ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є12 (73) декабрь 2007
вид дл€ печати

ƒрау, или темные эльфы

»з первоначальных двадцати п€ти одноклассников ƒзирта осталось двадцать два. ќдин был исключен — а впоследствии казнен — за неудавшуюс€ попытку убить высшего по положению, второй пал на учебном поле битвы, а третий умер естественной смертью: что может быть естественнее кинжала в спину?

–. ј. —альваторе, «ќтступник»

–азговор сегодн€ у нас пойдет преимущественно об эльфах. Ќо не о простых, а о темных эльфах. ј может, и вообще не эльфах... »так, прошу любить и жаловать: драу, опаснейшие из обитателей всех известных подземелий. —ерые гномы при виде их прикидываютс€ неорганической материей, иллитиды поддерживают с ними уважительный нейтралитет, и даже аболеты предпочитают лишний раз не напоминать о своем существовании. —огласитесь, с такими очаровательными существами нельз€ не познакомитьс€.

Ёльфы ли они?

“очка зрени€ норманнов

ѕолиткорректное наименование «темные эльфы», под которым драу не стесн€ютс€ скрыватьс€ во многих мирах, таит в себе немало загадок.

¬ самом деле, одновременно с эльфами обычными, «светлыми», наши вар€жские сородичи упоминают и неких темных эльфов — свартальфов, или вэттиров, живущих в недрах земли — в —вартальфсхейме и Ќидавеллире.

¬от тут и начинаетс€ путаница, да кака€!..

¬эттиры нам с вами хорошо знакомы и проход€т по совсем другому департаменту: они относ€тс€ к области противоестествознани€. —лово «вэттир» в английском €зыке звучит как wight, переводчики “олкина нашли дл€ него попул€рный перевод «умертвие».

„то до свартальфов — у множества авторов мы находим указание на то, что они вообще не эльфы, а... гномы. „то это слово означает то же, что и «цверг». Ќечто коренастое, бородатое и с кайлом. Ќо и это не так очевидно, как может показатьс€ на первый взгл€д: есть сведени€ о темнокожих и безбородых темных эльфах, которые хоть и живут в пещерах, но на гномов никак не похожи.

Ќекоторые ученые полагают, что следует разделить два разных вида существ: свартальфов (буквально это переводитс€ как «черные эльфы» и дЄккальфов («темные эльфы»). —вартальфов в таком случае спокойно можно отождествить с гномами, а дЄккальфов — с темой нашего сегодн€шнего разговора.

“очка зрени€ кельтов

Ѕыть может, стоит искать корни этого народа с другой стороны — по слову «драу»? ¬ современных бестиари€х и стать€х можно встретить утверждение, будто слово это не имеет древних корней и придумано дл€ нужд игр, — но это совершеннейша€ чепуха.

—воих скакунов темные эльфы из HoMM V позаимствовали в Warhammer. » не только их.

—корее всего, авторы этих текстов просто искали не там. Ќемудрено: в легендах это слово обычно звучит как трау или тров (trow, trowe).

 то такие трау? „аще всего речь о них заходит в предани€х Ўетландских и ќркнейских островов, но встречаютс€ упоминани€ и в бретонских, и в шотландских сказани€х.

”поминани€ эти во многом противоречивы: некоторые сказки описывают трау как великанов, другие — как карликов; все сход€тс€, однако, в том, что живут они под землей, а как запихать великана в пещеры? ќтвет тоже найдетс€ в легендах: дело в том, что трау способны мен€ть свой размер. ¬ообще-то они ростом поменьше человека, но не с палец величиной, а куда поболее — где-то по грудь; однако их волшебство позвол€ет им делатьс€ хоть гигантами (чтобы крушить людские поселени€), хоть лилипутами (чтобы скрытьс€ от возмезди€).

“рау темнокожи; где-то упоминаетс€ угольно-черный цвет, где-то — цвет дубовой коры. ¬олосы их бывают, суд€ по всему, белыми, соломенно-желтыми и €рко-рыжими, брюнетов почти не встречаетс€.

—олнечного света трау то ли не вынос€т, то ли, как минимум, опасаютс€. „асть их обитает в подземных пещерах гигантских размеров, часть довольствуетс€... могильниками. ћожет, св€зь между ними и умертви€ми (вэттир) не так уж надумана?

ќдна из самых ненавистных дл€ трау вещей на свете — заперта€ дверь. Ёту фобию часть исследователей также св€зывает с гипотезой, что трау — духи умерших. ѕомните, у вампиров тоже есть проблемы со входом в чужой дом?

(–аспространена и друга€ верси€: трау — родичи троллей. —лова созвучны, но внешнего сходства не видать. Ќи нескладных длинных рук и ног, ни гигантских носов... ѕр€мого родства с сидами, которых считают родней эльфов, не указано нигде.)

 опать собственные ходы трау умеют плохо — это еще раз доказывает, что с гномами их путать не следует. «ато отлично умеют выживать из подземелий их обитателей. ¬прочем, в одной из легенд есть упоминание, что будто бы трау еще в X веке, задолго до консорциума “рансманш, построили тоннель между јнглией и ‘ранцией...

«–уна драу» на брюшке крестовика.

ќркнейские трау сравнительно безобидны.  ак и многие волшебные народцы, они способны напакостить по мелочам, но иногда даже помогают. ≈сли их очень сильно разозлить — могут поджечь дом или угнать скотину. ј вот их бретонские и шотландские сородичи воинственны чрезвычайно; на их счету немало уничтоженных деревень и даже городов.

 ак именно сражаютс€ трау, в точности неизвестно. ¬ образе великанов они действуют как типичные великаны: размахивают дубинами (стволами небольших деревьев) или швыр€ют валуны. Ќо иногда они нападают и в других формах, и что делают при этом — неведомо. ѕравда, есть данные, что трау легко станов€тс€ невидимыми, а при желании слегка измен€ют свой облик, чтобы сойти за человека.


Ќаиболее мерзопакостны шетландские трау: эти наход€т особый интерес в убийстве, захватывают рабов и отличаютс€ садистскими пристрасти€ми.

»менно там, на Ўетландских островах, эти существа и называютс€ привычным нам словом драу. Ѕолее того: шетландцы уверены, что трау — это именно злобные родичи эльфов, а никакие не тролли, не духи и не гномы.

ќттуда же, кстати, происходит и распространенное убеждение, что драу обожают пауков; во вс€ком случае, паутина порой именуетс€ «сетью драу», а крест с короткой горизонтальной перемычкой — руной драу: этот знак шетландец обычно наблюдает на спинке паука-крестовика.

“емные эльфы других миров

»з сказанного пон€тно, что основой дл€ создани€ расы темных эльфов в большинстве миров послужили не кто иные, как шетландские драу.


Ѕытует расхожее мнение, что драу потребовались затем, чтобы «уравновесить» расу эльфов, которые, дескать, бесконечно преданы идеалам добра, и вообразить среди них существ недобрых было немыслимо.

ƒанмер-храмовник из The Elder Scrolls 3: Morrowind.

Ёто, разумеетс€, чушь. ¬ фэнтези полным-полно эльфов, которых € не хотел бы повстречать в реальной жизни. ¬спомним хот€ бы «—ломанный меч» ѕола јндерсона — он написан еще в 1954 году, задолго до создани€ большинства попул€рных ныне миров. ƒа и у “олкина, если не ограничиватьс€ «¬ластелином  олец», найдетс€ предостаточно мерзавцев из расы перворожденных. ¬ романах более поздних авторов эльфы тоже далеко не идеальны; вз€ть, к примеру, эльфов  ринна. ’от€ когда-то они и были созданы добрыми богами, к моменту войны  опь€ «светлое» начало в их предводител€х пришлось бы искать с микроскопом.

Ќадобность в драу имеет совсем другие корни.

ƒело в том, что героическа€ фэнтези испытывает посто€нную нужду в заведомо злобных расах — чтобы герои могли истребл€ть их представителей без каких бы то ни было рефлексий. Ќо орки и гоблины — традиционные служители зла — обзавелись славой не слишком серьезных противников. ¬озможно, виной тому орды из «¬ластелина колец» и √имли с Ћеголасом, соревнующиес€ в количестве перебитых орков: «—орок два! — ј у мен€ сорок один!»; на их фоне как-то тер€етс€ тот факт, что в поединке ”глюк оказалс€ достойным соперником дл€ Ёомера, маршала –охана...

≈сть, конечно, и могущественные злобные твари: вампиры, демоны, драконы, злобоглазы... ќднако почти все они выгл€д€т странно, если их оказываетс€ много. Ѕитва с п€тью драконами — это не столько эпично, сколько смешно.

¬от дл€ этого и поселили в подземель€ многочисленную, человекоподобную, злокозненную, крайне опасную, владеющую высшей магией и целым р€дом боевых искусств расу темных эльфов. ѕоложение ее, например, в мирах D&D — до сих пор исключительное: ни одно другое плем€ не может с ней сравнитьс€ по части опасности и злобности. ѕо тому же принципу задумывались, например, дракониды  ринна или серые гномы-дуэргары; но и те, и другие р€дом с драу совершенно не смотр€тс€.

 онечно, не во всех мирах темные эльфы таковы. Ќапример, у “олкина тоже есть «темные эльфы», мориквенди — к ним относ€тс€ все эльфы, что не путешествовали за ћоре, чтобы увидеть свет ¬алинора. —реди них, например, немала€ часть лесных эльфов.

«абытые королевства

»з всех D&D-миров €рче всего описаны темные эльфы «абытых королевств; в том заслуга –оберта —альваторе и его книжной серии «“емный эльф». ѕо чести говор€, внимани€ там заслуживает только перва€ часть, на худой конец — перва€ трилоги€, дальше идет сама€ что ни на есть заур€дна€ героическа€ фэнтези; но вот начало у этой эпопеи весьма своеобразно.


ƒраук.
Ѕогин€ Ћлос.

ѕодземье — Underdark — это не обычна€ система катакомб: это гигантский подземный мир, многоэтажна€ сеть пещер и тоннелей, пролегающа€ подо всем ‘аэруном, а может, и всеми «абытыми королевствами. ¬ играх такое мы видели нередко (вспомним третьих и п€тых «√ероев» или Age of Wonders), а вот в книгах встречаем, кажетс€, только в «абытых королевствах.

“ам проживает немало рас; веро€тно, населени€ там все же поменьше, чем на поверхности, поскольку грибные плантации едва ли могут соперничать в урожайности с нивами, но тем не менее существуют огромные города, ведутс€ войны и торговл€. ѕочти целиком в ѕодземье проживают, к примеру, серые гномы — дуэргары, глубинные карлики — свирфнеблины, иллитиды, пичи, злобоглазы... и драу. Ёльфы с черной либо лиловой кожей, с гор€щими оранжевыми или красными глазами.

ƒрау — одна из немногих рас, у которых при хаотически-злом мировоззрении образуетс€ устойчивое общество: обычно такой жизненный уклад приводит к посто€нной грызне за власть, как в орочьих шайках. √лавный закон у этого народа: «Ќе попадайс€!».

ѕрав€ща€ каста в городах — жрицы, у драу преобладает матриархат (правда, у торговых кланов и в поселени€х вне городов все бывает совсем иначе). ∆рицы служат Ћлос (она же Ћолт),  оролеве ѕауков. ѕаук — не только ее символ; драу приручают этих членистоногих, вывели их гигантские разновидности, а те драу, что прогневали Ћлос или ее жриц, оказываютс€ превращенными в драуков — чудищ с паучьим телом и ногами, к которым крепитс€ торс темного эльфа.

ƒрау в городе дел€тс€ на великие дома: каждый дом — это прав€ща€ семь€ во главе с верховной жрицей (ее титул — мать-матрона) и множество слуг и рабов. ¬се дома выстроены по иерархии; единственный способ подн€тьс€ в этой цепи выше — это уничтожить вышесто€щий дом.  онечно, законы это строго запрещают; но если свидетелей нападени€ не осталось (свидетельствовать может только член прав€щей семьи, но не раб) — то и претензий никаких быть не может. ¬от так работает главный закон драу.

¬ городе обычно действуют три учебных заведени€: храмовое (јрак-“инилит), магическое (ћагик) и воинское (ћили-ћагтир). ѕервое — дл€ женщин из великих домов, два других — дл€ мужчин из них же. ¬ этих заведени€х юному темному эльфу прививают навыки выживани€, а главное — объ€сн€ют, как устроена жизнь в ѕодземье, какое место он занимает в этой жизни и как не навлечь на себ€ гнев ѕаучьей королевы.

» за пределами учебных заведений, и внутри них немалое внимание удел€етс€ пропаганде: темного эльфа учат ненавидеть. ¬ первую очередь — наземных эльфов: ведь именно из-за них драу вынуждены ютитьс€ в ѕодземье, и если теб€ ранили, наказали, тебе не хватило еды или пришлось страдать от €да — вс€кому известно, что виновны во всем наземные эльфы.


ƒрау в мире Ёберрон (D&D Online) породнились не с пауками, а со скорпионами.
√ород драу из Neverwinter Nights: Hordes of Underdark.

Ќа самом деле драу когда-то давно жили на поверхности — их города находились в тропическом по€се, потому-то кожа их и черна. ќднажды они выбрали своей богиней Ћлос (тогда ее звали јраушни), а та попыталась соблазнить верховного бога эльфов  ореллона и зан€ть его место. —ведени€ о тех временах темны; известно лишь, что была больша€ война между «белыми» и «черными» эльфами — последние про€вили в ней великую жестокость (в соответствии со вкусами своей новой богини) и были изгнаны в ѕодземье.

¬ ѕодземье эта раса провела многие тыс€челети€ — и сейчас, даже если бы ее охотно прин€ли на поверхности, ей было бы очень нелегко приспособитьс€. √лаза драу очень плохо адаптируютс€ к солнечному свету, их маги€ на свету слабее, чем во тьме, «фирменный» металл адамантин солнце разъедает в труху, и даже плащ из паучьего шелка — пивафи, знак благородного рода — постепенно тает, хот€, по идее, с чего бы? ѕоэтому больших войн под открытым небом драу не ведут; ограничиваютс€ карательными экспедици€ми и отдельными операци€ми вроде похищени€ артефакта.

ј вот под землей... о, там совсем другое дело. јрми€ драу владеет почти уникальным сочетанием боевой магии и фехтовального искусства. ƒаже их наземные сородичи им в этом не соперники: во-первых, драу обладают врожденной устойчивостью к чужим чарам (и не только усыпл€ющим или очаровывающим, как обычные эльфы), а во-вторых, чуть ли не каждый драу наделен хот€ бы малыми волшебными способност€ми — вроде насылани€ темноты. ¬ сочетании с мастерами из ћагика и «благословением» Ћлос получаетс€ войско, которому мало что могут противопоставить орки, дуэргары и прочие. »ллитиды — едва ли не единственные, кого драу почитают за равных. Ќо — иллитидов мало, драу гораздо многочисленнее.

Ѕоевой стиль драу основан на мобильности (никакой т€желой брони, щиты — редкость, зато широко распространены парные клинки), активном применении тьмы и левитации. Ќе последнюю роль играют €ды и другие игрушки профессиональных убийц. ’олодное оружие у них встречаетс€ почти любое (сабли, вопреки распространенному мнению, вовсе не преобладают), а из стрелкового в чести практически бесшумные карманные арбалеты. »х стрелы очень легко смазывать €дом.


ƒзирт (уже покинувший ѕодземье) и его товарищи.

“аким образом, драу чудесно играют роль «самого опасного противника среди человекоподобных». Ќикому не нужно объ€сн€ть, что драу суть зло — это и так всем пон€тно. ƒругих не потерпит ѕаучь€  оролева.

ѕравда... ƒриззт (ƒзирт) до-”рден все же сделал свой выбор в пользу добра и сумел покинуть владени€ Ћлос. » он, как ни странно, не уникален.

¬ первую очередь: не все драу служат Ћлос. ≈сть еще как минимум три божества, активно интересующихс€ делами этого народа. ¬аэраун — м€тежный сын Ћлос — покровительствует мужчинам-драу и пытаетс€ ликвидировать матриархат. ≈го привечают в торговых кланах. Ёлистри€ и вовсе желает вернуть драу к добру и к солнечному свету; ее служительниц немного, но им удалось образовать несколько городов, враждебных Ћлос (как ни удивительно — в основном в ѕодземье, а не на поверхности). ≈сть еще √аунадавр: он вообще-то повелевает гигантскими амебами и тому подобными твар€ми, но готов прин€ть в свой клир тех драу, что оказались чересчур сумасшедшими даже дл€ своего полоумного народа. √овор€т, он мечтает зан€ть место покойного бога разложени€ — ћоандера.

ћожно сохранить остатки души и в городе ѕаучьей королевы. —умел же это не только ƒзирт, но и его отец «акнафейн... ѕравда, будем честны, как ему это удалось, из книги до конца не пон€тно.

Warhammer

ћир Warhammer не нуждалс€ в такой глубокой проработке расы темных эльфов, но истори€ там во многом похожа€: произошел конфликт между высшими эльфами ”льтуана и теми, кто стал впоследствии «темной стороной расы». Ѕудущий предводитель темных эльфов, ћалекит, наследник корол€ јэнариона, не был избран властителем — из-за чрезмерной жестокости и воинственности. „то поставило его в положение мстител€ за свои обиды. «а этим последовало немало нехороших событий — убийство избранного корол€, м€теж, братоубийственные войны, вынужденный уход из ”льтуана...

«десь темные эльфы живут не под землей, а в тундре, но этот факт озлобл€ет их нисколько не меньше, чем пещерных собратьев.  стати, кожа у этих эльфов не черна€ — выгл€д€т они изначально так же, как и ультуанские собрать€. –азделение произошло не по расовому признаку. ј называть их следует не «драу», а «дручайи».

“емные эльдары в гр€дущем дополнении Warhammer 40 000: Soulstorm.

Ќашлись и боги, которые вз€ли под крыло м€тежных эльфов. ¬ первую очередь это  аэла ћенша  аин — «“ыс€челикий повелитель убийства». —лужат ему, как и Ћлос, женщины-ведьмы: они слав€тс€ боевым безумием, особенно после того, как приобщатс€ к кровавому котлу. ќбратил внимание на дручайев и один из богов ’аоса — —лаанеш, бог запретных удовольствий. ѕрисущую эльфам страсть к эстетике тоже можно извратить — чем —лаанеш и воспользовалс€ в полной мере.

ƒручайи, как и драу, регул€рно устраивают набеги на высших эльфов и другие народы — но не столько мст€т, сколько преследуют весьма прагматичную цель захвата рабов. »х «черные ковчеги» перемещаютс€ в море быстрее всех прочих кораблей, исключа€, быть может, ультуанские; темные эльфы основали колонию в Ћюстрии (тамошний аналог ёжной јмерики), где пос€гают на владени€ расы €щеров. ¬озможно, с тех пор многие из них едут в бой на скаковых рептили€х, которых они прозвали «холодными», таких же, как у воинов-завров.

¬оенна€ школа темных эльфов во многом напоминает сложившуюс€ у драу. ћного магии, скорострельные малые арбалеты (они понемногу стали фирменным стилем расы), из холодного оружи€ преобладают парные или двуручные клинки. јрми€ у них опасна€, но довольно-таки хрупка€: «грубую силу» обеспечивают монстры — гидры и драконы.


¬ мире-двойнике Warhammer — Warhammer 40 000 — эльфы именуютс€ эльдарами, и темные эльдары тоже существуют. Ёто все та же раса, только постигша€ науку космических путешествий и проделавша€ долгий жизненный путь. ќднако интересно, что  аэла ћенша  аин там покровительствует как раз классическим, «светлым» эльдарам: в этом мрачном ксенофобском мире бог, который заведует «всего лишь» кровожадностью и боевой €ростью, дл€ темных эльдаров уже недостаточно темен. »м остаетс€ лишь —лаанеш, с которым они по-прежнему отлично наход€т общий €зык.


***

»з драу «абытых королевств и дручайев мира Warhammer как раз и складываетс€ архетип игрового темного эльфа. ѕо меньшей мере в 90% игр они ведут свою родословную от одного из этих двух источников... »ли от обоих сразу.

“емные эльфы в играх

“рау из Myth.

 ак уже говорилось, темные эльфы идеально удовлетвор€ют потребности игроделов в могущественной и враждебной человеку расе; неудивительно, что они вход€т в число самых попул€рных противников в играх. ј кое-где доводитс€ и поиграть за них...

Ќачнем с первоисточников...

“рау

јвтору этих строк известно две игры (точнее, игра и игрова€ сери€), где можно повстречать трау. Ёто The Bard's Tale (вышедша€ в 2004-м ролева€ игра) и Myth (стратеги€ в реальном времени, стилизованна€ под «„ерный отр€д» √лена  ука).

¬ серии Myth трау — злобные великаны, вышедшие из-под земли; когда-то их сделал из глины бог ночи. ќни не всегда были злобными, но долга€ борьба за существование приучила их к беспощадности; когда-то им довелось истребить целую расу огров, начавшую войну против трау. ¬последствии их заточил герой  оннахт, но освободил, когда сделалс€ демоном. ѕохожи трау на обычных великанов, характерна€ черта — ноги у них наподобие слоновьих.

¬ The Bard's Tale трау фактически сто€т за всеми пакост€ми, что происход€т в мире. Ќапоминают они при этом то ли крысолюдей, то ли €щеров, то ли кобольдов, ростом невелики, но по своим способност€м смутно напоминают темных эльфов.

 
“рау из The Bard's Tale.

ƒрау «абытых королевств

ѕо Forgotten Realms существуют дес€тки игр, и неудивительно, что там драу можно пронаблюдать во всей красе.

ќбложка игры Menzoberranzan.

¬спомним, например, игру, названную в честь самого знаменитого города темных эльфов — Menzoberranzan. —южет этой игры переплетаетс€ с «“емным эльфом» —альваторе: там можно какое-то врем€ повоевать в компании с ƒзиртом и помочь ему спастись из ѕодземь€. ћожно повидать знаменитую артефактную пантеру ƒзирта — √венвивар, побывать в домах до-”рден и Ѕаэнр (высший дом ћензоберранзана), а также убедитьс€ в том, что в ѕодземье есть все-таки твари и пострашнее драу — например, аболеты.

Ёто интересно: им€ пантеры ƒзирта, √венвивар — на самом деле кельтский вариант имени супруги корол€ јртура, √иневры (√виневеры). «а что так обозвали достойную представительницу семейства кошачьих, до сих пор остаетс€ неизвестным.

ƒзирта можно увидеть и в нескольких других играх — например, Demon Stone или Baldur's Gate. Ќо там он — эпизодический персонаж. ѕритчей во €зыцех стал тот факт, что в Baldur's Gate большинство игроков не помогало ему, а убивало — ради его знаменитых сабель. Ёта статистика долгое врем€ считалась веским аргументом в пользу теории, что ролевой отыгрыш в компьютерной игре «невозможен».

¬икони€.

¬ Baldur's Gate II можно заполучить в команду другую представительницу расы драу — ¬иконию. ќна принадлежит к дому де-¬ир: этот дом был уничтожен семьей ƒзирта, до-”рденами, в день его рождени€. ¬икони€ отвергла Ћлос, как и ƒзирт, но не по причине избытка добра в душе: теперь она жрица и служит Ўар, жестокой богине ночи, претендующей на власть над ѕодземьем.

¬икони€ — истинна€ драу в отношении жизненной позиции: она презирает слабость и милосердие и видит смысл жизни в том, чтобы вз€ть столько силы и власти, сколько сумеешь. ќднако спутница она весьма полезна€: молитвы богине Ўар и расова€ устойчивость к магии делают ее одним из самых эффективных персонажей в игре.   тому же с ней можно попробовать завести роман... если вашего геро€ не смущает перспектива совместной жизни с темной эльфийкой, жрицей √оспожи Ќочи.

Ћюбопытно, что рассказ ¬иконии о ее жизни противоречит книге —альваторе. “ак, она утверждает, что ее мать-матрону убил собственный сын, ¬алас; тогда как, согласно «ќтступнику», проделал это отец ƒзирта — «акнафейн — во врем€ атаки на дом де-¬ир.

ќгромное количество драу встречаетс€ нам в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark. “ам можно побывать в таком необычном месте, как подземный город почитательниц Ёлистрии — Ћит ћи-јтар, вз€ть в свою компанию парочку драу, а в один прекрасный день возглавить оборону Ћит ћи-јтара от другой армии темных эльфов — возглавл€емой ¬альшарессой. ¬стречаютс€ в тех кра€х и извечные спутники драу — драуки. ј персонаж с классом престижа «ќборотень» может еще и сам побывать в образе как драу, так и драука.

¬ Neverwinter Nights 2 драу — вполне «легальна€» раса дл€ вашего геро€; они обладают своей законной устойчивостью к магии, плюсами к ловкости, оба€нию и интеллекту, но получают штраф к росту опыта — минус 2 уровн€. ѕоэтому любителей за них поиграть меньше, чем могло бы быть.

¬едьма  аина из Warhammer Online.

“емные эльфы Warhammer

Ќи в одной из существующих ныне компьютеризаций Warhammer темные эльфы не по€вились; впрочем, в готов€щейс€ к выходу Warhammer Online эта раса есть, и желающие смогут попробовать себ€ в роли ведьмы  аина или черного стража (два других класса пока неизвестны).

Ќо дл€ того, чтобы увидеть эту расу в игре, необ€зательно ждать так долго. —тилизацию под нее можно увидеть в Heroes of Might & Magic V; войска чернокнижника там обладают порой даже портретным сходством со своими прототипами. ‘урии — типичные ведьмы, сумеречные ведьмы — колдуньи, темные всадники и герои, как и положено, разъезжают на «холодных», лазутчик тоже вполне в ключе этой армии, о гидрах и драконах уж не говорю. –азве что минотавры выбиваютс€ из общего р€да.

ј темные эльдары Warhammer 40 000 объ€в€тс€ в гр€дущем дополнении. ∆дать осталось не так уж долго.

ѕо образу и подобию

ѕо аналогии с этими расами создано немало темных эльфов в самых разных мирах. ѕри этом, впрочем, часто тер€етс€ как раз их «злобна€» составл€юща€: так, например, попул€рной стала система, в которой главна€ разница между светлыми эльфами и темными — что первые лечат или стрел€ют из лука, а вторые лучше разбираютс€ в рукопашной. ¬озможно, темные эльфы также владеют более непри€тными чарами... но злобный характер предпочитают не показывать.

јзура — даэдра, чьей милостью данмеры стали такими, какие они есть.

“акова, к примеру, игра Sacred: темный эльф — мастер ловушек и бо€ странными двухлезвийными клинками, светлый — лучник, а вообще-то они даже друзь€. Ќечто подобное мы видим и в Lineage II, хот€ там различи€ чуть глубже. ¬ EverQuest расовые взаимоотношени€ и мировоззрение вообще имеют чисто формальный смысл.

ј вот в Vanguard всеобща€ непри€знь к темным эльфам играет существенную роль: это одно из основных неудобств при выборе этой расы. ¬прочем, если очень постаратьс€, то можно заработать положительную репутацию даже у закл€тых врагов — и получить право безопасного прохода через их земли. Ёто выгодно отличает игровой мир Vanguard от большинства онлайновых миров (в том же EverQuest II можно сменить сторону, и только; а здесь реально, остава€сь темным эльфом, сделать так, чтобы у извечных врагов твоего народа не было к тебе никаких претензий).

¬ Might & Magic VIII, как ни удивительно, темные эльфы стали торговцами и дипломатами. „его-чего, а миротворческих способностей за ними отрод€сь не числилось!

¬ The Elder Scrolls данмеры, обитатели ћорровинда, на первый взгл€д очень похожи на драу. Ќо при ближайшем рассмотрении вы€сн€етс€, что все не совсем так. »х темна€ кожа и гор€щие глаза — результат прокл€ти€ даэдры (по другой версии — защитна€ реакци€ на вулканические эффекты их родной страны). —амо слово «данмер» означает не столько «темный», сколько «прóкл€тый».

ƒанмер из The Elder Scrolls.

–азумеетс€, не стоит считать данмеров мирным народом. ќни практикуют работорговлю (причем “амриэль дозвол€ет им это «из уважени€ к древним св€щенным обыча€м народа»!) и довольно-таки агрессивны. ќднако вместо изощренной эстетики убийства и прочих милых черт, характерных дл€ их сородичей из других миров, они про€вл€ют гораздо более взвешенный подход к жизни и напоминают скорее древнюю деспотию, нежели сообщество мань€ков, на которых драу обычно изр€дно смахивают.


¬ стратеги€х обычно делаетс€ упор на магическую силу темных эльфов. ¬ уже упом€нутых Heroes of Might & Magiс V чернокнижники этой расы могут пробивать иммунитет к магии — согласитесь, более чем серьезна€ за€вка.  роме того, ее бойцы — элитные, но немногочисленные воины. Ёто тоже типично.

Ћюбопытно дела обсто€т в Master of Magic: там все без исключени€ войска темных эльфов, даже простые мечники и копейщики, умеют стрел€ть волшебной субстанцией. ” них же, кстати, есть единственный в своем роде невидимый базовый отр€д — «ночные клинки». »грает роль в Master of Magic и дурна€ репутаци€ этого народа: практически все расы ненавид€т темных эльфов, и под их властью города других народов активно бунтуют.

“емные эльфы Age of Wonders совмещают р€д «фирменных черт» от Warhammer и «абытых королевств: тут и палачи (знаменитые бойцы Warhammer), и паучь€ королева. ” них много элитных бойцов на низких уровн€х, но главна€ их способность — маскировка армии, что не позвол€ет своевременно их обнаружить.


Ќочной эльф из World of Warcraft.

Ќо все же не все темные эльфы в играх вписываютс€ в стандартные шаблоны. —амое €ркое исключение — это, пожалуй, Warcraft с его ночными эльфами. »х и темными-то назвать трудно: хот€ выгл€д€т они точь-в-точь как классические драу, но в душе у них тьмы не больше, а меньше, чем у «высших» эльфов. Ќапротив, только эта раса сохранила гармонию с природой и друидское учение; и не случайно вплоть до недавнего времени ночные эльфы были бессмертными. »м пришлось пожертвовать своим бессмертием — ради изгнани€ из јзерота ѕылающего Ћегиона.

ј вот светлокожие эльфы крови, не так давно принесшие прис€гу ќрде, гораздо больше напоминают темных эльфов. Ёстетика полностью заменила им этику, а маги€ стала главной ценностью в мире — и ради нее они готовы на многое, практически на все. ¬прочем, ничего демонического в них нет, и большинству эльфов крови далеко до драу или дручайев.


***

“емные эльфы — один из немногих примеров расы, полностью нашедшей себ€ в играх. —овременные ве€ни€ лишают их некоторой части «демоничности» и делают ближе к люд€м; это можно только приветствовать, если речь идет о придании им более реальных мотиваций (как в The Elder Scrolls), но огорчительно, когда их образ просто урезают (как в EverQuest). ¬прочем, было бы при€тно увидеть в какой-нибудь новой игре безумную эстетику ћензоберранзана; зло там несколько гротескно, но все же намного глубже и интересней, чем бывает обычно в литературе этого жанра.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.7
проголосовало человек: 595
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€