Меч — оружие убийства. Кендзюцу — искусство убивать. Можно это приукрашивать, можно задаваться высокими целями... Реальность есть реальность.
м/ф «Ruruoni Kenshin»
Приветствую вас, уважаемые читатели... Я здесь для того, чтобы начать небольшое ответвление цикла статей «Оружие ушедших времен», посвященное оружию Страны Восходящего Солнца. По неизвестной причине с традициями Японии и Китая создатели различных игр обходятся значительно жестче, чем с оружием и традициями Европы. Особенно отличились небезызвестные Wizards of the Coast, которые породили целые клюквенные сады в отношении всего, что так или иначе связано с Востоком, — а многие игроделы их в этом поддержали.
Ну что ж... Попробуем вместе с вами эту клюкву разобрать, а заодно приоткрыть завесу хотя бы над частью богатейшего арсенала Востока. Начнем мы, пожалуй, с воплощения души самурая — японских мечей.
Немного терминологии
В целом, японские мечи делятся на три категории — по размеру:
- Большие мечи (о-дати или дайто) —
- клинки более двух сяку (60 см). Наиболее известные представители этих мечей — катана, цуруги, тати и их разновидности, а также но-дати.
- Малые мечи (сёто или ко-дати) —
- клинки длиной от одного (30 см) до двух сяку. К этой группе относятся такие мечи, как вакидзаси, коси-гатана, тиисаи-гатана...
- Кинжалы —
- клинки длиной менее одного сяку. В первую очередь это танто и айкути, а также прочие типы «карманных мечей». Но о них речь пойдет в другой статье.
Сама же терминология настолько запутана, что разобраться в ней непросто даже экспертам, к тому же японский язык чрезвычайно богат на определения. Нередко одна и та же деталь у разных мечей называется по-разному (даже если отличия в них надо искать с микроскопом). Перечислю лишь основные элементы.
Цуба — гарда. В отличие от европейских мечей, в японских гарда имела в основном декоративную функцию и нередко делалась очень непрочной (в отдельных случаях — так и вовсе ажурной);
Цука — рукоять;
Мэкуги — прочный штырь, которым клинок крепился к рукояти;
Мэнуки — украшения на рукояти меча;
Аси — кольца на ножнах, за которые те вешались на пояс.
Японский меч и его развитие
Древние мечи (дзёкото)
О раннеисторической эпохе в Японии известно крайне мало. Население страны в ту пору составлял самый настоящий суп из множества племен, в разное время прибывших на острова, включая алтайских и австронезийских переселенцев. Постепенно племена образовали государства-кланы под предводительством вторгшегося извне клана Ямато. С этого момента начинается история Японской империи — отныне род Дзимму из клана Ямато объявлен императорским, — и примерно тогда же произошло первое вторжение Японии в Корею под предводительством легендарной императрицы Дзингу. Шел IV век нашей эры. Именно этим временем датируются первые описания снаряжения японских воинов, составленные китайскими историками во времена династии Суй. Согласно записям, «луки, стрелы с железными и костяными наконечниками, мечи, арбалеты, длинные и короткие копья, доспехи из лакированных кож составляют их военное снаряжение».
Древние японские мечи совсем не походили на утонченные клинки более позднего периода — грубые и эффективные, они вполне соответствовали тогдашнему техническому уровню.
Если судить по раскопкам, первым — примерно в III-IV веке нашей эры — в руки японского воина попал меч, известный под общим названием тёкуто. Точно неизвестно, появился ли он в Японии или был вывезен из соседних Кореи и Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Большинство тёкуто имело относительно узкий клинок с небольшой внутренней кривизной, что делало их отчасти похожими на древнегреческий копис или махайру. Гарда, как правило, отсутствовала, а навершие имело форму кольца. Как и западные ровесники, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов. Наиболее древний из известных тёкуто — меч типа суканто-но-тати.
В VI веке в Японию вместе с дзэн-буддизмом приходит обоюдоострый прямой меч примерно 60-70 см в длину (хотя существовали и образцы около 220 см длиной!), известный как кэн или цуруги. Это оружие выполняло в основном ритуальные функции и в боях практически не участвовало.
Это интересно: согласно мифам, меч среди прочего подарила людям Аматерасу (богиня солнца, по совместительству — глава синтоистского пантеона). Она прислала с небес своего внука, чтобы тот принес людям порядок, для чего снабдила его волшебной яшмой, зеркалом — и мечом. Меч был добыт ее братом, богом ураганов Сусаноо-но-Микато, из хвоста восьмиглавого и восьмихвостого дракона Ямато-но-Ороти и поначалу назывался Амэ-но-муракумо-но-хокэн (Небесный драгоценный меч собирающихся туч), а впоследствии — Кусанаги-но-цуруги (Меч, косящий траву). По сей день эти три предмета остаются регалиями императорского рода Японии.
История Японии идет своим чередом. Параллельно с мечами в Японии развиваются доспехи, появляется письменность. Императорский двор наполовину погружен в декаданс, тогда как воинское сословие, управляющее кланами, постоянно воюет между собой и набирает силу. Не прекращаются бессмысленные и беспросветные войны в Корее. Из Китая завозятся лошади — и исчезают из употребления ручные щиты. Основным символом самураев того времени остаются лук и конь, но возвышение меча уже не за горами...
И вот свершилось! Где-то между 697 и 708 годами (если верить легендам) знаменитый кузнец Амакуни изобретает прообраз катаны, разделив вдоль прямой меч цуруги...
Старые мечи (Кото)
Период так называемых «Старых мечей» продолжался с 795 по 1596 год нашей эры. Прошло некоторое время после того, как кузнец Амакуни совершил свой эксперимент, и появились знаменитые кривые клинки. Поначалу, пока технология производства не была отработана, кривой меч использовался наравне с прямым, но в конце концов остался наиболее достойный.
В X веке был окончательно сформирован «самурайский набор» снаряжения. Доспехи, меч тати, меч-спутник коси-гатана и лук юми. Примерно в это же время появляются и первые «классические доспехи самурая» — о-ёрой. Более бедные самураи-пехотинцы носили облегченные доспехи до-мару, значительно меньше стеснявшие движения. Так как тати того времени был слишком длинен для пехоты, появился заменивший его меч ути-гатана, который носили за поясом клинком вверх.
В XIII веке Японию ждало тяжелое испытание, внесшее много изменений как в тактику, так и в снаряжение воинов. Орды монгольского хана Хубилая, к тому времени уже покорившего Китай, дважды высаживались на берега Страны Восходящего Солнца, несмотря на тайфуны камикадзе, оба раза уничтожившие большую часть флота хана. В то время монголы представляли собой одну из сильнейших армий мира — знаменитые короткие монгольские луки, отработанная до идеала тактика конницы, легкое снаряжение и раздобытые в Китае пороховые «игрушки»... Однако Япония, проявив чудеса героизма, выстояла. И сделала выводы, воплотившиеся в том числе и в мечах.
Во время длительной войны между южной и северной императорскими династиями периода Намбокутё (1336-1392 гг.), в связи с ростом роли пехотных частей, появляется еще один вид тати — полевой меч но-дати. В это же время самураи в гражданском платье начинают носить два меча ути-гатана, так как тати излишне громоздок и неудобен в доме или на городских улицах, к тому же его очень сложно выхватить быстро.
Постепенно доспехи о-ёрой выходят из употребления, и даже богатые самураи начинают отдавать предпочтение до-мару — предварительно богато украсив их в соответствии со статусом. Затем появляются совершенно новые доспехи харамаки. Нехватка самураев привела к появлению нового рода войск, известного как асигару и по сути бывшего кое-как обученным крестьянским ополчением. Для них тут же были придуманы недорогие и технологичные нагрудники хараатэ, защищавшие только живот, и шлемы дзингаса (тонкие каски, похожие формой на соломенные шляпы).
И наконец, на исходе XV века тати окончательно выходит из широкого употребления, а получающий все большее признание ути-гатана делится на два разных типа меча — легендарная катана (клинок более 60 см) и чуть менее легендарный вакидзаси (от 30 до 60 см). Носятся оба меча точно так же, как и ути-гатана: за поясом, лезвием вверх.
За этим знаменательным событием последовало другое, не менее знаменательное. Устав от непрекращающихся внутренних конфликтов, многострадальная Япония погрузилась в период Сэнгоку дзидай, также известный как «Эпоха враждующих провинций». По всей стране не осталось места, где бы не проходили сражения между кланами; школы боевых искусств достигают своего расцвета — ученики не испытывают недостатка в практических занятиях, а слабые школы быстро исчезают, не в силах противостоять более сильным.
Растущие потребности в оружии привели к разделению мечей на две категории — высококачественные тюмон-ути («заказные мечи») и низкопробные кадзу-ути («массовые мечи»), или таба-гатана («мечи в связках»).
В 1543 году произошло событие, полностью изменившее характер войны в Японии. Португальские торговцы привезли огнестрельное оружие — аркебузы, получившие название тэппо. Они были очень неточными и медлительными, но хорошо пробивали доспехи. В битве при Нагасино в 1573 году дайме (князь) Ода Набунага перестрелял из ружей конницу клана Такэда, считавшуюся лучшей в Японии! Самураи не успели даже добраться до стрелков...
А теперь рассмотрим мечи поближе.
В первую очередь, конечно, стоит упомянуть тати — изогнутый меч, предназначенный для конного боя. Первое время его клинок был необычайно длинным (до 120 см) и узким, однако монгольские нашествия указали на возникающую при таких габаритах излишнюю ломкость лезвия, что быстро приводило к порче меча без возможности починки. Тати носился на поясе, закрепленным шнурами за два кольца на ножнах. Рукоять у тати была приспособлена под полуторный хват.
Именно на тати впервые опробовали знаменитую многослойную технологию ковки. Заключалась она в следующем: брались два куска металла — твердая сталь и мягкое железо — и сковывались вместе до состояния фактической спайки. Получившийся двойной лист складывали пополам — и вновь сковывали. Таким образом удавалось получить заготовку с сотнями (а отдельные источники говорят и о тысячах) чередующихся слоев, что придавало клинкам невероятные для того времени прочность и выносливость. Затем клинок обмазывали глиной и отправляли в печь на закалку. Слой глины был неравномерным и сходил на нет у самой кромки клинка, из-за чего лезвие получалось значительно тверже остального меча. Именно из-за этой неравномерности клинки получались изогнутыми.
Да, изначально клинки ковались прямыми. Вполне вероятно, что изогнутые мечи изобрели случайно — в ходе экспериментов по усовершенствованию мечей. Впоследствии выяснилось, что изогнутый клинок намного лучше прямого, — и понеслось...
Это интересно: волнообразный узор на клинке — тоже следствие закалки с применением глины.
Полевой меч но-дати (также известен под псевдояпонской кличкой дайкатана) появился как следствие увеличения значения пехоты. Этот двуручный меч (общей длиной до двух метров!) носился на плече или за спиной и использовался исключительно пехотинцами; основным его предназначением были широкие размашистые удары, в том числе и на уровне ног. Пехотинцы, вооруженные но-дати, обычно шли в бой в облегченных доспехах (вплоть до того, что оставалась одна набедренная повязка), так как этот меч предъявлял довольно высокие требования к ловкости и подвижности владельца. Как правило, но-дати вооружались воины низких рангов — бедные самураи и, впоследствии, асигару.
Коси-гатана можно считать в какой-то мере предком знаменитого вакидзаси. Его носили заткнутым за пояс лезвием вверх — в основном на случай ближнего боя с противником, когда длинный тати становился не помощью, а помехой. У коси-гатана совершенно не было гарды, но нередко имелись дополнительные малые ножи (ко-гатана, когай и т.д.).
Это интересно: в самом начале меч коси-гатана также называли танто, но потом это название перешло на кинжал.
Ути-гатана — меч, схожий с тати, но более короткий, приспособленный для пехоты. Его длина варьировалась от 30 до 60 и более сантиметров. Как и коси-гатана, носился за поясом, лезвием вверх. Ути-гатана можно считать одним из самых удачных «старых мечей», так как и на поле боя, и в спокойное время он постепенно вытеснил тати.
Катана (дайто) — самый легендарный неуникальный меч, ни больше, ни меньше. Некоторые люди не без оснований считают катану лучшим мечом всех времен и народов. Острое как бритва лезвие было способно рассечь практически что угодно — от шелкового платка до тяжелого ствола пулемета. У американских солдат, воевавших с Японией во время Второй мировой, была даже специальная инструкция — в случае ближнего боя не закрываться от ударов меча винтовками, потому что эти самые винтовки катана разрубала на две аккуратных половинки. В дополнение — богатейшие традиции, десятки школ, сотни и тысячи отработанных техник и приемов... Вполне достаточно для того, чтобы интерес к этому мечу не ослабевал и по сей день.
Внимание — миф: именно катаной самураи совершали харакири. Во-первых, правильнее называть самурайское ритуальное самоубийство сеппуку. Харакири — это «простецкий вариант», и применение его было признаком неотесанности и недалекости. Во-вторых, совершать сеппуку при помощи катаны очень и очень неудобно. Как правило, для этого использовался специальный нож — или, в полевых условиях, вакидзаси.
Это интересно: в конце периода «Старых мечей» термином «тати» стали называть любую катану, подвешенную на пояс, а не заткнутую за него.
Вакидзаси (сёто) — парный меч к катане, вместе с которым они образовывали дайсё, обязательный набор оружия самурая. Если катана была «хранителем жизни», то вакидзаси — «хранителем чести». С ним самурай не расставался никогда, даже в присутствии высшего начальства или в бане. Во всем вакидзаси был подобен катане — за исключением размеров. И довольно странно, что в бою вакидзаси использовался очень редко. Лишь несколько школ обучали бою дайсё, в их числе — школа Ни-тэн Ити-рю (Школа Единого Двух Небес), основанная знаменитым мечником Миямато Мусаси.
Синоби-гатана (ниндзя-то). Об этом мече написано столько всякого, простите, бреда, что отыскать правду очень сложно. Длинный черный меч, прямой, носится на спине... И напичкан разным секретным снаряжением почище всех автомобилей Джеймса Бонда вместе взятых. Н-да, что-то выдавало в Штирлице шпиона. То ли волевая осанка, то ли мужественный профиль, то ли волочившийся за спиной парашют...
Внимание — миф: клинок меча ниндзя был раскрашен в соответствии с традициями его клана. Не иначе затем, чтобы легче было выйти на организацию-исполнителя, если синоби поймают...
На самом деле синоби-гатана внешне ничем не отличался от самого обычного самурайского меча соответствующего заданию ранга — будь то асигару или дайме. Различия заключались в деталях — более крепкая цуба, более длинный шнур сагэо, более короткий клинок (при нормальных ножнах). Это все. Никаких потайных ножей, выдвижных лезвий или подобных штучек «от отдела Q». Зато ушлые лазутчики изобрели более десятка разных способов применения меча — например, при преодолении стены или для передвижения в темноте.
Внимание — миф: ниндзя всегда носили свои мечи за спиной, рукоять справа. Наверное, для того, чтобы их было сложнее извлекать из ножен или прятать в них. Вообще, да, существовал способ ношения меча за спиной, но использовался он редко, удобством не отличался, и ничего секретного в нем не было. И рукоять там располагалась слева.
Новые мечи (синто) — Новые новые мечи (синсинто)
Закончился кровавый период гражданских распрей и безвластия, и на смену пришел сначала сёгунат Ода, а затем сёгунат Токугава. Период относительного мира и намеренного сохранения «славных традиций прошлого». Войны большей частью переместились с полей сражений в замки и города, где противники лишали друг друга жизней за дружеским чаепитием.
Периоды Синто (1596-1624 гг.) и Синсинто (1624-1876 гг.) не привнесли в искусство создания меча практически ничего нового. Катана и вакидзаси прочно захватили позицию идеальных клинков, а удобство и скорость извлечения их из ножен спасли и погубили множество жизней. Зато эти периоды принесли мечам широкую славу истинных произведений искусства — именно тогда были созданы неописуемой красоты оправы и безупречные клинки. Отдельные кузнецы проводили эксперименты по улучшению процесса ковки, который уже превращается в полноценный мистический ритуал...
В этот относительно мирный период происходят два параллельных процесса... Во-первых, «заморозка» воинского сословия. Новое правительство всячески старается ограничить свободу мысли среди воинов, справедливо полагая, что это опасно для стабильности власти. В то же время буйным цветом цветут различные школы мастерства меча. Причем, судя по записям Миямато Мусаси, большая их часть ориентирована не на развитие искусства, а на получение быстрой выгоды за счет внешней красоты и эффектности стиля. Путь мечника как воина отходит на второй план.
Постепенно вымирают синоби — часть их организаций была уничтожена во время становления сёгуната, часть — куплена с потрохами «на службу государству». В результате до появления «черных кораблей» дожила лишь одна семья «истинных синоби» — остальные давно превратились в рядовых телохранителей.
Новейшие мечи (гэндайто)
В 1853 году у берегов Японии появились так называемые «черные корабли». Четыре американских военных судна под командованием Мэтью Пери поставили ультиматум, по которому Япония так или иначе открывается для торговли — если не добровольно, то силой. Насильственная «фиксация» сословий и многочисленные препятствия, которые сёгунат чинил любым нововведениям, сыграли с ним злую шутку — вооруженной по последнему писку военной мысли семнадцатого века Японии просто нечего было противопоставить корабельным пушкам и армии века девятнадцатого. В страну хлынул поток иностранцев.
Под влиянием западных идей в стране начались волнения, которые сёгунат сдерживал в течение двух веков. Началось время, оставшееся в истории как период «Бакумацу», а потом, в 1868 году, сёгун и вовсе отрекся от власти в пользу императора, и началась реставрация Майдзи — стремительная «европеизация» Японии. Была упразднена феодальная система, родилась промышленность, исчезло классовое деление народа... И изменилась армия.
Теперь главную роль на поле боя уже безраздельно играло огнестрельное оружие. Традиционные мечи заменялись европейскими саблями... Но не целиком.
В 1883 году был официально утвержден стиль офицерских мечей, именуемых кюгунто. Эти мечи делались в стиле европейских сабель и отличались от них только видом клинка. Разрешалось также переносить в оправу кюгунто клинки старых фамильных мечей более ранних периодов. Именно такими мечами сражались в ближнем бою японские офицеры в русско-японскую войну.
А в 1930-х годах случился откат. Резкий скачок патриотизма и национализма привел к вводу оправ типа сингунто и кайгунто. В пику своим предшественникам эти мечи были созданы на основе классического меча тати — со всеми его атрибутами.
Примечателен вариант меча сикоми-дзуэ, также известный как меч-трость: прямой тонкий клинок невысокого качества, замаскированный под бамбуковую палку или старую трость. Большинство таких мечей было создано именно в эпоху Майдзи.
Кендзюцу и иайдзюцу
Раз уж мы затронули тему японских мечей, поговорим и о японском фехтовании. Оно существовало в двух основных форматах — кендзюцу и иайдзюцу.
Внимание — миф: самурай имел право атаковать только в жестко заданном «наборе» направлений, только лицом к лицу и только по конкретным частям тела — иначе атака считалась бесчестной со всеми вытекающими. Сие утверждение ни в коей мере не соответствует истине — как показывают дожившие до наших дней письменные наставления, самурай имел право атаковать противника любым удобным ему способом, в том числе и со спины. В ходу были также болевые приемы, удары ногами, броски блестящих предметов для отвлечения внимания. Чуть более реалистичен миф о том, что самураи перед боем всегда обменивались именами и бились один на один. Такой обычай действительно существовал — до первого монгольского нашествия. Впоследствии традиция сохранилась лишь как часть «дуэльного кодекса».
Буквально кендзюцу переводится как «искусство меча» — и, как и всякое искусство, оно имело множество школ и стилей. Большинство техник было ориентировано на скорость и точность ударов — легкий и острый клинок способствовал такому подходу. В школу входили не только именно физические приемы (называемые ката), но и духовная подготовка (в первую очередь — дзэн-буддистского толка), а также множество дополнительных дисциплин, список которых менялся от школы к школе. Большая роль уделялась контролю и концентрации внутренней энергии ки, управлению эмоциями... Например, по многочисленным свидетельствам, мастера меча были способны в какой-то мере предчувствовать события или менять состояние своего тела самым различным образом — делать его тяжелым или легким, твердым или мягким... Впрочем, мистический подход характерен практически для всех японских военных искусств.
Это интересно: не исключено, что именно этими образами вдохновлялся Джордж Лукас, создавая великий Орден джедаев — сообщество воинов и мудрецов. Уж слишком много в этике светлых джедаев общего с этикой дзэн-буддизма... Да и Оби-Вана, по начальной задумке, должен был играть японец.
Кроме того, японская техника фехтования всячески избегала «жестких блоков» — это легко могло привести к поломке или порче парирующего клинка... А отдельные школы (в том числе уже названная Ни-тэн Ити-рю) и вовсе развивали техники обезоруживания противника через уничтожение меча.
Подобным образом вышел из сложной ситуации Миямато Мусаси. Однажды его вызвал на поединок дайме Мацудайра, считавшийся отменным воином. По законам того времени, Мусаси не имел права даже ранить столь высокопоставленного самурая — за это его ждала неминуемая смерть. Поэтому он своим бокеном (на определенном этапе он отказался от использования боевого меча в дуэлях, предпочитая деревянный тренировочный) переломил меч дайме пополам, тем самым вынудив его признать поражение.
Иайдзюцу — это «искусство обнажения меча», точнее, искусство наносить удар мечом прямо из ножен. Изначально оно было частью кендзюцу, но потом выделилось в отдельную дисциплину. И оно же породило массу споров среди специалистов относительно этики подобного искусства. С одной стороны, подобная атака подразумевала внезапность, то есть атаку не готового к бою противника, с другой — самурай должен был быть готов к атаке в любое время дня и ночи. Вторая позиция лично мне кажется более убедительной.
В настоящее время японское фехтование переживает упадок, связанный с трансформацией его в спорт и зрелище, — строжайший регламент и ограничения приводят к забвению древних традиций. Сравнивать древнее кендзюцу и современное кендо — все равно что сравнивать зимнюю оборону Москвы с чемпионатом по биатлону.
Японские мечи в играх
Японские мечи в играх встречаются во много раз реже обычных рыцарских longswords, и прежде всего — из-за подчеркнуто-азиатского происхождения. Игр, посвященных Японии и ее подобиям, на PC довольно мало. Добавим сюда сложности с оцифровкой и синхронизацией боя на мечах...
В стратегиях
Похвастаться наличием «японских мечников» (чаще всего — благородного, самурайского происхождения) обычно могут либо стратегии глобального толка (Civilization; Age of Empires), либо стратегии, целиком выполненные в японском антураже (Shogun; Battle Realms), — исключения редки. Как правило, они имеют большую скорость атаки, чем аналогичные европейские подразделения, или какие-либо специальные способности.
В Shogun мы можем полюбоваться на довольно редкий вид меча — но-дати, но почему-то боец вовсю игнорирует требующуюся для этого оружия подвижность и носит полные доспехи. В Battle Realms мы видим очень интересную отрисовку движений, хоть и отличающуюся некоторой показушностью. Кстати, в этой RTS представлен и бой двумя клинками.
Также самурай присутствует в Warcraft III — в роли орочьего мастера клинка, — хотя его меч напоминает катану весьма и весьма отдаленно... Но в целом облик достаточно характерен.
В боевиках
В боевиках японские мечи представлены во множестве, но все отличия сводятся в основном к антуражу. Как правило, герой просто машет таким клинком перед собой, надеясь в кого-нибудь попасть. Такими были мечи в Daikatana, Hitman, No One Lives Forever 2 и множестве других игр.
В Dark Messiah of Might and Magic катана скрывается под подпольной кличкой «Шелковый меч наги» и отличается от прочих мечей увеличенным шансом критического удара. Негусто...
В древней эпической игре Sword of the Samurai катана представлена сразу в двух качествах. Во-первых, это один из двух видов оружия, доступных герою на заданиях «один против толпы». Во-вторых, в игру органично вписаны дуэли на мечах. Три типа ударов плюс блок — немного, но для погружения в мир хватает. Кстати, дуэльную программу писал небезызвестный Сид Мейер.
В ролевых играх
Здесь катане досталось больше всего. Для начала Wizards of the Coast низвели ее до статуса «просто красивый вариант полуторного меча». Дальше — больше. В Neverwinter Nights мы видим даже не катану, а извращенную пародию на нее; особенно это касается магических образцов. Впрочем, подобным образом дела обстоят со всем оружием. При всех достоинствах этой ролевой игры дизайн предметов в ней рождает ассоциации даже не с развесистой клюквой, а с несколько иными растениями...
Вакидзаси был замечен во втором Fallout, но никаких примечательных особенностей у него нет. Просто очень хороший нож. В «Операции Silent Storm» катана оказывается лучшим оружием для разведчика — быстрым и мощным.
В серии The Elder Scrolls катана (вернее, тати) и но-дати изображены относительно верно, но и здесь не без ляпов. Использование ее в паре со щитом бойцами Клинков выглядит довольно неоднозначным.
Отдельная претензия к компьютерным ролевым играм заключается в полном игнорировании полуторного хвата — возможности держать меч как одной, так и двумя руками. В результате полуторные мечи выглядят просто как улучшенная версия одноручных.
В настольных ролевых играх царит такой же бардак, как и в компьютерных, исключение составляет разве что Legend of the Five Rings. Действие в нем разворачивается на просторах мира Рокуган, во многом скопированного с феодальной Японии, — и с ходу заметно немалое количество прочитанной литературы, как исторической, так и художественной. Надеюсь, что этот мир еще ждет виртуальное воплощение.
Подводим итоги?
Японские мечи — это огромный пласт традиций, культуры и мастерства, каждый клинок — неповторимое произведение искусства... Но, подобно вампирам и личам, они вышли в тираж и превратились в «антуражный меч», породив сотни «как бы самураев» и легионы «американских ниндзя». А также многочисленных мошенников, «последних наследников исчезнувших традиций». Благородное оружие, самый совершенный клинок на Земле, превратилось в откровенное клише и ширпотреб, который суют куда ни попадя. Зачем? Чтобы было. Потому что это модно...
Остается надеяться лишь на то, что это скоро пройдет. В фирмах, занимающихся играми, появится больше людей, не заинтересованных в издевательстве над чужим культурным наследием и наделенных чувством меры...
А до той поры — ждем. И стараемся не попадаться на столь популярную удочку «ложного знания».