Отгремела канонада береговых и корабельных орудий, подсчитаны потери на пляжах Омаха и Юта. Плацдарм взят. Путь роты Эйбл лежит на восток, через всю Францию. Что ждет героев впереди? Бои, бои и снова бои. Чтобы один из них не стал последним, нужно уметь побеждать.
![]() |
Запомните эту церковь, здесь можно спрятать снайперов. Или поискать. |
Прежде чем перейти к описанию достоинств и недостатков американцев, напомню основные правила игры. В сетевых сражениях есть два варианта победных настроек. Один — обычное уничтожение противника, но нужно разрушить все постройки, даже ставшие безобидными бункеры по всей карте. Во втором варианте нужно захватывать и удерживать ключевые позиции. У кого их меньше, теряет очки из стартового пула в 1000, 500 или 250 единиц. Как только на счету останется ноль — игрок проигрывает. Впрочем, никто не мешает и при этом условии просто уничтожить противника.
Карта поделена на сектора, контроль над которыми увеличивает поступление ресурсов и повышает лимит войск. Один из них стартовый, и там находится основной полевой штаб войск, все остальные, чтобы приносили пользу, должны граничить с ним. Островки среди вражеских или нейтральных секторов пользы не приносят. В точке контроля можно возвести наблюдательный пост, тогда отобрать ее у нас станет сложнее.
Ресурсов существует три вида. Личный состав расходуется на приобретение любых боевых единиц и пополнение потрепанных в боях отрядов. Базовое поступление — 270 единиц в минуту, контроль над секторами увеличивает это значение. Но наши войска еще и
![]() |
Дуэль двух САУ закончилась со счетом 1:1, победила вражда. |
Сектора тоже делятся на три типа — по числу ресурсов. Обычные стратегические точки дают небольшой прирост к пополнению личного состава, контроль над ними важен для обеспечения целостности территории и увеличения лимита командования. Пункты снабжения боеприпасами и топливом различаются размером и количеством ресурса. Маленькие, средние и большие приносят по пять, десять и шестнадцать единиц ресурса в минуту, соответственно. Строительство наблюдательного пункта увеличивает прибыль с наших владений.
Три ветви власти
![]() |
Легкая бронетехника командира танковой роты может захватывать ключевые точки. |
Во время каждой партии игроку предоставляется возможность выбрать одну из трех веток развития, с двумя линейками умений в каждой. За все действия в игре начисляется опыт не только войскам, но и нам. Стоимость этих действий, естественно, разная: если гибель своего пехотинца компенсируют единичкой, то за уничтоженный вражеский танк дадут два десятка единиц опыта. Набрали некоторое его количество — кружок заполнился, и мы получили командное очко для приобретения специальных способностей. Если мы набрали их достаточно, дабы что-то выбрать, индикатор мигает о готовности, даже если нас интересует более дорогое улучшение из другой ветки.
Стоит помнить, что если активация способности призывает одно или несколько подразделений под наше командование, то она будет неактивна при нехватке места в армии, ограниченного лимитом командования.
Пехотная рота
При выборе сопровождается комментарием, что это рота для тех, кто любит играть от обороны. И доля истины в этом есть.
Подкрепление
![]() |
Десант высажен за бункером с «сорок вторым» и закидывает в него взрывпакеты. |
Быстрое реагирование. 1 Вся пехота в казармах и центре производства вооружения и поддержки, а также противотанковые орудия в моточасти производятся быстрее.
Рейнджеры. 2 / 400
/ 6
. К нам на помощь приходит отделение рейнджеров из шести человек, вооруженных винтовками и двумя базуками. Приходят они всегда из точки на краю карты, расположенной за штабом, и движутся кратчайшим путем к цели. По пути их можно перехватить и отдавать приказы как обычному отряду.
Боевые группы, находящиеся вне карты. 4 / 800
/ 12
. В наше распоряжение прибывает небольшой отряд. В его составе всегда есть два самоходных противотанковых орудия М10 и некоторое количество других войск. Это может быть и бронеавтомобиль с минометом, и 57-мм противотанковые орудия, и два отряда пехоты. Ценность — ниже средней, способность может пригодиться только в случае очень острой необходимости получить войска, минус — неопределенность состава.
Оборона
![]() |
Строим полевые оборонительные укрепления. |
Оборонительные мероприятия. 1 Отряды стрелков получают возможность строить оборонительные сооружения, до этого доступные только инженерам, — укладывать мешки с песком, устанавливать проволочные заграждения и противотанковые ежи, проводить минирование местности.
Артиллерийская поддержка. 2 / 200
. По указанной точке наносится удар из 105-мм гаубицы, расположенной за краем карты. Цель должна быть в зоне видимости.
105-мм гаубица. 2 . Самое полезное приобретение в данной ветке развития. Инженеры теперь могут строить такие гаубицы самостоятельно. Приятно, что ресурсов на активацию они не требуют, но действуют иначе, чем умение «артиллерийская поддержка». Атака происходит не столь быстро — на поворот орудия, наведение и полет снаряда требуется время, — но более продолжительна.
Десантная рота
Весьма агрессивный выбор. Можно находиться там, где не ожидает противник, и наносить точечные удары. Неплохо и с организацией обороны, опять же благодаря мобильности.
Сброс с парашютом
![]() |
Начинаем высадку десанта в тылу противника. |
Десант. 2 / 375
, 6
. В наше распоряжение поступает отряд десантников из шести человек. Сильнее обычных стрелков; могут пополнять свои ряды в любой части карты, и их усовершенствования не нужно изучать.
Десантирование противотанкового орудия. 2 / 320
/ 3
. В указанную точку сбрасывается противотанковое орудие и расчет. Все самое обыкновенное, только с экспресс-доставкой в указанную точку карты — при этом стоит чуть дороже.
Сброс боеприпасов. 2 . Раз в полторы минуты появляется возможность совершенно бесплатно получить в свое распоряжение сто единиц боеприпасов, сорок единиц топлива и по одному пулемету М 1917 и 60-мм миномету М2. Припасы сбрасываются в мешках, которые нужно подобрать, но если долго думать, то сделать это может и противник. Комбинируя с выбросом десанта и орудий, можно быстро создать небольшой укрепрайон где-нибудь в тылу врага.
Авиаподдержка
Воздушная разведка. 1 / 50
. В отрыве от других задач разведка с воздуха не представляет
![]() |
Для командира десантной роты бомбардировка — самый быстрый способ уничтожить базу немцев. |
Это удобно: для проведения воздушной разведки и для нанесения авиаударов нужно задать две точки, определив тем самым направление полета самолета. Теперь они не вылетают из одной точки карты, а летят к цели по удобной им прямой.
Атака с бреющего полета. 2 / 150
. Штурмовик обстреливает заданный район из своих восьми 50-миллиметровых пулеметов. Ценность крайне сомнительна, использовать имеет смысл, только если бомбовый удар еще не перезарядился, а боеприпасы девать некуда.
Бомбовый удар. 3 / 250
. Самая полезная способность, доступная командиру десантной роты. Двух налетов подряд хватит, чтобы сравнять с землей любое здание немцев и все, что окажется вокруг него. Перезарядка сорок пять секунд, но этого не хватит, чтобы провести восстановительные работы на полуразрушенной базе.
Танковая рота
Самый спорный выбор — потенциал танковой роты раскрывается далеко не сразу. Можно просто не успеть воспользоваться всеми преимуществами. К тому же если немцы выберут ветку развития, по которой смогут строить орудия Flak 88, у танкистов будут проблемы.
Танковая поддержка
![]() |
«Шерман Каллиопа» ведет обстрел базы противника, расположенной на другом берегу реки. |
Рейд. 2 . Легкая бронетехника и джипы могут захватывать сектора. Изучив эту способность, можно вообще не тренировать пехоту, за исключением инженеров.
Ракетная установка «Каллиопа». 3 / 600
, 10
. К нам под начало прибывает танк «Шерман» с установленной ракетной установкой. Обстрел позиций врага происходит активацией специальной способности боевой единицы.
Тяжелый танк М26 «Першинг». 4 / 900
/ 14
.
Средние «Шерманы» хороши, но тяжелые танки еще лучше. Толщина брони и калибр орудия больше, а значит, выше и живучесть. Единственные недостаток — они отъедают приличный кусок от нашего лимита командования.
Логистика
Ускоренное производство. Скорость производства бронетехники значительно сокращается.
Ремонт в полевых условиях. 2 / 200
. На короткое время вся бронетехника игрока восстанавливает повреждения собственными силами. Чем больше ее под нашим началом, тем дешевле обходится ремонт одной машины. Безусловный лидер среди способностей командира танковой роты.
Военная машина союзников. 3 / 250
.
Пока эта способность активирована, вместо каждой потерянной нами единицы бронетехники к нашему штабу прибывает еще одна, точно такая же.
Постройки и сооружения
Все здания делятся на основные и оборонительные. Основные постройки могут возвести только инженеры в пределах стартового сектора, и именно в них производится большая часть наших войск. Из числа оборонительных сооружений почти всем пехотинцам доступен для постройки наблюдательный пункт, остальные они могут возвести, если выбрать пехотную роту и провести улучшения.
Кусачки. 50
, штаб. Инженеры смогут проделывать бреши в проволочных заграждениях. Сомнительная полезность, любая техника справится с этой задачей намного лучше.
Взрывчатка. 100
, 30
, штаб / 50
. Иногда нужно срочно разрушить здание или мост, для чего и пригодится данное умение инженеров. Закладка требует времени, но гарантированно уничтожает объект.
Трудности перевода: в издании от «Буки» название усовершенствования — «взрывчатка», а умение инженеров после исследования — «взрывпакет». Но взрывпакетами пользуются только десантники, и их убойная сила ниже, а здесь именно взрывчатка. Справедливости ради нужно сказать, что инженеры взрывпакетами пользуются, но только в первой миссии кампании. Такая неточность в игре, к сожалению, не единична.
Полевой штаб. 260 . Оборудуется отрядом пехоты в любом здании в принадлежащем нам секторе. Возле него можно тренировать новые отряды, инженеров, стрелков, минометные и пулеметные, а также орудийные расчеты или пополнить существующие.
Казармы. 160 |
|
Гранаты Мк 2. 100
, 40
/ 25
. Отряды стрелков после изучения этого улучшения могут использовать гранаты против вражеской пехоты и мотоциклов. Легкой и тяжелой бронетехнике они наносят минимальный урон.
Прилипающие противотанковые гранаты. 80
, 25
/ 35
. С таким снаряжением стрелки хоть как-то могут противостоять технике, и в отличие от взрывпакета никуда она деться не может. Но по непонятным причинам уничтожить танк до конца нельзя, даже если он будет уползать от нас со всеми возможными поломками.
Ручной пулемет Браунинга М1918 (BAR). 200
, 60
/ 40
. Ценнейшее приобретение для стрелков: один из отряда бросает винтовку и берет в руки пулемет. С этого момента вражеская пехота будет доставлять намного меньше проблем. Появляется возможность создавать огневой заслон способностью «подавление».
Центр производства вооружения поддержки. 180 |
|
Центр распределения раненых. 200 |
|
Склад снабжения. 100 |
|
Первый уровень производства. 160
, 80
. Содержание войск становится дешевле на четверть.
Второй уровень производства. 200
, 160
. Прокормить свое воинство легче еще на четверть. Требует предыдущего улучшения.
Моточасть. 240 |
|
Танковая часть. 350 |
|
76-миллиметровое орудие М1А1С. 200
, 100
. На все «Шерманы» устанавливаются новые орудия, использующие новые с лучшей пробиваемостью брони, но меньшим разлетом осколков. Ставить незамедлительно, борьба с пехотой в задачи танков не входит.
Заградительная дымовая завеса. 150
, 40
/ 50
. «Шерманы» оснащаются дымовыми шашками. При активации способности техника окутывается завесой, снижая вероятность попадания врагов. Полезно, потому как хорошие танки — целые танки.
Наблюдательный пункт. 200 |
|
Пулеметное гнездо. 240 |
|
Санитарный пункт. 150 |
|
Колючая проволока. Противопехотное заграждение, прекрасно уничтожаемое бронетехникой. |
|
Противотанковые заграждения. Через эти ежи не может проехать ни одна единица техники, зато пехота их просто обходит. |
|
Мешки с песком. Укрытие пехотинцев от вражеских пуль и частично от снарядов. Техника их объезжать не умеет, придется переходить на ручное управление. |
|
Мины. 25 |
|
На заметку: проволоку, противотанковые ежи, мешки с песком и мины могут устанавливать и обычные пехотинцы при выборе направления развития «Пехотная рота».
Отряды, техника и их улучшения
Все боевые единицы игры можно разделить на три группы.
Инженеры. 140 |
|
Огнемет. 50
. Два из трех инженеров в отделении экипируются огнеметами. Это самое сильное противопехотное оружие в игре, эффективное к тому же и против зданий. Имеет смысл придавать такое инженерный взвод отряду стрелков — выживаемость и тех, и других возрастет.
Миноискатель. 35
. Используется редко, мины в начале партии ставят нечасто, а позже проще проехаться «Шерманом» с минным тралом. Кстати говоря, это единственное улучшение боевой единицы, которое можно провести не только на своей территории.
Стрелки. 270 |
|
Рейнджеры. 400 |
|
Пистолет-пулемет Томпсона. 100
. Облегчается борьба с немецкой пехотой и теряется возможность противостояния технике.
Десантники. 375 |
|
Пулеметный расчет. 240 |
|
Минометный расчет. 280 |
|
Снайпер. 320 |
|
На заметку: после правки баланса патчем 1.3 снайпер не может уничтожить своего «коллегу» по ту сторону фронта одним выстрелом.
Джип. 220 |
|
Полугусеничный бронетранспортер М3. 220 |
|
Счетверенный пулемет 50-го калибра на раме Максона. 100
. Легким движением руки бронетранспортер превращается... в зенитную самоходную установку. Наши войска перевозить она уже не может, зато пехоту врага выкашивает за здорово живешь. Но немецких огнеметов боится.
Бронеавтомобиль М8 «Грейхаунд». 280 |
|
Броня. 75
. Немного повышает выживаемость автомобиля, но против тяжелой техники его все равно лучше не выпускать.
Пулемет М2НВ 50-го калибра. 75
. Вещь не то чтобы необходимая в нашем машинно-танковом хозяйстве, но не бесполезная. Пехоту можно прижать огнем из пулемета, а после и накрыть из основного орудия.
57-мм противотанковое орудие. 310 |
|
105-мм гаубица. 450 |
|
Самоходное противотанковое орудие М10 «Вольверин». 300 |
|
Огнеметный танк М4 «Крокодил Шерман». 320 |
|
Бульдозерный нож. 75
. Отныне мы не ездим по дорогам, мы их прокладываем. После оснащения танка проблема наличия густых зарослей, заборов, колючей проволоки и, что важно, противотанковых ежей перестанет существовать.
Танк М4 «Шерман». 420 |
|
Минный трал. 75
. Даже на вид серьезная штука. Взрывает все мины на пути «Шермана» и уничтожает неосторожно попавшую в эту мельницу пехоту.
Пулемет М2НВ 50-го калибра. 100
. Точно такой же пулемет, как и устанавливаемый на бронеавтомобиле М8, только стоит почему-то дороже.
Танк М4 «Шерман Каллиопа». 600 |
|
Тяжелый танк М28 «Першинг». 900 |
|
Правила игры
Различий между пехотой и техникой несколько больше, чем кажется на первый взгляд. Отделение пехоты — это не цельная боевая единица, оно состоит из нескольких солдат.
![]() |
Бронетранспортер с отрядом пехоты внутри обзаводится пулеметчиком. |
На заметку: «бегство» — самый быстрый способ доставить отряд инженеров к штабу.
Из оружия после гибели отрядов остается только то, что отображается над иконкой. Можно подобрать трофейный MG-42 или отрядить новый расчет к орудию вместо погибшего. С этим связана еще одна особенность пехоты — три человека уходят из отряда на новую должность. Если это весь отряд, он перестает существовать (особенно аккуратными надо быть с инженерами при сбросе припасов в десантной роте); если в нем больше народу, личный состав можно пополнить.
С техникой иначе — ее нужно самостоятельно выводить из боя и чинить, никаких особых приказов для бегства нет. Но есть иная особенность — вероятность попадания в различные части корпуса и повреждения их. Попадание в заднюю броню сопровождается
![]() |
Зенитная установка ведет заградительный огонь. |
Отдельным пунктом идут противотанковые орудия — они, как говорится, ни сало, ни колбаса. Лечить и пополнять их нельзя, ремонтировать тоже не получается. Можно только новый расчет приставить после гибели старого.
Важно и понятие защищенности отряда или боевой единицы. Есть некие базовые величины и шансы повреждений, которые можно получить от того или иного оружия. На дорогах и на воде защищенность падает, что обозначается красным щитом на иконке подразделения. В небольших выбоинах и руинах — средняя защищенность и коричневый щит. Максимальную защищенность, обозначающуюся зеленым цветом, дают невысокие укрытия — заборы и мешки с песком. Артиллеристы всегда получают максимальный плюс к защите.
Теперь перейдем к самой интересной части — непосредственно игре. Вне зависимости от ее типа, захвата стратегических точек или уничтожения, главная задача —
![]() |
Две 105-мм гаубицы обстреливают позиции противника. Через минуту там не останется ничего ценного. |
Для определения приоритетных целей в игре есть вызываемая клавишей Tab тактическая карта, где можно посмотреть расположение и границы секторов, а также их доходность. Определяем приоритетные цели — топливные склады. Впрочем, через некоторое время вы будете знать эти карты и дорожки наизусть.
Стандартный дебют партии на любой карте: заказ еще одного отряда инженеров, в то время как существующая тройка строит казармы. Новорожденные отправляются на захват точек, следом за ними бегут и закончившие работу строители. В новом же здании заказывается отделение стрелков. Все рассчитано так, чтобы как раз хватило ресурсов. После начинаем увеличивать количество инженерных отделений до четырех или пяти, а также тренируем второй стрелковый отряд. Этого должно хватить для обеспечения контроля над нужными секторами. Если противник использует снайперов, а немцам для этого нужно приложить меньше усилий, специально для охоты за ними придется построить джип. В случае если не удается быстро отбить сектор с горючим — например, если построен наблюдательный пост или бункер с «сорок вторым», — можно попробовать отрезать его захватом соседних.
![]() |
Тоже своего рода защита. |
Как только у нас появляется шестьдесят единиц горючего, в укромном уголке своей базы строим склад снабжения. Еще сорок пять — моточасть. Очередь за бронетранспортером или бронеавтомобилем, ресурсов у нас должно хватить для любых усовершенствований. Я все-таки предпочитаю первый; для защиты точек от захвата он подходит лучше, да еще и восполняет потери в ближайших отрядах.
Но если мы лишим немцев топлива, им ничего не останется, как строить противотанковые пушки. Против них мы можем выставить снайперов (явно или как разведчика), минометы в укрытиях, инженеров с огнеметами и танки «Шерман Крокодил». На некоторых картах контроль топливных складов невозможен, их много и они все малые, так что придется действовать по иному сценарию и добавить в состав своей армии и противотанковые орудия. Дальнейшее при любом раскладе — за «Шерманами» и «супероружием» выбранной роты.
Удачи вам на полях сражений!