Авторы:
Лева, Вячеслав и Екатерина Унжаковы
Папа уж и не упомнит, когда последний раз был в Третьяковке или Эрмитаже. Правда, высчитать дату семейных прогулок по Лувру нетрудно: ведь невозможно забыть, что у него на животе сидел тогда в рюкзачке полугодовалый Лева и восторженно таращил глазенки по сторонам. Но с тех пор минуло четыре года, заботы мирские одолели нашу семью, и экспресс мировой культуры мчится мимо нас без остановок... А между тем в семье растет любознательное, пытливое существо, на все реагирующее живо и непосредственно и готовое впитывать, как губка, не только игры, но и музыку, литературу, живопись. Пройдясь с бабушкой по Пушкинскому музею, Лева взахлеб рассказывает и об огромном Давиде, и о римской волчице, и, всхлипнув, о боге, который умирает на кресте, а его мама о нем плачет... Стыдно не предоставить этому впечатлительному уму возможность увидеть и другие замечательные картины и скульптуры. И хочется сделать это уже сейчас, до того как мы в следующий раз выберемся в Париж, Питер или хотя бы на станцию метро Третьяковская...
Осознав, что стоимость диска, посвященного шедеврам мировой живописи, в немалое количество раз меньше стоимости относительно сносного художественного альбома, папа изучил предложение и выбрал пять позиций:
1. Тим и Тишка спасают шедевры русского искусства. «МедиаХауз».
2. Тим и Тишка спасают шедевры Эрмитажа. «МедиаХауз».
3. М.П. Мусоргский. Картинки с выставки. «Новый Диск».
4. Энциклопедия «Раскраска»: раскрась с великими художниками. Nexmedia.
5. Прогулки по Лувру. Иллюстрированная художественная энциклопедия для детей и их родителей. «МедиаХауз».
Предвкушая кто пиршество духа, а кто, подозреваю, новые «стрелялки» и «бродилки», папа с сыном принялись распаковывать диски. Как ни странно, и те, и другие ожидания полностью оправдались.
На страже мировых шедевров
Приключения мальчика Тима и собачки Тишки среди шедевров мирового искусства доставили нам немало приятных минут. Правда, увлекательный квест, на который мы рассчитывали поначалу, обернулся самой банальной аркадой на фоне музейных залов, к которой прилагалось четыре вида заданий по произведениям из этих залов. Два диска — про Эрмитаж и про русское искусство — отличаются друг от друга только тем, какие именно произведения должны быть в результате спасены, ну и немного сюжетом.
В случае с Эрмитажем Тим оказывается в музее в момент страшного пожара. Он должен доставить каждое произведение в эвакуатор, сумев по дороге увернуться от падающих сверху пылающих поленьев.
А в игре о русском искусстве придется встретиться со злодеем Форгером — он украл из множества музеев шедевры русской живописи и скульптуры, развесил их в своем замке и теперь, испугавшись разоблачения, включил электронную систему уничтожения. Тим должен передать каждую картину доброму роботу, спасаясь по пути от обстреливающих его из бластеров роботов злых.
Обе игры оказались вполне по силам нашему почти пятилетнему мальчику и очень ему понравились.
Это забавно: спасать лучше те произведения, которые кажутся менее привлекательными и интересными. Ведь именно с погибшими не спасенными шедеврами вам предстоит продолжить работу во второй части игры.
Те картины, которые вам не удастся спасти, надо, конечно, отреставрировать. Процедура реставрации в обоих случаях одинакова — надо искать различия в двух картинках, собирать паззлы и играть в своего рода «пятнашки», где вы вместо фишек будете передвигать фрагменты картин. К этому прилагаются задачки на память, где надо соединять точки линиями.
Приятно, что выбор способа восстановления картины принадлежит игроку. С нашей точки зрения, стоит выбирать задания первых двух типов. Весело и с большим усердием мальчик выполнял задания на поиск отличий. Они развивают внимательность и умение выделять и анализировать мелкие детали. Приходится вглядываться в изображение, и это дает возможность понемногу, шаг за шагом, осознать замысел художника и тонкости сюжета.
Порой найти отличия было настолько непросто, что спасали только подсказки, организованные очень симпатично. За «кристалл подсказки» большое спасибо разработчикам, ведь искусство, в отличие от других областей жизни, не требует победы любой ценой — оно ценно само по себе.
Паззлы требуют несколько иного типа мышления. Они развивают не аналитические способности, а умение охватить всю картину одним взглядом, заставляют ребенка обратить внимание на цветовую палитру картины и учат его сравнивать и опознавать оттенки цветов. Выбор нужного фрагмента производится ребенком не логически, как, быть может, действовал бы на его месте взрослый, а интуитивно, исходя из общего ощущения целостности картины. К тому же правильно подобранные кусочки встают на свое место только при очень точной подводке друг к другу и к нужному месту картины.
Мальчик работает мышкой, сопит, старается, радуется, когда кусочки вдруг наконец срастаются друг с другом. При этом маленький труженик даже не подозревает, что выполняет полезнейшее упражнение на мелкую моторику, развивая тем самым те участки левого полушария мозга, которые отвечают за логическое мышление. Зато папа прекрасно это видит и не перестает радоваться тому, что польза совмещена с удовольствием. Оказывается, эта простенькая игра очень полезна для ребенка дошкольного или младшешкольного возраста.
Другие два вида заданий особых эмоций не вызвали, но тоже оказались вполне играбельными. Игра на соединение точек на картине, безусловно, полезна для развития зрительной памяти, но быстро надоедает. Задание, в котором надо передвигать 15 квадратных фрагментов картины, пытаясь ее собрать, показалось нам менее осмысленным: его ни к чему выполнять на столь великолепном материале. Голова все равно занята математикой, а не искусством: надо вычислять, как поменять местами перепутанные квадратики, сохранив местоположение уже подобранных, а самой картины не замечаешь.
Про каждое из произведений искусства, при желании, можно получить подробную справку — текстовую или озвученную. Беда в том, что такого желания вполне может и не возникнуть. В сам момент сбора паззла или поиска отличий никакой информации на экране нет. Текст звучит в тот момент, когда требующая реставрации картина появляется впервые, но соблазн отключить его, не прослушав, очень велик: ведь хочется поскорей приступить к спасению картины. В результате охваченный азартом ребенок вполне может пройти всю игру, хорошо изучить, запомнить и даже полюбить множество произведений, но так и не узнать имен художников и названий картин. Впрочем, может, это и не так плохо? Разве в искусстве развитое восприятие и понимание не важнее во много раз банальной эрудированности?
Великая музыка в картинках
В обучающей программе, посвященной знаменитой фортепианной сюите М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», нам, честно говоря, понравилось лишь одно — музыка Мусоргского. Программа поможет ученикам и учителям музыкальных школ, но вряд ли понравится кому-то еще. Живопись художника и архитектора В.К. Гартмана стала для Мусоргского лишь формальным обозначением некоторых тем, с которыми он связал свои удивительные музыкальные зарисовки.
«Картинки с выставки». Самая интересная картина этого диска — портрет самого Мусоргского. |
Поэтому иллюстративный материал этого диска не представляет никакой особой ценности: ни художественной, ни исторической. Интересных заданий на диске тоже нет. Сначала надо прослушать вводную часть, в которой диктор нудным менторским тоном рассказывает о том, что где нарисовано и что как следует трактовать, а потом надо ответить на вопросы по этому тексту. Все это похоже на школьный урок в пятом или шестом классе.
Конечно, исполнив все задания, прилежный ученик хорошо освоит историю создания музыкального шедевра, но, боюсь, проделать это по собственной воле сможет только очень примерный ребенок. И все же, несмотря ни на что, Мусоргский велик, и папа, мама и мальчик благодарны создателям программы за предоставленный повод еще раз в этом убедиться.
Копировать гениев, оказывается, ох как непросто!
Энциклопедия-раскраска «Рисуй с великими художниками» сделана с любовью и старанием. Хороша подборка художников и картин — все произведения откровенно нравятся, с ними хочется побыть еще, поэтому приятно поразглядывать их, а потом попытаться раскрасить. В том, как именно раскрашивать, игра предоставляет очень широкий диапазон возможностей. Можно сделать забавную картинку, особо не утруждаясь, опираясь лишь на собственную фантазию, рисуя примитивно и ярко, крупными мазками.
«Энциклопедия «Раскраска»». Это вариант «Вавилонской башни» Питера Брейгеля, улучшенной совместными усилиями нашей семьи. Получилось совсем не так гениально, но зато гораздо более ярко. |
А можно рискнуть создать нечто приближенное к оригиналу, тогда придется работать очень кропотливо, крошечными штришками, постоянно сравнивая результат с оригиналом, пытаясь соблюсти цветовые детали и нюансы. Второе занятие доступно только вполне взрослому ребенку, желательно, с начальным художественным образованием... Но подходящий уровень сложности можно выбрать для любого возраста, и будет и полезно, и интересно.
Интерфейс энциклопедии-раскраски хоть и непритязателен, но очень удобен и понятен. А на десерт заготовлены две игры. Вы будете смеяться, но это вновь те самые пресловутые паззлы и пятнашки. Только вот сделаны они настолько просто, что, думаю, даже трехлетний ребенок сможет собрать их без усилия.
Экскурсия по Лувру с приколами
Последний изученный нами диск, посвященный Лувру, стал для нас данью привычному, но все же странному явлению — «ностальгии русских по Парижу». Наверное, все-таки многие из нас какой-то частью своей души рождены во Франции. Энциклопедия разработана французами — пожалуй, наши люди никогда не решились бы так глуповато шутить над великим искусством.
«Прогулки по Лувру». Невоспитанные дети наказаны справедливым художником за то, что хихикали над наготой младенцев Иисуса и Иоанна с картины Леонардо, известной как «Прекрасная садовница». |
Дело в том, что забавные мультяшные персонажи — художник и дети Лили и Пьер — обыгрывают сюжеты шедевров в забавных сценках. Этот довольно циничный французский юмор очень развлек и мальчика, и родителей. Но как же хорошо, что наша бабушка к компьютеру не подходит! Боюсь, она пришла бы в ужас, увидев, как к носу Джоконды прилепляется красный мячик, отчего ее знаменитая улыбка на мгновенье сменяется обиженной гримаской!
Пользоваться энциклопедией удобно, экспонаты можно отыскивать и по алфавиту, и по географическому принципу, и по дате создания. Справка, доступная в звуковом и письменном вариантах, содержит много интересной исторической информации. Кроме того, к энциклопедии приложена и возможность поманипулировать с шедеврами, вот только игрой эти действия не назовешь — уж очень бессмысленно и примитивно. Из произведения изъят один большой кусок, и его надо вставить назад в правильной ориентации: хочешь, исходя из вида фрагмента, а хочешь — методом тыка.
Для нашего взрослого четырехлетнего мальчика это уже не интересно. Впрочем, может быть, найдется какой-нибудь совсем не владеющий навыками работы с компьютером малыш, которому эта игра поможет преодолеть самые первые шаги в овладении мышкой.
Как вы думаете, в каком возрасте в наше время ребенок из прогрессивной семьи должен впервые браться за мышку?
В целом, как ни крути, программа хорошая и нужная. Особенно полезно повозиться с ней перед поездкой во Францию. Ибо, перефразируя известную пословицу, от Лувра не зарекайся! И это здорово.
Изучив программы, посвященные мировой живописи, можем с уверенностью заявить, что, хотя у них есть и плюсы, и минусы, но использовать их стоит, это и полезно, и любопытно, причем не только для детей. Любой диск, с нашей точки зрения, годится для детей любого возраста. Кого-то привлекут простенькие игры, а заодно мягко и ненавязчиво состоится знакомство с великим. Кто-то же внимательно разглядит картины, проштудирует тщательно отобранную информацию. В различных формах эти программы учат чувствовать изобразительное искусство, создавая тот столь тонкий, но столь необходимый культурный слой, который, покрыв маленькую душу ребенка, даст бог, поможет ей вырасти большой и красивой...
Юмор |
Лева: Папа, папа, мы с мамой на компьютере такой сложный паззл сложили! Там на картине вообще ничего нету, одни цвета разные, и их надо было друг к другу подбирать! Папа: Что за картина-то? Мама: Кандинский! Абстракция! Папа: Как же вы справились? Лева: Трудно было! И это еще мама легкий уровень сложности выбрала! Папа: Ну и молодец, что легкий, — а то что ж там в таком случае на высоком уровне? Небось, надо паззл из «Черного квадрата» Малевича собирать! |