ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є6 (79) июнь 2008
вид дл€ печати

ƒемоны

—олоно золото крови твоей,

Ўепот теснитс€ в ушах.

«амерло врем€ у крепких дверей,

“€жек последний шаг.

«най, что сомнений твоих маета —

ƒемонам блюдо на пир.

—делай свой выбор, открой ¬рата!

ќткрой, впусти мен€ в мир!

Ћ. —меркович

≈сли и есть в магнитно-кремниевых дебр€х компьютерно-игровой мультивселенной существо, которое по попул€рности может поспорить с драконом, то это, конечно же, демон. ћы с вами видели их в тыс€чах обличий: краснокожих с рожками, лиловых с перепончатыми крыль€ми, составленных из покатых валунов или слепленных на скорую руку из синеватой пустоты, крошечных и гигантских, страшных и смешных. Ќо, однако же, вовсе не так просто выделить изо всей этой каши суть и ответить на вопрос: что такое демон, откуда он беретс€, чем опасен? ¬от этим мы и попытаемс€ зан€тьс€.

 то он?

ќтветить на вопрос о том, кто такие демоны, непросто, поскольку воззрени€ на этот счет неоднократно мен€лись (а если вз€ть миры фэнтези — путаница станет еще сильнее). ѕопробуем дл€ начала перечислить несколько вариантов определени€ демона:

  1. јнтагонист бога или богов, воплощающий злое начало в мироздании.

  2. ƒух или существо, сделавшее окончательный выбор в пользу зла и переродившеес€ в чудище.

  3. Ќечеловеческое существо, наделенное магической силой, происход€щей от нечистого.

  4. ƒух, опекающий человека и ведущий его к добру или ко злу.

  5. ƒух или житель иного мира, чужой в нашем мире, но могущий быть призван чьей-то волей.

–азберем эти определени€ по пор€дку — и не забудем, что они могут сочетатьс€.

ѕервые два могут показатьс€ тождественными: и тут, и там демон оказываетс€ воплощенным злом. ќднако разница между ними на самом деле колоссальна€. ¬ первом случае оказываетс€, что мир имеет два начала — злое и доброе — и бог, или боги, или ангелы так или иначе равны дь€волу или демонам. ¬о втором же демон никоим образом не может претендовать на равенство с высшими силами — он всего лишь реализовал свое право на свободу воли таким вот нехорошим способом.

Ќа заметку: слово «дь€вол» может примен€тьс€ в двух значени€х: либо высший из демонов (вариант — один из высших, демонических кн€зей), либо как синоним слова «демон». Ёто порой порождает путаницу.

»нтересно, что и первый, и второй варианты включают в себ€ немало существ, которых мы традиционно не называем демонами.   антагонистам богов — злому началу, — безусловно, относ€тс€ описанные нами в прошлой статье гиганты и огненные великаны. ј среди тех, кто сделал окончательный и не подлежащий перемене выбор в пользу зла и сделалс€ чудовищем, значатс€, например, орки —редиземь€.

“реть€ точка зрени€ была попул€рна в средние века и включает в число демонов эльфов, леших, великанов, саламандр, гномов... Ёто не кака€-то ошибка определени€ — именно так и полагали.

ќпределение под номером 4 может показатьс€ парадоксальным — но, как мы вскоре увидим, оно вз€то не с потолка, а из истории и мифологии, и имеет весьма глубокие корни.

» наконец, вариант 5 — особенно если ограничить «иные миры» мирами, где правит зло, — оказываетс€ самым попул€рным в компьютерных играх. ј вот в реально существовавших мифологи€х и космогони€х у него мало корней; он порой отлично сочеталс€ с концепци€ми 1 или 2, но независимо от них почти не встречалс€.


 акое из определений выберем мы в этой статье? ”вы, нам придетс€ работать со всеми сразу, потому что наша задача — описать все, что называют демонами. ј в начале статьи этот список оказалс€ затем, чтобы проще было ориентироватьс€ в изменчивой природе пон€ти€ «демон».

ќ ком молчит наука?

Ёта стать€ получилась достаточно объемной, при том, что мы не упом€нули здесь всех тех существ, которых с большим или меньшим основанием причисл€ют к демонам в играх. ѕоскольку их оказалось легко выделить, мы вынесем или уже вынесли в отдельные статьи рассказы о:

¬ нашей «монстроведческой картотеке» дл€ этих существ заведены отдельные карточки, и их врем€ либо уже пришло, либо придет несколько позже.

Ѕлагодетельные демоны греков

ƒемон, казалось, поперхнулс€. ” него вырвалось несколько возгласов, а затем он начал сме€тьс€. Ёто был не низкий угрожающий смех, а восторженный, от всей души, смех того, кто только что увидел нечто до истерики забавное.

я находил его тревожным и обидным. ќбидным потому, что у мен€ росло подозрение, что источником его весель€ €вл€юсь €, а тревожным... ну, он же был демоном, а демоны...

— ’олодные, злобные и кровожадные, — выдавил сквозь смех демон, словно прочитав мои мысли. — “ы купилс€ на всю эту ерунду, так ведь, малыш?

–.Ћ. јсприн, «≈ще один великолепный миф»

Ёто может показатьс€ забавным, но древние греки — от которых мы, собственно, и получили им€ дл€ героев нашего сегодн€шнего рассказа — ничего особенно дурного в демонах не видели. ƒемон (точнее, даймон — по-гречески именно так) — разумный дух, подсказывающий люд€м, дающий советы и вдохновение. —ократ у ѕлатона утверждает, что мудрые люди после смерти станов€тс€ даймонами, «заслужив это им€ своей разумностью».  ак именно переводитс€ слово «даймон», неизвестно, но если верить ѕлатону — самым точным переводом будет «знающий». “у же самую сущность римл€не именовали гением. ƒаймоны могут быть и хранител€ми дома — это аналог римских пенатов.

 то же такие эти даймоны? ƒухи, занимающие промежуточное положение между людьми и богами. ќни невидимы и, в принципе, необнаружимы, но могут передавать люд€м свои советы так, что те и не догадываютс€ об этом. («аметим, что примерно так же в христианской трактовке действуют бесы-искусители.) ќни чувствуют мысли человека, и дурные помышлени€ причин€ют им боль.

¬ благодетельности даймона или гени€, впрочем, иногда сомневались. ѕорой советы даймона оказывались вредны — даймон может знать будущее, но... может и не знать, и не всегда он так-таки желает добра хоз€ину. ќб этом мы уже говорили в главе  расной книги, посв€щенной джиннам (их тоже многое роднит с римскими гени€ми).

¬ фэнтези: похожую трактовку демонов можно найти в книгах ‘илиппа ѕулмана, хот€ демоны там и видимы.

 сенократ, ученик ѕлатона, сделал даймонов посредниками богов — и тут же разделил их на добрых и дурных; на дурных демонов он, между прочим, свалил все неблаговидные де€ни€ богов, известные из мифов. ƒескать, «евс или јполлон, конечно же, не могли поступать нехорошо, а значит, кто-то постаралс€ за них... ј боги — они вообще не вмешиваютс€ в дела мира.

¬скоре из этой теории родилась и така€ иде€, как телесное воплощение дотоле бесплотных демонов: дурные демоны оказались прив€занными к материальному миру.


’ристианство смотрит на демонов, м€гко говор€, иначе, но тем не менее антична€ иде€ не исчезла полностью. ¬ следующий раз она возникла, как и многие другие воззрени€ греков, в эпоху ¬озрождени€, когда снова по€вилось пон€тие демонов-помощников, а р€д духов, дотоле относимых к демонам, начал утрачивать этот статус. Ќо об этом позже.

ƒемоны €зычников

ѕринц демонов из Warhammer: Mark of Chaos.

√овор€ формально, демонов в европейском и малоазиатском €зычестве (исключа€ уже упом€нутую греко-римскую веру) не имеетс€. —лово это нигде не используетс€ (варвары по-гречески не разумели), и родовой св€зи с иудаизмом или христианством у этих вер нет.

» все же демоны там есть — в двух смыслах.

¬о-первых, антагонисты бога в этих верах зачастую имеютс€. „асто в этой роли оказываютс€ великаны: так было у скандинавов (огненные великаны, да и инеистые тоже) и греков (гиганты, отчасти — титаны). ќб этом мы говорили в предыдущем выпуске. ѕорой это оказываютс€ духи стихий или гигантские животные. »ногда в том же качестве выступает нежить, но это скорее определение 2 — существа, выбравшие зло.

јвторы фэнтези, да и компьютерных игр тоже, зачастую этого просто не осознают. —лишком уж привычно считать великана могучим и злобным, но представл€ющим исключительно собственные интересы (в крайнем случае — племени). »ногда можно даже встретить книгу вроде бы по мотивам скандинавских саг, где в дополнение к прочему бестиарию писателю приходитс€ вводить демонов — поскольку картина мира без них выгл€дит неполной, а установить великанов на присущую им роль кажетс€ неестественным.

¬о-вторых, как будет показано ниже, боги финикийцев, моавитов и других сопредельных иуде€м народов «сделали карьеру» в качестве иудео-христианских демонов. Ќо в исходной религии ¬аал совершенно не предполагалс€ антагонистом божества.

ƒемоны иудаизма и ислама

— «най, о рыбак, — сказал ифрит, — что € один из джиннов-вероотступников, и мы ослушались —улеймана, сына ƒауда, — мир с ними обоими! — € и —ахр, джинн. » —улейман прислал своего везир€, јсафа ибн Ѕарахию, и он привел мен€ к —улейману насильно, в унижении, против моей воли. ќн поставил мен€ перед —улейманом, и —улейман, увидев мен€, призвал против мен€ на помощь јллаха и предложил мне прин€ть истинную веру и войти под его власть, но € отказалс€.

«“ыс€ча и одна ночь»

ƒемоны в “оре представлены слабо. ¬рем€ от времени кого-то из ветхозаветных царей или героев мучают злые духи, и иногда даже названные поименно. “е же имена (и в большем количестве) встречаютс€ в “алмуде и разнообразных иудейских легендах. ћногие из этих имен хорошо известны: јсмодей, ¬ельфегор, ¬елиал, ¬ельзевул... Ѕольшинство их — это те боги, которым поклон€лись соседние племена: так, например, ¬ельфегор (он же ¬аал) — божество моавитов, которому те поклон€лись на горе ‘егор. ќ самых €рких личност€х из этой галереи мы позднее поговорим подробно.

Ќа заметку: как нетрудно заметить, имена этих сущностей встречаютс€ в разных вариантах. ќднако самое частое расхождение — в русском варианте стоит буква «в», а в английском и других западноевропейских €зыках — «б». Ёто потому, что древнегреческа€ «бета» стала в новогреческом «витой» и в таком виде перешла в кириллицу. ѕоэтому ¬аал в английском тексте будет Ѕаалом, ¬ельфегор — Ѕельфегором, ¬ельзевул — Ѕельзебулом или Ѕеелзебубом. Ќекоторые переводчики об этом, впрочем, забывают, и в фантастике совсем не редкость «забытые» буквы «б». Ѕета и вита (а также втора€ пара — эта и ита) породили немало путаницы; известна, например, истори€, как переводчик долго не мог пон€ть, какое произношение должно быть в переводимом тексте — древнегреческое или новогреческое. ¬ыручили... овцы: их бле€ние передавалось как раз этими двум€ буквами, и переводчик успокоилс€ — €сно же, что овца блеет «бе», а не «ви»!

ƒь€волы (Heroes of Might & Magic V).

¬полне естественно, что ¬аал и прочие попали в демоны; вспомним определение 1 — антагонист бога. ’от€ иудейска€ вера — монотеистическа€ и никоим образом не предполагает соперников, равных богу, развивалась-то она в услови€х большого количества конкурирующих вер поблизости. ¬от и стали ключевые фигуры этих вражеских религий демонами...

¬озможно, правомочно отождествл€ть их не с демонами, а скорее с джиннами, в первую очередь — потому, что некоторые из них не чужды мудрости и порой направл€ют свои силы на добро. Ёто просто «еще один вид существ», духи, которые, как и человек, обладают свободой воли и могут как прин€ть бога, так и отвергнуть его.


ƒь€вола как такового в ¬етхом «авете нет; есть, однако же, —атана. Ќо этот —атана — не восставший против бога, а один из его ангелов, служащий обвинителем на —трашном суде. »менно он перечисл€ет грехи душ. ј по-гречески обвинитель — диаболос.

Ќо, повторимс€, и речи нет о том, чтобы этот прокурор высшей инстанции был хоть в какой-то степени противником бога — он исполн€ет его и только его волю.

ј вот в  аббале дь€вол присутствует в совсем ином качестве. —атана — это хоть и сила, идуща€ от бога, но роль его не ограничиваетс€ судом: он должен мешать человеку на его пути к богу, дабы тот по собственной воле выбрал добро вместо зла. Ётака€ одушевленна€ полоса преп€тствий на пути души по этому миру. ”поминаютс€ там и некоторые из «именных» демонов (јсмодей, ¬ельзевул, ¬елиал), которые суть обличь€ дь€вола, так же как архангелы ћихаил, √авриил, –афаил и некоторые другие — божьи обличь€.


¬ исламе демонов нет — их место прочно занимают джинны. ќ них мы уже писали подробно в июльском выпуске прошлого года (статью можно найти на нашем сайте), повторим кратко основное. ƒжинны — это существа, сотворенные из огн€, у которых, как и у людей, есть возможность выбора между добром и злом. »блис, он же Ўайтан, отказалс€ поклонитьс€ јдаму — за это он будет ввергнут в адское плам€, но не сразу, а после —трашного суда, — и он стараетс€ обеспечить адское плам€ возможно большему числу людей. «а ним последовали многие джинны, которые замен€ют мусульманам демонов (другие джинны избрали путь добра и известны как джинны-мусульмане); сам »блис в полной мере может считатьс€ аналогом дь€вола.

 ак нетрудно заметить, джинны ислама и демоны иудаизма — по сути дела одно и то же; те и другие обладают свободой выбора, но многие из них стали-таки злыми духами.

—ходную роль играют и ракшасы индуистской и буддистской вер: ракшас тоже порой бывает добродетельным, но чаще выступает в качестве демона. ¬прочем, родн€ демонов с далекого востока — тема дл€ другой статьи.

’ристианска€ концепци€

 ак ты можешь хныкать теперь, когда все потер€но, и спрашивать: неужели мои слова о любви к тебе ничего не значили? Ќу что ты! ≈ще как значили! ѕоверь, мо€ любовь к тебе и тво€ ко мне равны как две капли воды. я всегда жаждал теб€, так же как и ты (жалкий дурак!) жаждал мен€. –азница лишь в том, что € сильнее. ѕолагаю, что теперь они теб€ мне отдадут. ј ты спрашиваешь, люблю € теб€ или нет! Ћюблю, как и любой лакомый кусочек, от которого у мен€ прибавитс€ жиру.

 .—. Ћьюис, «ѕисьма Ѕаламута»

ј вот в христианстве демон — уже однозначное и безусловное зло. Ёто ангел или, возможно, дух человеческий (такие точки зрени€ тоже иногда встречаютс€), окончательно отвергнувший бога. “о есть, по нашей классификации, вариант 2.

ƒь€вол-корнугон из Planescape: Torment.

Ћюди, крайне далекие от христианства и представл€ющие его себе весьма смутно, часто считают, что речь идет скорее о варианте 1, полага€ дь€вола антагонистом бога и злым началом в мироздании. Ќо это — многократно осужденна€ всеми основными конфесси€ми (католицизм, православие, лютеранство) ересь дуализма.

ƒуализм предполагает, что дь€вол и бог сопоставимы по своим возможност€м и неизвестно еще, кто победит в конце времен.  ак правило, он также называет бога творцом мира духовного, а дь€вола — мира материального (или, по крайней мере, обустроителем материального мира). Ѕолее или менее в рамках этой концепции мыслили такие знаменитые еретики, как альбигойцы (катары), манихеи, богомилы, павликиане и другие. »з нее, кстати, нередко делалс€ логичный вывод: раз плоть и прочую материю создал дь€вол, значит, тот, кто сожжет соседский дом или убьет человека, на самом деле окажет ему благоде€ние, освободив от дь€вольских оков! Ќетрудно пон€ть, как привлекательно было такое учение дл€ всевозможных бандитов и мародеров...

ƒл€ абсолютного большинства христиан дь€вол — предводитель падших ангелов, не более и не менее. јнгелы, как и люди, созданы богом и никоим образом ему не равны. ј сами эти падшие ангелы — демоны (в некоторых верси€х к демонам причисл€ют также и души людей, окончательно отвергнувших бога, — но это тоже неортодоксальна€ трактовка).

» дь€вол, и демоны действуют все равно в пределах замысла бога, и именно таков смысл крылатой фразы из √ете («я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»). ѕреп€тстви€ на пути человека к богу нужны лишь затем, чтобы он совершил свой выбор; однако, в отличие от представлений иудеев, дь€вол в христианстве действительно взбунтовалс€ против бога и отверг его.


–огач из Dungeon Keeper 2.

ѕрирода демонов противоречива: это бесплотные духи, однако они наделены «животными» страст€ми, которые не в силах удовлетворить. ’от€, по некоторым источникам, обрести подобие плоти они могут, но это им никоим образом не помогает. ≈сть единственный дл€ них шанс получить иллюзию удовлетворени€ страстей (и не более!) — вселитьс€ в человека.

¬прочем, далеко не всегда их гнетут в первую очередь именно плотские желани€; зачастую речь идет о гордыне, тщеславии и других грехах. Ќо и тут им ничего не светит; ад — это место, где утолить какое бы то ни было желание невозможно по определению. ќни обречены стремитьс€ пожрать людей и друг друга — и не получать от этого никакого удовлетворени€. ƒаже ликование от мучений грешников настолько фальшиво, что радости не доставл€ет.

—уть превращени€ из ангела в демона чрезвычайно интриговала многих богословов — по любопытной причине: считалось, что эта метаморфоза противоположна той, котора€ предстоит человеку, — из земного обличь€ преобразитьс€ в вечное. » если пон€ть, что случилось с демонами, возможно, удастс€ постичь, что предстоит человеку? ќт противного, так сказать?


***

¬ следующих главах речь пойдет в основном о христианских воззрени€х на демонов; если же придетс€ обращатьс€ к чьим-то еще взгл€дам — об этом будет сказано особо.

„то может демон?

¬ пылу литературного рвени€ € обнаружил, что неча€нно позволил себе прин€ть форму большой сороконожки. ѕоэтому € диктую продолжение своему секретарю.

 .—. Ћьюис, «ѕисьма Ѕаламута»

„то делают демоны, дабы отвратить человека от бога и насладитьс€ его мучени€ми (раз уж иного наслаждени€ им не дано)?

Ќа этот счет велись бурные споры. ѕон€тно, что демон может нашептывать человеку искушени€, — он это умел еще в греческие времена. Ќе подвергалось также сомнению, что он может обмануть человека иллюзией; именно поэтому в средневековой традиции иллюзи€ — безусловно, черна€ маги€, а отнюдь не невинна€, как считаетс€ в фэнтези.

ј вот может ли он, так сказать, физически повли€ть на человека? ћожет ли подарить ему золото, могущество, магию, чтобы совратить и заставить вершить зло?

“ут кроетс€ неожиданный сюрприз. ¬от небольша€ цитата:

Ќекоторые преступные женщины, совращенные сатаной и попутанные дь€вольским наваждением, вер€т и утверждают, будто они ночною порой скачут на каких-то животных с ƒианой, €зыческой богиней, или с »родиадой и бесчисленным множеством других женщин и будто они пронос€тс€ таким образом в безмолвии глубокой ночи через необозримые пространства, повину€сь во всем велени€м богини... » пусть бы они одни погибали в своем неверии, а то они увлекают на путь погибели и других. »бо бесчисленное множество, обольщенное этим ложным мнением, верит, что это — правда, и, вер€ так, уклон€етс€ от правой веры и впадает в заблуждение €зычников, полага€, что кроме единого бога существуют какие-то другие божественные существа. ј посему св€щенники во вверенных им церкв€х со всей насто€тельностью должны проповедовать народу, что все это суща€ ложь... — кем, конечно же, не бывает, что в ночных грезах он будто покидает самого себ€, и кто во сне не видывал того, что не приходилось видеть на€ву? Ќо кто же может быть настолько глуп и безрассуден, чтобы все подобное, что происходит с духом, относить к телесному существованию?

ѕерескажем эту мысль своими словами: поскольку дь€вол никоим образом не равен богу, он не может даровать никакой магии, ведь она по сути своей чудо. ј значит, ведьм не существует, и вс€кий, кто пытаетс€ обвин€ть в ведовстве, в черной магии, — лжец и еретик.

ѕроцитированное — это канон «≈пископы», получивший статус закона дл€ католика в 1140 году. ƒл€ нас, со школы впитавших истории о процессах над ведьмами, читать такое странно; но штука в том, что эти процессы случались уже в эпоху ¬озрождени€ и позже. ¬ темном и мрачном XIII веке существование ведьм отрицали; а вот в к концу XV-го по€вились и «ћолот ведьм» и другие безусловно еретические, но прин€тые церковью де€ни€ и идеи...

Ёто может показатьс€ оксюмороном, но вспомним, кто прин€л решение о начале охоты на ведьм. ѕапа »ннокентий VIII, чь€ булла Summis Desiderantes инициировала «бум» процессов, запомнилс€ также назначением на пост великого инквизитора »спании небезызвестного “орквемады, небывалым расцветом продажи индульгенций и церковных должностей, шестнадцатью детьми (из которых двое признанных) и множеством других де€ний, крайне плохо совместимых со званием главы церкви. “ак и случилось, что чужда€ христианству иде€ глубоко в нем укоренилась.

„то печальнее всего — протестанты, отвергшие энное количество папских решений, это как раз прин€ли с рвением. ѕечально знаменитые «салемские суды» велись уже не католиками, но пуританами. » последний такой процесс осуществилс€ в 1782 году — в Ўвейцарии, в протестантском кантоне.

«агадка ведьм

“ак, ¬енделина —транна€ очень любила «гореть» на костре. » чтобы испытать это ни с чем не сравнимое удовольствие, сорок семь раз предавала себ€ в руки магглов.

ƒж. –оулинг, «√арри ѕоттер и узник јзкабана»

ќдин из вопросов, к которому обращаютс€ все новые и новые исследователи и все никак не могут дать удовлетворительного ответа: каковы причины всеобщего бума охоты на ведьм?

¬ учебниках разных стран можно прочитать немало версий. Ќекоторые из них забавны, другие — очень забавны.

—ама€ расхожа€ иде€: это — пережиток «темных веков». ѕомилуйте, но почему тогда в сами «темные века» охота на ведьм не обладала и дес€той долей той попул€рности? Ќе сходитс€!

Ќичуть не лучше верси€ о попытках церкви искоренить остатки €зычества. Ёто бы смотрелось куда гармоничнее веке этак в дес€том, когда в ≈вропе и впр€мь хватало €зычников (скандинавы, литвины, пол€ки, венгры).  онечно, пережитков хватало и в XVII веке (суеверий, к примеру), но все равно трудно пон€ть, почему за них вз€лись именно тогда, когда они пор€дком ослабели? Ќе говор€ уж о том, что охота вполне закономерно св€зана с ростом суевери€; вспомним хот€ бы о жертвоприношени€х морскому гоблину, которые мы описывали в главе о гоблинах, — они расцвели пышным цветом в XVII веке, после ста с лишком лет охоты.

ѕосле неудачи крестовых походов, объ€сн€ет еще одна школа, не с кем стало воевать «за веру», и накопленную €рость надо было куда-то выплеснуть... Ќо, позвольте, в XV веке были гуситские войны, испанска€ реконкиста (она еще не закончилась к моменту папской буллы), поход против ереси вальденсов (объ€вленный тем же папой)...

Ќо, пожалуй, сама€ замечательна€ иде€ — борьба с первой волной... феминизма. ƒескать, женщины начали хотеть гражданских прав — тут-то их и на костер! —транно сие: где и как женщины успели за€вить о своем стремлении? ѕравда, часть исследователей находит на это ответ: да именно за этим они и изображали из себ€ ведьм, чтобы повысить свою значимость! ѕраво же, непревзойденный образчик мазохизма!

(»де€ сделать из ведьм передовых и образованных женщин возникла намного позже — когда слово «инквизици€» окончательно сделалось бранным, всех, кто ей так или иначе противосто€л, постарались сделать светочами просвещени€ и добродетели. Ќет ровным счетом никаких оснований полагать, что ведьмы выдел€лись среди прочих просвещенностью... и вообще чем бы то ни было.)


ћне наиболее правдоподобной кажетс€ друга€ верси€.

Ётот период замечателен, помимо всего прочего, чрезвычайной активизацией течений, призывающих церковь соблюсти собственные требовани€ бедности. ян √ус, ”иклиф, позже — Ћютер... » это не случайно: благососто€ние церкви выросло необычайно, а благососто€ние народа... скажем так, сильно от него отставало.

ѕо€вление папы или епископа в парадном облачении, сто€щем столько, что на эту сумму можно кормить целый город в течение года, начало вызывать отнюдь не благоговение, а совсем иные чувства.

Ќужно было найти ответ на вопрос, «почему у нас все так паршиво», — и найти быстро, иначе все может кончитьс€ восстанием христиан против церкви. ѕоказать, кто во всем виноват. ¬последствии дл€ этой цели использовались представители той или иной национальности — а в XV веке иде€ «нации» как таковой еще не обладала значимостью. ƒа и решение нужно было такое, чтобы его хватило на всю ≈вропу. ¬от и нашли. ќт –еформации это все равно не спасло, но костер уже запылал, и чтобы погасить его, потребовалось триста лет.


ƒемоны бездны (Heroes of Might & Magic V).

Ќеудивительно, что под вли€нием изменившейс€ концепции в XVI-XVII веках широко распространилось мнение о том, что дь€вол и демоны обладают плотью и способны действовать самым что ни на есть пр€мым физическим методом.

ќни сохран€ют способность иллюзиониста принимать такое обличье, какое пожелают, но только теперь оно подлинно: сделавшись гигантским волком, демон и впр€мь может загрызть, а обратившись в гадюку — отравить.

»менно к этому периоду относ€тс€ обилие легенд об инкубах и суккубах, несколько версий истории о ћефистофеле и ‘аусте, тогда по€вл€етс€ немала€ часть визуальной атрибутики (которую мы и сейчас можем видеть в играх)...

ћожно, пожалуй, сказать, что в это врем€ вера в демонов была наиболее материалистичной. Ёто ее в конечном счете и погубило. ѕотому что приближалс€ век ѕросвещени€, и черти с вилами стали казатьс€ слишком игрушечными.

  XVIII веку демон вновь становитс€ бесплотным, а способности его свод€тс€ к нашептыванию искусов и обману человека.

ќдержимость

“ут слуга быстро-быстро начал перебирать ногами да так визгливо захныкал, так завертелс€ на скамье, что брат ћакарий погрозил ему и даже руку занес над ним, чтобы осенить его крестным знамением. ¬незапно слуга вскочил, упал ничком и стал битьс€ головой оземь.

— ¬идишь, ты, бараний хвост, как теб€ ¬ельзевул бросает в разные стороны. Apage, apage! — Ѕрат ћакарий приподн€л р€су и дал лохматому пинка в толстый зад.

“.  в€тковский, «—емь смертных грехов»

 ак уже упоминалось выше, единственный способ дл€ демона получить подобие удовлетворени€ многих страстей — войти в тело человека и захватить власть над ним. Ѕолее того, войд€ в него, демон — так он считает — получит место в доме божьем, которого он лишен. ѕоэтому демоны к этому стрем€тс€ изо всех сил; то, что получаетс€, если демон преуспевает, именуетс€ одержимостью.

ќдержимость бывает двух видов: полна€, в которой человек целиком попадает под власть нечистого, и внешн€€, когда демон мучит его и осаждает, но внутрь войти не может. ¬прочем, даже если он войдет в человеческое тело, в душу войти он бессилен.

¬ отличие от многих средневековых представлений, это действительно опираетс€ на библейские тексты. Ќапример, на историю о двух бесноватых, встреченных »исусом, из которых бесы были изгнаны в стадо свиней.

Ѕыли ему и нагл€дные зримые доказательства: например, эпилептический припадок — типичнейший пример одержимости. ≈сть и менее характерные, но оттого не тер€ющие значени€ признаки: ужасное лицо, дикий голос, оцепенение, неверо€тна€ сила (тоже часто характерна€ дл€ эпилептика), посто€нное беспокойство, а главное — изрыгание предметов и лицо, вывернутое назад. ѕодозреваю, что два последних признака встречались нечасто, а вот дикий голос или ужасное лицо могли попадатьс€ регул€рно. —лепота, глухота, немота также порой считались признаком атаки демона (необ€зательно успешной).

”ченые долго спорили о том, может ли одержимость возникнуть без согласи€ человека. –€д авторов, например, знаменитый демонолог »оганн ¬ир, полагал, что да — одержимость, по их мнению, можно уподобить болезни. Ёто даже пытались использовать обвин€емые по «ведьминскому» делу: ведь не своей же волей!

ќднако... в том-то и штука, что возможность одержимости «не своей волей» противоречит самой идее о свободе воли — какова€ иде€ дл€ христианства одна из самых важных...

ƒемоны могли всел€тьс€ не только в человека, но и в других существ — один такой пример приведен выше; есть легенда и о том, что змей-искуситель был одержим —амаэлем, одним из высших демонов.


ƒабы избавить человека от нежелательного присутстви€, надобен экзорцизм. Ќа это, по идее, способны многие св€щенники (вплоть до 1972 года в католической церкви даже был особый чин экзорциста). Ёта операци€ предполагает чтение молитв, иногда обрызгивание св€той водой и другие любопытные действи€ (например, обдувание и плевание на жертву — это должно чрезвычайно огорчить засевшего беса. ћежду прочим, в тексте обр€да крещени€ православный св€щенник до недавнего времени предлагал крестному отцу отречьс€ от дь€вола со словами «дуне и плюне на него» — требовалось дунуть и плюнуть на пол, хот€ многие по неведении делали это то с младенцем, то с батюшкой).

—амым сложным в экзорцизме считалось добитьс€ того, чтобы демон не просто вышел из того места, где сидит, а отправилс€ куда следует, в идеале — непосредственно в ад. ¬ременами это приводило к длительным переговорам, и это не в укор экзорцисту — ведь даже »исусу в описанной выше ситуации понадобилось договариватьс€ с бесами, куда именно они уйдут...

¬от забавна€ цитата из ÷езари€ √ейстербахского. “оржественное «изыди!» уже произнесено, а теперь пора поторговатьс€:

 уда же ты повелеваешь мне выйти? — спрашивает аббата демон.

я открою рот, — отвечает аббат, — и ты войдешь туда, если сможешь.

“ам будет жарковато, — замечает демон, — ведь ты причащен.

Ќу что ж! “огда войди сюда, — и аббат, который отличалс€ веселым нравом, прот€гивает демону свой большой палец.

Ќет уж, спасибо: твои пальцы осв€щены.

“огда выходи куда хочешь, но только выходи.

ƒа, но не так быстро, — возражает дь€вол, — € имею высшее разрешение оставатьс€ в этом теле еще два года...

–азумеетс€, хороший экзорцист не забывал наложить на демона заклинание, об€зующее того не лгать. »наче... сами понимаете.

 уртуазные демоны ¬озрождени€

ƒаже будучи демоном зла и двуличи€,

ѕредава€сь разврату и водку глуша,

√ерцогин€ всегда соблюдала приличи€ —

» не кушала спаржу с ножа!

Ќикогда!

ё.  им, «ѕодражание ¬ертинскому»

—пособность демонов поддержать приличную беседу и вообще вести себ€ в обществе как никогда обострилась в эпоху ¬озрождени€. »менно тогда по€вл€ютс€ образы светских оба€тельных демонов — они очень напоминают современную традицию описани€ вампиров. «ƒемонический соблазнитель», «демонический искуситель» — попул€рнейшие образы того времени (и более поздней эпохи барокко). ƒемон мог, к примеру, заведовать игорным домом — почему бы нет, раз уж им «разрешили» присутствовать в мире во плоти? —ловом, замените в современном салонном романе о вампирах кровопийцу на выходца из ада — и получите примерно такую историю.

» кого же привлечет такой «соблазнительный» суккуб?

„резвычайно востребованной оказалась иде€ об инкубах и суккубах. ќна уже упоминалась выше, настала пора рассказать подробнее.

»сходно инкубом именовалс€ кошмарный сон, после которого остаетс€ т€жесть в груди; в этом качестве он фигурирует в медицине до сих пор, хотите верьте, хотите нет. Ёто слово и означает «лежащий сверху».

¬последствии, разумеетс€, уточнили, с какой конкретно целью он «лежит сверху», — благо это открывало поле дл€ множества фривольных рассказов. ѕо€вилс€ и парный к инкубу суккуб — это слово, в свою очередь, означает «лежащий под»...

¬ играх: суккубы изображены весьма странно: во вс€ком случае, трудно поверить, чтобы кто-то соблазнилс€ когтистой окровавленной дамочкой из World of Warcraft и уж тем более уродиной из Heroes of Might & Magic V. ѕорой инкубы и суккубы и впр€мь демонстрировали непривлекательные внешние черты, но только в тот миг, когда уже поздно что-либо предпринимать...

Ќередко суккуб или инкуб не просто принимали привлекательное обличье, но изображали умершего возлюбленного. Ёто пользовалось немалым успехом, причем порой демон оказывалс€ на правах мужа или жены много лет, плодил детей — пока кто-нибудь не изгон€л его тем или иным способом.

’одило немало слухов и о потомках демонов; таковыми объ€вл€ли порой €рких и талантливых людей, как живущих, так и давно умерших. ƒемоническое родство приписывалось јттиле, ¬ильгельму «авоевателю, ћерлину, √енриху VIII, √енриху Ќаваррскому, ≈лизавете јнглийской, кардиналу –ишелье, ћартину Ћютеру.

Ёто интересно: Ћютер вообще был попул€рным героем «демонологических» историй католиков. “ак, например, однажды все демоны, вселившиес€ в людей, покинули своих жертв на сутки: их об€зали присутствовать на похоронах Ћютера, дабы почтить этого любимца дь€вола. ѕо мнению католиков, мало кто мог быть настолько попул€рен в преисподней...

ƒемон на службе

ѕризыва€ ¬ельзевула изгнать јстарота, помни: по меньшей мере с одним из них ты останешьс€.

ѕословица

ƒомашний демон

¬ World of Warcraft таких выдают любому желающему — только выбери нужный класс и дорасти до тридцатого уровн€.

Ѕлагодетельные демоны греков не всегда были личными — встречались и семейные, по-латыни spiritus familiaris. ќтсюда происходит хорошо известное (в том числе по играм) слово familiar, в русской традиции переводимое как приживал.

“акие демоны временами попадались и в средневековье, и особенно в эпоху ¬озрождени€ — у знаменитых чародеев и ученых. ќбычно они показывались в обличье мелкого зверька: так, например, доктор ‘ауст чаще всего водил при себе ћефистофел€ в обличье пудел€. »ногда он сидел в предмете — кольце, фибуле, руко€ти меча и так далее.

¬ играх: приживалы стали стандартным атрибутом мага в ролевках, основанных на D&D, — но они там уже не демоны, а самые насто€щие животные, только «магически модифицированные». ј вот в стратеги€х они обычно по сути своей разновидности низшего демона — беса.

ƒл€ чароде€ такой демон — необходимый инструмент: он помогает при алхимических операци€х, предсказывает будущее (действие это — глубоко нехристианское), временами трудитс€ в качестве мелкой прислуги, обычно незримой.

»ногда он присутствует в доме все врем€, порой вызываетс€ дл€ особых действий — но всегда один и тот же. ƒл€ сражений такой демон не годитс€, хот€ может своевременно оповестить хоз€ина об опасности, дабы тот прин€л меры.

 ак правило, приживал искренне и честно заботитс€ о благополучии своего хоз€ина; если тот гибнет, у приживала остаетс€ двадцать четыре часа, чтобы отомстить, прежде чем он вернетс€ в геенну огненную. Ёто очень неплохо описано в рассказе √енри  аттнера «ѕривет от автора».

¬ызывание

∆елающий заполучить себе на службу демона посерьезнее должен был предпринимать особенные действи€. ќни достаточно несложны, если хочетс€, чтобы демон просто по€вилс€ (например, хватало зарезать на перекрестке и закопать там же черную курицу); но вот если хочетс€, чтобы он еще и подчинилс€, — о, тут нужны весьма сложные ритуалы. »х следовало знать не только колдуну, но и честному экзорцисту.

«десь, по-видимому, сыграло свою роль иудейское представление о том, что, если хорошо знать законы, которым подчин€ютс€ демоны, в них всегда можно найти лазейку и воспользоватьс€ ею. ¬ рассказе о джиннах мы упоминали похожее €вление.

ќднако ошибкой было бы думать, что дл€ призыва демона и контрол€ над ним достаточно знани€ одного ритуала и волшебной формулы. »стинный демонолог знает: формула мен€етс€ в зависимости от дн€ недели, от времени суток, от места вызова, присутствующих лиц и много чего еще. ћалейша€ ошибка в ней может стать фатальной. » скорее всего станет.

¬ фэнтези эту схему довольно точно обрисовал √арри “ертлдав — в видесском цикле, а особенно в «—валке токсичных заклинаний»:

Ѕоротьс€ с пожаром в Ёнджел-—ити — нелегкое дело. ”ндины слишком слабы и ненадежны дл€ этой работы: им не хватает подземных вод. ѕожарные или сами засыпают огонь песком, или вызывают пыльных демонов, у которых это лучше получаетс€. Ќо с большими пожарами может справитьс€ только вода, поэтому приходитс€ обращатьс€ за помощью к »ной –еальности. ѕожарные маги Ёнджел-—ити заключили договоры с Ёлелогапом, ‘окалором и ¬епаром — демонами, имеющими власть над водами. ќднако этих адских духов надо все врем€ сдерживать, иначе они разрушат механическую систему дамб, труб и насосов, доставл€ющую издалека воду в город.

—егодн€ был именно тот случай, когда требовалось нечто более действенное, нежели песок или жалка€ струйка водопроводной воды. я как раз показывал свое удостоверение весьма потрепанного вида констеблю, когда одна из монастырских башен вспыхнула вновь. ћаг в багровой пожарной форме указал на нее духу, заключенному внутри поспешно начертанной пентаграммы. я заметил колеблющиес€ очертани€, напоминающие русалку: значит, пожарный вызвал ¬епара.

Ќе хотел бы € иметь такую работенку, как у этого мага. ќтча€нна€ спешка, в которой всегда вызываютс€ противопожарные духи, приводит к тому, что пентаграмма рисуетс€ на первом попавшемс€ свободном месте. „асто даже не хватает времени проверить, нет ли в ней щелей, через которые может выскользнуть адский дух, чтобы убить своего повелител€... “олько военна€ маги€ налагает большую ответственность на оператора.

Ќо этот парень был хладнокровен, как лед€на€ ундина. ќн воззвал к ¬епару чистым пронзительным голосом:

«аклинаю теб€, ¬епар, Ѕогом живым, Ѕогом вечным, Ѕогом истинным, Ѕогом св€тым и всемогущим, сотворившим небо, землю, воды морские и все, что наполн€ет их, —аваофом, ягве, “етраграметоном. ѕролей воды на это плам€, пролей их туда и столько, где и сколько это принесет наибольшее благо дл€ его погашени€ и наименьшее зло жизни и собственности. «десь, в пентаграмме, без шума, ропота и обмана. ѕовинуйс€, повинуйс€, повинуйс€!

≈сли € спасу от разрушени€ монастырь, мне будет очень больно, — жалобно сказал демон.

ѕовинуйс€, иначе € отолью твое им€ из свинца, положу его на жаровню, залью серой и отправлю теб€ в Ѕездну, ќзеро ќгн€ и —еры — специально дл€ непокорных духов, забывших свое место пред лицем √осподним. ѕовинуйс€, повинуйс€, повинуйс€! — ћаг простер руку, сжатую в кулак, над медным сосудом, словно собира€сь бросить что-то в гор€щие уголь€.

ѕентаграмма — типичный, но не непременный атрибут этого процесса. —читалось, что она дает врем€ на переговоры — иначе можно не успеть закончить формулу, как демон уже вцепитс€ вызывателю в горло. Ќекоторые авторы утверждают также, что это — самый простой способ заставить демона сдержать данное слово.

—амое любопытное, что подобное действие, даже если исполн€етс€ с целью призвать, а не изгнать демона, может не влечь за собой гибели дл€ души. ¬едь это проделывал безусловный праведник — царь —оломон! ќднако поскольку большинство колдунов — отнюдь не соломоны, чаще всего это все-таки пагубно, и не стоит наде€тьс€ на иной исход. ’от€ бы уже потому, что демон при малейшей к тому возможности напакостит всем, кому сможет, и это будет на совести вызывател€. » инквизици€ не без основани€ трактует любую попытку заполучить услуги демона как преступление.

ƒоговор с нечистым

“о, что описано выше, — формальные взаимоотношени€, обеспеченные универсальным законом. Ќо немало существует историй и о заключении с демоном договора — содержащего в себе в качестве услови€ со стороны смертного либо передачу демону души, либо отречение от ’риста. ќтветной услугой, как правило, оказываетс€ одно любое желание; хот€ порой удавалось выторговать и поболее.

Ѕес из The Elder Scrolls IV.

’от€ инквизици€ считала фактом договора даже мысленное обращение к нечистому, во всех легендах фигурирует именно письменный контракт. ѕричину объ€сн€ет в одной из легенд сам дь€вол: дескать, среди вас, христиан, обычное дело — сперва договоритьс€, а потом раска€тьс€ и душу не отдавать!

–€д легенд подтверждает, что спастись от такого договора возможно — либо раска€вшись (только искренне!), либо перехитрив дь€вола. ¬ том, чтобы попытатьс€ его обмануть, ничего дурного не видели; хот€ ‘ауст, согласно одному из текстов, отказалс€ разрывать договор, поскольку это было бы бесчестно... »сторий о том, как удалось перехитрить нечистого, множество — обычно назначалось какое-то условие, которое потом оказывалось невыполнимым. “ак, Ќострадамус €кобы завещал за предвидение душу дь€волу, согласно контракту, «и если похорон€т в церкви, и если похорон€т вне ее» — после чего добилс€, чтобы его похоронили в стене ризницы, то есть не вне и не внутри.

¬прочем, по логике вещей этого должно быть совершенно недостаточно: ведь мало не продать душу, надобно еще и не грешить, а договор с дь€волом — в любом случае т€жкий грех. ”спели ли раска€тьс€ хитрецы, придумавшие невыполнимое условие? ќб этом легенды зачастую ничего не сообщают. “ак что, возможно, демон добилс€-таки своего.

ƒев€ть демонских чинов

— “ы, отец, хотел рассказать мне о том, откуда дь€волы род€тс€.

 вестарь сел на скамейку против сбившихс€ в кучу слуг, внимательно посмотрел на каждого, почесал бородавку и с ученым видом начал:

— ќт бесов ¬алаама, »саакарона, √резил€, јмана, Ѕегерита, јсмоде€ рождаютс€ бесы меньших степеней, поражающие внутренности человека. ¬ желудке сид€т водочные бесы: они поглощают вс€кий напиток, выпитый человеком. ¬ кишках сид€т свинские бесы, особо падкие на свинину и вс€кие жирные кушань€, в пальцах помещаютс€ бесы, которые того только и ждут, чтобы ущипнуть какую-нибудь красотку, и от них исходит сладострастие. Ёто бесы-щипатели, или, как их называют, бесы укромных уголков. ј из св€зи этих бесов выход€т и другие, наполн€ющие теб€, как мешок, ленью и любострастием. «апомнил?

“.  в€тковский, «—емь смертных грехов»

Ќеудивительно, что, стрем€сь узнать о демонах как можно больше, демонологи разработали и такую важную деталь, как иерархи€ демонов. Ќеудивительно, что у духов, столь подверженных гордыне и тщеславию, есть жестка€ и четка€ иерархи€. ќни дел€тс€ на дев€ть чинов — так учит нас уже упоминавшийс€ авторитетный специалист »оганн ¬ир (есть и другие классификации, но эта — одна из самых попул€рных).

 оманда демонов на пол€х Ћиги ’аоса.

ƒев€тый, низший чин — это всевозможные «свинские бесы», заправл€ющие низкими страст€ми, в том числе инкубы и суккубы, а также демоны чревоугоди€, пь€нства, корыстолюби€ и так далее. ¬озглавл€ет их ћаммона.

¬осьмой чин — «обвинители», которые стараютс€ вселить в людей отча€ние и отвратить от раска€ни€.

—едьмой чин — «фурии», се€тели раздоров и поджигатели войн. ¬озглавл€ет их јваддон.

Ўестой чин — загадочные витающие в воздухе твари, разносчики морового поветри€. »х старший — ћерезин.

ѕ€тый чин — обманщики, сотвор€ющие ложные чудеса и тем совращающие народ.  н€зь их — —атана.

„етвертый чин заведует карами злоде€м. »х глава — јсмодей.

“ретий чин — отдел долгосрочных перспектив, «изобретатели злых дел и порочных искусств». »м принадлежат идеи крепкого спиртного, азартных игр и многого другого. »х кн€зь — ¬елиал.

¬торой чин — духи лжи, прорицатели, оракулы. ѕредсказани€ — вообще дело не христианское, и если оно не исходит непосредственно от бога, это крайне непри€тна€ штука...

» наконец, высший чин — ложные боги. “е самые, что требуют от людей жертв и поклонени€ — дабы, служа им, забыли об истинном боге. »х возглавл€ет ¬ельзевул.

»менные демоны

¬от перечень самых известных именных демонов. ќни врем€ от времени снимаютс€ в компьютерных играх, но активно там представлены немногие; впрочем, список может расширитьс€ в любой момент. ƒабы не вникать в их внутреннюю иерархию (которую люди передают различно), перечислим их просто по алфавиту.

јваддон. ¬ ¬етхом «авете это не демон, а синоним преисподней или кака€-то ее часть (современный иудаизм полагает, что это самый нижний «круг» ада). ¬ средние века он стал демоном-разрушителем и покровителем войны. —читаетс€ веро€тным, что јваддон — это јполлон, который хоть и покровительствовал наукам и искусствам, был и в самом деле склонен к лютому гневу и разрушению. ќбраз јваддона у Ѕулгакова, в общем, достаточно каноничен, если не обращать внимани€ на внешний вид.

јзазель. ќбраз странный и противоречивый — то ли он демон пустыни (видимо, исходно — божество какого-то пустынного народа), то ли просветитель, во многом подобный ѕрометею (отнюдь не случайно в его честь назвала свою организацию акунинска€ леди Ёстер). ќднако другие источники говор€т, что ничему хорошему он людей не научил — только делать оружие, чтобы проливать кровь, а также украшени€ и косметику дл€ женщин, дабы плодить разврат.

јмдусциас. ƒемон с экстравагантным обличьем — человек с головой единорога, впрочем, иногда предстает как единорог или человек; он был одной из излюбленных целей демонологов-вызывателей, хот€ область его особой компетенции не слишком вроде бы полезна — музыка и ветер. ќн встречаетс€ в одном из рассказов √енри  аттнера (том же, где и приживал).

јсмодей. ¬ иудаистских легендах он — кн€зь злых духов, но сам-то как раз не особенно зол, скорее даже мудр и не чужд сочувстви€ к люд€м. »менно он дал —оломону черв€ Ўамура, раскалывающего камни (дл€ быстрейшего строительства), — а вовсе не кентавр, как утверждает ћихаил ”спенский в «“ам, где нас нет». »стори€ о том, как он лишил цар€ власти и зан€л его место (упоминаетс€ там же), тоже каноническа€; причем сделал он это затем, чтобы показать царю тщету всего земного. ƒа и в демонической иерархии средневековь€ он — не совратитель, но палач, то есть не преумножает зло в мире. ѕравда, в некоторых других источниках все гораздо хуже... јсмодей весьма попул€рен в качестве демонического владыки в разнообразном фэнтези, а в играх пока скорее редок.

јстарот. ќшибка переводчиков — на самом деле это богин€ женского полу јстарта (она же »штар). Ќо так уж повелось в средневековье — сменили бедн€жке пол и сделали вместо богини природы и плодороди€ демона прорицани€ и, нередко, сладострасти€ (иногда оказывалс€ также кн€зем суккубов и инкубов). ѕорой выступал в обличье дракона.  ак прорицател€ его нередко вызывали демонологи; видать, он согласилс€ сменить пол...

Ѕегемот. ¬ принципе, это просто могучий зверь, и игроделы, изображающие его безмозглым колоссом, более правы, чем средневековые демонологи. “е предположили, что Ѕегемот — демон, пробуждающий в люд€х звериную дикость.  азалось бы, при чем тут небезызвестный кот?

—ходна€ метаморфоза произошла и с Ћевиафаном, в котором изначально тоже не было ничего инфернального.

¬аал, он же ¬ельфегор. ‘иникийский верховный бог (поклон€лись ему под другими именами также моавиты и другие народы), который считалс€ творцом всего сущего, но требовал кровавых жертв и стал вполне логичным кандидатом в демоны. ¬озможно, были также какие-то св€занные с ним ритуалы, аналогичные вакханским, — во вс€ком случае, поклонение ему порой описываетс€ словами «предаватьс€ постыдному». Ќа это намекает и каноническое изображение его с гигантским носом. »ногда утверждают, что его стихи€ — шантаж стыдом (заставить совершить что-нибудь настолько непристойное, чтобы даже на исповеди было стеснительно признатьс€ и раска€тьс€).

— его арми€ми можно столкнутьс€, например, в Diablo. ¬аал поселилс€ и в «абытых королевствах — там он слыл «богом убийства», пока не скончалс€ в —мутное врем€.

Neverwinter Nights: Hordes of Underdark. √лавный герой (в драконьей шкурке) против ћефистофел€.

¬елиал. ƒух лжи, пустых удовольствий, не принос€щих радости, снобизма и прочих подобных пороков; сеет вс€ческое зло через посредство развращенного искусства, азарта и других опустошающих пороков. —лывет эстетом, неистощимым на гнусные изобретени€. »м€ его означает «бесполезный».

¬ельзевул. “о ли главнейший демон в аду, то ли второй после собственно дь€вола; во вс€ком случае, носит корону. »м€ обозначает «повелитель мух», которые и впр€мь ему подчин€ютс€. ‘ормы мен€ет произвольно, может предстать практически в любом обличье. ѕокровительствует самому опасному из грехов — гордыне. »сходно звалс€ ««евул» и был богом то ли ’анаана, то ли филистимл€н (последних порой считают пращурами греков, и в этом случае «евул может оказатьс€ и «евсом!). —лово «забул» иногда также считают искаженным «диаболос».

√еката. Ёту греческую богиню мрака и колдовства, пожалуй, по заслугам перевели в демоны. „его стоит только знаменита€ жертва ей — гекатомба! ѕоскольку она покровительствовала магии, ее считали госпожой ведьм.

Ћилит. ≈е мы уже упоминали в главе о джиннах; будучи, по-видимому, исходно богиней Ўумера, она сделалась злым духом в иудейско-мусульманской демонологии. ѕо р€ду свидетельств — первой женой јдама и прародительницей множества колдовских существ. »ногда упоминают, что ее муж — —амаэль, «€д бога»; и ему, и Ћилит регул€рно приписывают искушение јдама и ≈вы.

ћаммона. Ёто всего-навсего сирийское слово, означающее «богатство»; »исус говорит, что невозможно служить и богу, и маммоне — и вот богатство одушевили и сделали демоном скаредности и корыстолюби€. Ќередко ему же придают и прочие мелкие страсти, вроде похоти или чревоугоди€.

ћефистофель. ¬ообще-то, это всего-навсего домашний демон ‘ауста, из которого сделали пр€мо-таки кн€з€ ада: в таковом качестве он попал и в игры (вспомним хот€ бы Diablo или Neverwinter Nights: Hordes of Underdark, где он выступает в роли главного антагониста и соперника в финальном бою...

ƒемоны в играх

ѕервым делом, как водитс€, придетс€ упом€нуть традиции Dungeons & Dragons: они оказали настолько мощное вли€ние на все компьютерные игры, что пропустить эту тему невозможно.

¬ D&D демонические существа — это обитатели так называемых «нижних миров». Ќапомню, что по прин€той в D&D космологии материальный мир содержит внутри себ€ миры стихий («внутренние»), а снаружи окружен внешними мирами — мирами богов, душ умерших, небесных и адских существ. Ёти миры разделены по мировоззрению: верхние олицетвор€ют добро (например, —емь Ќебес, Ёлизиум, јсгард), нижние — зло, есть еще мир пор€дка (ћеханус) и хаоса (Ћимб — у ƒанте это первый круг ада).

The Elder Scrolls IV. ѕродукци€ даэдр.

Ќижние миры, в свою очередь, тоже отличаютс€ по духу. ƒь€волы (devil), они же баатезу, обитают в мире по имени ƒев€ть  ругов: это мир законопослушного зла, тиранической власти, что выстраивает всех по вертикали, и каждый стелетс€ в пыль перед тем, кто выше его, и топчет в прах нижесто€щих.

ƒемоны (demon), они же танарри, — представители зла хаотического и своевольного, в их мире (известном как Ѕездна — Abyss) торжествует право сильного.

≈сть еще и даймоны (daemon), или юголоты: эти представл€ют нейтральное по отношению к пор€дку и хаосу, или «чистое» зло — они проживают в √еенне.

ћежду баатезу и танарри идет посто€нна€ и €ростна€ битва на всех промежуточных мирах, известна€ как  ровава€ война (Blood War); юголоты служат тем и другим наемниками и стараютс€ обескровить обе расы. —тратегическа€ ситуаци€ пребывает в равновесии: хот€ танарри в среднем могущественней баатезу, те берут свое за счет тактики и согласованных действий. ƒисциплины их хаотичным врагам сильно недостает.

Ёто интересно: далеко не все знают, что была и еще одна могуча€ разновидность — обириты, «космическое» или «древнее» зло; эта раса когда-то создала танарри как своих рабов. ќбириты напоминают о порождени€х фантазии Ћавкрафта и представл€ют собой непостижимый и чуждый, но от того не менее злокозненный разум.

ѕеречисл€ть все разновидности демонов, даймонов и дь€волов (их объедин€ет слово fiend — исчадие) можно долго: за врем€ существовани€ ролевой системы их придумано несколько сотен.  ак правило, все они обладают химерическим обликом, множеством устойчивостей к разным видам урона и кое-какими магическими способност€ми; высшие обычно умеют призывать на подмогу низших. ѕолюбоватьс€ этими красавцами можно на картинках.

»менно таких исчадий мы видим в Neverwinter Nights, Baldur's Gate, Planescape: Torment и прочих играх по Dungeons & Dragons.

  демонам отнесены небезызвестные суккубы, «женщина-зме€» марилит, бойцовый человекогриф — врок, а также родич балрога — демон с огненным бичом, именующийс€ балором. Ёто высший среди демонов. ≈сть там демон-муха «чазм», напоминающа€ о ѕовелителе мух, и свинообразный нальфешни. ћногих из них мы успели повидать и уничтожить.

ƒь€волы — это, например, мстительницы-эринии (и потому немалое недоумение вызвала иде€ јммона ƒжерро из NWN 2 призвать к себе на службу разом и их, и кровных врагов-суккубов), исчадие бездны (pit fiend), рогатый дь€вол корнугон, бородатый барбазу и нижайший из низших — практически лишенный разума лемур. Ќо, веро€тно, попул€рнее всех — бес (imp); как один из немногих, чье по€вление уместно в материальном мире и без глобальных катаклизмов, он встречаетс€ в самых разнообразных обсто€тельствах.

ƒаймоны — гидролот, ультралот и другие — в компьютерных играх практически не замечены... хот€ почему эти названи€ кажутс€ такими подозрительно знакомыми?..

Ѕаатезу
Ѕарбазу
»счадие бездны
√аматула
√елугон
Ќупперибо
 орнугон

“анарри
„азм
—уккуб
Ќальфешни
ћарилит
¬рок
Ѕалор

ёголоты
ћеззолот
√идролот
ягнолот
јрканaлот
ѕисколот
”льтролот


 онечно, демоны по€вл€ютс€ в играх далеко не только по D&D. » трудно будет назвать хоть одну общую черту между всеми ними; даже свойство вызывать себе подобных далеко не общеприн€то. –азве что рожки, копытца и перепончатые крыль€? “ак и они есть не у всех...

ѕервым делом хочетс€ вспомнить Diablo; хот€ разнообразие их там невелико (преобладают чертики-«падшие» и козлорогие сатиры), зато есть немало именных персонажей.   слову, сатиров демонами сочли во многих играх, и тому есть корни в средневековой демонологии; но об этих существах речь пойдет в другой статье.

 акодемон (Doom III).

Ќикак нельз€ забыть и о легендарном Doom — всем хорошо запомнились и бесы, и какодемоны. Ёто слово здесь до сих пор не встречалось, а оно — весьма древнее: в позднегреческие времена демонов поделили на добрых (эвдемонов) и злых (какодемонов). ѕерсонажи Doom этому титулу вполне соответствуют... «Ѕарон ада» — это типичный демон-рогач, самый попул€рный адский образ в играх. ј вот огнедышащий манкуб из Doom II — это, пожалуй, новое слово в демонологии...

–огача и беса можно найти и в Dungeon Keeper; там же есть дь€волицы, адские псы и другие верные помощники злого властелина. “ам можно вволю понаблюдать за их повадками.

World of Warcraft позвол€ет примерить на себ€ обличье демонолога-вызывател€: колдун (warlock) способен призывать и беса, и «пустохода» — безликое порождение великого ничто, и суккуба, и адского кон€ (его тоже порой причисл€ют к демонам), и адского стража, и звероподобного демона-охотника. „то интересно, это €вным образом противоречит истории мира: к демонам там отношение, м€гко говор€, не слишком ло€льное, и едва ли мыслимо, чтобы демонолог с ручным суккубом нагло €вилс€ в палаты “ралла, — а в игре такое происходит на каждом шагу.

ѕожалуй, самой развитой демонологией может похвастатьс€ сери€ The Elder Scrolls. “амошние демоны именуютс€ даэдра (что означает «не наши предки») и напоминают скорее иудейских демонов — обычно злокозненных, но порой благодетельных. ќни не способны творить, но могут измен€ть мир. ѕодчин€ютс€ они кн€зь€м даэдр; и в основном по тому, злобному или доброму кн€зю они служат, определ€етс€ их собственное мировоззрение. —реди даэдр есть и духи стихий (атронахи).

¬ «√еро€х» демоны подвизаютс€ с третьей части, но только в п€той они наконец получили свою фирменную способность — призывать себе подобных из преисподней. ’от€ «√ерои» не имеют никакого отношени€ к D&D, это тоже типичный случай вли€ни€ знаменитой системы: вы найдете там и демонов бездны, и адских коней, и многих других. „то интересно, дь€волы здесь — €вно высшие обитатели преисподней, но при этом по€вл€ютс€ на пол€х сражений во множестве...

¬ п€тых «√еро€х» мы видим довольно редкий дл€ игр образ — раска€вшегос€ и начавшего новую жизнь демона. ѕожалуй, это самый запоминающийс€ персонаж базовой кампании...


***

Ќо в целом демон в игре — это такое замечательное существо, которому можно приписать любую способность, сделать любую самую дикую модель — и это не будет выгл€деть нелогичным. ƒемон может сто€ть за любым конфликтом; ведь его цель сводитс€ к тому, чтобы творить зло, и быть рациональным он не об€зан. ƒемон спасает своим вмешательством порой безнадежные сюжеты; всем пон€тно, почему его по€вление — грозна€ опасность, и никто не нуждаетс€ в объ€снении, как и откуда он вз€лс€. »менно этот факт портит удовольствие, когда мы слышим об очередном сюжете ролевой игры — «спасите мир от демонического нашестви€». ƒелать это было бы при€тнее, если бы адской природой демонов не затыкали все дыры в слабых истори€х.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.4
проголосовало человек: 558
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€