КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВТАКТИКИ КИБЕРСПОРТА

Автор материала:
Александр Тараканов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№4 (77) апрель 2008
вид для печати

Call of Duty 4: Modern Warfare
Основы сетевой игры

Жанр:
Разработчик:
Treyarch
Издатель:
Activision
В России:
ND Games
Системные требования:
Минимальные - 2,4 GHz, 1 GB, video 128 MB
Рекомендованные - 3 GHz, 2 GB, video 256 MB
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет, локальная сеть
Рейтинг: 92%

О том, как здорово и весело играть в Call of Duty 4, мы уже рассказывали в январском номере за 2008 год. Но великолепная одиночная кампания — не единственное достоинство игры, к тому же она рано или поздно надоест. Тогда можно обратить свой взор на сетевой режим. И вы увидите совсем другую игру.

Сетевой режим Call of Duty 4, без преувеличения, один из лучших, что мы видели за последние несколько лет. Обратимся к фактам. Согласно статистике портала gamespy.com, игра по популярности занимает четвертое место, уступая только Counter-Strike и Counter-Strike Source, а также незначительно и не всегда Battlefield 2. На сегодняшний день в Team Fortress 2 играет почти в два раза меньше людей, а Unreal Tournament 3 вообще не приближается к вершине списка.

Примерно такая же картина и на приставках. По данным Microsoft, в Call of Duty 4 по Xbox Live играют больше, чем в Halo 3 и Gears of War. Это, без всяких преувеличений, огромные цифры, учитывая бешеную популярность сетевого сервиса. Боюсь, что суммарное количество игроков, если учесть все платформы, с легкостью переплюнет даже такие столпы, как Counter-Strike.

Я не случайно обратился к цифрам. В данном случае они показательны: если можно продать игру огромными тиражами благодаря грамотной рекламной кампании, то никому не под силу заставить игроков ежедневно отправляться на виртуальное поле брани, если сетевой режим откровенно неудачен.


В этой статье мы разберем общее устройство сетевой игры, чтобы в следующих статьях перейти к тонкостям игровой механики и разбору карт.

Основы игрового процесса

Подствольный гранатомет при умелом обращении — страшная вещь.

Если вы знакомы с сетевой игрой в Call of Duty 2, то сразу заметите, насколько изменился игровой процесс в четвертой части. Он стал более спокойным, излишняя аркадность второй части осталась в прошлом. Поэтому, если вы сильно увлекались Call of Duty 2, потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к новому ритму.

В целом же игровая механика изменилась, обросла новыми возможностями, но осталась прежней. Сетевые режимы — либо классические для жанра, либо мягкое переосмысление уже существовавших. Свободный бой, командный бой, захват штаба, «найти и уничтожить», саботаж, первенство — все это мы уже видели неоднократно. Две команды, различные задания, игроки в силу своих возможностей пытаются их выполнить, при этом настреляв как можно больше врагов. В общем, ничего удивительного.

Я хотел бы остановиться на другой особенности, которая пока необычна для сетевых боевиков, — ролевые элементы. Да, теперь за убийство врагов, выполнение заданий и просто по окончании матча выдается некоторое количество очков опыта. Набрав нужное количество, персонаж получает новое звание, которое открывает доступ к новым умениям, оружию, оборудованию на него и испытаниям.

Возможно, вы скажете, что подобная система уже использовалась в том же PlanetSide. Однако PlanetSide претендует на принадлежность к жанру виртуального мира, а Call of Duty 4 — в первую очередь сетевой боевик. Поэтому будем считать внедрение ролевых элементов новаторским для этого жанра. Идея прижилась: у игрока появился дополнительный стимул. Есть к чему стремиться. Каждое новое звание или пройденное испытание приятно греют душу.

Сейчас противник кинется нас добивать, а мы его разочаруем метко кинутой гранатой на упреждение.

Впрочем, пресловутые ролевые элементы можно отключить при создании сервера. Call of Duty 4 открыт, дружелюбен и поддается тонкой настройке, которая позволяет подгонять игру под себя. Можно сделать «возвращение к истокам», когда персонаж обладает повышенной прыгучестью и живучестью, а оружие и умения приходится собирать на поле боя. Самая настоящая классика. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Второе важное изменение — возможность создавать свой класс. В Call of Duty 2 классы были жестко заданы, и вы могли выбирать только из предложенных. Как бы ни хотелось автоматчику иметь три разрывных гранаты, они были доступны только бойцам с винтовками. Теперь же вы сами вольны выбирать оружие, а также типы и количество гранат. Учитывая, что количество стволов существенно возросло, по-другому было никак.

Последнее по списку, но не по важности изменение — умения. Помимо оружия вы можете выбрать по одному умению из трех разных групп. Они дают дополнительные возможности, усиливают персонажа и всячески помогают в бою. Впрочем, об этом поподробней поговорим в главе «Создание класса».

Подведем итог. Если во второй части классы персонажей были жестко заданы и могли меняться только с помощью модификаций, то Call of Duty 4 сделал ставку на свободный выбор. Игрок может создать уникального персонажа, сделав выбор между 29 видами оружия и 21 умением. Это позволяет тонко настраивать персонажа под свой стиль игры, а также добавляет интереса. Рано или поздно вам надоест старый герой, и вы захотите попробовать новые умения, оружие и тактику боя.

Управление

Один удар ножом гарантированно прикончит противника.

Управление в Call of Duty 4 не особенно сложно: привычная раскладка для сетевых боевиков. Однако игра настолько перегружена клавишами, что приходится раскидывать пальцы на клавиатуре самым невероятным образом. Представьте следующую ситуацию. Вы нажимаете клавишу Shift, чтобы начать бег. Затем, увидев противника, кидаете шумовую гранату — клавиша 4 — и, решив добить его ножом, тянетесь к клавише V.

Попытайтесь проделать это в пылу сражения, когда требуется скорость и четкость движений рук. При этом нужно помнить, что указательный, средний и безымянный палец практически всегда заняты клавишами движения. Также вы сильно теряете в скорости, а можете банально запутаться и не попасть по клавишам. Особенно эта проблема актуальна для «эргономичных» плоских клавиатур.

Допустим, вы привыкли и лихо стучите по клавишам без единого промаха. Но при частой игре может появиться другая проблема — боль в суставах. Приятного в этом мало.

Лучший выход — приобрести мышку с программируемыми боковыми кнопками. Их должно быть минимум две — одну нужно запрограммировать на нож (он используется достаточно часто), другую на бросок особой гранаты.

Конечно, это не гарантирует, что вы станете играть лучше. Хотя, как показывает практика, игра с удобной клавиатурой и мышкой обычно повышает результаты. И в любом случае вы будете меньше уставать и отвлекаться, что позволит сосредоточиться на главном. Согласитесь, это немаловажно.

Клавиши управления
Действие Клавиша
Атаковать Левая кнопка мыши
Встать/прыгнуть Пробел
Присесть С и Ctrl
Удар ножом V
Прицелиться Правая кнопка мыши
Бежать/задержать дыхание Shift
Переключиться между оружием 1 или 2
Бросить гранату  Средняя кнопка мыши или G 
Бросить особую гранату 4
Прочие предметы 5 и 6
Перезарядиться R
 Включить прибор ночного видения  N
Использовать F
Посмотреть счет и цели задания Tab

Интерфейс

В левом верхнем углу расположилась электронная карта-радар. На ней отображается схематичный план местности с входами и выходами. Нужно помнить, что карта не дает полного представления о ландшафте и не показывает вторые этажи и подвалы. Но она помогает сориентироваться на уровне, по крайней мере, пока вы не выучите ландшафт наизусть.

Когда в небе висит спутник-шпион, можно быстро вычислить противника и ударить со спины.

Также на карте-радаре показывается основная информация и цели задания. Где лежит бомба, кто ее несет, где бегают товарищи и ведут ли они в данный момент огонь по противнику (при стрельбе зеленый треугольник, которым помечается союзник, слегка подсвечивается). Если в воздухе кружит спутник-шпион или противник ведет стрельбу без глушителя, тогда на карте красными точками будет отмечено его месторасположение.

Но стоит противнику перестать стрелять, как красная точка сразу исчезнет. Поэтому, если не успели определить его местонахождение, считайте, что упустили свой шанс. Со спутником-шпионом все совсем сложно, поэтому о нем мы поговорим отдельно и в другой раз.

На карте показан не весь уровень, а только местность в определенном радиусе от игрока. Это серьезно осложняет поиски врага по красным точкам, а иногда вообще сбивает с толку. Чтобы увидеть весь план местности, нужно выйти в меню, нажав клавишу Esc.


В нижнем правом углу разместились индикаторы количества патронов и гранат. Причем если последние, как и положено, отображаются цифрами, то патроны — в виде полоски. Помимо стандартного подсчета на глазок — полполоски, значит, пол-обоймы — оставшиеся боеприпасы можно определить по цвету. Красный цвет — магазин почти пустой, нужно срочно перезаряжаться, серый — патронов еще хватает.

Впрочем, неудобств от такой системы замечено не было. Во время игры перезаряжаешь оружие, когда есть такая возможность. Плюс через какое-то время начинаешь автоматически вести подсчет патронов в зависимости от темпа стрельбы. Внизу посередине экрана показано, какое спецоборудование вы с собой носите. У всех есть прибор ночного видения. Из прочего — подствольный гранатомет, РПГ-7, мины, взрывпакеты.


Четыре линии от прицела говорят, что я веду огонь в верном направлении и попадаю по противнику.

В нижнем левом отображается, за какую команду вы играете, кто из чего и как убил, сколько побед одержали вы и противники, время раунда. Также, если вы несете чемодан с взрывчаткой в режиме «Найти и уничтожить», здесь же появится силуэт кейса. В нижней части экрана желтой полоской показано, сколько вам осталось набрать опыта до следующего уровня. Правда, перевести эту информацию в числовые значения достаточно затруднительно. Проще поглядеть в конце уровня.

Прочая информация — например, «на этот ящик можно установить бомбу», «вы можете поменять оружие» — выводится прямо в центр экрана. Также, если вы задели противника пулей, гранатой или особой гранатой, вокруг вашего прицела появится характерный значок в виде расходящихся линий. Значит, вы на верном пути, враг на линии огня, и его нужно срочно добивать. Это сильная подсказка, которой нужно уметь пользоваться.

Индикатора жизни в Call of Duty 4 как такового нет. Если по вам попали и экран покраснел, значит, персонажу стало плохо и от следующей пули он, вероятно, умрет. Поэтому в такие моменты лучше быстро прикончить врага или убраться с линии огня. Откуда ведут стрельбу, можно понять по красному индикатору, который показывает направление, если в вас попали. Здоровье восстанавливается автоматически, но достаточно долгое время, что доставляет массу проблем.

Создание класса

Через главное меню вы можете войти в настройки по созданию класса. Эта опция станет доступной после достижения третьего уровня. Итак, из чего же сделан боец. Сперва нам нужно выбрать основное оружие. Оно делится на пять классов — штурмовые винтовки, автоматы, пулеметы, снайперские винтовки и дробовики. Второе, что предстоит выбрать, — дополнительное оружие. Это разнообразные пистолеты.

Если поставить оптический прицел на штурмовую винтовку, стрелять на дальние дистанции станет гораздо комфортней.

На основное и дополнительное оружие можно повесить различное оборудование: оптические прицелы трех типов, глушители и подствольные гранатометы (только для штурмовых винтовок). Подробнее об этих устройствах мы поговорим в следующий раз. Затем придется выбрать особые гранаты — дымовые, световые и шумовые. Разрывные гранаты выдаются всем персонажам в насильственном порядке.

Затем настает практически интимный момент в создании классов — выбор умений. В локализации они названы «перками». Это достаточно безграмотно, но мы все-таки будем придерживаться официального перевода. Первая группа перков так или иначе расширяет возможности выбранного или добавляет новое оружие. Например, вы можете взять гранатомет РПГ-7, мины, взрывпакеты, двойной запас боеприпасов и т.д. Правда, если для штурмовой винтовки вы взяли подствольный гранатомет, эта группа перков будет недоступна.

Вторая группа перков добавляет новые возможности для персонажа. Например, оружие начинает в два раза быстрее стрелять, наносить больший урон, у персонажа увеличивается здоровье или возрастает скорость перезарядки. Третья группа перков тоже добавляет новые возможности. Например, герой сможет бегать на большие дистанции, научится бесшумно передвигаться или подслушивать переговоры противника.

Чем принципиально они отличаются от перков второй группы? Если не вдаваться в подробности, в ней собраны менее важные умения. Это сделано ради баланса, чтобы все перки одинаково использовались и игрок не смог создать универсального персонажа. Разумеется, именно по этой же причине из каждой группы можно выбирать только одно умение.

Стандартные классы
Название класса  Основное оружие Дополнительное оружие Перки Гранаты
Штурмовик Подствольный гранатомет
Повышение урона от пуль
Бег на дальние дистанции
 Осколочная/ 
шумовая
Диверсант Взрывчатка с дистанционным детонатором
Повышение урона при взрыве
Повышение точности при стрельбе от бедра
Осколочная/
световая
Пулеметчик 3 особые гранаты
Повышение уровня здоровья
Повышение проникающей способности пули
Осколочная/
3 шумовых
Подрывник Гранатомет РПГ-7 с двумя гранатами
Повышение урона при взрыве
Бег на дальние дистанции
Осколочная/
дымовая
Снайпер 3 особые гранаты
Повышение урона от пуль
Повышение проникающей способности пули
Осколочная/
3 световых

Испытания

Опыт выдается не только за убийство противников и выполнение определенных действий (установка заряда и разминирование), но и при прохождении испытаний. Они делятся на десять групп. Испытания штурмовых винтовок, автоматов, пулеметов, снайперских винтовок, дробовиков и учебный лагерь, операции, убийца, унижение, элита.

Вот так выглядит золотой «калаш». Такое ощущение, что он сделан из дерева.

Испытания для оружия достаточно однообразные. Убить столько врагов из такого-то ствола и убить столько врагов выстрелом в голову. При выполнении первого задания вы получаете в награду помимо опыта дополнительные устройства. Например, оптический прицел. Затем следует следующий этап испытания, и так дальше, пока не получите все устройства.

За испытания второй группы вы получаете в награду различные камуфляжные рисунки. Практической пользы никакой, но зато, добравшись до конца, можете похвастаться перед друзьями оружием, выполненным целиком из золота. По правде говоря, безвкусица жуткая, да и прорисовано паршиво. Но поначалу уродливый артефакт вам не грозит: пока 150 раз попадете в голову (а именно столько нужно, чтобы добраться до конца), пройдет немало времени.

В «Учебном лагере» расположились достаточно простые испытания, большинство из которых выполняются случайно во время игры. Прыгнуть с высоты 4,5 метров и выжить, убить 7 врагов ножом, суммарно пробежать 42 километра и тому подобное. Но встречаются и забавные. Например, упасть с высоты больше чем 9 метров и разбиться насмерть.

В «Операциях», как можно догадаться по названию, испытания связаны с различными режимами игры. Выиграть определенное количество матчей в режиме «Найти и уничтожить», «Саботаже» и «Командном бою». Причем, кроме свободной игры, совершенно без разницы, на каком месте вы закончите, главное, чтобы команда была победительницей. Исключение составляет лишь режим свободной игры. Там придется занять одно из трех первых мест. Также здесь расположились такие забавы, как убийство противника, устанавливающего или обезвреживающего бомбу.

Вертолет при определенной сноровке можно сбить даже из подствольного гранатомета.

В категорию «Убийца» попали испытания, претендующие на оригинальность. Например, одним выстрелом из РПГ-7 прикончить сразу двух врагов, взорвать миной столько-то противников, прикончить неприятеля выстрелом по уже установленной мине. Смысл некоторых не совсем понятен: например, убить столько-то врагов, выстрелив в голову из пулемета и штурмовой винтовки. Это практически то же самое, что в испытаниях с оружием, только без привязки к конкретной модели.

В «Унижении» тоже весьма оригинальные и забавные испытания. Прикончить противника, ударив ножом в спину. Убить врага, ничего не видя, после взрыва ослепляющей гранаты. Прикончить прямым попаданием из подствольного гранатомета. И, конечно, мои любимые испытания — убить точным броском особой гранаты. Фокус заключается в том, что особые гранаты могут добить противника, если он уже серьезно ранен. Но и при этом нужно попасть точно в туловище или голову.

В «Элите» все более чем серьезно. Чтобы выполнить испытания, зачастую придется попотеть. Убить двух и более врагов одним выстрелом из снайперской винтовки. Пять раз побывать на грани смерти и не погибнуть. Ни разу не погибнуть в течение всего матча. Выжить в течение пяти минут. Убить всех врагов вражеской команды и не погибнуть.

Изначально вы имеете доступ не ко всем испытаниям и группам. Они открываются постепенно по мере увеличения уровня персонажа. Также в этом меню вы можете посмотреть уровень своего персонажа и сколько очков опыта требуется для следующего уровня. А также общий счет за все игры, количество убитых (в том числе в голову, помощь товарищам), комбинаций, смертей и общее время игры.

Режимы сетевой игры

В Call of Duty 4 шесть типов игры: «Свободная игра», «Командный бой», «Штаб», «Найти и уничтожить», «Саботаж» и «Превосходство». Первые четыре практически без изменений прибыли из второй части игры. Последние два типа — новинки, поэтому их рассмотрим поподробней. Зато исчез Capture the Flag (нужно выкрасть вражеский флаг и не дать утащить свой), что многих огорчило.

Свободная игра

Вот что происходит, если позабыть про тылы.

Стандартный бой против всех. Конечно, многое зависит от выбранной карты, но, как правило, нормально играть получается, если в поединке участвуют не больше десяти человек. В противном случае получается страшная суета, зачастую сразу после возрождения получаешь пулю в спину. В таком случае вообще проще всего никуда не бегать, а занять выгодную позицию и держать оборону до последнего.

Любимая забава игроков — поставить карту «Отправление» и начать смертельную битву в количестве 15-20 человек. Эта карта выглядит как небольшая площадка с контейнерами размером 40 на 40 метров. И теперь представьте, что там творится. Пять раз подряд возродиться и сразу погибнуть от шальной пули или гранаты — в порядке вещей.

Это никак нельзя назвать нормальной игрой. Почему же ее так часто ставят, несмотря на постоянные крики о дурости и примитивности? Ну, отчасти потому что можно устроить безумное побоище. Но в основном потому что таким образом быстро вырастает уровень и улучшается оружие. За бой можно набрать неприличное количество очков опыта.

В любом случае свободная игра — отличный режим для тренировки. Вы научитесь выживать, точно стрелять из любой позиции, быстро бегать, когда грозит гибель, и прыгать с большой высоты, оставаясь при этом в живых. Но слишком злоупотреблять этим режимом все-таки не стоит, потому что он никак не прививает навыки командной игры.

Командная игра

Одна из удачных тактик — охранять проходы, по которым, скорее всего, пойдет противник.

Правила этого режима достаточно простые — выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. После гибели персонаж возрождается на ближайшей точке возрождения, которая находится рядом с товарищем. Поэтому волей-неволей бойцы бегают относительно дружной толпой. Правда, это бывает плохо. Например, товарищи упорно сидят в тупике, где их методично убивают. И выбраться из этой мясорубки достаточно сложно, потому что, если погибнете, снова вернетесь в общий котел.

Несмотря на то, что вы играете в составе команды, не стоит слишком надеяться «на плечо друга». Взаимодействие внутри случайно собравшейся группы обычно оставляет желать лучшего. Кто-то лезет под пули, кто-то шастает по тылам, кто-то сидит на одном месте и отстреливает неосторожных. Но игнорировать союзников тоже не стоит. Глядите, кто и где сражается, с каким успехом, — и делайте соответствующие выводы. К сожалению, командной игры как таковой нет, и победа чаще всего вытаскивается на плечах отдельных игроков. Хотите другого? Тогда вступайте в клан или организовывайте свой.

Штаб

Вам нужно захватить и удерживать рацию как можно дольше, чтобы получить побольше очков. Захват происходит следующим образом. Подбежали и сидите рядом, надеясь, что шкала заполнится быстрее, чем вас пристрелят, застав за этим благородным занятием. Чем больше народа участвует в захвате, тем быстрее он произойдет.

А вот так выполняется испытание «взорвать противника вместе с собой».

Противник, разумеется, пытается сделать то же самое. Рация через какое-то время автоматически уничтожается, и тогда возникает новая. Также рацию можно уничтожить, прикончив всех врагов или встав рядом с ней и подождав, когда произойдет обратный процесс. В этом режиме есть одно существенное отличие по сравнению со второй частью игры. Обороняющиеся в случае гибели через некоторое время возрождаются. Это, правда, происходит не так быстро, но, по крайней мере, сложнее просто задавить толпой, не особо думая о тактике.

Прежде чем бежать и захватывать рацию, нужно убедиться, что местность зачищена. Какой прок, если вы прибежите, плюхнетесь рядом с рацией и тут же скончаетесь? Особенно печально наблюдать массовый суицид. Поэтому оптимальный вариант — когда сначала частично зачищается местность, а потом на захват отправляются несколько бойцов.

Но, если команда не сыграна, шансов победить тактикой мало, поэтому ориентируйтесь по ситуации. Вообще этот режим, на мой взгляд, в четвертой части потерял львиную долю привлекательности. Хоть обороняющиеся постепенно возрождаются, сломать оборону намного проще. Во второй части можно было запросто держаться до конца. В Call of Duty 4 — это большая редкость.

Найти и уничтожить

Один из самых популярных режимов в Call of Duty 4. На карте есть два объекта, которые одна команда должна защищать, а другая уничтожить путем закладывания взрывчатки. При этом взрывчатка только одна, поэтому бойца, ее подобравшего, нужно лелеять и охранять. Впрочем, в случае гибели подрывника другой игрок может поднять чемоданчик и продолжить славное дело.

Где лежит взрывчатка и кто ее несет, отображается на карте, а также крупными метками во время игры. Кроме того, о подборе и потере чемодана оповещают голосовыми сообщениями. Разумеется, информация доступна только команде, которая должна уничтожить цели. Если не установить взрывчатку до конца раунда, подрывникам засчитывается поражение. После установки мины проходит определенное время до взрыва, за которое обороняющиеся могут обезвредить заряд.

При стрельбе из подствольного гранатомета с такого расстояния взрыва точно не будет, но противника все равно убьет зарядом.

Есть еще другой вариант победы без установки взрывчатки. Просто перестрелять всех бойцов из вражеской команды. Правда, если заряд уже установлен, даже прикончив всех, обороняющиеся вынуждены разминировать бомбу. Если играют около двадцати человек, зачастую события разворачиваются по такому сценарию. После трех матчей команды обычно меняются сторонами, и бывшие защитники становятся подрывниками.

Режим «Найти и уничтожить» пользуется популярностью по многим причинам. В нем нужно тщательно планировать свои действия, потому что цена ошибки порой слишком высока. Погибший боец возрождается только в следующем раунде. Поэтому такой мясорубки, как в прочих режимах, обычно не бывает. Все обычно понимают, что ставки велики, и никому не хочется сидеть без дела до следующего матча. Хотя это, опять-таки, зависит от состава игроков и конкретного сервера.

Давать какие-то универсальные советы достаточно трудно. Нужно рассматривать примеры конкретных карт (что мы и будем делать в следующей статье). Впрочем, одно пожелание все-таки есть. Всегда помогайте бойцу с взрывчаткой, прикрывайте его. А то бывает, что подрывник добегает к точке, когда команда шастает непонятно где, глупо гибнет и роняет чемодан.

Противник хоть и не видит на карте взрывчатку, но определить ее визуально не составляет труда. Поэтому вокруг ставится заградительный кордон из мин, взрывпакетов, а все разумные игроки начинают охранять это место. Прорваться через такую засаду нелегко, особенно если она грамотно продумана. Поэтому старайтесь не допустить такой ситуации.

Саботаж

Снайпер разит издалека и наверняка.

Этот режим чем-то напоминает «Найти и уничтожить», только у обеих команд идентичные цели — защитить свой объект и подорвать вражеский. Бомба всего одна, в начале раунда она лежит посередине карты, что только добавляет интриги. Но, чтобы жизнь не казалось слишком легкой, на карте и крупными значками во время игры показывается примерное местоположение вражеского подрывника. Правда, погрешность достаточно большая, но понять, откуда пойдет противник, вполне можно.

Установленную бомбу можно обезвредить, правда, времени до взрыва отводится намного меньше, чем в «Найти и уничтожить». После смерти игроки возрождаются спустя какое-то время, поэтому зачастую поединок может затянуться. Если по истечении времени матча никто не выполнил задание, тогда все погибшие на данный момент игроки сразу воскрешаются, но отменяются возрождения и на карте отображается местонахождение противника. Это сделано, чтобы игроки не сидели на одном месте, устроив коварную засаду. Выигрывает команда, установившая бомбу или уничтожившая всех врагов.

В этом режиме как никогда требуется умение работать командой, потому что подрывника видите не только вы, но и противник. Непременно кто-то кинется наперехват и, скорее всего, прикончит его. Конечно, не нужно питать особых иллюзий, что игроки сплотятся перед лицом опасности. Но без элементарного прикрытия и совместной атаки выиграть достаточно трудно. В «Саботаже», как и в режиме «Найти и уничтожить», через определенное количество матчей команды меняются сторонами.

Первенство

При точной стрельбе разброс пуль минимальный.

На карте есть три точки, которые нужно захватить и удержать. За захват и удержание точки постоянно начисляется определенное количество очков. Кто набрал больше очков, тот и победил. Если противник пытается отбить вашу точку или союзники пытаются захватить вражескую, об этом сразу сообщается по рации, чтобы вы знали о текущей ситуации и попытались помешать.

Режим, на мой взгляд, отлично сбалансирован по динамике и тактике. С одной стороны, чтобы победить, нужно захватить как можно больше точек. Желательно все. Но это достаточно затруднительно, потому что они равноудалены друг от друга. К тому же к ним можно подобраться с разных сторон. Обороняющимся придется распылять свои силы или оставить часть точек без присмотра, что на руку атакующим.

С другой стороны, чисто теоретически, чтобы победить, достаточно удерживать под контролем две точки большую часть времени. Но лучшая оборона — нападение, поэтому, чтобы противник не расслаблялся, нужно постоянно его атаковать. В итоге большую часть матча приходится сломя голову носиться по карте, постоянно оценивая обстановку и выбирая, куда пойти и откуда ударить.

Основные движения персонажа

Если сравнивать со второй частью, то основные движения в Call of Duty 4 мало чем отличаются. Передвигаться можно в полный рост, на корточках и лежа.

Снайпер с гранатометом — настолько дикое зрелище, что с трудом воспринимается всерьез.
После каждого выстрела из снайперской винтовки прячьтесь в укрытие.

Когда передвигаетесь в полный рост, персонаж ощутимо грохочет сапогами, особенно если идете по железной поверхности. Лучший сигнал для противника, что кто-то к нему подкрадывается, трудно представить. Поэтому будьте готовы к тому, что незаметно подойти не удастся. Чаще всего это имеет значение, когда пробираетесь в дом, где засел противник, или пытаетесь обойти врага с тыла. В этом случае такой способ дает слишком большой риск.

Также при стрельбе от бедра стоя оружие имеет наибольший разброс. Это отчасти устраняется специальным перком, но в целом точно попадать удается только на близких дистанциях. Впрочем, передвигаясь в полный рост, вы можете лучше всего маневрировать — бегать из стороны в сторону и резко отпрыгивать. Но не забывайте, что, когда вы стоите, по персонажу легче попасть. Это порой важно, если перестрелка идет на дальних и средних дистанциях.

Если присесть на корточки, вы значительно медленней передвигаетесь, но вообще не издаете шума. Звуки могут вас выдать, только если вы смените обойму, подберете другое оружие или случайно куда-то упадете. Также в этой позиции вы меньше подставляетесь под огонь, но зато практически не можете маневрировать. Поэтому, если противник резко появится с фланга или сзади, вы вряд ли успеете обернуться.

На корточках удобно вести бой на средних и дальних дистанциях. По вам труднее попасть (особенно если присядете за каким-нибудь укрытием), а также сложнее заметить. Также при стрельбе от бедра с этой позиции уменьшается разброс. Из штурмовых винтовок становится почти комфортно стрелять на средние дистанции без точного прицеливания.

Лежа вы вообще не можете нормально передвигаться — скорость черепашья. Зато вас трудно заметить и попасть, а также сильно уменьшается разброс при стрельбе без прицеливания. Особенно приятно спрятаться в высокой траве или заползти в какой-нибудь угол и постреливать по пробегающим мимо противникам. Если на оружии стоит глушитель и удачно выбрано место, вполне вероятно, что вас долго не найдут.

Вот еще один неплохой способ спрятаться. В темном углу вас гораздо труднее заметить, особенно с большого расстояния.
Пролезая через узкие отверстия, вы становитесь совершено беспомощны — и могут случиться такие конфузы.

Также в Call of Duty 4 появилась возможность бегать на короткие дистанции. Наконец-то реализовали то, что так долго прививали создатели модов во второй части. Для спринтерского забега нажмите клавишу Shift — и вперед.

Какая польза от спринта? Самая прямая — быстро переместить бренное тело из точки «А» в точку «Б». Допустим, вы радостно поворачиваете за угол, нежно поглаживая чемодан с взрывчаткой, а там вас встречает «дружеский прием» из пяти стволов. Вы быстро делаете ноги и радуетесь, что остались живы. Возможность бега серьезно изменила игровой процесс. Взять хотя бы то, что становится труднее просчитать перемещение противника, после того как вы засечете его на карте. Даже если вызван спутник-шпион.

Но постоянно бегать также не стоит. Иногда от этого только вред. Когда вы бежите и внезапно встречаете противника, некоторое время тратится на остановку и начало стрельбы. Оно достаточно существенное, поэтому вы даете врагу большую фору. Так что в определенные моменты лучше сбавить темп.


***

Итак, мы получили общее представление о сетевой игре. В следующей статье займемся глубоким разбором игровой механики, сопровождая это дело подробными таблицами и картами. Все только начинается. До встречи в следующих номерах.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.4
проголосовало человек: 2274
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования