ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є2 (63) февраль 2007
вид дл€ печати

¬ампиры и упыри

¬ гроб воткнули кое-как,

ј самый сильный вурдалак

¬се втискивал и всовывал,

» плотно утрамбовывал,

—опел с натуги, сплевывал

» желтый клык высовывал.


ј очень резвый упырек

—тукнул по колену,

ѕодогнал и под шумок

Ќадкусил мне вену.


”мудренный кровосос

¬стал у изголовь€

» вдохновенно произнес

–ечь про полнокровие.

¬. ¬ысоцкий

¬ сегодн€шнем выпуске « расной книги» — не одно существо, а два. “очнее, два больших семейства существ. ѕричина та же, что и в статье «√номы и карлики»: их достаточно часто путают, причем ошибка имеет все шансы стать фатальной.

”чимс€ различать

Ћюдоед и падальщик

»так, позвольте вам представить экземпл€р номер один: упырь.

—ущество это когда-то было человеком, но однажды скончалось, не было похоронено по всем правилам 136KB и досталось пожирател€м падали. “е, впрочем, его не доели: видимо, добычи оказалось слишком много (обычно упыри по€вл€ютс€ на местах массовой гибели); а может, падальщиком оказалс€ другой такой же упырь.

» вот теперь оно ходит, мыслит и ест. ѕравда, ходит оно в основном за едой, и мыслит исключительно о том, как эту еду добыть. ¬ качестве еды годитс€ только м€со разумных существ.

»нстинкт самосохранени€ присутствует в минимальном виде; инстинкт размножени€ сводитс€ к тому, чтобы врем€ от времени не обгладывать труп дочиста — дабы тот подн€лс€ таким же упырем.

ќно тухло-зеленоватого цвета, омерзительно вон€ет и покрыто слизью, на лапах у него длинные острые когти. ’одит оно, пригнувшись, опустив руки ниже колен и свесив €зык.

≈сли упырь преуспеет в том, чтобы сожрать очень-очень много народу — он может претерпеть еще одну трансформацию: тогда из его позвоночника и некоторых других костей вырастают острые шипы, а смрад становитс€ настолько сильным, что буквально валит с ног. “акую тварь именуют вурдалаком, ghast'ом либо гравейром.

ѕо-английски упырь именуетс€ ghoul; это слово происходит от арабского «гуль». ќднако гуль — это не нежить в привычном нам понимании, это скорее нечто вроде джинна. ј о них пойдет речь в совсем другой истории.

Ёлегантный кровосос

 ак вы уже пон€ли, упырь хоть и опасен, но прежде всего жалок. ¬ампир же — птица совсем другого полета.

93KB
≈сли вампир пожирает плоть жертвы, рано или поздно он станет простым упырем...

¬ампир полностью сохран€ет свободу воли и €сность мысли (кроме тех моментов, когда разум затуманивает остра€ жажда крови). ¬с€ его накопленна€ до смерти пам€ть и весь опыт остаютс€ при нем. ќн вполне может сойти за человека или легко замаскироватьс€ под такового; он умеет делать все то же, что умел при жизни, и еще очень многое. „то именно, впрочем, — зависит от разновидности вампира, коих известно великое множество.

¬ любом случае, он питаетс€ не плотью, тем паче — мертвой, а только и исключительно живой кровью. ¬ крайнем случае — кровью свежеубитой жертвы, но намного предпочтительнее, чтобы та была жива и лишь усыплена либо загипнотизирована.  райне желательно пить ее из горла — другие кровотоки намного хуже.

¬нешне вампира можно было бы отличать по длинным иглообразным клыкам, по красным глазам и сероватой коже... если бы не тот факт, что он с легкостью маскирует своими чарами все эти характерные черты. ј по некоторым верси€м, клыки у вампира и вовсе вт€жные — как кошачьи когти.

¬ампир может возникнуть одним из трех способов.

  • »з человека (эльфа, гнома...), которого вампир «опробовал», но не высосал до конца — с сознательной целью сделать «вампира-птенца» (север€не предпочитают слово «фралль» — раб, и они ближе к истине). “акой птенчик полностью подчинен инициировавшему его «отцу», «господину» или «мастеру» — вампиры люб€т разнообразные титулы. ѕо Ѕрэму —токеру, вампир, напротив, должен дать человеку попробовать свою кровь, причем добровольно. –езультат, впрочем, выходит тот же самый.

  • ¬ силу прокл€ти€ — из человека, совершившего множество злодей€ний в угоду сильной страсти.  ак правило, страсти любовной...

  • ѕри помощи закл€ти€ или магического «желани€», суть которого — стремление жить вечно. Ќекоторые чародеи придерживаютс€ мнени€, будто таким способом можно стать личом; но это заведомо неверно. ≈сли существо полно всепоглощающей жажды жить, то есть пользоватьс€ своим телом так же, как при жизни — оно, безусловно, сделаетс€ именно вампиром, ведь лич — всего лишь дух, заключенный в мертвой оболочке.  стати, если стремление жить любой ценой достаточно сильно, то оно само может приобрести магический смысл.

—облазн бессмерти€ и его пагубность — именно в этом, если можно так выразитьс€, смысл образа вампира. ѕозднее его стали использовать просто как «страшилку», но даже сквозь самые забубенные романы прогл€дывает эта мысль.

¬ампиры известны издревле; они именовались лилу в ¬авилоне, аххару у шумеров, остались истории про египетских вампиров (происход€щих от богини —ехмет). ¬ более глубокую древность нам загл€нуть не дано. ¬ообще, у них немало имен: ланнан ши у валлийцев, иромбо в  ении, асуанга на ‘иллиппинах, чепиди в »ндии... ¬ампиры встречались практически везде, где есть кровь, чтобы ее пить.


* * *

”вы, русско€зычна€ терминологи€ в науке о нежити — € обычно зову ее «противоестествознанием» — довольно скудна. (ћожет, это и к лучшему?) ѕоэтому и вампира, и упыр€ ранее обозначали в основном словом «упырь». ƒаже «вурдалак» — словечко, украденное у совсем другого существа: это искаженное «вовкудлак», то есть волк-оборотень.

—лово «вампир» в последнее врем€ прижилось в русском €зыке; поэтому термин «упырь» мы оставим за вонючим трупоедом.

„ем опасен упырь

√оре! ћалый € не сильный,

—ъест упырь мен€ совсем...

ј. —. ѕушкин

 ак он ни жалок, недооценивать упыр€ как противника, разумеетс€, не стоит. “ем более, что они обычно берут числом, ибо ход€т большими группами. ќчень редко на свет по€вл€етс€ упырь-одиночка, как правило, ими станов€тс€ жертвы большой резни.

≈сли упырей своевременно не упокоить, они будут распростран€тьс€ подобно заразе: напада€ на беззащитных путников или на хутора, они будут сотвор€ть себе подобных, и вскоре речь пойдет уже не о дес€тке упырей, а о паре сотен, а с таким войском может не справитьс€ даже королевска€ рать.

Ќи в коем случае не следует путать их с зомби и другими видами «автоматической» нежити, подконтрольной своему создателю. ”пыри, как уже говорилось, обладают некоторой свободой воли, а потому довольно быстро двигаютс€ и соображают.  роме того, их укус или удар когтистой лапы запросто может отравить сильнодействующим €дом либо парализовать жертву на месте.

ѕоэтому первое правило сражени€ с упыр€ми — не подпускайте эту мерзость близко. —трелы, копь€, секиры — все это послужит вам вернее меча или булавы.

» еще: когда € говорил о вони, источаемой упырем, € имел в виду не «легкое амбре» и даже не «запах, от которого режет глаза», а такой умопомрачительный смрад, что от него буквально выворачивает наизнанку. Ётот аромат — серьезное оружие и без того гнусной твари, да к тому же действует на рассто€нии.

ќсобой защиты у упыр€ нет (вурдалак может похвастатьс€ кост€ной «броней»), но имейте в виду, что он, будучи нежитью, не обладает жизненно важными центрами. ¬се равно, куда его бить.

Ќо главное — не забывайте сжечь тело! »наче упырь полежит-полежит, да и встанет — снова во всей красе и полном здравии. Ёто произойдет не быстро, но случитс€ об€зательно. «акопать — не выход, откопаетс€. ѕравда, если произвести это на осв€щенной земле... да только кто ж вам такое позволит?

ѕрава и об€занности вампира

“во€ главна€ ошибка — в том, что ты решил, будто мне нужна помощь.

ћина ’аркер

¬о всеоружии

¬ампир — существо глубоко волшебное. ћаги€ поддерживает его дух и тело. ѕричем чем дольше он живет на свете — тем маги€ сильнее, потому что она усиливаетс€ выпитой кровью.

‘изическа€ сила, скорость и ловкость его намного выше, чем были при жизни, и посто€нно растут; бывалый кровосос запросто способен вырвать из земли небольшое дерево или обогнать птицу.

ќба€ние вампира — отчасти маги€, отчасти навык, необходимый в жизни. ќчень часто ему приходитс€ использовать силу убеждени€; неумеющие уговаривать долго не живут.

ѕостепенно он приобретает неу€звимость к большинству видов оружи€ — сохран€€, однако ж, восприимчивость к серебру и осине. —еребро может не убить его, но уж точно сильно обожжет.

—в€тых имен он боитс€ только в том случае, если их произнос€т крайне благочестивые уста; сам по себе крест его не слишком пугает, хот€ вампир и предпочитает его не касатьс€. —в€та€ вода наносит ему вред, но тоже не особенно большой.

» даже если вы исхитрились его убить — толку с этого немного. „ерез некоторое врем€ он снова возродитс€ в своем гробу; и только если уничтожить его и там, пронзив сердце осиновым колом или раскрыв гроб под лучами солнца, вампиру действительно настанет конец... ёных вампиров можно убить, просто обезглавив, но они достаточно быстро избавл€ютс€ от этой, с позволени€ сказать, ахиллесовой п€ты.

ѕо желанию вампир способен превратитьс€ в летучую мышь, а если он уже достаточно долго пьет кровушку — то и в облачко тумана. ¬ этом последнем состо€нии его вообще мало чем можно прон€ть. Ќекоторые представители вампирского рода освоили также превращение в пса или волка, на востоке — в лису и кошку, а на севере — в ворона.

√олосом вампир очаровывает, а со временем обучаетс€ и полностью подчин€ть, гипнотизировать. Ёто позвол€ет ему без большого труда получать живую кровь. ќхоту облегчает умение передвигатьс€ бесшумно, а отступление — способность делатьс€ невидимым (правда, только в человечьем облике) и не оставл€ть следов. ѕравда, невидимость доступна только самым могучим вампирам.

¬прочем, и так догнать их или убежать от них нелегко: скорость, которую может развить кровосос на своих двоих, по разным данным, составл€ет — в наших единицах — от 50 до 100 километров в час. ¬ общем, уехать от него на автомобиле можно — если дорога хороша€. —корость его действий в бою — соответствующа€, так что не стоит излишне полагатьс€ на звание мастера спорта по фехтованию...

Ќаконец, вампир способен управл€ть нашими чувствами, измен€€ свое обличье (при желании он легко сойдет за человека), насыла€ темноту или создава€ призрачные звуки — скажем, зовущей на помощь девушки.

¬ампирские табу

Ќо маги€, дающа€ ему все эти преимущества, действует не бесплатно. » многие действи€, вполне доступные смертному, дл€ него закрыты.

Ќапример, мало кто знает, что вампир не может войти в дом без приглашени€ кого-то из наход€щихс€ в нем. ѕравда, дл€ этого нужно, чтобы непосредственный хоз€ин дома в нем посто€нно проживал, то есть съемна€ квартира или флигель в доходном доме от вампира не спасут. ¬прочем, приглашение необ€зательно должно исходить именно от хоз€ина; годитс€ и домочадец, и гость, и слуга.

ƒомом считаетс€ любое долговременное обиталище: переносной шатер кочевника, пещера отшельника и даже... гроб, если в нем присутствует его хоз€ин.  ое-кто рекомендует скрыватьс€ от вампира именно в гробу или склепе. Ќепри€тно, конечно, но жить-то хочетс€?

ѕричем он не только войти не вправе — он даже не может загипнотизировать тех, кто внутри. ѕравда, может обмануть иллюзией.

ј вот если он в этом доме бывал при жизни — тогда он от вампира не защита. ѕотому-то многие кровососы делали первыми жертвами собственных домочадцев, а то и детей...

“акже вампир не в состо€нии пересекать текучую воду — даже в полете. ћожет хватить хорошего моста, но не лодки или корабл€.

Ёто вредно дл€ здоровь€

—ама€ известна€ и практически непреодолима€ слабость вампира — это у€звимость к солнечному свету. ќн испепел€ет вампира на месте. Ћишь редчайшие экземпл€ры нашли волшебное «противо€дие», и то оно, как правило, не снимает у€звимость, а просто дает шанс возродитьс€ в гробу.

√роб дл€ вампира — така€ же необходимость, как сосуд жизни дл€ лича. Ёто — место, где он лечитс€, возрождаетс€ в случае гибели и отдыхает.

ј отдых ему нужен, и врем€ от времени вампир об€зан спать значительно дольше суток. јвторитеты расход€тс€ во мнении, как часто, насколько долго и с какой целью он это делает.

», конечно же, вампир нуждаетс€ в крови. ≈сли он пьет ее редко, то постепенно тер€ет разум (и становитс€ безумным хищником), если же выхлестает слишком много зараз — рискует опь€нением или сильной сонливостью.


—уществуют разные точки зрени€ по поводу того, какие субстанции опасны дл€ вампира и в какой мере. „еснок, похоже, ему просто непри€тен или, быть может, вызывает что-то вроде аллергии. Ќо он заведомо сильно портит вкус крови, так что, пита€сь из натертой чесноком шеи, вампир не получит ни малейшего удовольстви€.

¬прочем, некоторые (например, Ѕарбара ’эмбли) утверждают иное:

Ќабиваешь ли рот вампиру чесноком или же пронзаешь его сердце деревом с аллергенными свойствами — все равно ты парализуешь его центральную нервную систему...

ƒерево с алергенными свойствами — это, €сное дело, осина. ≈е смертельность сомнению не подлежит — но только в случае, если втыкать ее в тело вампира, желательно — лежащее в его родном гробу. ћожно ли победить его, использу€ осиновый кол на манер копь€ — тут есть разные мнени€.

ќ серебре и св€той воде мы уже говорили.

¬стречаетс€ иде€, будто вампира каким-то образом можно отгон€ть при помощи зеркала; но ничего конкретного на этот счет не известно, если не считать того факта, что вампир в зеркале не отражаетс€. Ќо едва ли это само по себе в силах ему серьезно повредить (хот€ и способствует обнаружению).

»звестно великое множество амулетов, призванных защитить от укуса, и оружи€, заговоренного специально против вампиров. ќднако в большинстве историй их роль сводитс€ к тому, чтобы... в решительный момент не сработать. “ак что есть все основани€ подозревать, что эти амулеты и чародейские клинки — одно сплошное шарлатанство.

–одн€ вампиров и упырей

— “ы так сильно походишь на русалку, — продолжал спокойно ведьмак, — что обманешь любого, черноволоса€. Ќо лошади никогда не ошибаютс€. ”знают таких, как ты, инстинктивно и безошибочно.  то ты? ƒумаю, что муль или альп. ќбычный вампир не вышел бы на солнце.

ј. —апковский, « рупица истины»

ѕомимо классических вампира и упыр€ есть еще немало более редких типов мертвых кровопийц и каннибалов. ќни по большей части наход€тс€ в отдаленном родстве с вышеупом€нутыми видами нежити.

—трыга

—трыга, она же стригой или морой, чаще всего встречаетс€ на исконной вотчине вампиров — в “рансильвании, но видали ее и в более широком регионе — от –ейна до западной ”краины.

—трыгу можно считать «недостающим звеном», св€зывающим вампира с упырем. ќна питаетс€ кровью и днем спит в гробу, как вампир, но повадки у нее ближе к упырьим. » вообще это существо убогое и несчастное.

” стрыги есть две базовых формы. Ѕолее знаменита она в виде летающей головы с крыль€ми или, реже, крупной птицы, у которой голова составл€ет больше половины тела; именно в этом обличье она, бесшумно лета€ по ночам, пьет людскую кровушку.

Ёто интересно: вообще-то по румынски striga — это сова-сипуха. ƒа, голова у нее немаленька€, но все ж таки не в полтела.

¬о второй форме она похожа на оборванную нищенку или старую ведьму. ѕока стрыга молода, она рискует показыватьс€ в таком виде днем; но, попивши крови несколько лет, вынуждена по примеру
80KB
“ипична€ стрыга.  ажетс€, случай не очень запущенный.
«старших братьев»-вампиров отдыхать в саркофаге.

Ќекоторые авторитеты утверждают, будто бы молода€ стрыга вполне привлекательна и способна пить кровь в человечьем облике, соблазн€€ жертв на манер вампира. ќтличить ее можно по рыжим волосам и голубым глазам, но, встретив девушку с такими приметами, не спешите готовить осиновый кол — сперва прослушайте ее стетоскопом. ” насто€щей стрыги — два сердца!

—тарые и опытные кровопийцы осваивают превращение в волка.  азалось бы — зачем? ќтвет прост: в этом виде они командуют волчьими ста€ми и даже вервольфами.

—ражаетс€ стрыга, буде доведетс€, голыми руками (из которых выпускает преизр€дные когти). ћало не кажетс€: силушка у нее нешуточна€.

Ѕольшую часть жизни (по крайней мере — ночной) стрыга подвластна жгучему голоду, который и удовлетвор€ет в меру своих сил. Ќа активную социальную жизнь времени не остаетс€; больше половины своего существовани€ стрыга подобна бездумному и бессмысленному упырю.

ѕо€вл€етс€ она, как и упырь, непроизвольно — в результате осквернени€ могилы. ƒа, даже сама€ молода€ и относительно симпатична€ стрыга уже довольно давно мертва.

ћужчин-стрыг не бывает.


ƒо переселени€ на  арпаты стрыги обитали преимущественно в »талии и ƒалмации; древние римл€не именовали их «стрикс», то есть «сова». ќни предпочитали нападать группами, поскольку в кровопьющей форме были мельче, и крови одного человека хватало на трех-четырех.

—оставители первого «монстр€тника» D&D надругались над бедной покойницей почище тех, кто обеспечил ей нежизнь. ѕомен€в местами пару букв (stirge), сделали ее чем-то вроде гигантского мохнатого комара, который охотитс€ ста€ми и пьет кровь.

ќтличный образчик этого существа можно увидеть у братьев —тругацких в «ѕонедельнике», хот€ вр€д ли они к тому стремились:

ѕроснулс€ € от боли и увидел р€дом с собою мрачного бородатого комара, который старалс€ запустить свой толстый, как авторучка, хобот мне в икру.

«Ѕрысь!» — заорал € и стукнул его кулаком по выпученному глазу.

 омар обиженно заурчал и отбежал в сторону. ќн был большой, как собака, рыжий с подпалинами. ¬еро€тно, во сне € бессознательно произнес формулу материализации и неча€нно вызвал из небыти€ это угрюмое животное.

Ћами€

Ћамией звали царицу Ћивии, котора€ стала любовницей «евса и родила ему нескольких детей.
138KB
Ёта лами€ €вно специализируетс€ на превращени€х... ј может, родилась от брака ламии со сфинксом.
ƒальнейшее легко представ€т себе все, кто знаком с истори€ми зевсовых измен: ревнива€ √ера обезобразила Ћамию и убила ее детей. “а, ожесточившись, стала красть чужих детей и пить их кровь.

¬идимо, уже в этой стадии своего существовани€ она породила немало потомков; во вс€ком случае, даже сейчас, если спросить греков, вы узнаете, что ламий порой можно повстречать в глухой местности у старых развалин, а то и в городе по ночам. » диета у них все та же — сама€ что ни на есть вампирска€.

ѕри ближайшем рассмотрении оказываетс€, что лами€ по своим способност€м крайне похожа на вампира. «десь и гипнотизирующий взгл€д, и масса запретов сходного рода, и способность мен€ть форму. ѕравда, нетопыриным крыль€м лами€ предпочитает облик змеи (и даже в человеческом виде €зык ее остаетс€ змеиным, поэтому говорит она свист€щим голосом).

Ќекоторые ламии способны принимать и другие формы: например, львиное тело и человеческий торс с когтистыми руками.

—родни ламии и эмпуса — ее можно опознать по ослиным ногам и по привычке закусывать выпитую кровь м€сом жертвы.

¬ играх эти милые девушки пока редки; исключение составили только ниваловские «ƒемиурги».

ƒампир

Ётим цыганским словечком обозначают потомство от брака вампира в 15-м (вариант 10-м) поколении с человеческой женщиной; причем женщина должна остатьс€ в живых до момента рождени€ ребенка.

121KB
ƒампирша Bloodrayne.

ƒампир может унаследовать, а может и не унаследовать папину кровожадность, но в любом случае он может видеть вампиров сквозь невидимость и в обличье тумана, а его оружие (или клыки, если удалс€ в папашу) способно поражать вампиров насмерть. ѕоэтому дампир — самый эффективный охотник на кровососов.

ѕочему конкретно его оружие смертельно дл€ вампира — на этот счет есть немало версий. ќдна из самых диких — это способность... превращать в полете пулю в осиновый кол.

ќ блест€щих победах дампиров есть немало историй. ќдна даже игровизирована — в Bloodrayne; правда, героин€ получилась довольно-таки вульгарной.

Ћет сто назад в Ѕолгарии, “рансильвании, ¬енгрии дампиров было на удивление много. ќни ходили по деревн€м и предлагали свои услуги в уничтожении монстров, которых никто, кроме них, был увидеть не в состо€нии. «лые €зыки утверждают даже, что некоторые из них были самыми натуральными шарлатанами; наверное, нужна немала€ отвага, чтобы назватьс€ дампиром и не побо€тьс€ вампирской мести?

јльп

Ётот обитатель √ермании, ƒании и ‘ландрии, вполне веро€тно, должен быть рассмотрен скорее в статье о демонах: неочевидно, был ли он когда-либо живым. ѕовадки альпа представл€ют собой нечто среднее между классическим вампиром и инкубом; он действует в первую очередь соблазнением.

ќдна из самых интересных черт альпа — это контроль над сновидени€ми. ѕоэтому альп, жела€ полакомитьс€ обитател€ми какого-нибудь одинокого домика на ферме (в который ему, как и вампиру, вход заказан) действует обычно так. ѕревраща€сь в летучую мышь либо кошку, забираетс€ на крышу и всел€ет в обитателей кошмарный сон; если этого недостаточно (никто в панике не убегает из дому), он обрабатывает их всю ночь, а кроме того — тем же способом приводит в исступление лошадей, чтобы с утра не на чем было уехать. ¬ итоге на вторую ночь, как правило, ему достаетс€ пожива.

¬етала

Ќе вполне пон€тно, почему, но большинство классификаторов без колебаний относит веталу к вампирам. ’от€ по диете он ближе к упыр€м — предпочитает м€со крови.
104KB
¬етала.
Ќо утонченностью и интеллектом он, конечно, ближе к «корол€м ночи».

ќбитает ветала в »ндии, преимущественно в окрестност€х кладбищ; эти неупокоенные духи мечтают о том, чтобы проследовать путем прочих душ, но не могут. Ётот факт всел€ет в них ненависть ко всему живому.

¬етала обладает р€дом вампирских способностей (гипноз, превращение в летучую мышь, невидимость), а кроме того, как демон или экимму, может всел€тьс€ в человека (создава€ эффект одержимости).

≈ще ветала непрочь поиграть с человеком — как правило, на его душу. Ћюбима€ игра — в загадки. ¬ случае проигрыша ветала, как √оллум, обещает вывести заблудившегос€ (а то и подарить «подарочек»), а уж если победит — то душа проигравшего останетс€ караулить новых неосторожных в роли веталы, а сам ветала наконец-то упокоитс€. ѕравда, иногда что-то идет наперекос€к, и на кладбище посел€ютс€ уже два веталы. ≈сли же отказатьс€ от игры — то придетс€ прин€ть бой...

¬ общем, шансы на благополучный исход при встрече с веталой есть разве что у мастеров загадок и специалистов по интеллектуальным играм. ”говор ветала чтит — в отличие от √оллума, все индийские духи к выплате проигрыша относ€тс€ крайне скрупулезно, даже если во всем остальном у них нет ни капли чести.

≈сть в »ндии и другие кровопийцы — в частности, среди существ, подвластных богине  али, котора€ и сама не прочь опохмелитьс€ напитком, «дел€щимс€ по группам, а не по градусам».

„упакабра

27KB
ћузейна€ реконструкци€ чупакабры.

Ќекоторые вампиры пьют не человечью кровь, а кровь животных: и греха такого нет, да и намного безопаснее. ”вы, дл€ вампирского метаболизма это крайне вредно: обладатель этой привычки постепенно и сам превращаетс€ в животное, напоминающее бесшерстного бульдога с человечьими, но когтистыми руками и полыми клыками-иглами. “варь способна прыгать не хуже тушканчика, но особых сверхъестественных способностей за ней не замечено.

ѕервое упоминание о них было как о разновидности сильно деградировавших стрыг, без особого названи€.
101KB
ќдна из самых знаменитых фотографий чупакабры.
¬ наши дни такое существо частенько замечают в Ћатинской јмерике, особенно на √аити и ѕуэрто-–ико: потому-то его основное название, чупакабра — на испанском €зыке. Ќо видели их и в —Ўј, и даже в –оссии. Ќапример, некоторое врем€ назад подымалась шумиха по поводу скелета чупакабры, обнаруженного на ќке.

≈сть даже фотографии этой гнусной, но почти безопасной дл€ человека твари. ћежду прочим, вампир, по идее, не должен отображатьс€ на фото — так что видимо, чупакабры совсем деградировали.

«оологи полагают, что речь идет о мутации или даже просто о собаке, волке либо шакале, пораженном кожным заболеванием. ’от€ последн€€ верси€ объ€сн€ет далеко не все.

Ћацедон

≈сли упырь по€вл€етс€ из-за отсутстви€ должного погребени€, то море должно порождать их тыс€чами. ¬едь матросы редко удостаивались могилы, даже если скончались на борту корабл€ от ран или болезни, а уж о кораблекрушени€х и затопленных в бою корабл€х и разговору нет.

“ак оно и есть: утонувшие, особенно на мелководье, нередко бывали замечены в упырином обличье. ћорской упырь отличаетс€ от обычного перепончатыми конечност€ми, слизью на коже и иссин€-зеленоватым оттенком кожи; в остальном это примерно то же существо.

Ќекоторые авторы предпочитают называть эту разновидность лацедоном; в большинстве игр она встречаетс€ именно под этим именем.

японские лацедоны — каппе — отличались тем, что не поедали своих жертв, а напивались их кровью. ¬ остальном же они неотличимы от обычных морских упырей.

Ќекоторые из существ, известных как русалки, тоже по сути своей лацедоны — только пресноводные. ќни обычно сохран€ют толику разума. »ногда, если они живут достаточно долго, они переход€т в высшую форму, напоминающую по свойствам вампира.

„ерна€ лиса

ѕо некоторым данным, известнейша€ среди китайских оборотней — женщина-лисица, или черна€ лиса — не насто€щий оборотень, а именно вампир.

—удите сами: немало историй рассказывают, что черна€ лиса была раньше девушкой, котора€ умерла от несчастной любви, грубого обращени€ или жестокого убийства. ¬ дом она не может войти просто так — нужно приглашение, которое она добывает обманом, иллюзией или соблазнением. „асто ластитс€ к дет€м, чтобы те пригласили в дом.

” своих жертв пьет кровь.

ј вот €понска€ лиса-кицуне, превращающа€с€ в человека — именно оборотень. Ќо об этих существах речь пойдет в совсем другой статье.

Ѕрукса

39KB
Ѕрукса.

Ёто слово на кельтиберском (€зык обитателей ѕиренейского полуострова, живших там до римского завоевани€) означало что-то вроде «ведьма»; сейчас оно трансформировалось в «бруха» (у испанцев) или «бруджа» (у португальцев).

¬ сущности, это значение слова и сейчас остаетс€ основным. ќднако многие полагают, что, если бруджа достаточно долго готовит и пьет свои зель€ и эликсиры, то после смерти ей уготована нежизнь на вампирский манер.

—ущественное отличие бруксы от классического вампира — в том, что она никогда не обращает свой гнев и голод на семью и на свою деревню; более того, она выступает своего рода «демоном-хранителем» родного поселени€, оберега€ от врагов и разбойников. ѕравда, порой при этом навлекает на нее дополнительные непри€тности; например, разве не выгадает — с точки зрени€ порченого разума бруксы — деревн€, коль скоро едущий в нее сборщик налогов случайно скончаетс€ в пути? ј что потом решат власти — это ей невдомек.

ƒаже в слав€щейс€ своими кострами »спании деревню, где завелась брукса, карать остерегались. ≈сли вдруг поселение, где она родилась, придет в запустение — брукса впадет в €рость, достойную берсерка, что при ее возможност€х обойдетс€ окрестност€м недешево.

ѕока брукса в играх почти не встречаетс€, но в готов€щемс€ к выходу «¬едьмаке» она совершенно точно будет.

Ћетучие мыши-вампиры
48KB
Vampyrum spectrum, или вампирова€ летуча€ мышь.

¬ их существовании не сомневаютс€ даже самые отъ€вленные скептики. ∆ивет в јмерике летуча€ мышь-вампир, котора€ пьет кровь скота, а при случае и человека.

“ак? “ак-то так... Ќо не совсем. Ћетуча€ мышь-вампир действительно существует, и не одна: есть, например, Vampyrum spectrum и еще несколько видов. ¬се так, но вот кровь они не пьют. ћышей (сухопутных) лов€т, да, а также €щериц, порой непрочь позакусить крысой (даром что размером они ее не превосход€т), но всю эту дичь они поедают безо вс€ких «извращений».

Ќо летуча€ мышь-кровопийца действительно есть. “олько она называетс€ не «вампир», а «десмод».

141KB
ƒесмод.

ќна совсем маленька€, весит граммов 40. ѕоэтому серьезной опасности представл€ть десмод не может — разве что их ну очень много, а вы ну очень беспечны. ƒесмод прокусывает жертве кожу, вводит средства дл€ анестезии и несвертывани€ крови (они у него в слюне) и аккуратно всасывает кровь €зычком. –анка бывает с полсантиметра в длину и несколько миллиметров в глубину. ƒл€ насыщени€ ему нужно граммов 20-40 (то есть, от половины его веса и более).

ћежду прочим, фермент слюны десмода, который обеспечивает несвертывание крови, называетс€ дракулином.

Ќичем другим питатьс€ десмод не может в принципе: пищеварительный тракт у него настолько короткий, что другой пищи он не усвоит. “ака€ диета правильно называетс€ гематофагией.

¬ основном он охотитс€ на животных, куса€ их за уши и другие мало покрытые шерстью части. ќчень любит кур, у которых есть такой удобный гребешок.

¬есьма любопытны повадки десмодов; так, например, поскольку они должны питатьс€ достаточно часто и не могут долго голодать, они порой корм€т друг друга — изо рта в рот.

ƒл€ человека десмоды... порой весьма полезны. ѕотому что выделенный из их слюны фермент привел к по€влению лекарства десмотеплазы, успешно лечащей инсульты; и это, как считают фармакологи, далеко не последн€€ польза, на которую можно рассчитывать от исследовани€ этого печально известного рукокрылого.

»сторические вампиры

¬алашский господарь чать не кафолин, а православный вождь и за веру крепко стоит. Ќедаром турки с таким страхом поминают славное им€ кн€з€ ƒракулы.

—. Ћогинов, « олодезь»

Ќе секрет, что в нашей истории хватало вампиров. Ќе то чтобы мы были и впр€мь уверены, что они жили после смерти, пили кровь и обращались в облачко тумана, но показаний на эту тему собралось столько, что в «описанном прошлом» они точно жили.

√раф ƒракула

–взумеетс€, самый знаменитый вампир — ƒракула, он же ¬лад III ÷епеш. √осподарь ¬алахии в 1456-1462 годах (граф — самый близкий к этому западноевропейский титул).
45KB
¬лад ÷епеш ƒракула.
¬алахией называлась тогда территори€ восточной –умынии и ћолдавии.

¬ качестве вампира его ославил на весь мир Ѕрэм —токер; до того его слава была мрачной, но не настолько. ѕрозвище ÷епеш переводитс€ с румынского как «сажатель на кол»; другое прозвище, ƒракула — как «сын дь€вола».

” будущего господар€ ¬алахии было трудное детство: в 13 лет он попал в заложники к туркам на 4 года. Ёто сделало его €ростным противником турок; в своем стремлении вести с ними бескомпромиссную борьбу он во многих бо€рах видел предателей (и справедливо). ѕытки и казни при нем развились до таких масштабов, что вызывали удивление даже в этот, м€гко говор€, не слишком гуманный век.

ѕервые слушки о том, что господарь валашский — вампир, пошли потому, что ¬лад имел милую привычку завтракать на месте казни или в пыточной. “ам ему почему-то завтракалось с особенным аппетитом. ј если приходилось принимать пищу в пиршественном зале, то и тут он находил способ себ€ развлечь: например, известна истори€, как он пр€мо за столом приказал кому-то прибить шапку к голове гвозд€ми.

“ак что слава его, по большому счету, заслуженна. ѕравда, можно задатьс€ закономерным вопросом, чем лучше наш »ван √розный...

¬оевал ÷епеш храбро и умело, но под гнетом его тирании в стране один за другим зрели заговоры. ¬ результате одного из них ему пришлось бежать в ¬енгрию; однако через 13 лет он вернулс€, снова вз€л власть, но практически сразу после этого был убит. ј голову его послали в подарок турецкому султану.

Ѕывают такие заступники родной земли и веры, что уж лучше турки...

јнтонио ¬альверде

Ётот испанский идальго жил себе скромной частной жизнью, пока его не пригласил составить компанию в путешествии друг детства — јлонсо ќхеда.

јлонсо был путешественником и конкистадором; ему на долю не выпало настолько громкого успеха, как  ортесу или ѕисарро, но и он славно погул€л по ¬ест-»ндии.

 онкистадоров интересовало, как водитс€, золото; а народы ¬ест-»ндии имели обыкновение расходовать его в первую очередь дл€ погребени€. ¬от и получилось так, что свою самую ценную добычу — золотой саркофаг — ќхеда и ¬альверде держали у себ€ дома. ѕон€тно, как это восприн€ли их солдаты, о туземцах уж и не говорю...

ѕо части жестокости экспедици€ ќхеды уступала ѕисарро, но ее вожди репутацию вампиров своими подвигами честно заслужили. ќднако ќхеду эта слава в итоге миновала: он, как-никак, завоевал дл€ испанской короны много земель и снискал славу. ј вот его спутник... а от него-то и было все зло!

’от€, между прочим, если следовать идее, что главное гнездо вампиров — балкано-карпатский регион, то обвин€ть надо скорее ќхеду. ќн как раз с Ѕалкан — болгарин, а его фамили€ правильно пишетс€ как ќхрид. ¬ »спании его подправили под местные традиции...

¬альверде сделалс€ героем многих латиноамериканских и испанских историй о вампирах. —ама€ попул€рна€ гласит, что обладател€ золотого саркофага он съел без соли (это обсто€тельство особо подчеркиваетс€), что обеспечило ему после смерти от индейской стрелы возможность сделатьс€ нежитью. ¬ упом€нутом саркофаге, уже став вампиром, он пересек океан и вернулс€ в »спанию. ¬последствии был сожжен на костре, но за что — этого истори€ не сохранила. ћожет, и за вампиризм...

√рафин€ ƒюфор

Ёта дама, правивша€ своим графством в отсутствие отбывшего в крестовый поход мужа (XII век) однажды серьезно заболела. ¬ызванный врач диагностировал проказу.

√рафин€, услышав его слова, покл€лась, что, если он не найдет средства ее излечить, она прикажет содрать с него кожу живьем.

ƒоктор под этой угрозой нашел средство: графин€ должна была искупатьс€ в свежей человеческой крови — что и было исполнено. Ќо лекарство не помогло, и вторую ванну наполнили уже кровью доктора. ј затем она вошла во вкус... Ёто продолжалось до той поры, пока медицинским процедурам не положил конец ее сеньор, √ийом ќвернский, предавший ее жестокой казни. ќднако и после смерти ее еще долго видали в тех земл€х...


* * *

ѕодобных историй существует еще немало — счет идет на дес€тки или даже на сотни. ¬ јнглии, Ўотландии, √ермании, »талии, ‘ранции, »спании — во всех заметных государствах «ападной ≈вропы были такие истории, да и в јзии их хватало. ј уж Ѕалканы и  арпаты просто-таки полнились разнообразнейшими кровососами.

я не перечисл€ю больше имен лишь потому, что истории о них крайне малопри€тны. я никогда не был любителем жанра horror, и считаю дальнейшие подробности на эту тему излишними.

¬ книгах

ƒж. ”. ѕолидори

’от€ легенд и рассказов о вампирах в античности и средневековье накопилось вдосталь, в литературе до XIX века их было негусто. ¬ стать€х, хрониках, народном творчестве — были, а вот господа писатели ими как-то не интересовались. √ете, правда, описал нечто подобное, но даже слово «вампир» у него не прозвучало.

ѕерва€ волна попул€рности настигла вампиров неожиданно: по€вилась повесть «¬ампир», приписываема€, ни много ни мало, лорду Ѕайрону.

„то ж, Ѕайрон и сам поминал вампира как идею в своих произведени€х, и действительно подумывал написать об этом; но книга, тем не менее, принадлежала не ему, а его бывшему врачу — ƒжону ”иль€му ѕолидори.

Ѕайрон был не то чтобы совсем ни при чем: были задействованы его идеи и вроде бы даже черновые записи. “акое положение дел его изр€дно рассердило, и он попыталс€... сам издать что-то на эту тему, но не преуспел.

Ёто забавно: по моим наблюдени€м, примерно три четверти пишущих об этой истории в наши дни пребывают в убеждении, что ѕолидори публиковал свое произведение уже после смерти Ѕайрона. »ную последовательность событий они просто не могут себе представить — в наши дни это было бы, действительно, нелепо. ћежду тем Ѕайрон... пережил ѕолидори на три года.

√ероем ѕолидори был некто лорд –утвен (или –атвен, как его тоже часто перевод€т). »м€ вз€то не случайно: бывша€ любовница Ѕайрона,  аролина Ћамб, в своей повести вывела под этим именем самого Ѕайрона.  онечно, у нее он вампиром не был. » мрачный, элегантный –утвен у ѕолидори тоже с первого взгл€да узнавалс€ знакомыми лорда Ѕайрона...

Taк cлyчилocь, чтo в caмый paзгap yвeceлeний, нeизмeннo coпyтcтвyющиx лoндoнcкoй зимe, нa вceвoзмoжныx пpиeмax, ycтpaивaeмыx зaкoнoдaтeл€ми xopoшeгo тoнa, cтaл пo€вл€тьc€ нeкий двop€нин, бoлee пpимeтный cвoeй экcцeнтpичнocтью, нeжeли знaтнocтью. Oн нaблюдaл зa вeceльeм. цap€шим вoкpyг нeгo, тaк, cлoвнo caм нe мoг пpин€ть в нeм yчacтиe.

Oчeвиднo, бecпeчный cмex пpeдcтaвитeльниц пpeкpacнoгo пoлa пpивлeкaл eгo тoлькo зaтeм, чтoбы oдним взгл€дoм зacтaвить eгo yмoлкнyть и пpoбyдить cтpax в cepдцax, гдe дoceлe цapилo лишь лeгкoмыcлиe. Te, ктo oщyшaл этoт блaгoгoвeйный yжac, нe cмoгли бы oбъ€cнить eгo пpoиcxoждeниe: нeкoтopыe ccылaлиcь нa взгл€д мepтвeннo-cepыx глaз, чтo, ocтaнoвившиcь нa лицe coбeceдникa, cлoвнo бы нe пpoникaл в дyщy и нe пocтигaл coкpoвeнныe движeни€ его cepдцa, нo лoжилc€ нa щeкy cвинцoвым лyчoм, и, нe в cилax пpeoдoлeть пpeгpaдy, дaвил нa нee нeвынocимoй т€жecтью.

–утвен — не кровожадный зверь, как большинство вампиров, он скорее пресыщенный, уставший от жизни представитель высшего света; такие люди совершали немало хладнокровных злоде€ний из расчета или просто дл€ того, чтобы расшевелить ув€дающий разум.  лассических атрибутов вампира — бо€зни солнечного света, осиновых кольев и так далее — вы у ѕолидори тоже не найдете.

»м€ его сделалось нарицательным; и нередко английские авторы давали своим персонажам это им€ в качестве личного, чтобы подчеркнуть натуру холодного, спокойного мерзавца. ћожно вспомнить, например, работорговца –утвена —уэйна из «„ерных дроздов» или бретера и убийцу –утвена —келли из «Ѕесноватых» ƒжона ƒиксона  арра. Ѕыло немало театральных постановок; одна из них упоминаетс€, например, в «√рафе ћонте- ристо», где геро€ пытаютс€ полушут€ заподозрить в том, что он тоже относитс€ к геро€м нашего сегодн€шнего рассказа.

ј.  . “олстой

¬ русской литературе свои вампиры по€вились рано. Ѕудуший классик јлексей  онстантинович “олстой, автор «÷ар€ ‘едора »оанновича» и « н€з€ —еребр€ного», начал свою литературную работу с повести «”пырь». ќпубликована она была в 1841 году.

“олстой подошел к вопросу с долей присущего ему юмора (могильную серьезность «романов ужаса» он поддерживать никогда не умел и не любил), но тем не менее «”пырь» вполне может считатьс€ честным «ужастиком». “ут присутствует и таинственный особн€к в »талии, и зловещий заговор против собственной внучки, и даже предлинна€ истори€ прокл€ти€ в стихах...

  Ќад ћарфой прокл€тие мужа гремит,  

  ќн прокл€л ее, умира€:  

  „тоб сгинула ты и чтоб сгинул твой род,  

  —то раз € теб€ проклинаю!  

  ѕусть вечно исс€кнет меж вами любовь,  

 ѕусть бабушка внучкину высосет кровь!  

Ќо вообще-то основное действие проходит в современной “олстому, бытовой и привычной обстановке, что весьма забавно сочетаетс€ с готическими ужасами. “олстой выше того, чтобы надел€ть своих «упырей» (они, конечно, по нашей классификации не упыри, но вампиры) демонической внешностью и грозным оба€нием. ¬место черноволосого графа с орлиным носом — старуха-бригадирша и обшарпанный статский советник. ј опознать их можно так: при встрече они «щелкают €зыком, словно сосут апельсин».

ƒа, она точно была —угробина несколько лет тому назад, но теперь она не что иное, как самый гнусный упырь, который только ждет случа€, чтобы насытитьс€ человеческою кровью. —мотрите, как она гл€дит на эту бедную девушку; это ее родна€ внучка. ѕослушайте, что говорит старуха: она ее расхваливает и уговаривает приехать недели на две к ней на дачу, на ту самую дачу, про которую вы говорите; но € вас увер€ю, что не пройдет трех дней, как бедн€жка умрет. ƒоктора скажут, что это гор€чка или воспаление в легких; но вы им не верьте!

–уневский слушал и не верил ушам своим.

¬ы сомневаетесь? — продолжал тот. — Ќикто, однако, лучше мен€ не может доказать, что —угробина упырь, ибо € был на ее похоронах. ≈сли бы мен€ тогда послушались, то ей бы вбили осиновый кол между плеч дл€ предосторожности; ну, да что прикажете? Ќаследники были в отсутствии, а чужим какое дело?

¬ эту минуту подошел к старухе какой-то оригинал в коричневом фраке, в парике, с большим ¬ладимирским крестом на шее и с знаком отличи€ за сорок п€ть лет беспорочной службы. ќн держал обеими руками золотую табакерку и еще издали прот€гивал ее бригадирше.

» это упырь? — спросил –уневский.

Ѕез сомнени€, — отвечал незнакомец. — Ёто статский советник “ел€ев; он большой при€тель —угробиной и умер двум€ недел€ми прежде ее.

—ейчас это произведение не слишком попул€рно; но € его рекомендовал бы куда больше —токера и других признанных корифеев вампирской темы. Ќаписано, право же, намного лучше.

Ѕ. —токер

’от€, как вы видите, истории о вампирах в ходу еще с первой половины XIX века,
147KB
Stronghold Legends:  то лучше строит замки — ƒракула или король јртур?
подлинно модными и знаменитыми они стали после романа «ƒракула» Ѕрэма —токера. –оман с тех пор переведен на все мыслимые €зыки и экранизирован бессчетное множество раз под разнообразными названи€ми.

»менно оттуда — хот€ «ƒракула» отнюдь не первоисточник — повсеместно распространилось большинство сведений о кровососах. ќ том, что может и чего не может вампир, как с ним следует поступать и чего остерегатьс€. ќттуда же стало широко известным «научное» название вампира, придуманное лет за 20 до того Ёмили ƒжерард: носферату.

Ќосферату, по разным верси€м, слово то ли румынское, то ли греческое (и тогда оно представл€ет собой искаженное «носитель заразы», то ли латинское (искаженное «не дышащий»). ¬ общем, что-то умное оно уж точно значит, а что именно — каждый решает сам.

 нига, на мой взгл€д, не выдел€етс€ блест€щим стилем, но она на долгие годы стала «законодателем мод» вампирской темы.

ќгромную попул€рность получил и главный герой — некий ¬ан ’еллсинг, который случайно обнаружил ƒракулу и в конечном счете, едва спасшись от него, сумел упокоить вампира, выставив его на солнечный свет.

Ёто интересно: ¬ан ’еллсинг послужил частичным прототипом очень попул€рного в D&D персонажа — доктора ¬ан –ихтена, специалиста по всевозможным чудищам и твар€м ночи. ¬ серии Ravenloft было издано около дес€тка книг авторства этого самого ¬ан –ихтена — о вампирах, демонах, оборотн€х, големах... я и сам держу на полке несколько сочинений доброго доктора — дабы быть во всеоружии, если доведетс€ встретить призрака или мумию.

Ѕ. ’эмбли

«“е, кто охотитс€ в ночи» и «ѕутешествие в страну смерти», написанные Ѕарбарой ’эмбли, отчасти продолжают толстовские традиции: госпоже ’эмбли тоже никак не удаетс€ полностью спр€тать улыбку. Ќо при этом суть дела вполне серьезна. я бы рекомендовал прочесть только первую из двух этих книг — втора€ ей намного уступает.

√лавный герой разгадывает детективную загадку, будучи нан€т... вампиром. Ќан€т, разумеетс€, без права отказатьс€ — и параллельно с решением проблемы «заказчика» он пытаетс€ придумать способ избавитьс€ и от него самого.

ѕо ’эмбли, вампиризм — заразна€ болезнь, передающа€с€ через укус. ѕри этом нужны очень сложные меры, чтобы укушенный выжил и стал вампиром. √ерои ’эмбли подход€т к загадкам носферату с научных позиций. √лавный герой — лингвист и по совместительству бывший секретный агент...

≈ще от укуса вампира предохран€ет расп€тие; некоторые легенды уточн€ют — серебр€ное расп€тие... » склонный к практицизму ум Ёшера тут же задал вопрос: а сколь велико должно быть содержание серебра? ƒа, но подобно сказкам о католическом Ћимбе, эта теори€ оставл€ет беззащитными древних и современных китайцев, ацтеков, античных греков, австралийских бушменов, гавайских островит€н — они-то расп€тием не пользуютс€. ’от€, может быть, древнегреческие вампиры бо€лись иных амулетов? » как в этом случае реагировали €зыческие вампиры первого столети€ от –ождества ’ристова на христиан, отмахивающихс€ от них крестом? ќткусывали они им носы или нет?

–. Ћ. јсприн

59KB
–. Ћ. јсприн, «ћиф-ические личности».

” јсприна тема вампиров и вовсе комедийна€. ∆ивут они в измерении Ћимб, и, конечно же, не имеют никакого отношени€ к нежити — просто така€ вот странна€ раса.  ровь — пьют, иногда... по вкусу. Ёто национальный напиток и не более того:

¬ы говорите, что ваша вампирска€ шати€ на самом деле не пьет кровь у народа?

ќ, некоторые пьют, — пожал плечами ƒиспетчер, — но это — благоприобретенный вкус, вроде бифштекса по-татарски. Ќекоторые говор€т, что это блюдо дл€ гурманов, но € лично этого добра никогда не выносил.

» добывают его не из людей. ѕочему? ѕотому что вампиры людей панически бо€тс€! » у них есть на то основани€: ведь люди, стоит им увидеть вампира, сразу бросаютс€ на него с осиновыми коль€ми. Ћюди — любимые герои вампирских ужастиков...

’от€ человеки отнюдь не главна€ причина смерти вампиров, точно так же как вампиры — не главна€ причина смерти человеков, это безусловно один из наиболее широко освещаемых и сенсационных способов отправитьс€ к праотцам.

»змерение Ћимб специализируетс€ на изготовлении кошмаров всех сортов и родов, а его жители за пределами родных краев оказываютс€ могущественными магами: это потому, что на Ћимбе магии крайне мало, и его обитатели обучаютс€ пользоватьс€ ей с высочайшей эффективностью.

ѕ. Ќ. Ёльрод

139KB
ѕ. Ќ. Ёльрод, «я, —трад»

Ќемало фэнтези-романов последних трех дес€тилетий написано по мотивам или с участием D&D-приключений. ј там вампиров всегда было в достатке.

—амый знаменитый из таких романов на вампирскую тему — «я, —трад» ѕатриции Ёльрод.

≈го герой, —трад фон «арович, стал жертвой собственных страстей: жела€ завладеть невестой собственного младшего брата —ерге€, “ать€ной, —трад становитс€ братоубийцей, а его возлюбленна€ гибнет, спаса€сь бегством от —трада. — этого момента судьба его предрешена, и —трад обречен снова и снова искать новые воплощени€ “ать€ны. ј его родовые владени€ перемещаютс€ в мир ужаса Ravenloft, где он становитс€ одним из властителей доменов — нар€ду с другими знаменитыми злоде€ми из разных D&D-миров, например — кринновским рыцарем смерти государем —отом.

—трад, конечно, во многом сродни ƒракуле; недаром и загадочна€ страна Ѕарови€, где он родилс€ и вырос, €вно напоминает нечто карпатско-слав€нское (вы наверн€ка заметили «типично восточные» имена брата и возлюбленной вампира...). ≈сть и немало пр€мых параллелей.

»стори€ графа фон «аровича нашла отражение во множестве D&D-сценариев, кое-что проникло и в компьютерные игры (Ravenloft).

Warhammer

Ётот ролевой и стратегический мир собирали долго и любовно, он отражен в нескольких играх (Shadow of the Horned Rat, Dark Omen, Mark of Chaos) и описан множеством книг. ѕонемногу они начинают выходить и по-русски.

—реди многочисленных сторон, сражающихс€ между собой в этом кровавом мире, есть и графы-вампиры (Vampire Counts).

”поминани€ в этом рассказе они удостоились не случайно. ¬ампиров в этом мире — аж п€ть видов, и каждый по-своему интересен.

130KB   138KB   106KB
—тригой, лами€ и кровавый дракон.

‘он  арштейны по пр€мой линии произошли от только что описанного господина фон «аровича; и свойства у них — самых классических вампиров.

Ћамии — семейство, проживающее далеко на юге; вампиры там — исключительно женщины, и специализируютс€ они на соблазнении.  огда-то давно именно от них произошли все прочие вампирские кланы.

—тригои — да-да, это те самые стрыги, о которых мы говорили в главе о родне вампиров. ƒикие, бешеные и едва контролирующие себ€, сражающиес€ голыми руками (точнее, гигантскими когт€ми), нос€щие тр€пье или обход€щиес€ без одежды — это €ркий пример вампира-звер€, в котором кровожадность сильнее разума.

Ќекрархи — мастера магии, в частности — некромантии; они изучают древние ламианские и хемрийские (’емри — это тамошний ≈гипет, с муми€ми и скарабе€ми) манускрипты. ¬ бою они сто€т меньшего, чем  арштейны или стригои, зато не знают себе равных по подн€тию скелетов.

», наконец, кровавые драконы — благородные (до некоторой степени) бойцы, в р€дах которых наход€тс€ в основном бывшие воины имперских храмовых орденов или бретонского рыцарства. ћало кто может сравнитьс€ с ними в мастерстве владени€ клинком, и вовсе никто не превзойдет.

ѕод знаменами всех этих рас сражаютс€ и упыри; но тут они, как ни странно... живые. ƒа-да, в мертвой армии вампира есть живые существа. Ёто то ли окончательно деградировавшие от каннибализма люди, то ли — по другой версии — дикие родичи людей. ”пыри служат своим господам легкой мобильной пехотой.

ј. —апковский

¬едьмак √еральт — специалист по уничтожению монстров, и не диво, что ему на жизненном пути встречаетс€ немало разновидностей как упыр€, так и вампира. »з «ѕоследнего желани€» мы узнаем о вполне классической бруксе и об упырице, котора€, впрочем, на редкость могуча дл€ упыр€. ¬идимо, это потому, что она не мертва по-насто€щему, а оказалась жертвой прокл€ти€.  лассический же упырь именуетс€ в «¬едьмаке» гулем. » это вполне оправданно, просто нам еще понадобитс€ это слово дл€ совсем другого существа...

ј в романе « ровь эльфов» из того же цикла ученицу ведьмака ÷ири учат, как правильно убивать эту нежить:

’м... √уль, д€д€ ¬есемир, это чудище, которое пожирает трупы.
92KB
√равейр из игры «¬едьмак».
¬стретить его можно на кладбищах, около курганов, всюду, где погребывают, не — погребают мертвецов. ¬ не... некропол€х. Ќа местах схваток, на побоищах...

¬ыходит, опасен он только дл€ покойников, так, что ли?

Ќе только. Ќа живых гуль тоже нападает.  огда голоден или разъ€рен. Ќапример, когда идет бой... ћного погибших людей...

—овершенно верно. ѕравильно запомнила, пон€тлива€ девочка. ј теперь взгл€ни на эту гравюру.

”ууу...

—огласен. Ёта сук... Ёто существо не из красивых. Ёто гравейр. √равейр — разновидность гулей. ќн очень похож на гул€, но гораздо крупнее. ќтличают его также, как видишь, три кост€ных гребн€ на черепе. ќстальное — как у любого трупоеда. ќбрати внимание: когти короткие и тупые, пригодные дл€ разгребани€ могил, дл€ рыть€ земли. ћощные зубы, которыми он дробит кости, и длинный тонкий €зык, чтобы вылизывать из них разложившийс€ мозг и жир.  ак следует провон€вшее сало дл€ грайвера — деликатес... „то с тобой?

Ќо это еще далеко не все. ¬ дальнейших своих похождени€х √еральт встречает и насто€щего, высшего вампира: оба€тельнейшего и высокообразованного господина –егиса.

¬ысшие вампиры, как и у јсприна, суть не нежить, но отдельна€ раса. ƒа, кровь пьют порой, и сильно на нее «подсаживаютс€», но господин –егис «зав€зал» давным-давно, и теперь крайне далек от подобных утех. Ќо о нем подробно рассказывать не буду: кто не читал, тем насто€тельно советую сделать это.

ј вскоре многое из этого мы увидим в компьютерной игре «¬едьмак» (The Witcher)..

¬. ѕанов

¬адим ѕанов со своим циклом «“айный город» интересен нам сегодн€ тем, что внедрил в свой цикл романов вампиров, позаимствованных из легендарной игровой системы Vampire: The Masquerade.

151KB
Vampire the Masquerade: Redemption.

ƒл€ тех, кому трудно читать по-английски, это, пожалуй, лучший источник о ћаскараде; да и написаны книги ѕанова неплохо. «аимствовани€ же там — самые что ни на есть пр€мые. ¬ключа€ и названи€ кланов (Ѕруджа, √ангрел, Ќосферату, “реми, ћалкавиан...), и противосто€ние вампиров, поддерживающих маскировку, со сторонниками —аббат.

¬адим ѕанов — один из немногих, кому удалось написать о вампирах с искренней симпатией, не забыва€ при этом об их сущности. Ќе могу сказать, что мне удалось разделить эту его симпатию, но образы вампиров у него — весьма €ркие.

ƒействие у ѕанова происходит в нашей стране и в наши дни, что добавл€ет происход€щему интереса.

(¬ том же жанре «городского фэнтези» написан и небезызвестный «Ќочной дозор» —ерге€ Ћукь€ненко, но в нем, на мой взгл€д, образы вампиров тускловаты. ѕравда, оттуда происходит забавна€ иде€, что система донорства придумано вампирами, дабы избавить их от необходимости регул€рно охотитьс€.)

ѕоследние на сегодн€шний день «тайноградские романы» посв€щены как раз внутривампирским склокам: это « оролевский крест» и «÷арь горы».

¬ играх

»гр, где фигурируют вампиры и упыри, великое множество.  онечно, борьбу за титул «самого попул€рного монстра» как в книгах, так и в играх они безнадежно проиграли драконам, но в дес€тку вход€т точно. я мог бы, не загл€дыва€ в справочники и в интернет, перечислить добрую сотню игр, где есть хот€ бы одно из этих двух чудовищ.

Ѕольша€ проблема была с самого начала в том,
127KB
Heroes of Might & Magic V.
чтобы вампиры как-то выдел€лись среди толп разнообразных чудовищ. Ќу да, убивают. » гоблин тоже убивает (если ему это позволить), и дракон, и огр... ¬ общем, не пугает как-то.

 ровь пьют? Ёто страшно только при крупном плане, да еще и непон€тно, как это отыгрывать. ¬ D&D, к примеру, вампиры то снимают уровни (да, эта перспектива игроков пугает, но то же самое делает половина видов высшей нежити), то выт€гивают пункты выносливости (что может делать и €д, и болезнь). Ќеубедительно как-то. ¬ упыр€х главной чертой стал паралич, а мерзкое обличье игрокам не видно (и даже во всей трехмерности компьютерной игры оно заметно слабо).

≈ще один попул€рный вариант пить€ крови — это лечение за счет нанесенного врагу урона (так обычно отыгрываетс€ оно в стратеги€х, вспомните Heroes of Might & Magic.

“рудности с уничтожением вампира тоже встречаютс€ редко. ¬ ролевых играх € встречал необходимость искать вампирский гроб всего пару-тройку раз (хот€ самих вампиров — пруд пруди). ¬ стратеги€х и того пуще — кому не доводилось в тех же «√еро€х» легким движением мыши отправить в преисподнюю штук п€тьдес€т высших вампиров разом?

„тобы заставить опасатьс€ нежить, в упоминавшемс€ уже D&D-мире Ravenloft пытались даже сделать страх перед ними игромеханическим €влением (оно есть и в базовом D&D, но не так часто встречаетс€). Ќо это, между нами говор€, не метод.


»так, игр с вампирами — сотни и тыс€чи. Ќо некоторые все же стоит упом€нуть отдельно. ¬ них вампирам отведена особа€ роль.

Vampire: the Masquerade

ѕо этой попул€рнейшей системе сделано целых две компьютерных ролевки: Redemption и Bloodlines.

116KB
Bloodlines: ѕредставлени€ вампира о комфорте.

¬ Redemption дело происходит в далеком средневековье, в ѕраге, ¬ене и их окрестност€х. ѕотом сюжет переносит нас в ’’ век, где мы сможем ознакомитьс€ с жизнью кровососущих Ќью-…орка и Ћондона. ¬ процессе игры мы из первых рук узнаем о вражде вампирских кланов и о различи€х между ними, и проникаемс€ духом вампирской жизни.

»гра стала классикой — благодар€ и сюжету, и отличной графике, и необычному мультиплееру. ј вот второй игре — Bloodlines — ставшей лебединой песней компании Troika, повезло меньше. — ее выпуском поторопились — стара€сь любой ценой не отстать от Half-Life 2, на движке которой она была сделана. ¬ итоге количество багов оказалось совершенно непристойным, а HL2 пор€дком затенила Bloodlines и не дала ей продатьс€ в экономически оправданном количестве экземпл€ров.

ј жаль; сюжет игры — выше вс€ких похвал.  стати, чтобы покрепче прив€зать нас к нему, игра не дает опыта за убийство врагов. “олько за осмысленные сюжетные действи€, сиречь выполнение заданий.


118KB
Legacy of Kain: Defiance.

Legacy of Kain

“ут тоже главные герои — вампиры, но сама по себе истори€ намного банальнее. ћного пафоса и путешествий во времени. ¬прочем, это искупаетс€ динамикой происход€щего. »з старых аркад игрова€ сери€ выросла в полноценный боевик.

ѕризнатьс€, лично € не могу проникнутьс€ величием образов  аина и –азиэл€ — на мой взгл€д, они слишком «сверхчеловеки» («сверхвампиры»?), чтобы им сочувствовать. Ќо многие считают, что сценарий серии Legacy of Kain не уступает ни VtM, ни какой-либо другой вампирской игре.


147KB
Nosferatu: The Wrath of Malachi.

Nosferatu: The Wrath of Malachi

¬есьма своеобразный боевик про охотника на вампиров. —пасать «заложников» из вампирского особн€ка, пока неумолимые часы отсчитывают оставшеес€ врем€, после которого будет поздно — необычное и увлекательное зан€тие. ”вы, в игре оказалось много недочетов (графика, например...), но хочетс€ наде€тьс€ на продолжение.


* * *

Ќа мой взгл€д, если упыр€м можно оставить ту экологическую нишу, что есть сейчас (хот€ € бы отыграл идею их размножени€, когда оставленный на свободе упырь быстро творит себе подобных из своих жертв), то вампиров надо повышать от роли «обычных опасных тварей» до «главных кошмаров искател€ приключений». ќчень уж дешево обходитс€ удовольствие упокоить очередного кровососа.

— другой стороны...

Ќе могу не отметить, что мне самому, будь € разработчиком игр, не слишком хотелось бы этим заниматьс€. ѕричина проста: «в народе» вампиры попул€рны сверх вс€кой меры. »х легендарное оба€ние в сочетании с готической мрачностью привлекает к ним, извините за каламбур, наиболее безвкусных.   счастью, не только их — не то нам не о чем было бы писать в главе «¬ампиры в книгах»; но не секрет, что о вампирах пишут, снимают их в кино, изображают их в жизни или в ролевых играх множество людей, считающих, что магический шарм вампира передастс€ и их бесцветным персонажам. ћожно только восхититьс€ упорством талантливых людей, которые после вс€ческих Bloodrayne продолжают создавать €ркие образы вампиров; право же, без них солнечный свет не казалс€ бы таким восхитительно безопасным.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
7.7
проголосовало человек: 1181
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€