Традиционная карта, разбитая на лоскутки провинций. Время течет неспешно; по карте медленно ползет отряд в кирасах и шлемах, марширующий из Лондона к реке Твид. Исследователи в своих лабораториях (или кельях?) корпят над открытием нового вида просвещенного деспотизма. В Оксфорде основан университет: он заработает через пять лет, но уже сегодня пробил в нашем бюджете колоссальную брешь, и у парламента накапливаются к Нам вопросы. Мы, Генрих VII, принимаем фландрского посла. У него идеи относительно династического брака. Отказать. Не по чину.
С выхода второй части Europa Universalis, игры, перевернувшей стратегический мир совершенно новой концепцией глобальной стратегии, минуло шесть лет. Революционеры из Paradox за это время успели найти своей идее немало применений: в «Дне Победы» приблизили военную часть по реализму к штабной игре, в «Виктории» покорили новые высоты реализации внутренней политики, в «Крестоносцах» поэкспериментировали с феодальными отношениями, по-настоящему до сих пор в компьютерных играх не отображенными. А «Европу», породившую все это славное семейство, словно бы забыли.
Сегодня в моих руках — ранняя бета-версия. Она не так близка к финальной, как у только что описанной Mark of Chaos: кое-где стоят «заглушки» или резвятся стаи багов. Но уже сейчас можно увидеть воочию, что же нас ожидает в начале будущего года.
Проступают объемы
На таком приближении есть даже тени. Правда, только от деревьев. |
Да-да, господа, пал, кажется, последний бастион двухмерности в стратегиях. Новая «Европа» крутит перед нами тремя измерениями и демонстрирует перспективу. Злые языки скажут, что объем ей нужен, как жужелице бантик; но вреда, однако, тоже никакого.
Карта плавно масштабируется: предельное удаление приличествует геополитическим размышлениям, приблизив карту — можем разглядеть войска и города. Еще ближе — в городах становятся различимыми отдельные строения, а на солдате видны пуговицы мундира.
Все, кого огорчало отсутствие прогрессивного 3D, могут вздохнуть спокойно. А мы оставим эту суетную тему и перейдем к главному: к нововведениям в управлении страной.
Национальная идея
Если помните, одним из главных достоинств Master of Orion III должны были стать настраиваемые национальные идеи и системы ценностей разных рас. Судьба МОО 3 печальна, но не по этой причине. А красивая мысль взята на вооружение «Парадоксом».
Отныне страна может позволить себе до десятка национальных идей, выбираемых из длинного списка. В начале «отчетного периода», впрочем, до десяти идей еще не дозрели — их количество зависит от степени проработки технологий управления. Но по мере роста этого направления мы можем их понемногу выбирать; что и приведет к существенному изменению игровых правил для нашей страны.
Как ни странно, Гутенберг в роли советника не двигает науку, а только упрощает миссионерство. |
Среди этих идей есть, например, такие: «Билль о правах» (снижает риск бунта), «Жажда открытий» (позволяет нанимать мореплавателей и землепроходцев), «Веротерпимость» (повышает стабильность в провинциях с негосударственной верой), «Покровительство искусствам» (растет национальный престиж)...
При этом устранено скриптовое внедрение «исторических событий». Если помните, в EU 2 в строго определенное время рождались и умирали те или иные монархи, появлялись путешественники и так далее. Это приводило к нелогичному и несправедливому ходу событий. Например, Византия была вообще обделена «великими людьми» — ведь ее история заканчивается XV веком, а Испания или Англия получали в свое распоряжение немало талантов независимо от того, насколько их политика и судьба к тому располагали.
Теперь все иначе. На момент начала игры все «по учебнику», а дальше — как сложится. Если, скажем, в EU 2 Польша пробивала себе выход к Атлантике, ей было с ним совершенно нечего делать: шанс «родить» приличного мореплавателя крайне низок, а те, что время от времени рождаются — мрут в дальних морях как мухи. Сейчас же, если мы решили, что полякам пора открывать новые земли — надо только дождаться появления очередной национальной идеи и признать таковой жажду открытий. А пока до ближайшей терра инкогнита все равно не добраться — стоит сосредоточиться на чем-то ином.
И с великими генералами — аналогично: нет нужды дожидаться рождения в исторически достоверные сроки Шереметева или Валленштейна, чтобы начать победоносную войну. Талантливые командиры рождаются там, где сильна военная традиция. А она сильна тогда, когда страна регулярно одерживает победы. И адмиральский гений возникает в стране, у которой богатая военно-морская традиция, а не в стране, у которой она была в реальной жизни.
Другими словами, раньше история была упругой и при первой возможности старалась вернуться на рельсы реальности; теперь же нам разрешили кроить ее по собственному вкусу.
Короли и министры
Изрядно обогатилась и структура правления. Государственных строев теперь — великое множество, их можно менять (конечно, с ущербом для стабильности: это, как и раньше, ключевой параметр процветания государства). Например, можно сделать деспотическую монархию феодальной или бюрократической, впоследствии — абсолютной или конституционной, а можно вместо этого превратить ее в республику — торговую, на манер Венеции, либо аристократическую.
Заседание Курии. Кардинал Ферфакс и так наш, а вот с остальными еще предстоит работать. |
Регулярно приходится делать выбор между направлениями развития (привет «Виктории»): например, плутократия или аристократия? Первое намного удешевит флот и повысит эффективность дипломатии, второе — удешевит конницу и поможет шпионажу. Предпочитаем меркантилизм или свободную торговлю? Оборонительную или наступательную военную доктрину? Централизацию или децентрализацию?
Что интересно, все это можно настраивать: абсолютно все скрипты игры открыты для редактирования. Мы вправе даже изобрести собственный принцип государственного устройства, новую религию или технологию.
Правитель имеет право на трех советников. Талантливые советники рождаются в тех провинциях и в те сроки, в которые рождались в жизни, но вот поступить на службу могут к кому угодно. Выбирать их надо тщательно — это тоже влияет на все развитие державы. Да, и обходятся они в копеечку, но стоит подождать «до зарплаты» с наймом свежепоступившего на биржу труда гения — и, глядишь, он уже на службе у конкурента.
Способности самого правителя также зависят от развития и идей нации, но там больше эффект случайности. Можно в любой момент сделать из правителя генерала; но с этим надо быть осторожным — если король падет на поле брани, велика опасность, что трон не будет передан мирно. Это чревато войной за престолонаследие, или, если властитель погиб молодым — регентством, то есть опекой над малолетним монархом (к чему это приводит, можно вспомнить на примере Ивана Грозного).
Дела духовные
Хотя в игре можно побывать и православным, и протестантом, и мусульманином — для католиков опять подготовлено нечто особенное. Только им доступно два особых элемента игры: борьба за папский и императорский престолы.
Папу выбирают (когда придет срок) кардиналы — они по умолчанию поддерживают интересы тех стран, где родились, но вполне доступны аргументации в виде кошельков с золотом. Тож и электоры — правители территорий, входящих в Священную Римскую Империю.
От тех, кто сегодня правит церковью и империей, зависит немало; конечно же, хотелось бы приобщиться к этому делу. А значит — освоить в деталях искусство подкупа и (в случае электоров) давления. Увы, других методов, вроде повышенной заботы о благе церкви, пока не предусмотрели...
Утяжеленные кости
Вам наверняка случалось заподозрить,
Вот с чего начинается город: с виселицы. Еще ни храма нет, ни рынка, а это сооружение уже в полной готовности. |
Перед началом игры 8 наций (выбранных случайно) становятся «везунчиками». На их стороне судьба: им приходят позитивные случайные события, ниже риск восстания и так далее. А если кто-то из них покинет список независимых держав — есть вещи и посильней удачи в этом мире! — то сразу же будут назначены новые баловни Фортуны.
Это сделано затем, чтобы дать еще один противовес экспансивному развитию игрока. И так-то в «Европе» очень сложно сделать мировую сверхдержаву — она разваливается под собственным весом; а тут нам еще предстоит бороться с судьбой.
Создание продолжения глобальной стратегии — дело рискованное. Очень легко, добавив деталей, утопить игрока в пучине микроменеджмента, а незначительный дисбаланс рискует убить полигры. Признаться, устанавливая бету, я опасался, не сделает ли «Европа» большой шаг навстречу «Виктории»: это выглядело достаточно логичным, но при этом игра перешла бы в другой класс.
Но нет: «Парадоксы» опять совершили маленькое чудо. Новые возможности не заставляют углубляться в подробности личной жизни крестьян Тверской губернии, а дают новые способы руководить державой на глобальном уровне, преобразуя страну в целом. И хотя многие из них выглядят заимствованием из той же «Виктории», «Европа» осталась «Европой»: игрой об эпохе глобальных потрясений, о судьбах народов и великих решениях. Скоро мы все в этом окончательно убедимся.