КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

КРАСНАЯ КНИГА

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (78) май 2008
вид для печати

Великаны

Топоры бы все расплавить

И отлить один топор,

А из всех людей составить

Человека выше гор,

Кабы, взяв топор могучий,

Этот грозный великан

Этот ствол обрушил с кручи

В это море-океан, —

То-то громкий был бы треск!

То-то шумный был бы плеск!

С. Маршак, «Если бы да кабы»

Повсюду, где обитал человек — в Европе и Азии, Африке и Америке, Австралии и полярных льдах, — рядом с ним жила другая раса, схожая внешне, но обладавшая гораздо более внушительными размерами. Порой сильно мутировавшая (четыре руки, ноги без костей и другие милые черты), порой демоническая; изредка — доброжелательная; временами умная просто до гениальности, но чаще — недалекая, она подавала людям пример физической мощи и хорошего аппетита и иногда, чтобы закрепить свое превосходство, питалась ими. Эта же раса построила Баальбек, Стоунхендж и Теотиуакан (а может быть, также пирамиды и Тадж-Махал), немало городов стерла с лица земли, а кое-кто из числа ее представителей держит небо на каменных руках.

Гигантов, ётунов, óни, титанов, фоморов, огров — всех их, таких разных, можно назвать общим словом: великаны. О них и будет наш сегодняшний рассказ.

Великаны Древней Греции

Мы — первые боги,

Мы — древние дети

Праматери-Геи —

Великой Земли!

Изменою братьев,

Богов Олимпийцев,

Низринуты в Тартар,

Отвыкли от солнца,

Оглохли, ослепли

Во мраке подземном,

Но все еще помним

И любим лазурь.

Д. Мережковский, «Титаны»

Титаны

Титанами называется большинство потомков Урана (неба) и Геи (земли). Некоторых из них именуют также богами; более того, Зевс и прочий олимпийский пантеон — по большей части их потомки. Отец Зевса (а также Аида, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии) Крон — бог плодородия, а впоследствии времени — тоже титан. Титан Гиперион стал отцом Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и зари (Эос). Собственно, титаны и есть боги, предыдущее по сравнению с олимпийцами поколение.

Строго говоря, титаны оказались в этой статье не совсем по праву: существуют серьезные сомнения в том, что им изначально присущ исполинский размер. Да, титаны, стремясь добраться до Зевса, взгромождают одну гору на другую (отсюда некогда очень популярное выражение «громоздить Пелион на Оссу»), а Атлант держит на своих плечах небесный свод. Но... помилуйте, ведь его однажды заменил Геракл! Допустим, богатырской силы у него хватило, а как насчет размера — чтобы занять его место? Конечно, логика греческим мифам свойственна отнюдь не всегда, но все же...

Непохоже, чтобы и Прометей «шагал выше деревьев». Многие другие истории показывают титанов вполне сопоставимыми с людьми — по росту, конечно, а не по мощи.

Пожалуй, будет разумно предположить, что они попросту способны менять свой размер, а то и форму — как и боги-олимпийцы, которые частенько такое проделывали. Превратиться в скалу, в речной поток, в зверя или в человека им должно быть вполне по силам.

И все же в обзоре великанов они оказались отнюдь не случайно: ведь во множестве языков слова «титан», «титанический» означают предельную степень как мощи, так и размера. Вспомним корабль «Титаник», 600-тонный карьерный самосвал «Терекс Титан» и так далее.


Уран был весьма и весьма плодовит, потомство у них с Геей было немаленькое (и, между прочим, не все — титаны). Однако детей своих он велел Гее прятать в утробе (то есть в подземном мире — Тартаре), не выпуская наружу, ибо они были, с его точки зрения, «ужасны видом».

Гее такое положение дел надоело, и она подбила младшенького сыночка, титана Крона, свергнуть отца и оскопить его. Что тот и проделал; и плодовитость Урана была так велика, что из его капель крови родилась богиня Афродита1 (а также мстительницы-Эринии и... еще кое-кто).

Титан (Heroes
of Might & Magic V).

Так начался век титанов, и сведения о нем весьма противоречивы. Кто-то считает, что то был век варварства и дикости, а с олимпийцами пришли просвещение и мудрость; кто-то, наоборот, полагает титанов благодетельной силой (приводя в пример того же Прометея). Желающим познакомиться с титанами с хорошей стороны можно порекомендовать знаменитую книгу Якова Голосовкера «Сказания о титанах» (в одном из лучших романов Г. Л. Олди, «Герой должен быть один», немало позаимствовано из этих «Сказаний»).

Закончилось правление титанов почти так же, как и началось: Крон имел неприятную привычку глотать своих детей, но его супруга Рея не послушалась и оставила на воле младшего, Зевса. Что закончилось для Крона весьма печально, а проглоченные братья и сестры вместе с Зевсом составили основу нового пантеона (в который вошли также их дети, Афродита и кое-кто из титанов — например, Фемида).

Титаны, однако, так легко власть не отдали — и произошла десятилетняя война, титаномахия. Решающую роль в ней сыграли неожиданные союзники богов, о которых речь пойдет ниже. Титаны были снова низвергнуты в материнскую утробу, Тартар, но не все — к примеру, Океан, Атлант, Фемида и многие другие остались в мире и продолжали править или служить.

Однако известно немало историй о том, что свергнутые на самом-то деле не покорились; часто титаны оказываются олицетворением мятежа (как в хорошем, так и в дурном смысле) и свободолюбия и противовесом слепой покорности; Прометей и тут оказывается любимым примером. Некоторые алхимики использовали слово «титан» как синоним понятия «хаос». Но не стоит забывать, что мятежниками их сделало противостояние с богами; до того они не стремились ввергнуть мир в беспорядок и безумие.

А в средневековой Европе после многих веков христианства бытовала легенда, что один титанид (сын титана) все еще правит крошечным государством в горной долине неподалеку от нынешней греко-албанской границы.

В играх:

Титаны сумели сохранить некую «дистанцию» от прочих великанов и полубожественный статус. Хотя кое-где они просто «самые могущественные великаны», их мощь почти никогда не сводится к грубой силе. Вспомним хотя бы титанов-громовержцев из Heroes of Might & Magic или воплощенную святую мощь архонов из Age of Wonders. А в Age of Mythology титан — аналог «чуда света», сверхсущество; хотя силен он в основном физически, но стоит настолько наособицу от остальных, что язык не поворачивается назвать его «просто великаном».

Есть и игра, посвященная титанам, — Titan's Quest. И все же, хотя история титанов широко известна, в конфликте между ними и богами мало кто из игроделов старается разобраться. Однако есть слухи, будто бы в недрах одной известной компании зреет уже настоящая (а не дьяблоподобная) ролевая игра о титанах и их непростой судьбе.

Гекатонхейры

Если титаны казались Урану уродливыми, то что, интересно, он думал о сторуких, пятидесятиголовых гекатонхейрах (по некоторым данным — еще и огнедышащих)? А ведь это тоже его детки. Именно они и оказались теми ценными союзниками Олимпа, благодаря которым титаномахия завершилась победой богов. Три братца — Гиес (по-гречески — «пашня»), Котт («гнев») и Бриарей («могучий», он же Эгеон) — оказались решающим аргументом в десятилетней войне.

Это интересно: существует мнение, что сторукостью троих братьев наградил Гомер; во всяком случае, немало античных авторов изображает их «просто» огромными гуманоидами с одной головой и парой рук.

В большинстве мифов гекатонхейры выглядят, в общем-то, типичными великанами, несмотря на свою сторукость, — огромными, могучими и чрезвычайно тупыми. Такими они вошли и в современную литературу (например, в «Понедельник начинается в субботу» они трудятся грузчиками в НИИЧАВО, находятся фактически на правах животных и квартируют в виварии).

Однако существует и другой миф — согласно ему, три брата, ответив на призыв Зевса, надеялись свергнуть и его и стать главными победителями. В этом варианте конечным условием победы (по предсказанию мойр) было жертвенное сожжение останков нимфы Кампы, что сторожила титанов в Тартаре. И Бриарей попытался опередить в этом олимпийцев; однако орел Зевса выхватил тело нимфы у Бриарея и отнес на Олимп Зевсу.

Так или иначе, Зевс не осыпал гекатонхейров милостями; они отправились к воротам Тартара — сторожить, чтобы побежденные титаны не вырвались.

Бриарею еще раз довелось помочь Зевсу — когда против того ополчились Гера, Посейдон и Афина, Фетида призвала его на помощь.

Вообще, гекатонхейры в мифах чаще всего выступают в роли «последнего довода», абсолютного оружия. Они нечасто вмешиваются в дрязги других потомков Урана, но есть серьезные основания подозревать, что они превосходят в мощи и богов, и титанов... Даже если эта мощь и не поддержана соответствующим интеллектом.

В играх: гекатонхейры встречаются крайне редко, и по весьма основательной причине. Легко было Вергилию описывать, как Бриарей ста щитами заслоняется от молний! А попробуйте это нарисуйте, чтобы руки не выглядели пучком пакли, а головы — виноградной гроздью! А потом — анимируйте!

Гиганты

Змееногий гигант.

Помните милую историю с покушением Крона на Урана? Уран при этом потерял, видимо, немало крови; хватило не только на Афродиту и Эриний. Гея сохранила некоторое количество этой самой крови — и впоследствии породила еще одно племя. Гигантов.

Так говорил Гесиод; другие античные авторы считали, что гиганты родились еще каким-то способом, но точно от Геи после титаномахии: ей, как и следовало ожидать, было обидно за детей и не хотелось содержать их вновь в утробе, как в урановы времена.

Это интересно: совершенно иную и жутковато-убедительную историю гигантов можно прочитать в уже упоминавшемся романе Г. Л. Олди «Герой должен быть один».

Фонтан в Версале, изображающий Энцелада, похороненного под Сицилией.

Итак, гиганты были взращены мстителями богам за титанов; ни на что другое они не годились и были с самого начала разрушителями, «машинами возмездия». Мудрыми или обаятельными их не назвал бы никто. Да и человекоподобны они лишь условно: ниже пояса у них то ли драконий хвост, на котором они ходят, то ли два таких хвоста — вместо ног. Их часто так и называют — змееногие.

Еще об их внешности известно, что были они чрезвычайно косматы и бородаты; впрочем, на античных изображениях косматость у них вполне умеренная. По современным трактовкам нередко выходит, что гиганты — очередное варварское племя, очень высокорослое, которое было сочтено греками «бичом божьим»; правда, непонятно, как быть со змеиными ногами. Чешуйчатые штаны?

Война с гигантами — гигантомахия — была для олимпийцев серьезным испытанием, поскольку боги не могли нанести гигантам смертельного удара. А вот человек — мог, и помогать олимпийцам пришлось Гераклу. Кстати, оружием в той войне были, в частности, огромные глыбы камня; они, пущенные руками гиганта, приземлялись где придется. Поэтому можно легко установить, где именно проходило то сражение: из этих камней появились многочисленные островки Эгейского и Средиземного морей. Так, например, скала, завалившая гиганта Энцелада, стала Сицилией, и он до сих пор лежит под нею, но его дыхание временами вырывается наружу через вулкан Этна.

Хотя гиганты смертны, а титаны — нет, и выглядят они по-разному, и вообще мало чем схожи, в мифах гигантомахия и титаномахия порой путаются. Вот и в стихотворении Мережковского «Титаны», из которого взят эпиграф этой главы, дальше говорится: «И ног змеевидных раздавлены кольца»... Надо полагать, титаны могли бы подать по этому поводу жалобу за клевету: в гигантах очень трудно отыскать хоть одну привлекательную черту.

В играх: дальнего отпрыска гигантов можно найти в мире Warhammer (и не исключено, что мы увидим его в продолжении Mark of Chaos): он называется драконьим огром.

Циклопы

Правильнее называть их киклопами; это означает «круглоглазые». Это еще один народ, порожденный Ураном. Главную их особенность легко вспомнит каждый: единственный круглый глаз посередине лба.

Это интересно: существует забавная версия, будто бы образ циклопов навеян грекам попадавшимися им время от времени останками... карликовых слонов (реликтовых хоботных размером примерно с носорога). Дыра в черепе (соответствующая хоботу) якобы и породила миф об одноглазых великанах.

Циклоп (Titan Quest).
Кровоглазый циклоп (Heroes of Might & Magic V); способность к сглазу, видимо, от Лиха Одноглазого?

Согласно изначальному мифу, их было всего три — Арг («сияющий»), Стероп («громовой») и Бронт («сверкающий»). Они были первыми и славнейшими мастерами-кузнецами, выковали оружие многих богов и перуны (молнии) Громовержца, поддержали богов в титаномахии...

«Вслед за сторукими родила Гея-Земля новых исполинов — Одноглазов-Киклопов, солнечных и громовых. Высоко в небе сверкал их круглый огненный глаз посреди покатого лба, свой подземный огонь превращая в небесное сияние. Их руки опускались молотами, оглушая землю и небо, и тогда колебались вершины гор и земля сотрясалась», — говорится о них в «Сказаниях о титанах».

Но однажды Зевс убил своей молнией сына Аполлона Асклепия (за то, что слишком хорошо врачевал и оживлял мертвых), и Аполлон сильно обиделся. С Зевсом он ничего поделать не мог, а потому сорвал злобу на тех, кто сделал эти молнии. Циклопы были уничтожены, а небесная кузница отошла к богу Гефесту.

Между прочим, этот миф создает изрядную путаницу в хронологии: ведь Гефест служит кузнецом богам с давних пор, а история с Асклепием случилась, судя по всему, незадолго до Троянской войны — в ней участвуют среди прочих ахейских героев сыновья Асклепия Махаон и Подалирий, целители греческого войска, родившиеся еще до вознесения Асклепия на Олимп... Словом, что-то не так; но греков, как известно, такие противоречия в мифах отнюдь не смущали. Как мы уже писали, греки полагали, что каждый миф — отражение настоящей истории богов и героев, которая в полном виде непостижима и недостижима, и чем больше мы знаем таких отражений — тем лучше. А то, что они вроде бы не совпадают, — так ведь одна вещь может отбрасывать совершенно разные тени, смотря как ее повернуть...

Циклоп (Dark
Messiah of Might & Magic).

Это интересно: согласно Яну Амструттену, имена троих «отцов гномов» из одного германского мифа тоже означают «сияющий», «громовой» и «сверкающий». Когда они были убиты, народ гномов переселился под землю. Правда, даже сам Амструттен не уверен, что это оригинальный миф, а не апокриф образованных алхимиков, хорошо осведомленных о циклопах.

Однако, судя по всему, циклопы успели народить немало одноглазого потомства — иначе непонятно, с кем же имел дело Одиссей, а также многие другие персонажи мифов. Потомство это уже не отличалось особым искусством — только могучей силой, размером и, конечно же, единственным глазом. За вычетом последней особенности, они — самые что ни на есть «обычные» великаны.

Полифем, знаменитый противник Одиссея, мало того что циклоп, так еще и сын Посейдона и нимфы. Как и почему он оказался циклопом — неведомо. Между прочим, до ослепления Одиссеем он успел нехорошо прославиться, когда влюбился в нимфу Галатею. Та предпочла ему прекрасного Акида, и циклоп в приступе ревности завалил юношу скалой. Однако любви Галатеи ему это не принесло.

Если титаны в литературе чаще всего олицетворяют стихию, бунт, хаос или свободолюбие, то циклопы (благодаря Одиссею) сделались олицетворением грубого простодушия. Обычно под обличьем циклопа скрывается сатира на невоспитанную «деревенщину».

В играх:

Тем занятнее, что игровые циклопы чаще всего не представляют собой просто грубую силу, а обладают некоей магией, исходящей из глаза. Вспомним первых и вторых «Героев», где циклопы стреляли из глаза парализующим лучом, и пятых, где они способны «сглазить» жертву, лишив ее удачи.

А вот пристрастие циклопов к метанию тяжелых предметов (камней, бревен и гоблинов) действительно восходит к мифам, хотя таких удобных гоблинов у греческих циклопов не имелось.

Герион

В греческих мифах еще немало исполинов, которые не относятся к какой-либо конкретной категории и в своем роде уникальны. Например, медный великан Талос — его, впрочем, правильнее относить к големам. Или Хрисаор Золотой Меч, дитя Горгоны Медузы и Посейдона, «родившееся» в момент убийства Медузы Персеем (вместе с родным братом Пегасом).

Бой Геракла с Герионом.

Но знаменитее всех, видимо, сын Хрисаора — Герион; его «прославил» Геракл, в число подвигов которого входит похищение герионовых коров (с закономерным летальным исходом для хозяина и его двуглавого адского пса Орфа — его портрет мы по ошибке поместили в прошлом номере вместо Кербера).

Герион обычно упоминается с загадочным эпитетом «трехтелый». Что это в точности значит — просто ли трехголовый, или что-то вроде сиамских близнецов, или...? В большинстве мифологических словарей вы найдете упоминание о трех телах, трех головах и шести ногах, но мифы в этом совсем не так уж уверены. Вот в театре его действительно изображали три человека.

Есть и такая версия: Герион обладал тремя обличьями, которые мог менять по желанию (вроде дракона из пьесы Евгения Шварца). Бытует также мнение, что тело его было составлено из частей трех разных существ, наподобие иеракосфинкса или химеры.

Из греческих мифов Герион ухитрился угодить прямиком в... христианскую демонологию, где стал одним из покровителей лжи. В этом качестве он предстает перед нами, в частности, в «Божественной комедии» Данте (там, впрочем, вообще немало персонажей из греческой мифологии), где оказывается хранителем восьмого круга ада; на его спине герой и Вергилий добираются до восьмого круга. Предоставим слово Данте:

«Вот острохвостый зверь, сверлящий горы,

Пред кем ничтожны и стена, и меч;

Вот кто земные отравил просторы».

Такую мой вожатый начал речь,

Рукою подзывая великана

Близ пройденного мрамора возлечь.

И образ омерзительный обмана,

Подплыв, но хвост к себе не подобрав,

Припал на берег всей громадой стана.

Он ясен был лицом и величав

Спокойством черт приветливых и чистых,

Но остальной змеиным был состав.

Две лапы, волосатых и когтистых;

Спина его, и брюхо, и бока —

В узоре пятен и узлов цветистых.

Огр-маг
(World of Warcraft).

Как видите, это описание соответствует химерическому варианту; хотя и утверждается, что лицо человеческое, а остальной «змеиный был состав», но где вы видели змею с волосатыми лапами?

В играх: встречается только в играх на греческую тему, и то редко; однако на одно его старинное изображение чрезвычайно похожи двуглавые огры-маги из серии Warcraft.

Колоссы

К появлению колоссов классические мифы о богах и героях непричастны. Колосс — это просто гигантская статуя и ничего более. Известнее всего, конечно, Колосс Родосский, под чьими ногами якобы проплывали корабли, но есть еще Колосс Мемнона в Египте и три великих статуи Фидия (статуя Зевса тоже попала в реестр чудес света).

Осознав, что колосс — нечто огромное и человекоподобное, многие игроделы (Age of Mythology, Master of Magic) породили неуклюжего исполина с грацией статуи, способного метнуть камень или приложить тяжелой рукой. Особыми отличиями он похвалиться не может — да и что с него взять, если еще недавно он был статуей? Двигаться научился — и на том спасибо.

Великаны холодного Севера

Брызги холодные

Эливагара

Ётуном стали;

Отсюда свой род

Исполины ведут,

Оттого мы жестоки.

Старшая Эдда — Речи Вафтруднира

Нам скандинавские великаны известны неплохо — не в последнюю очередь потому, что Гари Гигакс именно на их основе сваял великанов D&D. Однако среди наслоений, апокрифов, фэнтези и игр трудно различить изначальный миф. Ведь даже «Младшую Эдду» многие не считают настоящим источником — у нее есть автор, и писалась она «совсем недавно» — в XII-XIII веке...

И все же попробуем разобраться.

Великаны на древнегерманском назывались турсами. Но под этим названием скрываются совершенно разные существа.

Первые турсы — инеистые великаны. Это — прараса, первые разумные существа, те, что были раньше людей и богов. Не правда ли, напоминает титанов?

Прародителем их был Имир; он зародился сам из мирового льда Эливагара либо из хаоса. Он питался молоком пракоровы Аудумлы; а та лизала лед, и в процессе изо льда образовался первый человек — Бури. (Младшая Эдда полагает, что люди появились на свет из пота в подмышке Имира). Внуки Бури — Один, Вили и Ве — убили Имира и создали из его тела весь мир (из мяса — землю, из крови — воду, из костей — горы, из черепа — небо, из мозга — облака, волос — деревья). Каждый угол небосвода они свернули в форме рога и посадили туда ветры — северный, южный, западный, восточный... А черви, что закопошились в мертвом теле Имира, сделались гномами.

Но это было потом, а сперва кровь Имира создала первый всемирный потоп. В нем утонуло почти все потомство Имира, инеистые великаны, кроме двух — Бергельмира и его безымянной супруги; они и возродили великаний род.


Эти новые великаны уже не были, однако, той великой расой; недаром их часто называют другим словом — ётуны. Они обитали в Ётунхейме — одном из девяти миров (люди проживают в Мидгарде), а впоследствии разделились то ли на два, то ли на три рода.

Огненные великаны

Откуда они в точности взялись, неизвестно; возможно — от Имира, но так ли это? Живут они отдельно, в жарком, пылающем Муспельхейме, во главе с Суртом (Суртром) — это имя означает «черный».

До поры до времени они не так уж часто попадаются на пути асам и ванам, но в Рагнарёк должны проскакать на гигантских конях (всадники Апокалипсиса?) и уничтожить большинство людей и бога Фрейра. А пылающий меч Сурта срубит мировое древо Иггдрасиль и разрушит почти все — кроме леса Ходдмимир, где огненный клинок теряет свою силу.

В шведской литературе нередко встречается фраза «Он придет с юга», означающая неизбежность печального конца чего-либо: это цитата из пророчества мертвой колдуньи-вёльвы, и говорится в ней именно о Сурте, сжигающем мир. Само имя Сурта одно время (когда язычество в Скандинавии перевелось) тоже использовалось как синоним понятия «полный и однозначный конец всему».

Как выглядят огненные великаны, сказать трудно. Порой упоминаются рога, когти, шипы из плеч. Часто их изображают темнокожими с огненно-рыжими волосами и бородой. Они — не «повседневные» персонажи мифа, а олицетворение конца света.

Сурт.
Огненные великаны (Neverwinter Nights 2)
Огненный великан
(Dungeons & Dragons Online).

В играх: система D&D описала огненных великанов как не слишком высоких и широкоплечих (в пропорциях гнома, но четырех метров ростом), чернокожих с огненными волосами, вооруженных, как правило, двуручными клинками. Это самые могучие из заведомо злобных великанов (хотя и далеко не самые большие). В таком виде их и показали многие ролевые (и не только) игры. Разве что в Master of Magic они нарядились в пламенно-рыжий доспех на манер греческого и ничем не напоминают о своих скандинавских корнях. Сурт в D&D сделался великаньим богом, но в компьютерных играх, кажется, не засвечен.

Ледяные и горные великаны

Ледяные — самые прямые потомки инеистых, иногда их так инеистыми и зовут, а иногда пытаются отличать от правеликанов; на языке оригинала — хримтурсы. Возглавляет их некто Хрюм; согласно Младшей Эдде, именно он приведет на Рагнарёк корабль мертвецов Нагльфар (Старшая Эдда доверяет эту миссию Локи).

Горный великан
(Granada Espada).
Горный великан (Everquest).

Выглядят они относительно прилично — просто как огромные люди с серебристой ледяной бородой и шевелюрой. Хотя в массе своей они злобны, буйны и не контролируют свою ярость, однако... есть и исключения. Немало скандинавских богов даже взяло себе в жены великанш; и хотя красоту Гуннлод, Скади или Гердр никто особо не воспевает, асы сочли их подходящими партиями. Даже Тор, вечный враг великанов, — и тот обзаведется сыновьями, которым суждено пережить Рагнарёк, от ледяной великанши Ярнсаксы. Многие из турсов могут похвастаться знанием и мудростью; спор с турсом даже Одину дается совсем нелегко.

А вот с горными великанами, они же «настоящие» ётуны, переговоры и тем паче близкие отношения невозможны. Это существа хтонические, хоть и не столь жуткие, как огненные великаны, они воплощают дикость и хаос, строят всевозможные пакости асам и мечтают их уничтожить. Хотя змееног у них не замечено, горные великаны ближе к гигантам, нежели к титанам или циклопам... Да и уродливы они сверх меры — отмечаются когти, разнообразные неэстетичные выросты на руках и физиономии, гигантские стопы (что, впрочем, имеет смысл с точки зрения физики).

Правда, разделение на ётунов и хримтурсов нечетко; некоторые авторы настаивают на том, что между ними нет ничего общего, кроме происхождения от Имира, другие полагают, что хримтурсы — это уже умершие великаны (которые, естественно, прибудут на Рагнарёк), а ётуны — еще живые, третьи — что разница примерно такая же, как между шпионом и разведчиком (с той поправкой, что хримтурса никто и никогда не сочтет однозначно положительным персонажем — в лучшем случае нейтральным, и всем известно, на чьей стороне все они в конечном счете выступят в Рагнарёке).

Инеистый великан
(Dungeons & Dragons).
Инеистый великан (Everquest).
Горный великан (Dungeons
& Dragons Online).

В пользу этой версии говорит и то, что проживают как хримтурсы, так и ётуны в одном мире — Ётунхейме. Он известен также как Утгард — «окраина», — потому что лежит то ли за опоясывающим мир морем (Гренландия? Америка?), то ли на самом его краю, но с «нашей» стороны.

Ну а как же в таком случае браки с великаньими дочерьми? Да очень просто: асы и великаны — враги, а у врагов красть жен можно и нужно. И зачем их, спрашивается, красть — не есть же потом?..

В играх: из хримтурсов получились инеистые великаны D&D (frost giants), выглядящие более или менее как надо — гигантские викинги с гигантскими топорами в лапах и заснеженными бородами. Они значительно выше огненных (метров 6 ростом), но уступают им в силе. Вы можете с ними познакомиться, например, в Neverwinter Nights 2. Ётуны (скрестившись с западноевропейскими родичами) стали прообразом горных великанов (hill giants) — этаких неандертальцев-переростков с дубиной в лапах.

Великаны западной Европы

Слыхал я истину, бывало,

Что лоб широк, да мозгу мало.

А. Пушкин, «Руслан и Людмила»

Гиганты Франции, Англии, Германии помельче и побестолковее как северных, так и греческих. Неясно и их происхождение; если за ними и есть какая-то история, аналогичная греческой и скандинавской, то она давно и прочно потеряна. Скорее, это уже позднейшая мифология, не связанная с вопросами сотворения мира.

Огры

Огр (King's Bounty. Легенда о рыцаре).

Расе огров в последнее время часто отказывают в праве называться настоящими великанами и выделяют в особый род; ну что ж, зоологам, наверное, виднее, хотя эти самые огры довольно крупные и во всех отношениях заслужили места рядом с прочими гигантами.

Строго говоря, англичане и французы не могут претендовать на огров как на национальное достояние. Те встречались в Италии, Испании, Чехии и Польше; например, по-чешски великан — обр. Похоже, не так ли? (А может, слово «огромный» тоже как-нибудь связано с ограми?) Итальянское «орко» (с тем же значением) известно с XIII-XIV веков или даже раньше.

Наиболее старые источники рассказывают, что огры пришли в христианские земли из страны безбожных гуннов. Гуннами в этот период именовали венгров, кочевников довольно-таки буйного нрава... хотя, право же, никак не выделявшихся гигантским ростом. Некоторые даже производят это слово от «онгруа», что означает «венгр», хотя есть и немало других этимологий (например, огров, как и орков, производят от жителей Оркнейских островов, тоже не слишком высокого роста).

Существует версия, будто слово не означает вообще ничего и было придумано кем-то из поздних авторов — например, Парацельсом или даже Шарлем Перро (хотя есть доказательства, что оно возникло намного раньше).

Но у Перро они, безусловно, имеются; просто в сказках, знакомых нам с детства, огров переводили как людоедов. Именно с огром имел дело, например, Кот в сапогах, что отразилось потом и в небезызвестном «Шреке».

«Обнаруженные огром»
(картина Джованни Ланфранко, XVII век).

Независимо от того, прибыли ли огры из Венгрии или с островов, нет сомнений в том, как они выглядят: ростом где-то от 2,5 до 4 метров, волосатые и бородатые, краснолицые, с большими ступнями (маленькие и не удержат такую тушу, так что все логично). Носят обычно цветастые расшитые куртки, но иногда вынуждены обходиться шкурами. Вооружение огра — дубина или камень, но встречаются топоры, а изредка и мечи. Защитное снаряжение сводится все к той же шкуре.

Огр (World of Warcraft).

Селятся обычно поодиночке или семьей; деревни огров тоже известны, но это редкость. Чаще всего они строят избушку где-нибудь в глухом лесу, а если преуспевают — приобретают или захватывают замок. Встречаются (как в том же «Коте в сапогах») огры-феодалы с множеством поместий; крестьяне служат им с невероятной добросовестностью, ибо только обильный оброк скотом спасает их от оброка детьми и женами.

Людей любят чрезвычайно, предпочтительно жареных, но вареные и даже сырые тоже годятся; отдельные эстеты коптят благородных рыцарей, не снимая доспехов. При этом, правда, не прочь сперва поговорить со своим обедом; и это спасло немало жизней, потому что умом большинство огров не блещет.

Судя по их интеллектуальным свершениям, удивительно уже то, что они обладают связной речью; так, например, они не раз путали свою жертву с камнем, с собственным ребенком (когда коварный человек обменялся с чадом шапками), выбрасывали в пропасть вместо человека пустую кровать, разрубали топором тыкву, сажали в печь стог сена... Правда, возможно, они плохо видят? Тому есть и дополнительное подтверждение: фантастически острый нюх, позволяющий учуять человека (особенно англичанина!) мгновенно в любых условиях.

Фи-фай-фо-фам! Дух британца чую там! — заревел людоед.

Как же ты надоел со своим «фи-фай-фо-фамом»! — рявкнула его жена. — Из-за тебя и не поговоришь ни с кем, и знакомства не сведешь.

В играх:

В большинстве игр огры напрочь утратили свою самобытность, сделавшись просто «большими злобными тварями с дубиной». Такими мы видим их в Heroes of Might & Magic и Baldur's Gate, Warcraft и The Elder Scrolls, King's Bounty и Neverwinter Nights... В этом качестве — тупых, но могучих врагов, необходимость уничтожения которых не вызывает вопросов, — они расплодились по игровым мирам в невероятных количествах.

Крысиный огр
(Warhammer: Mark of Chaos).

Но вот в некоторых старых квестах можно увидеть и классический домик с огром и его женой. Например, в King's Quest IV героине предстоит обокрасть такую счастливую семейку, лишив ее курицы, несущей золотые яйца. В случае неудачи stealth-миссии героиню ожидает теплое местечко в огрском котле...

Между прочим, иностранцы относят к ограм и нашу отечественную достопримечательность — Бабу-Ягу. В чем можно убедиться, например, в игре Quest for Glory I.

Аналоги огров есть даже в мире Warhammer 40.000; правда, огрины — это просто люди-мутанты, из которых вырастили идеальных, хоть и не слишком умных солдат, тяжелую пехоту Империя (Imperium). А вот в Warhammer Fantasy это большая и разнообразная раса с забавным культом и магией еды, для нее пожирание себе подобных и людей — магический и религиозный ритуал. Но и они тоже чаще всего выступают в войнах не сами за себя, а как союзники, точнее — наемники Империи людей. В их войсках сражается подвид гоблинов — гноблары, а также йети, шерстистые носороги и рабы-великаны. Кроме того, огры легко поддаются мутациям — а потому в армиях хаоса служат драконоогры, а у скейвенов — крысиные огры. Однако огры из Warhammer Fantasy пока появлялись в компьютерных играх лишь в качестве одиночных отрядов, а не полноценной армии.

Традиции D&D добавили к этим существам еще одну, совершенно непохожую на них расу — огров-магов; но о них речь пойдет немного позже.

Великаны

Великан (Warhammer: Mark of Chaos).

У родичей огров — великанов — интеллектуальные запросы повыше. Известно, к примеру, немало случаев, когда кто-то из них состязался с человеком или даже драконом в загадках. Причем в этих старинных турнирах по «Что? Где? Когда?» игроки-великаны весьма котировались. Историю о таком великане поведал нам Пол Андерсон в повести «Три сердца и три льва»:

Послушай, смертный, ты великий рыцарь, я вижу. И железо меня, конечно же, ранит. Но очень уж меня много. Я тебя забросаю валунами раньше, чем ты меня успеешь серьезно покалечить. Что ты скажешь насчет поединка полегче? Если превзойдешь меня умом, вы все уйдете невредимыми. И я еще насыплю твой шлем золотом доверху. — Он хлопнул по огромной суме у пояса. — А если проиграешь, отдашь мне девчонку.

Нет! — плюнул наземь Хольгер.

Подожди! Подожди, любимый. — Алианора порывисто схватила его за руку. — Спроси его: он говорит про поединок на загадках?

Хольгер удивился, но спросил. Великан кивнул:

Великан (King's Bounty. Легенда о рыцаре).

Вот именно. Знай же: мы, Большой Народ, сидим у себя дома в холодные зимние вечера и год за годом, век за веком ради скоротания времени устраиваем турниры, изощряя ум. Выше всего мы ценим загадки. Я не потрачу времени зря, даже если позволю вам уйти в обмен на три новых загадки, из которых не найду ответа на две. Они самому потом сослужат добрую службу. — Его лицо беспокойно обратилось к востоку. — Но торопись!

Впрочем, не стоит думать, будто острый ум для этой расы типичен. Немало известно историй, в которых великан выглядит никак не умнее среднего огра...

Неочевидно: огры и великаны — разные народы или нет? Кое-где эти слова используются как синонимы, но чаще эти существа все же описываются по-разному. Великаны часто оказываются серокожими, лысыми, с огромными круглыми головами, иногда безбородыми (хотя длинноволосые и бородатые тоже бывают), невообразимо широкими в плечах, то есть сложенными на манер гнома. Вооружаются, правда, примерно так же — дубиной, камнем. Другое оружие у них почти неизвестно.

Проживают великаны преимущественно в горах или предгорьях, небольшими поселениями или кочевыми племенами по 10-50 особей. Злобность им не присуща по определению — есть вполне доброжелательные и мудрые, хотя враждебность к людям встречается часто.

Есть сведения о том, что великан может по желанию (или без такового — при свете солнца) обратиться в камень — в точности как тролли в «Хоббите». Между прочим, у Пола Андерсона дальше именно это и происходит. Андерсон, правда, дает этой истории неожиданное продолжение:

Великан (World of Warcraft).

Что это за запах? Не вонь шкур, другой запах, приятный, так пахнет воздух после грозы, когда небо прояснится... Озон? Несомненно. Но откуда...

Боже мой! — вскрикнул он, подхватил Алианору на руки и побежал прочь. — Гуги! Беги! Скорей отсюда! Ничего не трогай, если жизнь дорога!

За несколько минут они собрали вещи, вскочили на Папиллона и помчались вниз по западному склону горы. Лишь проскакав несколько миль, Хольгер остановил коня Гуги, и Алианора тут же потребовала объяснений. Пришлось с ходу выдумать побасенку, будто святые вдруг предупредили его о смертельной опасности. К счастью, его авторитет в группе был достаточно высок, и они поверили.

Но как он растолковал бы им правду? Он сам плохо разбирался в ядерной физике, но помнил, как на лекциях в университете им рассказывали об экспериментах Лоренца и Резерфорда по превращению элементов. И о лучевой болезни.

Россказни о проклятье, лежащем на золоте, которое забирали у превращенных солнечными лучами в камни великанов, оказались чистейшей правдой. Во время превращения углерода в кремний возникали радиоактивные изотопы, и счет исходного продукта шел на тонны.

В играх: европейские великаны, как и многие другие, пришли в компьютерные игры через D&D, где приняли имя каменных великанов (stone giants). Своим вооружением (дубина, метательный камень), тактикой и несговорчивостью они не слишком отличаются от огров и горных великанов — но считаются сильнее и опаснее.

Славянские великаны

Встарь люди были божики, а мы люди тужики, а познейские будут люди пыжики: двенадцать человек соломинку поднимать, так, как прежние люди поднимали такие деревья, что нонешним и ста человекам не поднять.

Присказка

Хотя в играх они пока почитай что не представлены (к сожалению, игры на славянскую тему пока делаются на довольно прискорбном уровне), все же упомянем о них.

Великаны славянских народов — они же волоты, обры и так далее — очень напоминают западноевропейских; однако, в отличие от них, не лишены корней. Славянское язычество вполне определенно утверждает, что боги создали великанов как «первое поколение» разумных существ, тогда как люди — второе; первое же почти полностью погибло — либо во всемирном потопе, либо в борьбе с драконами-смоками. Иногда бог истребляет их собственноручно за гордыню или посягательство на его права; тут уже прослеживается некое смутное родство с сюжетом о титанах. Порой оказывается, что люди — измельчавшие потомки великанов.

Вообще, в славянских легендах весьма нередко упоминание о великанах как давно исчезнувшем народе; в частности — о могиле великана (разумеется, с кладом внутри). Эти могилы — не что иное, как курганы (скифские, к примеру). Находили, бывало, и кости великана — мамонтовые...

Иногда, впрочем, их явно связывают с существующим народом: с теми же венграми, чудью и так далее.

Часто великан — злобная и разрушительная сила, сокрушающая города, давящая людей ногами и так далее; но порой встречаются и такие, что фактически приравниваются к богатырям и помогают людям (иногда еще и строят города; самый известный пример — Соловецкая крепость с действительно весьма необычной кладкой). А вот со змеем великан во вражде всегда — хоть добрый, хоть злой. Богатырей вообще нередко причисляют к великанам. Говорят, некий помещик держал у себя мамонтову кость и называл ребром Добрыни Никитича. Святогора и Вольгу Всеславича именуют великанами регулярно.

В играх: эта вражда со змеем попала в D&D (место змея занял зеленый дракон), а оттуда или напрямую из легенд — в «King's Bounty. Легенда о рыцаре».

Великанам славяне были обязаны всевозможными элементами рельефа. Великаны могут насыпать холм, своей дубиной «пробить» в земле озеро, топором или плугом развалить землю, создав овраг...

Многие великаны не чураются людоедства; однако чаще им приписывается другая диета — кони. Можно, впрочем, коня на обед, а молодца на ужин... Но если молодец — это просто вкусно, то конь — полезно, развивает в великане его исполинскую силушку.

Кельтские великаны

Фомор
(Dungeons & Dragons).

О них мы поведаем вкратце, потому что история, с ними связанная, очень похожа на уже рассказанные. Фоморы были предшественниками людей и богов — как и титаны; и опять-таки мы не можем сказать в точности, великаны ли они, хотя обычно их таковыми считают. Например, потому, что им приписывается строительство мегалитов — древних построек неизвестного назначения, сложенных из гигантских камней.

С внешностью фоморов вообще полнейшая неразбериха: то их именуют «прекрасными», то приписывают им козлиные головы (оригинально как-то сочетается), а то они и вовсе оказываются одноглазыми, одноногими и однорукими. Некоторые источники единственным красавцем среди фоморов называют Элату, у которого позже родился от богини Эри столь же красивый, но своевольный сынок Брес.

Это интересно: христианская мифология Ирландии ухитрилась включить в себя и фоморов: дескать, предыдущее население Британских островов, происходящее от Хама, сына Ноя...

Однажды в земли фоморов вторглось, приплыв из-за моря, еще одно дочеловеческое племя — фирболги; им тоже нередко приписывают гигантские размеры, хотя основания для этого весьма туманны. Фирболги не вступили в войну с фоморами, а каким-то образом мирно разделили с ними владения.

Когда туда прибыли племена богини Дану — те, из которых впоследствии вышли кельтские боги, — они победили в войне фирболгов, но оказались в рабстве у фоморов. Их путь к свободе был долог и непрост, но под водительством полуфомора Луга они победили вражеского вождя Балора (знакомое по играм имя, не так ли?), который, к слову, приходился Лугу дедушкой.

В играх:

В истории о войне с фоморами, Балоре и Луге можно поучаствовать — если установить классическую игру Celtic Tales. Я бы рекомендовал не убояться слабой графики: игровой процесс «Кельтских историй» тоже весьма и весьма необычен. Можно с ними сразиться и в Dark Age of Camelot — там они во главе с Балором населяют архипелаг Shrouded Isles.

Фирболги в том же Dark Age of Camelot оказались играбельной расой — этакие гигантские бурокожие эльфы, славящиеся и как бойцы, и как друиды. Еще они заметны в серии Myth — где, пожалуй, тоже повыше человека и служат армии «хороших» в качестве лучников — и в The Bard's Tale. Знаменитые мишки-фурболги из Warcraft — забавная аллюзия на фирболгов (эти слова по-английски звучат одинаково, а слово fur означает мех).

В D&D те и другие относятся к «великаноподобным» (giant kin), но в третьей редакции их, кажется, так и не появилось, и в компьютерных играх по этой системе они пока что не отмечены.

Японские великаны

Огр-маг
(Dungeons & Dragons).
Огр-маг
(Neverwinter Nights 2).

Кому-то это может показаться странным, но японские великаны вовсе не напоминают особо крупного сумотори. Более того, они даже не желтокожи; да, кстати, óни — это не местоимение, а название японской великанской расы.

Они выглядит как мускулистый, но довольно стройный гуманоид примерно в полтора-два человеческих роста, с голубой или темно-красной кожей (бывают и другие разновидности — фиолетовая, зеленая, оранжевая, — но реже), парой торчащих вверх рогов, как правило, пышными курчавыми черными волосами, иногда — усами или бородой. Вооружен посохом, железной палицей или чем-то вроде нагинаты.

Таким они стал, впрочем, не сразу; когда-то они предпочитали невидимость и бесплотность и в таком состоянии причиняли людям всевозможные беды и несчастья. Волшебным, а не физическим путем. Но, как это нередко случается, со временем злокозненный дух стал существом из плоти и крови, получил вполне определенный облик и стал при этом гораздо менее страшен...

Большинство классических источников описывает прежнего они — духа; ну а в более современных это просто могучее и злокозненное существо, обладающее, однако, кое-какими остатками магических сил.

В играх:

Если вам кажется, что вы такое существо уже видели, скорее всего, так оно и есть — даже если игры по японскому фольклору вы предпочитаете обходить шестнадцатой дорогой. В компьютерных играх они твердо прижился под псевдонимом огра-мага. Так его давным-давно назвали в D&D.

Огр-маг встречается по меньшей мере в каждой второй игре по D&D, а заодно переселился и в другие миры — он замечен, например, в Might & Magic (включая Heroes), Warcraft (правда, внешность у него там из другого источника — об этом уже упоминалось выше), EverQuest и многих других игровых сериях.

Традиционно огр-маг все-таки больше огр, чем маг; он обладает несколькими заклинательными способностями (в традиционном D&D, например, летает, становится невидимым, умеет превращаться в других существ и в облачко газа, очаровывать и атаковать конусом холода). Но иногда из него делают полноценного мага для варварских орд огров.

Знаменитые великаны

Перечислять все произведения фэнтези, где есть великаны, можно часами; и по большей части великаны там созданы по скандинавской или западноевропейской схеме. Есть, правда, и необычные — например, недалекие, но говорящие стихами огры Пирса Энтони или «дивные» огры ирда из Кринна. Так что просто опишем парочку самых ярких великаньих образов, порожденных в наше время...

Шрек

Говорят, будто 80% населения Великобритании в наши дни полагает, что огры должны быть зеленого цвета, и это несмотря на все прочитанные в детстве сказки, где ни словечка не говорится о такой нестандартной окраске огра. Шрек оказался убедительнее.

Пожалуй, не будем распространяться о причинах популярности этого наследника Санчо Пансы. Вы и сами лучше меня знаете, что общего у огров с луком, как они представляют себе уют и из кого более завидный жених — из огра или из прекрасного принца.

Хагрид

Что будет, если скрестить ученого мага и горную великаншу? Получится горный маг... э-э-э... ученый великан... в общем, не очень ученый не очень великан со склонностью к экстремальной зоологии, испытывающий искреннее удовольствие, когда очередная «уже почти ручная» тварь пытается с особым цинизмом отгрызть ему голову.

Занятно, что этот образ в некотором роде бросает вызов принятым в детской литературе стандартам. С одной стороны, перед нами типичный случай: добрый, но уродливый и косноязычный увалень (привет Шреку!), которого многие ученики не хотят понимать и изводят. Однако вскоре становится ясно, что изводят-то не совсем безосновательно: преподаватель он и впрямь плохой, хуже, чем его «соперница» на этом посту. Но это еще не повод для Гарри и остальных его не любить; и сим простеньким открытием Роулинг подготавливает читателя и героев к идее, что и Сириуса, и Дамблдора стоит любить несмотря на то, что они в каком-то смысле намного дальше от идеала...


***

В играх великаны прочно заняли позицию «здоровенных громил» без избытка мозгов и смысла существования: они дерутся, потому что голодны или «просто потому, что дерутся». Такие великаны и в самом деле известны по легендам, мифам и сказкам. Однако у них есть еще по меньшей мере три ипостаси, которые почти не встречаются в играх и редки в фэнтези:

  • Древнейшая раса, предшественники богов. Титаны, инеистые великаны, фоморы — все они интересны (и опасны) вовсе не своим размером. Они могли бы быть вдохновителями большого конфликта, преобразователями, богоборцами, на худой конец просто главными врагами, а не мелким эпизодом на славном пути героев.

  • Предки людей, богатыри. Доводилось ли вам в приключении получить помощь от дружественного великана? Или поклониться могиле исполина — предка своего народа? Или, скажем, узнать, что племя лесных гигантов — одичавшие близкие родичи людей, а не просто кровожадные монстры? Согласитесь, такое далеко не в порядке вещей... Хотя наши предки видели великанов именно своей родней, а не просто чудищами.

  • Демонические великаны. Если уж делать их однозначным злом и противниками в бою — почему бы великанам не продвинуться хоть иногда в злодейской иерархии? Ведь огненные великаны и греческие гиганты — далеко не ординарные громилы, это самые жуткие кошмары соответствующих народов, заменявшие им демонов. Нельзя сказать, что потустороннего зла в играх недостает; но оно все какое-то чересчур химерическое или банально-плакатное. Великаны в подобном качестве, по-моему, еще не выступали. Было бы, по крайней мере, интересно увидеть их такими.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
7.9
проголосовало человек: 175
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования