КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Артемий Козлов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (108) ноябрь 2010
вид для печати

Recettear: An Item Shop's Tale

Жанр:
Разработчик:
EasyGameStation
Издатель:
Carpe Fulgur
Сетевые режимы:
Нет

Нас окружает множество важнейших вещей, которым мы не придаем значения. Воздух, лампочки, шнурки, соль, горячая вода, электричество, туалетная бумага, svchost.exe — обо всем этом обычно вспоминают только тогда, когда оно вдруг исчезает.

Вот другой пример: если где-то погибает очередной Ужасный Злодей, все лавры достаются Великому Герою. Никто почему-то не вспоминает о тех, кто этого Героя обувал, одевал и давал ему денег за бесполезный хлам из подземелий, — сиречь об обыкновенных торговцах. По большому счету, именно торговцы вершат судьбы ролевых вселенных, однако их имена зачастую даже не упоминаются в титрах.

Но настал момент истины. В Recettear: An Item Shop's Tale заурядные лавочники из ролевок таки получили главную роль. И тут стало ясно, что не такие уж они и заурядные...

Марионетки мирового капитала

Якобы наша главная конкурентка на самом деле ничего не смыслит в торговле, и потому на ней можно неплохо нажиться. Но знайте меру!
Царь слизней — первый встреченный босс. Погибает быстро, надо лишь не под-
пускать к нему слизней поменьше.

Юная Ресетт решилась открыть магазин не от хорошей жизни. Ее отец, однажды отлучившийся в поисках приключений и геройской славы, оставил дочке на память огромный денежный долг. К счастью, на дом к Ресетт отправили не суровых людей-шкафов с огромными кулачищами, а мудрую фею с финансовым образованием. Тиа — так зовут фею — предлагает девочке отработать долг под ее чутким руководством. Не вопрос! Всего пара минут, и над дверью домика Ресетт уже красуется зазывающая народ табличка. А бумажная волокита, километровые очереди в налоговой, взятки сан-, пожар- и экологоинспекторам и все такое прочее остаются за кадром — сказка ведь!

Итак, в этот раз нам не нужно спасать мир. Наш главный противник — отцовские долги. На их погашение отведено ровно пять недель. Выплачивать какую-то сумму необходимо в конце каждой недели, причем от раза к разу сумма возрастает в два-три раза. Сначала десять тысяч, потом тридцать, потом восемьдесят, а потом двести и пятьсот. Если не собрать требуемую сумму к концу недели, бедную маленькую героиню объявят банкротом и выставят на мороз.

Особых познаний в коммерции игра не требует, элементарный принцип «купи дешевле — продай дороже» в Recettear работает идеально. Рынок и торговая гильдия предлагают героиням товары по льготной цене, даже ниже базовой. Мы скупаем конфеты и ржавые мечи и выставляем хлам у себя в магазинчике на витрине у самого окна — хоть кто-то, проходя мимо, да заинтересуется. Мило приветствуем посетителей, по мере роста посещаемости задираем цены на все подряд — и получаем прибыль.

Это важно: следите за новостями. Цены на товары постоянно скачут — поймав волну, можно неплохо заработать.

Играть за мага трудно хотя бы потому, что его основная атака заряжается, пока он стоит на месте.
Воровке не занимать хороших манер. Но они не помешают ей в следующий же миг броситься на нас с кинжалом.

Игра решительно урезонивает совсем уж наглых спекулянтов. Разумной считается наценка не более чем в тридцать процентов от базовой стоимости, причем многие покупатели любят сбрасывать цену вещицы еще ниже, докуда им вздумается. В отличие от скупщиков из какого-нибудь Morrowind вечно торговаться они не будут — если клиента не устроит цена после второй или третьей попытки, он, поджав губы, унесется восвояси.

За каждую удачную сделку Ресетт получает очки опыта. Как во множестве ролевых игр, с опытом повышается уровень героини. Получаемая прибыль большей частью зависит именно от него: чем выше уровень, тем более ценными предметами мы можем торговать и тем больше услуг можем предложить клиентам. Например, со второго уровня народ будет приносить на продажу свои вещи, а на третьем Ресетт научится принимать индивидуальные заказы.

В наших интересах делать предложения, от которых покупатель не сможет отказаться. Когда клиент сразу соглашается на названную цену, к стандартным десяти единицам опыта прибавляется пара призовых очков. С каждым последующим попаданием «в яблочко» дополнительный опыт за сделку возрастает в два раза (пока не упрется в потолок в 128 единиц). Но стоит хоть кому-то захотеть поторговаться, как счетчик обнуляется, и нам приходится набирать «комбинацию» сначала. То же самое происходит, если мы не можем удовлетворить запрос клиента: например, на складе не нашлось «чего-нибудь теплого» по требованию заглянувшей в лавку мамаши. Для таких случаев стоит всегда иметь как минимум по одному предмету каждого типа.

Домохозяйки ведутся на еду. Наверное, любят покушать.
Искусство требует жертв? Да ну к чертям такое искусство!

С ростом уровня открываются и новые улучшения для магазина, вроде расширений площади, торговых автоматов и декораций. Разная обстановка в магазине привлекает различную публику — богачи как мухи слетятся на роскошные ковры, постеленные поверх паркета из красного дерева, а дешевые товары, разложенные на картонных коробках, привлекут внимание неимущих плебеев.

У разных посетителей разные взгляды на цены. Ремесленник из гильдии стабильно скупает оружие и доспехи с честной тридцатипроцентной наценкой (так вот откуда у него ассортимент!), ворчливые старички готовы накинуть не больше двадцатки, а капризные девочки переплачивать не собираются вовсе. Настоящим кошмаром для Ресетт (и ее торговых «комбинаций») станет сиреневоволосая мошенница, пытающаяся сплавить свое псевдоискусство чуть ли не за десятикратную стоимость.

Долгожданный момент — долг наконец-то выплачен целиком. Но это вовсе не конец.
Тиэлль может похвастаться не только меткостью, но и отдель-
ным желудком для сладостей.
Так заканчивают все милые и храбрые маленькие героини, если не укладываются в срок.

Приключенцы и коммерция

Завершить основную сюжетную линию — сиречь выплатить долг — можно, занимаясь исключительно перепродажей товаров с рынка. Но если ограничиваться только этим, мимо пройдет целая куча персонажей, диалогов и сюжетных линий. По желанию игрока Recettear превращается в классическое «режь-и-руби» в духе Diablo. Ресетт и Тиа могут увязаться за одним из героев местной гильдии приключенцев. Поначалу бесплатно, а потом за символическое вознаграждение вечно бедный и вечно голодный Луи готов провести героинь по одному из подземелий, доверху набитому монстрами и сокровищами. Добычу делим по-честному: сокровища нам, монстры — ему.

Гигантский краб повержен со взрывами и фейерверками. Не пытайтесь повторить это дома.
Очень скоро магазин разрас-
тается настолько, что вещей для заполнения витрин перестает хватать.

Это важно: из найденных в подземельях ингредиентов можно собрать ценнейшие предметы. В этом поможет глава гильдии торговцев, причем совершенно бесплатно.

Сражения, несмотря на простенькую боевую систему, порой превращаются в задачку нетривиальную. В основном — благодаря хитро устроенным противникам. Одни неуязвимы для фронтальных атак, другие всегда уклоняются от ударов, пока их не загонят в угол, третьи умеют летать, и достать их можно, только когда они пикируют для наступления. Конечно, есть и враги попроще: например, слизни, сильно смахивающие на порингов из Ragnarok Online, — убиваются легко и без премудростей, пока не нападут толпой. Отдельным пунктом идут боссы — они кажутся непобедимыми до тех пор, пока в их поведении не отыщется роковая закономерность.

Помимо Луи в игре есть и другие герои — их мы со временем повстречаем в городе или подземельях. Некоторые наведаются к нам в магазин сами. У каждого из них своя манера боя. Луи, например, — типичнейший рубака с мечом и щитом; еще есть настолько же типичная воровка, волшебник, лучница, драчун-рукопашник, копейщица, убийца и даже девушка-робот. Кстати, для нашего бизнеса полезно познакомиться с ними пораньше, поскольку каждый герой — потенциальный клиент.

Абсолютная свобода

Рассеянная Наги даже не заме-
тила, что попала в подземелье. Интересно, как она вообще живет?
Здоровенный крысюк лечится, поедая грибы. В наших силах подсунуть ему что-нибудь несъедобное.

Чем дальше, тем сложнее собрать нужную сумму к концу недели. Мы судорожно пытаемся распродать содержимое витрин к сроку, не укладываемся и... да, начинаем все сначала. Но сохранив при этом все вещи, накопленные уровни и снаряжение героев. Играть становится существенно проще, и рано или поздно мы все равно доберемся до финала. Хотя, конечно, высший шик — пройти игру в один заход. Это вполне реально, главное — грамотно распределить время.

После выплаты долга игра не заканчивается, наоборот — начинается самое веселое. Нас больше не стесняют суровые рамки дедлайна, и мы вольны делать все, что хотим. Открывается пара новых подземелий, а вместе с ними — новые персонажи и диалоги. Помимо прочего, становится доступен режим выживания, в котором Ресетт борется уже с бесконечно растущим долгом. Доска рекордов прилагается.


***

Стоило бы поругать игру за управление безо всякой поддержки мыши (если у вас есть геймпад — самое время им воспользоваться), время от времени раздражающую музыку (особенно жутко звучит заглавная тема с вокалом) и явную нехватку озвучки (в диалогах озвучены только отдельные эмоции персонажей, зато добротно). Кого-то смутит характерно японская мультяшная графика.

Тем не менее Recettear заслуживает пристального внимания. Подобную экзотику к нам завозят нечасто.

Увлекательность
9/10 9
Рейтинг
журнала
82%
Награда
журнала
ОРДЕН
Графика
8/10 8
Удобство
6/10 6
Сюжет
8/10 8
Игровой мир
8/10 8
Запоминается
— характеры персонажей и диалоги
— драки в подземельях
— капитализм, хо!
Хотелось бы
— музыки покрасивее
— озвучки побольше
— больше разновидностей клиентов
Вердикт
Оригинальная и невероятно добрая игра, блестящая пародия на штампы ролевок.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.4
проголосовало человек: 50
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования