ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є5 (78) май 2008
вид дл€ печати

¬еликаны

“опоры бы все расплавить

» отлить один топор,

ј из всех людей составить

„еловека выше гор,

 абы, вз€в топор могучий,

Ётот грозный великан

Ётот ствол обрушил с кручи

¬ это море-океан, —

“о-то громкий был бы треск!

“о-то шумный был бы плеск!

—. ћаршак, «≈сли бы да кабы»

ѕовсюду, где обитал человек — в ≈вропе и јзии, јфрике и јмерике, јвстралии и пол€рных льдах, — р€дом с ним жила друга€ раса, схожа€ внешне, но обладавша€ гораздо более внушительными размерами. ѕорой сильно мутировавша€ (четыре руки, ноги без костей и другие милые черты), порой демоническа€; изредка — доброжелательна€; временами умна€ просто до гениальности, но чаще — недалека€, она подавала люд€м пример физической мощи и хорошего аппетита и иногда, чтобы закрепить свое превосходство, питалась ими. Ёта же раса построила Ѕаальбек, —тоунхендж и “еотиуакан (а может быть, также пирамиды и “адж-ћахал), немало городов стерла с лица земли, а кое-кто из числа ее представителей держит небо на каменных руках.

√игантов, Єтунов, óни, титанов, фоморов, огров — всех их, таких разных, можно назвать общим словом: великаны. ќ них и будет наш сегодн€шний рассказ.

¬еликаны ƒревней √реции

ћы — первые боги,

ћы — древние дети

ѕраматери-√еи —

¬еликой «емли!

»зменою братьев,

Ѕогов ќлимпийцев,

Ќизринуты в “артар,

ќтвыкли от солнца,

ќглохли, ослепли

¬о мраке подземном,

Ќо все еще помним

» любим лазурь.

ƒ. ћережковский, «“итаны»

“итаны

“итанами называетс€ большинство потомков ”рана (неба) и √еи (земли). Ќекоторых из них именуют также богами; более того, «евс и прочий олимпийский пантеон — по большей части их потомки. ќтец «евса (а также јида, ѕосейдона, ƒеметры, √еры и √естии)  рон — бог плодороди€, а впоследствии времени — тоже титан. “итан √иперион стал отцом —олнца (√елиоса), Ћуны (—елены) и зари (Ёос). —обственно, титаны и есть боги, предыдущее по сравнению с олимпийцами поколение.

—трого говор€, титаны оказались в этой статье не совсем по праву: существуют серьезные сомнени€ в том, что им изначально присущ исполинский размер. ƒа, титаны, стрем€сь добратьс€ до «евса, взгромождают одну гору на другую (отсюда некогда очень попул€рное выражение «громоздить ѕелион на ќссу»), а јтлант держит на своих плечах небесный свод. Ќо... помилуйте, ведь его однажды заменил √еракл! ƒопустим, богатырской силы у него хватило, а как насчет размера — чтобы зан€ть его место?  онечно, логика греческим мифам свойственна отнюдь не всегда, но все же...

Ќепохоже, чтобы и ѕрометей «шагал выше деревьев». ћногие другие истории показывают титанов вполне сопоставимыми с людьми — по росту, конечно, а не по мощи.

ѕожалуй, будет разумно предположить, что они попросту способны мен€ть свой размер, а то и форму — как и боги-олимпийцы, которые частенько такое проделывали. ѕревратитьс€ в скалу, в речной поток, в звер€ или в человека им должно быть вполне по силам.

» все же в обзоре великанов они оказались отнюдь не случайно: ведь во множестве €зыков слова «титан», «титанический» означают предельную степень как мощи, так и размера. ¬спомним корабль «“итаник», 600-тонный карьерный самосвал «“ерекс “итан» и так далее.


”ран был весьма и весьма плодовит, потомство у них с √еей было немаленькое (и, между прочим, не все — титаны). ќднако детей своих он велел √ее пр€тать в утробе (то есть в подземном мире — “артаре), не выпуска€ наружу, ибо они были, с его точки зрени€, «ужасны видом».

√ее такое положение дел надоело, и она подбила младшенького сыночка, титана  рона, свергнуть отца и оскопить его. „то тот и проделал; и плодовитость ”рана была так велика, что из его капель крови родилась богин€ јфродита1 (а также мстительницы-Ёринии и... еще кое-кто).

“итан (Heroes
of Might & Magic V).

“ак началс€ век титанов, и сведени€ о нем весьма противоречивы.  то-то считает, что то был век варварства и дикости, а с олимпийцами пришли просвещение и мудрость; кто-то, наоборот, полагает титанов благодетельной силой (привод€ в пример того же ѕромете€). ∆елающим познакомитьс€ с титанами с хорошей стороны можно порекомендовать знаменитую книгу якова √олосовкера «—казани€ о титанах» (в одном из лучших романов √. Ћ. ќлди, «√ерой должен быть один», немало позаимствовано из этих «—казаний»).

«акончилось правление титанов почти так же, как и началось:  рон имел непри€тную привычку глотать своих детей, но его супруга –е€ не послушалась и оставила на воле младшего, «евса. „то закончилось дл€  рона весьма печально, а проглоченные брать€ и сестры вместе с «евсом составили основу нового пантеона (в который вошли также их дети, јфродита и кое-кто из титанов — например, ‘емида).

“итаны, однако, так легко власть не отдали — и произошла дес€тилетн€€ война, титаномахи€. –ешающую роль в ней сыграли неожиданные союзники богов, о которых речь пойдет ниже. “итаны были снова низвергнуты в материнскую утробу, “артар, но не все — к примеру, ќкеан, јтлант, ‘емида и многие другие остались в мире и продолжали править или служить.

ќднако известно немало историй о том, что свергнутые на самом-то деле не покорились; часто титаны оказываютс€ олицетворением м€тежа (как в хорошем, так и в дурном смысле) и свободолюби€ и противовесом слепой покорности; ѕрометей и тут оказываетс€ любимым примером. Ќекоторые алхимики использовали слово «титан» как синоним пон€ти€ «хаос». Ќо не стоит забывать, что м€тежниками их сделало противосто€ние с богами; до того они не стремились ввергнуть мир в беспор€док и безумие.

ј в средневековой ≈вропе после многих веков христианства бытовала легенда, что один титанид (сын титана) все еще правит крошечным государством в горной долине неподалеку от нынешней греко-албанской границы.

¬ играх:

“итаны сумели сохранить некую «дистанцию» от прочих великанов и полубожественный статус. ’от€ кое-где они просто «самые могущественные великаны», их мощь почти никогда не сводитс€ к грубой силе. ¬спомним хот€ бы титанов-громовержцев из Heroes of Might & Magic или воплощенную св€тую мощь архонов из Age of Wonders. ј в Age of Mythology титан — аналог «чуда света», сверхсущество; хот€ силен он в основном физически, но стоит настолько наособицу от остальных, что €зык не поворачиваетс€ назвать его «просто великаном».

≈сть и игра, посв€щенна€ титанам, — Titan's Quest. » все же, хот€ истори€ титанов широко известна, в конфликте между ними и богами мало кто из игроделов стараетс€ разобратьс€. ќднако есть слухи, будто бы в недрах одной известной компании зреет уже насто€ща€ (а не дь€блоподобна€) ролева€ игра о титанах и их непростой судьбе.

√екатонхейры

≈сли титаны казались ”рану уродливыми, то что, интересно, он думал о сторуких, п€тидес€тиголовых гекатонхейрах (по некоторым данным — еще и огнедышащих)? ј ведь это тоже его детки. »менно они и оказались теми ценными союзниками ќлимпа, благодар€ которым титаномахи€ завершилась победой богов. “ри братца — √иес (по-гречески — «пашн€»),  отт («гнев») и Ѕриарей («могучий», он же Ёгеон) — оказались решающим аргументом в дес€тилетней войне.

Ёто интересно: существует мнение, что сторукостью троих братьев наградил √омер; во вс€ком случае, немало античных авторов изображает их «просто» огромными гуманоидами с одной головой и парой рук.

¬ большинстве мифов гекатонхейры выгл€д€т, в общем-то, типичными великанами, несмотр€ на свою сторукость, — огромными, могучими и чрезвычайно тупыми. “акими они вошли и в современную литературу (например, в «ѕонедельник начинаетс€ в субботу» они труд€тс€ грузчиками в Ќ»»„ј¬ќ, наход€тс€ фактически на правах животных и квартируют в виварии).

ќднако существует и другой миф — согласно ему, три брата, ответив на призыв «евса, наде€лись свергнуть и его и стать главными победител€ми. ¬ этом варианте конечным условием победы (по предсказанию мойр) было жертвенное сожжение останков нимфы  ампы, что сторожила титанов в “артаре. » Ѕриарей попыталс€ опередить в этом олимпийцев; однако орел «евса выхватил тело нимфы у Ѕриаре€ и отнес на ќлимп «евсу.

“ак или иначе, «евс не осыпал гекатонхейров милост€ми; они отправились к воротам “артара — сторожить, чтобы побежденные титаны не вырвались.

Ѕриарею еще раз довелось помочь «евсу — когда против того ополчились √ера, ѕосейдон и јфина, ‘етида призвала его на помощь.

¬ообще, гекатонхейры в мифах чаще всего выступают в роли «последнего довода», абсолютного оружи€. ќни нечасто вмешиваютс€ в др€зги других потомков ”рана, но есть серьезные основани€ подозревать, что они превосход€т в мощи и богов, и титанов... ƒаже если эта мощь и не поддержана соответствующим интеллектом.

¬ играх: гекатонхейры встречаютс€ крайне редко, и по весьма основательной причине. Ћегко было ¬ергилию описывать, как Ѕриарей ста щитами заслон€етс€ от молний! ј попробуйте это нарисуйте, чтобы руки не выгл€дели пучком пакли, а головы — виноградной гроздью! ј потом — анимируйте!

√иганты

«мееногий гигант.

ѕомните милую историю с покушением  рона на ”рана? ”ран при этом потер€л, видимо, немало крови; хватило не только на јфродиту и Ёриний. √е€ сохранила некоторое количество этой самой крови — и впоследствии породила еще одно плем€. √игантов.

“ак говорил √есиод; другие античные авторы считали, что гиганты родились еще каким-то способом, но точно от √еи после титаномахии: ей, как и следовало ожидать, было обидно за детей и не хотелось содержать их вновь в утробе, как в урановы времена.

Ёто интересно: совершенно иную и жутковато-убедительную историю гигантов можно прочитать в уже упоминавшемс€ романе √. Ћ. ќлди «√ерой должен быть один».

‘онтан в ¬ерсале, изображающий Ёнцелада, похороненного под —ицилией.

»так, гиганты были взращены мстител€ми богам за титанов; ни на что другое они не годились и были с самого начала разрушител€ми, «машинами возмезди€». ћудрыми или оба€тельными их не назвал бы никто. ƒа и человекоподобны они лишь условно: ниже по€са у них то ли драконий хвост, на котором они ход€т, то ли два таких хвоста — вместо ног. »х часто так и называют — змееногие.

≈ще об их внешности известно, что были они чрезвычайно косматы и бородаты; впрочем, на античных изображени€х косматость у них вполне умеренна€. ѕо современным трактовкам нередко выходит, что гиганты — очередное варварское плем€, очень высокорослое, которое было сочтено греками «бичом божьим»; правда, непон€тно, как быть со змеиными ногами. „ешуйчатые штаны?

¬ойна с гигантами — гигантомахи€ — была дл€ олимпийцев серьезным испытанием, поскольку боги не могли нанести гигантам смертельного удара. ј вот человек — мог, и помогать олимпийцам пришлось √ераклу.  стати, оружием в той войне были, в частности, огромные глыбы камн€; они, пущенные руками гиганта, приземл€лись где придетс€. ѕоэтому можно легко установить, где именно проходило то сражение: из этих камней по€вились многочисленные островки Ёгейского и —редиземного морей. “ак, например, скала, заваливша€ гиганта Ёнцелада, стала —ицилией, и он до сих пор лежит под нею, но его дыхание временами вырываетс€ наружу через вулкан Ётна.

’от€ гиганты смертны, а титаны — нет, и выгл€д€т они по-разному, и вообще мало чем схожи, в мифах гигантомахи€ и титаномахи€ порой путаютс€. ¬от и в стихотворении ћережковского «“итаны», из которого вз€т эпиграф этой главы, дальше говоритс€: «» ног змеевидных раздавлены кольца»... Ќадо полагать, титаны могли бы подать по этому поводу жалобу за клевету: в гигантах очень трудно отыскать хоть одну привлекательную черту.

¬ играх: дальнего отпрыска гигантов можно найти в мире Warhammer (и не исключено, что мы увидим его в продолжении Mark of Chaos): он называетс€ драконьим огром.

÷иклопы

ѕравильнее называть их киклопами; это означает «круглоглазые». Ёто еще один народ, порожденный ”раном. √лавную их особенность легко вспомнит каждый: единственный круглый глаз посередине лба.

Ёто интересно: существует забавна€ верси€, будто бы образ циклопов наве€н грекам попадавшимис€ им врем€ от времени останками... карликовых слонов (реликтовых хоботных размером примерно с носорога). ƒыра в черепе (соответствующа€ хоботу) €кобы и породила миф об одноглазых великанах.

÷иклоп (Titan Quest).
 ровоглазый циклоп (Heroes of Might & Magic V); способность к сглазу, видимо, от Ћиха ќдноглазого?

—огласно изначальному мифу, их было всего три — јрг («си€ющий»), —тероп («громовой») и Ѕронт («сверкающий»). ќни были первыми и славнейшими мастерами-кузнецами, выковали оружие многих богов и перуны (молнии) √ромовержца, поддержали богов в титаномахии...

«¬след за сторукими родила √е€-«емл€ новых исполинов — ќдноглазов- иклопов, солнечных и громовых. ¬ысоко в небе сверкал их круглый огненный глаз посреди покатого лба, свой подземный огонь превраща€ в небесное си€ние. »х руки опускались молотами, оглуша€ землю и небо, и тогда колебались вершины гор и земл€ сотр€салась», — говоритс€ о них в «—казани€х о титанах».

Ќо однажды «евс убил своей молнией сына јполлона јсклепи€ (за то, что слишком хорошо врачевал и оживл€л мертвых), и јполлон сильно обиделс€. — «евсом он ничего поделать не мог, а потому сорвал злобу на тех, кто сделал эти молнии. ÷иклопы были уничтожены, а небесна€ кузница отошла к богу √ефесту.

ћежду прочим, этот миф создает изр€дную путаницу в хронологии: ведь √ефест служит кузнецом богам с давних пор, а истори€ с јсклепием случилась, суд€ по всему, незадолго до “ро€нской войны — в ней участвуют среди прочих ахейских героев сыновь€ јсклепи€ ћахаон и ѕодалирий, целители греческого войска, родившиес€ еще до вознесени€ јсклепи€ на ќлимп... —ловом, что-то не так; но греков, как известно, такие противоречи€ в мифах отнюдь не смущали.  ак мы уже писали, греки полагали, что каждый миф — отражение насто€щей истории богов и героев, котора€ в полном виде непостижима и недостижима, и чем больше мы знаем таких отражений — тем лучше. ј то, что они вроде бы не совпадают, — так ведь одна вещь может отбрасывать совершенно разные тени, смотр€ как ее повернуть...

÷иклоп (Dark
Messiah of Might & Magic).

Ёто интересно: согласно яну јмструттену, имена троих «отцов гномов» из одного германского мифа тоже означают «си€ющий», «громовой» и «сверкающий».  огда они были убиты, народ гномов переселилс€ под землю. ѕравда, даже сам јмструттен не уверен, что это оригинальный миф, а не апокриф образованных алхимиков, хорошо осведомленных о циклопах.

ќднако, суд€ по всему, циклопы успели народить немало одноглазого потомства — иначе непон€тно, с кем же имел дело ќдиссей, а также многие другие персонажи мифов. ѕотомство это уже не отличалось особым искусством — только могучей силой, размером и, конечно же, единственным глазом. «а вычетом последней особенности, они — самые что ни на есть «обычные» великаны.

ѕолифем, знаменитый противник ќдиссе€, мало того что циклоп, так еще и сын ѕосейдона и нимфы.  ак и почему он оказалс€ циклопом — неведомо. ћежду прочим, до ослеплени€ ќдиссеем он успел нехорошо прославитьс€, когда влюбилс€ в нимфу √алатею. “а предпочла ему прекрасного јкида, и циклоп в приступе ревности завалил юношу скалой. ќднако любви √алатеи ему это не принесло.

≈сли титаны в литературе чаще всего олицетвор€ют стихию, бунт, хаос или свободолюбие, то циклопы (благодар€ ќдиссею) сделались олицетворением грубого простодуши€. ќбычно под обличьем циклопа скрываетс€ сатира на невоспитанную «деревенщину».

¬ играх:

“ем зан€тнее, что игровые циклопы чаще всего не представл€ют собой просто грубую силу, а обладают некоей магией, исход€щей из глаза. ¬спомним первых и вторых «√ероев», где циклопы стрел€ли из глаза парализующим лучом, и п€тых, где они способны «сглазить» жертву, лишив ее удачи.

ј вот пристрастие циклопов к метанию т€желых предметов (камней, бревен и гоблинов) действительно восходит к мифам, хот€ таких удобных гоблинов у греческих циклопов не имелось.

√ерион

¬ греческих мифах еще немало исполинов, которые не относ€тс€ к какой-либо конкретной категории и в своем роде уникальны. Ќапример, медный великан “алос — его, впрочем, правильнее относить к големам. »ли ’рисаор «олотой ћеч, дит€ √оргоны ћедузы и ѕосейдона, «родившеес€» в момент убийства ћедузы ѕерсеем (вместе с родным братом ѕегасом).

Ѕой √еракла с √ерионом.

Ќо знаменитее всех, видимо, сын ’рисаора — √ерион; его «прославил» √еракл, в число подвигов которого входит похищение герионовых коров (с закономерным летальным исходом дл€ хоз€ина и его двуглавого адского пса ќрфа — его портрет мы по ошибке поместили в прошлом номере вместо  ербера).

√ерион обычно упоминаетс€ с загадочным эпитетом «трехтелый». „то это в точности значит — просто ли трехголовый, или что-то вроде сиамских близнецов, или...? ¬ большинстве мифологических словарей вы найдете упоминание о трех телах, трех головах и шести ногах, но мифы в этом совсем не так уж уверены. ¬от в театре его действительно изображали три человека.

≈сть и така€ верси€: √ерион обладал трем€ обличь€ми, которые мог мен€ть по желанию (вроде дракона из пьесы ≈вгени€ Ўварца). Ѕытует также мнение, что тело его было составлено из частей трех разных существ, наподобие иеракосфинкса или химеры.

»з греческих мифов √ерион ухитрилс€ угодить пр€миком в... христианскую демонологию, где стал одним из покровителей лжи. ¬ этом качестве он предстает перед нами, в частности, в «Ѕожественной комедии» ƒанте (там, впрочем, вообще немало персонажей из греческой мифологии), где оказываетс€ хранителем восьмого круга ада; на его спине герой и ¬ергилий добираютс€ до восьмого круга. ѕредоставим слово ƒанте:

«¬от острохвостый зверь, сверл€щий горы,

ѕред кем ничтожны и стена, и меч;

¬от кто земные отравил просторы».

“акую мой вожатый начал речь,

–укою подзыва€ великана

Ѕлиз пройденного мрамора возлечь.

» образ омерзительный обмана,

ѕодплыв, но хвост к себе не подобрав,

ѕрипал на берег всей громадой стана.

ќн €сен был лицом и величав

—покойством черт приветливых и чистых,

Ќо остальной змеиным был состав.

ƒве лапы, волосатых и когтистых;

—пина его, и брюхо, и бока —

¬ узоре п€тен и узлов цветистых.

ќгр-маг
(World of Warcraft).

 ак видите, это описание соответствует химерическому варианту; хот€ и утверждаетс€, что лицо человеческое, а остальной «змеиный был состав», но где вы видели змею с волосатыми лапами?

¬ играх: встречаетс€ только в играх на греческую тему, и то редко; однако на одно его старинное изображение чрезвычайно похожи двуглавые огры-маги из серии Warcraft.

 олоссы

  по€влению колоссов классические мифы о богах и геро€х непричастны.  олосс — это просто гигантска€ стату€ и ничего более. »звестнее всего, конечно,  олосс –одосский, под чьими ногами €кобы проплывали корабли, но есть еще  олосс ћемнона в ≈гипте и три великих статуи ‘иди€ (стату€ «евса тоже попала в реестр чудес света).

ќсознав, что колосс — нечто огромное и человекоподобное, многие игроделы (Age of Mythology, Master of Magic) породили неуклюжего исполина с грацией статуи, способного метнуть камень или приложить т€желой рукой. ќсобыми отличи€ми он похвалитьс€ не может — да и что с него вз€ть, если еще недавно он был статуей? ƒвигатьс€ научилс€ — и на том спасибо.

¬еликаны холодного —евера

Ѕрызги холодные

Ёливагара

®туном стали;

ќтсюда свой род

»сполины ведут,

ќттого мы жестоки.

—тарша€ Ёдда — –ечи ¬афтруднира

Ќам скандинавские великаны известны неплохо — не в последнюю очередь потому, что √ари √игакс именно на их основе сва€л великанов D&D. ќднако среди наслоений, апокрифов, фэнтези и игр трудно различить изначальный миф. ¬едь даже «ћладшую Ёдду» многие не считают насто€щим источником — у нее есть автор, и писалась она «совсем недавно» — в XII-XIII веке...

» все же попробуем разобратьс€.

¬еликаны на древнегерманском назывались турсами. Ќо под этим названием скрываютс€ совершенно разные существа.

ѕервые турсы — инеистые великаны. Ёто — прараса, первые разумные существа, те, что были раньше людей и богов. Ќе правда ли, напоминает титанов?

ѕрародителем их был »мир; он зародилс€ сам из мирового льда Ёливагара либо из хаоса. ќн питалс€ молоком пракоровы јудумлы; а та лизала лед, и в процессе изо льда образовалс€ первый человек — Ѕури. (ћладша€ Ёдда полагает, что люди по€вились на свет из пота в подмышке »мира). ¬нуки Ѕури — ќдин, ¬или и ¬е — убили »мира и создали из его тела весь мир (из м€са — землю, из крови — воду, из костей — горы, из черепа — небо, из мозга — облака, волос — деревь€).  аждый угол небосвода они свернули в форме рога и посадили туда ветры — северный, южный, западный, восточный... ј черви, что закопошились в мертвом теле »мира, сделались гномами.

Ќо это было потом, а сперва кровь »мира создала первый всемирный потоп. ¬ нем утонуло почти все потомство »мира, инеистые великаны, кроме двух — Ѕергельмира и его безым€нной супруги; они и возродили великаний род.


Ёти новые великаны уже не были, однако, той великой расой; недаром их часто называют другим словом — Єтуны. ќни обитали в ®тунхейме — одном из дев€ти миров (люди проживают в ћидгарде), а впоследствии разделились то ли на два, то ли на три рода.

ќгненные великаны

ќткуда они в точности вз€лись, неизвестно; возможно — от »мира, но так ли это? ∆ивут они отдельно, в жарком, пылающем ћуспельхейме, во главе с —уртом (—уртром) — это им€ означает «черный».

ƒо поры до времени они не так уж часто попадаютс€ на пути асам и ванам, но в –агнарЄк должны проскакать на гигантских кон€х (всадники јпокалипсиса?) и уничтожить большинство людей и бога ‘рейра. ј пылающий меч —урта срубит мировое древо »ггдрасиль и разрушит почти все — кроме леса ’оддмимир, где огненный клинок тер€ет свою силу.

¬ шведской литературе нередко встречаетс€ фраза «ќн придет с юга», означающа€ неизбежность печального конца чего-либо: это цитата из пророчества мертвой колдуньи-вЄльвы, и говоритс€ в ней именно о —урте, сжигающем мир. —амо им€ —урта одно врем€ (когда €зычество в —кандинавии перевелось) тоже использовалось как синоним пон€ти€ «полный и однозначный конец всему».

 ак выгл€д€т огненные великаны, сказать трудно. ѕорой упоминаютс€ рога, когти, шипы из плеч. „асто их изображают темнокожими с огненно-рыжими волосами и бородой. ќни — не «повседневные» персонажи мифа, а олицетворение конца света.

—урт.
ќгненные великаны (Neverwinter Nights 2)
ќгненный великан
(Dungeons & Dragons Online).

¬ играх: система D&D описала огненных великанов как не слишком высоких и широкоплечих (в пропорци€х гнома, но четырех метров ростом), чернокожих с огненными волосами, вооруженных, как правило, двуручными клинками. Ёто самые могучие из заведомо злобных великанов (хот€ и далеко не самые большие). ¬ таком виде их и показали многие ролевые (и не только) игры. –азве что в Master of Magic они нар€дились в пламенно-рыжий доспех на манер греческого и ничем не напоминают о своих скандинавских корн€х. —урт в D&D сделалс€ великаньим богом, но в компьютерных играх, кажетс€, не засвечен.

Ћед€ные и горные великаны

Ћед€ные — самые пр€мые потомки инеистых, иногда их так инеистыми и зовут, а иногда пытаютс€ отличать от правеликанов; на €зыке оригинала — хримтурсы. ¬озглавл€ет их некто ’рюм; согласно ћладшей Ёдде, именно он приведет на –агнарЄк корабль мертвецов Ќагльфар (—тарша€ Ёдда довер€ет эту миссию Ћоки).

√орный великан
(Granada Espada).
√орный великан (Everquest).

¬ыгл€д€т они относительно прилично — просто как огромные люди с серебристой лед€ной бородой и шевелюрой. ’от€ в массе своей они злобны, буйны и не контролируют свою €рость, однако... есть и исключени€. Ќемало скандинавских богов даже вз€ло себе в жены великанш; и хот€ красоту √уннлод, —кади или √ердр никто особо не воспевает, асы сочли их подход€щими парти€ми. ƒаже “ор, вечный враг великанов, — и тот обзаведетс€ сыновь€ми, которым суждено пережить –агнарЄк, от лед€ной великанши ярнсаксы. ћногие из турсов могут похвастатьс€ знанием и мудростью; спор с турсом даже ќдину даетс€ совсем нелегко.

ј вот с горными великанами, они же «насто€щие» Єтуны, переговоры и тем паче близкие отношени€ невозможны. Ёто существа хтонические, хоть и не столь жуткие, как огненные великаны, они воплощают дикость и хаос, стро€т всевозможные пакости асам и мечтают их уничтожить. ’от€ змееног у них не замечено, горные великаны ближе к гигантам, нежели к титанам или циклопам... ƒа и уродливы они сверх меры — отмечаютс€ когти, разнообразные неэстетичные выросты на руках и физиономии, гигантские стопы (что, впрочем, имеет смысл с точки зрени€ физики).

ѕравда, разделение на Єтунов и хримтурсов нечетко; некоторые авторы настаивают на том, что между ними нет ничего общего, кроме происхождени€ от »мира, другие полагают, что хримтурсы — это уже умершие великаны (которые, естественно, прибудут на –агнарЄк), а Єтуны — еще живые, третьи — что разница примерно така€ же, как между шпионом и разведчиком (с той поправкой, что хримтурса никто и никогда не сочтет однозначно положительным персонажем — в лучшем случае нейтральным, и всем известно, на чьей стороне все они в конечном счете выступ€т в –агнарЄке).

»неистый великан
(Dungeons & Dragons).
»неистый великан (Everquest).
√орный великан (Dungeons
& Dragons Online).

¬ пользу этой версии говорит и то, что проживают как хримтурсы, так и Єтуны в одном мире — ®тунхейме. ќн известен также как ”тгард — «окраина», — потому что лежит то ли за опо€сывающим мир морем (√ренланди€? јмерика?), то ли на самом его краю, но с «нашей» стороны.

Ќу а как же в таком случае браки с великаньими дочерьми? ƒа очень просто: асы и великаны — враги, а у врагов красть жен можно и нужно. » зачем их, спрашиваетс€, красть — не есть же потом?..

¬ играх: из хримтурсов получились инеистые великаны D&D (frost giants), выгл€д€щие более или менее как надо — гигантские викинги с гигантскими топорами в лапах и заснеженными бородами. ќни значительно выше огненных (метров 6 ростом), но уступают им в силе. ¬ы можете с ними познакомитьс€, например, в Neverwinter Nights 2. ®туны (скрестившись с западноевропейскими родичами) стали прообразом горных великанов (hill giants) — этаких неандертальцев-переростков с дубиной в лапах.

¬еликаны западной ≈вропы

—лыхал € истину, бывало,

„то лоб широк, да мозгу мало.

ј. ѕушкин, «–услан и Ћюдмила»

√иганты ‘ранции, јнглии, √ермании помельче и побестолковее как северных, так и греческих. Ќе€сно и их происхождение; если за ними и есть кака€-то истори€, аналогична€ греческой и скандинавской, то она давно и прочно потер€на. —корее, это уже позднейша€ мифологи€, не св€занна€ с вопросами сотворени€ мира.

ќгры

ќгр (King's Bounty. Ћегенда о рыцаре).

–асе огров в последнее врем€ часто отказывают в праве называтьс€ насто€щими великанами и выдел€ют в особый род; ну что ж, зоологам, наверное, виднее, хот€ эти самые огры довольно крупные и во всех отношени€х заслужили места р€дом с прочими гигантами.

—трого говор€, англичане и французы не могут претендовать на огров как на национальное досто€ние. “е встречались в »талии, »спании, „ехии и ѕольше; например, по-чешски великан — обр. ѕохоже, не так ли? (ј может, слово «огромный» тоже как-нибудь св€зано с ограми?) »таль€нское «орко» (с тем же значением) известно с XIII-XIV веков или даже раньше.

Ќаиболее старые источники рассказывают, что огры пришли в христианские земли из страны безбожных гуннов. √уннами в этот период именовали венгров, кочевников довольно-таки буйного нрава... хот€, право же, никак не выдел€вшихс€ гигантским ростом. Ќекоторые даже производ€т это слово от «онгруа», что означает «венгр», хот€ есть и немало других этимологий (например, огров, как и орков, производ€т от жителей ќркнейских островов, тоже не слишком высокого роста).

—уществует верси€, будто слово не означает вообще ничего и было придумано кем-то из поздних авторов — например, ѕарацельсом или даже Ўарлем ѕерро (хот€ есть доказательства, что оно возникло намного раньше).

Ќо у ѕерро они, безусловно, имеютс€; просто в сказках, знакомых нам с детства, огров переводили как людоедов. »менно с огром имел дело, например,  от в сапогах, что отразилось потом и в небезызвестном «Ўреке».

«ќбнаруженные огром»
(картина ƒжованни Ћанфранко, XVII век).

Ќезависимо от того, прибыли ли огры из ¬енгрии или с островов, нет сомнений в том, как они выгл€д€т: ростом где-то от 2,5 до 4 метров, волосатые и бородатые, краснолицые, с большими ступн€ми (маленькие и не удержат такую тушу, так что все логично). Ќос€т обычно цветастые расшитые куртки, но иногда вынуждены обходитьс€ шкурами. ¬ооружение огра — дубина или камень, но встречаютс€ топоры, а изредка и мечи. «ащитное снар€жение сводитс€ все к той же шкуре.

ќгр (World of Warcraft).

—ел€тс€ обычно поодиночке или семьей; деревни огров тоже известны, но это редкость. „аще всего они стро€т избушку где-нибудь в глухом лесу, а если преуспевают — приобретают или захватывают замок. ¬стречаютс€ (как в том же « оте в сапогах») огры-феодалы с множеством поместий; кресть€не служат им с неверо€тной добросовестностью, ибо только обильный оброк скотом спасает их от оброка детьми и женами.

Ћюдей люб€т чрезвычайно, предпочтительно жареных, но вареные и даже сырые тоже год€тс€; отдельные эстеты копт€т благородных рыцарей, не снима€ доспехов. ѕри этом, правда, не прочь сперва поговорить со своим обедом; и это спасло немало жизней, потому что умом большинство огров не блещет.

—уд€ по их интеллектуальным свершени€м, удивительно уже то, что они обладают св€зной речью; так, например, они не раз путали свою жертву с камнем, с собственным ребенком (когда коварный человек обмен€лс€ с чадом шапками), выбрасывали в пропасть вместо человека пустую кровать, разрубали топором тыкву, сажали в печь стог сена... ѕравда, возможно, они плохо вид€т? “ому есть и дополнительное подтверждение: фантастически острый нюх, позвол€ющий учу€ть человека (особенно англичанина!) мгновенно в любых услови€х.

‘и-фай-фо-фам! ƒух британца чую там! — заревел людоед.

 ак же ты надоел со своим «фи-фай-фо-фамом»! — р€вкнула его жена. — »з-за теб€ и не поговоришь ни с кем, и знакомства не сведешь.

¬ играх:

¬ большинстве игр огры напрочь утратили свою самобытность, сделавшись просто «большими злобными твар€ми с дубиной». “акими мы видим их в Heroes of Might & Magic и Baldur's Gate, Warcraft и The Elder Scrolls, King's Bounty и Neverwinter Nights... ¬ этом качестве — тупых, но могучих врагов, необходимость уничтожени€ которых не вызывает вопросов, — они расплодились по игровым мирам в неверо€тных количествах.

 рысиный огр
(Warhammer: Mark of Chaos).

Ќо вот в некоторых старых квестах можно увидеть и классический домик с огром и его женой. Ќапример, в King's Quest IV героине предстоит обокрасть такую счастливую семейку, лишив ее курицы, несущей золотые €йца. ¬ случае неудачи stealth-миссии героиню ожидает теплое местечко в огрском котле...

ћежду прочим, иностранцы относ€т к ограм и нашу отечественную достопримечательность — Ѕабу-ягу. ¬ чем можно убедитьс€, например, в игре Quest for Glory I.

јналоги огров есть даже в мире Warhammer 40.000; правда, огрины — это просто люди-мутанты, из которых вырастили идеальных, хоть и не слишком умных солдат, т€желую пехоту »мпери€ (Imperium). ј вот в Warhammer Fantasy это больша€ и разнообразна€ раса с забавным культом и магией еды, дл€ нее пожирание себе подобных и людей — магический и религиозный ритуал. Ќо и они тоже чаще всего выступают в войнах не сами за себ€, а как союзники, точнее — наемники »мперии людей. ¬ их войсках сражаетс€ подвид гоблинов — гноблары, а также йети, шерстистые носороги и рабы-великаны.  роме того, огры легко поддаютс€ мутаци€м — а потому в арми€х хаоса служат драконоогры, а у скейвенов — крысиные огры. ќднако огры из Warhammer Fantasy пока по€вл€лись в компьютерных играх лишь в качестве одиночных отр€дов, а не полноценной армии.

“радиции D&D добавили к этим существам еще одну, совершенно непохожую на них расу — огров-магов; но о них речь пойдет немного позже.

¬еликаны

¬еликан (Warhammer: Mark of Chaos).

” родичей огров — великанов — интеллектуальные запросы повыше. »звестно, к примеру, немало случаев, когда кто-то из них сост€залс€ с человеком или даже драконом в загадках. ѕричем в этих старинных турнирах по «„то? √де?  огда?» игроки-великаны весьма котировались. »сторию о таком великане поведал нам ѕол јндерсон в повести «“ри сердца и три льва»:

ѕослушай, смертный, ты великий рыцарь, € вижу. » железо мен€, конечно же, ранит. Ќо очень уж мен€ много. я теб€ забросаю валунами раньше, чем ты мен€ успеешь серьезно покалечить. „то ты скажешь насчет поединка полегче? ≈сли превзойдешь мен€ умом, вы все уйдете невредимыми. » € еще насыплю твой шлем золотом доверху. — ќн хлопнул по огромной суме у по€са. — ј если проиграешь, отдашь мне девчонку.

Ќет! — плюнул наземь ’ольгер.

ѕодожди! ѕодожди, любимый. — јлианора порывисто схватила его за руку. — —проси его: он говорит про поединок на загадках?

’ольгер удивилс€, но спросил. ¬еликан кивнул:

¬еликан (King's Bounty. Ћегенда о рыцаре).

¬от именно. «най же: мы, Ѕольшой Ќарод, сидим у себ€ дома в холодные зимние вечера и год за годом, век за веком ради скоротани€ времени устраиваем турниры, изощр€€ ум. ¬ыше всего мы ценим загадки. я не потрачу времени зр€, даже если позволю вам уйти в обмен на три новых загадки, из которых не найду ответа на две. ќни самому потом сослужат добрую службу. — ≈го лицо беспокойно обратилось к востоку. — Ќо торопись!

¬прочем, не стоит думать, будто острый ум дл€ этой расы типичен. Ќемало известно историй, в которых великан выгл€дит никак не умнее среднего огра...

Ќеочевидно: огры и великаны — разные народы или нет?  ое-где эти слова используютс€ как синонимы, но чаще эти существа все же описываютс€ по-разному. ¬еликаны часто оказываютс€ серокожими, лысыми, с огромными круглыми головами, иногда безбородыми (хот€ длинноволосые и бородатые тоже бывают), невообразимо широкими в плечах, то есть сложенными на манер гнома. ¬ооружаютс€, правда, примерно так же — дубиной, камнем. ƒругое оружие у них почти неизвестно.

ѕроживают великаны преимущественно в горах или предгорь€х, небольшими поселени€ми или кочевыми племенами по 10-50 особей. «лобность им не присуща по определению — есть вполне доброжелательные и мудрые, хот€ враждебность к люд€м встречаетс€ часто.

≈сть сведени€ о том, что великан может по желанию (или без такового — при свете солнца) обратитьс€ в камень — в точности как тролли в «’оббите». ћежду прочим, у ѕола јндерсона дальше именно это и происходит. јндерсон, правда, дает этой истории неожиданное продолжение:

¬еликан (World of Warcraft).

„то это за запах? Ќе вонь шкур, другой запах, при€тный, так пахнет воздух после грозы, когда небо про€снитс€... ќзон? Ќесомненно. Ќо откуда...

Ѕоже мой! — вскрикнул он, подхватил јлианору на руки и побежал прочь. — √уги! Ѕеги! —корей отсюда! Ќичего не трогай, если жизнь дорога!

«а несколько минут они собрали вещи, вскочили на ѕапиллона и помчались вниз по западному склону горы. Ћишь проскакав несколько миль, ’ольгер остановил кон€ √уги, и јлианора тут же потребовала объ€снений. ѕришлось с ходу выдумать побасенку, будто св€тые вдруг предупредили его о смертельной опасности.   счастью, его авторитет в группе был достаточно высок, и они поверили.

Ќо как он растолковал бы им правду? ќн сам плохо разбиралс€ в €дерной физике, но помнил, как на лекци€х в университете им рассказывали об экспериментах Ћоренца и –езерфорда по превращению элементов. » о лучевой болезни.

–оссказни о прокл€тье, лежащем на золоте, которое забирали у превращенных солнечными лучами в камни великанов, оказались чистейшей правдой. ¬о врем€ превращени€ углерода в кремний возникали радиоактивные изотопы, и счет исходного продукта шел на тонны.

¬ играх: европейские великаны, как и многие другие, пришли в компьютерные игры через D&D, где прин€ли им€ каменных великанов (stone giants). —воим вооружением (дубина, метательный камень), тактикой и несговорчивостью они не слишком отличаютс€ от огров и горных великанов — но считаютс€ сильнее и опаснее.

—лав€нские великаны

¬старь люди были божики, а мы люди тужики, а познейские будут люди пыжики: двенадцать человек соломинку поднимать, так, как прежние люди поднимали такие деревь€, что нонешним и ста человекам не подн€ть.

ѕрисказка

’от€ в играх они пока почитай что не представлены (к сожалению, игры на слав€нскую тему пока делаютс€ на довольно прискорбном уровне), все же упом€нем о них.

¬еликаны слав€нских народов — они же волоты, обры и так далее — очень напоминают западноевропейских; однако, в отличие от них, не лишены корней. —лав€нское €зычество вполне определенно утверждает, что боги создали великанов как «первое поколение» разумных существ, тогда как люди — второе; первое же почти полностью погибло — либо во всемирном потопе, либо в борьбе с драконами-смоками. »ногда бог истребл€ет их собственноручно за гордыню или пос€гательство на его права; тут уже прослеживаетс€ некое смутное родство с сюжетом о титанах. ѕорой оказываетс€, что люди — измельчавшие потомки великанов.

¬ообще, в слав€нских легендах весьма нередко упоминание о великанах как давно исчезнувшем народе; в частности — о могиле великана (разумеетс€, с кладом внутри). Ёти могилы — не что иное, как курганы (скифские, к примеру). Ќаходили, бывало, и кости великана — мамонтовые...

»ногда, впрочем, их €вно св€зывают с существующим народом: с теми же венграми, чудью и так далее.

„асто великан — злобна€ и разрушительна€ сила, сокрушающа€ города, дав€ща€ людей ногами и так далее; но порой встречаютс€ и такие, что фактически приравниваютс€ к богатыр€м и помогают люд€м (иногда еще и стро€т города; самый известный пример — —оловецка€ крепость с действительно весьма необычной кладкой). ј вот со змеем великан во вражде всегда — хоть добрый, хоть злой. Ѕогатырей вообще нередко причисл€ют к великанам. √овор€т, некий помещик держал у себ€ мамонтову кость и называл ребром ƒобрыни Ќикитича. —в€тогора и ¬ольгу ¬сеславича именуют великанами регул€рно.

¬ играх: эта вражда со змеем попала в D&D (место зме€ зан€л зеленый дракон), а оттуда или напр€мую из легенд — в «King's Bounty. Ћегенда о рыцаре».

¬еликанам слав€не были об€заны всевозможными элементами рельефа. ¬еликаны могут насыпать холм, своей дубиной «пробить» в земле озеро, топором или плугом развалить землю, создав овраг...

ћногие великаны не чураютс€ людоедства; однако чаще им приписываетс€ друга€ диета — кони. ћожно, впрочем, кон€ на обед, а молодца на ужин... Ќо если молодец — это просто вкусно, то конь — полезно, развивает в великане его исполинскую силушку.

 ельтские великаны

‘омор
(Dungeons & Dragons).

ќ них мы поведаем вкратце, потому что истори€, с ними св€занна€, очень похожа на уже рассказанные. ‘оморы были предшественниками людей и богов — как и титаны; и оп€ть-таки мы не можем сказать в точности, великаны ли они, хот€ обычно их таковыми считают. Ќапример, потому, что им приписываетс€ строительство мегалитов — древних построек неизвестного назначени€, сложенных из гигантских камней.

— внешностью фоморов вообще полнейша€ неразбериха: то их именуют «прекрасными», то приписывают им козлиные головы (оригинально как-то сочетаетс€), а то они и вовсе оказываютс€ одноглазыми, одноногими и однорукими. Ќекоторые источники единственным красавцем среди фоморов называют Ёлату, у которого позже родилс€ от богини Ёри столь же красивый, но своевольный сынок Ѕрес.

Ёто интересно: христианска€ мифологи€ »рландии ухитрилась включить в себ€ и фоморов: дескать, предыдущее население Ѕританских островов, происход€щее от ’ама, сына Ќо€...

ќднажды в земли фоморов вторглось, приплыв из-за мор€, еще одно дочеловеческое плем€ — фирболги; им тоже нередко приписывают гигантские размеры, хот€ основани€ дл€ этого весьма туманны. ‘ирболги не вступили в войну с фоморами, а каким-то образом мирно разделили с ними владени€.

 огда туда прибыли племена богини ƒану — те, из которых впоследствии вышли кельтские боги, — они победили в войне фирболгов, но оказались в рабстве у фоморов. »х путь к свободе был долог и непрост, но под водительством полуфомора Ћуга они победили вражеского вожд€ Ѕалора (знакомое по играм им€, не так ли?), который, к слову, приходилс€ Ћугу дедушкой.

¬ играх:

¬ истории о войне с фоморами, Ѕалоре и Ћуге можно поучаствовать — если установить классическую игру Celtic Tales. я бы рекомендовал не убо€тьс€ слабой графики: игровой процесс « ельтских историй» тоже весьма и весьма необычен. ћожно с ними сразитьс€ и в Dark Age of Camelot — там они во главе с Ѕалором насел€ют архипелаг Shrouded Isles.

‘ирболги в том же Dark Age of Camelot оказались играбельной расой — этакие гигантские бурокожие эльфы, слав€щиес€ и как бойцы, и как друиды. ≈ще они заметны в серии Myth — где, пожалуй, тоже повыше человека и служат армии «хороших» в качестве лучников — и в The Bard's Tale. «наменитые мишки-фурболги из Warcraft — забавна€ аллюзи€ на фирболгов (эти слова по-английски звучат одинаково, а слово fur означает мех).

¬ D&D те и другие относ€тс€ к «великаноподобным» (giant kin), но в третьей редакции их, кажетс€, так и не по€вилось, и в компьютерных играх по этой системе они пока что не отмечены.

японские великаны

ќгр-маг
(Dungeons & Dragons).
ќгр-маг
(Neverwinter Nights 2).

 ому-то это может показатьс€ странным, но €понские великаны вовсе не напоминают особо крупного сумотори. Ѕолее того, они даже не желтокожи; да, кстати, óни — это не местоимение, а название €понской великанской расы.

ќни выгл€дит как мускулистый, но довольно стройный гуманоид примерно в полтора-два человеческих роста, с голубой или темно-красной кожей (бывают и другие разновидности — фиолетова€, зелена€, оранжева€, — но реже), парой торчащих вверх рогов, как правило, пышными курчавыми черными волосами, иногда — усами или бородой. ¬ооружен посохом, железной палицей или чем-то вроде нагинаты.

“аким они стал, впрочем, не сразу; когда-то они предпочитали невидимость и бесплотность и в таком состо€нии причин€ли люд€м всевозможные беды и несчасть€. ¬олшебным, а не физическим путем. Ќо, как это нередко случаетс€, со временем злокозненный дух стал существом из плоти и крови, получил вполне определенный облик и стал при этом гораздо менее страшен...

Ѕольшинство классических источников описывает прежнего они — духа; ну а в более современных это просто могучее и злокозненное существо, обладающее, однако, кое-какими остатками магических сил.

¬ играх:

≈сли вам кажетс€, что вы такое существо уже видели, скорее всего, так оно и есть — даже если игры по €понскому фольклору вы предпочитаете обходить шестнадцатой дорогой. ¬ компьютерных играх они твердо прижилс€ под псевдонимом огра-мага. “ак его давным-давно назвали в D&D.

ќгр-маг встречаетс€ по меньшей мере в каждой второй игре по D&D, а заодно переселилс€ и в другие миры — он замечен, например, в Might & Magic (включа€ Heroes), Warcraft (правда, внешность у него там из другого источника — об этом уже упоминалось выше), EverQuest и многих других игровых сери€х.

“радиционно огр-маг все-таки больше огр, чем маг; он обладает несколькими заклинательными способност€ми (в традиционном D&D, например, летает, становитс€ невидимым, умеет превращатьс€ в других существ и в облачко газа, очаровывать и атаковать конусом холода). Ќо иногда из него делают полноценного мага дл€ варварских орд огров.

«наменитые великаны

ѕеречисл€ть все произведени€ фэнтези, где есть великаны, можно часами; и по большей части великаны там созданы по скандинавской или западноевропейской схеме. ≈сть, правда, и необычные — например, недалекие, но говор€щие стихами огры ѕирса Ёнтони или «дивные» огры ирда из  ринна. “ак что просто опишем парочку самых €рких великаньих образов, порожденных в наше врем€...

Ўрек

√овор€т, будто 80% населени€ ¬еликобритании в наши дни полагает, что огры должны быть зеленого цвета, и это несмотр€ на все прочитанные в детстве сказки, где ни словечка не говоритс€ о такой нестандартной окраске огра. Ўрек оказалс€ убедительнее.

ѕожалуй, не будем распростран€тьс€ о причинах попул€рности этого наследника —анчо ѕансы. ¬ы и сами лучше мен€ знаете, что общего у огров с луком, как они представл€ют себе уют и из кого более завидный жених — из огра или из прекрасного принца.

’агрид

„то будет, если скрестить ученого мага и горную великаншу? ѕолучитс€ горный маг... э-э-э... ученый великан... в общем, не очень ученый не очень великан со склонностью к экстремальной зоологии, испытывающий искреннее удовольствие, когда очередна€ «уже почти ручна€» тварь пытаетс€ с особым цинизмом отгрызть ему голову.

«ан€тно, что этот образ в некотором роде бросает вызов прин€тым в детской литературе стандартам. — одной стороны, перед нами типичный случай: добрый, но уродливый и косно€зычный увалень (привет Ўреку!), которого многие ученики не хот€т понимать и извод€т. ќднако вскоре становитс€ €сно, что извод€т-то не совсем безосновательно: преподаватель он и впр€мь плохой, хуже, чем его «соперница» на этом посту. Ќо это еще не повод дл€ √арри и остальных его не любить; и сим простеньким открытием –оулинг подготавливает читател€ и героев к идее, что и —ириуса, и ƒамблдора стоит любить несмотр€ на то, что они в каком-то смысле намного дальше от идеала...


***

¬ играх великаны прочно зан€ли позицию «здоровенных громил» без избытка мозгов и смысла существовани€: они дерутс€, потому что голодны или «просто потому, что дерутс€». “акие великаны и в самом деле известны по легендам, мифам и сказкам. ќднако у них есть еще по меньшей мере три ипостаси, которые почти не встречаютс€ в играх и редки в фэнтези:

  • ƒревнейша€ раса, предшественники богов. “итаны, инеистые великаны, фоморы — все они интересны (и опасны) вовсе не своим размером. ќни могли бы быть вдохновител€ми большого конфликта, преобразовател€ми, богоборцами, на худой конец просто главными врагами, а не мелким эпизодом на славном пути героев.

  • ѕредки людей, богатыри. ƒоводилось ли вам в приключении получить помощь от дружественного великана? »ли поклонитьс€ могиле исполина — предка своего народа? »ли, скажем, узнать, что плем€ лесных гигантов — одичавшие близкие родичи людей, а не просто кровожадные монстры? —огласитесь, такое далеко не в пор€дке вещей... ’от€ наши предки видели великанов именно своей родней, а не просто чудищами.

  • ƒемонические великаны. ≈сли уж делать их однозначным злом и противниками в бою — почему бы великанам не продвинутьс€ хоть иногда в злодейской иерархии? ¬едь огненные великаны и греческие гиганты — далеко не ординарные громилы, это самые жуткие кошмары соответствующих народов, замен€вшие им демонов. Ќельз€ сказать, что потустороннего зла в играх недостает; но оно все какое-то чересчур химерическое или банально-плакатное. ¬еликаны в подобном качестве, по-моему, еще не выступали. Ѕыло бы, по крайней мере, интересно увидеть их такими.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
7.9
проголосовало человек: 175
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€