КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Борис Самарин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (80) июль 2008
вид для печати

Supreme Commander: Forged Alliance
Новая война

Жанр:
Разработчик:
Gas Powered Games
Издатель:
THQ
В России:
Бука
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет, локальная сеть
Игра:
Рейтинг: 91%
Дополнение:
Рейтинг: 80%

«Мир изменился... Я чувствую это в воде... Я чувствую это в земле... Я чувствую это в воздухе... Много воды утекло, и никого не осталось в живых, кто бы помнил...»

Галадриэль
(Дж.Р.Р. Толкиен, «Властелин колец»)

Великолепная стратегия Supreme Commander недавно получила продуманное и масштабное дополнение, принесшее массу интересных новинок. И дело тут не только в новой игровой фракции и дополнительных отрядах. Коренным образом изменилась экономика, усилилась авиация, а при глубоком рассмотрении начинают выясняться все новые и новые подробности. Вполне привычные танки, корабли и самолеты действуют совершенно по-другому, старые тактики перестают работать, когда-то практически бесполезные отряды внезапно оказываются востребованными, и это скопом обрушивается на игрока. Чтобы распорядиться всем этим максимально эффективно, надо понять суть изменений и найти им оптимальное применение. Этим мы и займемся.

А в синем небе ястребы кружились

Больше всего изменений перепало на долю авиации. Когда-то самолеты были всего лишь приятным дополнением к наземным войскам, а теперь стали грозной силой, с которой нельзя не считаться. Прочность отдельных единиц воздушной техники выросла в несколько десятков раз и практически достигла уровня танков! Жизнь пилотов стала проще и длиннее, теперь самолеты смогут поучаствовать не в одном воздушном вылете. Это особенно важно для бомбардировщиков — сейчас залпа батареи зенитных орудий часто уже не хватает, чтобы спустить наглеца на землю, а строительство большего количество зениток решает проблему лишь частично.

Лучшее средство от самолета — ...это другой самолет! Все, наверное, помнят перехватчики из оригинальной игры, узкоспециализированное и дорогое средство против бомбардировщиков, которое редко использовалось, потому что зенитки были лучше. Так вот, отныне перехватчики — это самое эффективное и надежное средство, справляющееся с бомбардировщиками гораздо быстрее и эффективнее ПВО, а главное — делающее это на расстоянии. Причина такой перемены в балансе проста — защита и вооружение всех воздушных объектов серьезно улучшились, ПВО тоже были усилены, но не так значительно. Теперь давайте перейдем от общего к частному и попробуем разобраться, что же изменилось в тактике использования авиации.

Первый уровень технологий

Ранее, на первом уровне авиазавода, мы могли активно строить воздушных разведчиков. Теперь же появился смысл создавать и перехватчиков с бомбардировщиками, потому что они стали гораздо полезнее. Первые теперь легко и быстро чистят небо от воздушной разведки, а вторые подрывают экономику, атакуя экстракторы материи.

Новая техника на этом уровне только одна, но зато какая! Кибраны получили легкий штурмовик «Фигляр» (Jester). В описании сказано, что он хорош для защиты базы, но его истинное предназначение, пожалуй, вовсе не в этом. «Фигляр» очень быстр и дешев, а потому буквально создан для атаки на экстракторы! Кибранам стоит приобрести парочку таких машин как можно быстрее, ведь чем раньше начнутся налеты на места добычи, тем сильнее пострадает вражеская экономика. И дело тут, естественно, не в стоимости экстракторов, а в недополученных единицах массы. В начале игры каждая единица ресурсов на счету, поэтому уничтожение «Фигляром» хотя бы пары экстракторов полностью его окупает. Конечно, появление у противника перехватчиков поставит на налетах крест, но до этого вы успеете основательно ему досадить. Более того, если перехватчики летают по предсказуемому маршруту, вполне реально сделать еще несколько налетов, аккуратно огибая зону их патрулирования.

Второй уровень технологий

Таран — оружие героев.

Самое интересное на этом уровне — летательные аппараты, совмещающие в себе таланты бомбардировщиков и истребителей. Ранее в них было мало толку, так как бомбили они слабенько, легко сбивались ПВО, а их пушки работали куда хуже зенитной артиллерии того же уровня. Сейчас их стоит строить, причем в больших количествах. Благодаря хорошей защите можно атаковать армию под охраной ЗСУ и выиграть, уничтожив зенитные орудия одним бомбовым ударом. Одновременно с этим они выполняют задачи перехватчиков, выслеживая и уничтожая бомбардировщики. В общем, очень рекомендую использовать, благо они сохраняют актуальность до конца игры.

Эоны не имеют таких многоцелевых воздушных машин, но тоже получили новую «игрушку» — истребитель «Ветер» (Swift wind). Это своеобразный боец, сравнительно дорогой и слабо бронированный, но с очень высоким уроном — 150 DPS (damage per second). В сочетании с высокой скоростью это позволяет ему играючи расправляться с любыми воздушными целями. Много таких самолетов брать не нужно, но несколько штук оправдывают себя практически всегда. На этом уровне никто не может так быстро и надежно остановить прорыв с воздуха, как «Ветер», а если противник очень увлекается бомбардировками, возможно, есть смысл наладить их массовое производство.

Третий уровень технологий

Трудно определить, какого типа эта подлодка, но можно сказать точно, что сейчас она отправится на дно.

На этом уровне припасено наибольшее число вкусных новинок, но принципиальных изменений тут немного. Стратегические бомбардировщики стали еще эффективнее, а продвинутые модели самолетов-шпионов все так же обязательны к использованию. Единственное серьезное изменение касается ненужных ранее истребителей-перехватчиков. Они теперь словно заново родились и представляют собой чуть ли не единственный адекватный ответ на тяжелые бомбардировщики врага. Системы ПВО третьего уровня теоретически должны справляться не хуже, но они начинают работать, когда авиация противника подобралась вплотную к базе и принялась делать свое черное дело. К тому же для охраны армии на марше они по понятным причинам не подходят.

Вообще, новую технику получили все игровые стороны, но больше всех досталось эонам. Их новый тяжелый штурмовик «Восстановитель» (Restorer) серьезно отличается от своих аналогов. В частности, его боевые системы «воздух — земля» не очень сильны, но зато ракеты «Фанатик» крайне эффективны против воздушных целей. Таким образом, «Восстановители» служат в качестве бронированных систем ПВО воздушного базирования с возможностью атаки наземных целей. Это сочетание полезнее, чем может показаться на первый взгляд. «Восстановители» можно производить в больших количествах, ведь они могут пригодиться как для защиты своей армии от ударов с воздуха, так и для атаки на войска противника. И еще один плюс — «Восстановители» можно производить с помощью авианосца «Курильщик». Поэтому создание большой группы таких машин займет меньше времени, чем постройка эскадрильи стратегических бомбардировщиков.

К сожалению, кибранские авианосцы не умеют строить «Шахтеров», загружать приходиться «вручную».

А вот самолет «Утешение» (Solace) далеко не так интересен, как другие образцы новой воздушной техники. Он всего лишь обычный торпедоносец, усиленный в три раза, и применяется соответственно. Однако помните, что главная цель торпедоносца — подводные лодки, а с надводными целями гораздо лучше справляются обычные стратегические бомбардировщики. Из-за сравнительной дороговизны и узкой области применения «Утешение» используется не часто. Много таких самолетов вам может пригодиться в двух случаях: если противник сделал ставку на большое количество субмарин или если у противника имеются подводные экспериментальные единицы — «Атлантида» или «Буря». В этих случаях «Утешение» проявит себя по-настоящему эффективно, а в остальных ситуациях можно обойтись чем-то подешевле.

Тяжелый штурмовик кибранов «Шахтер» (Wailer) — эффективная воздушная машина, рассчитанная на поражение наземных целей. Она снабжена лазером-дезинтегратором, наносящим очень тяжелые повреждения — 300 единиц урона в секунду. «Шахтер» способен атаковать и воздушные цели, но рассчитывать на это всерьез не стоит: оружие «воздух — воздух» слабое, и это не компенсируется ни точностью, ни скорострельностью. Пожалуй, главная особенность этого штурмовика — встроенный генератор помех, который создает на радаре противника множество ложных целей. Во-первых, это дает чисто практическое преимущество — ведь зенитные орудия дальнобойны и наводятся по показаниям радаров, а в случае «Шахтера» первые снаряды полетят в «молоко». Во-вторых — тактическое преимущество, так как на этом можно построить немало интересных трюков. Самый простой вариант — организовать перед атакой небольшой рейд парочки «Шахтеров», которые будут выглядеть как толпа враждебных целей. Противник пошлет свои войска для отражения эфемерного наступления и пропустит настоящее.

Десантная операция в самом разгаре.

Это интересно: локализаторы игры неплохо справились с работой. Качественная озвучка, литературный перевод названий. Но «Шахтер» — это как раз тот случай, где они откровенно дали маху. В оригинале штурмовик назывался «Wailer», что буквально переводится как «Плакальщик», и это понятно — создаваемые им помехи так и привлекают к себе внимание. Почему же локализаторы решили «перевести» его как «Шахтер»? Непонятно.

«Континенталь» (Continental) — очень полезный воздушный перевозчик ОФЗ (Объединенной Федерации Земли), с появлением которого можно забыть о других вариантах. Он способен одновременно перевозить до 28 единиц техники, причем делает это очень надежно — тяжелая броня и генератор щита здесь очень кстати. Совокупная прочность в 7000 единиц послужит хорошей гарантией, что его вместе с дорогостоящим грузом не собьют в пути. На нем также установлен целый комплект оружия: две плазменные пушки и четыре ракетные противовоздушные установки (что для транспортника совсем не характерно). Это позволяет «Континенталю» не только легко отбиться от нападения, но и принимать полноценное участие в наступательных операциях, поддерживая войска огнем и прикрывая их от воздушных атак.

На поле боты грохотали, кибраны шли в последний бой

В рядах сухопутных войск произошло не так много изменений. Этот компонент игры был изначально хорошо сбалансирован и поменялся в основном количественно. Добавилось несколько новых образцов техники, что привело к появлению новых тактик. Прилично расширился ассортимент артиллерии и тяжелых роботов. Появилась возможность выбирать между разными подвидами одного и того же типа вооружения.

Всевозможные мобильные системы ПВО стали менее эффективны из-за повышения живучести авиатехники. Зенитки не были полностью вытеснены, но теперь жизнь их стала куда труднее — массовые налеты бомбардировщиков не остановить даже пропорциональным количеством зенитных орудий. Причем если раньше даже зенитные пушки первого уровня справлялись с отстрелом высокоуровневых самолетов, то теперь они очень быстро теряют актуальность, и их нужно вовремя заменять зенитной артиллерией.

Нельзя также не отметить сильно переработанные характеристики некоторых отрядов второго и третьего технологических уровней. В результате отряды одного типа у разных рас стали сильнее отличаться.

Первый уровень технологий

На этом уровне не появилось никаких новых бойцов, но тут нет ничего удивительного. Начальный период длится очень недолго, и серьезных сражений в это время не бывает. Если вы используете перехватчики, то ослабевшие зенитки первого уровня не очень нужны. Вместо них лучше построить побольше артиллерии.

Второй уровень технологий

Враг не пройдет.

Здесь самые серьезные изменения произошли у тяжелых танков. Расы стали сильнее отличаться. «Оплоты» ОФЗ и «Носороги» кибран стали примерно равными по возможностям, но у первого выше защита, а у второго — урон. «Обсидианы» эонов получили приличное бронирование. Теперь при сбитом защитном поле они не погибают от одного выстрела. Фактически «Обсидианы» перешли в иную весовую категорию, так как стали примерно в два раза сильнее и дороже обычного тяжелого танка. Правда, появились и недостатки — пушки стали гораздо мощнее, однако их скорострельность серьезно упала. Против слабых, но многочисленных машин «Обсидианы» лучше не применять.

Среди новых отрядов второго уровня появилось много принципиально новых видов оружия, например, передвижные бомбы кибран или боевой инженер ОФЗ.

Сапер «Электрик» (Sparky) — пополнение в стане инженерных войск ОФЗ. Он доступен к производству со второго уровня и служит для возведения оборонительных укреплений непосредственно у линии фронта. Коренные отличия от обычного инженера второго уровня следующие: «Электрик» способен возводить только оборонительные сооружения, он может постоять за себя (повышенная защита и пушка). Кроме того, у него есть генератор помех.

Есть и серьезный недостаток — он не может возводить экстракторы. Однако это отчасти компенсируется тем, что способность к захвату зданий у него не отобрали.

Пушка «Электрика» очень скорострельна, но не очень мощная, примерно в полтора раза сильнее, чем у среднего танка. В одиночку от тяжелого танка ему не отбиться, но от легкого робота — вполне. Генератор помех очень полезен и применяется аналогично генератору помех «Шахтера», тяжелого штурмовика кибран. С помощью одного лишь «Электрика» мы можем сымитировать атаку наземными войсками и отвлечь противника от основного направления удара. К тому же «Электрик» в составе армии снижает эффективность артиллерии врага. Наводясь по показаниям радара, она будет часто бить по ложным целям, создаваемым нашим сапером.

Мы видим трех безобидных «Электриков», враг же наблюдает на радаре целую армию.

Мобильная бомба «Огнецветка» (Fire beetle) — новое оружие кибран, не имеющее прямых аналогов у других рас. Это средне бронированные очень быстрые роботы, взрывающиеся при приближении к противнику и наносящие 1200 единиц урона в большом радиусе. Применять их и сложно, и просто. С одной стороны — они быстрые, с другой — их прочности не всегда хватает, чтобы преодолеть расстояние до противника и не погибнуть. Особенно обидны ситуации, когда группа «Огнецветок» еще на подходе накрывается метким залпом артиллерии. Чтобы избежать таких ситуаций, надо водить вместе с ними генераторы маскировки «Жулик» и разделять роботов на несколько групп.

Полезность этого оружия зависит от длительности игры. Сперва они неплохи, хоти и не слишком удобны, но позже им на смену приходят более эффективные войска.

Новая боевая единица эонов, штурмовой танк «Пламя» (Blaze) представляет собой вариант тяжелого танка. Его отличительные черты — скорострельные точные пушки и очень высокая скорость с маневренностью. Основное назначение — поддержка утяжеленных «Обсидианов». Последние слишком часто изводят свои мощные выстрелы на слабых или покалеченных бойцов противника, и часть урона уходит впустую. Чтобы этого избежать, достаточно включить в войско хотя бы несколько танков «Пламя», которые будут добивать покалеченную технику.

Еще одна область применения — ликвидация небольших прорывов и предотвращение диверсий. Мало какая наземная техника способна так быстро сблизиться с целью и начать атаку. К тому же у «Пламени» очень высокая маневренность, и они могут передвигаться по воде.

Третий уровень технологий

Больше всего новых видов войск приходится на последний уровень фабрики наземных войск. Оно и понятно, ведь техника этого уровня очень эффективна и используется до самого конца игры, уступая только экспериментальному оружию. Также на этот уровень пришлось больше всего изменений в характеристиках старых отрядов.

Начнем с тяжелых роботов, основной ударной силы на данном этапе.

Всех убил — один остался.

«Предвестник» эонов был неплохой боевой машиной, хотя и проигрывал по эффективности своим аналогам. Теперь все изменилось. Модернизированный «Предвестник» стоит намного дороже обычного тяжелого бота, но при этом имеет превосходную огневую мощь и защиту. Ключевые изменения — появление силового щита прочностью 3900 единиц и увеличение урона лазера на 50%. Из просто хорошего оружия «Предвестник» стал превосходным.

Кибранские «Верные» тоже серьезно изменились. Они стали еще больше походить на каких-то берсерков и представляют собой мощный, но слабо защищенный одноразовый отряд прорыва. Эффективность оружия и, что важнее, скорость передвижения серьезно выросли. Они также получили способность не только обездвиживать окружающую технику, когда уничтожают какой-то отряд, но и наносить ей приличный урон. Достаточно хотя бы нескольким таким бойцам подойти в упор к противнику, и ему не избежать потерь. В этом они схожи с «Огнецветками», но гораздо полезнее за счет наличия оружия, системы защиты от ракет и большей живучести.

Хоть стоимость «Верных» и выросла, а прочность упала, итоговая эффективность серьезно поднялась. Рекомендуются к применению в больших количествах. Очень хороши при правильном применении: удар на себя примут, от ракет защитят и после смерти противнику серьезно напакостят. Кибранские главнокомандующие останутся довольны.

Тяжелый штурмовой бот «Персиваль» (Percival) — представитель нового типа войск Обьединенной Федерации Земли. Отличается от штурмового осадного бота «Титан» в основном количественно: стоимость больше в два раза, урон в три, защита — также в три раза. Скорость упала в полтора раза. Может преодолевать водные преграды вброд.

В итоге получаем странную конструкцию — очень эффективную в ближнем бою, но с ничтожной скоростью передвижения. Применяются они совсем иначе, нежели просто тяжелые роботы третьего уровня. Их предназначение — десантные операции. У Федерации Земли на вооружении состоят прекрасные транспортные корабли «Континенталь», вот с их помощью и надо переправлять «Персивалей» к линии фронта. Попытка добраться до базы на своих двоих едва ли может закончиться успехом. Либо артиллерия, либо самолеты обязательно разгромят группу ваших роботов еще на подходах.

Можно также совершать удары в тыл противнику, обходя его базу под водой. Это экзотическая, далеко не всегда окупающаяся тактика. Беззащитность и медлительность роботов под водой делают их лакомой добычей для подводных лодок и торпедоносцев.

Кибранский «Кирпич» (The brick) очень похож на своего коллегу из Федерации, но применяется иначе. У кибранов нет таких надежных воздушных перевозчиков, и, наверное, именно поэтому им выдали кое-какое подводное вооружение. А именно — торпедный аппарат и систему противоторпедной защиты. Оба этих устройства работают на порядок менее эффективно, чем аналоги, установленные на подводных лодках, но у «Кирпича» преимущество в защите. Впрочем, не стоит их переоценивать, от серьезной подводной атаки им не отбиться, и потому полагаться надо в первую очередь на скрытность. При передвижении под водой необходимо учесть возможные маршруты патрулей противника, а также ввести в авангард группу ударных подлодок. При штурме базы с тыла главное — побыстрее добраться до вражеского щита, после чего можно безнаказанно разобрать базу изнутри. Тактика эта рискованная, но иногда обеспечивает легкую победу за счет внезапности.

Также отметим куда большую эффективность «Кирпича» в ближнем бою, что достигается за счет высокой скорострельности орудий. Пока «Персиваль» только перезаряжает свою пушку, «Кирпич» успевает расправиться с парочкой танков противника.

Хана подкралась незаметно...

Это интересно: при игре против живых противников имеет место быть следующий эффект. Когда противник видит группу «Кирпичей» в составе войска, он часто всеми силами старается уничтожить их, при этом совершенно игнорируя другую технику. А так как «Кирпичи» крайне живучи и способны протянуть очень долго, это спасает более слабые, но не менее полезные войска, например, «Верных».

«Фантом» (Sprite striker) — это новый тип артиллерии, названный «ботом-снайпером». Его преимущества — большой урон отдельного выстрела, чрезвычайно высокая точность и скорость передвижения по сравнению с обычной артиллерией третьего уровня. Недостатки — высокая стоимость производства и отсутствие побочного урона. Применяться такой тип войск может по-разному, но он особенно эффективен против медленных, хорошо защищенных машин противника. Это все сухопутные экспериментальные отряды, а также тяжелые роботы. Обычно такие войска двигаются небольшими группами, сказывается дороговизна. Потому «Фантомы» оказываются в такой ситуации гораздо эффективнее тяжелых орудий, ведь мощность отдельного выстрела у них гораздо выше. Кроме того, они очень мобильны и способы постоянно менять позицию, а в случае опасности — быстро отступать. На этом их свойстве можно построить интересную тактику — создание из таких ботов мобильных диверсионных групп, разрушающих экстракторы и атакующих войска на марше. Сделав несколько выстрелов, группа передвигается в другое место и продолжает атаку. Враг несет большие потери, но не может определить направление атаки, а даже если определит... «Фантомов» в этом месте уже и след простыл. Единственная угроза для таких диверсантов — авиация противника, поэтому вместе с ними стоит взять несколько зенитных орудий. Пара тяжелых танков тоже не помешает, в случае чего они должны принять на себя удар и дать возможность снайперам отступить.

Залп батареи «Острий». Эффектно и эффективно.
«Мал фантом — да кусюч.»

Ппередвижная ракетная платформа «Острие» (Spearhead) — еще один образчик высокоточной артиллерии, доставшийся Объединенной Федерации Земли. По своим возможностям схож с «Фантомом», но его выгодно отличает сравнительно невысокая цена и чуть большая дальность стрельбы. К недостаткам относятся не очень высокая точность ракет и меньший урон. В целом это неплохая альтернатива тяжелой САУ «Разрушитель». Примерно зная, что создаст враг, мы можем соответственно скомпоновать свою армию. Если противник увлекся малочисленными высокотехнологичными бойцами, «Острия» сработают очень хорошо. Если же он сделал ставку на большую армию, то лучше использовать старые добрые «Разрушители».

Еще одна проблема заключается в том, что существуют войска, способные сбивать тактические ракеты. Это кибранские «Верные». Как правило, они используются в больших количествах, а потому применять против кибранов лучше всего «Разрушители». Иначе вы рискуете столкнуться с ситуацией, когда атаки целой батареи ваших «Острий» раз за разом не достигают цели.

Море, море, лик бездонный...

Каких-то особых революций в морском флоте с выходом дополнения не случилось, но все же изменения в характеристиках авиации и зенитного оружия не прошли бесследно. Противовоздушное оружие эсминцев и линкоров стало гораздо менее актуально и теперь не может служить адекватной защитой. Значит, нам нужно использовать специализированные корабли, а еще лучше — дополнять их истребительной авиацией.

Среди появившихся отрядов много новых типов вооружений, вносящих разнообразие в тактику. К примеру, с появлением более эффективных подлодок стало реально составить из них большой и мощный флот. А несколько видов катеров поддержки, введенные дополнением, сближают флот и сухопутные силы, позволяя снабдить корабли маскировкой и дополнительной защитой.

Первый уровень технологий

Новых боевых единиц на этом уровне не появилось, что вполне естественно.

Второй уровень технологий

Серьезных изменений старых кораблей здесь нет, но значимость некоторых из них возросла. К примеру, эсминцы стали еще важнее для флота из-за появления нового типа субмарин. Раньше подводные войска не представляли опасности для высокоуровневых кораблей, и специальной защиты от них не требовалось. Теперь же большая группа новых «Гесперов» или «Барракуд» способна легко пустить на дно парочку незащищенных линкоров. Конечно, можно бороться против подобного подобным, то есть охотиться подлодками на подлодки. Но, как ни крути, эсминцы оказываются эффективнее и надежнее. Подводная лодка против эскадренного миноносца — это без шансов. Вообще, корабли среднего уровня стали сейчас эффективны как никогда. Флот, составленный только из крейсеров и эсминцев, может выполнять практически любые боевые задачи, способен эффективно противостоять как воздушной, так и подводной угрозе, чем не могут похвастаться более крупные корабли.

Противолодочный корабль «Геспер» (Vesper) — хорошая подводная лодка, эффективно поражающая корабля противника, и по сути — модификация «Сильфиды». Уровень брони, наносимый урон и цена увеличились примерно в три раза. Соответственно, с появлением этой подлодки о «Сильфиде» можно забыть. Из качественных изменений хочется отметить появление системы противоторпедной защиты, которая неплохо работает, сбивая по одной торпеде в четыре секунды.

Способов применения «Гесперов» несколько: патрулирование водных территорий, конвоирование своей эскадры, атака на незащищенные корабли и верфи. Последний способ наиболее действенен. Если корабль не имеет эффективного антиподлодочного вооружения, он обречен, ведь ничего против субмарины он сделать не может, а та ежесекундно наносит ему существенный урон. При этом спастись бегством тоже невозможно, так как неспециализированные корабли могут обнаружить подлодку только тогда, когда она уже вышла на дистанцию пуска торпед.

Во многом аналогичный «Гесперу» противолодочный корабль «Барракуда» (Barracuda) имеет ряд специфических отличий. Во-первых, по сравнению с «Геспером» у нее намного выше урон, но ниже защита. Во-вторых, «Барракуда» имеет систему маскировки, позволяющую ей прятаться от сонаров противника. Абсолютно невидимой она не становится, но обнаружить ее в замаскированном состоянии значительно труднее. При охоте на флоты это вдвойне полезнее, так как позволит проплыть незамеченным недалеко от эсминца или другой подлодки. Проникнув в охраняемое водное пространство, можно будет безнаказанно атаковать верфи и только что построенные корабли. Правда, следует помнить, что, если вражеский корабль окажется на небольшом расстоянии, он может заметить подлодку.

Стрелять красиво не запретишь...

В целом для диверсионной деятельности против беззащитных объектов «Барракуда» подходит идеально, а вот для прямого столкновения с серьезным противником — не слишком. Сказывается слабая защита и неэффективная система противоторпедной защиты. Что ж, вполне в стиле кибран.

Катер-глушитель «Русалка» (CI:18 Mermaid) — еще один свежий инструмент диверсий, появившийся во флоте кибран. Легкое быстроходное судно, генерирующее поле, которое скрывает любые ваши корабли от радаров противника. От визуального обнаружения и всеволнового радара, разумеется, не спасает. На первый взгляд кажется, что кораблик не шибко нужный. Но вскоре выясняется, что «Русалка» обеспечивает серьезное преимущество при непосредственном столкновении! Все дело в том, что корабли имеют очень высокую дальнобойность по сравнению с наземными отрядами, но их радиус обзора приблизительно такой же. Соответственно, в начале боя их орудия делают первые залпы по показаниям радара, а если противника не видно, значит, и огонь не будет открыт. То есть у кибранского флота с «Русалкой» появляется право первого залпа в морском бою, а это не то преимущество, которое стоит игнорировать.

В применении «Русалки» нет ничего сложного. Достаточно аккуратно вести ее примерно в середине эскадры, следя за тем, чтобы корабли не выходили за радиус действия поля. На большую эскадру потребуется больше «Русалок», и поэтому есть смысл использовать построение. Искусственный интеллект равномерно распределит их, и все будут довольны.

У «Русалки» также есть система защиты от торпед, работающая в пять раз эффективнее, чем системы «Барракуды». Это позволяет «Русалкам» принимать пассивное участие в боях флота против субмарин противника, сбивая приближающиеся торпеды.

Торпедный катер «Купер» (Cooper) — это новая боевая единица ОФЗ, ориентированная на борьбу с подводными лодками. Легкобронированный и быстрый кораблик, несущий мощный торпедный аппарат и системы защиты от торпед, представляет для субмарин противника серьезную угрозу. Урон у него приблизительно такой же, как у «Геспера», но системы противоторпедной защиты работают куда лучше. Вообще, в прямой схватке он побеждает подводную лодку без труда, но у него есть и серьезные недостатки, главный из которых — «близорукость» сонара. Впрочем, выбора здесь нет, «Купера» придется использовать, так как другой защиты от подводных лодок у ОФЗ нет. Торпедное вооружение их эсминцев чисто номинально, и потому конвой из «Куперов» должен быть обязательным элементом любого флота.

Несмотря на то, что его торпедные аппараты очень мощные, для битв флотов он не очень подходит. Эсминец класса «Исход», к примеру, расправляется с ним двумя выстрелами. Поэтому, как только дело дошло до столкновения двух эскадр, лучше увести «Куперов» под защиту более мощных кораблей.

Аналог наземного генератора щита «Колпак», катер-заградитель «Оплот» (Bulwark) служит для защиты ваших кораблей от атак противника. Вроде бы то же самое, что и сухопутный генератор щита, но есть отличия. К примеру, защищает он не от всех видов оружия — торпеды остановить не может, и в бою против подводного флота толка от него не будет.

Полезность его не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Все дело в том, что стоит он ненамного дешевле эсминца, а прочность его поля примерно такая же. Конечно, поле спасет мелкие корабли от быстрого уничтожения, но крупным кораблям оно помогает слабо. Почему так? Удар почти никогда не удается сделать концентрированным, он как бы «размазывается» по кораблям, а щит ловит абсолютно все снаряды на себя. Но как только батарейки щита «садятся», гибнет и его носитель — 750 единиц прочности не располагают к долгой жизни. Однако тут есть еще один важный нюанс — в то время как «Оплот» будет просто стоять и поглощать урон, эсминец сможет принимать самое активное участие в бою, то есть он и принимает урон, и наносит сам! В общем, стоит несколько раз подумать, прежде чем предпочесть еще одному проверенному временем эскадренному миноносцу хитроумный носитель защитного поля.

Третий уровень технологий

Редкая ситуация — подбитые линкоры подошли совсем близко и стреляют в упор.

Первое, что хотелось бы отметить, — авианосцы стали гораздо полезнее. Причин тут сразу несколько, первая и самая главная — возросшая роль авиации. А раз авиация стала активно использоваться, то появилась нужда в средствах поддержки, передвижных аэродромах. Вторая причина — повышение скорости производства всех мобильных фабрик. Отныне те же авианосцы способны создавать самолеты в пять раз быстрее наземных заводов! То есть мы имеем еще одну причину их строить — авианосец заменяет сразу несколько заводов последнего уровня, а ведь он еще и двигается и может защитить себя! Правда, полностью заменить наземные заводы он не способен. К сожалению, производственные возможности авианосцев теперь сильно ограничили, отныне они могут производить стратегические бомбардировщики и некоторые другие виды высокоуровневых самолетов. Меньше всего пострадали от этого эоны — их «Курильщику» дали возможность производить все три вида новой воздушной техники, и там есть средства на все случаи жизни.

Второе важное изменение коснулось линкоров: теперь гиганты морей стоят намного дешевле, но и мощь их вооружения ослабла в разы. А вот прочность осталась на том же, очень высоком уровне. Пожалуй, это правильно, раньше линкоры были своеобразным аналогом экспериментального оружия — строились долго, стоили дорого и иногда в одиночку могли выиграть битву. Ситуация в дополнении сгладилась еще и тем, что появились неплохие высокоуровневые корабли, способные иногда послужить хорошей заменой линкору, притом что стоят дешевле. Такие новинки достались только эонам и ОФЗ, но и кибраны не в обиде, так как их линкор был и остается самым универсальным кораблем игры.

Ракетоносец «Ливень» (Torrent class) — новый корабль, который можно строить на верфях эонов. Основное его вооружение — две пусковые установки ракет «Змей», которые выстреливают на очень большое расстояние и наносят серьезный урон по площади. «Ливень» подходит для атаки на наземные объекты даже лучше линкора и стоит при этом дешевле. Но, с другой стороны, в морском бою он не так хорош — броня подкачала.

Еще одна его выдающаяся особенность — наличие четырех (!) систем защиты от торпед «Квазар». Это очень и очень хорошее подспорье в борьбе против субмарин. Сам «Ливень» в одиночку не отобьется от подлодок, так как торпед у него нет, но в составе эскадры он будет обеспечивать хорошее прикрытие.

Атака на беззащитный «Ливень» прошла успешно...

Следует помнить, что ракеты можно сбивать, и противник очень часто будет это делать, так как системы противоракетной защиты всегда есть как на кораблях, так и на базе. Именно поэтому «Ливни» лучше всего применять не поштучно, а небольшими группами. Чем больше ракет будет пущено, тем больший процент не будет сбит.

Линейный крейсер «Нептун» (Neptune class) — это более дешевый и узкоспециализированный аналог линкора «Пик», ориентированный на сражение между кораблями. От линкора его отличает меньшая дальнобойность орудий и защита, но зато скорость и наносимый урон тут гораздо выше. Это делает «Нептун» прекрасным боевым кораблем, полезным в небольших количествах, так как полностью заменить линкор он не в состоянии. Виной тому меньшая дальность стрельбы, из-за которой атака базы с воды зачастую невозможна. Корабль также способен оказывать сопротивление подводным лодкам и защищаться от тактических ракет.

В применении есть одна тонкость, которая связана с тем, что его орудия имеют весьма необычный темп стрельбы. Выстрел представляет собой атаку лучом, длящуюся несколько секунд и наносящую интенсивный урон, после чего идет очень долгая перезарядка. Синхронный залп двух орудий «Нептуна» наносит огромные повреждения, и потому его действия необходимо контролировать — вручную назначать оптимальную цель для атаки. В противном случае вы будете регулярно наблюдать ситуации, когда ваш корабль изводит мощнейший залп обоих орудий на слабую или уже поврежденную цель, и большая часть урона окажется потраченной впустую.

Обстреливать береговую линию «Нептуны», конечно, могут...
...но борьба с кораблями у них получается куда лучше.

Мой дом — моя крепость

Хаос войны будущего.

В игре появилось несколько видов новых оборонительных сооружений, но описывать их подробно нет смысла. Каждое из них — это просто усиленная модификация уже существующих аналогов. Соответственно, у кибранов это усиленный торпедный аппарат, у ОФЗ — защитная пушка, а у эонов — артиллерийский комплекс. Различия проявляются в основном количественно, но есть и некоторые особенности. Так, кибранский торпедный аппарат «Хармс» (Harms) оснащен встроенным сонаром, а «Избавление» (Salvation) эонов вместо одного мощного выстрела делает множество слабых. В игре также появились средства дополнительного обзора — «Глаз Рианны» (Eye of Rhianne) эонов и «Прорицатель» (Soothensayer) кибран, но, как мне кажется, смысла в них нет. Каждую секунду тратится баснословное количество энергии, которое вы бы могли пустить на создание такого количества воздушных разведчиков, что в небе было бы не протолкнуться. Широкий обзор — это хорошо, если бы не такие колоссальные расходы на содержание. Может быть, новичкам, не справляющимся с контролем воздушных патрулей, они и пригодятся, но всем остальным лучше воздержаться от таких построек.


***

Итак, мы разобрали все основные изменения, коснувшиеся старой техники, а также рассмотрели новые виды войск. Теперь вы знаете, на что способен каждый из ваших бойцов, и сможете найти им максимально эффективное применение на поле битвы. За кадром осталось экспериментальное оружие и способы борьбы с ним, а также новая сторона конфликта — серафимы. Эти немаловажные аспекты дополнения нельзя обойти вниманием, и мы их обязательно рассмотрим в другой статье.

Хочу поблагодарить Олега Красноперова (ака Сот) за помощь в написании этого материала.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.4
проголосовало человек: 396
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования