ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є7 (68) июль 2007
вид дл€ печати

ƒжинны

√де вода, как кровь из раны, там пути к ћазандерану.

√де задумчиво и странно, там пути к ћазандерану.

√де забыт а€т  орана, где глумитс€ вой бурана,

√де кричат седые враны, там пути к ћазандерану.

√де, печатью —улаймана властно вз€ты под охрану,

ѕлачут джинны непрестанно, там пути к ћазандерану.

√. Ћ. ќлди, «я возьму сам»

“ут € пон€л: это джинн! ќн ведь может многое!

ќн ведь может мне сказать — враз озолочу!

¬. ¬ысоцкий, «ѕесн€-сказка про джинна»

ƒошло до мен€, о счастливый читатель, что в давние времена в далекой-далекой южной стране жил обильный и процветающий народ джиннов.

Ќесведущие говор€т — да устыд€тс€ они своего невежества! — будто бы джинны по€вились на свет в течение тыс€чи и одной ночи, либо сошли со страниц  орана, или из арабских преданий. ѕозволь же мне, о читатель, поделитьс€ с тобой плодами с чахлого древа моих познаний об этом могущественном народе — и да послужат они назиданием и развлечением.

¬ремена первого контакта

’вала же тому, кто сделал сказани€ о древних уроком дл€ народов последующих.

«“ыс€ча и одна ночь»

≈ще в те невообразимо древние времена, когда мир не слышал ни проповеди ћоисе€, ни слов Ѕудды, не говор€ уж о ћухаммеде, мудрые люди Ѕлижнего ¬остока знали о существовании джиннов. — джиннами так или иначе сталкивались почти все народы этого вдоль и поперек завоеванного региона: ассирийцы и вавилон€не, евреи и персы, ну, и арабы, конечно. —лыхали о них и в удаленных земл€х: ≈гипте, »ндии, европейском —редиземноморье.

 111KB

ѕо-видимому, первыми повидали джиннов все-таки семитские народы; но какие именно — ассирийцы ли, евреи или вавилон€не, остаетс€ неизвестным. Ќекоторые, впрочем, приписывают эту честь индийцам; впрочем, среди древних открытий немного найдетс€ таких, которые хоть кто-нибудь не приписал бы индийской цивилизации.


¬ древнейших источниках джинны — порождени€ ночи, духи, что исчезают с первыми лучами солнца. ¬прочем, поначалу такое поведение было свойственно многим разновидност€м сверхъестественных существ — от привидений до домовых. ѕо другим верси€м, это духи умерших много веков назад.

Ѕольшинство джиннов умеют становитьс€ невидимыми, превращатьс€ в животных, насылать болезни — и всел€тьс€ в человека. ќтметим последнее свойство особо — оно, как показала дальнейша€ истори€, всего важней.

ƒревние джинны плохо умели всел€тьс€; обычно между ними и «носителем» возникал серьезный конфликт. »тогом неудавшегос€ симбиоза было помешательство или, по меньшей мере, лунатизм.

” слова «джинн» довольно много значений: среди них — «скрытый» (в этом значении поэты нередко использовали его как образное обозначение сердца), «прикрывающий» (как щит или паранджа), «дух», а также «одержимый» (нетрудно догадатьс€, почему) и просто «дурак». Ёто тоже логично: если человек не способен как следует думать, наверн€ка это потому, что в него подселилс€ враждебный джинн!

(Ќа этом, кстати, основана шутка ’оджи Ќасреддина: «ќ джинны, вы ищете там, где не пр€тали — поцелуйте за это под хвост моего ишака!». –остовщик ƒжафар думал, что обращаетс€ к джиннам — но стражники легко прин€ли его слова на свой счет, потому что пон€ли слово в его последнем значении.)

 113KB

—о временем джинны научились подсел€тьс€ в людей менее травматично, а иногда даже и с пользой дл€ последних. ѕоэтому если человек вдруг выдавал что-то необычно умное — его тоже подозревали в одержимости.

Ќечто подобное заметили и на «ападе: так, например, по мнению римл€н, духи (латинское genius — «гении») врем€ от времени всел€ютс€ в людей и подсказывают им что-нибудь этакое. ƒа и слово «вдохновение», кстати, происходит от той же идеи. √реки полагали, что такое проделывают главным образом боги; впрочем, боги у греков, помимо главных, бывали средние, мелкие и микроскопические, так что разница, по правде говор€, невелика.

—лова «гений» и «джинн» сильно похожи, и многие полагают их родственными. «вук «дж» в арабском передаетс€ буквой «джим», в иврите она же — «гимель», и потому то, что по-арабски звучит как «дж», в других €зыках нередко звучит как «г»: сравните, например, «√авриил» и «ƒжабраил». “ак что джиннов и всю их многочисленную родню с полным правом можно называть и гени€ми. “олько надо помнить, что гении посещают людей не всегда затем, чтобы подсказать что-то умное, бывает и совсем наоборот...


»так, джинны — вовсе не уникальное досто€ние арабов. ѕерсидские дэвы, индийские пери, латинские гении — все это более-менее одно и то же. » даже сомнительно, что арабы первыми открыли, что живут р€дом с этими удивительными существами. ќднако именно арабы в конце концов отвели им определенное место в структуре мироздани€.

Ќемного о грамматике

¬ английских текстах джинны нередко учин€ют присущий их племени хаос. ƒело в том, что английский €зык имеет обыкновение заимствовать некоторые слова вместе со способом их изменени€; например, латинское слово focus имеет латинское же множественное число — foci, а вовсе не focuses, как пишут несведущие. ќт formula множественное число еще страннее — formulae.

Ќу, а с джиннами получилось еще веселее. јнглийское слово djinn — это как раз множественное число, а единственное — djinni. ”добно: по крайней мере, значительное скопление этих существ легко отличить на слух от джинсов (jeans). ќднако многим эта особенность €зыка неведома, и в итоге в переводах фэнтези по€вл€ютс€ вс€ческие артефакты; мне доводилось видеть случаи, где из djinni пытались сделать нечто уменьшительно-фамиль€рное...

јналогично устроена грамматика с ифритами: один ифрит — efreeti, много — efreet.

» это еще не все хитрости.  огда говор€т о джиннах в  оране и в арабских предани€х, часто используют другое написание слова: jinn. ј сколько вариантов написани€ у слова «дэв», и не сосчитать: dev, div, deva, daeva, dew, daivah, deiva...

ћежду людьми и ангелами

я —  отроб, король подземного царства и властелин ƒжиннистана. ћы принадлежим к тем, кто создан из чистого, первозданного огн€ и кто с презрением отказалс€, даже вопреки воле всемогущего, склонитьс€ перед глыбой земли лишь потому, что ей было дано им€ «„еловек».

¬. —котт, «“алисман»

— течением времени большинство религий постепенно отказалось признавать за джиннами право на существование. јнтичное €зычество ушло, иудаизм стал смотреть на джиннов искоса (хот€ и не отрицал их наличи€, но фактически смешал с демонами), христианство и вовсе отвергло.

ќстались, однако же, зороастризм и индуизм; а затем возникло мусульманство. » в нем джиннам с самого начала была отведена особа€ роль.

»слам признает три вида духов: ангелы, демоны и джинны. —огласно ћухаммеду, джинны — живые существа, созданные јллахом из огн€; вот оно — то самое «элементальное» происхождение, которое сейчас стало общеприн€той версией.

 84KB

ƒл€ сотворени€ джиннов использовалс€ особый «тонкий огонь» — огонь, что не источаетс€ в дым. ≈сть версии, что это даже не совсем огонь; кое-где упоминаютс€ джинны бури, морского прилива и даже тени (то есть, де факто, стихий воздуха, воды и смерти: арабы часто выдел€ли не четыре, а п€ть или шесть стихий). ј вот джиннов земли, по общему признанию, не cуществует; тому есть весьма серьезное основание. »з глины, как известно, сотворен јдам: дети земли — люди, не джинны.

»значально все джинны склонились ко злу; однако же после проповеди ћухаммеда (обращенной не только к люд€м) часть джиннов прин€ла ислам. »х стали называть добрыми джиннами либо джиннами-мусульманами, в отличие от не прин€вших ћухаммеда злых джиннов. »ные же склонились еще глубже ко злу, сознательно отвергнув добро; их именуют шайтанами.

Ёто значит, что джинны, согласно исламу, могут выбирать свой путь — как и люди. »блис — мусульманский аналог —атаны — изначально был именно джинном, а не ангелом или демоном.

ћухаммед был не первым, кому удалось «приручить» джиннов. «а много веков до него джиннов поставил к себе на службу —оломон (—улейман); однако он не столько склонил каверзных духов к сотрудничеству добрым словом, сколько принудил их своей знаменитой печатью.

— тех пор стало хорошо известно: джинна можно вызвать и заставить служить. ћногие пытались сделать это — некоторые, по слухам, успешно. Ќакопилось огромное количество ритуалов, служащих дл€ этой цели; что и неудивительно: ведь вызывать демона — значит рисковать своей душой, а с гением, гл€дишь, и обойдетс€.


—ходную роль играют джинны в зороастризме. “ам их, правда, называют дэвами или дивами, но принцип тот же. Ѕольшинство дэвов злокозненно, но встречаютс€ и замечательно добродетельные экземпл€ры.

—лово это тоже имеет много родни в западных €зыках. Ћатинские «бог» (deus), «божественный» (divine) и, как утверждает р€д лингвистов, даже им€ скандинавского бога “юра (хорошо знакомого игрокам по ««абытым королевствам») восход€т к персидскому диву.

«ƒэв» можно приблизительно перевести как «небесный», «си€ющий» — но нередко его перевод€т и как «демон». “ака€ уж двойственна€ природа у джиннов!

¬ »ндии джинны (в основном женского пола) известны еще как пери. ” персов же пери — это низшие по сравнению с дэвами существа, падшие ангелы, которые, однако, не осмеливаютс€ на бунт против бога; злые дэвы преследуют их за такое «малодушие».

Ќа что похожи джинны

» голова его была как купол, руки как вилы, ноги как мачты, рот словно пещера, зубы точно камни, ноздри как трубы, и глаза как два светильника, и был он мрачный, мерзкий.

«“ыс€ча и одна ночь»

ƒалеким заблуждением заблуждаетс€ тот, кто полагает, будто бы джинны — бесплотные существа. ” них есть тело и определенный облик; правда, облик этот они могут мен€ть по желанию (особенно они люб€т превращатьс€ в змей), но иногда все же вынуждены принимать естественный вид.

 149KB

¬идом они в целом человекоподобны, но, как правило, обладают копытами, иногда рогами и хвостами. ≈стественного цвета кожи у них нет — они могут перекрашиватьс€ мгновенно. √лаза свет€тс€ оранжевым или, реже, синим светом. –остом — примерно с человека; при необходимости увеличиваютс€ до размера башни или даже небольшой горы, либо, напротив, уменьшаютс€ до размера горошины.

ќднако джинны предпочитают €вл€тьс€ человеку в гигантском обличье (если только не намерены зан€тьс€ соблазнением). —огласитесь, если нависнуть над смертным и прогреметь что-нибудь внушительное с высоты хорошей пальмы — это как-то сразу настраивает беседу на нужный лад. Ћюди — такой склочный народ, вечно спор€т, что-то доказывают... Ћучше с самого начала показать им, кто здесь главный.

»з всего этого следует простой вывод: узнать джинна легче легкого... если он сам пожелает быть узнанным. ј если он решит прикинутьс€ человеком, или великаном, или даже безобидной (в сравнении с джинном) королевской коброй — то разоблачить его инкогнито будет очень непросто.


ƒэвы ѕерсии несколько более прив€заны к своему природному облику. ќн описан весьма подробно — например, в персидском эпосе «Ўахнаме».

ƒэв подобен огромному, очень волосатому человеку с синей, красной, снежно-белой или крапчатой кожей. »ногда все его тело, кроме лица, покрыто густым мехом.  роме того, обычно присутствуют либо клыки, либо рога, либо звериное рыло или клюв, либо хвост — но почти всегда что-то одно из этого списка. ¬ отличие от джиннов, которые привыкли одеватьс€ по местной моде, многие дэвы ход€т голыми, ограничива€сь украшени€ми — непременно золотыми.

 ак живетс€ джиннам

 ак существа из плоти (да, такой вот своеобразной), они нуждаютс€ в пище и питье. ѕьют примерно то же, что и люди (хот€ некоторые предпочитают кровушку), а вот диета у них зачастую странна€ — вместо м€са ед€т кости.

” джиннов есть свои домашние животные — собаки, кони, иногда и друга€ живность; эти тоже не питаютс€, как нормальные, предпочита€... экскременты.

√ении жен€тс€ и рождают детей. ƒжинны женского пола именуютс€ джинни€ми. ” гениев есть цела€ страна, именуема€ ƒжиннистан; по утверждени€м арабов, она располагаетс€ в горах ѕамира (персы же помещают ее на юге  аспийского мор€ и именуют ћазандераном — на современной карте »рана вы можете найти провинцию с таким названием, она действительно существует). √лавна€ ее область — «емл€ Ќаслаждений, а столица — √ород —амоцветов. ѕо некоторым данным, —оломон заключал с ƒжиннистаном договор, а не принуждал отдельных джиннов к служению. ≈сть даже легенды, в которых —оломон в конце жизни ушел править ƒжиннистаном — и правит до сих пор, видимо, сам сделавшись гением.

— людьми джинны отлично скрещиваютс€; так, например, некоторые курдские вожди (проживавшие неподалеку от ƒжиннистана) вели свой род от джиннов и тем весьма гордились. Ёто рассказывают, в частности, о небезызвестном —аладине, друге и противнике –ичарда Ћьвиное —ердце; эту легенду в подробност€х пересказывает ¬альтер —котт в романе «“алисман».

 ак же храбрейшим не хвалитьс€ происхождением от того, кто храбрее всех? — сказал сарацин. — ќт кого же самому гордому племени вести свою родословную, как не от духа тьмы, который скорее пал бы в борьбе, чем преклонил колена добровольно? Ёблиса можно ненавидеть, чужестранец, но его нужно бо€тьс€, и Ёблису подобны его потомки из  урдистана.


ƒжинны умеют, однако, становитьс€ бесплотными на врем€; р€д источников указывает на то, что они вс€кий раз развоплощаютс€, чтобы... лечь спать. » сп€т, соответственно, не в кровати, а в каком-нибудь маленьком, на первый взгл€д неподход€щем предмете: вазе, перстне... ну, или в лампе.   этой своей «постели» они прив€заны накрепко — потому-то джинн и вынужден был слушатьс€ јладдина.

 127KB

(ƒругие, впрочем, объ€сн€ют эту историю иначе: дескать, со времен —оломона джиннов и людей св€зывает множество законов и договоров, которые люди давно забыли, а вот джинны не могут не помнить, потому что они впечатаны в их сущность. » эта сама€ лампа — древний сигнал о необходимости служить; что-то вроде упом€нутой у “олкина красной стрелы, по получении которой король –охана должен был немедленно отправл€тьс€ с войском на помощь √ондору.)

¬о сне джинн сохран€ет полную €сность мысли, отдыхает лишь его тело. ¬от почему ифрит из истории о рыбаке, будучи заточен —улейманом ибн ƒаудом на много столетий, не мог забытьс€ в кувшине — и ему оставалось лишь копить злобу на весь свет.


Ќа что способны джинны помимо превращений? “ут авторы очень и очень расход€тс€ в своих утверждени€х.

ќднако едва ли можно утверждать, что они так-таки способны исполнить действительно любое желание. ≈сли джинн почему-либо принужден служить, он в состо€нии сделать дл€ своего хоз€ина очень многое — однако волшебной бородой старика ’оттабыча среднестатистический гений точно не обладает. Ѕыть может — самые могущественные из них, да и то вр€д ли.

«ато у него есть способности, которые на взгл€д непросвещенного мало чем отличаютс€ от всемогущества. “ак, например, джинн может создать видение — и сделать его истиной. ѕравда, только на некоторое врем€. ¬ европейской магической науке это бы назвали материализацией иллюзий.

ƒжинн может путешествовать с уму непостижимой скоростью, превращать одно существо в другое, делать из металлов золото (осторожно! «олото джинна, как и золото ирландского лепрекона, имеет обыкновение со временем становитьс€ свинцом или медью!), порой — читать мысли или видеть прошлое.

Ќекоторые авторы утверждают, будто джинн может-таки исполнить желание — но только одно, и притом не свое.  роме того, джинну очень непри€тно исполн€ть такие желани€, а потому он стараетс€ по возможности напакостить тому, кто его загадывает.

 лассификаци€ гениев

 16KB

¬ разные времена гениев подраздел€ли по-разному.

ѕервое их деление произошло еще в древнейшие времена; семитские племена выдел€ли среди них гул€, силу, африта и марида.

—лабейший из всех — сила; он даже не может мен€ть форму. ”тверждали также, что сила очень у€звим к дерев€нному оружию: его можно убить простой палкой, причем одним ударом.

√уль — ночной людоед, самый жуткий и опасный из тогдашних джиннов, хот€ далеко не самый могущественный — просто кровожадность и агрессивность искупает недостаток мощи.

ћарид — сильнейший из всего племени; их совсем немного. ≈го помощниками выступают африты.


¬ средние века марид сохранил свое господствующее положение; а вот африт (ифрит) стал фактически синонимом злокозненного джинна, а не степенью могущества. „ем дальше, тем реже благорасположенных к человеку джиннов называли этим словом.

“аким образом, марид может быть «по совместительству» ифритом, и в любом случае он — джинн. ƒл€ нашего уха это может звучать странно; но тем не менее классический вариант именно таков, в чем нетрудно убедитьс€ хот€ бы из «“ыс€чи и одной ночи»:

», услышав слова рыбака, марид воскликнул: «Ќет бога, кроме јллаха! –адуйс€, о рыбак!»

«„ем же ты мен€ порадуешь?» — спросил рыбак.

» ифрит ответил: «“ем, что убью теб€ сию же минуту злейшей смертью».

Ќа фоне стремительно выросшего благообрази€ остальных гуль, который осталс€ тем, чем был, еще больше обособилс€ и выгл€дит полудикой тварью; не случайно это слово, слегка изменившись, стало обозначать на «ападе один из низших видов нежити — упыр€-трупоеда.  стати, на ¬остоке по€вилась верси€ о том, что гуль — это... дух мертвого джинна.

Ёто важно: гул€ (ghul) и упыр€ (ghoul) путать ни в коей мере не следует. ’от€ гуль может сильно уступать в возможност€х своим более цивилизованным сородичам, он все же во много крат опаснее своего полутезки. ј главное — он не нежить, а джинн, и правила обращени€ с ним хоть в бою, хоть в мирное врем€ совсем другие.

—ила, или младший джинн, стал именоватьс€ джанном. ѕо некоторым данным, это джинн-полукровка, помесь с человеком.


***

ќднако в большинстве современных книг и игр вы встретите совсем другую классификацию гениев. ќна происходит из игровой системы Dungeons & Dragons.

 осмологи€ Dungeons & Dragons

” всех миров D&D (за исключением Ёберрона) есть обща€ космологи€. ѕознакомитьс€ с нею близко можно в игре Planescape; мы же расскажем о ней вкратце, ибо дл€ описани€ гениев она весьма важна.

»так, есть первичный материальный мир — Prime Material Plane; в нем, в более-менее стандартном космосе, плавают планеты —  ринн, ‘аэрун («абытые королевства), √рейхок и другие. ћежду ними можно путешествовать, в частности, при помощи специальных кораблей, питаемых флогистоном; настольные и компьютерные игры семейства Spelljammer — именно об этом. Ќа таких корабл€х плавают, в частности, иллитиды и еще одна глубоко негуманоидна€ раса — неоги.

ћатериальный мир имеет форму «трехмерного кольца», то есть сло€ между двум€ сферами. ¬нутри расположены внутренние миры, снаружи, естественно — внешние.

ќбитатель любого мира, кроме материального, в материальном мире называетс€ пришельцем (outsider).

¬нутренние миры

¬нутренней «оболочкой» материального мира служит мир эфира. ќн проникает в материальный мир, слива€сь с ним загадочным образом; так, например, привидени€ могут переходить из материального мира в эфирный и обратно.

  нему «креп€тс€» собственно внутренние миры — миры разнообразных стихий. Ёти миры насел€ют элементали, разнообразные родственные им существа, а также гении и мефиты (дальние родичи бесов — вы могли видеть их во множестве игр, например, Neverwinter Nights).

Ѕазовых стихий — шесть: воздух, вода, земл€, огонь, создание (положительна€ энерги€) и разложение (отрицательна€ энерги€). ќни расположены «трехмерным крестом»: огонь противостоит воде, земл€ — воздуху, создание — разложению.

»з этих миров черпаетс€ больша€ часть заклинаний: например, огненный шар — из огн€, лечение — из создани€, подн€тие нежити — из разложени€.

ћежду мирами основных стихий есть еще параэлементальные миры: например, мир льда — между вод€ным и земл€ным, дыма (воздух и огонь), магмы (огонь и земл€), пепла (огонь и отрицательна€ энерги€), минералов (земл€ и положительна€ энерги€)... “е из миров, что граничат с одним из «энергетических» миров, называютс€ также квазиэлементальными.

», наконец, особое место среди внутренних миров — есть разные версии, какое именно — занимает мир тени. Ќекоторые утверждают, что он находитс€ между созданием и разложением, другие — что он вообще в стороне от всей системы. ќттуда происход€т иллюзии.

¬нешние миры

¬нешние миры присоединены к материальному через астральный мир. ¬ нем можно путешествовать, но большинство перемещаетс€ туда не в телесном облике, а в специальной астральной форме — она присоединена к оставшемус€ «дома» телу особой серебр€ной нитью.

јстральный мир населен многими странными существами, но главные среди них — гити€нки; с ними вы могли тесно познакомитьс€ в Neverwinter Nights 2. Ќекоторые из гити€нки нос€т специальные серебр€ные мечи, которыми одними только и можно рассечь нить, св€зующую душу с телом; с таким мечом вы в той же игре могли познакомитьс€ еще теснее.

¬нешние миры построены в кольцо — по мировоззрени€м. Ќа них живут боги, их служители — и туда же уход€т души после смерти. –азумеетс€, в соответствии со своими мировоззрением и верой.

ƒобрые существа уход€т в верхние миры. Ёто, в пор€дке от самых законопослушных к самым хаотическим: јркади€, —емь небес (√ора ÷елести€), ƒва ра€ (Ѕайтопи€), Ёлизиум (Ѕлагословенные пол€), «емли счастливой охоты, ќлимп (јрборе€), јсгард (√ладсхейм). “ам живут добрые боги и приближенные к ним существа: архонты, дивы (да-да, те самые!), планетники, солнечники, гвардиналы.

«лым уготованы нижние миры. ѕеречислим и их от пор€дка к хаосу: јхерон, Ѕаатор, √еенна, √адес (—ера€ пустошь), “артар, Ѕездна, ѕандемониум. ¬ јхероне и Ѕааторе обитают баатезу (дь€волы), в Ѕездне и ѕандемониуме — танарри (демоны), в √еенне и √адесе — юголоты (даймоны); баатезу и танарри ведут вечную войну. ¬прочем, об увлекательной жизни нижних миров мы еще поговорим подробно в статье, посв€щенной их обитател€м.

Ќаконец, нейтральным существам осталось всего три мира. «аконопослушным — ћеханус, он же Ќирвана; там обитают почти роботы — раса модронов, и весь этот мир до того размерен, что в нем едва ли выдержит час даже закаленный кремлевский курсант. ’аотичные отправл€ютс€ в Ћимб; там, напротив, царит така€ неразбериха, что в ней нормально существуют только аборигены — слаады и гитцераи; тех и других вы могли видеть во многих D&D-играх. Ќу, а совсем нейтральным осталась ¬нешн€€ земл€ (Outlands) — территори€, с которой граничат все остальные внешние миры; на ней есть высоченный шпиль, на котором располагаетс€ город —игил, хорошо знакомый компьютерным игрокам по игре Planescape.

јль- адим

 52KB
ќписание мира јль- адим.

—реди многочисленных миров Dungeons & Dragons есть и такой, где сбылись сказки «“ыс€чи и одной ночи». Ќа самом деле это не отдельный мир, а часть «абытых  оролевств: пустынный континент «ахара. Ётот мир арабско-персидских сказок известен также как јль- адим (Al-Qadim).

ƒжинны в јль- адиме представлены в изобилии; однако у них есть важна€ особенность, которую позаимствовали их сородичи во всех D&D-мирах, и не только в них.


≈ще в ƒревней √реции, а может — и ранее того, по€вилась иде€ четырех стихий, или первоэлементов — огонь, воздух, вода, земл€.  итайцы добавл€ли к ним п€тую стихию — дерево, €понцы вместо дерева добавл€ли пустоту; арабы нередко причисл€ли к стихи€м смерть.

—тихии были не абстрактной философской концепцией, но основой практической науки. ћедицина √иппократа была во многом основана на теории четырех стихий в человеческом теле: кровь — огонь, лимфа — земл€, желта€ желчь — воздух, черна€ желчь — вода. Ќа этой же идее основаны классические темпераменты (сангвиник — кровь — огонь, холерик — желта€ желчь — воздух...). јлхими€, достигша€ гигантской попул€рности в средние века, также базировалась на стихи€х.

Ќо подробному рассказу о них место в другой статье, а нас сейчас интересует вот что: понемногу и алхимики арабского ¬остока, ѕерсии и —редней јзии (да и европейцы порой) начали ссылатьс€ на джиннов как на повелителей стихий. «аметьте, что они — не порождени€ этих стихий, как саламандра или ундина, а именно их хоз€ева.

’от€ в самых попул€рных источниках этой идеи как раз нет, так получилось, что представление о джиннах в современной фэнтези и в играх св€зано с ней практически всегда. ѕошла эта традици€ с Dungeons & Dragons, в частности — с јль- адима.

√ении D&D — существа иномировые, пришельцы (outsiders). ќни обитают в мирах стихий (измерени€х, планах, плоскост€х — как только их не называют); когда-то давно они завоевали их и сжились с ними. ¬ стихийных мирах они занимают примерно такое же место, как демоны — в нижних мирах, а небесные существа — в верхних. ” каждого стихийного мира — сво€ разновидность гениев.

Ёто важно: в D&D-мирах неправильно называть джинном ифрита или марида; джинн — это совершенно отдельное существо, а все они собирательно называютс€ гени€ми.

¬от какие виды гениев известны в јль- адиме.

Ўаиры
 83KB

√ении јль- адима чрезвычайно могущественны; однако от таких опрометчивых действий, как война с людьми или захват материального мира, их удерживает сложнейша€ система древних законов и договоров. »менно благодар€ этим договорам чародеи ухитр€ютс€ вызывать джиннов и ифритов; правда, они используют эти тексты, не зна€ их и не понима€.

“ам, где есть сложный и запутанный закон, — найдутс€ и юристы, чтобы помнить его и толковать. ≈сть среди мудрецов и ученых и специалисты по общению с джиннами. »х называют шаирами.

Ўаиры посв€щают свою жизнь изучению правил и законов гениев. Ќо они не похожи на мрачных педантов, погр€зших в книгах и свитках: им нужно самим примен€ть свои знани€ в общении с джинном, а гений не терпит скучных людей. Ўаир не претендует на могущество —улеймана: там, где тот повелевал, шаир пытаетс€ договоритьс€, не оставив ни одну из сторон в накладе.

≈сли вам по случаю досталась древн€€ медна€ лампа с обитателем внутри — первым делом отыщите шаира. ƒабы не оказалось, что после исполнени€, скажем, одного желани€ ифрит внутри лампы волен разорвать вас в клочь€...

ƒл€ отправки сообщений в мир стихий у шаира есть маленький то ли элементальчик, то ли гений; он также приносит шаиру заклинани€ в чем-то вроде свитка.

”спешный шаир может претендовать на то, чтобы быть прин€тым при дворе правител€ стихийного мира; нередко он впоследствии становитс€ джанном.

ƒжинн

—обственно джинн — это гений стихии ¬оздуха. ¬оздушный мир управл€етс€ халифом джиннов, который правит мудро, но довольно-таки беспор€дочно — что отлично соответствует природе этого мира. ” него есть множество помощников: визирей, эмиров, шейхов и других вли€тельных персон, так что если вы не договорились с одним — можно попытать счасть€ у другого: лева€ рука не знает и знать не желает, что творит права€.

 17KB
ƒжинни€.

ƒжинны доброжелательны, но хаотичны и не прочь иногда поиздеватьс€ над смертным: их чрезвычайно смешит то, что люди цепл€ютс€ ногами за землю. —ам джинн, разумеетс€, летает, может превратитьс€ в вихрь или смерч, а при необходимости — научить человека ходить по воздуху. ћожет он и создать огромный торнадо, на котором ездит верхом: торнадо движетс€ быстрее, чем доступно даже гению. “е, с кем джинн дружен, могут прокатитьс€ вместе с ним — проделавшие это увер€ют, что на вершине торнадо ездок ощущает себ€ уютно и безопасно.

ќт прочих гениев джинна легко отличить по тому, что он не касаетс€ ногами земли, и по бледно-голубоватой коже. Ќар€жаетс€ он обычно изысканно — любит красивые камни и золото с серебром. ƒжинны нередко навещают материальный мир по собственному почину — из любопытства и жажды новых ощущений.

«ахватить джинна в плен почти невозможно — он может делатьс€ бесплотным, превращатьс€ в ветерок или уходить в родной воздушный мир. ќднако нет недостатка в пытающихс€ сделать это: ведь джинн способен выполнить три желани€ своего пленител€. ѕравда... не каждый, а примерно один из ста джиннов. “ак что чародею, чьи устремлени€ нельз€ решить иначе как через посредство заклинани€ желани€, лучше освоить его самосто€тельно. ¬нимание, охота на джиннов не окупаетс€!

ј если вам все же удалось добитьс€ от джинна желани€ — будьте крайне осторожны. »стори€ полнитс€ легендами о незадачливых «желател€х», которые недостаточно точно сформулировали свою просьбу — чем джинн не преминул воспользоватьс€. “ак, например, одна компани€ искателей приключений запросила сосуд, в котором никогда не кончаетс€ лечебное зелье; говор€т, они по сей день пытаютс€ открыть этот сосуд, так что он и впр€мь до сих пор полон...

»фрит

»фриты — обитатели мира ќгн€. ќгонь — стихи€ весьма разрушительна€, поэтому ее обитатели в массе своей злокозненны. ¬еликий султан правит ими железной рукой из своей столицы — ћедного города (это гигантский купол из си€ющей меди, сорок миль в диаметре). Ёто единственный правитель стихии, которому стараютс€ не подчин€тьс€ элементали — очень уж несладко жить под его рукой, даже столь незатейливому существу, как элементаль.

 39KB
»фрит.

«лобные, но законопослушные ифриты — идеальна€ арми€ тирана; поэтому черные маги более всего люб€т призывать жителей именно этой стихии.

“ело ифрита сделано из базальта, бронзы и расплавленной лавы; его колоссальна€ фигура пышет жаром и светитс€ темно-оранжевым светом. Ўаги сотр€сают землю, а порой оставл€ют расплавленные вм€тины на мостовой.

Ќесмотр€ на такой солидный вес, ифрит летает и способен нести в этом состо€нии изр€дный груз. ¬с€кий ифрит обладает трем€ желани€ми, и тоже только дл€ другого (и сложнейшими правилами, ограничивающими их использование), и владеет кое-какой огненной магией, а равно неплохо управл€етс€ с иллюзи€ми. —ам он к огню, естественно, иммунен.

¬оевать с ифритами очень т€жело, особенно если их много (и они тем самым могут исполн€ть желани€ друг друга). ѕравда, по большей части они не могут похвастатьс€ остротой ума — это и спасает их противников. ƒжинны наход€тс€ с ними в посто€нной войне — и пока что им не грозит уничтожение, хот€, по большому счету, ифриты намного могущественней.

¬ материальном мире ифриты по€вл€ютс€ редко — в основном по вызову чароде€ или шаира. Ћишь изредка можно встретить их поблизости от действующего вулкана — иногда они забредают за пределы огненного мира по ошибке. ѕочти все ифриты сосредоточены в ћедном городе, где они провод€т врем€, купа€сь в освежающей лаве, а временами, дл€ развлечени€, ход€т строем.

ћарид

ѕовелители ¬оды, мариды, выгл€д€т так, словно все их тело — перетекающие волны, исключа€ разве что жемчужные зубы и глаза; однако на деле тела у них твердые, как и у прочих гениев, хот€ при необходимости превращаютс€ в жидкость.

 18KB
ћарид.

ћариды — неверо€тно могущественные маги; среди смертных нет равных им по волшебной силе, хот€ репертуар заклинаний у них довольно ограничен: никаких желаний, только вод€на€ маги€, превращени€ и некоторые фокусы со временем. ¬ единоборстве марид легко одолеет любого другого гени€, не счита€ правителей, — даже высшего джинна (того самого, одного из ста, что умеет выполн€ть желани€).

ѕравит маридами падишах; однако власть его довольно-таки номинальна. ƒело в том, что все мариды — за€длые любители независимости и изр€дные эгоисты. — них берут кл€тву повиновени€ падишаху, но он стараетс€ не использовать свое право без крайней необходимости — чтобы не злить почем зр€ вольнолюбивых подданных. ќбычно не менее дес€тка маридов считают себ€ «единственными истинными наследниками» падишаха — и тот поддерживает их в этом заблуждении, потому что так безопаснее.

  счастью, злобность маридам несвойственна; люди им просто-напросто неинтересны. ¬ материальном мире они порой встречаютс€ — обычно где-то далеко в океане; мор€ки временами случайно вид€т маридов, но те обычно не обращают на них никакого внимани€. ¬олшебники иногда встречают маридов в мире эфира — почему-то одни они среди всех гениев наделены способностью путешествовать там. ѕризывать маридов чародеи обычно не решаютс€: сам факт призыва крайне оскорбл€ет марида, а кроме того, их способности менее прочих полезны смертному магу.

ќднако есть причина, по которой люди порой отправл€ютс€ в путешествие в водный мир, чтобы повидать этих капризных гениев: дело в том, что мариды не имеют себе равных в мире как рассказчики, поэты и певцы. » потому не один бард потратил массу усилий, чтобы повидатьс€ с маридом и пополнить свой репертуар его произведени€ми.

ƒэв

ƒэвы (они же «дао») — обитатели мира «емли. ƒэвы слав€тс€ свирепостью, несговорчивостью и презрением к опасности; они во многом напоминают великанов и огров, и говор€т даже, будто те — дальние потомки дэвов.

ƒэв отличаетс€ от прочих гениев серо-каменной кожей, покрытой густой шерстью; размером он, что называетс€, «со среднего великана». „ары его, как ни странно, относ€тс€ в основном к области иллюзий; кроме того, дэв умеет легко проходить сквозь землю и камень, но — не сквозь обработанный камень, так что даже простенька€ кирпична€ стенка может стать дл€ него преградой (однако не дл€ его закл€тий). ¬ бою дэв чаще полагаетс€ на грубую силу.

ѕравит дэвами хан; город дэвов представл€ет собой гигантский лабиринт — дэвы очень люб€т запутанные коридоры. ’ан хранит несметные богатства: его подданные собрали дл€ него немало самоцветов, и хан торгует ими с другими гени€ми.

ƒэвы — существа отчасти инфернальные; из всех гениев лишь они и гули повреждаютс€ св€той водой. Ќекоторые их родичи и вовсе подались в демоны.

ј вот дивы — хот€ на самом-то деле это одно и то же — в мирах D&D оказались в среде небожителей. »х название — deva — многих вводит в заблуждение: настроившись увидеть деву, встретитьс€ с сурового вида мужиком, пусть и с ангельскими крыль€ми, — это, знаете ли, слегка шокирует.

√уль

 22KB
√уль.

√уль — существо мрачное и кровожадное: он представл€ет мир —мерти, котора€ в јль- адиме считаетс€ п€той стихией (и они отчасти правы; просто маги и ученые других земель называют эту стихию «ќтрицательной энергией»). ќднако гули редко живут у себ€ в мире — они посто€нно навещают материальный мир, чтобы подпитыватьс€ там чужой смертью.

√ули занимают промежуточное положение между истинными гени€ми (духами четырех стихий) и низшими (джанны, специализированные гении). ќни бо€тс€ истинных гениев и стараютс€ не вставать у тех на дороге. Ќо у них есть свои подданные: упыри, гиены и стерв€тники. Ћюди јль- адима не считают гул€ равным джинну или дэву, однако и уничтожать их опасаютс€ — дабы не отомстил их загадочный предводитель (о котором почти ничего не известно).

»ногда гуль, чтобы вдоволь насытитьс€, заключает договор с человеком — гуль добровольно подчин€етс€ человеку и надел€ет его своей особой магией (маги€ крови — сам гуль ее использует весьма скромно, а человек может добитьс€ большего), а человек в обмен должен регул€рно снабжать его свежими жертвами. Ѕолее глубоких потребностей у гул€, похоже, не имеетс€.

 ровожадность нередко играет с ним дурную шутку, затмева€ разум.

ƒжанн

ƒжанн — низший гений, но у него все впереди. ќн — как бы соискатель звани€ полноправного гени€; джанны получаютс€ из магов и шаиров, активно добивающихс€ бессмерти€, а также, говор€т, из гениев-полукровок.

ƒжанн мало чем отличаетс€ от человека; он соткан изо всех четырех стихий и посто€нно проживает в материальном мире (если только не вз€т в посто€нное услужение истинным гением). ¬ материальном мире он обычно ведет жизнь кочевника-бедуина в племени, состо€щем из ему подобных.

¬стретив истинного гени€, джанн об€зан исполн€ть все его приказы; он делает это охотно и истово, поскольку сам надеетс€ стать таким же, а подчинение воле гени€ приближает этот час. Ѕольшинство джаннов мечтает стать именно джиннами, но есть редкие примеры стрем€щихс€ к какому-то другому статусу — ифрита, например.

ќсобой магии у джаннов нет — разве что несколько простеньких закл€тий. » выучитьс€ ей, как люди, они неспособны. ¬оюют они самым что ни на есть простым способом — сабл€, лук, верный конь или верблюд.

 36KB
 Tales of Eternia. 

—пециализированные гении

” всех гениев, даже у люб€щих размеренность ифритов, одна из высших ценностей — разнообразие. “олько вед€ разнообразную жизнь, можно быть и оставатьс€ гением.

≈сли же гений, пренебрега€ личностным развитием, регул€рно делает что-то одно — например, колдует любимое заклинание, добывает алмазы или сворачивает шеи прохожим на тракте — то у него есть все шансы сделатьс€ специализированным гением. Ёто правило не касаетс€ лишь гулей.

—пециализированный гений умеет делать только это единственное — добывать алмазы, сворачивать шеи, творить одно закл€тие. —казитель из ћосковии, чьи слова мы вынесли в эпиграф, повстречал именно такого гени€:

ј он мне: «ћы таким делам, — говорит, — вовсе не обучены,

» кроме мордобити€ — никаких чудес!»

—пециализированный гений, как и джанн, об€зан подчин€тьс€ приказам любого истинного гени€; да и смертному магу довольно легко поработить бедолагу.

ƒ'хини

≈сли в человеке есть немножечко, капелька, крови демона или дь€вола — то он считаетс€ не человеком, а тифлингом; кровь небожителей делает его аасимаром. Ќу, а если в нем сама€ чуточка крови джинна или другого истинного гени€ — то така€ раса называетс€ д'хини. ¬стретить ее представителей можно в јль- адиме, а также на перекрестке измерений — в городе —игиле.

¬ —игиле почему-то встречаютс€ главным образом д'хини-полурослики с пам€тью о джиннах в крови. ћужчин этой расы выдает абсолютно лыса€ голова и слишком бледна€ кожа, а женщины вполне могут сойти за обычного полурослика — разве что тоже совсем не рум€ного.

√руй

ћожет ли гений нарушить древний договор?  ак правило — нет, но иногда по неведению или в случае действи€ чар это все же происходит.  ара весьма серьезна: такой гений превращаетс€ в гру€ — почти лишенное разума существо. ќни напоминают зверька или небольшого элементал€, злобны и хищны, но не слишком опасны дл€ опытного бойца.

“акое существо возникает порой и другим образом — в случае, если в заклинание создани€ элементал€ вкралась ошибка либо порча.

ѕараэлементальные гении

ѕомимо классических миров стихий в D&D имеютс€ еще «междустихийные», или параэлементальные миры (см. « осмологи€ D&D»). Ёти миры населены главным образом элементал€ми и мефитами.

 117KB
’ай€л.

Ќо и там есть свои гении — просто их очень мало и они не прав€т этими мирами, а лишь претендуют на это. —овсем изредка можно их увидеть и где-то еще — скорее в —игиле, чем в јль- адиме.

—воего названи€ удостоились обитатели мира Ћьда — кворраши; это сама€ могущественна€ фракци€ среди гениев параэлементальных миров, наиболее близка€ к достижению цели — власти над измерением.

’ай€л

ћир тени с некоторых пор тоже заселен гени€ми — дальними родичами джиннов, которые известны также как хай€лы.

ќни проживают в ќниксовом городе — и знающие говор€т, что это самый удивительный город на свете, потому что только в мире тени нет никаких законов физики, которые могли бы помешать создать это чудо из чудес. ѕравит ими ћалик аль-’ай€л, нос€щий титул... корол€ теней. ≈два ли это тот самый король теней, с которым мы имели дело в NWN 2, — тот скорее квартирует в мире разложени€. ’от€ в облике хай€лов есть что-то смутно знакомое...

’ай€лы слав€тс€ как неверо€тные лжецы — это, впрочем, тоже в природе мира тени. ћного удивительнее, что своим сородичам они не лгут никогда. ¬идимо, сказываютс€ предки-джинны.

’ай€лы не слишком велики — с высокого человека, не более, и не слишком-то ужасны как бойцы; впрочем, они берут свое хитростью. ѕлуты они первостатейные и хорошо знают способы плутовского бо€ — начинающиес€ с принципа «всегда бей в спину».

ƒжинны в книгах

¬ литературе тема джиннов чрезвычайно попул€рна; причем, как правило, они оказываютс€ персонажами весьма оба€тельными — не то что, скажем, вампиры. ћне было очень непросто отобрать дл€ этой статьи «самых-самых»...

“ыс€ча и одна ночь

ќб этом сборнике говорить особо нет смысла — все уже сказано раньше. ¬ большинстве этих историй есть джинны, и узнать о них можно довольно много — правда, почти все они довольно-таки злобны и непри€тны нравом. ќднако, без сомнени€, эта книга — первое, что стоит изучить будущему шаиру или другому специалисту по джиннам.

Ћ. Ћагин

≈сли большинству европейцев в св€зи с джиннами в первую очередь приходит на ум «“ыс€ча и одна ночь», то на территории бывшего ———– с ней запросто может конкурировать знаменита€ сказка Ћазар€ Ћагина — «—тарик ’оттабыч». ќна основана на сказке о рыбаке и кувшине из «“ыс€чи и одной ночи».

ƒобрый джинн, извлеченный из кувшина московским школьником, весьма потешно пытаетс€ приспособитьс€ к советской реальности. » хот€, быть может, сейчас мировоззрение спасител€ ’оттабыча — ¬ольки  остылькова — многим кажетс€ почти таким же забавным, как ¬ольке — ’оттабыча, это ни в коей мере не снижает оба€ни€ того и другого.

ќсобенно т€жело даютс€ ’оттабычу идеи равенства...

ƒа знает ли он, этот презреннейший из пешеходов, кто € такой?! —проси первого попавшегос€ джинна, или ифрита, или шайтана, и они тебе скажут, дрожа от страха мелкой дрожью, что √ассан јбдуррахман ибн ’оттаб — владыка телохранителей из джиннов, и число моего войска — семьдес€т два племени, а число бойцов каждого племени — семьдес€т две тыс€чи, и каждый из тыс€чи властвует над тыс€чей маридов, и каждый марид властвует над тыс€чей помощников, а каждый помощник властвует над тыс€чей шайтанов, а каждый шайтан властвует над тыс€чей джиннов, и все они покорны мне и не могут мен€ ослушатьс€!..

Ќо советский пионер, вооруженный самой передовой идеологией в мире, конечно, может просветить даже трехтыс€челетнего джинна.   1955 году, когда была записана эта удивительна€ истори€, ’оттабыч активно зан€лс€ учебой, мечта€ конструировать радиоаппаратуру. ќн пыталс€ и устроитьс€ на работу — только вот анкета подвела.

Ќа вопрос о своем зан€тии до 1917 года он правдиво пишет: «ƒжинн-профессионал». Ќа вопрос о возрасте — «3732 года и 5 мес€цев». Ќа вопрос о семейном положении ’оттабыч простодушно отвечает: « руглый сирота. ’олост. »мею брата, по имени ќмар ёсуф, который до июл€ прошлого года проживал на дне —еверного Ћедовитого океана в медном сосуде, а сейчас работает в качестве спутника «емли», и так далее и тому подобное.

Ѕрать€ —тругацкие

Ќо не всем угодившим в —оветский —оюз джиннам так повезло, как ’оттабычу. ¬ Ќ»»„ј¬ќ («ѕонедельник начинаетс€ в субботу») с этим народом не церемон€тс€. “ам они проживают в качестве подопытных объектов, а это не сама€ завидна€ роль.

 90KB

ѕо дороге в приемную директора € остановилс€ в стендовом зале. «десь усмир€ли выпущенного из бутылки джинна. ƒжинн, огромный, синий от злости, металс€ в вольере, огороженном щитами ƒж€н бен ƒж€на и закрытым сверху мощным магнитным полем. ƒжинна стегали высоковольтными разр€дами, он выл, ругалс€ на нескольких мертвых €зыках, скакал, отрыгивал €зыки огн€, в запальчивости начинал строить и тут же разрушал дворцы, потом, наконец, сдалс€, сел на пол и, вздрагива€ от разр€дов, жалобно завыл:

Ќу хватит, ну отстаньте, ну € больше не буду... ќй-йой-йой... Ќу € уже совсем тихий...

ƒобывают джиннов «глубоким тралением —редиземного и  расного морей» — видимо, —улейман ибн ƒауд (мир с ними обоими), помимо ’оттабыча и его брата ќмара ёсуфа, повыбрасывал в эти мор€ великое множество бутылок с джиннами. Ѕыл даже проект использовать их в военных цел€х, но, однако, сотрудники института полностью потер€ли интерес к военному делу — наука куда интереснее!

—уть проекта состо€ла в сбрасывании на города противника бутылок с джиннами, выдержанными в заточении не менее трех тыс€ч лет. ’орошо известно, что джинны в свободном состо€нии способны только либо разрушать города, либо строить дворцы. ќсновательно выдержанный джинн (рассуждал ѕитирим Ўварц), освободившись из бутылки, не станет строить дворцов, и противнику придетс€ туго.

√. “ортлдав

¬ маготехническом мире «—валки токсичных заклинаний» (это «емл€, где избран магический путь развити€) к джиннам отношение в чем-то похожее; но там они послужили основой целого технического направлени€ — джинной инженерии. ¬ «—валке» много подобных примеров игры слов, которую очень трудно перевести на русский: по-английски gene engineering (генна€ инженери€) и genie engineering куда более похожи.

—лужат там джинны дл€ того, чтобы спасать людей, больных апсихией — это специфическа€ болезнь, выражающа€с€ во врожденном отсутствии души:

¬ы обвинили нас, «Ўипучий джинн», в том, что мы — причина апсихии! — ќн словно не слышал мен€.

я не обвин€ю вас, — произнес € громче. — ѕока не обвин€ю. я просто веду расследование. » вы должны признать, что —оломоновы печати обладают весьма могущественной магией, причем с большим загр€зн€ющим потенциалом.

ƒурани возвел очи горе, а может, и еще выше, к самому јллаху.

ќни думают, € гублю души, — пробормотал он, обраща€сь к кому-то, а мгновение спуст€ бросил на мен€ быстрый взгл€д. — ¬ы заблуждаетесь, несчастный чиновник! «Ўипучий джинн» не вызывает апсихию. я... мы... наш консорциум стоит на пороге исцелени€ этого ужасного заболевани€!

— помощью джиннов они научились, отщипыва€ кусочки душ, собирать апсихику этакую синтетическую душу. —мело — и сомнительно с разных точек зрени€, но ведь и генна€ инженери€ вызывает в наши дни (особенно у несведущих) массу сомнений...

ѕ. јндерсон

¬ другом маготехническом мире, описанном в «ќперации ’аос», джинны используютс€ в военных цел€х — и служат там оружием массового поражени€, пожалуй, посильней, чем в проекте ѕитирима Ўварца:

≈сли мы опростоволосимс€, при€тель, они сделают вылазку, отрежут дев€тый и сорвут всю операцию.  роме того, майор ’ариган и капитан √рейлок из „етырнадцатого доложили мне, что у гарнизона “ролльбурга есть ифрит.

я присвистнул. ќзноб пополз вдоль позвоночника. ’алифат, не задумыва€сь, прибегал к использованию сверхъестественных сил. я бы никогда не подумал, что они зайдут так далеко, что сломают печать —оломона. ¬ышедший из повиновени€ ифрит может причинить невообразимые разрушени€.

ќднако у сверхъестественных сил есть серьезнейшее преимущество (или недостаток) в сравнении с атомной бомбой: они разумны, и их можно убедить. »ли — обмануть.

ѕараноидальный тип, — шепнула ¬ирджини€. — Ѕольшинство этих вредоносных порождений Ќизших ћиров — психопаты. ј этот еще и глуп. Ќадо как-нибудь схитрить, это наш единственный шанс. ” мен€ нет никакого волшебства, которое напр€мую заставило бы его подчинитьс€. Ќо... — уже громко ифриту. — «амолчи, –ашид, и выслушай мен€. я тоже принадлежу к твоей расе и требую соответствующего к себе отношени€.

“ы? — он фальшиво и громко расхохоталс€. — “ы из расы ћарида? Ќу, ты, обладающа€ лицом, похожим на рыбью морду, если подойдешь ближе, € докажу, что ты не годишьс€ на...

ќстальное он изобразил жестом. Ќо было бы не по-джентельменски воспроизводить здесь это.

Ќет, выслушай мен€, — сказала девушка. — ’орошо, смотри и внимай мне.

ќна сделала пассы и произвела формулу. я узнал заклинание, которое не позвол€ет произнесшему его солгать во врем€ важного дл€ него разговора.

ƒемон тоже пон€л, что это такое. »фрит угомонилс€ и начал внимательно слушать.

¬ирджини€ сказала подчеркнуто:

“еперь € ничего не могу говорить, кроме правды. “ы согласен, что предмет и его обозначение есть одно и то же?

ƒа, — прогрохотал ифрит. — Ёто общеизвестно.

я почу€л облегчение. ѕервое преп€тствие вз€то! ≈го не обучали принципам научной магии!

ѕрекрасно, — сказала ¬ирджини€. — ћое им€ ƒжинни.

 стати, еще одну ƒжинни, но на этот раз действительно принадлежащую к этому племени, можно найти у јсприна в серии «ћиф». »змерение ƒжиннджер (каламбур с ginger — имбирь) порождает весьма симпатичных персонажей, которых иногда продают в бутылках по контракту.

√. Ћ. ќлди

” √енри Ћайона ќлди джинны и дэвы упоминаютс€ в нескольких произведени€х; особое внимание среди них стоит уделить роману «я возьму сам» и рассказу «ƒжинн по имени —овесть» из цикла «ѕесни ѕетера —ь€лдека».

¬ «я возьму сам» мир очень напоминает мусульманский ¬осток, а главный герой и вовсе оттуда родом; и неудивительно, что в нем есть ћазандеран — город дэвов. ≈го в ходе повествовани€ доведетс€ посетить и узнать, откуда берутс€ дэвы и сладко ли им живетс€ на свете.

Ќу, а джинн по имени —овесть — сам по себе настолько €ркий персонаж, что его пропустить ценителю этой расы никак невозможно.

 упец чуть было не набросилс€ на джинна с кулаками: така€ сделка сорвалась!  огда еще подобный случай представитс€?

ј никогда! — радостно поспешил заверить его —тагнаш јбд-аль-–ашид. — Ќу скажи, разве совесть позволит тебе людей обманывать? Ќи за что.  ороче, будешь праведником. ј дл€ начала — просто честным человеком.

ќт подобной перспективы купец сделалс€ мрачнее глинобитного дувала, и джинн кинулс€ утешать спасител€:

ƒа ты не огорчайс€! «наешь, как хорошо и при€тно быть честным? ѕросто ты еще не пробовал! ¬от увидишь, сегодн€ ночью ты заснешь спокойно и совесть (то есть €) теб€ мучить не будет!

ј. —апковский

 33KB

ѕан —апковский, хот€ и нигде этого не декларирует, пользуетс€ D&D-системой в устройстве магии и многих других «технических» проблем мироздани€; а поскольку талантом он существенно превосходит всех известных мне авторов книг по мирам D&D, то именно он и будет представл€ть в этом обзоре D&D-взгл€д на гениев. “ем более что рассказ «ѕоследнее желание», где, собственно, и встречаетс€ джинн, — одна из жемчужин его творчества.

¬олшебники, — по€снил  репп, — черпают свою мощь из сил ѕрироды, точнее, из так называемых „етырех ќснов, сиречь элементов, попул€рно именуемых стихи€ми: ¬оздуха, ¬оды, ќгн€ и «емли. ” каждой из сих стихий имеетс€ свое »змерение, на колдовском жаргоне ѕлоскостью именуемое. —уществуют, стало быть, ѕлоскость ¬оды, ѕлоскость ќгн€ и так далее. »змерени€ сии нам недоступны и заселены существами, именуемыми гени€ми...

»менуемыми в легендах, — прервал ведьмак. — ѕотому что, насколько мне известно...

Ќе прерывай, — обрезал его  репп. — “о, что тебе известно мало, было €сно уже с самого начала твоего рассказа, ведьмак. “ак что помолчи и послушай тех, кто умнее теб€. »так, гении. »х четыре рода, как и четыре ѕлоскости. —уществуют д'йины, существа воздушные, мариды, св€занные со стихией ¬оды, ифриты, кои есть гении ќгн€, и д'ао — гении «емли...

 . —. Ћьюис

 азалось бы, в «Ќарнии» джиннов нет. ќднако там — в книге «Ћев, колдунь€ и плат€ной шкаф» — встречаетс€ довольно любопытный момент, который никак нельз€ оставить в стороне.

¬от этого € и не понимаю, мистер Ѕобр, — сказал ѕитер. — –азве сама Ѕела€  олдунь€ не человек?

ќна хотела бы, чтобы мы в это верили, — сказал мистер Ѕобр, — и именно поэтому она претендует на королевский престол. Ќо она не дочь јдама и ≈вы. ќна произошла от вашего праотца јдама (здесь мистер Ѕобр поклонилс€) и его первой жены Ћилит. ј Ћилит была джиншей. ¬от какие у нее предки, с одной стороны. ј с другой — она происходит от великанов. Ќет, в  олдунье мало насто€щей человеческой крови.

Ѕыла ли Ћилит джинном или же демоном, и вообще была ли у јдама така€ перва€ жена — вопрос темный; в Ѕиблии Ћилит упоминаетс€ лишь один раз, и весьма туманно. “алмуд на этот счет высказываетс€ €снее.

ѕо р€ду версий, Ћилит и јдам — прародители огромного количества разнообразнейших волшебных существ; многие похожие внешне на человека существа по€вились именно таким образом. ¬ переводе на иврит слово «эльф» означает буквально «сын Ћилит».

ƒругие варианты глас€т, что ведьмы и колдуны должны иметь в своих жилах немножко крови Ћилит — как Ѕела€  олдунь€ Ћьюиса.

ƒжинны в играх

Al-Qadim: The Genie's Curse     скриншот, KB
Al-Qadim: The Genie's Curse.
Baldur's Gate II     скриншот, 86KB
Baldur's Gate II.

–оль, отведенна€ джиннам в играх, чаще всего сводитс€ к следующей формуле: могучее существо, обладающее магией — но весьма ограниченной.


»нтереснее всех по части джиннов, разумеетс€, игра, названна€ в честь джинна и мира, где они чувствуют себ€ как дома: Al-Qadim: The Genie's Curse. √ений, некогда охран€вший вашу семью, вдруг ни с того ни с сего обернулс€ против нее — чем не зав€зка дл€ аль-кадимского приключени€?

  сожалению, боева€ часть в этой ролевой игре 1994 года выпуска оказалась так себе, и игра не получила должной попул€рности. ќднако в ней можно наилучшим образом познакомитьс€ и с джиннами, и с маридами, и с ифритами, и с дэвами.


Ќеобычна€ функци€ отведена джиннам в Baldur's Gate II: вы вызываете джинна, когда читаете закл€тие ограниченного или полного желани€. ј вот что можно пожелать и как это трактует джинн — зависит от мудрости персонажа; например, одно и то же желание у мудрого может быть трактовано как защита всей группы от атак нежити, а у не столь мудрого — как призыв враждебных вампиров.

’ватает там джиннов и в качестве обычных компьютерных персонажей — с ними можно поговорить, а кое с кем и подратьс€.


 74KB
—ултан джиннов из Heroes of Might & Magic V.
 32KB
ƒжинн из Heroes of Might & Magic IV.

¬ серии Heroes of Might & Magic джиннам одно врем€ отводилась уникальна€, неверо€тной силы особа€ атака: они могли одним ударом ополовинить вражеский отр€д, сколько бы бойцов в том ни было. ƒобываютс€ они, кстати, из волшебной лампы за самоцветы, а после гибели оставл€ют на месте смерти лампу.

¬последствии их роль переменилась — они стали магами с весьма серьезными заклинани€ми. ¬ четвертой части серии на джиннах строитс€ одна из самых эффективных стратегий: своими чарами иллюзий они могут размножать войска, а лед€на€ стрела — отличное орудие убийства. ¬ п€той же части их ослабили, дав им право на случайные заклинани€.

≈сли джинны из третьих «√ероев» принадлежат к јкадемии, то ифриты какое-то врем€ гастролировали среди демонов. ќни оказались просто бойцами, правда, очень неплохими, но слабозащищенными; а султаны ифритов могли похвастатьс€ огненным щитом.

„то интересно, титулы повелителей джиннов и ифритов были названы в полном соответствии со стандартом D&D: калиф и султан соответственно. ј вот в п€той части у джиннов, видимо, случились большие изменени€ — и у них к власти тоже пришли султаны.


¬ Master of Magic и джинны, и ифриты вызываютс€ магией и сами могут колдовать. ѕравда, цена их в мане великовата, и мало кто практиковал такую стратегию; однако встречатьс€ с ними в качестве нейтральных существ, охран€ющих магический узел, случалось многократно. ѕричем своими не слишком обильными чарами они пользовались весьма грамотно. »фрит принадлежит к магии ’аоса, а джинн — к  олдовству.

ј вот в наследнике этой игры — Age of Wonders — джинн уже стал обычным существом, которое производитс€ расой азраков. ћагией он там не обладает, но стрел€ет волшебными залпами.


Ќемало джиннов и ифритов всегда было в Magic: the Gathering; однако больша€ их часть в свое врем€ подверглась запрету на турнирах из-за избыточной мощи. ”бедитьс€ в том, что они заслужили свою славу, можно и в компьютерной версии игры. ƒжинны относ€тс€ к синей или зеленой магии, ифриты облюбовали черный и красный цвета.


 70KB
Archon Ultra.
 111KB
ѕеренос Baldur's Gate II на движок Icewind Dale II — Icewind Gate.

¬ Neverwinter Nights: Hordes of Underdark вызванный джинн исполн€ет необычную роль «магазина, который всегда с тобой». — ним можно поторговатьс€; и пусть среди его товаров не так уж много остро необходимых — зато можно сплавить ему т€желые трофеи, получив взамен звонкую монету.  онечно, у него жесткое ограничение на максимальную цену закупки вещей, и все же в дальних странстви€х такой спутник совершенно незаменим.


Archon Ultra может похвастатьс€ тем, что эксплуатирует важную, но, кажетс€, более нигде не задействованную черту джинна — способность мен€ть свой рост; главна€ защита тамошнего джинна заключаетс€ в уменьшении до крошечных размеров, после чего попасть в него почти невозможно.


***

—ейчас гении в играх переживают не лучшие времена; не исключено, что дело... в их внешности: на современном уровне графики джинна или ифрита надо отображать с посто€нными спецэффектами. ¬прочем, это же, скорее всего, в ближайшем будущем послужит причиной роста их попул€рности.

 роме того, игры по ¬остоку в наше врем€ редки; тут играет свою роль международна€ напр€женность. ќднако джинны, право же, не принимают пр€мого участи€ в вооруженных конфликтах, и было бы радостно увидеть их снова — например, в новой игре по старому, но прекрасному миру јль- адим.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.4
проголосовало человек: 365
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€
 упить мини погрузчик ant 1000
 упить мини-погрузчик можно здесь. —равните цены и выберите дешевле
zetorus.ru