцах бойцов оружие, но сражение пройдет на зеленой траве с характерной разметкой. И все-таки изменилось не только оформление: в таких условиях нет места осторожным тактикам и тонким хитростям, встреча таких «футболистов» означает короткую и беспощадную схватку.

При таких начальных условиях логично было бы выбрать для боя Орду. К сожалению, я уже воспользовался этой возможностью — поэтому буду исходить из того, что Сергей выберет именно зубастых инопланетян. Лучшая защита против клыков — сталь, так что на сей раз под моим командованием будут машины.

Мяч с разделяющейся боеголовкой

Зверев: Форварды у меня на редкость клыкасты!

Зверев: На этот раз я выбрал злобных трутней, гусениц и прочих представителей Орды. Александр остановился на неживой материи — под его командованием терминаторы и прочая машинерия.

Как расставить силы? Карта маленькая, столкновение произойдет уже на первых ходах. Что ж, впереди мои форварды — 16 трутней, по 4 в каждой группе. За ними полузащитники — 6 спайкеров. Эти «футболисты» умеют стрелять, а без стреляющих как-то грустно. И наконец сзади, рядом с моим штабом (а это не что иное, как яйцекладущая королева), расположилась группа защиты — еще 4 трутня.

Мой план — быстро снести трутнями передние ряды противника, отстрелить оставшихся спайкерами и, если что-то пойдет не так, не оставить королеву без прикрытия.

Командующие нашими силами подходят к рефери, тот подбрасывает вверх плутониевую гранату с выдернутой чекой — и, о везение! Она приземляется прямо на металлическую голову терминатора. Позитронный мозг разлетается по всему полю, и я ликую. Жребий брошен — первый ход мой!

Яковенко: Ставка сделана на терминаторов.

Игра началась, и я слегка оторопел. Противник оказался не просто близко, а очень близко. Установленные по всему полю бронещиты (якобы для защиты игроков друг от друга) на самом деле никого не защищают. Строители стадиона явно поскупились на материалы, и все терминаторы видны невооруженными глазами моих трутней, или чем там они смотрят.

Яковенко: О клыках межгалактических трутней ходят легенды, так что в качестве базового отряда я выберу неплохо бронированных «терминаторов». Четыре группы по два терминатора встретят врага на первом рубеже: эти роботы сочетают низкую цену и качественную броню. Остальные будут обстреливать схватку издалека: особенно я надеюсь на ракетный танк. Бронированный М.О.З.Г. вылечит раненых — верю, что такие будут.

Столкновение произошло после первого же хода — трутни ворвались на мои позиции и стали крушить все вокруг. Мои железные дровосеки сражались до последнего удара искусственного сердца — неуловимо краткий промежуток, как оказалось. На некоторое время из «тренера» я превратился в полноценного зрителя: поле заполнилось выстрелами, суматохой, кровью, криками, чавканьем, треском и лязгом. Все перечисленные факторы ежесекундно меняли ситуацию на поле боя, так что воины переставали обращать внимание на планы и лишь стреляли, стреляли...

Когтями по железу

Зверев: Атака началась. Передняя линия роботов с громадной скоростью разбирается на запчасти. Сила и мощь трутней впечатляют — их лапки и хоботки сминают титано-мифриловую броню, как пластилин. Они вырывают конечности терминаторов, откусывают встроенные пулеметы и движутся, движутся вперед. Неостановимая, копошащаяся, жрущая масса. Королева в восхищении!

Спайкеры заходят с флангов, нацеливая свои стрелометающие хвосты на то, что находится в глубине вражеской стороны поля. А там чего-то находится, уж поверьте мне.

Яковенко: Кошмар футболистов — оснащенный ракетами вратарь.

Через пару ходов, когда уровень адреналина спадает, а дым над полем развеивается, я вижу, что все не так радужно, как могло бы быть. Да, множество роботов погибло, но спайкеры оказались совсем не так хороши, как их рекламировали генетики Орды. Единственная радость — они успели взорвать какой-то танк на правом фланге, но и полегли сами.

Яковенко: Ситуация на поле боя становится ясна. Потери велики с обеих сторон, но в роль солиста вжился мой ракетный танк, парой выстрелов сокрушивший десяток воинов с обеих сторон. Несколько трудней пытались загрызть танк, но стоящие рядом терминаторы легко их подстрелили.

Одно из скоплений врагов оказалось не доступным для прямого полета ракеты, поэтому я выдвинул танк чуть вперед... Решение оказалось ошибкой: посланное Зверевым подкрепление в лице (точнее, морде) спайкеров добило погрызенный танк. Только сейчас я осознал собственную опрометчивость: ракетный танк показался мне излишне дорогим, поэтому я заказал лишь один экземпляр.

Впрочем, удачные выстрелы уже обеспечили мне преимущество: спустя два хода сражение закончилось. У меня остались четыре терминатора и М.О.З.Г., врагов не видно. Оптимальные тактики Орды предполагают одновременный удар всеми силами, так что у Сергея все уже должны были погибнуть... Я уже был бы объявлен победителем, но «штаб» Орды, королева, способна сама постоять за себя. Осталось лишь добить матку насекомых.

Железные отряды карателей

Предсказания о бунте машин, сделанные в фантастических фильмах конца XX и начала XXI веков, оказались пророческими. Машины, таки да, взбунтовались! Оснащенные очень продвинутым, хотя и искусственным интеллектом, они пришли к выводу о нецелесообразности обслуживания человеческой расы. Как может совершенное служить несовершенному?

Высокий уровень брони и боевой мощи, встроенные системы самоуничтожения и сканеры, обнаруживающие спрятанных противников, — вот те приятности, которыми одарила их мать-механика.

Терминатор — стандартный воин Железных. Времена Джона Коннора давно прошли, но название прилипло... Нынче шварцнеггероподобных роботов научились штамповать на конвейере: цена минимальная, а броня приличная.

М.О.З.Г. — мощное оружие, ремонт для других роботов, отличная броня. Взрывается при уничтожении. В рекламном буклете говорится, что он может выдержать падение с высоты 10 километров (мы не проверяли).

Сканер — разведчик, единственная цель которого — искать жизнь, чтобы потом ее можно было уничтожить. Не вооружен. Наверное, пацифист в душе.

Танк — гусеничный монстр, оснащенный ракетной установкой. Тяжелый, медленный, но если попадет, вы это обязательно почувствуете!

Охотник — маленькая летающая дрянь. Уязвимая, но быстрая. Основная задача — действовать на нервы. Ну и разведывать.

Штаб машин — аналог штаба пехоты, место для перезарядки. Единственное отличие — при уничтожении взрывается.

Зубастый вратарь

Яковенко: Как сказал знаменитый футбольный комментатор, «не успела закончиться вторая минута встречи, как уже началась третья». В моем случае начался обед...

Зверев: Все атакующие трутни погибли под шквальным огнем выживших киберсолдат. В живых — только королева и 4 трутня охраны. Что ж, надо затаиться. Я пропускаю ходы и жду железных друзей к себе в гости. Когда они войдут в створку ворот, хе-хе...

Зверев: Ее Величество победительница боя.

Так и получилось. Нечто несуразное, грохочущее и воняющее машинным маслом заехало прямо в логово моей дражайшей королевы-штаба. И в считанные секунды оно было загрызено до смерти, вернее, до полного демонтажа моими членистоногими защитниками. По ходу дела было уничтожено несколько роботов, а королева тихо-мирно отползла подальше. Не царское это дело — возиться с железками.

После этого события противник сдался. Как оказалось, из всех войск у него остался лишь передвижной сканер, которому пришлось бы лишь грустно наблюдать, как мои войска превращают его штаб в груду покореженного металла.

Но больше всего моим воинам запомнилась не ярость сражения, не взрывы бездушных машин, а те наполняющие наши нервные узлы радостью крики, которые мы услышали по окончании футбольного матча: «Орда — чемпион! Орда — чемпион!» — скандировали на трибунах выжившие зрители.

Яковенко: Четыре терминатора строем вошли в цитадель врага, танк также подбирался к месту последней схватки. Мое спокойствие тотчас же было нарушено контратакой — три трутня во главе с маткой набросились на роботов. В ближнем бою трутни побеждают всех, и вскоре поле боя пополнилось четырьмя грудами железа.

Подъехавший через ход М.О.З.Г. с удивлением наблюдал, как королева поглощает остатки терминаторов. Ну и пищеварение у насекомых! Попытка издали перестрелять трутней была безуспешной, и спустя пару секунд после выстрела челюсти добрались до электронных мозгов. Мощный взрыв забрал жизни трутней, но это не радует: теперь штаб роботов беззащитен перед королевой. На поле боя остались лишь два штаба — победил обладатель зубов.


Разбор полетов

Зверев: Тактика rush на маленькой карте оказалась верной, ведь Орда очень сильна в ближнем бою. Подвели спайкеры — мне явно нужно было взять вместо них обычных трутней. Тем не менее резервная группа спасла положение. В итоге стремительная атака в сочетании с засадой посреди собственных ворот решили исход матча.


Яковенко: Как любят говорить футбольные комментаторы, игра была равна. Судьбу сражения решил единственный выстрел, разрушивший ракетный танк: с ним бы засада Сергея не справилась.

Бой должен стать хорошим уроком для меня. Сергей, разделив войска, выбрал откровенно неоптимальную тактику и тем самым сотворил сюрприз для меня. Именно неожиданность и помогла ему победить.

Бой 3. Чужой против терминатора

Начальные условия
Карта: Инферно
Сергей
Зверев
Александр
Яковенко
Машины Серые

Зверев: Позитронный мозг вместо живой ткани, нанороботы вместо эритроцитов, тугоплавкий металл вместо ранимой кожи и практически неограниченные объемы запоминающих устройства вместо склероза. Мы — новые хозяева Земли, призванные очистить ее от чумы под названием «человечество».

Однако в этом бою нам придется встретиться не с ними, а с иными существами, пришельцами из далеких миров. Но так ли это важно? Их тоже нужно убивать.

Яковенко: Инферно... Что вы бы ожидали, услышав о местности с таким названием? Выжженная пустыня? Огонь? Развалины цивилизации? Действительность оказывается прозаичной: перед нами большая квадратная карта, разделенная пополам длинным узким зданием. С одной стороны — леса с полуразрушенными домиками, с другой — вполне целая (видимо, до поры до времени) улица и здания с множеством комнат.

По жребию мне досталась «лесная» половина. Мой единственный шанс — спрятаться в чаще и обстреливать врага из-за угла...

Лесные инопланетяне

Зверев: Ракетные танки для нанесения урона с расстояния, М.О.З.Г. для ремонта, терминаторы в качестве основных боевых единиц — так выглядит моя армия. За стенами базы располагаются два штаба машин.

Зверев: Новые двери в произвольных местах. Недорого.
Яковенко: Инопланетный конгресс. Земля, лес, будущее.

Танки медленно выезжают со стартовых позиций. С нашей броней некуда спешить. То, что поначалу показалось мне воротами, на поверку — вовсе не ворота, а бетонные плиты немножко другого цвета. Не беда — один залп, и в заборе образуются дымящиеся «ворота» метров десять в ширину. Остальная техника с терминаторами подходит к отделяющей меня от противника преграде.

Яковенко: Лес — не лучшее место для сверхразумной расы. Сергей наверняка пойдет напролом, а моя работа проста: встретить его «потеплее». Стрелять мы будем из-за угла, поэтому в отряде сразу четыре деформатора. Псионик также спрячется в кустах погуще и будет изо всех сил влиять на психику врага. Ударную силу составят десяток часовых и «защитник» на гусеничном мопеде: часть из них отвлечет врага, а другие прокрадутся в тыл Зверева.

Карта разделена на две части странным вытянутым зданием, так что раннее знакомство с врагом исключено. В ближнем бою Серые слабее всех, так что противник наверняка пойдет в атаку: я должен успеть сделать второй пролом в стене и осторожно обойти атакующие силы. Придется рисковать — если мы столкнемся с противником нос к носу, партию можно считать проигранной.

Стена у здания крепкая: просто так ее не пробить. Применю случайно найденную хитрость: подведу к стене часового и заставлю деформатора выстрелить в него. Боец выживет, а взрыв будет гораздо сильнее: сдетонируют боеприпасы.

Войска вторжения Серых

Создатели разумной жизни на планете Земля, далекие пришельцы из космоса. В последнее время обозлились на свое детище, как, впрочем, и на всех остальных. Очень продвинутые. Телепаты. Впитали в себя лучшее из всех инопланетных рас X-Com.

Часовой — обычный пехотинец Серых. Голова с великолепно развитым мозгом — отличная мишень для врага. Короче говоря, перед нами типичный сектоид: так его и будем называть.

Защитник — накрывает всех в радиусе 6 метров защитным энергокуполом.

Деформатор — боец, вооруженный портативным генератором черных дыр. Бьет по площади. Летящий заряд анти-материи имеет управляемую траекторию полета. В общем — апофеоз военной мощи Серых.

Псионик — боевой телепат. Обездвиживает жертву, ранит ее и смотрит ее глазами. Ну что поделать. Любопытство — не порок.

НЛО — летающая тарелка в миниатюре. Серьезная огневая мощь, аналог танка.

Регенератор — штаб и источник подзарядки. Между двумя регенераторами можно телепортироваться.

Гипноз для роботов

Зверев: Не откладывая далеко, я захожу на территорию Серых. Белые карлики с раздутым черепом — это и есть самая продвинутая раса галактики? Но что ж они так быстро умирают?

Яковенко: Партизаны на параде.
Зверев: Ежикомехи во взрывотумане...

Два терминатора ведут разведку на южной оконечности карты, в то время как основная масса вступает в бой. Юг пуст — ни тебе пришельцев, ни регенераторов. Зато я наблюдаю один из них на западе.

Яковенко: Центр здания взорвался, вскоре из отверстия полетели новые ракеты... Возможно, Сергей решил просто-напросто взорвать мою половину карты? Машины на это способны! Впрочем, пока погибших нет: среди моих солдат никто не рвется в камикадзе.

В проеме показываются железные тела роботов... Тотчас же в них летят деформационные ракеты, но эффект от них не впечатляет. Что ж, машины — наиболее бронированная раса.

Псионик прячется в небольшом закоулке рядом с проломом: тут точно не будут летать ракеты, да и врагу тут делать на первый взгляд нечего. Отсюда он будет влиять на позитронные мозги: его способности действуют и на них, главное — небольшое расстояние. Остальные по мере сил обстреливают врага: высунутся, пальнут в сторону врага, и назад. Эффективность, понятное дело, на нуле.

Контратакующая группа тем временем осторожно продвигается по флангу. Самый опасный участок тут — фрагмент улицы, открытый для взглядов. Часовые осторожно открывают дверь, неслышно выходят на улицу... и встречаются глазами с танком.

Здравствуйте, я — танк

Зверев: А что ж я все о себе, да о себе? У Александра ведь наверняка есть какие-то агрессивные планы. Увы, очень скоро я в этом убедился. На мою базу вторгся целый выводок часовых врага при поддержке защитника. К счастью, я направил туда оба М.О.З.Г.а и несколько терминаторов. Что будет?

Один из мозговитых танков гибнет, забрав с собой часть нападавших. К сожалению, при взрыве он успел неприятно повредить второй, а часть нахальных пришельцев отступила.

Зверев: Шесть сектоидов на сундук с ракетами.
Зверев: Подвиг МОЗГа.

Из хороших новостей. Терминаторы разносят два штаба-регенератора, но игра продолжается. Значит, где-то есть и третий! Его нужно найти как можно скорее. Пока у меня на базе происходят страшные по разрушениям дуэли ракетного танка и деформатора Серых, остальная армия прочесывает неисследованные районы. Регенератор все еще не найден...

Яковенко: Силовой щит принял на себя танковый залп, и воины почти не пострадали. Кроме того, Сергей решил применить хитрость: он подъехал вплотную, и взрыв после гибели танка унесет и моих солдат... Нет, меня не проведешь! На следующем ходу Зверев увидит занимательное представление: шеренга сектоидов, стоящая вплотную к танку, разом разворачивается, делает три шага назад, снова разворачивается и синхронно стреляет. Завершающий штрих — все разбегаются в произвольные стороны, будто тараканы.

План удается: танк взрывается, задев только товарищей-терминаторов. Ракета уходит в никуда... С такой громадиной мы будет сражаться из-за угла: один из деформаторов подходит поближе к бою и начинает стрелять через окно.

На главном фронте все не так радужно: псионик, подобравшийся к врагу вплотную, сумел убить двух или трех роботов. Выстрелы часовых и деформаторов практически неэффективны — повреждения у роботов есть, но не более.

Терминаторы неспешно зачищают территорию от инопланетян: Сергей явно уверен в победе. Уже взорван один из штабов, рядом погиб деформатор, часовые гибнут с регулярностью мух. Я огрызаюсь время от времени, но так не может продолжаться долго.

Ария диверсантов

Зверев: Один из моих штабов уничтожен остатками атакующей группы сектоидов, и ситуация нравится мне все меньше и меньше. Несмотря на преимущество в огневой мощи, я могу проиграть, если не найду третий регенератор в самое ближайшее время. Проанализировав карту, я понял, где он находится, — на уже «обследованном» куске карты. Сэкономил я на разведке, нечего сказать! Все силы устремляются в нужный квадрат и даже успевают дойти. Когда терминатору остается сделать парочку выстрелов, происходит непоправимое.

Зверев: Неуловимый регенератор... Я буду звать его Джо.
Яковенко: Вот так сюрприз! Штаб врага! Не ждал...

Яковенко: Второй танк Сергея взорван, но цена высока: погибли трое часовых, защитник и деформатор. Даже такой результат был получен при помощи хитрости: когда воины по-тараканьи разбегались, двое пробрались-таки в тыл незамеченными. Эта парочка сначала спряталась, а затем добила танк выстрелами сзади.

В центре бой проигран, роботы продолжают выслеживать остатки инопланетян. Лучше всех показал себя псионик, но и он в конце концов встретился с терминатором. У меня только один шанс — выжившая парочка должна найти штаб машин и взорвать его.

Так и произошло: через ход я наткнулся на штаб. Несколько выстрелов, штаб взлетает в воздух... Нет, конечно же, Сергей предусмотрел два центра! Я двигаюсь дальше, оглядываясь назад: защита полностью смята, Зверев наконец нашел мой последний штаб, спрятанный в самом углу карты. В окне соседнего здания показался отблеск металла — вот он, второй штаб врага! Я жду следующего хода — успеет ли Сергей взорвать мою цитадель?

Нет, три пункта из двадцати пяти остались! Мои диверсанты подходят к беззащитному штабу и стреляют в упор. Победа в безнадежной ситуации!


Разбор полетов

Зверев: Поскупившись на быстролетающего разведчика, я сделал большую ошибку. Военная сторона боя была однозначно выиграна, но из-за того, что я долго не мог найти третий штаб, победа превратилась в поражение.


Яковенко: Честно говоря, мой выигрыш — чистая случайность. У Сергея осталось численное преимущество, и моя контратака была скорее знаком отчаяния... Как он не обнаружил последний штаб раньше на десяток ходов, я до сих пор не понимаю.

Принцип «не сдавайся до последнего солдата» сработал: один раз из сотни бывает так, что вчистую проигранная партия все-таки превращается в победу. Сегодня именно тот случай.

Бой 4. UFO: Враг известен

Начальные условия
Карта: Ничья земля
Сергей
Зверев
Александр
Яковенко
Серые Пехота

Зверев: Мы — представители одной из древнейших цивилизаций Млечного Пути. Наше технологическое развитие не поддается описанию ни на одном из языков Земли, поэтому я даже не буду пробовать — вы все равно ничего не поймете. Посетив эту планету много миллионов лет назад и поэкспериментировав с местной фауной, мы вывели новые виды живых организмов. Одно из любопытных последствий эксперимента — человек. Однако время шло, и деяния этих «разумных» существ нравились нам все меньше и меньше. Заражение атмосферы множества планет, войны, насилие и даже выпуск компьютерных игр, где людям предлагается уничтожать собственных создателей, ваших покорных слуг!

В итоге на последней ассамблее Разума на Альфе Центавра эксперимент был признан неудачным. Он подлежит немедленной остановке. Вы знаете, что это означает...

Яковенко: Последний бой пройдет по классическим правилам: люди против инопланетян. Снова люди надевают броню, а сектоиды поднимают плазменные пистолеты. Память о долгих сражениях в UFO: Enemy Unknown зовет в бой.

Выбранная для сражения площадка разделена на три части: две группы зданий и открытая площадка посредине. Преимущество «серых» в специальных способностях и ловушках, потому я построю бой на дальних выстрелах. Основу армии составят пять снайперов, а помогать им будут четыре командора. Три медика и боров поступают в резерв, а сразу четыре штаба, надеюсь, запутают Сергея.

Танцы с винтовками

Зверев: Наношу превентивные удары. То есть бесполезные.

Зверев: С возвышенными, хотя и немножко грустными мыслями я приступил к очередному бою со своим противником. Вы уже догадались: моя сторона на этот раз — войска вторжения Серых, Яковенко будет сражаться за космическую пехоту.

Выбранная нами карта проста, но оставляет массу места для маневров и воплощения тактических идей. Штабы скрываются за стенами на родной «базе», посередине карты — открытая площадка с неразрушаемым бункером, который неплохо было бы занять. Различные препятствия и укрытия в поле между нашими базами тоже очень к месту.

Я решаю поиграть одновременно и от защиты, и от нападения. Вперед пойдут 8 часовых (это стандартный солдат Серых) и два деформатора, вооруженных страшными пушками: они способны создать на участке пространства настоящую черную дыру. В результате, правда, получается банальный взрыв. На защите трех штабов (регенераторов) остаются несколько часовых и НЛО — аналог танка землян.

На первых ходах я аккуратно продвигаю вперед часовых, пряча их за деревцами, холмиками и прочими нелепостями этой злосчастной планеты. Эх, куда этим людишкам до отполированной до блеска, ровнехонькой поверхности моего родного астероида. Дикость, одним словом. Дикость. Однако не время для сантиментов. Враг до сих пор не обнаружен, и это беспокоит...

Я делаю парочку предупредительных выстрелов из генераторов черных дыр, и почва на западной и восточной сторонах карты превращается в клубящееся ничто. Попал ли я в кого-то из солдат противника — неизвестно. Но осторожность не помешает.

Зверев: Солдат ребенка не обидит?

Еще парочка ходов, и скошенный из какого-то энергетического оружия часовой заставляет меня задуматься. Люди под командованием Александра стреляют очень недурственно. Очевидно, века, проведенные в погонях за птицами и дичью, когда пращуры этих космодесантников были вооружены луками на воловьих жилах, не прошли даром.

Вспоминаются сохранившиеся в нашем психополе мемуары великого генетика Мен Деля, отца Эксперимента. «Скорость передачи сигналов от фоторецепторов к мозгу искусственно повышена путем внедрения в ДНК... (вырезано космоцензурой, секретная информация). Новые виды млекопитающих становятся все более конкурентоспособными в борьбе за выживание. Восхитительно!»

На следующем ходу падают замертво еще двое часовых. Вот уж восхитительно, чертов Дель!

Яковенко: Снайперы напряженно прильнули к окнам: вдали скрывался иной разум. Два добровольца перебежали вперед и спрятались за кустами, выглядывая противника. Через пару ходов впереди показалась пара сектоидов... Не исключено, приманка для моих солдат! На таком расстоянии главную силу у «серых» составляют деформаторы: они способны отправить свою ракету по сложной траектории и бить по площади.

Яковенко: Снайперы за работой.

Хитрые инопланетяне будут сидеть в укрытиях и стрелять по мне, а солдаты должны погибнуть, даже не увидев врага! Нет, такой сценарий меня категорически не устраивает. Недостаток у инопланетных «ракет» один — низкая скорость. Приготовлю-ка я небольшой сюрприз Звереву! Командоры пока останутся в резерве, а вперед выдвинутся снайперы. Чтобы их не подстрелили, они будут постоянно менять позицию: перед сектоидами развернется странный танец с винтовками, а платой за просмотр станет жизнь.

Когда Сергей будет отдавать приказы, перед ним будет устаревшая информация: мои снайперы уже сменят позицию. Конечно, он может разгадать замысел и стрелять наобум, но я готов к подобной лотерее.

Несколько ходов проходят в полном соответствии с планом. Лишь двоих воинов зацепило выстрелами, и они отступили на попечение медиков. Похоже, моя тактика приносит успех! Враг замечает людей, но попытки перехватить приносят лишь гибель. Снайперы действуют настолько успешно, что я отправил в разведку боем одного из командоров. Герой нос к носу столкнулся с двумя сектоидами, пытавшимися по обходной тропке зайти в тыл. Ближний бой — не стихия сектоидов, и едва живой командор празднует победу рядом с медиками.

Счет шесть-ноль в мою пользу: уже полдюжины сектоидов неосторожно высунули головы из укрытий. У врага замечено два деформатора на флангах, но ни снайперы, ни выдвинувшиеся командоры не успели их перехватить. Операция успешно закончилась отступлением врагов.

Ответный визит

Яковенко: Вы думаете, это склад? Нет, плацдарм!

Зверев: Сообразив, что в чистом поле тягаться с землянами смерти подобно, я даю приказ к отступлению. Деформаторы накрывают еще несколько участков карты смертоносными выстрелами, но особых результатов не заметно. Что ж... Поборемся с врагами за стенами нашей базы.

Кто-то лечится у регенератора, кто-то занял место у проема в стене — и сразу тоже побежал лечиться. Человеческие снайперы не шутят.

Яковенко: Пора развивать инициативу. Скоро деформаторы придут в себя и начнут обстреливать меня издали. Влетевшая в пролом стены ракета — неприятный сюрприз, скажу я вам!

В общем, пришло время для контратаки. Я проведу ее в несколько этапов, чтобы не создавать скопления солдат. На открытом пространстве каждый сам за себя! Движение необходимо провести быстро, поэтому я поведу бойцов... по диагонали, с правого фланга на левый. Решение откровенно глупое, и именно поэтому оно должно запутать Зверева. Вперед!

Удивительно: второй план подряд проходит идеально. Лишь один снайпер получил легкую рану, зато метким выстрелом в глаз убит неосторожный сектоид. Четыре командора и боров уже на месте, на подходе и снайперы. В запасе остался лишь один стрелок, остальные подтягиваются к месту столкновения.

Рейтинг рас

Каждая из рас сыграла по два боя: это позволяет делать простые выводы о балансе игры. Конечно, ни о какой статистике речь не идет, но несколько тенденций напрашиваются сами собой.

По грубой силе сильнейшая из рас — машины, и тем удивительнее результат: роботы не заслужили ни одной победы и заняли последнее место. Чемпионами же стала Орда: оба боя были выиграны. Причины этого очевидны: насекомые получают очевидное преимущество на небольших картах, где скорость становится ключевым преимуществом. В то же время Орда не всесильна: они уязвимы для взрывов, и на пересеченной местности машины способны организовать неприступную защиту.

Даже люди, зачастую остающиеся «чем-то средним», способны на несколько специфических тактик: именно это и продемонстрировал последний бой. Вывод прост — противоречивый рейтинг у разных рас равен хорошей оценке всей игры.

Вооруженное гостеприимство

Яковенко: Враг найден. Он круглый и летает.

Зверев: Деформаторы наконец-то накрывают несколько враждебных существ, освобождая их от телесных оболочек, — но за ними нахально прутся новые. Один из деформаторов гибнет. Н-да — неспешное это дело, выпускать черную дыру... Примитивное оружие космической пехоты работает куда быстрее! Кибердиск, он же НЛО, забирает с собой несколько дикарей, перед тем как рухнуть на землю бесполезными обломками.

Яковенко: Случайность внесла поправку в операцию — летящая в тартарары ракета попала прямо в проходившего снайпера. Впрочем, ситуация становилась просто неприличной: десятый ход, и ни одной потери! Еще пара ракет взорвалась неподалеку, но смертельных случаев нет.

Тем временем командоры захватили одну из комнат, и медик уже оказывает помощь раненым. Боров, осознав собственную бесполезность, пошел на разведку. Запланированная прогулка обернулась приключением: сначала боров с трепетом наблюдал за пролетевшей в сантиметрах ракетой, а за поворотом лицом к лицу столкнулся с врагом. У человека реакция оказалась лучше...

Приключения продолжились на других участках. Оторвавшийся от коллег командор решил в одиночку проверить одну из комнат, открыл дверь, шагнул вперед и обнаружил летающую тарелку. В данном контексте «обнаружил» означало «ударился лбом». Оскорбленная в лучших чувствах тарелка разорвала балбеса на клочки.

Тем временем повезло и мне: в одном из узких проходов командор наткнулся на деформатора. К прямым столкновениям инопланетяне явно не готовы. Этот же командор уничтожил один из штабов врага.

Похоже, именно тарелка и будет главным препятствием на пути к победе. Три командора и снайпер начали штурм опасного ангара. Краткая схватка закончилась грандиозным взрывом: два командора погибло, снайпер ранен. Дорога к победе открыта?

Последняя встреча

Яковенко: Последний дюйм обороны.
Зверев: Гоп-стоп, мы подошли из-за угла...

Зверев: Вокруг стоит страшный смрад горящих тел, оседает радиоактивная пыль, но жителей планеты это не смущает. Они разрушают один регенератор... Другой... Гибнут последние часовые. Все, что они успевают, — это передать телепатему на далекие, но такие родные звезды: «Мы погибли, прилетайте на Землю и завершите начатое. Эксперимент должен быть остановлен!»

Яковенко: Прилетевшая откуда-то из закоулков ракета добила снайпера. Пора прекратить этот обстрел! Два снайпера, ранее сидевших в резерве, обходят подозрительный домик с разных сторон. Один из них, повернув за угол, заметил «серого», выстрелил и сразу же поймал летящую ракету... Выживших не оказалось. Такие дела.

Вскоре я обнаружил последних защитников — двое инопланетян поджидали меня у второго штаба. Командор, снайпер, боров и медик против двух сектоидов — преимущество вне сомнения. Осталось лишь реализовать его!


Разбор полетов

Зверев: Я не предусмотрел последствий открытого столкновения часовых со снайперами и командорами космопехоты. Возможно, для этого боя стоило вложиться в НЛО, взять и другие высокотехнологичные войска, избегать стычек на открытом пространстве. Но все произошло так, как произошло.


Яковенко: В этот раз, похоже, Зверев обхитрил сам себя. Он выбрал нестандартную для инопланетян тактику и не учел все проблемы подобного подхода. Ставка на большое число сектоидов могла бы себя оправдать, ведь у людей явный недостаток взрывных вооружений, но для этого нужно маловероятное стечение обстоятельств. Легкой благосклонности удачи было достаточно для моей победы.


ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ
Зверев
Яковенко
1 3
ПОБЕДА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЕНКО

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.5
проголосовало человек: 82
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования