КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

КРАСНАЯ КНИГА

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (73) декабрь 2007
вид для печати

Драу, или темные эльфы

Из первоначальных двадцати пяти одноклассников Дзирта осталось двадцать два. Один был исключен — а впоследствии казнен — за неудавшуюся попытку убить высшего по положению, второй пал на учебном поле битвы, а третий умер естественной смертью: что может быть естественнее кинжала в спину?

Р. А. Сальваторе, «Отступник»

Разговор сегодня у нас пойдет преимущественно об эльфах. Но не о простых, а о темных эльфах. А может, и вообще не эльфах... Итак, прошу любить и жаловать: драу, опаснейшие из обитателей всех известных подземелий. Серые гномы при виде их прикидываются неорганической материей, иллитиды поддерживают с ними уважительный нейтралитет, и даже аболеты предпочитают лишний раз не напоминать о своем существовании. Согласитесь, с такими очаровательными существами нельзя не познакомиться.

Эльфы ли они?

Точка зрения норманнов

Политкорректное наименование «темные эльфы», под которым драу не стесняются скрываться во многих мирах, таит в себе немало загадок.

В самом деле, одновременно с эльфами обычными, «светлыми», наши варяжские сородичи упоминают и неких темных эльфов — свартальфов, или вэттиров, живущих в недрах земли — в Свартальфсхейме и Нидавеллире.

Вот тут и начинается путаница, да какая!..

Вэттиры нам с вами хорошо знакомы и проходят по совсем другому департаменту: они относятся к области противоестествознания. Слово «вэттир» в английском языке звучит как wight, переводчики Толкина нашли для него популярный перевод «умертвие».

Что до свартальфов — у множества авторов мы находим указание на то, что они вообще не эльфы, а... гномы. Что это слово означает то же, что и «цверг». Нечто коренастое, бородатое и с кайлом. Но и это не так очевидно, как может показаться на первый взгляд: есть сведения о темнокожих и безбородых темных эльфах, которые хоть и живут в пещерах, но на гномов никак не похожи.

Некоторые ученые полагают, что следует разделить два разных вида существ: свартальфов (буквально это переводится как «черные эльфы» и дёккальфов («темные эльфы»). Свартальфов в таком случае спокойно можно отождествить с гномами, а дёккальфов — с темой нашего сегодняшнего разговора.

Точка зрения кельтов

Быть может, стоит искать корни этого народа с другой стороны — по слову «драу»? В современных бестиариях и статьях можно встретить утверждение, будто слово это не имеет древних корней и придумано для нужд игр, — но это совершеннейшая чепуха.

Своих скакунов темные эльфы из HoMM V позаимствовали в Warhammer. И не только их.

Скорее всего, авторы этих текстов просто искали не там. Немудрено: в легендах это слово обычно звучит как трау или тров (trow, trowe).

Кто такие трау? Чаще всего речь о них заходит в преданиях Шетландских и Оркнейских островов, но встречаются упоминания и в бретонских, и в шотландских сказаниях.

Упоминания эти во многом противоречивы: некоторые сказки описывают трау как великанов, другие — как карликов; все сходятся, однако, в том, что живут они под землей, а как запихать великана в пещеры? Ответ тоже найдется в легендах: дело в том, что трау способны менять свой размер. Вообще-то они ростом поменьше человека, но не с палец величиной, а куда поболее — где-то по грудь; однако их волшебство позволяет им делаться хоть гигантами (чтобы крушить людские поселения), хоть лилипутами (чтобы скрыться от возмездия).

Трау темнокожи; где-то упоминается угольно-черный цвет, где-то — цвет дубовой коры. Волосы их бывают, судя по всему, белыми, соломенно-желтыми и ярко-рыжими, брюнетов почти не встречается.

Солнечного света трау то ли не выносят, то ли, как минимум, опасаются. Часть их обитает в подземных пещерах гигантских размеров, часть довольствуется... могильниками. Может, связь между ними и умертвиями (вэттир) не так уж надумана?

Одна из самых ненавистных для трау вещей на свете — запертая дверь. Эту фобию часть исследователей также связывает с гипотезой, что трау — духи умерших. Помните, у вампиров тоже есть проблемы со входом в чужой дом?

(Распространена и другая версия: трау — родичи троллей. Слова созвучны, но внешнего сходства не видать. Ни нескладных длинных рук и ног, ни гигантских носов... Прямого родства с сидами, которых считают родней эльфов, не указано нигде.)

Копать собственные ходы трау умеют плохо — это еще раз доказывает, что с гномами их путать не следует. Зато отлично умеют выживать из подземелий их обитателей. Впрочем, в одной из легенд есть упоминание, что будто бы трау еще в X веке, задолго до консорциума Трансманш, построили тоннель между Англией и Францией...

«Руна драу» на брюшке крестовика.

Оркнейские трау сравнительно безобидны. Как и многие волшебные народцы, они способны напакостить по мелочам, но иногда даже помогают. Если их очень сильно разозлить — могут поджечь дом или угнать скотину. А вот их бретонские и шотландские сородичи воинственны чрезвычайно; на их счету немало уничтоженных деревень и даже городов.

Как именно сражаются трау, в точности неизвестно. В образе великанов они действуют как типичные великаны: размахивают дубинами (стволами небольших деревьев) или швыряют валуны. Но иногда они нападают и в других формах, и что делают при этом — неведомо. Правда, есть данные, что трау легко становятся невидимыми, а при желании слегка изменяют свой облик, чтобы сойти за человека.


Наиболее мерзопакостны шетландские трау: эти находят особый интерес в убийстве, захватывают рабов и отличаются садистскими пристрастиями.

Именно там, на Шетландских островах, эти существа и называются привычным нам словом драу. Более того: шетландцы уверены, что трау — это именно злобные родичи эльфов, а никакие не тролли, не духи и не гномы.

Оттуда же, кстати, происходит и распространенное убеждение, что драу обожают пауков; во всяком случае, паутина порой именуется «сетью драу», а крест с короткой горизонтальной перемычкой — руной драу: этот знак шетландец обычно наблюдает на спинке паука-крестовика.

Темные эльфы других миров

Из сказанного понятно, что основой для создания расы темных эльфов в большинстве миров послужили не кто иные, как шетландские драу.


Бытует расхожее мнение, что драу потребовались затем, чтобы «уравновесить» расу эльфов, которые, дескать, бесконечно преданы идеалам добра, и вообразить среди них существ недобрых было немыслимо.

Данмер-храмовник из The Elder Scrolls 3: Morrowind.

Это, разумеется, чушь. В фэнтези полным-полно эльфов, которых я не хотел бы повстречать в реальной жизни. Вспомним хотя бы «Сломанный меч» Пола Андерсона — он написан еще в 1954 году, задолго до создания большинства популярных ныне миров. Да и у Толкина, если не ограничиваться «Властелином Колец», найдется предостаточно мерзавцев из расы перворожденных. В романах более поздних авторов эльфы тоже далеко не идеальны; взять, к примеру, эльфов Кринна. Хотя когда-то они и были созданы добрыми богами, к моменту войны Копья «светлое» начало в их предводителях пришлось бы искать с микроскопом.

Надобность в драу имеет совсем другие корни.

Дело в том, что героическая фэнтези испытывает постоянную нужду в заведомо злобных расах — чтобы герои могли истреблять их представителей без каких бы то ни было рефлексий. Но орки и гоблины — традиционные служители зла — обзавелись славой не слишком серьезных противников. Возможно, виной тому орды из «Властелина колец» и Гимли с Леголасом, соревнующиеся в количестве перебитых орков: «Сорок два! — А у меня сорок один!»; на их фоне как-то теряется тот факт, что в поединке Углюк оказался достойным соперником для Эомера, маршала Рохана...

Есть, конечно, и могущественные злобные твари: вампиры, демоны, драконы, злобоглазы... Однако почти все они выглядят странно, если их оказывается много. Битва с пятью драконами — это не столько эпично, сколько смешно.

Вот для этого и поселили в подземелья многочисленную, человекоподобную, злокозненную, крайне опасную, владеющую высшей магией и целым рядом боевых искусств расу темных эльфов. Положение ее, например, в мирах D&D — до сих пор исключительное: ни одно другое племя не может с ней сравниться по части опасности и злобности. По тому же принципу задумывались, например, дракониды Кринна или серые гномы-дуэргары; но и те, и другие рядом с драу совершенно не смотрятся.

Конечно, не во всех мирах темные эльфы таковы. Например, у Толкина тоже есть «темные эльфы», мориквенди — к ним относятся все эльфы, что не путешествовали за Море, чтобы увидеть свет Валинора. Среди них, например, немалая часть лесных эльфов.

Забытые королевства

Из всех D&D-миров ярче всего описаны темные эльфы Забытых королевств; в том заслуга Роберта Сальваторе и его книжной серии «Темный эльф». По чести говоря, внимания там заслуживает только первая часть, на худой конец — первая трилогия, дальше идет самая что ни на есть заурядная героическая фэнтези; но вот начало у этой эпопеи весьма своеобразно.


Драук.
Богиня Ллос.

Подземье — Underdark — это не обычная система катакомб: это гигантский подземный мир, многоэтажная сеть пещер и тоннелей, пролегающая подо всем Фаэруном, а может, и всеми Забытыми королевствами. В играх такое мы видели нередко (вспомним третьих и пятых «Героев» или Age of Wonders), а вот в книгах встречаем, кажется, только в Забытых королевствах.

Там проживает немало рас; вероятно, населения там все же поменьше, чем на поверхности, поскольку грибные плантации едва ли могут соперничать в урожайности с нивами, но тем не менее существуют огромные города, ведутся войны и торговля. Почти целиком в Подземье проживают, к примеру, серые гномы — дуэргары, глубинные карлики — свирфнеблины, иллитиды, пичи, злобоглазы... и драу. Эльфы с черной либо лиловой кожей, с горящими оранжевыми или красными глазами.

Драу — одна из немногих рас, у которых при хаотически-злом мировоззрении образуется устойчивое общество: обычно такой жизненный уклад приводит к постоянной грызне за власть, как в орочьих шайках. Главный закон у этого народа: «Не попадайся!».

Правящая каста в городах — жрицы, у драу преобладает матриархат (правда, у торговых кланов и в поселениях вне городов все бывает совсем иначе). Жрицы служат Ллос (она же Лолт), Королеве Пауков. Паук — не только ее символ; драу приручают этих членистоногих, вывели их гигантские разновидности, а те драу, что прогневали Ллос или ее жриц, оказываются превращенными в драуков — чудищ с паучьим телом и ногами, к которым крепится торс темного эльфа.

Драу в городе делятся на великие дома: каждый дом — это правящая семья во главе с верховной жрицей (ее титул — мать-матрона) и множество слуг и рабов. Все дома выстроены по иерархии; единственный способ подняться в этой цепи выше — это уничтожить вышестоящий дом. Конечно, законы это строго запрещают; но если свидетелей нападения не осталось (свидетельствовать может только член правящей семьи, но не раб) — то и претензий никаких быть не может. Вот так работает главный закон драу.

В городе обычно действуют три учебных заведения: храмовое (Арак-Тинилит), магическое (Магик) и воинское (Мили-Магтир). Первое — для женщин из великих домов, два других — для мужчин из них же. В этих заведениях юному темному эльфу прививают навыки выживания, а главное — объясняют, как устроена жизнь в Подземье, какое место он занимает в этой жизни и как не навлечь на себя гнев Паучьей королевы.

И за пределами учебных заведений, и внутри них немалое внимание уделяется пропаганде: темного эльфа учат ненавидеть. В первую очередь — наземных эльфов: ведь именно из-за них драу вынуждены ютиться в Подземье, и если тебя ранили, наказали, тебе не хватило еды или пришлось страдать от яда — всякому известно, что виновны во всем наземные эльфы.


Драу в мире Эберрон (D&D Online) породнились не с пауками, а со скорпионами.
Город драу из Neverwinter Nights: Hordes of Underdark.

На самом деле драу когда-то давно жили на поверхности — их города находились в тропическом поясе, потому-то кожа их и черна. Однажды они выбрали своей богиней Ллос (тогда ее звали Араушни), а та попыталась соблазнить верховного бога эльфов Кореллона и занять его место. Сведения о тех временах темны; известно лишь, что была большая война между «белыми» и «черными» эльфами — последние проявили в ней великую жестокость (в соответствии со вкусами своей новой богини) и были изгнаны в Подземье.

В Подземье эта раса провела многие тысячелетия — и сейчас, даже если бы ее охотно приняли на поверхности, ей было бы очень нелегко приспособиться. Глаза драу очень плохо адаптируются к солнечному свету, их магия на свету слабее, чем во тьме, «фирменный» металл адамантин солнце разъедает в труху, и даже плащ из паучьего шелка — пивафи, знак благородного рода — постепенно тает, хотя, по идее, с чего бы? Поэтому больших войн под открытым небом драу не ведут; ограничиваются карательными экспедициями и отдельными операциями вроде похищения артефакта.

А вот под землей... о, там совсем другое дело. Армия драу владеет почти уникальным сочетанием боевой магии и фехтовального искусства. Даже их наземные сородичи им в этом не соперники: во-первых, драу обладают врожденной устойчивостью к чужим чарам (и не только усыпляющим или очаровывающим, как обычные эльфы), а во-вторых, чуть ли не каждый драу наделен хотя бы малыми волшебными способностями — вроде насылания темноты. В сочетании с мастерами из Магика и «благословением» Ллос получается войско, которому мало что могут противопоставить орки, дуэргары и прочие. Иллитиды — едва ли не единственные, кого драу почитают за равных. Но — иллитидов мало, драу гораздо многочисленнее.

Боевой стиль драу основан на мобильности (никакой тяжелой брони, щиты — редкость, зато широко распространены парные клинки), активном применении тьмы и левитации. Не последнюю роль играют яды и другие игрушки профессиональных убийц. Холодное оружие у них встречается почти любое (сабли, вопреки распространенному мнению, вовсе не преобладают), а из стрелкового в чести практически бесшумные карманные арбалеты. Их стрелы очень легко смазывать ядом.


Дзирт (уже покинувший Подземье) и его товарищи.

Таким образом, драу чудесно играют роль «самого опасного противника среди человекоподобных». Никому не нужно объяснять, что драу суть зло — это и так всем понятно. Других не потерпит Паучья Королева.

Правда... Дриззт (Дзирт) до-Урден все же сделал свой выбор в пользу добра и сумел покинуть владения Ллос. И он, как ни странно, не уникален.

В первую очередь: не все драу служат Ллос. Есть еще как минимум три божества, активно интересующихся делами этого народа. Ваэраун — мятежный сын Ллос — покровительствует мужчинам-драу и пытается ликвидировать матриархат. Его привечают в торговых кланах. Элистрия и вовсе желает вернуть драу к добру и к солнечному свету; ее служительниц немного, но им удалось образовать несколько городов, враждебных Ллос (как ни удивительно — в основном в Подземье, а не на поверхности). Есть еще Гаунадавр: он вообще-то повелевает гигантскими амебами и тому подобными тварями, но готов принять в свой клир тех драу, что оказались чересчур сумасшедшими даже для своего полоумного народа. Говорят, он мечтает занять место покойного бога разложения — Моандера.

Можно сохранить остатки души и в городе Паучьей королевы. Сумел же это не только Дзирт, но и его отец Закнафейн... Правда, будем честны, как ему это удалось, из книги до конца не понятно.

Warhammer

Мир Warhammer не нуждался в такой глубокой проработке расы темных эльфов, но история там во многом похожая: произошел конфликт между высшими эльфами Ультуана и теми, кто стал впоследствии «темной стороной расы». Будущий предводитель темных эльфов, Малекит, наследник короля Аэнариона, не был избран властителем — из-за чрезмерной жестокости и воинственности. Что поставило его в положение мстителя за свои обиды. За этим последовало немало нехороших событий — убийство избранного короля, мятеж, братоубийственные войны, вынужденный уход из Ультуана...

Здесь темные эльфы живут не под землей, а в тундре, но этот факт озлобляет их нисколько не меньше, чем пещерных собратьев. Кстати, кожа у этих эльфов не черная — выглядят они изначально так же, как и ультуанские собратья. Разделение произошло не по расовому признаку. А называть их следует не «драу», а «дручайи».

Темные эльдары в грядущем дополнении Warhammer 40 000: Soulstorm.

Нашлись и боги, которые взяли под крыло мятежных эльфов. В первую очередь это Каэла Менша Каин — «Тысячеликий повелитель убийства». Служат ему, как и Ллос, женщины-ведьмы: они славятся боевым безумием, особенно после того, как приобщатся к кровавому котлу. Обратил внимание на дручайев и один из богов Хаоса — Слаанеш, бог запретных удовольствий. Присущую эльфам страсть к эстетике тоже можно извратить — чем Слаанеш и воспользовался в полной мере.

Дручайи, как и драу, регулярно устраивают набеги на высших эльфов и другие народы — но не столько мстят, сколько преследуют весьма прагматичную цель захвата рабов. Их «черные ковчеги» перемещаются в море быстрее всех прочих кораблей, исключая, быть может, ультуанские; темные эльфы основали колонию в Люстрии (тамошний аналог Южной Америки), где посягают на владения расы ящеров. Возможно, с тех пор многие из них едут в бой на скаковых рептилиях, которых они прозвали «холодными», таких же, как у воинов-завров.

Военная школа темных эльфов во многом напоминает сложившуюся у драу. Много магии, скорострельные малые арбалеты (они понемногу стали фирменным стилем расы), из холодного оружия преобладают парные или двуручные клинки. Армия у них опасная, но довольно-таки хрупкая: «грубую силу» обеспечивают монстры — гидры и драконы.


В мире-двойнике Warhammer — Warhammer 40 000 — эльфы именуются эльдарами, и темные эльдары тоже существуют. Это все та же раса, только постигшая науку космических путешествий и проделавшая долгий жизненный путь. Однако интересно, что Каэла Менша Каин там покровительствует как раз классическим, «светлым» эльдарам: в этом мрачном ксенофобском мире бог, который заведует «всего лишь» кровожадностью и боевой яростью, для темных эльдаров уже недостаточно темен. Им остается лишь Слаанеш, с которым они по-прежнему отлично находят общий язык.


***

Из драу Забытых королевств и дручайев мира Warhammer как раз и складывается архетип игрового темного эльфа. По меньшей мере в 90% игр они ведут свою родословную от одного из этих двух источников... Или от обоих сразу.

Темные эльфы в играх

Трау из Myth.

Как уже говорилось, темные эльфы идеально удовлетворяют потребности игроделов в могущественной и враждебной человеку расе; неудивительно, что они входят в число самых популярных противников в играх. А кое-где доводится и поиграть за них...

Начнем с первоисточников...

Трау

Автору этих строк известно две игры (точнее, игра и игровая серия), где можно повстречать трау. Это The Bard's Tale (вышедшая в 2004-м ролевая игра) и Myth (стратегия в реальном времени, стилизованная под «Черный отряд» Глена Кука).

В серии Myth трау — злобные великаны, вышедшие из-под земли; когда-то их сделал из глины бог ночи. Они не всегда были злобными, но долгая борьба за существование приучила их к беспощадности; когда-то им довелось истребить целую расу огров, начавшую войну против трау. Впоследствии их заточил герой Коннахт, но освободил, когда сделался демоном. Похожи трау на обычных великанов, характерная черта — ноги у них наподобие слоновьих.

В The Bard's Tale трау фактически стоят за всеми пакостями, что происходят в мире. Напоминают они при этом то ли крысолюдей, то ли ящеров, то ли кобольдов, ростом невелики, но по своим способностям смутно напоминают темных эльфов.

 
Трау из The Bard's Tale.

Драу Забытых королевств

По Forgotten Realms существуют десятки игр, и неудивительно, что там драу можно пронаблюдать во всей красе.

Обложка игры Menzoberranzan.

Вспомним, например, игру, названную в честь самого знаменитого города темных эльфов — Menzoberranzan. Сюжет этой игры переплетается с «Темным эльфом» Сальваторе: там можно какое-то время повоевать в компании с Дзиртом и помочь ему спастись из Подземья. Можно повидать знаменитую артефактную пантеру Дзирта — Гвенвивар, побывать в домах до-Урден и Баэнр (высший дом Мензоберранзана), а также убедиться в том, что в Подземье есть все-таки твари и пострашнее драу — например, аболеты.

Это интересно: имя пантеры Дзирта, Гвенвивар — на самом деле кельтский вариант имени супруги короля Артура, Гиневры (Гвиневеры). За что так обозвали достойную представительницу семейства кошачьих, до сих пор остается неизвестным.

Дзирта можно увидеть и в нескольких других играх — например, Demon Stone или Baldur's Gate. Но там он — эпизодический персонаж. Притчей во языцех стал тот факт, что в Baldur's Gate большинство игроков не помогало ему, а убивало — ради его знаменитых сабель. Эта статистика долгое время считалась веским аргументом в пользу теории, что ролевой отыгрыш в компьютерной игре «невозможен».

Викония.

В Baldur's Gate II можно заполучить в команду другую представительницу расы драу — Виконию. Она принадлежит к дому де-Вир: этот дом был уничтожен семьей Дзирта, до-Урденами, в день его рождения. Викония отвергла Ллос, как и Дзирт, но не по причине избытка добра в душе: теперь она жрица и служит Шар, жестокой богине ночи, претендующей на власть над Подземьем.

Викония — истинная драу в отношении жизненной позиции: она презирает слабость и милосердие и видит смысл жизни в том, чтобы взять столько силы и власти, сколько сумеешь. Однако спутница она весьма полезная: молитвы богине Шар и расовая устойчивость к магии делают ее одним из самых эффективных персонажей в игре. К тому же с ней можно попробовать завести роман... если вашего героя не смущает перспектива совместной жизни с темной эльфийкой, жрицей Госпожи Ночи.

Любопытно, что рассказ Виконии о ее жизни противоречит книге Сальваторе. Так, она утверждает, что ее мать-матрону убил собственный сын, Валас; тогда как, согласно «Отступнику», проделал это отец Дзирта — Закнафейн — во время атаки на дом де-Вир.

Огромное количество драу встречается нам в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark. Там можно побывать в таком необычном месте, как подземный город почитательниц Элистрии — Лит Ми-Атар, взять в свою компанию парочку драу, а в один прекрасный день возглавить оборону Лит Ми-Атара от другой армии темных эльфов — возглавляемой Вальшарессой. Встречаются в тех краях и извечные спутники драу — драуки. А персонаж с классом престижа «Оборотень» может еще и сам побывать в образе как драу, так и драука.

В Neverwinter Nights 2 драу — вполне «легальная» раса для вашего героя; они обладают своей законной устойчивостью к магии, плюсами к ловкости, обаянию и интеллекту, но получают штраф к росту опыта — минус 2 уровня. Поэтому любителей за них поиграть меньше, чем могло бы быть.

Ведьма Каина из Warhammer Online.

Темные эльфы Warhammer

Ни в одной из существующих ныне компьютеризаций Warhammer темные эльфы не появились; впрочем, в готовящейся к выходу Warhammer Online эта раса есть, и желающие смогут попробовать себя в роли ведьмы Каина или черного стража (два других класса пока неизвестны).

Но для того, чтобы увидеть эту расу в игре, необязательно ждать так долго. Стилизацию под нее можно увидеть в Heroes of Might & Magic V; войска чернокнижника там обладают порой даже портретным сходством со своими прототипами. Фурии — типичные ведьмы, сумеречные ведьмы — колдуньи, темные всадники и герои, как и положено, разъезжают на «холодных», лазутчик тоже вполне в ключе этой армии, о гидрах и драконах уж не говорю. Разве что минотавры выбиваются из общего ряда.

А темные эльдары Warhammer 40 000 объявятся в грядущем дополнении. Ждать осталось не так уж долго.

По образу и подобию

По аналогии с этими расами создано немало темных эльфов в самых разных мирах. При этом, впрочем, часто теряется как раз их «злобная» составляющая: так, например, популярной стала система, в которой главная разница между светлыми эльфами и темными — что первые лечат или стреляют из лука, а вторые лучше разбираются в рукопашной. Возможно, темные эльфы также владеют более неприятными чарами... но злобный характер предпочитают не показывать.

Азура — даэдра, чьей милостью данмеры стали такими, какие они есть.

Такова, к примеру, игра Sacred: темный эльф — мастер ловушек и боя странными двухлезвийными клинками, светлый — лучник, а вообще-то они даже друзья. Нечто подобное мы видим и в Lineage II, хотя там различия чуть глубже. В EverQuest расовые взаимоотношения и мировоззрение вообще имеют чисто формальный смысл.

А вот в Vanguard всеобщая неприязнь к темным эльфам играет существенную роль: это одно из основных неудобств при выборе этой расы. Впрочем, если очень постараться, то можно заработать положительную репутацию даже у заклятых врагов — и получить право безопасного прохода через их земли. Это выгодно отличает игровой мир Vanguard от большинства онлайновых миров (в том же EverQuest II можно сменить сторону, и только; а здесь реально, оставаясь темным эльфом, сделать так, чтобы у извечных врагов твоего народа не было к тебе никаких претензий).

В Might & Magic VIII, как ни удивительно, темные эльфы стали торговцами и дипломатами. Чего-чего, а миротворческих способностей за ними отродясь не числилось!

В The Elder Scrolls данмеры, обитатели Морровинда, на первый взгляд очень похожи на драу. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что все не совсем так. Их темная кожа и горящие глаза — результат проклятия даэдры (по другой версии — защитная реакция на вулканические эффекты их родной страны). Само слово «данмер» означает не столько «темный», сколько «прóклятый».

Данмер из The Elder Scrolls.

Разумеется, не стоит считать данмеров мирным народом. Они практикуют работорговлю (причем Тамриэль дозволяет им это «из уважения к древним священным обычаям народа»!) и довольно-таки агрессивны. Однако вместо изощренной эстетики убийства и прочих милых черт, характерных для их сородичей из других миров, они проявляют гораздо более взвешенный подход к жизни и напоминают скорее древнюю деспотию, нежели сообщество маньяков, на которых драу обычно изрядно смахивают.


В стратегиях обычно делается упор на магическую силу темных эльфов. В уже упомянутых Heroes of Might & Magiс V чернокнижники этой расы могут пробивать иммунитет к магии — согласитесь, более чем серьезная заявка. Кроме того, ее бойцы — элитные, но немногочисленные воины. Это тоже типично.

Любопытно дела обстоят в Master of Magic: там все без исключения войска темных эльфов, даже простые мечники и копейщики, умеют стрелять волшебной субстанцией. У них же, кстати, есть единственный в своем роде невидимый базовый отряд — «ночные клинки». Играет роль в Master of Magic и дурная репутация этого народа: практически все расы ненавидят темных эльфов, и под их властью города других народов активно бунтуют.

Темные эльфы Age of Wonders совмещают ряд «фирменных черт» от Warhammer и Забытых королевств: тут и палачи (знаменитые бойцы Warhammer), и паучья королева. У них много элитных бойцов на низких уровнях, но главная их способность — маскировка армии, что не позволяет своевременно их обнаружить.


Ночной эльф из World of Warcraft.

Но все же не все темные эльфы в играх вписываются в стандартные шаблоны. Самое яркое исключение — это, пожалуй, Warcraft с его ночными эльфами. Их и темными-то назвать трудно: хотя выглядят они точь-в-точь как классические драу, но в душе у них тьмы не больше, а меньше, чем у «высших» эльфов. Напротив, только эта раса сохранила гармонию с природой и друидское учение; и не случайно вплоть до недавнего времени ночные эльфы были бессмертными. Им пришлось пожертвовать своим бессмертием — ради изгнания из Азерота Пылающего Легиона.

А вот светлокожие эльфы крови, не так давно принесшие присягу Орде, гораздо больше напоминают темных эльфов. Эстетика полностью заменила им этику, а магия стала главной ценностью в мире — и ради нее они готовы на многое, практически на все. Впрочем, ничего демонического в них нет, и большинству эльфов крови далеко до драу или дручайев.


***

Темные эльфы — один из немногих примеров расы, полностью нашедшей себя в играх. Современные веяния лишают их некоторой части «демоничности» и делают ближе к людям; это можно только приветствовать, если речь идет о придании им более реальных мотиваций (как в The Elder Scrolls), но огорчительно, когда их образ просто урезают (как в EverQuest). Впрочем, было бы приятно увидеть в какой-нибудь новой игре безумную эстетику Мензоберранзана; зло там несколько гротескно, но все же намного глубже и интересней, чем бывает обычно в литературе этого жанра.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.7
проголосовало человек: 609
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования