![270KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/aquanox_14.jpg)
![303KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/underwater.jpg)
Летом, когда наступает пора каникул и отпусков, всяк норовит быть поближе к воде. Кто-то ходит к ближайшей реке, кто-то едет на озеро или отправляется на море. Но не только ради возможности поплескаться людей тянет к воде. Обладателей трубок и масок привлекает подводный мир. Это целая новая вселенная с иными правилами, таинственная и опасная. И не нужно быть Кусто, чтобы увлечься ее секретами и необычными обитателями.
Подводные приключения встречаются и в играх — притом сплошь и рядом. Но перечислять игры, где можно и плавать под водой, бессмысленно — их слишком много. Другое дело игры, где все действие происходит в подводном мире. Из всего разнотравья жанров мы выбрали лучшие из лучших и поместили в этот рейтинг.
7. Submarine Titans (2000 год)
Надо понимать всю глубину наших глубин
![Submarine Titans, скриншот, 307KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/submarinetitans.jpg)
На седьмом месте — незаслуженно забытая стратегия, в которой три армии схлестнулись за мировое господство над океанским дном. Поверхность земли оказалась непригодной для жизни из-за деятельности злых инопланетян (они, кстати, стали одной из сторон конфликта), так что бои тут происходят исключительно в морских глубинах.
Submarine Titans — RTS в самом старкрафтовском смысле этого слова, и, добавим, очень добротная. Тут есть и разнообразие тактик, и неплохой баланс, и старательный ИИ, и продвинутые по меркам 2000 года сетевые режимы. Достаточно сказать, что самым большим недостатком этой стратегии посчитали информационные сообщения («На нас напали!» и так далее) — они, мол, звучали недостаточно разборчиво. Голос потом поправили модификациями, но, похоже, космос игрокам оказался ближе, и игра совершенно затерялась на фоне творения Blizzard.
6. EcoQuest: The Search for Cetus (1991 год)
А над нами бьют ушами киты
![EcoQuest: The Search for Cetus, скриншот, 120KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/ecoquest.jpg)
Всем были хороши классические квесты от Sierra, только уж больно сурово они относились к игроку: герои в играх гибли на каждом шагу, а малейшая ошибка (не взял лопату, не там копнул) делала игру непроходимой. В 1991 году, желая охватить детскую аудиторию, Sierra выпустила первый «мирный» квест — EcoQuest. И не было там ни смерти, ни печали, ни тупиков.
Главный герой двухсерийного EcoQuest — мальчик, спасающий живность. Подводному царству была посвящена первая часть игры: паренек отправился на дно морское по просьбе дельфина жутковатого вида. Приставка «эко» довольно прозрачно намекает на суть проблем, с которыми столкнулись морские жители: загрязнение, нефть, токсичные отходы и, ко всему прочему, — непрошеный гарпунный пирсинг у местного короля-кита. В один зал славы с королевскими, космическими, полицейскими и геройскими квестами EcoQuest не попал, но публике понравился и проложил дорогу детским подводным квестам (см. особую номинацию).
5. Archimedean Dynasty (1996 год)
Нам нужна лодка побольше
![Archimedean Dynasty, скриншот, 142KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/archimedeandynasty.jpg)
Archimedean Dynasty — так называлась первая и лучшая часть известной серии AquaNox («Водная ночь»), посвященной сражениям фантастических подводных лодок. Сюжет здесь — почти «Матрица»: суша давно сожжена ядерными бомбами, заморожена атомной зимой, а поверхность всех океанов покрыта многометровым слоем мусора, так что переселившиеся в глубины океанов люди не могут даже увидеть солнечного света. Зато на дне морском есть и государства, и войны, и наемники, рассекающие на боевых субмаринах.
За одного такого наемника мы и играем, выбирая задание, покупая новые пушки, торпеды и подводные лодки, чтобы заработать и заодно спасти человечество от смертельной угрозы. Archimedean Dynasty хвалили за отличную симуляцию техники, суровые подводные баталии и оригинальный сеттинг. Увы, продолжения серии оказались гораздо менее удачными, несмотря на отличную графику. AquaNox превратилась в аркаду, а в AquaNox 2: Revelation сильно просел сюжет.
4. Aquaria (2007 год)
Не заплывайте за буйки — порвут русалки на клочки
![Aquaria, скриншот, 238KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/aquaria.jpg)
Aquaria — самая подводная игра из ниши «независимых» проектов и самая независимая из подводных. Ее создали всего два человека, а за внешностью обычной плоской аркады здесь скрывается очень необычный игровой процесс, отчасти напоминающий о «Космических рейнджерах». В главной роли — гуманоидного вида зеленая русалочка, исследующая открытый подводный мир, полный тайн, опасностей и зловредных падших богов. Для взаимодействия с окружением русалка поет мелодии из нот — к тому же она может преображаться, чтобы бороться с врагами, питаться рыбой и даже освещать самой собой путь в темных пещерах. Сначала русалка исследует мир одна, позже ей помогает аквалангист с поверхности.
Похождения зеленой русалки в подводном мире были замечены сообществом независимых разработчиков — особенно хвалили музыкальное оформление, которое разработчики потом выпустили отдельным саундтреком. Жаль только, после выхода Aquaria пути его создателей разошлись.
![Рыбка Фредди, 63KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/freddi_fish_alternative.gif)
Камбала идет по следу
Позвольте представить вам рыбку Фредди, подводного детектива. Вместе с верным спутником, мелкой зеленой рыбкой по имени Лютер, наш герой раскрывает зловещие преступления на дне, отыскивает улики даже за створками пугливых раковин, опрашивает восьминогих свидетелей — в общем, делает все, чтобы показать нарушителям закона, где раки зимуют.
Детская серия квестов Freddi Fish (Humongous) попала в «Особую номинацию» за непревзойденное качество, достойное классических и вполне «взрослых» проектов. Впрочем, запустив для пробы «Рыбку Фредди», даже взрослый рискует увлечься и пробежать ее незаметно для себя. Виной тому не только яркая графика и логичный сюжет, но и развлекательные «активные зоны» на каждом игровом экране — при щелчке по ним проигрывается смешная анимация: то камень во что-нибудь превратится, то выскочит из-за коралла его житель, а то и целая подводная музыкальная группа споет песенку. Более веселых и обаятельных обитателей морского дна мы не встречали ни в одной игре. Как и классические квесты от Sierra и LucasArts, «Рыбка Фредди» не устарела до сих пор, хотя ее последняя серия вышла десяток лет назад.
3. BioShock (2007 год)
Утопшая утопия
![BioShock, скриншот, 173KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/bioshock.jpg)
Эндрю Райана, пробравшегося со своим городом на третье место, можно обвинить в жульничестве — главные герои серии BioShock почти всю игру проходят, не замочив ног. Но действие все равно происходит под водой — забыть об этом не дадут пейзажи за стеклянными стенами, вечная сырость и странные персонажи в водолазных костюмах.
Утопический подводный город, царство науки и культуры, плавно скатился в пучину погибельного безумия, застряв в эстетике пятидесятых, ар-деко и в давно забытых идеях объективизма. Свобода свободой, но атлант пожал плечами — и рухнули все идеи основателя города. Остались пустота, безумные мутанты, жуткие красноглазые девочки и их громыхающие спутники. И над всем этим — толща воды, что лишь усиливает ощущение изоляции, одиночества и опасности, которая всегда где-то рядом.
Город Эндрю Райана — не просто подводное царство, а символ рухнувших надежд. Что случилось с этой утопией? Она утонула.
2. X-COM: Terror from the Deep (1995 год)
Кто живет на дне океана?
![X-COM: Terror from the Deep, скриншот, 106KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/xcom.jpg)
Не успели специалисты X-COM одолеть на Марсе сухопутных инопланетян, как мировой океан наводнили пришельцы морские. Что делать, когда тонут пассажирские корабли, а спасшихся утаскивают на глубину для бесчеловечных экспериментов? Кто спасет нас от акватоидов и Глубинных, пришедших с борта древнего затонувшего инопланетного корабля Т’Летх? Только новый экспериментальный подводный отряд X-COM!
Продолжение легендарной UFO: Enemy Unknown — пошаговой стратегически-тактической игры о людях и пришельцах — ничем не уступало оригиналу. Игра стала намного сложнее: карты больше, инопланетяне агрессивнее. Отличий тоже немного: мы так же выслеживали на глобусе летающие тарелочки (теперь — плавающие), сбивали их и брали штурмом, отдавая нашим «боевым водолазам» приказы в пошаговом режиме. Пользуясь трофейным снаряжением, X-COM исследовал новые технологии, создавал оружие и технику, а его бойцы матерели с каждой вылазкой (если, конечно, не гибли в сражении).
Инопланетяне, опыты, вскрытия, перестрелки на морском дне, взрывы и штурм Т’Летха, где кто-то дремлет тысячи лет, — благодаря этому богатству Terror from the Deep оказался на втором месте в рейтинге. Но кто же победил?
1. Silent Hunter III (2005 год)
А я, может, не тонул, а подводным плаванием занимался
Романтика подводных лодок во все времена манила разработчиков игр. Посвященная субмаринам Второй мировой серия Silent Hunter стоит «на плечах гигантов»: Silent Service, Gato, 688 Attack Sub, Aces of the Deep, Red Storm Rising... множество их было, но лучшим симулятором в этом жанре мы смело назовем третью часть Silent Hunter. Она была и красивой, и толковой. Конечно, в Silent Hunter V графика получше, шейдеры повеселее и морская толща выглядит почти как на канале «Дискавери», но интерфейс и общая недоработанность сильно ударили по качеству игры.
![Silent Hunter III, скриншот, 82KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/silenthunteriii.jpg)
![Silent Hunter III, скриншот, 150KB](http://cft2.lki.ru/Txt2/116/Top/Small/silenthunteriii_alternative.jpg)
А в Silent Hunter III удачно совместились современная графика и вменяемый подход разработчиков к игровому процессу. Здесь лучше всего передана романтика морских странствий по безбрежным просторам и охота за конвоями в холодные атлантические ночи, когда после чеканного «Торпедо лос!» мчатся к цели торпеды и громыхают в толще воды тонущие транспортники. А потом прожектора эсминцев шарят по волнам, и команда U-boot, скорчившись и хватаясь за переборки, слушает глухое уханье глубинных бомб и тихие вкрадчивые трели сонаров. А по утрам стоят на мостике всплывшей подлодки сонные часовые с биноклями и обшаривают небо, где из-под каждого свинцового облака может в любой момент показаться британский самолет.
Silent Hunter III дает хлебнуть просоленной океанской романтики в безопасности компьютерного кресла, однако учит важной вещи: подводный мир красив, но опасен — особенно когда стрелка глубиномера оставляет позади отметку в двести метров, а «другая компания» там, наверху, щедро засеивает воду взрывчаткой.