КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Михаил Иванов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (80) июль 2008
вид для печати

Medieval II: Total War - Kingdoms
Путь в светлый Ренессанс

Жанр:
походовая стратегия / тактика в реальном времени
Разработчик:
Creative Assembly
Издатель:
SEGA
В России:
Soft Club
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
за одним компьютером, локальная сеть, интернет
Игра:
Рейтинг: 83%
Дополнение:
Рейтинг: 95%

В этой статье мы поговорим об управлении компьютерным средневековым государством, сосредоточив основное внимание на дебюте. Именно в начале игры каждое решение имеет принципиальное значение, и потому цена ошибки наиболее высока. Позднее, когда вам уже удалось развиться, накопленное преимущество не даст проиграть из-за единственной ошибки.

Финансы и статистика

Развитая экономика — ключ к победе. Я считаю финансовое положение государства хорошим, если на каждом ходу во всех поселениях идет строительство и при этом остаются деньги на наем войск. Конечно, бывают исключения — например, построить с пользой для дела попросту нечего, а численность населения еще не оправдывает возведение новых стен или прокладку метро. Пока у вас пара городов, а начальный капитал проесть не успели, вы можете даже накапливать средства — особенно если начинаете с одной-единственной провинции, как в кампании за Русь. Но когда у вас уже пять-семь поселений и в каждом нужно строить здания ценой 2000-4000 у.е., а соседи со всех сторон наглеют на глазах и нужно срочно нанимать новые войска — к нам приходит дефолт. Почти наверняка на какое-то время о постоянном развитии всех поселений приходится забыть. Главное в этой ситуации — удержать численность армии и агентов на минимально необходимом уровне: перебросить войска из внутренних областей к границам, не покупать ненужных священников и дипломатов — в общем, любой ценой сократить расходы государства. Если не избежать битвы, в которой погибнет половина вашей армии, — лучше, если она состоится сейчас, а не через два хода; ожидание нанесет по вашему бюджету не меньший удар, чем потеря этих войск.

Это интересно: в аналогичной ситуации находилась Англия перед прибытием Непобедимой Армады. Лорд-казначей говорил: «Если мир невозможен, пусть лучше враг не медлит, потому что ожидание буквально пожирает нас». Солдат и матросов было нечем кормить, ядер и пороха не хватало, а горожане были недовольны постоянными учениями и службой у сигнальных маяков. Но кончилось все хорошо... для Англии.

Стройте только то, что будет приносить прибыль, даже если есть риск нападения противника — важнее всего как можно быстрее вернуться в правильный режим работы экономики. Позднее вы можете столкнуться с другой бедой, менее очевидной, — в вашей сокровищнице скапливаются десятки тысяч. Это говорит только о том, что вы неэффективно расходуете средства — например, недокармливаете армию.

Новые стены

Париж долгое время был столицей Франции лишь номинально, на самом деле особого значения для королей он не имел. Ситуация изменилась в конце XII века, когда Филипп-Август решил, что Франция должна быть великим государством, достойным сравнения с античными (тронное имя, как вы понимаете, он взял себе не случайно). И как Рим свидетельствовал о мощи державы Августа, так и Париж должен достойно представлять Францию. Появляется легенда о том, что город был основан сыном царя Приама — Парисом, а французы — потомки троянцев. Но одной легенды мало — надо подкреплять ее внешним видом. И в 1190-1215 годах вокруг города возводится стена Филиппа-Августа, которую современники считали одним из чудес света. Правобережную часть профинансировали купцы, левобережная строилась за счет короны (которая, кстати, поскупилась).

Стена была около пяти километров длиной, три метра в толщину у основания и шесть-восемь метров высотой, включала семьдесят одну башню и двенадцать ворот. На правом берегу она была прикрыта рвом, в который пустили воду из Сены, левому пришлось довольствоваться живой изгородью. Кроме того, король приказал замостить все ведущие к городу дороги. Ему же мы обязаны постройкой Лувра — тогда крепости на северо-восточной, обращенной к англо-норманнским владениям, оконечности стены. Война эту стену на прочность не испытала, и постепенно она исчезла, поглощенная растущим городом. Сейчас от нее остались лишь небольшие фрагменты.

После поражения при Пуату в ходе Столетней войны в 1356 году городские власти принялись за сооружение новой стены, названной стеной Карла V: старая уже не могла защитить разросшийся город. Строительство длилось до начала XV века, и под защитой оказались 439 гектаров площади, в том числе сельскохозяйственные районы — в полтора раза больше, чем раньше, — и 80% парижан. Впрочем, левый берег так и остался защищенным весьма слабо. Отличительной особенностью новых сооружений стала их ширина: ряды глубоких и широких рвов могли тянуться на сотню метров. На восточной оконечности была построена новая крепость — Бастилия. Парадоксальным было то, что новая стена служила в два раза меньшему числу жителей — в течение всего XIV века население неуклонно сокращалось (напомним, шла война, а в 1348-1349 годах на город обрушилась чума) и в среднем составляло около 90000 человек. Несмотря на обилие новых ворот, многие из них были всегда закрыты, а то и заложены кирпичом.

Города и доходы

Города — неиссякаемый источник радости для экономиста и головной боли для стратега. Население платит налоги (без энтузиазма), торгует (если нет войны или чумы), строит (в основном для своего собственного удовольствия в самом прямом смысле). Большая часть зданий — ратуши, трактиры, казармы — нужна для улучшения настроения жителей. Но если поддерживать его достаточно высоким, золотой ручеек наберет мощь и будет давать сумму, на которую когда-то все государство могло жить с год, — уже в районе пятидесятого хода город может приносить больше 4000 флоринов.

А на самом деле: в Medieval международной валютой стали флорины, что вполне соответствует истине. Это были первые с VII века золотые монеты (содержали 54 грана, или 3,5 грамма золота), выпускавшиеся в Европе в значительных количествах. Их начали чеканить во Флоренции в 1252 году, и по мере расширения сети флорентийских банков они играли все большую роль в международной коммерции, вытесняя серебряную марку. В XIV веке копии этой монеты чеканились в 150 государствах, причем большая часть — в Венгрии, под названием форинт. Ведь до открытия Америки именно Венгрия была основным поставщиком золота в Европе.

Флорин. На аверсе — лилия, символ Флоренции, на реверсе — Иоанн Креститель.
Тут железный рудник, там мраморный карьер... Горчичная шахта точно должна быть где-то рядом!

Как я уже сказал, важнейшие источники дохода в городе — налоги и торговля. Не упомянул я про земледелие и горное дело. Последнее в Kingdoms стало куда более важным и распространенным, чем до выхода дополнения. Сравните сами: раньше мы могли строить только золотые или серебряные рудники (а месторождений — раз-два и обчелся), и, к примеру, серебро давало 200 флоринов в ход. Теперь не обходят вниманием менее благородные ископаемые — например, железо и уголь, встречающиеся гораздо чаще. А серебряные рудники будут давать 660 флоринов. Естественно, постройка шахт стала очень важной задачей на ранней стадии игры — она окупится уже через несколько ходов. Что важно, этот доход фиксирован и не зависит от капризов погоды, как урожай. Ну а ранее мало кому интересный навык губернатора, увеличивающий доход от труда стахановцев, может принести немалую прибыль.

Земледелие — тоже исключительно важная область городского хозяйства. Про разведение свинок и коровок в городских условиях нам ничего не говорят, но вот приусадебные участки жителей нужны не только для формирования ВНП, но и для их душевного спокойствия. Переходя на игровую терминологию, сельское хозяйство влияет на здоровье населения, а здоровье влияет на рождаемость и настроение. Прирост населения ведет к увеличению собираемых с народа податей и развивает город, а хорошее настроение позволяет избежать бунта при высоких ставках налогообложения. Кроме того, поля — ваш несгораемый вклад в собственную экономику: их не может разрушить забежавший враг, они сохранятся, если вы превратите город в замок, и они будут давать больший или меньший (по погоде) доход всегда. В общем, мечта аграриев: первым номером в списках на выдачу денег у нас стоит именно сельское хозяйство.

Карта мира, составленная марокканским ученым Аль-Идриси в XII веке. Юг сверху, если что.

А на самом деле: французские короли XII-XIII веков тоже ценили освоение новых земель. Так, Филипп-Август предлагал любому, чей дом был разрушен при постройке стены, о которой шла речь выше, компенсацию — земли на левом берегу Сены. Монахам обители Сен-Оппортюн он разрешил осваивать пустующую местность на западе города; те воспользовались старым руслом Сены как оросительным каналом, и вскоре жители этого района стали получать немалые барыши, поставляя парижанам свежие овощи.

Быстренько скажем о налогах — тут вы и сами все знаете. Чем больше вы с населения собираете, тем меньше оно довольно жизнью. Напомню, что чересчур довольным его за счет низких налогов держать не стоит — если в городе есть губернатор, он станет «плохим сборщиком налогов», и доходы упадут еще больше. «Желтая морда» и 85-90% всех устроят. Правда, в Kingdoms повысились требования к минимальному уровню настроения, и пространство для маневра в этой области уменьшилось. Но на начальной стадии игры, когда приток денег особенно важен, развитие сельского хозяйства легко позволяет держать планку на уровне 130-140% даже при очень высоких налогах. Обратите внимание, что народ чутко относится к новостям и знает: если объявили об очередной победе, жди новых поборов. И он прав, успешное завершение крестового похода или крупная победа вызывают всплеск энтузиазма — +15% к настроению, — которым грех не воспользоваться.

А на самом деле: в Иерусалимском королевстве крестоносцев налоги зависели от продаваемого товара и составляли обычно 8-11% его стоимости. Так, за продажу на сто безантов шелка купец должен был уплатить 8 безантов 19 карублей, перца — 11 безантов 5 карублей, а за соленую рыбу — отдать четверть вырученной суммы. Проблема была только в том, что с течением времени все больше европейских городов получало значительные льготы, и их купцы налогов почти не платили.

Центральная Европа в 1180 году.

Наконец, торговля. Ей можно посвятить отдельную поэму. Человек, склонный к созерцанию, мог бы всю игру наблюдать только за тем, как меняется список торговых партнеров и товаров. Конечно, в более выгодной ситуации оказываются те города, в которых можно построить порты, — именно морская торговля приносит главные доходы. Поначалу ваши провинции торгуют только друг с другом, однако соседние территории нередко имеют много общего в природных ресурсах, и поразить друг друга чем-то необычным им сложно. Лучше обстоят дела с заморскими соседями — тут возможностей получить прибыль больше. Естественно, чем ценней ваш товар, тем светлее перспективы.

А на самом деле: уже упоминавшийся Филипп-Август активно вкладывал деньги в развитие торговли, которую ценил выше образовательных учреждений и виноделия. Его предшественник Людовик VI и епископ Парижа основали рынок Л’Аль. Филипп даровал ему большие привилегии и построил павильоны — один для торговцев зерном, другой для прочих продуктов. Кроме того, в Париже действовало еще несколько крупных ярмарок и рынков.

Город: пара слов о развитии

Обычно в развитом городе торговля стоит по доходам на первом или втором месте, уступая налогам. Однако экономика, основанная на торговле, сильно страдает с приходом Черной смерти. Контакты между городами прерываются, и государственный бюджет быстро уходит в минус; даже десяток тысяч недостачи в ход — очень чувствительная потеря. Так что к началу эпидемии вы должны как можно больше полагаться на иные источники доходов. О причинах, по которым начинать развитие надо с земледелия, мы уже говорили. В дальнейшем общее правило таково: норма прибыли по мере продвижения по линейке построек уменьшается. Так что хлебный рынок окупится гораздо быстрее, чем купеческий квартал, не только из-за меньшей стоимости. Следовательно, из доступных улучшений надо выбирать самое низкоуровневое.

Особое место занимают дороги — они тоже попадут в число приоритетных статей финансирования, потому что помогают быстрее перебрасывать войска по стране. В результате можно довольствоваться армией меньшей численности.

На городские войска рассчитывать особо не стоит: ополчение справляется с гарнизонной службой, а вот гонять их в чужие земли — себе дороже. Даже более продвинутые отряды, вроде купеческой кавалерии, сравнения с профессионалами не выдерживают. Зато огнестрельным оружием владеют как раз горожане. Не слишком нужны стрелки-мушкетеры только тем нациям, у которых есть лучшие лучники, остальным придется раскошелиться на всю линейку зданий, обучающих ополчение. Впрочем, короткую кампанию вы точно успеете выиграть без ружей.

Поначалу хорошее настроение горожан будет обеспечиваться высоким уровнем здоровья, создаваемым за счет полей, но потом придется строить и линейку трактиров, и ратуши, и дозорные посты. Но не спешите этим заниматься: вначале надо как можно больше сделать для экономики. Если настроения падают до опасного уровня, лучше снизьте налоги (заодно повысится рождаемость) или увеличьте гарнизон. Восточные нации имеют доступ к еще одной очень полезной постройке, поднимающей настроение жителей, — бамаристану: он улучшает здоровье и уменьшает стоимость пополнения отрядов.

А им только бы уехать подальше!

Частная египетская тренировочная площадка для купцов — два ресурса, позволяющих с хорошей прибылью развивать навык монополиста.

Про купцов я уже писал в одном из прошлых номеров, так что подробно останавливаться на них не буду. Они приносят тем больше денег, чем ценнее ресурс и чем дальше они от вашей столицы. Заодно вдали от столицы они развиваются. От купца можно получать под тысячу золотых в ход, так что стройте их, как только появляются свободные средства, а потом отправляйте куда подальше. Лучшие варианты — на Русь за янтарем, на Ближний Восток за специями и шелком, в Западную Африку за золотом и слоновой костью (все хорошо, но идти очень долго, а для кораблей эта часть карты открывается не сразу) — что от вас дальше. Ну а позднее — в Америку за золотом, табаком и шоколадом. Купец, торгующий без иноземных конкурентов в провинции, где есть две точки одинаковых ресурсов, становится монополистом и приносит дополнительную прибыль. Можно очень хорошо заработать, ограбив конкурента, и развить вашего толстосума. Сильного торговца смело отправляйте на охоту — всегда приятно сделать гадость ближнему своему. В общем, сначала в каком-нибудь укромном местечке даете новичку монополию, а когда он подрастет и перестанет быть легкой добычей для любого хулигана, отправляете его зарабатывать серьезные деньги.

Важность купцов в начале игры очевидна: во-первых, еще немногочисленны сильные соперники, и можно зарабатывать без особого риска, во-вторых — даже сотня флоринов будет подспорьем. Выберите город, в котором вы хотите возвести со временем гильдию купцов, стройте там ратушу первого уровня (у новичков будет шанс начинать с дополнительной единичкой навыка) и запускайте поточное производство. Учтите: торговцев не может быть больше, чем городов с рынком.

На заметку: попробуйте захватить несколькими купцами какой-нибудь из выгодных районов, о которых я писал выше. Тогда можно будет направлять туда новичков без предварительной подготовки — более опытные товарищи защитят от вражеских рейдеров.

Рыцари плаща и пера

Дипломатию к постоянным источникам дохода никак не получится причислить, но все же она может поддержать ваш бюджет. Особенно это верно на низких уровнях сложности, когда все хотят с вами дружить. Максимальная концентрация государств обнаруживается в Европе, туда вы и отправляете в начале игры своего посла. Шпиона направьте куда-нибудь подальше — в Африку, Россию, на Ближний Восток — и после подписания торгового соглашения предлагайте информацию о картах за 1000-1500 флоринов. Позднее не соглашайтесь бесплатно на перемирия, которые предложит соперник: за них можно запросить немало.

Мой замок — моя крепость!

Для экономики ваши замки куда менее важны, чем города: налогами управлять нельзя, так что денег они приносят куда меньше. Зато нет проблем с брожением умов. Торговля и земледелие могут приносить неплохие доходы, но поначалу больше 1000 в ход от замка ожидать не стоит. Главное — производство войск.

А войска, товарищи, мы оставим за кадром. Потому как мы мирная страна, и вам не надо знать, сколько именно у нас конницы.

Постройки начального уровня для всех типов войск недороги, и строить их надо всегда: крестьяне много не навоюют. Дальнейшее во многом зависит от выбранной вами нации. У большинства европейских держав нужно развивать все три направления — пехоту, лучников, конницу, — но лучше делать это в разных замках. Так вам удастся сэкономить немало средств на зданиях высоких уровней, которые наверняка будут часть времени простаивать, ведь больше трех отрядов в ход все равно не построить. В идеале ваши замки должны находиться близ границ, но те раздвигаются все шире, и какие-то со временем окажутся в тылу. В некоторых случаях лучше сразу задуматься о перепрофилировании — например, Англии после объединения острова город в Уэльсе будет полезнее. Ну а если замок вам все же нужен, ориентируйте его на выпуск кавалерии — по крайней мере, она быстрее доберется до поля боя.

А вот у восточных народов нередко нет стоящей пехоты, в наличии просторы родины и есть отличные конные лучники. В таком случае везде основное направление развития — конюшни, которые поставят вам и бойцов, и стрелков. Пехота же понадобится, в основном, чтобы толкать тараны к воротам осажденных городов.

Не стоит забывать и про осадные мастерские. В начале игры они не обязательны — сильно укрепленных замков не так много, и можно взять их измором. Позднее тратить десяток ходов на крупный город вам будет явно не с руки — так что уделите время постройке хотя бы баллист.

Дела военные

Второй признак успешного развития — преимущество вашей армии на любом из фронтов. Формализовать этот критерий, конечно, сложно — ситуация постоянно меняется, а точно определить силы врага вы чаще всего не можете. К тому же исход столкновения одних и тех же армий может радикально отличаться даже просто на соседних клеточках карты: одно дело — лихая атака конницы на равнине, а другое — в горку. А если еще и гололед, а копыта не шипованные... впрочем, это мы уже отвлеклись.

Первоочередная задача — отстоять свое от вражеских поползновений. И не стоит задумываться о том, что с этим вражиной у нас война, вот этот ход назад слезно просил подписать перемирие, а с этим — союз не разлей вода. Все они внутри одинаковы и с радостью урвут все, что плохо или хотя бы не очень хорошо лежит. Так что во всех городах вблизи границы нужны гарнизоны, способные выдержать штурм, пускай хотя бы из простейших ополченцев. В замках и стратегически наиболее важных точках не пожалейте средств на тяжелую пехоту и стрелков-профессионалов. Также надо быть готовыми снимать осаду, если враг хочет взять ваших защитников измором. Если нет соответствующих сил в гарнизоне (тут нужны и кавалеристы, и хорошие стрелки), держите армию хотя бы в пределах пары переходов. Обратите внимание, что в осажденном городе нельзя ни строить здания, ни производить войска.

На заметку: в начале игры Совет знати любит давать миссии по усилению гарнизонов городов, награждая чем-нибудь за их выполнение. Это может быть неплохим вспомогательным доходом. Сначала переведите из одного города в другой почти все войска, а как получите миссию — верните обратно. После этого вас могут попросить укрепить уже оборону второго города.

Эти умозаключения приводят нас вновь к размышлениям о соотношении города/замки и обустройстве территории. Сразу становится понятным желание средневековых государей «округлить территорию»: это уменьшает длину границ и облегчает их защиту.

Оборона района может опираться на хорошо укрепленные замки и естественные преграды. Море не преодолеть без кораблей, в горах надо искать долины, а реку можно перейти только по мосту (понтонные переправы еще не освоили, кольчугу на манер гимнастерки пузырем не надуешь). Мосты — пожалуй, идеальные точки для обороны: тут можно остановить многократно превосходящие силы противника. А вот если нет ни того, ни другого, стоит задуматься о перепрофилировании каких-то городов в замки. Ведь даже если у вас есть полевая армия в этом районе, ей надо будет пополнять свои ряды после битв. Вы ведь не будете каждый раз гонять войска на перекомплектацию, по четыре-пять ходов в одну сторону? Конечно, есть и еще один способ — захватить какой-нибудь замок, который пока что по недосмотру вам не принадлежит. Вполне может оказаться, что именно он удачно замкнет вашу оборонительную линию. Типичное место, где возникают такие ситуации, — современные север Франции и Бенилюкс: Париж, Реймс, Брюгге, Антверпен — эти города нуждаются в прикрытии со сторон и Дании, и Швейцарии. Ничуть не лучше ситуация и южнее — от агрессивного Милана территорию Франции защитить некому.

Все молчит в тишине ночной

Коли мы заговорили о Южной Франции, посмотрим на эту территорию еще раз. Между Марселем, Тулузой, Парижем и Реймсом лежит довольно обширная территория. Настолько обширная, что гарнизоны этих городов могут и не узнать, что, к примеру, вышедшая из Альп вражеская армия прошла по самому центру вашего государства. В этом случае все пограничные гарнизоны будут совершенно бесполезны — едва ли такие же силы будут ждать врагов где-нибудь в районе Бордо. Помогут шпионы — тренировать их стало куда сложнее, но все же при грамотном подходе вы можете обзавестись хорошими разведчиками, страдающими дальнозоркостью. В крупных городах они все равно нужны — иначе не оберетесь хлопот, враг будет засылать своих агентов. Однако они ведь хотят кушать и просят зарплату, так что еще понадобятся наблюдательные вышки, чтобы создать непрерывно просматриваемое пространство. Особенно они становятся актуальны, когда игра выходит на просторы нашей родины — их оглядывать не хватит никаких шпионов.

Темная зона между Марселем и Реймсом не радует.
«Не, мы не дезертируем! Мы как эти... тролли! Под мостом в засаде сидим!»

Обратите внимание и на разведку соседей. Перед наступлением убийцы должны позаботиться о вражеских шпионах (и заодно ослабить оборону городов, которые вы планируете захватить, взорвав башни). Ну а вышки можно захватить своими войсками — легкая кавалерия отлично подойдет; в таком случае никакой информации они не передают.

Отдельно стоит поговорить о морской границе. До выхода Kingdoms средиземноморские острова становилось источником дохода без особых издержек — в худшем случае враг мог блокировать гавань, прекратив вашу торговлю, но и в этом энтузиазма компьютеру надолго хватало редко. Высадки десанта можно было не опасаться, минимальный гарнизон был нужен только для поддержания порядка. Сейчас ситуация изменилась, и контроль за островами стал важен и как источник информации о передвижении вражеских армий, а без гарнизонов просто не обойтись. И конечно же, острова станут базами вашего флота — надо же где-то восполнять потери. А пока воевать не с кем, он может пополнить ваш бюджет блокадой вражеских гаваней.

На заметку: хотя острова и невелики, на них тоже можно набирать наемников.

Но нам нужна одна победа...   Да и от второй не откажемся!

Как известно, нападение — часто лучшая защита. Если создать противнику проблемы, а потом еще раз, и еще, сначала он перестанет вам сильно мешать, а через некоторое время может и вовсе исчезнуть. Важно только правильно выбрать место для нанесения удара.

На заметку: в начале игры старайтесь как можно больше использовать телохранителей полководца в боях: эти воины размножаются почкованием и восстанавливают свою численность без ваших усилий, в том числе в осажденном городе. Да и убить их нелегко.

Вот это наезд!

Выбирая очередные цели для завоеваний, старайтесь сделать так, чтобы они облегчали вам оборону, а не наоборот. Предположим, под вашим контролем территория Франции. Отправитесь захватывать Швейцарию или итальянские провинции — увязнете в затяжной войне: уничтожить соседа сразу же едва ли выйдет, а после победы вы получите нового, ничуть не более дружелюбного. Лучше отправиться в Испанию или Англию — тут уж на ваш выбор. Во-первых, для них ваша территория — естественное направление расширения, и от войны на этом фронте вам никуда не деться. Во-вторых, завоевав их полностью, вы уменьшите потребность в крупных гарнизонах: в Испании достаточно будет охранять Гибралтар от нападения из Африки и держать хороший флот, для Англии и вовсе хватит кораблей — пешком туда мимо вас не добраться.

Вам никуда не деться от битв, в которых вы будете уничтожать только армии противника, но основная ваша цель — поселения. Прямой штурм — часто не лучший способ, особенно если речь о замке. Если время терпит, берите врага измором — потери в ваших рядах будут куда меньше, а противнику придется выйти за стены. Для быстрой атаки выгодно завязать битву с войском, стоящим рядом с городом. Тогда гарнизон выйдет на подмогу, и вам представится хороший шанс убить разом двух зайцев: и лопоухого начальника гарнизона, и такого же командира войска.

Итак, город наш. Основной вариант — укрепить стены и приписать добычу к вотчине, за которую кому угодно глотку перегрызут. Но если вы видите, что силы врага превосходят ваши, отступайте, продав перед этим все ценные постройки: и вам прибыль, и врагу ущерб. Есть, правда, исключения: продавать церкви не стоит. Католическим державам это грозит немедленным ухудшением отношений с папой. А в заключение можно попробовать кому-нибудь этот город продать или подарить — тому же папе, например.

Разумеется, чем крупнее город, тем больше в нем добыча. Из-за этого выгодные условия в начале игры у наций на Ближнем Востоке: Иерусалим и Антиохия, к которым европейцы пойдут только в крестовых походах, у них под боком. Конечно, и защищены они достойно, но во Франции такие же гарнизоны стоят в куда меньших городах. А вот влияние этих захватов на ваш бюджет переоценить сложно. Впрочем, потом проблемы в этот регион приходят в полном объеме — в виде крестоносцев и орд кочевников с востока.

Папа может, папа может все что угодно

Римский папа доставит вам немало незабываемых минут, особенно если вы играете за католическую нацию. Основная его задача — вам мешать. Он будет не давать вам спокойно воевать с соседями, ввязывать вас в крестовые походы, присылать инквизиторов для уничтожения ваших агентов, отлучать вас от церкви или как минимум требовать поддержания единоверия в вашем государстве. Если вы играете за мусульманскую нацию, то не сможете воспользоваться всем этим богатством, и вам придется довольствоваться возможностью стать целью крестового похода.

В общем-то, основное вы уже знаете, но на некоторых моментах я остановлюсь подробнее. Разумеется, папа избирается пожизненно. Устроить Вселенский собор, папу низложить и назначить своего мы, к сожалению, не можем. Однако рано или поздно и этот помазанник божий смертен (и мы даже можем сократить этот срок — нехорошо заставлять святого Петра ждать). После этого соберется конклав, на котором трое кардиналов с наивысшим положением станут кандидатами на занятие вакантного поста. Оцените шансы трезво — поддерживать аутсайдера смысла нет, это ухудшит отношения с новым папой. Однако если результат не предопределен, постарайтесь, чтобы выиграл ваш союзник или хотя бы не враг, — папа будет разделять отношение своей страны по отношению к вам. У папы-союзника вы вполне можете сразу получить семь-восемь «крестиков», даже если до того были на грани отлучения (причем не важно, по какую ее сторону).

Как выбирали пап

В средние века папа был одним из крупнейших феодалов, и в выборах были заинтересованы слишком многие. Нередко на Святой престол одновременно претендовало двое-трое пап и анти-пап, поддерживаемых разными группировками. Несколько упорядочил ситуацию папа Николай II в 1059 году: он постановил, что право голоса на выборах должны иметь только кардиналы, а позднее Латеранский собор добавил условие — выбран может быть тот, за кого подано более двух третей голосов. Прибыть на конклав могли далеко не все кардиналы — транспорт ходил плохо, — и больше двух десятков в средние века собиралось редко. А Александр IV был и вовсе выбран семью кардиналами.

В 1274 году появилось понятие «конклав», происходящее от слов cum clavis — «под ключом». После смерти Климента IV двадцать кардиналов в течение 1006 дней не могли прийти к согласию, и, чтобы ускорить процесс, верующие заперли их в соборе и отказались выпускать. Когда и это не помогло, их посадили на хлеб и воду, а заодно разобрали крышу. Новоизбранный папа Григорий X решил, что так затягивать процесс не годится, и утвердил практику изоляции кардиналов. Однако уже его преемник правило отменил, а в конце XIII века Целестин V, избранный после двухлетнего безвластья, вновь ввел. С тех пор в процедуру вносились только незначительные изменения.

Интересно, что если сидящие взаперти кардиналы голосовали, но не приходили к удовлетворяющему большинство решению, голосование считалось неудачным, и из трубы поднимался черный дым. Как только кардиналы приходили к решению, они выпускали белый дым. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Покупка голосов на конклаве для своего кандидата — удовольствие недешевое, готовьтесь к серьезным финансовым или даже территориальным потерям. В целом, иметь «своего» папу еще выгоднее, чем папу-союзника, но отпущения всех будущих грехов это не дает. Он относится к вашим действиям более лояльно, но своя риза ему все же ближе к телу. Однако, например, организовать крестовый поход в нужную сторону будет куда проще, а ваши враги быстро попадут под отлучение, так что, в принципе, игра стоит свеч. Тем более что добиться цели вполне реально: нужно несколько хороших убийц, которые выведут из строя тех кандидатов, которые окажутся в списке перед вашими, и побольше кардиналов. Второго добиться проще: отправьте священников обращать неверных, и они довольно быстро смогут повысить свой уровень. Ну а по мере того, как в кардинальских рядах будут возникать бреши, ваши воспитанники пробьются на конклав. Кстати, при уничтожении державы все ее кардиналы скоропостижно скончаются, освободив жилплощадь.

Любое нападение на родину папы будет поводом для его любимого «предложения, от которого нельзя отказаться»: перемирие или отлучение. Ссориться не стоит: это чревато дезертирством части войск и генералов, невозможностью участвовать в крестовых походах, да и просто ухудшением отношений с соседями. С другой стороны, менять всю внешнюю политику по его слову — тоже не выход. Промежуточных вариантов два. Во-первых, можно заслать во вражеский город кучу шпионов и поднять там восстание: если это получится, город станет мятежным, и его можно захватывать без всяких санкций. Плохо то, что срабатывает метод далеко не сразу, а успех не гарантирован (враг зашлет своих шпионов и вычистит всех ваших, усилит гарнизон и т.д.). Второй способ более надежен: подгоняем ко всем городам, которые хотим штурмовать в ближайшее время, по армии и одновременно идем на штурм. Получаем по итогам хода выговор, требование прекратить нападения, немедленно подчиняемся и спокойно обживаем новые приобретения.

Мусульманам, конечно, проще. Имамы могут сами, достигнув четвертого уровня в благочестии, объявить джихад на столицу немусульманского государства. При этом не докучают вам моралью строгой и не бранят за шалости, выражающиеся в уменьшении числа правоверных.

Идет война священная...

С точки зрения игровой механики, разницы между джихадом и крестовым походом нет. Оба могут быть для вас исключительно выгодны. Основное преимущество, конечно, в том, что святое воинство работает бесплатно, быстрее передвигается, не подвергается нападениям единоверцев, а само по дороге вполне может отвлечься на какие-нибудь посторонние задачи. Главное — не задерживаться и идти к цели, чтобы войска не начали разбегаться. Ну а если нужно пополнить ряды, берите специальные отряды наемников — неплохие войска за весьма умеренную плату.

Конечно, лучше всего взять выбранный город самому, чтобы получить полагающиеся призы (в том числе, если повезет, обнаружить реликвии). Но, с политической точки зрения, можно ограничиться и тем, что рано или поздно кто-то цель похода выполнит, и тогда удастся насолить любимому врагу чужими руками. Это стоит учитывать, если ваша армия — не самая сильная среди католических наций, ведь лидера или наследника мощнейшей державы папа настоятельно попросит не откладывать дела в долгий ящик и отправляться в путь. Кстати, если хотите успеть к раздаче слонов, стоит поторопиться — если раньше можно было опередить отправившихся в путь раньше соперников за счет выбора морского пути, а не сухопутного, то теперь и компьютер посадит войска на корабли.

На заметку: попробуйте объявить джихад на Рим. Забавно, прибыльно и добираться удобно. Интересно, кто-нибудь отдаст Рим папе, когда вы оттуда уйдете?

Посмотрим на проблему и с другой стороны: иногда целью становится ваш город. Тут есть две основных стратегии. Компьютер предпочитает бросить поселение на произвол судьбы и никаких усилий по его укреплению не предпринимать — все равно ведь отнимут, не успокоятся. Этот вариант экономит средства на содержание гарнизона, который понадобится еще неизвестно когда. Но лучшим его не назовешь — вы потеряете город, и даже если на следующий ход начнете отвоевывать его обратно, понесете большие потери.

Второй вариант — бороться до последнего. Все, кто пытается прийти к нам с моря, встретят полный «но пасаран» от наших моряков; добравшихся ждет теплый прием двадцати отрядов гарнизона. Город, скорее всего, останется вашим, но расходы... Пока цель не взята, армии противников одна за другой будут идти к вам, не предъявляя на таможне багаж и не сдавая валюту. Этот вариант можно использовать, когда вы захватили важнейшие узловые точки. Например, взяв Константинополь и контролируя переправы, вы можете никого лишнего не пускать ни туда, ни обратно. Еще один эффективный, но сложный способ — наслать убийцу на полководца, без него войско быстро разбежится.

Лучшим, на мой взгляд, является смешанный вариант. Флот пускай не бездельничает и отлавливает непрошеных гостей, а идущие по суше армии постарайтесь максимально измотать в пути, но не уничтожить. В идеале к цели прибывает одинокий полководец и берет пустой город (войска вы только что вывели). Поход окончен, всем спасибо за внимание. А теперь вы забираете город назад.

Кем быть?

В завершение посмотрим на дебюты игры за разные нации. Сразу скажу: победа возможна всегда, просто в каких-то случаях ее добиться легче. Более того, сложности могут приходить на разных стадиях, хотя, казалось бы, с какого-то момента игра должна пойти по накатанной дорожке, отличающейся только местом действия. На самом же деле у разных конфессий события будут развиваться по-разному. Католики вынуждены будут рано или поздно создать государство на Ближнем Востоке и вести войну на как минимум на два фронта. А у остальных жизнь более скучная, можно спокойно и планомерно расширяться — пока не придут кочевники.

Англия

А ну-ка дружненько, а ну-ка взяли!

На мой взгляд, это наилучшая по сочетанию всех факторов нация. Во-первых, изолированное расположение на острове: в начале игры у вас один противник на Британских островах и один на континенте. Во-вторых, у вас будет много портовых городов, и вы сможете активно развивать торговлю. В-третьих, ваши образцово-показательные лучники позволят вам одержать немало побед с минимальными потерями.

В начале игры у вас есть город — Лондон — и два замка: Ноттингем в Британии и Кан во Франции. Ваша главная задача в начале игры — обеспечить себе надежный тыл для битв на континенте. Для этого надо как можно скорее уничтожить Шотландию. Поначалу не ввязывайтесь в войну с Францией, только захватите нейтральные Брюгге и Ренн. На островах начальная цель — разумеется, Йорк. В первый ход до него добраться, скорее всего, не получится, и есть шансы получить миссию от Совета на захват. Войск у шотландцев много, и нападать на них с ходу рискованно. Лучше потратить некоторое время на развитие, пополнить армию хорошими лучниками, а тем временем прибрать Уэльс и Ирландию — последняя важна хотя бы серебряными рудниками — и уж после этого утверждать гегемонию. Затем превращаем ненужные замки, вроде Инвернесса, в города, оставляем на острове небольшие гарнизоны, а на материке все силы бросаем против Франции. К тому моменту она будет непростым соперником, но у нее есть и другие враги — Милан, Испания, германцы, — и в вашей итоговой победе не будет сомнений. Кстати, если отправитесь в крестовый поход, идите пешком через Францию, а в Средиземном море садитесь на корабли.

Франция

Франция начинает игру сразу с пятью провинциями, и это случай, когда размер отнюдь не идет на пользу. Города Париж, Реймс и Марсель разделены всей территорией государства, ничем не прикрытой с востока. На западе у нас есть два замка — Тулуза на юге и Анжер на севере. Более того, уже на второй ход мы можем добраться до Бордо (и взять его штурмом на третий), а прикупив немного войск в Анжере, на третьем-четвертом взять в осаду Ренн. Есть у нас некоторый излишек войск и на востоке. Там надо позаботиться об установлении твердых рубежей. Захватить отлично защищенный Берн будет нелегко — когда мы туда доберемся, там может стоять с десяток отрядов в гарнизоне. Пускай им лучше займется кто-то другой.

Поэтому хорошей целью для начала будет Мец, а уже после этого стоит браться за Дижон, хотя есть вероятность и не успеть к нему первым. В результате уже к 6-7 ходу вы можете стать несчастным обладателем восьми провинций; во всех нужно активно строить и пополнять гарнизоны, а денег на это не хватает. Кроме того, сразу же позаботьтесь о Марселе: соседи-итальянцы будут проявлять нездоровый интерес с первых ходов. Там нужны хотя бы стены поприличнее, а можно и вовсе перестроить его в замок, и в любом случае стоит выслать из Тулузы два-три отряда лучников.

Став обладателями всего этого богатства, крепите рубежи родины, и поставьте несколько вышек на восточной и южной границах. После этого принимайтесь за Брюгге (поначалу там серьезный гарнизон) и выдворяйте англичан из notre mere patrie. После этого кто-нибудь нападет на вас сам, и выбирать врагов не придется.

Священная Римская империя

В Гамбург не успели, в Штеттин рейс задерживается, в Бреслау проиграли старт, но Мец и Прага точно будут наши.

Сборное государственное образование, в названии которого присутствуют еще и слова «германской нации», — тоже не самый удобный выбор. Территория его достаточно велика, можно и еще разрастись в стороны, но вот Альпы в середине затрудняют связь между частями государства. Мятежная армия заблокирует узкий горный проход или мост, и всем приходится идти в обход. При этом вас окружают отнюдь не миролюбивые соседи: на юге Венеция и Милан будут атаковать ваши итальянские владения, на востоке братья-славяне будут поначалу больше заняты друг другом, но не забудут при раздаче плюшек и вас, с севера датчанам больше некуда особо деваться, а на западе мало своих проблем французам. В результате войск все время не будет хватать, хотя держать их придется очень много, и из-за этого папа предложит вам отправиться в Святую Землю.

Задачи на первые ходы — захватить Флоренцию и превратить в замок, она станет вашим опорным пунктом в Италии. Присоединить Чехию в первый же ход не выйдет — далеко, но не откладывайте это надолго. Также важно не отдать северные земли датчанам — хотя бы один замок там необходим. Главным источником доходов будет Вена (этому способствуют серебряные рудники), на которую будут зариться венгры и венецианцы: без хорошего гарнизона не обойтись. Расширяться придется для начала в Северной Италии — пока вы не уничтожите Милан и не захватите Венецию, спокойной жизни не видать. Дальше хорошо бы приструнить Данию и убрать северный фронт, но соседи могут спутать ваши планы. Могу определенно сказать одно: еще один фронт на Святой Земле вам точно не нужен. Постарайтесь максимально использовать дипломатию, но помните сентенцию про доброе слово и пистолет.

Венеция

Удар кавалерии с тыла сокрушил защитников Загреба. На покорение еще 41 города осталось 214 ходов.

Если с самого начала игры не искать легкой жизни, это тоже ваш выбор. Ваши владения довольно компактны, потому как расширяться особо некуда. В начале игры это собственно Венеция, замок Рагуза и Крит с городом Ираклион. Независимые города в окрестностях заканчиваются хода через три: Загреб вы можете захватить в первый же. На второй я получил миссию — покорить Дураццо: куда же деваться, хотя свое название это место вполне оправдывает. Поселок крайне убогий и требует вложения немалых средств (сначала в нем даже награбить нечего), но выбирать не приходится. Еще неподалеку от вашей столицы есть независимая Флоренция, но, на беду, между вами Болонья — резиденция императора Священной Римской империи с неслабым гарнизоном. Выйти из города — значит, отдать его врагу. Мне повезло — полученные за выполнение миссии четыре отряда рыцарей дали мне решающее преимущество в битве в чистом поле и позволили сразу объединить северо-восток Италии. От этого столкновения никуда не уйти, и лучше провести его пораньше: враг потеряет значительную часть своих войск и будет более склонен к мирным переговорам.

К сожалению, германцами проблемы не ограничиваются: с юга будут приплывать сицилийские корабли — держите сильный флот всегда наготове. С востока ваши соседи — византийцы и считающие себя наследниками гуннов венгры. Отстраивайте Загреб как замок и готовьтесь отбивать постоянные атаки. С запада первой угрозой будет Милан: с ним рекомендую разбираться в первую очередь, потом остановить его будет гораздо сложнее. Также важно не бросать без дела войска, стоящие на Крите (если надо, перебросьте им подкрепление), захватить Родос и Кипр, чтобы обеспечить себя какими-нибудь источниками дохода. В дальнейшем постарайтесь сначала реализовать мечту Макиавелли и объединить Италию, затем приберите к рукам средиземноморские острова и только потом начинайте расширяться за пределами Апеннин, иначе проблемы будут увеличиваться с каждым завоеванием.

Сильный флот исключительно важен: он будет помогать перебрасывать войска через Адриатику и защищать островные владения. В общем, вас ждет непрерывная война на всех направлениях, а чтобы вы не скучали, по вашей территории будут бродить инквизиторы. Скромно умолчим о финансовых проблемах: на старте городов будет мало, и каждый венецианский купец на счету — отправляйте на выгодные ресурсы. По счастью, в вашем распоряжении уникальные золотые рудники в Рагузе, дающие почти столько же, сколько средний замок. Приятного века!

Русь

Даже если эти холопы побросают арбалеты, от конницы им не убежать
Назло Ивану Грозному: новгородские казахи готовятся ворваться в Москву — поселок русских мятежников.

Разумеется, эту нацию нельзя обойти вниманием. Начинаете вы с единственным городом — Новгородом. Первые цели — Хельсинки (превращайте в город, замок в тылу вам не нужен) и Рига. Вообще, в начале для вас важнее расширение на запад, чтобы не дать захватить эти земли вашему главному врагу — Польше. С ней и пойдет война на первом этапе.

Освоение собственно русских земель отходит на второй план, потому как российские масштабы доставляют немало проблем не только в реальности. Если в нормальной европейской державе переброска войск через страну — обычное дело, то из Рязани куда-нибудь в Польшу они придут тогда, когда вы уже забудете, зачем их туда отправляли. Из этого следует, что дороги — важнейшие постройки государственного значения, а полагаться вам придется в первую очередь на кавалерию (по счастью, у русских едва ли не лучшие конники в игре). Забавно, что легкая конница, с самого начала доступная в Новгороде, — казахи. И откуда они там взялись...

Египет

«Вообще-то, должен был прийти Саладин, но мы решили не ждать и сделать ему сюрприз — он приедет, а у нас уже все захвачено!»
Даже такой способ удобрения почвы едва ли поможет что-то вырастить в пустыне...

Напоследок рассмотрим Египет — интересную и непростую нацию. Дело в том, что здесь фактически есть одно возможное направление развития — Ближний Восток. На западе пустыня, не представляющая экономического интереса. Спешить на юг, в Джедду и Донголу, смысла нет — никуда они не денутся, да и доход будут давать не сразу. Зато восточный путь очень выгоден: Иерусалим и Антиохия — богатые города, которые пополнят вашу казну, а чуть позднее вы захватите и Багдад.

К сожалению, флот вам понадобится очень большой, потому что он никуда не годится (восточные корабли — самые слабые в игре), а без него тоже никуда — приплывать к вам будут очень часто. Вашим первым естественным врагом будет Турция. Лучше уничтожить ее полностью — это обеспечит возможность вплоть до нашествия монголов не беспокоиться о тылах и вести войну только в Малой Азии с Византией. Ну а потом можно начинать постепенную экспансию в Европу — и готовиться к приему гостей с востока. Мало не покажется. Но вы ведь для этого и сели играть, правда?

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.7
проголосовало человек: 276
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования