КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (76) март 2008
вид для печати

Юным леди и джентльменам

Консультант:

Лева Унжаков


Детей надо баловать!

К воспитанию чада папа с мамой подходили не совсем стандартно. Они свято верили, что чем больше грязи заглотит младенец в ползающем возрасте, тем лучше у него будет иммунитет, а чем меньше кутать ребенка, тем реже он будет простужаться. Что если не готовить для него специальной еды и давать все, что попросит, у него не будет диатезов, а если предлагать ему попробовать глоточек шампанского с чуть ли не первого же его Нового года, у него не будет нездорового интереса к алкоголю.

Если с рождения, точнее, с зачатия, откровенно рассказывать ему о бедах и заботах семьи, он не вырастет чуждым проблемам мамы и папы, не будет инфантилен. И — пожалуй, самое сложное — чем больше ему давать свободы, чем меньше опекать в младенчестве и чем больше он шишек набьет в результате — тем легче будет ему брать на себя ответственность за себя и других, когда подрастет.

Конечно, такая тактика требует крепких нервов, но когда веришь в Господа Бога и промысел его, это, в общем-то, вполне возможно. Правда, бабушка была резко против такого подхода! И тетеньки на улицах то и дело предупреждали, что без шапочки можно и до менингита младенца довести. Но зато сам мальчик был «за»! И вырос он к шести годам в очень даже симпатичную личность — сильный духом, самостоятельный, независимый, смелый, веселый, общительный, любящий и ласковый. Просто идеал мужчины, на мамин взгляд! Интересно, это благодаря выбранной системе воспитания или вопреки?

Вот только одна беда — уж очень он местами невоспитанный! Запросто в гостях пальчиком крем с торта соскребет и съест. Или посреди спектакля в камерном театрике в полной тишине вдруг заявит звонким голоском из партера на весь зал, так, чтобы актерам несчастным, вовсе в своей бездарности не виновным, отлично слышно: «Пошли домой, мама, только время зря теряем!» А что делать? Папа с мамой нотаций читать не любят и не умеют, а бабушка-то любит, вот только она уже давно, честно говоря, у мальчика под пятой и в ежовых рукавицах. Вы не поверите, но выход-таки нашелся. В виде трех дисков:

1. Что такое хорошо и что такое плохо. Правила поведения в сложных ситуациях.

2. Веселые уроки детского этикета.

3. Уроки хорошего поведения. Этика для малышей.

Детей надо оберегать!

«Что такое хорошо и что такое плохо». Это своеобразная отработка «техники безопасности жизнедеятельности» для малышей. Описана ситуация, предложено четыре варианта поведения, а в конце следует обоснование верного варианта. Разработчики предприняли серьезную попытку исчислить все возможные опасности в жизни ребенка.

«Что такое хорошо и что такое плохо». Мальчик очень хотел выбрать именно такой ответ, но понимал, что его не одобрят.

Авторы, похоже, надеются, что, пройдя этот скучнейший тест (назвать диск игрой язык не поворачивается), дети перестанут выбегать на шоссе за мячом и не станут переходить железную дорогу, даже если поезда нет и в помине на ближайшие десять километров: «Скорость поезда настолько велика, что он может приблизиться к тебе раньше, чем ты успеешь перейти железнодорожные пути. Никогда нельзя переходить пути в запрещенных местах, даже если ты опаздываешь».

Особенно трогательна вера авторов в то, что можно убедить ребенка не только не использовать, но даже не выключать самостоятельно компьютер, который остался включенным по недосмотру старшего брата. В этой опасной для жизни ситуации единственно правильное решение: позвонить маме на работу, чтобы та срочно приехала и выключила опасный прибор. На папин взгляд, писано это явно не для русских детей — может быть, отдельные немецкие девочки способны на такую предусмотрительность, сочинили же братья Гримм сказку про умную Гретель?

Выверты логики авторов порой непостижимы: например, рассматривается ситуация, в которой дети одни играют в лесу в прятки. Удивительно — через рельсы переходить нельзя никогда, а играть в лесу в прятки — сколько угодно. Возможно, предполагается, что и дух, и буква предыдущих наставлений все-таки пропадут втуне, дети не послушаются и отправятся в лес без взрослых.

И тогда, когда они найдут там валяющийся то ли огромный снаряд, то ли бомбу — по рисунку не разберешь, а описано так: «странный предмет, похожий на большое металлическое яйцо», пусть знают: бомбы — для саперов, а не для детей. Диск этот, решил папа, тоже стоит показать каким-нибудь саперам из русских педагогических вузов, дабы хоть чуть-чуть обезвредить глупость и формализм текста, быть может, нормальные для Жака, Криса, Берта, Сильвии, Марка и других его героев, но вряд ли годящиеся Ванькам, Костикам и Аленкам.

И все же, по мнению мамы, смысл в этой игре есть: не зря потрачены деньги из скудного семейного бюджета. Дело в том, что мама и папа сумели вовремя сдержать скептицизм и дать мальчику самому решить, что для него хорошо, а что плохо. И вдруг оказалось, что тест был пройден им до конца и не без некоторого интереса!

Пораженная мама с умилением наблюдала, как сын торжественно проговаривает предложенные варианты поведения — например, в ситуации, когда подросток на детской площадке предлагает детям вкуснейшие конфеты, — и каждый раз безошибочно выбирает правильный ответ: «Мы ничего не должны у него брать и обязаны рассказать об этом случае взрослым». Этот ответ чадо комментирует так: «А то меня украдут!», а затем с удивлением выслушивает пояснения авторов о том, что под видом сластей ему могут подсунуть наркотики.

«Что такое хорошо и что такое плохо». Вот это иллюстрация к недавнему постановлению московского правительства: запускать петарды на улицах и во дворах с 1 января 2008 года абсолютно запрещено.

Мальчик ошибся только один раз — в первом тесте, а затем всегда был прав. Что это — результаты бабушкиного воспитания, интуиция или точное логическое мышление: всегда выбирай самый нелепый и безопасный вариант, тогда не ошибешься? Мама довольна: вряд ли их семья нашла бы другой способ сообщить мальчику обо всех грозящих ему опасностях, а теперь родительский долг исполнен. И даже не очевидно, что ребенок никогда не будет соблюдать изученные правила. Мама знает, что сама, спеша светлой летней ночью к метро из гостей и услышав благодушный комплимент от пьющих на лавочке пиво парней: «Какие тут симпатичные девушки ходят», инстинктивно делает лицо кирпичом и ускоряет шаг. А через три секунды до нее доходит: ведь она в полной безопасности, вокруг полно людей, ребята вовсе не агрессивны. Почему же нельзя было улыбнуться и сказать, проходя мимо, что-нибудь типа «Да и парни тут симпатичные»? Почему надо излучать страх, а не радость и приветливость? Видимо, именно потому, что воспитание — великая сила («Ведь ее так учили!»), да и инстинкт страха — въевшаяся в душу гадость.

И все-таки маме спокойнее, что сын знает теперь, что положено делать, если незнакомый дядя звонит в дверь. И не только это знает!

И в конце еще немного нытья по просьбе шестилетнего мальчика: дорогие разработчики, ну пожалуйста, вспомните о тех, для кого вы делаете программы, включите в игру хоть немножко игр, и раскрасок, и мультиков!

Детей надо поучать!

«Веселые уроки детского этикета». Здесь ребенка учат с любовью выбирать подарки.

«Веселые уроки детского этикета». Симпатично! И мальчику, и родителям понравилось! Этот программный продукт не лишен изюминки, выполнен в красочной и легкой манере и не имеет явного крена в сторону излишнего морализаторства. Разработчики в простой и обоснованной форме стремятся донести до подрастающего поколения не столь уж очевидные правила поведения: в гостях, дома, на улице. К каждой теме присоединена небольшая поучительная сказка, что радует и увлекает малыша.

Хороши многочисленные упражнения на практическое освоении этики. Сделаны они в духе рассказов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне: надо обладать наблюдательностью и освоить начала дедукции, чтоб правильно пройти решить все задачки. Вот, для примера, одна из задачек: «Почему плачет Мишка-сестричка на первой картинке? Исправился ли братик на второй?». Оказывается, сестричке было тяжело нести портфель, и она не поспевала за братом, и лишь ко второй картинке братик догадался придти на помощь.

«Веселые уроки детского этикета». Ради любимой бабушки и растолстеть не грех!

Огорчает одно: программа не предусматривает возможность дать ответ! Вопрос задан — а решишь ты его или нет и как решишь — правильно или неправильно — твое дело! Наверное, авторы, вслед за великим Кантом, уповают на категорический нравственный императив, вложенный в наши души от рождения, который, как величина абсолютная, не позволит маленьким пользователям программы принять неправильное решение. Между тем неправильно оценить ситуацию случалось даже маме.

Судите сами — перед вами две картинки: на одной Волчонок ползает по грязной луже на карачках, а Лисичка, смеясь, наблюдает за ним. На второй они сидит на лавочке и Волчонок угощает Лисичку печенюшками. И задан вопрос: «Посмотри на картинки и ответь, кто из друзей ведет себя лучше?» «Конечно, лисичка, — думает мама, — не она же ползала по грязи, пачкая все, что можно!» «Конечно, Волчонок, — объясняет ей мальчик, — ведь когда он упал, Лисичка над ним смеялась, а он не обиделся и поделился с ней вкусненьким!»

Оказывается, это упражнение отрабатывает понимание целых четыре евангельских идеи: о соринке в глазу брата и бревне в своем, о любви к ближнему, даже если ближний был не прав. В третьих, просящему — дай и, наконец, сладость протянута левой рукой, а сам волк смущенно отвернулся: творите вашу милость так, чтобы правая рука не ведала, что творит левая.

Внимательный мальчик все понял верно, но проверить это нельзя... А раз нельзя ответить, значит, нельзя и похвалу услышать за старания! Нет, господа, это неправильно, любой диск для детей должен предполагать хоть какую-то интерактивность! А здесь за интерактивность пришлось отвечать папе с мамой. Но, может, им и не вредно лишний раз провести время с добрым и рассудительным сынишкой.

Детей надо развлекать!

«Этика для малышей». Сейчас произойдет катастрофа: домовенок Бу сломает игрушечный цирк — и это недоразумение будет иметь массу поучительных последствий.
«Этика для малышей». Это достойная награда домовенку Бу за то, что он был мудр, добр и незлобив: стоит щелкнуть по игрушечному клоуну, и появляется что-то забавное, каждый раз новое, на этот раз мышата в тапках-автомобилях.

«Этика для малышей». Игры про домовенка Бу мальчику давно известны и любимы. И, пожалуй, год от года они становятся лучше: ярче, разнообразнее, занимательнее. Эта игра не только учит ребенка азам хорошего поведения. В ней, по сути, предпринята попытка смоделировать своеобразный срез микросоциума и дать ребенку пожить в нем. В деревне домовенка живут и хулиганы, и насмешники, и лентяи. Бу со своей сестренкой Булькой постоянно попадают в разные ситуации, в которых надо принять решение и сделать нравственный выбор — а после пожать плоды своего решения, порой даже и горькие.

Здорово, что в игре нет жесткой канвы, предписывающей вести себя единственно правильным способом. Вот, например, домовенок нечаянно сломал замысловатую игрушку, все его друзья очень расстроены. Признаваться или нет, что это сделал именно он? А после того как все-таки почему-то признался, догадается ли он, что ее можно самому починить?

Возможность попробовать разные варианты, взяв на себя ответственность за сделанный выбор, учит ребенка наглядней и лучше, чем прямое изложение правил. В этой игре ребенок живет активной социальной жизнью, работает в мастерской, производя разные красивости и полезности, чтобы впоследствии их менять или дарить, разрешая этим проблемные положения, а в итоге получает отличный приз: игрушку в виде клоуна, выдающую ему множество симпатичных мультяшных забавностей.

Предупрежден — значит, вооружен!

Поначалу не любящие, когда их и их чадо поучают, мама и папа были настроены скептически, но теперь изменили мнение. Недавно, уже после того, как все три диска были отыграны, у мамы состоялся такой диалог с мальчиком: «Что, лоб ушиб?» — «Нет, меня в него мальчик ладонью вдарил». — «Почему?» — «Я сам был виноват, он просил не ехать на него с горки, а я не понял и наехал, и его ушиб, и он меня стукнул» — «А ты?» — «А я стал за ним гоняться, чтобы извиниться, но он убежал!» Маме с папой такой подход импонирует! Может быть, это результат компьютерного образования? Оказалось, что этические игры, поведенческие игры, игры о реальной жизни очень нужны. Гораздо легче будет ребенку в сложной ситуации, если он уже прожил что-то сходное дома, с мамой и папой, за родным компьютером. Жаль, что таких игр мало, жаль, что они не без недостатков. Но спасибо отечественной игровой индустрии уже за то, что они есть.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
6.5
проголосовало человек: 29
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования