КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Альберт Переходченко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (93) август 2009
вид для печати

Ил-2: Штурмовик
Хозяева пятого океана

Жанр:
Разработчик:
Maddox Games
Издатель:
1C
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет, локальная сеть
Рейтинг: 90%

Это еще не падение, а полет, когда тебя вращает, если сам того захочешь. А не захочешь — свободно лежишь на плотной подушке воздуха, как на воде. И через воздух, как через воду, ты видишь, как внизу, в прозрачной глубине, проступают знакомые предметы. Но пока что они удалены и приближение их едва заметно. Время остановилось, и ты по возможности растягиваешь его. Игра с пространством затягивает, захватывает, пока земля, резко надвинувшись, не напоминает о себе...

Т.А. Апакидзе

Истребители — самая популярная специальность виртуальных летчиков. Романтика воздушных боев, дух соперничества, высокие летные характеристики машин, позволяющие делать в небе буквально все, что захочется, — все это способна дать только истребительная авиация. Я не обещаю сделать вас непобедимым асом, но дам основные знания, которые позволят анализировать проведенные бои, находить свои ошибки и принимать правильные решения. Все асы начинали именно так.

Кто такие вирпилы?

«Вирпил» — так называют себя виртуальные пилоты, те, кто играет в авиасимуляторы. Это могут быть совершенно разные люди, любящие разное и желающие разного. Статья больше ориентирована на игроков, которым нравится игровая атмосфера, тех, кому интересно воссоздавать в игровом мире исторические события и совершать вылеты настолько приближенно к реальности, насколько это возможно. Ведь побеждать любой ценой, не слишком вникая в суть происходящего, — интересно лишь на первых порах. Мы же хотим большего.

Справочник вирпила
  • БК — боекомплект.

  • ЛА — летательный аппарат.

  • ЛТХ — летно-технические характеристики.

  • РУС — ручка управления самолетом, именно ее и заменяет джойстик.

  • РУД — ручка управления двигателем.

  • Неустановившийся вираж — вираж, при котором скорость, угол крена или радиус виража не постоянны. Обычно этот вираж выполняется быстрее по сравнению с установившимся, скорость при выполнении такого виража быстро уменьшается.

  • Установившийся вираж — такой вираж, при котором скорость, угол крена или радиус виража постоянны.

Кроме того, нужно сказать о способе описания положения цели относительно нашего самолета. Представьте циферблат часов. Теперь нос самолета совместите с отметкой 12, тогда правое крыло укажет на 3 часа, а левое на 9. На 6 часов будет указывать хвост самолета. Вот почему летчики, предупреждая о наличии противника на хвосте, говорят: «шесть». Если в игровом чате вы вдруг увидите сообщение, состоящее из одних шестерок, — оглянитесь, возможно, именно вас предупреждают об опасности.

Перед вылетом

Я предполагаю, что со взлетом, посадкой, полетом по маршруту и работой с органами управления вы уже освоились. Если для вас все еще остается загадкой, когда и как использовать «нагнетатель» или «шаг винта», то ознакомьтесь с руководствами, приложенными к игре.

Это интересно: упрощенное определение шага винта звучит так: «расстояние, которое прошел бы винт за один оборот, если бы не было скольжения». Таким образом, при увеличении шага нагрузка на двигатель увеличивается. А значит, если, не изменяя наддува, увеличивать шаг, обороты двигателя будут уменьшаться — так же, как уменьшаются обороты двигателя в автомобиле при переключении на следующую передачу. Однако в «Ил-2» для достижения того же эффекта нужно уменьшать шаг винта. Почему? Разработчики просто назвали минимальный шаг винта максимальным, и наоборот. Кстати, то, что в игре названо «тяга», на самом деле называется «наддув». Это один изнескольких параметров, от которых зависит сила тяги. В принципе, все смоделировано правильно, но вот с терминами у разработчиков почему-то отношения не сложились.

Перед боем есть время полюбоваться пейзажем.

Если у вас есть техническая возможность, не задумываясь выбирайте сетевой режим, истребителю воевать с ботами неинтересно — искусственный интеллект игры примитивен, чего не скажешь о живых соперниках. Итак, для игры по сети понадобится следующее:

  • Стереогарнитура и установленная программа TeamSpeak RC2 для голосового общения. Даже если нет стереогарнитуры или микрофона, все равно ставьте эту программу, будете слушать эфир — тоже полезно.

  • Программа HyperLobby — незаменимая вещь для игры по сети. По сути, это чат с возможностью просмотра списка уже запущенных игровых серверов, а также многого другого. Поддерживает практически все боевые авиасимуляторы, включая «Ил-2» различных версий.

  • Программа IL-2 Compare (в народе «компарь») тоже не будет лишней. В ней можно посмотреть ЛТХ для любого самолета, представленного в игре в виде графиков, и провести сравнение ЛТХ двух боевых машин.

  • Естественно, джойстик. Хочу заметить, что играть с клавиатуры или геймпада можно. Можно даже наловчиться стрелять по ботам в оффлайне или неопытным вирпилам, но не более того!

Это важно: на момент написания этой статьи на большинстве игровых серверов используется версия «Ил-2» 4.08m. В hyperlobby — комната forgotten battles.

Боевые задачи

Даже самые юные вирпилы знают, что главное предназначение истребителя — ведение воздушных боев. Именно поэтому мы начнем знакомство с рассмотрения дуэльных ситуаций. Чего мы должны достичь в воздушном бою? Во-первых, обеспечить свою безопасность, во-вторых, занять такое положение, чтобы противник находился в зоне применения нашего вооружения, и, собственно, применить вооружение. Есть две принципиально разные тактики достижения этих целей — тактика углов и тактика энергии.

Тактика энергии — это создание преимущества в так называемой энергетической высоте. Создав преимущество в энергии, мы можем стать просто недосягаемы для противника, занять выжидательную позицию, в нужный момент атаковать и вернуться в исходное положение. Подробнее тактику энергии мы рассмотрим в другой раз, а все внимание уделим тактике углов.

В небе Покрышкин!

Тактика углов

Группа из восьми Ла-5 способна на многое.

Главная цель тактики углов — быстро выиграть угловое положение, другими словами, быстро развернуться на противника. Мы действуем так, когда самолет имеет меньшее время виража по сравнению с самолетом противника. Вроде все понятно: пережили лобовую, разошлись, выполняем боевой разворот в направлении неприятеля и за счет совершенства нашего самолета рано или поздно оказываемся у него на шести часах. Но что делать в бою на одинаковых или близких по своим ЛТХ самолетах? Тут и потребуется применение тактических приемов, которые мы рассмотрим ниже на примерах дуэльных ситуаций.

На заметку: под дуэльной ситуацией будем понимать бой на одном типе ЛА, когда противники равны по энергиям в начале боя и сходятся лоб в лоб (если не оговорено другое). Во всех примерах предполагаем, что оба противника применяют тактику углов.

Вообще, основной принцип тактики углов можно сформулировать так: мы предугадываем траекторию противника и направляем свой самолет в точку, в которой окажется противник в ближайшем будущем, — думаем и действуем на шаг вперед. Такое вот предсказание будущего, где вместо хрустального шара приборная доска и пулеметы!

Упреждающий разворот

Упреждающий разворот (далее УР) — эффективный прием тактики углов, позволяющий с первых секунд боя получить преимущество.

Представьте себе дуэльную ситуацию — мы сближаемся с противником. Начинаем выполнять разворот, когда дистанция между нами будет в пределах R<d<2R, где d — дистанция, а R — радиус виража (в случае боя на разных типах самолетов имеется в виду радиус виража самолета противника), то есть около 150-300 м. Если скорость достаточна (а в начале дуэли она достаточна), выполняем петлю, если скорости не хватает — делаем косую петлю или боевой разворот. В любом случае разворот нужно выполнять с набором высоты.

Это важно: разворачиваемся не влево, не вправо и ни в коем случае не вниз, только вверх! Это простое правило справедливо не только для УР.

Пе-2 — бомбардировщик с «истребительной» родословной.

Угол, который мы выиграем этим маневром, зависит от времени с начала выполнения УР до начала выполнения разворота оппонентом. Можно всего одним таким маневром сесть ему на 6 часов, если он растеряется. Если же вражеский вирпил начнет упреждающий разворот одновременно с вами (наиболее вероятное развитие событий), бой сведется к серии разворотов «нос к носу», во время которых можно и нужно снова выполнять УР.

Очень важно точно выбрать момент начала УР. Слишком рано — опасно, можно подставить противнику свое шестичасовое «мягкое место». Слишком поздно — тоже плохо, эффективность маневра снижается.

На заметку: если один самолет имеет небольшое преимущество в высоте, то самолеты называются «разделенными вертикально».

При выполнении УР можно и даже нужно создать вертикальное разделение, заняв позицию ниже противника. Вертикальное разделение должно быть в пределах R<d<2R (однако в случае боя на разных машинах здесь имеется в виду уже радиус виража нашего самолета). Таким образом, перед выполнением УР мы разменяем высоту на скорость. Значит, после выполнения УР наша скорость будет больше и мы быстрее сможем догнать противника. Кроме того, ракурс цели после выполнения УР с предварительным вертикальным разделением будет меньше, да и траектория у нас будет короче, чем при выполнении обычного УР.Это экономит время и энергию.

Представьте себе, как ваш противник летит прямолинейно. Если выполнить УР без предварительного вертикального разделения, через 1/2 петли мы окажемся на два радиуса виража выше противника. И нам придется довернуть еще градусов на 60-80, чтобы атаковать его, при этом ракурс цели будет от 2/4 до 3/4, что усложнит стрельбу. Выполняя УР с предварительным вертикальным разделением, выполнив ту же 1/2 петли, мы окажемся чуть выше противника. Вертикальное разделение после маневра будет менее радиуса виража. А это значит, нам нужно будет довернуть на угол менее 40 градусов, и ракурс цели будет менее 2/4. При идеальном выполнении такой маневр заканчивается строго на шести часах у противника.

Преследование с упреждением

Схематично преследование с упреждением выглядит так.

Это основной прием тактики углов, который полезно использовать при перехвате, так как он обеспечивает быстрое сближение с целью, даже если цель обладает большей скоростью. Преследование с упреждением (далее ПУ) — это такой способ преследования, при котором вы направляете свой самолет в упрежденную точку на траектории противника. Однако это и увеличивает ракурс цели. На схеме можно увидеть, как действует ПУ, цифрами отмечено положение самолетов через равные промежутки времени.

Представьте себе дуэльную ситуацию, когда мы находимся на шести часах у противника, но дистанция слишком велика для ведения огня. Скорости равны, и двигатели у обоих работают на форсажных режимах. Как быть? Если противник начнет выполнять какой-то маневр, нужно применять ПУ. Не важно, будет ли это вертикальный маневр или горизонтальный. В любом случае это дуга окружности, а значит, мы можем пройти более короткий путь по хорде этой дуги и приблизиться к противнику — так работает ПУ. Конечно, по идеальной хорде пройти не получится. Наша траектория будет также представлять дугу окружности, но с меньшим радиусом — эффект от этого не меняется.

Это важно: чем больше упреждение при ПУ, тем меньше радиус нашего виража и тем быстрее мы сближаемся с противником.

А вот другая ситуация — мы на 6 часах у более быстрого противника, наш ЛА имеет меньшее время виража, но проигрывает в скорости. Понятно, что радиус нашего виража меньше, чем у противника. И ничего больше не остается, кроме как применять преследование с упреждением, удерживаясь внутри виража неприятеля. Применяя ПУ, мы довольно быстро сближаемся и скоро сможем стрелять.

Так выглядит преследование с упреждением в бою.

Важно учесть, что наши траектории при таком маневрировании — это две окружности разного радиуса с центрами в разных точках. А значит, на каком-то участке эти окружности могут пересекаться. Вообще, это не обязательно, но чем меньше разница в радиусах виражей, тем больше вероятность пересечения. В бою это будет выглядеть так: максимально приблизившись к противнику, мы вдруг начинаем от него удаляться и проигрывать угол — он резво уходит в верхнюю полусферу. В этой ситуации можно еще больше подобрать штурвал на себя (если ЛТХ самолета позволяют), остаться внутри виража противника и продолжить преследование. Однако при этом мы еще больше погасим скорость, а это не принесет пользы в будущем.

Можно продолжить полет в прежнем режиме, и меньше чем через половину виража окружности снова пересекутся, мы начнем сближаться с противником и получим возможность атаковать. Второй способ предпочтительней в большинстве случаев.

Также эффективно применять преследование с упреждением при перехвате бомбардировщиков или разведчиков противника. Эти самолеты, как правило, движутся прямолинейно, а значит, легко вычислить упрежденную точку на их траектории и взять большое упреждение.

Нижний йо-йо

Йо-йо довольно сложно объяснить. Этот маневр был изобретен и доведен до совершенства знаменитым китайским летчиком Йо-Йо Непо Нимай. Он также не мог его объяснить, поскольку довольно плохо говорил по-русски. Но мы постараемся.

До этого мы рассматривали преследование с упреждением — маневр, выполняемый в одной плоскости с целью. Так вот, есть еще более агрессивный вариант этого маневра — нижний йо-йо. Его применяют, чтобы еще быстрее сблизиться с противником и получить преимущество в угловом положении.

Схема маневра «нижний йо-йо».
Так нижний йо-йо выглядит сверху.

Представьте, что мы с противником выполняем вираж в одном направлении, оба уже потеряли скорость в маневре. Наши траектории — две окружности с центрами в одной точке. Мы находимся на противоположных концах диаметра. Не прекращая выполнения виража, чуть дадим РУС по крену в сторону выполняемого виража (правый вираж — РУС вправо, левый вираж — РУС влево), создадим угол крена более 90 градусов, нос самолета опустится вниз, теперь прекращаем увеличение крена. Дальше продолжаем маневр как нисходящую часть косой петли. Снижаясь, размениваем высоту на скорость, при увеличении скорости время виража у нас уменьшается, мы быстрее доворачиваем на противника и сближаемся с ним. Продолжая маневр, переходим в набор высоты, и в восходящей части наши траектории пересекутся в какой-то точке. Заканчиваем маневр — снова даем РУС в направлении выполняемого виража, чтобы продолжить движение в одной плоскости с противником. Через несколько таких нижних йо-йо мы получим возможность обстрелять противника. На схеме показан маневр «нижний йо-йо» и положение противников через равные промежутки времени.

С каким креном выполнять нижний йо-йо и насколько при этом снижаться, решает сам летчик в зависимости от ситуации. Чем больше йо-йо (угол крена и потеря высоты), тем больший угол вы выигрываете. Кроме того, чем больше ваш йо-йо, тем больше у противника времени на применение контрмер. Как правило, лучше выполнить несколько маленьких нижних йо-йо, чем один большой. Нижний йо-йо увеличивает ракурс цели так же, как и преследование с упреждением.

Лобовая атака

Bf-109 состоял на вооружении не только в Люфтваффе, эти мессеры принадлежат финнам.

Лобовая атака, конечно, никакого отношения к тактике углов не имеет, но сказать о ней считаю более уместным именно сейчас. Лобовая атака — это самая плохая атака, стрельба в лобовой — это самая плохая стрельба. Почему? Потому что в лобовой мы даем менее опытному противнику возможность атаковать. Возможность, которую противник никогда не получил бы в случае более грамотных действий с нашей стороны. Что можно посоветовать в лобовой атаке? Отворачивать как можно раньше, за 700, а лучше 900 и даже 1500 метров. Если не получилось, то главное — не позволять противнику ведение прицельного огня. Нужно создавать угловые ускорения во всех плоскостях — чуть дать педаль, чуть дать РУС по крену и тангажу и, наблюдая трассы пулеметных очередей, ложащихся рядом с самолетом, надеяться, что шальные пули нас обойдут. Очень полезно создавать вертикальное и горизонтальное разделения на сведении. Это сорвет планы противника на лобовую, а нам даст возможность реализовать тактический замысел наиболее успешно. Кроме того, идущий в лобовую атаку тактик углов проигрывает борьбу за угол еще на стадии сведения, так как не может выполнить маневр «упреждающий разворот» и ему подобные.

Навязываем свою волю

Вы наверняка слышали, о том, что хороший истребитель навязывает противнику бой на своих условиях. Например, в дуэльной ситуации мы хотим навязать противнику бой в левом вираже. Для этого еще на этапе сведения нужно создать достаточное горизонтальное разделение, занимая позицию справа относительно противника. Он, скорее всего, начнет доворачивать в нашу сторону (чтобы не отдавать угловое положение), а значит, уже выполняет левый вираж; когда расстояние между нами будет чуть больше двух радиусов виража, также приступаем к выполнению левого виража. Задача решена, реализовываем свой замысел дальше!

Spitfire позволяет быстро выиграть угол и догнать противника.

«Поправки на высоту»

Противник уходит в верхнюю полусферу, но ненадолго, продолжаем полет в том же режиме.
На палубу сел корсар — его боятся враги, а летчики, которые на нем летают, боятся его даже больше.

В бою важно уметь правильно выбрать диапазон высот и скоростей для ведения боя. Дело в том, что мощность двигателя с высотой изменяется. К примеру, на высотах от 2000 до 3500 метров двигатель у Як-1б существенно теряет в мощности. Поэтому, на Bf-109G выгодно вести бой с Яком именно на этих высотах. Проследить зависимость мощности двигателя от высоты можно все по тому же IL-2 Compare. Для этого нужно открыть график зависимости максимальной скорости от высоты. Дело в том, что при прочих равных условиях скорость почти пропорциональна мощности двигателя. А значит, там, где на графике мы видим уменьшение скорости, происходит спад мощности двигателя, и наоборот.

Теперь давайте откроем график зависимости виража от скорости для Лагг-3 4 серии и BF-109G-2. Мы видим подавляющее превосходство мессершмитта над лаггом во всем диапазоне скоростей. Казалось бы, выиграть бой в вираже ЛаГГ-3 не может. Но это верно только тогда, когда мы маневрируем с одинаковыми скоростями. Теперь предположим, что противник на Bf-109 по каким-то причинам потерял скорость до 220 км/ч, при этом он выполняет вираж за 27,5 секунд. Мы же к началу боя располагаем скоростью 315 км/ч, при этом на выполнение виража у нас уходит 23,2 секунды. Выполняя установившийся вираж и сохраняя скорость, мы уверенно выигрываем у противника угол.

Из этих примеров видно, насколько важен правильный выбор высоты и скорости для ведения боя.

Немного о стрельбе

Из обучающих треков вы, конечно, знаете, что при стрельбе по воздушной цели нужно брать упреждение. Научиться делать это быстро и правильно — вопрос практики. Я дам несколько советов другого рода:

  • Экономьте БК, запомните: очередь в две-три секунды — это уже длинная очередь. Безумно приятно всадить в самолет противника сотню пуль и наблюдать, как падают к земле мелкие обломки того, что раньше было самолетом. Да, выглядит эффектно, но это неэффективно! Экономьте патроны для других противников, не стоит тратить их на тех, кто уже небоеспособен.

  • Не уверены в успехе — лучше не стреляйте вообще. Казалось бы, очевидный факт, но как часто новички, вместо того чтобы исправить ошибку прицеливания, буквально поливают цель огнем в надежде на чудо, расходуя боезапас впустую.

  • Чем ближе, тем проще. Поставьте сведение пушек на 150 метров, а пулеметов на 250. При таком сведении пушки будут эффективны на дистанциях до 300, а пулеметы до 500 метров. Прежде чем стрелять, подойдите к цели достаточно близко. Когда крылья вражеского самолета начнут выходить за пределы прицельного кольца, можно открывать огонь.

  • Смотрите на трассы. Довольно очевидный совет, но новичкам он пригодится: если ваша очередь прошла мимо, посмотрите, насколько ниже или выше цели пролетели трассы, и возьмите такое же упреждение. Еще одна короткая очередь, и снова смотрите на трассы.

  • Используйте сразу все оружие. На начальном этапе траектории разных боеприпасов очень близки. Значит, при стрельбе в упор можно брать одинаковое упреждение для пушек и пулеметов.

На заметку: мы выставляем сведение пулеметов больше для того, чтобы обстреливать противника на больших дистанциях, когда ведение прицельного огня (а значит, и причинение серьезного вреда) затруднено. Однако двух-трех попаданий может быть достаточно, чтобы испугать противника и спровоцировать на маневр уклонения от огня. Использовать это можно, чтобы догнать противника или спасти кого-то из наших союзников от вражеских очередей.


***

Сегодня мы обсудили основы тактики углов, но нам предстоит узнать еще довольно много, чтобы научиться полностью использовать возможности своей машины. Удачных вылетов и до новых встреч!

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
7.9
проголосовало человек: 237
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования