КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

КНИГИ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№4 (101) апрель 2010
вид для печати

Книги, рецензии

Это только у меня ощущение, что хороших книг выходит меньше, чем игр? Наши авторы за этот месяц нашли несколько объектов, достойных вашего внимания, но это было не слишком просто. Почему так? Ведь для написания книги нередко хватает одного-единственного человека.

Хотя вот Ольга Громыко, сдавшая родному издательству новую книгу, с таким штатным расписанием категорически не согласна. Поэтому она чуть-чуть отдохнула и сразу написала на эту тему мастер-класс. Он, как все хорошие мастер-классы, пригодится и пишущим, и читающим.

А уж о новеллизациях речь и вовсе не идет. Тут порой и не поймешь, что было раньше, курица или яйцо. Что первичнее — игра или книга? Особенно если и то и другое делал один и тот же человек. Сегодня у нас в прицеле Mass Effect.

...Все-таки, я смотрю, у игр с книгами больше общего, чем мне казалось. И даже наши авторы книгу проходят. А это значит, что скоро стоит ждать сезонного пика релизов, когда авторы разом подарят нам вагон лучших книг.

Дежурная по рубрике, Татьяна Оболенская

Год Крысы: Путница

Ольга Громыко

Автор: Николай Чугунов

Издательство:
Армада, Альфа-книга, 2010 г.
Жанр:
космическая фэнтези
Тираж:
40 тыс. экз.

Мы любим фэнтези. Нам нравится, когда герой в самом расцвете сил рубит в лапшу темные силы и несет обездоленным счастье пополам с изобилием. Нам приятно следить за приключениями девицы в бронекорсете, которая может легко справиться с любым противником — если не острым словцом, то огненным клинком.

Но все же есть книги, где героини прямодушны и незамысловаты, а герои не склонны к абстрактному гуманизму — и тем не менее от прочтения на душе становится тепло и радостно. Именно таков «Год Крысы. Видунья» Ольги Громыко.

Вторая часть, несомненно, удалась. Не думаю, что ошибусь, если скажу, что такого полета фантазии от Ольги не ожидал никто! Она, конечно, предупреждала о желании попробовать силы в космической фантастике, но никто и предположить не мог, что это произойдет «прямо здесь и сейчас»!

Противостояние Ринтара и Саврии, скупо намеченное в предыдущей части, в «ГК-2» достигает своего апогея. По дорогам маршируют хмурые колонны новобранцев, ринтарские и саврянские путники раскручивают ворот судеб кто во что горазд, а тсари (и тсарицы) пытаются перещеголять друг друга в закулисных интригах. Лишь наши друзья пытаются держаться в стороне от сотрясающих мир перемен — но тщетно: от старых друзей, а тем более врагов, так просто не скрыться...

Во второй части уже знакомую нам троицу, к сожалению, разлучают. Жар на поверку оказывается вовсе не так прост, как выглядит при первом приближении, да и к путникам он имеет самое прямое отношение. И сами путники... далеко не то, чем вы их считали (и не вы одни). Результат давнего генетического эксперимента по выведению расы людей, обладающих повышенной везучестью. Именно их называют «видунами». Альк же — представитель чрезвычайно перспективной линии, и обращение его в «свечу» — нелепая ошибка, которую Жару поручено исправить. Увы, никто, кроме обитателей Пристани, не знает сути «самодельных» ритуалов, а потому «вор» с тяжелым сердцем покидает саврянина и свою подругу и отправляется в путь.

Вторая сюжетная линия сложнее, но в какой-то мере более предсказуема. Да-да, мы ждали этого с самой первой страницы, и примерно на середине второго тома желанное сюжетное яблочко наконец падает к нам в руки! Впрочем, семейное счастье Алька и Рыски длится недолго. Агенты Пристани похищают молодую жену, та ведь тоже путница — или все-таки «свеча»?..

Особо хочется отметить «фон» повествования, о важности которого многие авторы забывают. Мелкие и, казалось бы, совершенно незначительные детали постепенно сплетаются в ладное узорчатое полотно, от вида которого перехватывает дыхание. Каждое лыко ложится в строку — и «купец», нежданно-негаданно возникший в первой части, и чешуя, постепенно сменяющая шерсть на крысиной ипостаси Алька, и потрясающая, практически невероятная — на первый взгляд — везучесть Рыски...

Отдельные сцены, при всей их кажущейся «краткости», буквально берут за душу и заставляют заново переосмыслить все прочитанное. Это и эпизод, где Альк, захвативший звездолет экзобиологов, решается на таран Пристани, и диалог Жара с самим Сашием, и сцена в биолаборатории, где Рыску вынуждают выбрать из двух зол меньшее...

Книга написана очень плотно, уже с первых строк, едва успев набрать в легкие воздуха, с головой погружаешься в уютную, несмотря на политические склоки и хитросплетения, атмосферу Ринтара и Саврии. На время вселенная «Года Крысы» становится куда ближе мира за окном — увы, всего на несколько коротких часов, после которых хочется вздохнуть... и начать читать сначала.

Вердикт: Потрясающий и в чем-то хулиганский шедевр, подобного которому никто никогда не видел.

Рейтинг: 10/10

Имя ветра

Патрик Ротфусс

Автор: Анна Китаева

Издательство:
Эксмо, 2010 г.
Жанр:
фэнтези
Тираж:
3 тыс. экз.

Роман Патрика Ротфусса невозможно прочесть быстро. При попытке пробежать его по диагонали, выхватывая лишь сюжетные повороты, читатель рискует не получить вообще ничего. Это книга для неспешного чтения — что, впрочем, свойственно лучшим образцам классической фэнтези, с которыми не зря сравнивают дебютный роман Ротфусса. Его талант рассказчика получил высокую оценку не только читателей, но и мастеров жанра.

«Имя ветра» — первый роман будущей трилогии «Хроники убийцы короля». Он вышел в 2007 году и сразу удостоился ряда наград. Рукопись второго романа серии, «Страх мудрого человека», Патрик отшлифовал для окончательной передачи издателю лишь в нынешнем феврале, так что прочесть его сразу вслед за первым не получится. Что же такого есть в «Имени ветра», ради чего стоит читать этот роман и ждать следующих?

Герой трилогии — великий маг и музыкант Квоут, жизнь которого послужила основой для множества историй. О нем рассказывают байки в тавернах — в том числе и в захолустном заведении «Путеводный камень», где начинается повествование. Местные сплетники и не догадываются, что хозяин таверны и есть пресловутый Квоут. Герой подает выпивку посетителям, протирает столы и... диктует хронисту, собирателю легенд, историю своей жизни и подвигов.

«Редкое удовольствие — встретить писателя, язык которого исполнен подлинной музыки слов. Патрик Ротфусс пишет именно так».

Урсула Ле Гуин

«Эта книга вполне заслуживает, чтобы вы потратили на нее часть своего драгоценного времени. Держу пари, что и следующие книги будут достойными».

Робин Хобб

Можно обидеться на Патрика Ротфусса — ну вот, сразу известно, чем все закончится. А можно трактовать его ход как честное заявление автора о том, что смысл этой истории заключен не в сюжете, а в герое. Квоут напомнил мне Геда из «Земноморья» Ле Гуин. Это человек, который идет к своей цели, и плевать ему на общепризнанные авторитеты. Мальчишкой он выжил на улицах чужого города — голодал, воровал и ночевал на крышах. В пятнадцать лет добился, чтобы его приняли в Университет, где готовят ученых и магов. Талантливый, упрямый и дерзкий, Квоут с равной легкостью обретает друзей и врагов.

Как успех детектива зависит от фигуры сыщика, так успех героической фэнтези зависит от героя. Вот чем Патрик Ротфусс завоевал симпатии публики — он создал настоящего героя, яркого и живого.

«Я миф. Такой особый род мифа — который сам себя создает. Лучшие враки, что обо мне ходят, сочинил лично я. Я могу рассказать всю свою историю на одном дыхании: «Я выступал перед публикой, путешествовал, любил, терял, доверял и познал предательство» — запиши это и сожги, все равно пользы никакой».

Квоут (Патрик Ротфусс, «Имя ветра»)

Квоут горазд попадать в опасные переделки, и обе сюжетных линии, прошлое и настоящее, цепко держат читательское внимание. Однако попытка коротко пересказать события даст нам обидный набор шаблонов, что-то вроде конструктора «Сделай фэнтези сам» — а магия книги насмешливо ускользнет, прольется, как вода сквозь сито рассудка. Герой побеждает дракона — не правда ли, штамп? Но таких драконов жанр фэнтези еще не видел. Магический Университет, дружба и соперничество... полноте, не подражание ли это «Гарри Поттеру»? О нет, общего у Ротфусса с Роулинг разве что первая буква фамилии. Рассказ о своей юности ведет взрослый человек, и его взгляд на мир далек от подросткового черно-белого восприятия. А описания магических занятий у Патрика Ротфусса подробны и точны, как лабораторная работа по химии, — надо полагать, сказался опыт работы преподавателем.

«Имя ветра» — это история об историях, о том, как человек становится легендой. Короля играет свита, героя может сыграть лишь целый мир. В поисках правды о легендарных чандрианах Квоут заставил мир играть себя.

Трудно быть легендой.

Патрик Ротфусс

Патрик Ротфусс родился 6 июня 1973 года в Мэдисоне (штат Висконсин, США). Он утверждает, что именно долгие висконсинские зимы и отсутствие кабельного ТВ сделали его сперва заядлым читателем фантастики, а затем и писателем. В 1991 г. он поступил в университет штата Висконсин в Стивенс-Пойнте, учился на инженера-химика, затем на психолога, затем просто стал посещать все интересующие его курсы, одновременно работая на трех работах. В 1999 году университетское начальство заставило его закончить образование, и Патрик оказался бакалавром искусств по английской словесности.

Все это время он занимался текстами — писал сценарии для комедийного шоу на радио и стихи, вел колонку сатирических советов «Как выжить в учебном заведении» в университетской газете. Но главное, Патрик Ротфусс в течение семи лет работал над большим романом в жанре фэнтези, «Песнь огня и грома». Еще два года он проучился в Вашингтонском университете, получил степень магистра искусств и вернулся в Стивенс-Пойнт уже как преподаватель.

В 2002 г. отрывок из его романа победил на конкурсе «Писатели будущего», после чего Патрик Ротфусс заключил договор с издательством DAW Books. Роман был разбит на три книги, и трилогия получила другое название, «Хроники убийцы короля», — чтобы избежать сходства со знаменитым долгостроем в жанре фэнтези, сагой Джорджа Мартина. «Имя ветра» — первая книга трилогии.

Вердикт: Если вы согласны довериться Патрику Ротфуссу, никуда не спешить и погрузиться в его мир, «Имя ветра» окажется увлекательным чтением. Но если вы нетерпеливый читатель и не поклонник классической фэнтези, лучше и не беритесь. Тем более что пока неизвестно, когда ждать окончания трилогии.

Рейтинг: 9/10

Двуликий мир

Наталья Щерба

Автор: Геннадий Вальков

Издательство:
Эксмо, 2010 г.
Жанр:
городская фэнтези
Тираж:
3 тыс. экз.

Ну что ж, опять наш с вами мир оказался «не тем, чем казался». Кто только его не делил — вампиры и оборотни, светлые и темные... Теперь вот пришел черед лунатов и астров. Первые любят лунные ночи и черпают силу в свете естественного спутника нашей планеты. Вторые жить не могут без звезд и луну называют не иначе как «желтоглазая обманщица». Кроме того, «лунные» умеют летать, отращивая за спиной из ничего широкие черные крылья, а «звездные», увы и ах, только высоко прыгать горазды.

Но это так, магическая физиология. Самая большая проблема «двуликих» в том, что лунаты всячески угнетают и притесняют астров, а те изо всех сил пытаются из-под их власти выбраться.

Естественно, есть Древнее Пророчество (пусть и называется оно Гороскопом), в котором говорится об Астралисе — новом мире, эдакой земле обетованной. Но, во-первых, которая из двуликих рас первой к нему придет, того он и будет. А во-вторых, путь туда несколько... неясен.

Сюжет книги держится на трех с половиной персонажах — Тиме, Алексе, Селесте и ее отце, линия которого и сходит за половинку, потому что появляется редко и не совсем понятно к чему. Сама Селеста — редкая астра (не цветок), которая умеет летать «своим ходом». Не мудрствуя лукаво, такой гибрид лунно-звездных способностей автор окрестила «лунастрами». Большую часть книги нам рассказывают, какие уникумы эти самые лунастры, и... И все. Собственно, более ни в чем их уникальность не проявляется.

Алекс — совершенный, сферический «лунат в вакууме». Самовлюбленный, надменный, заносчивый... и так далее и тому подобное. Пытается претендовать на роль антигероя. «Пытается», потому что нет-нет да и вылезают наружу плохо замаскированные симпатии к нему автора. Попытка создать образ «привлекательного злодея»? Если так, то неубедительная — не тянет Алекс на «злодея». Образ его «сыплется» — то он мелкий подлец, то гениальный воспитанник Академии Мистики...

И наконец, мальчик-загадка — Тим. Неинициированный Иной... То есть, простите, астр. Или лунат? Так и осталось неясным, может ли потенциально двуликий человек сам выбрать, к кому примкнуть, или его способности заданы изначально. В книге Тиму отведена роль «соломинки», той самой, которая может переломить спину верблюду.

Вот таким треугольником и придется «проходить» книгу. Которую хочется сравнить со сложной горнолыжной трассой — в том смысле, что, того и гляди, зацепишься за что-нибудь по пути. Сюжет идет рывками, попеременно увязая то в описаниях, то в рассуждениях героини — и ни те, ни другие особо ценными назвать нельзя. Не добавляют радости при чтении и режущие глаз жаргонные словечки вроде «телек» и «мастерка». Значение-то ясно... но авторскую речь подобное определенно не красит.

Вердикт: Многое можно было бы списать на неопытность автора — неровный язык, скачущий ритм повествования, развешанные тут и там ружья, которые так и не выстрелили до конца книги. Но «списать» — не значит «не заметить».

Рейтинг: 5/10

Имперский рубеж

Андрей Ерпылев

Автор: Дмитрий Трубицин

Издательство:
Эксмо, 2010 г.
Жанр:
альтернативная история
Тираж:
6 тыс. экз.

Российская демократия — как много в этом звуке... грязи. Вечные склоки депутатов, коррупция, беззаконие под маской власти. А вот англичанам с государственным строем повезло! Конституционная монархия — это и правовая основа жизни, и красивые традиции, и вечный символ Великобритании — ее королева. Ну почему же у нас с вами не так?

Разумеется, и тот и другой образ не совсем полны и реальны. Но пусть и так — ведь можно понять человека, который хочет придать сероватой и приземленной Российской Федерации блеск и благородство Российской же империи.

«Имперский рубеж» — приквел к тетралогии «Зазеркальная империя». Знакомиться с изрядно запутавшимся основным сюжетом не возбраняется, но суть ясна и без того. Россия без кровавых приключений пережила семнадцатый год, сохранила самодержавие и пронесла его через весь XX век. Потому многие привычки и традиции оказались куда устойчивей, чем в нашей реальности.

В армии служат поручики и капралы, отцы выдают дочерей замуж против их воли, балы все еще в почете у высшего общества, а простые люди, пусть давно и освобожденные от крепостного права, так и не отвыкли звать особ благородных кровей «барин» да «барыня».

А вот горячие точки все там же, и война — все та же. Кто бы ни управлял Афганистаном, чьи бы интересы ни сходились в этой точке земного шара — люди умирают на этой земле, будь они хоть трижды дворянами.

Задумка вроде неплоха. Да и патриотизм, желание гордиться своей страной — дело похвальное. Радостно, что фантасты уже не стесняются его проявлять, как десяток лет назад. Правда, выделиться за счет одного только облагораживания отечества стало труднее.

А другие достоинства, увы, приходится выискивать с лупой. Одеть героя в другую форму и титуловать его графом — маловато для самобытной книги. В подобную параллельную реальность не веришь — она искусственна. Некуда копать, нечем интересоваться, ведь все отличия от нашей действительности — лишь косметические.

Могла бы спасти оригинальная идея, но и ее нет. Лишь приниженное повторение классиков военной литературы XX-го и светской — XIX-го веков. Никаких сложных эмоций, ярких коллизий, запоминающихся образов.

Взгляд легко скользит по строчкам, от страницы к странице, от начала к концу, но душа остается холодна к плоскому, наделенному лишь подобием жизни миру.

Вердикт: Сделать скидку на развлекательность? Но с какой стати? Да, написано легко. Только беда ведь не в выборе тона. Недостает главного для романа об альтернативной истории: настоящего среза иных нравов, невозможных в нашей жизни ситуаций. Господин поручик с автоматом — это еще не прекрасный новый мир!

Рейтинг: 5/10
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
?
проголосовало человек: меньше 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования