ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
“имур ’орев
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є8 (45) август 2005
вид дл€ печати

Gobliiins

∆анр:
»здатель:
Coktel Vision

ћама читает сыну сказку на ночь:

Ч » вдруг из леса вышел гоблин...

Ч  то, блин?

Ч —пи, блин!


Ёто сладкое слово Ђквестї...  то из нас не помнит неуловимое очарование приключений королей, звездных уборщиков, вольных полицейских, суровых байкеров и неудачливых ловеласов? «олотой век квестов давно позади, и жанр уже много лет влачит жалкое существование. Ќо даже сегодн€ среди обили€ стратегий, стрел€лок и гон€лок рука сама достает из стопки потертый диск. » из динамиков доноситс€... что?

Ђя хочу стать пиратом!..ї Ђћакс, открой-ка те €щички с апельсинами, мне нравитс€ их хруст...ї Ђ—тарый —тафф построил дом...ї

 вест будет жить вечно.


* * *

≈сли говорить откровенно, то каждый квест Ч это просто набор головоломок разной сложности. ќни переплетены между собой, обрамлены сюжетом, диалогами и сценками Ч некоторые вообще больше напоминают интерактивные фильмы.

Ќо давайте возьмем жанр, уберем из него все лишнее, напускное. —делаем его лаконичным. ¬ыбросим в мусорный €щик рамку, выпарим разговоры, распутаем головоломки и поставим их в р€д. ≈сли сделать все это и создать Ђквестэссенциюї, философский камень жанра, то в результате у нас получитс€ Goblins. –афинированный квест от Coktel Vision, французской Ђдочкиї Sierra. Ќа дворе Ч 1991 год.

Gobliiins

“олько представьте себе Ч гоблинский король спокойно пирует в своих чертогах, никого не трогает Ч и вдруг начинает ни с того ни с сего орать и глупо хихикать. «лой колдун применил магию вуду и теперь терзает восковую куклу монарха.

Gobliiins, скриншот, 50KB

 оролевство в опасности Ч монарх попал под чары вуду!

Ќа спасение монарха отправл€ютс€ три юных геро€-гоблина: ’утер, ƒуэйн и ЅоЅо (правда, в самой игре и в руководстве они почему-то называютс€ эльфами и карликами). “ри буквы Ђiї в названии игры как раз обозначают число главных героев. Ќашим гоблинам предстоит пройти через двадцать два уровн€-головоломки, раскрыть личность злого колдуна, отобрать у него куклу, загнать негод€€ в логово и превратить в множество маленьких паучков.

Gobliiins, скриншот, 75KB

ќдним движением маг превратил суслика... суслика превратил... ќдним словом, отвлекающий маневр удалс€.

“ри Ч счастливое число, потому что каждый гоблин (или эльф?) может делать только что-то одно. Ћишь один из троицы Ч самый умный Ч может подбирать предметы и использовать их.  онек второго Ч маги€. ƒайте ему наложить закл€тье и больше не трогайте. “ретий предпочитает концепцию Ђсила есть Ч ума не надої, он может хорошенько ударить что-нибудь и забратьс€ по канату в недоступную дл€ других часть экрана. “ак они и проход€т уровень за уровнем, как слаженна€ команда. ќдин стукнул по дереву, другой превратил упавшую ветку в кирку, третий подобрал ее и выбил из скалы алмаз. ќдин посадил зерна, другой отпугнул птиц, третий наколдовал живительный дождь. ќшибки не проход€т безнаказанно Ч с каждой безвозвратно уменьшаетс€ полоска Ђздоровь€ї всей команды. Ќесколько ошибок подр€д Ч и придетс€ пробовать заново. ѕожалуй, это ограничение Ч единственный серьезный недостаток в игре.

Gobliiins Ч игра уникальна€. ќна балансирует на очень тонкой грани между аскетическим квестом и классической головоломкой. —южет подаетс€ в форме картинок с лаконичной подписью (позже этот прием используют в Max Payne). — одной стороны, есть герои, есть классические задачки (Ђкак с помощью скелета и змеи выбратьс€ из подземель€ї), цель, помехи на пути к ней, но больше Ч ничего.
Gobliiins, скриншот, 75KB

„тобы прогнать голлума, надо облить его водой. „тобы раздобыть воду, надо рассказать великану анекдот. ¬се просто!

 онечно, можно вспомнить похожую игру The Lost Vikings Ч три геро€, у каждого свое умение, и все работают дл€ достижени€ общей цели. Ќо Ђ¬икингиї Ч это совершенно другой жанр: боевик/аркада.

Gobliiins, скриншот, 77KB

“риумф троицы гоблинов. »х радость пон€тна Ч впереди еще две игры.

ѕожалуй, игра не представл€ла бы собой ничего выдающегос€ Ч подумаешь, двадцать два экрана с головоломками Ч если бы не очень характерный стиль и фирменный юмор. ƒлинноносые ушастые существа разыгрывают перед игроком буффонаду, начина€ со вступительного ролика, и им в этом помогает население уровней: дикари, скелеты, жуткие одноглазые существа, насто€щий голлум и даже маленькие суслики. ƒаже сто€ на месте, гоблины найдут чем себ€ зан€ть: один начнет жонглировать черепом, другой просвистит мелодию. ≈сли вы на правильном пути, герои начнут радостно прыгать, а если ошиблись Ч покрут€т пальцем у виска. «вуковое оформление игры превосходно дл€ 1991 года! ќно подходит и дл€ только вход€щих в моду звуковых карт, хот€ сделано в первую очередь под компьютерную Ђпищалкуї. ¬опли, стуки, хлопы-шлепы и бормотание гоблинов Ч знаете ли вы, что все это дл€ Gobliiins сделал не кто иной, как Moby? ƒа-да, ныне знаменитый лысый музыкант.

Gobliins 2: The Prince Buffon

¬оодушевленные успехом первой части игры, французы уже через год выпустили Gobliins 2. » снова в королевстве гоблинов случилась беда Ч у корол€ похищен любимый сын, по совместительству Ч шут. ≈го украл злодей јмониак и спр€тал в своем замке.  то пойдет в суровый и дальний поход за наследником трона? ƒва геро€ Ч ‘иньюс и ¬инкль. » снова разделение труда: добродушный интеллигентный ‘иньюс берет на себ€ общение с населением уровней и сложные операции, требующие соображаловки. Ќасмешник ¬инкль прост и суров: стукнет, пнет, дернет за веревочку и вволю над кем-нибудь поиздеваетс€. ѕри этом оба могут разговаривать, брать и использовать предметы (и даже обмениватьс€ ими), но оба делают это по-разному. “олько в конце игры в команде по€витс€ спасенный принц, но его помощь будет эпизодической.

≈сли бы директором был €

Gobliins: The Prince Buffon, втора€ часть игры Ч лучша€ в серии. –азработчики совершили ошибку, создав в третьей части совершенно немыслимые многоэкранные задачи, отнимающие у игрока уйму времени. »гра хороша, когда в ней все в меру. ’отелось бы, чтобы они оставили простоту, лаконичность и в то же врем€ очень серьезные головоломки Ђѕринца-шутаї.

Woodruff сумел сохранить фирменный Ђгоблинскийї стиль, но потер€л из€щество всей идеи. Ќе стоило примешивать в этот волшебный мир политику, современность, технологию и людей. ћожет быть, как Ђквест в себеї он и неплох, но в качестве продолжени€ серии уже не годитс€. Ќесмотр€ на все свои достоинства, публикой игра оценена не была.

„то помешало разработчикам продолжить и сохранить классическую серию квестов-головоломок, привлечь талантливых художников и оставить тех самых гоблинов, которых мы знаем и любим? Ќе факт, что что-то можно было сделать среди всеобщего кризиса жанра, но, кто знает, может быть, именно раскрученные Ђ√облиныї смогли бы помочь французам удержатьс€ на плаву. »ли нет?

ѕоследн€€ игра от Coktel Vision (боевик Urban Runner) вышла в 1996 году.

»гровые идеи в Ђѕринце-шутеї были доведены до совершенства. ѕолоска здоровь€ выброшена за ненадобностью. ”ровни иногда состо€т из двух-трех экранов. √оловоломки стали сложнее (в паре мест они вообще зубодробительные), но сохранили логику, насколько она вообще возможна в сумасшедшем мире гоблинов. ¬ажно стало синхронизировать действи€ обоих героев Ч например, один подбрасывает, а другой ловит. ƒл€ тех, кто всерьез застр€л на уровне, авторы предусмотрели три намека-подсказки (позже эта иде€ будет развита в квесте Torin's Passage).

Gobliiins, скриншот, 62KB

ѕредставл€€ игроку ‘иньюса и ¬инкл€, летописец сражаетс€ с осой. ѕока что счет 1:0 в пользу осы.

ƒиалоги между гоблинами и встреченными существами оживили пейзаж, а шутки стали еще забавнее, особенно после отмены Ђздоровь€ї, когда игрок получил возможность безнаказанно экспериментировать и отдавать своим гоблинам самые смелые приказы.

≈сли даже перва€ часть игры блистала фантазией и здоровым французским юмором, то во второй дизайнеры и художники развернулись на полную катушку. ‘иньюс и ¬инкль посет€т горы, пустыни, леса и даже сон незадачливого принца, в котором тот застр€л. ѕосле действи€ уменьшающего луча гоблины окажутс€ на гигантском столе. Ќоты музыкальной группы они будут собирать самым обычным образом Ч с помощью сачка. ј как, вы думаете, гоблины вывод€т из стро€ прислужников злоде€ јммониака? —амо собой, корм€т их едой, разбавленной эликсиром доброты.

ѕопул€рность серии росла, а значит, следующа€ часть игры была уже не за горами.

Goblins 3

“реть€ часть вышла в 1994 году, и издавали ее уже не сами французы, а Sierra On-Line.  ак видите, буква Ђiї в названии всего одна, а это значит, что у нас лишь один главный герой.

Ѕлаунт, молодой гоблин-журналист, отправилс€ на миротворческую миссию Ч ему надо вз€ть интервью у глав двух воюющих государств.  аково же его удивление, когда он вдруг обнаруживает себ€ на падающем летучем корабле. — земли корабль обстреливают €драми, крысы спешно отбывают к земле с маленькими парашютиками Ч одним словом, с первых же секунд разработчики смело за€вл€ют о том, что игра Ч по-прежнему на высоком Ђгоблинскомї уровне.

ѕо пути наш Ѕлаунт влюбитс€ в очаровательную гоблиншу ¬иннону, приобретет друзей Ч попуга€ „ампа, змею и маленького волшебника ќойа. ќн сумеет подружитьс€ даже с собственными руками, когда те покинут его на врем€. ѕоедание Ѕлаунта волком не пройдет дл€ журналиста даром Ч он превратитс€ в верфольфа, и его новые качества помогут ему в разрешении головоломок. ј они стали просто гигантскими и безумно сложными.

 азалось бы, перед нами более чем достойное продолжение серии. Ќо в игре уже по€вились первые признаки гр€дущего упадка. √рафика была уже старовата. «вуки тоже не отвечали требовани€м времени Ч в бурчании и бормотании, конечно, есть стиль, но на дворе уже середина дев€ностых, и качество звука уже не могло устроить прит€зательных игроков.

Woodruff and the Schnibble of Azimuth

Gobliiins, скриншот, 88KB

Ђј в подземель€х € победил злых чудовищ! ѕримите мен€ в джедаиї.

ѕриключени€ молодого гоблина-нонконформиста по имени ¬удруф Ч не четверта€ часть Ђ√облиновї, а отдельна€ игра в той же вселенной. Ќачать с того, что это не просто комплект головоломок, а самый насто€щий квест. ‘ранцузы вновь пустили в дело т€желую артиллерию юмора и комичных ситуаций, но они повели свой мир совершенно не в ту сторону. ќни столкнули гоблинов с людьми, современными людьми, превратили их в угнетенную расу, привлекли злобного политика, опасное изобретение, сверхспособности, амнезию, отпрыска, видевшего, как отца Ђзабралиї, и мст€щего за гибель своего плюшевого медвед€. “акое сочетание несочетаемого не пошло игре на пользу. —лабовата€ графика, неважные звуки, отсутствие музыкального оформлени€...

ƒух тех самых первых и вторых Ђ√облиновї был потер€н безвозвратно.


* * *

—мотреть, как уходит в небытие игра, всегда печально. Ђ√облиныї сверкнули на заре дев€ностых годов и ушли. Ќо не стоит в печали восклицать и жаловатьс€ на то, что их больше нет. ѕросто скажите с благодарностью: Ђќни былиї.

ƒостаньте из стопки компакт-диск. Ђёный принц был похищен демоном. ќтец безутешен. Ќо не все потер€но Ч два наших геро€ спасут шута!ї

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9
проголосовало человек: 112
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€
ѕоиск поставщиков в  итае
ageoint.com