ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є3 (64) март 2007
вид дл€ печати

√облины и орки

 то нагло вкушает бессмертие —

ј “рор навеки умолк?

 ому извечный товарищ —

Ѕлохастый и хищный волк?

Ёто гоблины!

ќни мешают мне жить!

ј.  урганов

—егодн€ мы поговорим о порождени€х ночи, огромных ужасных гоблинах... или, быть может, маленьких и забавных? ќб этих жутких серокожих — или зеленокожих? »ли черных? — орках и о том, чем они отличаютс€ друг от друга. ≈сли вообще отличаютс€... —топ!  ак говорила мудра€ птица ƒодо — уже начинаетс€ путаница! „тобы распутать этот клубок, нам придетс€ начать с самого начала.

 ак они вышли из ’олмов

Ќа том самом месте, где ƒан изображал ѕака, дети увидели маленького, коричневого, широкоплечего человечка с торчащими ушами, курносым носом, косыми голубыми глазами и смеющимс€ лицом. ќн заслонил лицо от солнца, как будто наблюдал за ќсновой и другими геро€ми Ўекспира, и низким голосом (именно таким голосом три коровы прос€т, чтобы их подоили), начал:

„то здесь за сброд мужланов расшумелс€

“ак близко от царицы? Ѕа, тут пьеса!

–.  иплинг, «—казки старой јнглии»

— давних-предавних времен, еще до переселени€ саксов в Ѕританию, германские племена центральной ≈вропы нет-нет да и встречали загадочных существ, заведомо не принадлежавших к человеческому роду.

ќтличить их от вс€ческой другой живности можно было по серо-бурой коже, удлиненным остроконечным ушам и мелким черным глазкам; ростом они были тогда не выше, чем в половину человека; по разным источникам, от 30 до 80-90 см.

 64KB
Warhammer: Mark of Chaos: так выгл€дит гоблин «в упор».

Ёто интересно: почему-то в нашей стране бытует миф, будто в средневековье люди были намного ниже, чем сейчас. Ќичего подобного. ƒл€ германца тех времен в двух метрах роста не было совершенно ничего необычного. ћалорослый народ проживал в ≈вропе в XVII-XIX веках, в некоторых странах «карликовый» период пришелс€ на эпоху ¬озрождени€, но в “емные века встречались насто€щие великаны.

¬ отличие от карлика, у гоблина нет бороды, а есть только маленькие бакенбарды, в крайнем случае — крохотна€ «козлина€» бородка, да и волосы у него не белые, а черные и курчавые. —ложены гоблины иначе, чем карлики и гномы: при коротком туловище у них длинные руки и ноги, ход€т они пригнувшись и слегка вразвалочку. Ќасчет носов авторы расход€тс€: кое-кто описывает здоровенные — не хуже, чем у карлика или даже тролл€, но чаще встречаютс€ скромные курносые рыльца.

ќдевались гоблины в те времена весьма скудно: чаще всего им хватало одних штанов, а верхнюю часть тела они оставл€ли неодетой (по некоторым данным — предпочитали разрисовывать краской). ÷вет кожи гоблинов отлично подходит дл€ маскировки в гр€зи, на палой листве, на фоне хвороста или древесного ствола. » штаны у них обычно той же окраски.

√де найти гоблина

√облины-одиночки селились обычно неподалеку от людей и часто брали на себ€ роль своего рода «паразитов»: обживали, допустим, амбар, подворовывали зерно, доили хоз€йских коров и так далее. ¬прочем, если гоблинов не ущемл€ли, а честно предлагали их долю — могли и помочь человеку, к примеру — вылечить больную корову или залатать прохудившуюс€ крышу. ј также предупредить заблаговременно об опасности — скажем, набеге соседей или наводнении.

Ѕыли и другие, которые жили в лесных норах; эти порой были не прочь поохотитьс€ на человека.  онечно, не в открытую, а по-подлому, как охотитс€ и сам человек: с помощью силков, капканов, ловчих €м. »ли — запутав человека криками и болотными огн€ми, чтобы он ув€з в тр€сине, откуда его потом можно будет безбо€зненно выковыр€ть и съесть.

ѕо всей видимости, гоблины эти во многом напоминали наших домовых и леших. Ќе исключено, что были с ними в родстве...

¬прочем, те, о ком мы сейчас говорили, — изгнанники и отщепенцы гоблинского рода. ” них было «где-то под ’олмами» (то есть в стране волшебных существ) собственное королевство. ћонарха этой страны чаще всего звали √об (Ghob). « оролевские» гоблины вели совсем другую жизнь, обитали в собственных домах и порой вели войны — чаще всего в союзе с тролл€ми против корол€ эльфов, иногда — против гномов или карликов, изредка воевали и с людьми. ¬прочем, многие отмечали, что гоблины не столько воинственны, сколько мстительны; обид они никогда не прощали и платили за них сторицей.

ќбласть распространени€ этого народа, по-видимому, такова: Ѕританские острова, ƒани€, √ермани€, Ќидерланды, юг —кандинавского полуострова, јльпы, Ѕургунди€ и северо-запад ‘ранции (где их еще называли лютенами).

√облины в быту

World of Warcraft     скриншот, 143KB
World of Warcraft: гоблины за работой.

»зо всех ремесел гоблины были сильнее всего в варке разнообразных зелий и напитков. ѕо некоторым данным, они (а вовсе не король √амбринус) изобрели эль, пиво, мед и чуть ли не виски...

ѕоесть и выпить они всегда любили; из продуктов предпочитали грибы, козье и лошадиное м€со и молоко (коз они развод€т, а лошадей — крадут); в суровых северных услови€х научились изготовл€ть что-то вроде пр€ностей. Ќо, как уже говорилось, некоторые не прочь отведать человека, а также эльфа или другое разумное двуногое. ≈сли вы попадете на стол к гоблину, то можете твердо рассчитывать на то, что вас приготов€т по всем правилам кулинарной науки.

¬ отличие от многих обитателей ’олмов, гоблины даже в те времена совершенно ничего не имели против железа — правда, делали его не слишком качественным. ѕосуду предпочитали не глин€ную и не дерев€нную, а олов€нную, как добропор€дочные бритты.

ј вот золото гоблины не обрабатывали, зато отлично умели его находить.  ак правило, отыскав клад (или прорыв подкоп к чьей-нибудь кубышке), они не пользовались добытым, а перепр€тывали на черный день. ”крашени€, впрочем, иногда носили.

ћечи и маги€

ќбычное вооружение гоблина тех времен — копье и дротик, иногда — лук или дубина, изредка — длинный руб€щий меч, наподобие галльского, но слегка изогнутый. Ќередко дротики и стрелы смазывали €дом, правда, не слишком сильным. ∆естоко ошибалс€, однако, тот, кто считал малый рост гоблина признаком хилости; ему вполне хватало силы и на кузнечный молот, и на рукопашный бой, а многие описывали «железную хватку» или «могучий удар» гоблина. “ак что человеку они в этом отношении вр€д ли особо уступали.

»мелись среди гоблинов и маги — обычно чарами занимались у них женщины, и мало кто лучше них разбиралс€ в волшебных зель€х.

¬ообще надо отметить, что гоблины — весьма и весьма волшебный народец; с магией они св€заны не менее тесно, чем эльфы. ѕравда, изр€дна€ часть их сверхъестественных талантов весьма непрактична, вроде умени€ сквашивать смехом пиво и молоко, одним движением заплетать конский хвост в сорок семь косичек (в сорок шесть — никак невозможно) или удлин€ть €зык так, чтобы, не сгиба€сь, облизывать собственные п€тки.

Ќо есть и более ценные в быту способности; так, например, подпрыгнув (или хихикнув), гоблин может заставить фрукты либо орехи осыпатьс€ с ветвей. ∆ить собирательством этот фокус очень даже помогает! ќт преследовател€ многие гоблины умеют спасатьс€, заставив свои ноги оставл€ть следы копыт, причем ведущие в обратную сторону; маскировочные чары заставл€ют их сливатьс€ с землей, хот€, между нами говор€, при их окраске это и так нетрудно. ј еще гоблины всегда в курсе всех дел: они знают способ общатьс€ с привидени€ми, духами и даже просто мертвыми телами.

Ќу а по боевой части, кроме зелий, гоблины порой могут «порадовать» огненными закл€ти€ми. Ќе такими, как любимый народом огненный шар, а поджиганием травы под ногами или даже одежды на противнике. ≈сть сведени€, что гоблины способны приручить саламандру или какое-то родственное ей существо, верней всего — элементал€.

»сторики идут по следу

¬с€кой твари,
 122KB
Ўотландцы и пикты.
чье право на существование оспаривает современна€ наука, та же наука стараетс€ найти рациональное объ€снение. » вот прообраз гномов наход€т в древних рудокопах –ура либо в лангобардах-«длиннобородых», огров — в гориллах и белых медвед€х, а драконов — в динозаврах (хот€ палеонтологи и утверждают, что это полна€ дичь).

 ак правило, такие объ€снени€ существуют во множестве вариантов, и выбрать из них один мудрено — все они вилами по воде писаны. ј вот гоблинам в этом отношении повезло: попул€рна одна-единственна€ верси€, и у нее есть неплохие обосновани€.

»стории про гоблинов, как утверждают сторонники этой теории, в массе своей по€вл€ютс€ в V-VI веках нашей эры. ј это — врем€ вторжени€ в Ѕританию саксов, ютов и других германских племен.

ƒо германцев в Ѕритании жили кельты; среди кельтских народов один из самых известных — пикты.

—лово это означает на латыни «раскрашенные» и отражает манеру пиктов разрисовывать свою кожу; примерно так же поступали и гоблины.  ое-кто отмечает их коричневатую кожу и привычку ходить сгорбившись.

Ќо главным доводом в пользу этой гипотезы служит... национальный промысел гоблинов: варка эл€ и других замечательных напитков. » — их маленький рост. ѕомните, у —тивенсона:

»з вереска напиток

«абыт давным-давно.

ј был он слаще меда,

ѕь€нее, чем вино.

¬ котлах его варили

» пили всей семьей

ћалютки-медовары

¬ пещерах под землей.

ѕохоже? Ќо только «малютки» эти — не гоблины, а пикты. –остом они были заметно меньше и саксов, и соседних кельтских народов.

¬се ли можно этим объ€снить? Ќе факт. Ќо во вс€ком случае, концы с концами сход€тс€ тут намного лучше, чем в большинстве подобных версий.

 ак малыш вырос

ќз€бшие, напуганные, мокрые, они слон€лись по приютившим их корабл€м, говорили, что теперь от похода нечего ждать добра, что гибель ««лого медвед€» — дурное предзнаменование, что гобелин — злой морской демон — чем-то прогневан мор€ками флота его величества корол€ Ўвеции. ѕо эскадре полетел слух о том, что Ѕирге  изилова€ нога прошедшей ночью сам видел гобелина, который ему напомнил, что при погрузке в —токгольме ««лой медведь» наклонилс€ на правую сторону, а это, как известно мор€кам, ничего хорошего не предвещает.

» матросы на эскадре шептались:

— Ќе лучше ли повернуть назад?

— ≈сли бы гобелин и св€та€ Ѕригитта не сговорились между собою...

ё. √ерман, «–осси€ молода€»

— годами многие обитатели ’олмов стали казатьс€ люд€м меньше, чем в те времена, когда они встречались часто. ¬ истори€х, написанных в шекспировские времена, то и дело встретишь гнома двух вершков ростом, или эльфа, живущего в цветочке, или другую подобную гнусную мелюзгу, нимало не похожую на своих почтенных предков.

Ќе то — с гоблинами: напротив, год от года они росли и крепли, но не скажу, что хорошели...

ѕоследний де€тель этой эпохи,
 19KB  17KB  27KB
√облины из Magic: the Gathering — воплощение
хаоса, суматохи и опрометчивости.
у кого гоблин выгл€дит так, как ему и подобает, — Ўекспир, который в пьесе «—он в летнюю ночь» показывает довольно-таки «классического» ѕака. ј вот авторы позднего средневековь€ и –енессанса описывают гоблинов в 2-4 метра ростом и до полутонны весом.  ожа их постепенно посерела, а у некоторых — поросла густым волосом. —амые непри€тные экземпл€ры обзавелись рожками.

 ое-кто переселилс€ под воду, вытеснив из экологической ниши морских чертей; эти приучились топить корабли и командовать ста€ми акул. ¬плоть до середины XVIII века мор€ки јнглии, √олландии, Ўвеции, ƒании, √амбурга жертвовали морским гоблинам что ни попад€ и плевать хотели на недовольство этим фактом всех существовавших тогда церквей.

ƒругие попул€ции гоблинов начали делить территорию с тролл€ми или даже кобольдами, закопались в глубокие шахты и научились врем€ от времени превращатьс€ в камни.

 олдуны и чернокнижники задумываютс€ о том, нельз€ ли вызвать гоблина в пентаграмму посредством каких-нибудь ритуалов; алхимики же пытаютс€ взрастить его, словно гомункулуса, в пробирке.

»х начинают путать не только с демонами и гомункулусами, но даже... с вампирами.  авардак все растет; и это при том, что свидетельств тех, кто видел гоблина самолично, все больше и больше! “ого же морского «гобелина» наблюдали тыс€чи; недаром в него верили так крепко.

ќ том, чтобы с гоблином — в случае чего — сразитьс€, бравые во€ки и матросы даже не помышл€ют. “олько — подкупить. ¬едь вс€кому известно, что оружие гоблина не берет, пули отскакивают, клинки ломаютс€. —амые отважные уповают на молитву и крест, но таких совсем немного...

  XIX веку гоблинов становитс€ заметно меньше; сперва они перестают попадатьс€ на глаза мореплавател€м, а потом начинают пр€татьс€ и от рудокопов. ’от€ в »рландии, на окружающих Ѕританию островах и порой на полудикой американской земле их врем€ от времени еще вид€т.

 ак пришли орки

ћы — ќрки в первом поколенье,

ћы — јвари; и наше пенье

≈ще звучит без озлоблень€

„ерез листву.

» мы пойдем считать ступени,

» добредем до некой “ени,

» забредем в нее, и сменим

—вою судьбу.

ј. Ќесис

¬ начале X’ века гоблины почти забыты; пам€ть о них оживл€ет –едь€рд  иплинг. ≈го знаменитые «—казки старой јнглии» (они же «ѕак с ¬олшебных холмов») вновь показывают нам шекспировского ѕака и говор€т еще кое-что о его народце. Ќо — немного.

ј еще через 30 лет, в 1937-м, выходит в свет «’оббит, или туда и обратно» ƒж. –. –. “олкина. ¬от где гоблины развернулись во всей красе. Ѕуйные, злобные и ненавид€щие все живое, как гоблины XVII века, сгорбленные, словно гоблины VII столети€, они зан€ли в этой истории весьма существенное место.

“ем печальнее, что о внешности гоблинов из этого рассказа мы узнали совсем немного. ’од€т они пригнувшись, это факт. —тупни очень большие — это не раз отмечалось. Ѕильбо пишет, что они были «огромные-преогромные», но это дл€ него, хоббита, — а дальнейшие тексты это вроде как не совсем подтверждают.

«ато о нравах и обыча€х этого народа мы узнали больше...

√облины, надо сказать, жестокие, злобные и скверные существа. ќни не умеют делать красивых вещей, но зато отлично делают все злодейское. ќни не хуже гномов, исключа€ наиболее искусных, умеют рыть туннели и разрабатывать рудники, когда захот€т, но сами они всегда гр€зные и неопр€тные. ћолоты, топоры, мечи, кинжалы, мотыги, клещи и оруди€ пытки — все это они прекрасно делают сами или заставл€ют делать других. ƒругие — это пленники, рабы, которые работают на них, пока не умрут от недостатка воздуха и света. Ќе исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые доставл€ют непри€тности человечеству, особенно те, которые предназначаютс€ дл€ уничтожени€ большого числа людей за один раз. ћеханизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов.

— той же поры мы твердо знаем, что гоблины в союзе с волками и не прочь порой на своих союзниках покататьс€ — именно так они €вились на Ѕитву ѕ€ти ¬оинств. ¬олки, впрочем, не совсем обычные: это варги, или ворги, существа разумные, злокозненные и не слишком-то верные. ≈сли военна€ удача на их стороне — варги пообедают побежденными, а если нет — своими всадниками...

Ћюбимое вооружение орков: кривой меч, щит, лук (или дротики). »ногда в ход идут дубины либо копь€.

√облины сразу же приковали к себе внимание человечества; скоро об их нравах и обыча€х начнут писать (а также рисовать, снимать фильмы и так далее) все, кому не лень.

 ак говорит в своих хрониках коллега ’орев:

ƒо вторжени€ орков оставалось 17 лет.

√облины сбрасывают маски

Ќа первых же
 71KB
ѕолуорк —арумана на игровой карте.
страницах «¬ластелина колец», увидевшего свет в 1954 году, мир с удивлением прочел, что негод€и, подкараулившие отр€д “орина в “уманных горах и впоследствии напавшие на гномов, эльфов и людей у ƒолгого озера, — вовсе не гоблины, а орки.

Ќет, это не переименование; слово «гоблин» во «¬ластелине» присутствует. » обозначает оно «орков и их родню». ќркоидов, как сказали бы составители монстр€тников. «–одн€» у орков получаетс€, похоже, в силу скрещивани€ (и, насколько мы можем судить, едва ли добровольного). “ак, например, полуорки —арумана — ”глюк и компани€ — это гоблины, но не орки. ќднако об этом — чуть ниже.

»так, позвольте вам представить: орки. –ост: примерно футов п€ть-п€ть с половиной, с невысокого человека, но ход€т они сгорбившись, а потому кажутс€ ниже. ѕлечи немного шире человеческих. –уки по длине почти не уступают ногам. ÷вет кожи: чаще всего коричневый, иногда землисто-желтый, изредка серый. „асть орков густо покрыта курчавой шерстью, так что цвет их кожи вообще не разгл€деть. Ѕольшие ступни и ладони. √лаза раскосые, носы сплющены.

ƒиета орков очень проста: м€со. ћожно звериное, можно человечье, а то и собственных соплеменников.

ќрки весьма многочисленны — при том, что гибнут на пол€х сражений тыс€чами, да и во внутренних раздорах жертв немало. Ёто потому, что они быстро размножаютс€ — дети у них рождаютс€ часто и помногу.

¬ темноте они вид€т отлично, а вот на €рком свету в лучшем случае подслеповаты, а то и страдают от него, как от жгучего холода или изнурительной жары. Ёто касаетс€ чистокровных орков, сарумановы гоблины данного недостатка лишены и равно хорошо вид€т днем и ночью. —лух у них более-менее обычный, а часть орков (те, что помельче) могут неплохо пользоватьс€ нюхом.

“айны происхождени€

¬ происхождении орков есть две основные версии. ѕо первой, в орков были перекроена часть эльфов — тех, что не пожелали идти на «апад за —ветом јмана. ќни назывались «авари», то есть «не пожелавшие». ќни-то, поддавшись вли€нию ћоргота, были им перерождены.

ƒруга€ верси€ — ее озвучивает ƒревобород — относитс€ к эльфам более уважительно. ƒескать, орки — это подделка под эльфов, подражание им и противовес в войне. ј тролли — така€ же подделка под энтов. ѕравда, не совсем пон€тно, что могло послужить материалом дл€ таких подделок, если не сами эльфы и энты: ведь дать своим создани€м «с нул€» какую ни на есть самосто€тельность ћоргот едва ли мог. ѕо крайней мере, почти равный ему јуле не смог сам оживить гномов — потребовалась помощь Ёру ≈диного.


ј если поговорить о происхождении слова «орк», то тут версий еще больше. —реди возможных «источников» значатс€:

  • римский бог (впоследствии демон) Orcus. ќн, между прочим, фигурирует и в D&D как инфернальный покровитель некромантии. ¬ староанглийском это им€ трансформировалось в orc — демон;

  • огр-людоед — его порой в сказках, словно забывшись, именуют орком;

  • жители ќркнейских островов, по р€ду легенд — злобные и неуживчивые;

  • кит-убийца, именуемый по-латыни Orca;

  • персонаж ”иль€ма Ѕлейка — странное существо по имени ќрк, впрочем, вполне положительный;

  • сама€ обыкновенна€ свинь€ (по-гэльски — орк, сравните с английским pork — свинина)...

 акой из этих вариантов правильный? —ам “олкин рекомендовал, если уж верить в один из них, то выбирать вариант староанглийского демона. Ќо вообще-то он этого не подтверждал. Ѕыть может, оно и впр€мь происходит из эльфийского?

 то есть кто в орочьей армии

Ѕудем честны:
 29KB
Lineage II: высший орк.
«¬ластелин колец» пор€дком запутал своих поклонников. „итали его сотни миллионов, миллионы всматривались в каждую букву — и все же среди прочитавших бытуют такие представлени€ о средиземских реали€х, что мало не покажетс€.

¬от, к примеру: что такое «урук-хай»? —просите двадцать человек (из тех, конечно, кто знает о —редиземье) — и дев€тнадцать, если не все двадцать, ответ€т: «ќрки —арумана». » будут, как говоритс€, в корне неправы.

ƒело в том, что орки дел€тс€ на два больших типа (это не столько биологический вид, сколько социальный статус): уруки и снаги. ѕрошу простить за мордорское наречие, но что прикажете делать, если ни на один приличный €зык это не переводитс€?

”рук — это боевой орк. ќн заметно крупнее снаги, сильней физически и зан€т исключительно войной. √ришнах, √орбаг, Ўаграт — все эти персонажи «¬ластелина», безусловно, уруки.

—нага же в переводе с мордорского — «раб». Ёто орки, которые не доросли до заслуженного места в орочьих арми€х, и если сопровождают войска — то во «вспомогательном» качестве: как проводники, ищейки-нюхачи, фуражиры, повара и так далее. —нага перед уруком — пыль, хот€ бывают редкие исключени€. ¬оевать снаги, в принципе, могут, но делают это редко и вооружены обычно легко.

”рук-хай — это собирательное множественное число от слова «урук», а вовсе не какой-то особый вид. ¬ русском €зыке нет собирательного числа; оно неплохо передаетс€, например, суффиксом «ств» (кресть€нин — кресть€нство, человек — человечество). ”рук-хай, соответственно — совокупность уруков. ¬ €зыке эльфов, кстати, та же грамматическа€ форма образуетс€ при помощи суффикса «-рим» («рохиррим», «харадрим»). Ќе стоит ставить эти слова во множественное число («харадримы»), получитс€ нелепость. Ћучше пишите просто «харадцы».

Ќазыва€ себ€ и своих бойцов «урук-хай», ”глюк претендует на принадлежность к урукам; на тот момент оспаривать это некому, хот€, по мнению ƒревоборода, јрагорна и других специалистов, он и подобные ему — вообще не орки, хот€ безусловно принадлежат к гоблинскому племени.

¬раги рода человеческого

ћногие орки служат темному властелину —аурону (а до того — ћорготу) непосредственно; другие же живут разбоем или подчин€ютс€ более мелким злоде€м, но фактически все равно льют воду на мельницу —аурона.

World of Warcraft     скриншот, 59KB
World of Warcraft: орочь€ воительница.

¬ —редиземье бытует твердое убеждение, что договариватьс€ с орками, заключать мир и так далее бессмысленно; и это подтверждают факты. Ќекоторые, впрочем, пытаютс€ это сделать, но не из гуманистических соображений: это работает примерно как сделка с чертом в христианской традиции.

” орка — во вс€ком случае, взрослого — нет никакого морального выбора. ќн уже сделан — раз и навсегда. » ошибкой будет приравн€ть их к свободным народам: у них, как и у всевозможных демонов, все главные решени€ уже позади. ќни душой и телом принадлежат —аурону либо ћорготу, и «одуматьс€» способны не более, чем, скажем, упырь или другие виды классической нежити.

—воим властител€м орки по-своему преданы, но это вовсе не мешает устроить среди своих кровавую склоку — например, при дележе трофеев или за право доложить об успехе «наверх».

¬оюют орки неплохо, но отчасти «по-варварски»: люди, гномы и особенно эльфы при мало-мальски равных силах обычно берут верх. ќрков с большим трудом удаетс€ научить дисциплине; храбростью они тоже не слишком отличаютс€ (пытаютс€ восполнить ее нехватку свирепостью, но стоит делам пойти плохо, и орочьему вождю очень трудно удержать войска от бегства).

—нар€жение у них вполне приличное (и зачастую вдвойне опасное из-за €да), но ничего сверхзамечательного, вроде эльфийских мечей или гномьих кольчуг, в их оружейн€х не производитс€.

„то же касаетс€ фехтовальных навыков, то с героем эльфов или людей они не сравн€тс€, но простому ополченцу лучше не сталкиватьс€ с орком один на один. —трел€ют так себе — меткость посредственна€.

 ороче говор€, чаще всего орки берут числом.

 ак позеленела кожа

¬с€кий, кто играл в компьютерные игры, знает: и орки, и гоблины — зеленого цвета. –едкие исключени€ только подтверждают правило.

 ак же это получилось? ¬едь у “олкина они какие угодно, но точно не зеленые. „то подвергло орочье плем€ этой причудливой мутации?

D&D и все-все-все

Ќовых авторов фэнтези, а также ролевых игр, образ орков очень радовал. ¬сем, кроме одного: желтовата€ кожа в сочетании с раскосыми глазами заставл€ла задуматьс€ о расизме.

“олкин, безусловно, расистом не был; вопрос о том, «что подумают», его просто не волновал (и правильно: почти никто не подумал ничего дурного). Ќо дл€ авторов меньшего таланта, а также дл€ разработчиков ролевых игр вести себ€ так же было бы опрометчивым шагом.

 137KB
ќрк из Dungeons & Dragons.

јльтернативу подсказал сам “олкин — и орки в D&D, а затем и в дес€тках книг сделались буровато-серыми. –аскосые глаза тоже исчезли, а иде€ сгорбленной походки и длинных рук получила дальнейшее развитие: орки стали сильно смахивать на питекантропов, какими их обычно представл€ют. —кошенный обезь€ний лоб, маленькие глазки... ѕлоский нос и избыток шерсти уже были у “олкина; в общем, доработать оставалось совсем чуть-чуть.

Ћогично было сделать и следующий шаг: орков лишили вс€кого приличного снар€жени€, всей легендарной изобретательности, окончательно превратив их в свирепых варваров. «лобность «новым оркам» по-прежнему свойственна, но в ней не осталось ничего инфернального: просто дикари, что с них возьмешь?

¬ обилии расплодились полуорки — они унаследовали грубость своей родни, но не чужды свободы выбора и порой бывают настроены доброжелательно.

(¬ообще, в D&D и порожденных ею книгах «полукровок» просто неприличное количество. — давних пор игрок может по желанию создавать персонажей-полуэльфов, с третьей редакции легализовали и полуорков. ¬ итоге «гибридов» развелась уйма.)


ј что же гоблины? ј их — именно в этот момент — с м€сом оторвали от орков, сделав совсем другим народом. ћельче, бестолковей (хот€ куда уж еще?), трусливей и даже не очень близко сродни оркам.

≈сли орки порой способны создать геро€м насто€щую проблему, то гоблины, как правило, просто мелка€ непри€тность, наподобие шакалов. »спугатьс€ гоблина герою в принципе «не дано», разве что их привалила пара сотен. ѕолное отсутствие дисциплины довершает картину: чтобы брать числом, нужно хоть подобие организации.

ѕочему гоблины не вымерли — при том, что злобными их считают абсолютно везде, а противопоставить люд€м, эльфам или гномам они ничегошеньки не могут? «агадка природы.

ƒети √орка и ћорка

¬ самом начале 1980-х годов первые орки и гоблины позеленели. «аслуга в этом, по-видимому, игрового мира Warhammer.

“ам и орки, и гоблины собирательно называютс€ Greenskins — зеленокожие. √облины — это те же орки, только помельче; по некоторым данным, гоблин, который проживет достаточно долго, дорастает до орка: зеленокожие растут всю жизнь,
 69KB
Ќастольный Warhammer: орочь€ «свинница».
пока ее не оборвет чь€-нибудь стрела или меч.

—амые крупные и живучие могут стать черными орками — они уже почти не зеленые, а также обладают большим количеством мозгов, чем обычно отведено представител€м этого племени. ≈сть и еще более низкое звено цепочки, чем гоблины, — снотлинги; они ростом с кошку (гоблин человеку примерно по по€с, орк же и выше, и крепче человека).

ќрки и гоблины Warhammer окончательно отказались от роли «вселенского зла». Ќа это есть ’аос, на вспомогательных должност€х — крысюки и нежить. ќрки и иже с ними — лихие реб€та, которым в драке нравитс€ сам процесс. ѕричин дл€ драки не требуетс€. ≈сли не под душе рожа соседа — надо подправить ей челюсть (и что с того, что вы с соседом маршируете в одном строю по полю бо€?). ј война, по мнению орков и гоблинов, доставл€ет столько радости всем заинтересованным сторонам, что только полный кретин откажетс€ от этого замечательного развлечени€.  роме того, после войны обычно бывают потери, а это значит, что выжившим достанетс€ больше жратвы!

«еленокожее плем€ одержимо идеей, именуемой «Waaagh!» (ни на один €зык непереводимо в принципе). —мысл его можно очень приблизительно передать пушкинской строкой: «”ра, мы ломим!» ¬оодушевление, которое охватывает орков и гоблинов в драке, имеет религиозный и магический смысл: так, например, из него берут свои силы шаманы зеленого народа.

ќт махани€ мечами и кулаками орки пь€неют, и это (обычно) не дика€ €рость берсерка, а хмель и кураж. ¬ стрельбе радости куда меньше: ведь ты не чувствуешь, как она втыкаетс€! ј потому стрелки из зеленого народа получаютс€ препохабные, и те, кому досталась эта работенка, считают себ€ неудачниками. ¬ самом деле, участвовать в сражении и не сломать ни одной челюсти — это просто издевательство!  ак говорил один орочий вождь: «≈сли бы ћорк хотел, чтобы орки стрел€ли, он прежде научил бы нас есть м€со, лежащее за сто шагов!»

√орк и ћорк — боги орков, они же воплощенный Waagh.  акой народ, такие и боги. ѕоклон€ютс€ им, как уже говорилось, шаманы, которые несут волю √орка и ћорка в массы; вол€ эта обычно сводитс€ к чему-то вроде: «¬рем€ бить морды, парни!»

ќсоба€ роль на поле бо€ отведена черным оркам: они — единственные, кому смутно знаком смысл слова «дисциплина», и не подвержены склокам в собственных р€дах. Ѕолее того, зеленые собрать€ бо€тс€ их настолько, что порой распри останавливаютс€ просто благодар€ своевременной демонстрации желтых клыков на черной роже.

языка своего у орков нет; вместо этого используетс€ ломаный всеобщий. ѕереводить их названи€ — мука мученическа€: рода войск называютс€ в духе «Arrer Boyz», «Big'Uns» и так далее. (ѕричем жестоко ошибаютс€ те переводчики,
Warhammer Online     122KB
Warhammer Online: орк-шаман.
которые пытаютс€ решить проблему с помощью современного интернет-сленга — получаетс€ совсем не тот эффект, что в английском.)

” “олкина, как мы помним, орки ездили исключительно на волках (и позор тем игровым дизайнерам, что в —редиземье посадили их на пауков и прочую пакость). «десь волки достались гоблинам: т€желую тушу орка бедна€ псина не снесет. ƒл€ орка предназначен боевой хр€к: клыкаста€ вонюча€ тварь, у которой, как ни странно, мозгов еще меньше, чем у ее хоз€ина.

√облины, помимо волков, освоили загадочную пещерную нечисть — сквигов (что-то вроде прыгающих головастиков). —еверные гоблины — гноблары — служат ограм и получили от них в качестве средства передвижени€ шерстистого носорога, которого запр€гают в большую колесницу-катапульту.

¬ бою орки полагаютс€ на «рубила» (т€желые и грубо откованные тесаки), а гоблины — на копь€ или стрелы; кроме того, среди гоблинов есть нажравшиес€ €довитых грибов фанатики, которые нос€тс€ по полю битвы с гигантским цепом в лапах. ¬ообще, многие особые виды войск зеленокожих — фанатики, сквиги, дружественные великаны — действуют по принципу «на кого √орк и ћорк пошлют». Ѕывает, что и на своих: √орк и ћорк довольно близоруки.


»нтересна эта вселенна€ еще и тем, что от нее отпочковалс€ Warhammer 40000: в далеком будущем орки тоже чувствуют себ€ прекрасно. √облинов, правда, переименовали в гретчинов, но им, бедолагам, не привыкать.

”ченые объ€сн€ют Waagh и прочие особенности орочьей психики тем, что в них квартирует симбионт — гриб или водоросль; он же и окрашивает в зеленый цвет их шкуры.


— тех пор зеленую кожу вз€ли на вооружение все. ј вот Waagh и общее сумасшествие орков, кажетс€, остаетс€ только в Warhammer.

ѕришельцы из ƒраэнора

HoMM IV     37KB
HoMM IV: кажетс€, орка немного перепутали с минотавром?

ќдна из самых проработанных игровых вселенных — јзерот, мир серии Warcraft. “ам орки и гоблины — совершенно разные расы, хот€ те и другие зеленокожи и, возможно, отчасти сродни друг другу.

—оотношение размеров у них примерно такое же, как в Warhammer, но гоблины вовсе не играют роль «подай-принеси» при орках. Ёто — раса безумных механиков, сильно напоминающа€ карликов  ринна, обитателей горы Ќебеспокойсь. ќни изобрели дирижабли и разные хитрые устройства, а управл€ют ими не короли и не военные вожди, а... торговые компании (самые известные — Steamwheedle Cartel и Venture Trading Company).

ќрки же — пришельцы из мира ƒраэнор; когда-то за€длые пацифисты, они были совращены демонами. ќднако не окончательно. ¬прочем, эту историю подробно излагает в своем эпохальном труде “имур ’орев.

√лавное, что орки, хоть и побывали пособниками демонов, изр€дно повоевали с людьми и гномами, убили ÷енари€, бога ночных эльфов, и вообще пор€дком накуролесили, не могут не только считатьс€ злом в чистом виде, но даже не относ€тс€ ко злу в том смысле, в каком к нему можно причислить полоумных орков из Warhammer. ќни вовсе не чужды благородства, и борьба ќрды (в которой они играют центральную роль) с јль€нсом, если смотреть на нее с позиций ќрды, — это не битва зла с добром, а противосто€ние отважных индейцев бледнолицым захватчикам. –азве что кожа не красна€, а зелена€, но велика ли разница?

ќрки в давней дружбе с тролл€ми “емного  опь€, а с некоторых пор — еще и с тауренами-минотаврами (и это именно дружба, а не просто военный союз), и ко вс€ческой гнуси — демонам, нежити Ѕича и так далее — относ€тс€ не лучше, чем люди. ѕравда, есть еще орки „ерной —калы... но в јзероте вообще мало что оказываетс€ слишком простым.


***

ќрки начинали, как мы видим, с демонических существ, а подн€лись до вполне положительных личностей (разве что немного чересчур склонных разрешать вражду силой). ќрки јзерота — последнее на сегодн€шний день звено в эволюции вида. „то будет дальше? ѕогл€дим.

Ќастало, похоже, врем€ мен€тьс€ и дл€ гоблинов. ќни побывали домовыми и чудищами, мелкими злобными твар€ми из подземелий и сумасшедшими учеными; госпожа –оулинг не так давно сделала из них банкиров и букмекеров волшебного мира. ¬о вс€ком случае, унизительную роль «тренировочных кукол дл€ меча геро€» они €вно переросли.

–одн€

√облины и орки не одиноки во ¬селенной. ” них есть множество родичей, подобий и так далее. √енеалогию таких племен мало кто всерьез изучает, но сами народы описаны довольно неплохо.

Ќа заметку: читатель может спросить, почему в списке нет кобольдов. Ёто объ€сн€етс€ просто: кобольды изначально нимало не сродни гоблинам, и даже мутации, которым их подвергли в D&D-мирах, не приобщили их к «гоблинскому содружеству наций».

’обгоблины

 3KB  2KB
¬ первых «√еро€х» на роль орка пробовалс€, видимо, ¬есельчак ”, а гоблины прибыли с островов “ихого океана.

√овор€т, когда-то хобгоблины были самыми миролюбивыми из гоблинского племени: они довольствовались жизнью типичных домовых или не слишком агрессивных леших. ≈сть сведени€, что упом€нутый уже ѕак — тоже по сути своей хобгоблин.

—егодн€ это — типичные гоблины D&D-типа (серокожие, донельз€ трусливые), однако покрупнее, посильнее, малость поумнее и чуть-чуть храбрее остальных. Ќеизвестно в точности, другой ли это биологический вид или просто гоблинска€ элита — как уруки в ћордоре или черные орки в Warhammer.

»ногда хобгоблины живут обособленно, иногда возглавл€ют гоблинские кланы; но на войну они чаще всего идут в союзе с гоблинами. Ёто вполне пон€тно: ведь на войне убивают, и лучше потратить запас стрел врага на бестолковую мелюзгу. ’обгоблины вступ€т в дело, когда настанет решительный момент. » только при условии, что будут приличные шансы на победу.

≈сли кто-то думает, что гоблины при этом про€вл€ют себ€ более храбрыми, чем хобгоблины, то напрасно: просто они бо€тс€ своих сородичей больше, чем врага. » правильно: люди их только убьют, а на что способен хобгоблин — этого вам лучше не знать.

ѕо части вооружени€ хобгоблины очень люб€т булавы и моргенштерны, иногда соглаша€сь на традиционные кривые мечи. ѕричины пристрасти€ к ударному оружию ксенопсихологи пока не вы€снили.

Ёто интересно: любители фантастических рассказов могут припомнить семейку забавных «сверхчеловеков» — ’огбенов, описанных √енри  аттнером. ¬ этой фамилии многие усматривают пр€мой намек на слово «хобгоблин». ¬озможно, в Ѕритании рассказы о хобгоблинах пошли именно после возникновени€ «хогбенской мутации»?

Ѕуки

Ѕуки, они же багберы (bugbears), или бугабу, ведут свое родословие от тех неопределенных тварей, которыми пугают детей по ночам. ”-у-у, сейчас придет страшный бука!

Ќо если бука и впр€мь придет, то ребенка ожидает примерно следующее зрелище: гигантский, два метра с лишком, гоблин с черно-серой (грифельного оттенка) кожей, волосатый (часто шерстью порастает почти все лицо), чуть сгорбленный, но богатырского сложени€. ¬ руке его, как правило, булава или топор, реже меч.

Ѕука намного сильнее гоблина (хот€ до огра не дот€гивает), но никоим образом не умнее. Ѕольшинство их либо буйные дикари-берсерки, либо хитрые хищники, специалисты по засадам и ударам в спину. »сключительна€ глупость этих созданий приводит к тому, что более хилые хобгоблины, а равно и орки нередко используют их как пушечное м€со.

ќписаны эксперименты по применению на войне бук дл€ переноски тарана. ”спехом опыты не увенчались: не удалось объ€снить букам, что тараном надо бить ворота, а не защитников крепости.

Dawn of War     93KB
Dawn of War: орк в эпоху высоких технологий.

ќроги

ќрог — это помесь орка с огром. –остом под два метра, могучего сложени€, относительно разумные и крайне дисциплинированные ороги служат элитой орочьей армии, а также навод€т пор€док среди своих сородичей. ¬ общем, играют примерно ту же роль, что черные орки Warhammer.

ќроги в бою берут не столько грубой силой (хот€ и ее в достатке), сколько боевой выучкой и знанием тактики разных рас. »нтересен способ, которым ороги обучаютс€ этому знанию. ћолодые ороги в своем племени пребывают в крайне низком социальном положении; чтобы улучшить его, они собираютс€ в наемные отр€ды и продают свои мечи любому, кто предложит приличную цену. ¬озвращатьс€ в плем€ можно после того, как орог заработает себе на т€желые латы, качественное оружие и так далее; удачливый наемник, вернувшийс€ домой, занимает уже совсем другое место в обществе — выше стоит только вождь да еще шаман.

ќдонты

¬ свое врем€ в D&D-мирах по€вилось множество рас, отличающихс€ от более известных мировоззрением.   гномам и эльфам, в целом дружелюбным, добавились коварные дуэргары (серые гномы) и драу (темные эльфы). Ќу а оркам оставалось только обзавестись добродушными сородичами!

“акие сородичи известны в «абытых  оролевствах под именем «одонты». ќни серокожи, как и орки, но убирают лишнюю шерсть с лица и ход€т распр€мившись (из-за чего кажутс€ крупнее обычных орков). ∆ивут в основном земледелием.

»звестно о них не очень много: дело в том, что им не посчастливилось с местом обитани€ — поблизости земли ∆ентаримов. Ёта злокозненна€ страна частично извела, частично поработила одонтов. “ак что если вы повстречаете хоть одного, считайте, что вам повезло.

¬еликолепна€ п€терка

—реди писателей многие сумели искренне и нежно полюбить орков, гоблинов и их родню. ѕлодами этой любви стали поистине €ркие личности, описанные в их мирах. ¬ашему вниманию предлагаетс€ «¬еликолепна€ п€терка» самых замечательных персонажей орко-гоблинского племени, которых мы сумели припомнить...

“оэд

јвторы: ћаргарет ”эйс, “рейси ’икмен

ѕроизведение: «ƒраконы осенних сумерек»

 57KB
ћладший командир “оэд.

ћаленький мохноногий пони шел, опустив голову, ни дать ни вз€ть стыд€сь седока. ” того была гр€зно-сера€ п€тниста€ кожа, висевша€ по сторонам лица противными складками. »з-под боевого шлема смотрели порос€чьи красные глазки. –ыхлое, жирное тело так и выпирало между пластинами начищенных лат, свидетельствовавших о немалых претензи€х владельца.

’обгоблин “оэд не может похвастатьс€ красотой, доблестью или даже уважением подчиненных (на самом деле его именуют Fewmaster Toede; перевод «младший командир» не совсем правильно передает издевательский характер титула. ј им€ произноситс€ примерно так же, как английское слово «жаба», и это вовсе не случайность).

ќднако среди нечеловечески преданных своим хоз€евам драконидов и прочих де€телей «ла с большой буквы “оэд, один из немногих, выгл€дит живым и пон€тным существом. ƒа, он просто делает карьеру, честно бережет свое пузо от опасностей и гордитс€ тем, чего ему удалось достичь. Ќе то чтобы хотелось иметь такого друга, но все-таки “оэд куда симпатичнее окружающих его инфернальных существ.

—тража! ’обгоблины!  о мне! — вопил “оэд, вскачь удал€€сь в тыл. — Ёльфы! »х сотни! ћы окружены!.. ѕробивайтесь на север! я доложу ѕовелителю ¬ерминаарду... — «аметив старшину драконидов, “оэд придержал пони: — ¬ы, дракониды, присмотрите за рабами!.. — » вновь пришпорил лошадку, продолжа€ что-то кричать. —отн€ хобгоблинов помчалась за своим неустрашимым вождем, доблестно унос€ ноги. ¬скоре они скрылись из виду.

≈сть в нем что-то от ѕопандопуло из «—вадьбы в ћалиновке», право слово!

ѕростой гоблинский подход к вопросам карьеры оказалс€ неожиданно успешным: когда “анис, –ейстлин и прочие устранили драконьего повелител€ ¬ерминаарда, “оэд ухитрилс€ вскочить на освободившеес€ место. ¬ основном потому, что лучшего не нашлось... но что с того?

ƒжиг

јвтор: –оберт ’айнс

ѕроизведение: «ѕриключени€ гоблина»

 80KB  24KB
«ѕриключени€ гоблина»

ƒр€нь-нар€ды ƒжиг ненавидел. “о есть против самой работы он не возражал. ≈му нравилс€ металлический запах отстойника, где на поддонах в соке поганок квасилась недельна€ кровь. ƒжиг никогда не жаловалс€ на необходимость драить гигантские котлы, а затем смешивать в них образовавшийс€ отстой с кип€щим жиром, паутиной и темно-зеленым варевом, благоухающим гнилыми растени€ми. ≈му нравилось наблюдать, как эта масса, по мере неустанного перемешивани€, неторопливо превращаетс€ из комковатого супа в гладкое слизистое желе.

ћногих авторов — в том числе и игроделов, вроде ѕитера ћулине, — интересовал вопрос: что чувствуют обитатели подземелий, когда к ним вламываютс€ искатели приключений? Ќо ћулине рассмотрел эту тему с точки зрени€ хоз€ина подземель€, а –оберт ’айнс предлагает нам взгл€нуть на это дело с позиций простого гоблина.  оторый даже еще не подн€лс€ от «др€нь-нар€дов» до воинской работы.

ƒжига, как и “оэда, отличает развитый инстинкт самосохранени€. ј еще он может похвастатьс€ своеобразным (неведомым дл€ «приключенцев») здравым смыслом и искренним, глубоким уважением к “ой,  оторой ѕоклон€ютс€ ¬се √облины. “о есть кухарке: она, во-первых, готовит еду, а во-вторых, может огреть половником.

ƒжиг очень хочет выжить (хот€ в его жизни радости немного) и совершенно не верит в то, что ему это удастс€. ¬ конце концов, гоблинов бьют все — и люди, и твари ѕодземь€, и другие гоблины, посильнее.

ћожет, попробовать их перехитрить? ќн потер пальцем кончик клыка, обдумыва€ эту идею. ≈сли удастс€ заманить приключенцев в логово, не сообща€ им, куда они идут, их сила и могущество окажутс€ бессмысленными. √облины сомнут их абсолютным численным перевесом.  онечно, многие погибнут. √облины всегда погибают. Ёто така€ особенность гоблинского племени.

—топ! ј зачем вообще рисковать своими? ќтвести непрошеных гостей на запад.   хобгоблинам. ’обгоблины крупнее, сильнее и дерутс€ лучше. ¬ суматохе можно слин€ть и удрать домой.

”глюк

јвтор: ƒж. –. –. “олкин

ѕроизведение: «¬ластелин колец»

 49KB
”глюк.

ћы — сражающийс€ ”рук-’ай! Ёто мы убили великого воина. » мы захватили пленных. ћы служим —аруману ћудрому, Ѕелой –уке: руке, котора€ кормит нас человечинкой. ћы привели теб€ из »зенгарда сюда, а теперь отведем обратно, причем той дорогой, которую сами выберем. я — ”глюк. я все сказал.

ѕолуорк ”глюк отличаетс€ от своих собратьев в первую очередь тем, что ему — быть может, от людской крови? — ведомо пон€тие своеобразной чести и долга. ќн остаетс€ орком — злобным до мозга костей, любителем кровопролитий, — но при этом верен своему хоз€ину не только из страха и храбр не только из свирепости.

ќн, как и большинство боевых уруков, невысоко ставит тех, кто слабей его; но и тут он не совсем обычен. ќн понимает, что ему как сильнейшему и подобает делать то, что трудней.

¬о «¬ластелине колец» ”глюк — единственный из орко-гоблинского племени, кто может похвастатьс€ подобными своеобразными чертами характера. » потому нетрудно догадатьс€, что именно он стал «прототипом» орков јзерота и других благородных бойцов, вышедших из орочьего народа.

—егодн€ изенгардский ”рук-хай, как обычно, выполнит гр€зную работу. Ќу, хватит трепатьс€! —обирай свой сброд! ƒругие свиньи уже удирают к лесу. ѕочему бы тебе не последовать за ними? ≈сли хотите вернутьс€ живыми к ¬еликой –еке, бегите! Ќу же! я пойду за вами.

 стати, ”глюк живо опровергает идею о том, что будто бы орки (несмотр€ на посто€нные сражени€) воюют намного хуже людей. ƒалеко не последний воин среди человеческого рода, “ретий ћаршал –охана Ёомер, с трудом справилс€ с ”глюком в честном поединке.

Ёто интересно: свара ”глюка с √ришнахом и свара √орбага с Ўагратом используютс€ мастерами в D&D дл€ того, чтобы показать разницу между двум€ мировоззрени€ми — Lawful Evil (”глюк и √ришнах) и Chaotic Evil (Ўаграт и √орбаг).

ќ'“ул

јвтор:  лиффорд —аймак

ѕроизведение: ««аповедник гоблинов»

 149KB
ќ'Tул на обложке французского издани€ ««аповедника».

Ўум у подножи€ холма тем временем стих, и вскоре, пыхт€ и отдува€сь, на тропу вышел мистер ќ'“ул и начал взбиратьс€ по склону. —калку он нес на плече. Ћицо у него все еще отливало синевой, но уже не от бешенства, а от усталости. ќн свернул с тропы к пастбищу, и ћаксвелл поспешил ему навстречу.

ѕриношу глубочайшие извинени€, — произнес мистер ќ'“ул настолько величественно, насколько позвол€ла одышка. — я заметил вас и обрадован вашим присутствием, но мен€ отвлекло весьма важное и весьма насто€тельное дело. ¬ы, € подозреваю, присутствовали при этой гнуснейшей подлости.

ћаксвелл кивнул.

ќни забрали мой сажальный камень, — гневно объ€вил мистер ќ'“ул, — со злобным и коварным намерением обречь мен€ на пешее хождение.

ѕешее? — переспросил ћаксвелл.

¬ы, как € вижу, лишь слабо постигаете смысл случившегос€. ћой сажальный камень, на который € должен взобратьс€, чтобы сесть на спину ƒоббина. Ѕез сажального камн€ верховой езде приходит конец, и € обречен ходить пешком с большими страдани€ми и одышкой.

≈сли бы не  лиффорд —аймак, мы бы никогда не узнали, что когда-то нашу «емлю колонизировали выходцы с другой планеты — гоблины, тролли, феи. »нженерами при этой операции были баньши; ну а драконы служили домашними зверюшками тех, кто прислал колонистов.

ќ'“ул — предводитель гоблинов, доживших до момента открыти€ их людьми. “еперь они (и прочие потомки колонистов) живут в комфортном заповеднике, а люди иногда их изучают.

Ёто интересно: вообще-то, еще не факт, какой перевод названи€ точнее: ««аповедник гоблинов» или «–езерваци€ гоблинов» (The Goblin Reservation)...

√облины сохранили крайне вспыльчивый (но добродушный) нрав и по-прежнему слав€тс€ изготовлением сладкого окт€брьского эл€. ”вы, мало с кем они дел€тс€ этим замечательным напитком.   тому же не всегда эль получаетс€ как надо — ведь так трудно не нарушить тонкую технологию!

»з-за вас нас всех мучит жажда, — вопил ќ'“ул. — Ќеизмеримый т€жкий труд мы тратим, чтобы сварить его столько, сколько нужно нам! » времени, и размышлений, и усилий!

≈сли вопрос только в производительности, — вмешалс€ Ўарп, — то ведь мы могли бы вам помочь.

ћистер ќ'“ул в бешенстве запрыгал на месте.

ј жучки?! — неистовствовал он. — ј что будет с жучками? ¬ы не допустите их в эль, € знаю, пока он будет бродить. ”ж эти мне гнусные правила санитарии и гигиены! ј чтобы окт€брьский эль удалс€ на славу, в него должны падать жучки и вс€ка€ друга€ пакость, не то душистости в нем той не будет!

ћы набросаем в него жучков, — пообещал ќп. — Ќаберем целое ведро и высыплем в чан.

ќ'“ул захлебывалс€ от €рости. ≈го лицо побагровело.

Ќевежество! — визжал он. — ∆уков ведрами в него не сыплют. ∆уки сами падают в него с дивной избирательностью и...

ѕак

јвторы: ”иль€м Ўекспир и –едь€рд  иплинг

ѕроизведени€: «—он в летнюю ночь» и «ѕак с ¬олшебных холмов»

 149KB
ѕак.

ƒети никак не могли оторвать от него глаз, разгл€дыва€ с головы до ног — от темно-синей шапочки, похожей на большой цветок, до голых, покрытых шерстью ног. Ќаконец он рассме€лс€.

ѕожалуйста, не смотрите на мен€ так. ¬ы же сами мен€ вызвали.  ого же еще вы ожидали?

ћы никого не ожидали. Ёта земл€ наша.

¬аша? — переспросил пришелец, опуска€сь на траву. — “огда зачем же вы играли «—он в летнюю ночь» три раза подр€д, именно в »ванов день, именно в центре  ольца и р€дом, совсем р€дом с одним из принадлежащих мне холмов в —тарой јнглии? ¬от холмы ѕука — они же и есть холмы ѕака, мои холмы. Ёто же €сно как дважды два! —мотрите!

ѕак — из тех, старых гоблинов, духов места. ќн провел в —тарой јнглии немало лет — повидал и дикарей, только-только познакомившихс€ с железом, и римских легионеров, и €зыческих богов, и епископов-крестителей, норманнских завоевателей, астрологов, мор€ков ƒрейка, евреев... —о всеми ними он на короткой ноге и даже готов познакомить лично. ѕри условии, что вы никому не расскажете — кроме разве что мистера  иплинга. ≈му — можно.

¬ большинстве историй ѕак — не участник, но наблюдатель. ќн на дружеской ноге со всеми теми, кого приводит познакомить, — от нахального контрабандиста наполеоновских времен до королевы ≈лизаветы. Ќо порой и он оказываетс€ в гуще происход€щего и демонстрирует, что он всегда и всюду сам по себе.  ак и положено гоблину.

Ќу а шекспировский ѕак — честный шут корол€ ќберона.  иплинговского ѕака на более серьезный лад настроило не иначе одиночество; а пока двор фей в полном здравии, о серьезных делах есть кому задуматьс€ и без ѕака.

ƒа, € веселый озорник ночной.

—ам ќберон смеетс€ у мен€,

 огда, дразн€ дородного кон€,

я вдруг кобыльим голосом заржу.

ј то у бабки в кружке € сижу

ѕеченым €блочком; она хлебнет,

ј €, скакнув, ей забиваю рот,

» пиво льетс€ на сухую грудь;

»ль тетка, жалу€сь на что-нибудь

» дума€, что € — трехногий стул,

ѕрис€дет, смотришь — стул-то ускользнул;

—таруха — шлеп, вопит, кр€хтит, дав€сь;

 ругом хохочут, за бока держась,

„ихают и божатс€, что, ей-ей,

Ќе коротали врем€ веселей.

 ак играют в орков и гоблинов

¬ ранних компьютерных играх за орками и гоблинами была закреплена роль мелких монстриков — «пушечного м€са» армий зла или просто разбойников. —ложилс€ даже стереотип, что гоблин — самый первый монстр, который может встретитьс€ игроку.

 73KB  143KB
Ћига ’аоса: гоблин и орк.

«абавно, что орки поначалу специализировались на стрельбе. ¬спомните хот€ бы King's Bounty и Heroes of Might & Magic. √облины не умели ничего особенного, кроме как образовывать на пути игрока лужицы крови.

«агадка любителей системы D&D (тогдашней): чего не может сделать в бою воин 20 уровн€, с мечом +5, силой 19? ќтвет: ранить гоблина!  ак бы он ни старалс€, любое попадание уложит бедолагу на месте. «√облины всегда погибают»...


ѕостепенно, однако, стало €сно, что противосто€щим игроку существам сильно не хватает гибкости. ѕосудите сами: человек может быть и воином, и магом, и св€щенником, и, скажем, военным инженером, шаманом или берсерком, эльф и гном немногим менее гибки — а большинство чудовищ знает всего одно амплуа. Ёто неудобно дл€ игроделов (хот€, конечно, никто не запрещает делать противниками людей) и скучновато дл€ игрока.

ќрки сделались «расой на все руки», организованным злом: они все равно были обречены становитьс€ врагами и только врагами, но от безмозглых громил добрались до статуса хитроумных и способных противников. ќрк-маг? «апросто!

¬от, к примеру, «√отика»: жестоко ошибетс€ тот, кто в первой «√отике» сочтет орков недостаточно серьезными противниками. ¬ недавно вышедшей третьей части (где, впрочем, орки ослабели) мы можем даже полюбоватьс€ на страну, завоеванную орками. –адости в этом мало, но хорошо видно, что орки — тоже личности, пусть порой и весьма непри€тные.

ј в Dawn of War и его продолжени€х орки не блещут интеллектом, зато недооценивать их никому не следует. √руба€ сила космических орков и их полоумна€ техника в ближнем бою более чем эффективны.


—ледующий шаг — орки оказываютс€ древним и мудрым, или, во вс€ком случае, умелым народом. ¬ The Elder Scrolls оружие орочьей работы намного превосходит издели€ традиционных «чемпионов» в этом деле — гномов и эльфов.

¬ Lineage орки — тоже древн€€ раса, потомки бога огн€; и пусть к магии они почти неспособны, зато руки их сильнее, чем у кого бы то ни было. Ќо они не колдуют не потому, что слишком тупы дл€ этого, — тут причины скорей идеологические, как было в большинстве игр у расы гномов.

(ћежду прочим, многие ждут,
 149KB
 то бы мог подумать, что этот орк — “ралл — способен к мирному диалогу получше людских предводителей?
что вслед за гномами в Heroes of Might & Magic V по€витс€ раса орков. ѕо некоторым причинам мы считаем это маловеро€тным, но в Ќоћћ VI, котора€ неизбежно последует рано или поздно, — почему бы и нет?)


ј вот гоблины за долгие годы игрового развити€ усвоили новый трюк: они оказались несравненными «монстроводами». ¬спомним хот€ бы Battle for Middle-Earth 2 или, еще характернее, «Ћигу ’аоса». —ам по себе гоблин — та еще «боева€ единица», но с ним тролль! »ли даже балрог!

¬ «Ћиге ’аоса», кстати, гоблины показаны коварным и хитрым народцем. »х специальность — пинать лежачих! —удь€, заметив непор€док, нипочем не заподозрит в нарушении гоблина: он же такой маленький, хиленький и так невинно улыбаетс€!


Ќесмотр€ на все эти благотворные изменени€, по-насто€щему интересные персонажи среди орков и гоблинов в играх — огромна€ редкость. ѕо большому счету, вспомнить хочетс€ только “ралла и √рома из Warcraft III: ѕервый показал всему свету, что орк в состо€нии усвоить и честь, и здравый смысл (остава€сь при этом орком) и что его простодушное повиновение пророку сослужило его народу лучшую службу, чем попытки людей любой ценой идти своим путем.

√ром же поддалс€ традиционному дл€ своего народа искусу битвой и €ростью, но и дл€ него, как оказалось, не все потер€но — благодар€ помощи “ралла. » пусть ему удалось достичь в итоге всего лишь гибели, но куда более славной, чем могло бы быть...

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
7.6
проголосовало человек: 810
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€