ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є11 (60) но€брь 2006
вид дл€ печати

√номы и карлики

— —тало быть, так, самый младший сын јнзельма.  ороль и коннетабль приказывают нам прийти и поддержать их? Ќу, так раскрой глаза шире, корнетик. Ѕудет на что посмотреть.

«ћне не повер€т, — подумал корнет ќбри. — Ќи за что мне не повер€т, когда € стану об этом рассказывать. Ётот квадрат деретс€ в полном окружении... ќхваченный со всех сторон кавалерией, разрываемый на части, его руб€т, дав€т, колют... » этот квадрат идет. »дет ровный, плотный, даже со щитами. »дет, переступа€ через трупы и топча их, толкает перед собой конницу, толкает перед собой элитную дивизию «јрд ‘еаинн». » идет».

»з нескольких тыс€ч краснолюдских глоток вырвалась знаменита€ махакамска€ боева€ песн€.

—трой держи! ѕечатай шаг!

ћы прикроем ваш бардак!

Ќам не гретьс€ на печи!

¬ бой! ¬перед, бородачи!

ј. —апковский, «¬ладычица озера»

—егодн€ на страницах нашей  расной книги — целых два племени.  арлики и гномы. ƒело в том, что рассматривать их по отдельности было бы сплошной путаницей.

ѕутают карлика и гнома посто€нно, даром что сходство — чисто поверхностное. ќба меньше человека ростом, оба с непременной и достаточно длинной бородой. ¬от, собственно, и все — дальше начинаютс€ различи€. ѕо такой логике, слон должен путать человека с бегемотом: оба меньше слона ростом и оба без шерсти...

Ќеразберихи добавл€ют названи€. ¬ английском €зыке есть dwarf и есть gnome. ѕо-русски, между тем, гномом обычно именуют как раз dwarf`а, а gnome достаетс€ слово «карлик». Ёто определ€етс€ тем, что, во-первых, gnome меньше ростом, а во-вторых, переводчики “олкина намертво впечатали в нас ассоциацию «гном = dwarf». “ак чаще всего перевод€т в фэнтези, играх, да и в официальном русском Dungeons & Dragons та же картина.
116KB
ѕоскольку это — дело вкуса, договоримс€ называть их именно так.

 то есть кто

ƒавайте разберемс€, чем они отличаютс€.

»так, гном, он же dwarf, цверг, темный альв, двергар, крЄпель и краснолюд. „еловекоподобное существо ростом пор€дка 110-135 сантиметров, с внушительными плечами и кр€жистым телосложением, непропорционально большой головой, весит килограммов сто и более.... в общем, «малышом» такого никак не назовешь. ‘изически он как минимум не слабее человека, что с детства укрепл€етс€ традиционными ремеслами: шахтерским и кузнечным делом, строительством, тесанием камн€.  ожа розова€, как у европейца, и, как правило, совсем не загорела€. ¬нушительна€ борода бывает присущих человеку цветов (черна€, рыжа€, каштанова€, бела€), но встречаетс€ и экзотика: голубые, €рко-желтые, зеленоватые бороды.

Ёто интересно: правильное множественное число от слова dwarf — dwarfs, но “олкин решил реформировать его в dwarves. ћногие авторы игр и фэнтези последовали за ним, но вот в Warhammer хран€т правильную грамматику.

 арлик, он же gnome, гнум или гном-механик — размером скорее с полурослика, то есть сантиметров 90-100, сложен пропорционально человеку и весит, следовательно, килограммов 15 (поскольку он по всем измерени€м меньше человека примерно в 1,8 раза, то весит меньше в 1,83 раза).  ожа коричнево-смуглого оттенка, на лице выдел€етс€ крупный нос — выдающийс€ вперед либо картофелеобразный. Ѕорода может быть сравнительно небольшой, и чаще всего она белого цвета.

“еперь вы их, по крайней мере, не перепутаете. Ќо эти различи€ — чисто внешние, а внутренние — намного глубже.


— другой стороны, карлики и гномы вполне могут быть родственниками (и во многих мирах так и есть). ƒальними, но все же. ¬ыгл€д€т и думают очень по-разному... но ведь и готтентот во всем существенно отличаетс€ от китайца.

Ёто интересно: в английском €зыке путаница тоже есть. » ранн€€ фэнтези часто путает гнома с карликом. “очки над Є расставили «ѕодземель€ и драконы»: дл€ этого пришлось серьезно изучить первоисточники. ¬едь в романах, послуживших основой D&D, кое-где dwarf и gnome помен€ны местами. Ќо сейчас практически все авторы следуют прин€тому в D&D стандарту.

√номы

ѕервый источник, описывающий гномов — видимо, «—тарша€ Ёдда», сборник преданий скандинавов; первый, но далеко не последний.

√номы встречались в —редневековье в ≈вропе чуть ли не всюду, где есть горы. ќно и пон€тно: в горах обычно есть руда, что дл€ них — интерес номер один. Ќо больше всего гномов видели в —кандинавии, в јльпах и — как ни странно это дл€ нас звучит — в  арпатах. Ќеподалеку от города —кала ѕодольска (”краина) еще несколько столетий назад вроде бы были гномьи постройки. Ѕывали гномы и на равнинах — например, в ‘инл€ндии, где их именовали хииси.

Ёто интересно: народ лангобардов (в переводе — «длиннобородых»), по некоторым источникам, происходил от альпийских гномов. ѕотому и длиннобородые.

 ретьен де “руа, описыва€ корол€ јртура, упоминает Ѕилиса, корол€ гномов-антиподов. ≈врейские источники утверждают, что гномы или кто-то очень на них похожий водилс€ в ≈гипте.

¬икинги и другие германские народы именовали гномов цвергами или двергами. »менно от них мы впервые и слышим об этом загадочном племени. ÷верги, по мнению скандинавов — разновидность альвов: светлые альвы суть эльфы, а темные — гномы.   альвам у викингов было прин€то уважительное отношение: как не уважать тех, кто способен делать отличное оружие и при этом отлично умеет защищать свою собственность?

ѕо поводу продолжительности жизни у этого народа люди разного мнени€: кто-то приписывал им жизненный цикл около 5 лет, а кто-то — чуть ли не вечное существование без старости. Ќо большинство авторитетов сход€тс€ на сроке жизни около 200 лет.

ѕо€вились гномы, по мнению скандинавов, в качестве... червей в плоти великана »мира, но впоследствии были возвышены богами до своего нынешнего статуса. —перва этот статус получили два отца гномов — ƒурин и ћотсогнир, а потом и целое плем€.

ѕроживают гномы либо под землей, либо в обычных домах, но почти всегда — в горах.  лаустрофобией они €вно не страдают и не нуждаютс€ в том, чтобы хоть изредка выходить на солнечный свет. ƒа и в темноте вид€т совсем неплохо.

—реди странных обычаев — курение, освоенное задолго до  олумба и по€влени€ в ≈вропе табака. ” людей их дымовое зелье вызывает неудержимый кашель.

“ипичные имена гномов можно узнать из «—таршей Ёдды»; а кому неохота ее искать — сойдет и «’оббит», они там по большей части такие же. “орин, Ѕалин, ƒвалин, ‘или,  или...

ѕодружитьс€ с гномами нелегко. Ћюди дл€ них — слишком легкомысленный, драчливый и кровожадный народ. Ќо все же найти с ними общий €зык вполне можно — надо только пон€ть их душу.

«агадки гномьей души

√лавна€ черта психологии гнома — вовсе не жадность, как думают наивные люди, а справедливость. —праведливость у них возведена в абсолют и прививаетс€ юному гному еще в детстве.

“ак, например, по убеждению гнома, у каждой вещи есть вполне определенна€ цена. ¬от столько-то стоили материалы, а столько-то полагаетс€ за работу. ѕоэтому гном не торгуетс€: за этот меч ему следует 20 монет, не более и не менее, а если кто считает иначе — это его проблемы. Ќи отча€нна€ нужда в деньгах, ни недостаток средств у покупател€, ни лесть, ни угрозы, ни искреннее желание заплатить с лихвой — не аргумент дл€ того, чтобы мен€ть цену. ¬едь поймите: если кто-то из участников сделки получит больше, чем ему причитаетс€ — это все равно, что ему бы дали милостыню. ј милостын€ в понимании гнома — это т€гчайшее из возможных оскорблений. ƒава€ кому-то деньги, которых он не заработал, вы тем самым подозреваете этого кого-то в неспособности заработать, то есть объ€вл€ете его бездельником. ѕо сравнению с этим, подозрени€ в кровном родстве с огром или кистеухой свиньей выгл€д€т невинным дружеским подтруниванием.

ј что мешает согласитьс€ продать товар дешевле? Ќе только забота о чести покупател€, а оп€ть-таки гномь€ гордость. ≈сли продал дешевле, чем просил — значит, сначала пыталс€ запросить лишку. » получить незаработанное. „то из этого следует, мы уже вы€снили.

75KB
¬ Magic: the Gathering гномов немного. ѕричина вот в чем: очевидна прив€зка гномов к горам, а сила гор в «ћагии» предполагает хаос и неконтролируемую €рость. — гномами в€жетс€ так себе.

Ќет, пон€тие подарка у гномов существует, но предполагает крайне тесную степень дружбы. ј если дар€щий и одариваемый разного пола — то еще и отношени€ как минимум на грани брака. ѕредложив не очень близко знакомому гному подарок, вы тем самым совершаете непростительную фамиль€рность. Ёто еще если сумеете ему объ€снить, что предлагаете именно дар...

«на€ это, вы не удивитесь знаменитой истории, пересказанной многими авторами. ¬ ней старый гном пишет непутевому сыну письмо, в котором упрекает его за некачественную работу, недостойные зан€ти€ и позор, навлеченный на отцовскую голову. ј заканчивает так: поскольку-де ты, лоботр€с, ни к какому делу не способен, € лишаю твоих братьев наследства и все завещаю тебе. ќни себе заработают, а вот ты, лодырь, только наследством прожить и можешь...

(¬ообще-то оставить кому-то наследство — не оскорбление, но поделить его не по обычным канонам — значит унизить того, кому достаетс€ дол€ больше положенного.)


Cлухи о гномьей жадности по большей части происход€т от этой особенности. —вою работу гном ценит выше труда большинства людей (и не зр€!), а скидывать цену отказываетс€ — как же не жадный-то?  огда в любой лавке можно скинуть цену вдвое и больше того?

√де справедливость — там и честность. √номы не лгут. Ћожь, по их мнению — штука бессмысленна€: —лова существуют, чтобы описывать реальность, и лживые слова — така€ же глупость, как линейка с неправильными делени€ми или фальшивые гири на весах. “ех, кто часто лжет или преувеличивает, они в глубине души подозревают в неумении то ли думать, то ли говорить.

’вастатьс€ в присутствии гнома опасно. Ќе потому, что вы его этим оскорбите, а потому, что он сочтет, будто вы и впр€мь способны сделать все то, о чем говорите. —лова о способности что-то сделать гном воспринимает, как резюме дл€ поступлени€ на работу.

(ѕомните, как в «’оббите» Ѕильбо обижалс€ на гномов, которые ничуть не сочувствуют тому, что он должен лезть в драконью гору один? ј с чего бы им сочувствовать — они ведь и представить себе не могут, что кто-то может вз€ть на себ€ об€зательства, не подумав, чего это ему будет стоит. ј тем паче — что кто-то захочет увильнуть от данного обещани€. –аз согласилс€ работать взломщиком — значит, знает, как добыть сокровища пр€мо из-под пуза сп€щего дракона.)

Ќебезызвестна€ мстительность гнома тоже происходит от обостренного чувства справедливости. ќко за око, зуб за зуб. ≈сли некто совершил гадость, он должен за нее ответить. » точка. —адизмом гном не отличаетс€. ѕросто убийца должен быть убит — это так же очевидно, как то, что начатое изделие следует закончить. Ќеоб€зательно гном мстит за себ€ или близких: запросто может вступитьс€ за слабого, если считает, что тот самосто€тельно справедливость не восстановит.

ћежду собой гномы сражаютс€ крайне редко (если не брать тренировочных боев). –азрешение проблем мечом, по их мнению, происходит от взаимонепонимани€. ј гномы друг друга отлично понимают.


≈сли из сказанного вы сделали вывод, что гнома легко оскорбить — вы правы. —пасает одно: за это гном едва ли отомстит, просто будет вас презирать.   большинству людей гномы относ€тс€ довольно снисходительно. Ќе в обиду будь сказано, они считают нас варварами.

 ультура

ќ культуре гномов известно немногое; а то, что мы знаем, очень напоминает культуру тех же викингов. ¬еро€тно, викинги у них учились.

ѕон€тно, почему подземный народ пишет рунами: чаще всего ему приходитс€ оставл€ть надписи на камне или металле, а дл€ этого шрифт, где есть только пр€мые линии, подходит много лучше, чем, скажем, латиница.

—тихосложение гномов, насколько нам это известно — это те же скальдовские висы, стихи без рифмы, но с аллитераци€ми — с повтор€ющимис€ буквами и слогами.

„то до религии, то скандинавские гномы, естественно, либо поклон€лись асам, либо... находились с ними на более равной ноге, чем люди, и потому их отношени€ с ними не совсем вписываютс€ в традиционные представлени€ о религии. ќднако многие средневековые богословы авторитетно утверждали, что душа у гномов есть (после истории о душе псоглавцев из прошлой главы « расной книги» нас это не удивит), и что были многочисленные (!) прецеденты их обращени€ в христианство, в том числе целыми поселени€ми. ¬прочем, это отлично согласуетс€ с тем, что они получали истинное серебро — ведь только чистейший душою может делать нечто подобное.

ћолот и наковальн€

¬тора€ по важности добродетель гнома — созидательность. √ном должен трудитьс€ — не дл€ того, чтобы заработать на пропитание или комфорт, а дл€ некоего результата.  ак правило, он работает руками, и есть только один вид труда, который выше этого: обучение молодежи. „астный случай этого зан€ти€ — управление городом или государством.

 стати, об управлении: оно у гномов устроено предельно просто. ћинимум должностных лиц.  ороль объ€сн€ет, что надо делать, а остальные слушаютс€. ≈сли король вдруг не знает, что делать — собирает совет. ѕолитика — пон€тие им абсолютно чуждое.

135KB
Battle for Middle-Earth 2. ћедлительность гномы искупают мгновенным перемещением по тоннел€м.

ѕосле учительства, выше всего ценитс€ то, что на века. ѕотому-то гномы лучше всего работают с долговечными материалами: металлом и камнем. ƒеревом пользуютс€ только при необходимости, портные — как бы низша€ каста по сравнению с кузнецами, а повара и вовсе — дно общества, те, кто не сумел научитьс€ как следует ковать и строить. ƒумаю, это объ€сн€ет, почему гномь€ кухн€ не славитс€ по всему миру. ј вот поэзи€ или музыка в чести — они имеют хорошие шансы пережить автора.

ќсобый случай — работа в шахте или каменоломне. “ут гном вроде как не творит вечное сам, а помогает другому. —оответственно, это работа дл€ молодежи — учеников. ѕодрастет — будет сам обрабатывать, а пока пусть добывает материалы дл€ тех, кто постарше и поопытнее.

ѕо некоторым данным, цвет бороды гнома напр€мую св€зан с металлом, который они обрабатывают. ¬идимо, голуба€ борода — медь (по цвету основных соединений), желта€ — железо...

ћногие герои пользовались оружием, выкованным в гномьих кузницах. —амое интересное, что некоторые такие клинки сохранились; правда, по большей части вы€снилось, что ковали их все-таки люди, просто ну очень далеко от места, где проживал владелец меча.

—реди изделиев гномов значитс€ и копье ќдина — √унгнир, и молот “ора — ћьЄлльнир, и цепи, сковывавшие чудовищного волка ‘енрира, и даже золотые волосы одного из асов.

ѕрофессиональной армии гномы не держат: кто же захочет посв€тить жизнь такой чепухе? “акже должен опровергнуть нелепый слух о гномах-берсерках: его породили в наши дни. Ќасто€щий гном сражаетс€ рассудительно и бесстрастно, не по зову сердца, а потому, что нужно так.

Ќесравненный металл

√номы, согласно множеству источников, открыли секрет какого-либо не знающего равных металла или, быть может, сплава. ¬ременами он режет железо, как дерево или даже как масло, иногда дает неверо€тно прочные доспехи, иногда годитс€ на молоты, которыми создают несравненное оружие. Ќо всегда он нужен дл€ войны.

јлхимики называли в качестве этого металла то «истинное серебро», то «адамантит», «холодное железо» (в данном случае это означает «выкованное без огн€») или неведомый «электр» (в данном случае — не сплав золота с серебром, а нечто вроде «истинной меди»). ” “олкина этот металл называетс€ мифрил и сочетает неверо€тную прочность с легкостью алюмини€; в Warhammer это крайне твердый громрил.

≈сли в —редиземье мифрил можно добыть только в особо глубоких шахтах ћории, то алхимическое истинное серебро реально получить из серебра обычного; правда, дл€ этого нужна немыслима€ добродетель и самоотречение.

  слову, мифрил — не единственный гномий металл в —редиземье. √ном “елхар из Ќогрода выковал металл, легко рассекающий железо: из него был выкован кинжал јнгрист, которым Ѕерен отсек —ильмарилл от короны ћоргота.

–езчики рун

≈ще одно попул€рное то ли ремесло, то ли искусство, а может — маги€: вырезание рун на камне или металле. –уны эти «делают» примерно то же, что у других народов — наговоры или чары. Ѕолее привычными способами творить чудеса (знаете, с размахиванием руками, произнесением странных слов...) гномы, как правило, не владеют.

ќбычно руны имеют посто€нный эффект; исключение — руны, наносимые на недолговечную основу (дерево, кожу) — тогда они срабатывают лишь раз, на манер зель€ или свитка.

¬ играх: в гр€дущем дополнении к Heroes of Might & Magic V это в полной мере осуществлено (см. «»гры будущего»). ј одна из самых чудесных реализаций — в настольном Warhammer Fantasy Battles: благодар€ рунам гномы там — единственна€ раса, умеюща€ конструировать волшебные предметы. Ёто практически компенсирует им отсутствие магов в армии.

∆енщины

ќ женщинах гномов посто€нно ход€т какие-то похабные слухи. “о ли их нету вовсе, то ли внешне они неотличимы от мужчин (читай, нос€т бородищи до по€са), то ли гномы пр€чут их глубоко в подземель€х в страхе, что люди непременно их украдут.

116KB
√номы темного железа из World of Warcraft - €вна€ родн€ дуэргаров.

Ќа деле все совсем не так страшно. ѕросто женщинам этого народа нет ну совсем никакого резона встречатьс€ с иноплеменниками: зачем? ¬се покупки делает муж или отец — ведь именно он в первую очередь зарабатывает деньги, любопытства погл€деть окружающий мир у них нету... ј что до внешности, то бород у гномих не имеетс€, но, по р€ду сведений, есть бакенбарды. ¬се ж-таки посимпатичнее.

—ерые гномы

¬о времена, когда гномью цивилизацию €вно постиг упадок — в позднее —редневековье и далее вплоть до XIX века — в Ўвеции и Ќорвегии встречали их одичавших родичей, именуемых серыми гномами. ќни гораздо меньше своих культурных родичей и живут... охотой. ѕредпочтительно на людей. ѕо некоторым данным, чуют их страх издалека и собираютс€ на охоту большой толпой.

 ак именно они действуют, можно прочитать у јстрид Ћиндгрен в повести «–они, дочь разбойника».

¬ играх: в D&D и в позднейшей фэнтези серые гномы стали стандартным злобным противовесом обычным гномам, но живут они при этом глубоко в пещерах. ƒл€ их обозначени€ использовали слово дуэргар - слегка искаженное «двергар», множественное число от «дверг». ¬о множестве они встречаютс€, например, в Hordes of Underdark. — некоторых пор родовой чертой дуэргаров стала способность к псионике, но этого пока в компьютерных играх не отмечено.

 арлики

—амо слово gnome —
32KB
ѕарацельс.
сравнительно недавнее, известно с XVI века от “еофил€ фон √огенгейма, более прославившегос€ под именем ѕарацельс.

ѕроисходит оно, как ни странно, от греческих корней и означает всего-навсего geo nomos — знающий землю. ѕо другой версии — от слова gnosis, то есть «знатоки». јлхимика ѕарацельса более всего интересовали их познани€ в рудах и металлах, вот он их так и обозвал.

ѕо правде говор€, в рудах больше понимают гномы, но к XVI веку их найти было уже трудновато, а вот странных мелких существ в шахтах рудокопы встречали нередко — и были это, по их общему мнению, либо карлики, либо кобольды...

ѕарацельс полагал, что карлики — существа элементальной природы, сделаны из стихии «емли.
9KB
ѕримерно такими видели карликов в XVIII веке.
Ќедаром же они характерного бурого цвета, роют норы (уж не ход€т ли сквозь почву свободно?) и так далее. “ого же мнени€ придерживались розенкрейцеры. Ќо на то все-таки непохоже: карлики, к примеру, ед€т и пьют, а у элементальных существ, наверное, метаболизм немного другой? ¬еро€тно, истина посередине: они сродственны стихии «емли, но не более того.

¬ целом надо признать, что о карликах мы знаем намного меньше, чем о гномах. »х встречали намного реже, подвигов особых они не совершали, и в довершение ко всему отлично пр€тались и очень любили мистификации.

—уд€ по всему, нравом карлики достаточно жизнелюбивы, цен€т хорошую еду, выпивку, впоследствии — и курение (у гномов перен€ли, не иначе). ¬ большой дружбе с некоторыми звер€ми: барсуками, кротами. ¬идимо, общие интересы...

 арлики совсем необ€зательно живут в горах или холмах — многие, напротив, предпочитают леса. »х странноватое чувство юмора заставл€ет порой помочь путнику заблудитьс€.
148KB
 арлик из јзерота за работой.
Ќекоторые даже говор€т, что болотные огни — это лампы карликов.

¬ообще, шуточки карлики люб€т чрезвычайно. ¬ том числе пакостные (например, устроить небольшой обвал или подменить руду обманкой) и похабные. ѕо вечерам, говор€т, поют такие песни, что краснеют даже шахтеры и сапожники.

¬ ≈вропе больше всего карликов водилось в районе јльп, Ўвейцарии, “ирол€. ћного их проживало в »сландии — там их именовали вэттирами и очень почитали. Ќе исключено, что €понские тэнгу в какой-то мере им сродни

»мена у карликов похожи на гномьи: кончаютс€ обычно на «и» или, реже, «ин». √овор€т, впрочем, что это их прозвища «дл€ дальних знакомых», то есть дл€ нас с вами, а сами себ€ они зовут гораздо более длинными именами — слогов на 10-15.

ƒа, и еще: в колпаках ход€т именно карлики. ј не гномы, как думают некоторые.

—вирфнеблины

¬ точности неизвестно, можно ли назвать свирфнеблинов разновидностью карликов, или же это какое-то другое плем€. Ќо внешнее описание соответствует довольно точно, за исключением того, что кожа — не буровата€, а сера€.

—вирфнеблины обитали в глубоких пещерах —кандинавских гор, и были то ли союзниками, то ли рабами гномов. ”казани€ на их образ жизни весьма противоречивы.

¬ играх: «ѕодземель€ и драконы» сохранили это название за карликами, живущими глубоко под землей (они же «глубинные карлики»). Ќо, в отличие от серых гномов — дуэргаров, свирфнеблины вовсе не злобны. »х можно повстречать почти всюду, где есть масштабное ѕодземье.

Ќациональные промыслы карликов

√лавна€ черта характера карликов, если не считать ехидного юмора — это любопытство. ѕоэтому из карликов всегда получались неплохие собиратели знаний, сочинители песен и так далее. »звестны случаи, когда к карликам обращались по принципу: «≈сли не знаешь, где искать сведени€, спроси карлика — мало ли какую ерунду они узнают случайно».

–удознатцы и металлурги нередко ссылались на секреты, узнанные от карликов. ≈сли верить этим утверждени€м, именно так сохранилс€ рецепт булатной стали и некоторых красок.

„то неудивительно, карлики слав€тс€ талантом к виноделию и — особенно — пивоварению. ј по части волшебных талантов знамениты умением обманывать глаза и слух — веро€тно, именно так они и заставл€ют путников потер€тьс€ в лесу.

¬ играх: начина€ с третьей редакции, в D&D (и, соответственно, NWN) любимым классом карликов стал бард. Ёто полностью соответствует сказанному выше. ѕристрастие карликов к иллюзи€м стало частью D&D с самого начала.

 арлики и гномы в литературе

Ѕез преувеличени€ можно сказать, что гномы — сама€ попул€рна€ нечеловеческа€ раса в фэнтези.  арлики встречаютс€ реже; но есть несколько поистине очаровательных экземпл€ров. “рактовка образа у разных авторов отличаетс€ очень сильно, но мы рассмотрим несколько самых интересных или известных вариантов.

ƒж. –. –. “олкин

ƒо «’оббита» и «¬ластелина колец» образы «сказочных» народов — эльфов, гномов, троллей — были искалечены сказками XVII-XIX веков.
21KB
¬от такими мерзкими многие представл€ли себе гномов — до “олкина.
Ўарль ѕерро, брать€ √римм, √анс ’ристиан јндерсен и другие напрочь вытравили из литературы нормальных представителей этих народов, заменив их на мелкую сюсюкающую пакость. ƒо сих пор многие считают, что эльфы — это такие крошки со стрекозиными крыль€ми, которые живут в цветочках, а гномы — те чудики, которых почтенные бюргеры держат в саду в глин€ном виде.

ѕочему так произошло — тема дл€ отдельного разговора, но нас сейчас интересует другое.  ак только вышел «¬ластелин колец», гномы и эльфы в глазах европейцев стремительно обрели... ну, пусть не совсем прежний, но близкий к тому вид. »менно с этого времени почти во всех новых книгах (и, впоследствии, играх) гном — могучий, кр€жистый, хоть и сравнительно низкорослый бородач, совершенно не располагающий к тому, чтобы называть его «гномиком».

“олкиновские гномы добросердечны, честны и доблестны. ѕравда, к собственности они относ€тс€ весьма... ревностно. “орину ƒубощиту совершенно чужда иде€ «поделитьс€» с людьми ќзера и тем паче лесными эльфами: с какой стати он должен делитьс€ тем, что ему принадлежит по праву? ¬от если бы с ним поговорили относительно оплаты услуги по убийству дракона — дело выгл€дело бы иначе. » хот€ “орин очень сильно обиделс€ на Ѕильбо за требование јркенстона, но не отказал ему: слово гнома — золотое слово.

—озданы гномы —редиземь€ не Ёру, единым творцом, а одним из его помощников — јулэ. Ёру на такое самоуправство несколько рассердилс€, но даровал им право на жизнь и свободную волю.

” гномов было семь праотцов, которые врем€ от времени возрождаютс€ в своих потомках.  аждый из них может сделать это семь раз.

»стори€ о гномьих праотцах заставила многих утверждать, будто женщин у гномов нет — см. выше по поводу этой вздорной идеи.  стати, одна женщина гномов таки упоминаетс€ в первоисточнике — ƒис, мать спутников Ѕильбо ‘или и  или.

язык гномов, в отличие от эльфийского, восстановлению по книгам не подлежит. »звестно буквально несколько слов — например, «хазад» — самоназвание гномов (единственное число — «хузд», а вовсе не «тангар», как утверждают невежды), или «узбад», что переводитс€ как «вождь» или «король». Ёто слово мы знаем по надписи на могиле Ѕалина.


—лово gnome у “олкина встречаетс€ только в ранних произведени€х — и обозначает... один из эльфийских народов, конкретно — нолдор. Ётимологи€ «geo nomos», «знатоки земли», к ним подходит полностью, но в остальном они ни на карликов, ни на гномов не похожи совершенно.


Ѕольша€ часть последующего фэнтези брала образ гнома у “олкина. Ќо — и так происходило не только с гномами — она усиливала все характерные и даже случайные черты во много раз, дела€ из портрета карикатуру. „увство меры свойственно јндерсону или —апковскому, но, увы, таких оказалось немного. ќстальные постарались подчеркнуть все особенности как можно резче.

 ак это происходило — разберем на нескольких примерах.

Ѕарук хазад, или Ќемного об оружии

—о времен «¬ластелина колец» многие считают, что главнейшее оружие гномов — топор. Ќесчастных гномов заставл€ют даже на рассто€нии сражатьс€ теми же топорами — мета€ их на индейский манер.

√номы действительно люб€т и цен€т топоры; даже их национальный боевой клич — «барук хазад» — переводитс€ как «топоры гномов». Ќо они отрод€сь не доходили до такой глупости, как метание топоров. ƒл€ дальнего бо€ они пользуютс€ теми же луками, что и все прогрессивное человечество. ’от€ с эльфами их в этом и не сравнить.

“ак, весь отр€д “орина ƒубощита вооружен луками; и, хот€ олен€ в «ачарованном лесу они подстрелить так и не сумели, но очень старались.

ƒа и вблизи они вовсе не так привержены топорам. “от же “орин носит меч ќркрист, добытый у троллей — такой же, как меч √эндальфа, они нашли их вместе. Ќаин, отец ƒаина, предпочитал клевец (боевую кирку). »спользовались также молоты, булавы и многое другое.

¬ играх: где гном, там и топор — это правило практически непреложно. — луком или копьем гномов вообще не встретишь, изредка можно увидеть у гнома молот или меч. ¬ NWN по€вилс€ особый гномий топор — т€желее обычного, но одноручный, а также двухконечна€ его разновидность. ј вот клевец стал «фирменным» оружием карликов.

 ое-где можно прочитать о гномьем плотном строю с двуручными топорами — это полна€ чушь.   счастью, у “олкина и других писателей, представл€ющих себе военное дело минувших времен, его не встречаетс€.

ј вот что интересно — почему гномы, обитатели пещер и тоннелей, не переучились на стиль «плотный строй, щит плюс короткий колющий меч», наподобие римл€н? Ёто было бы логично. ћожет, потому, что они вообще не люб€т «оружие, которое только оружие, а не инструмент», как джордановские айильцы? «агадка!

√номы против эльфов?

ѕопул€рна€ иде€ о вражде гномов с эльфами происходит, в некотором смысле, тоже из “олкина. Ќо, как и в случае с топорами, последователи ее сильно упростили и, не побоюсь этого слова, опошлили.

Ќа самом деле у “олкина... нет никакой особой вражды между этими народами. Ѕывали времена гор€чей дружбы; так, правитель одного из эльфийских племен ‘инрод ‘елагунд договорилс€ о строительстве гномами его подземного города, а впоследствии даже удостоилс€ от гномов ценнейшего подарка (вы уже знаете, насколько это много значит). Ќолдоры (это эльфийский народ, наиболее близкий по интересам к гномам) вообще нередко дружили и обменивались знани€ми с «сыновь€ми земли». Ќаконец, знаменитые ¬рата ћории делались совместно гномами и эльфами — и дл€ прохода через них достаточно было сказать по-эльфийски «друг», то есть, оба народа полностью друг другу довер€ли.

Ѕывали и размолвки: например, гномы напали на ћенегрот, город еще одного корол€ эльфов — “ингола, и убили его. Ќо у них была на то крайне веска€ причина: “ингол отказалс€ отдать то, что им принадлежало.  ак уже говорилось, худшее оскорбление и придумать-то трудно.

Ћесной король “рандуил обидел гномов “орина, продержав их какое-то врем€ взаперти; но оп€ть-таки у него были на это известные основани€.

¬ общем, на «историю многовековой вражды» это как-то совсем не т€нет. ’от€ некоторое взаимонепонимание было: гномы ценили дело рук своих (или чужих) больше нерукотворных красот, эльфы, как правило, — наоборот (исключа€ нолдор).

ќткуда же вз€лась нелепа€ легенда?

јвторы последующих произведений в массе своей читали только «’оббита» и «¬ластелина колец», и то еле-еле; и из сцены с “рандуилом и подозрительности к гному лориэнских эльфов (а они вообще ко всем подозрительны!) сделали далеко идущие выводы.  роме того, по мнению людей недалеких, способность толкиновских гномов и эльфов прощать обиды и стремитьс€ к взаимопониманию «противоестественна». ¬от и пошли плодитьс€ сотн€ми истории о том, как когда-то гномы вырубили опушку эльфийского леса, и с тех пор они воюют четвертое тыс€челетие кр€ду.

»х право. Ќо когда вам кто-нибудь скажет, что это все придумал “олкин — знайте, “олкина ваш собеседник читал в лучшем случае через строчку.

Ёто интересно: диву даешьс€, когда увидишь, сколько последователей и даже продолжателей “олкина так и не справилось с тем, чтобы его внимательно прочесть. ” одного описател€ —редиземь€, например, можно найти гнома по имени... Ќаугрим. Ёто непередаваемо смешно: дело в том, что «наугрим» — это множественное число от слова «гном» по-эльфийски. ¬ообразите себе — дать гному им€ «гномы» (даже не «гном»!) на иностранном €зыке. “ак и представл€ю себе русского по имени ћоскали ѕетрович »ванов. » это далеко не предел...

√ном на лошади

132KB
HoMM V: Ќа что только не залезет гном, чтобы только не иметь дела с лошадьми!

 ак нетрудно догадатьс€, лошадь дл€ гнома подходит плохо — пропорции не те. ќднако в «’оббите» гномы широко пользуютс€ пони — и езд€т верхом, и вод€т в поводу.

√имли ездил на коне исключительно вместе с Ћеголасом, который брал на себ€ управление этим сложным транспортом, а сражатьс€ предпочитал в пешем строю — как и многие его соплеменники. √номьей кавалерии у “олкина как-то не обнаружено.

 ак и в ранее описанных случа€х, последователи постарались усилить этот факт во много раз; гномам приписываетс€ то ненависть к лошад€м как к €влению природы, то вообще полна€ неспособность передвигатьс€ на чем бы то ни было быстрее, чем на своих двоих.

 . —. Ћьюис

¬ серии книг о Ќарнии гномы — коренные (в отличие от людей) обитатели мира, нар€ду с говор€щими звер€ми, фавнами и кентаврами. »х именуют «детьми земли»; по нравам и повадкам они похожи на классических гномов, но более жадны и отнюдь не всегда держат слово.

ѕохоже, есть разделение на рыжих и черных гномов (по цвету волос и бород), и черные менее склонны к добру и справедливости. ¬о времена владычества Ѕелой  олдуньи многие гномы были на ее стороне. ¬ «ѕринце  аспиане» рыжий гном “рам противопоставл€етс€ черному гному Ќикабрику, который предлагает дл€ борьбы за свободу Ќарнии призвать нечисть и даже саму злобную Ѕелую  олдунью.

¬ «ѕоследней битве», где происходит конец света, многие гномы делают выбор «гномы дл€ гномов», то есть «мы сами за себ€», и тем самым лишают себ€ шанса на вход в рай. ¬ообще, девиз этот, отражающий этакий гномий национализм, у них попул€рен — и из-за этого с ними произошло немало бед.

Ќо, несмотр€ на это, симпатичных гномов в Ќарнии тоже хватает.

ѕ. јндерсон

“рилогию «—ломанный меч», «“ри сердца и три льва», «Ѕур€ в летнюю ночь» мы уже упоминали в « расной книге», и упом€нем еще не раз. ѕол јндерсон всегда очень аккуратно описывал мифологическую ≈вропу, но тут его усили€ми путаница была добавлена: самый знаменитый его гном, √уги, друг и спутник ’ольгера ƒатчанина («“ри сердца и три льва») — на деле самый насто€щий карлик со всеми характерными привычками и внешностью.

’ольгер посмотрел вниз и увидел плотного мужчину, лицом коричневого, как земл€, с ушами, похожими на ручки кувшина, огромным носом, белой бородой, босого, в коричневой куртке и таких же штанах. –остом эта персона не достигла и трех футов.

Ќо, несмотр€ на такой поклеп, карлики должны быть в каком-то смысле признательны јндерсону: ведь именно благодар€ ему это плем€ зан€ло надежное место в Dungeons & Dragons, а следовательно — в сотн€х книг и игр. » неудивительно: очень уж он получилс€ оба€тельный.

ћ. ”эйс и “. ’икмен

«—ага о копье» (Dragonlance) — книги по D&D-миру под названием  ринн, соответственно, там есть и гномы, и карлики. Ќо ”эйс и ’икмен не удовлетворились классическими игровыми описани€ми рас — и сильно их развили.


ѕерва€ их находка — это преобразование карликов. ќни поставили во главу угла любознательность этой расы — и сделали из нее народ сумасшедших изобретателей, мань€ков механики и сложных приспособлений. ћеханики предпочитают дл€ подъема на верхние этажи лестнице и даже лифту — катапульту:

— ћаг взлетит пр€мо на —кимбош — нет-нет, никакой опасностинетив помине, нашиисследовани€подтверждают, чтолетатьгораздобезопаснее, нежели ходить, так вот, в верхнейточкетраектории, когдаонтолькотольконачнет снижатьс€, —кимбош выбросит сеть и поймает его — вот так... — √нош сделал рукой движение, словно ловил муху, — а потом подт€нет его и...

— “ут, наверное, нужна потр€сна€ точность! — восхитилс€ “ас.

— “очность безупречна: мы изобрели специальный крючок, который ее обеспечивает, хот€... — √нош поджал губы, брови сдвинулись к переносице. -’от€ иногда что-то вносит погрешность. ¬прочем, этим занимаетс€ комисси€... ќператор дернул рычаг, и ‘исбен с пронзительным воплем полетел вверх. — ќх ты, — гл€д€ вверх, сказал √нош. — Ќикак оп€ть...

— „то? „то там? — завопил “ас, сил€сь разгл€деть, что произошло.

— —етка слишком рано раскрылась, — √нош покачал головой. — ”же второй случай за сегодн€, и оп€ть на —кимбоше! ќх, и намылимжемыхолку√ильдии—етей наследующемсобрании...

106KB
Ќеожиданно дл€ многих, гномы в World of Warcraft оказались прирожденными охотниками.

Ќекоторый дефицит пробелов в этой цитате св€зан с тем, что карлики-механики думают намного быстрее, чем говор€т, и невольно ускор€ют речь до сплошной скороговорки.

Ёта оба€тельна€, хоть и совершенно полоумна€ раса пребывает в прочной дружбе с людьми — соламнийскими рыцар€ми: дело в том, что их хаотичные исследовани€ врем€ от времени привод€т к созданию нового оружи€, например — огнестрельного. »ногда оно даже стрел€ет, а врем€ от времени — в намеченную цель, а не в глаз своего владельца.


ј что до гномов, то их ”эйс и ’икмен разделили на три подрасы — горные, холмовые и овражные. » если две первых отличаютс€ в основном местом обитани€ и ключевыми ремеслами, то овражные гномы — полудикое плем€ этаких вечных детей, не ушедших в своем развитии дальше шестилетнего возраста.

...одна из гномских женщин вз€ла дело в свои руки. –инувшись в самую гущу сражени€, она ухватила сразу обоих драчунов, ловко стукнула их лбами и бросила на пол. ѕрочие сразу остыли, а храбра€ малышка повернулась к –ейстлину. Ќос у нее был короткий и толстый, растрепанные волосы торчали во все стороны. ќдета она была в залатанное, обтрепанное платье, толстые башмаки и чулки, съехавшие к самым лодыжкам. ќднако, суд€ по тому, с каким уважением смотрели на нее другие гномы, она была у них за старшую. ќна таскала с собой большой, увесистый мешок, перекинутый через плечо. ћешок тащилс€ по полу, заставл€€ ее врем€ от времени спотыкатьс€. ≈сли кто-то из гномов осмеливалс€ прикоснутьс€ к мешку, она оборачивалась и без разговоров лупила по чему ни попад€.

—  оридор веди большой хоз€ева, — за€вила она, кивнув в сторону восточного конца.

— —пасибо, мила€. — –ейстлин погладил ее по щеке. » тихо добавил: -“ан-таго, мусалах.

ћаленька€ женщина зачарованно слушала, гл€д€ на него с обожанием.

— —кажи, пожалуйста, сколько там хоз€ев? — продолжал –ейстлин. ќна сосредоточенно наморщила лоб, потом подн€ла короткопалую ручку.

— ќдин, — сказала она и показала палец. — » один. » один. » один. — –астопырила четыре пальца и торжествующе за€вила: — ƒва!


Ќельз€ не упом€нуть и старого холмового гнома ‘линта — одного из главных героев книги, этакого «доброго дедушку», посто€нно ворчащего на всех, особенно на вороватого и безрассудного кендера “ассельхофа. ¬с€ остальна€ компани€ души в нем не чает, но посто€нно потешаетс€ над его ненавистью к лодкам (к которым он причисл€ет корабли любой величины — все дело в морской болезни) и аллергии на лошадей.


√номы и карлики  ринна наход€тс€ в родстве: те и другие (а также кендеры) были порождены —ерым камнем √аргата. ¬ некоторых мирах их обозвали бы мутантами, и были бы недалеко от истины. Ќо мы ведь не из Ѕратства —тали, чтобы их за это осуждать?

ј. —апковский

” —апковского в саге о ведьмаке √еральте есть обе расы; гномы именуютс€ краснолюдами, а карлики — гномами.

—лово «краснолюд» —апковским то ли изобретено, то ли «восстановлено». ƒело в том, что стандартный «гномик в колпачке» по-польски называетс€ «краснолюдик», а вот не-уменьшительной формы в современном польском как-то не сохранилось. Ќо какое-то название было необходимо, и —апковский пошел на смелый эксперимент. ” него получилось.

 раснолюды полностью соответствуют тому, что говорилось выше о нравах и обыча€х гномов. —праведливость — превыше всего, прис€га трактуетс€ предельно буквально. » не бо€тс€ последствий.

— Ќет, граф, — медленно сказал краснолюд. — я всегда выполн€ю приказы... скрупулезно. ¬едьмак не дотронулс€ до рыцар€ “айлеса. ћальчишка ударилс€ о собственную сталь. ≈му не повезло.

ќдного из них просто потр€сает иде€, что их могли подвергнуть риску ради проверки ло€льности: ну кто в здравом уме усомнитс€ в честном слове краснолюда? »х верность слову помогает составить капитал: самые успешные банкиры — из этого народа, но она же навлекает на них массу непри€тностей.

Ќесмотр€ на свой циничный юмор, краснолюды — едва ли не сама€ добра€ раса этого, пр€мо скажем, не слишком гуманного мира. Ётим они изр€дно раздражают многих людей...

√номы —апковского — это типичные карлики, gnomes, правда, живут исключительно под землей, а не в лесу; их пристрастие к наукам и инженерному делу немножко сближает их с кринновскими механиками. ћежду прочим, на той территории, где происходит основное действие романов, они — первоначальное население, аборигены. ¬се остальные пришли туда существенно позже.

 акое-то дальнее родство с краснолюдами у них есть, а также есть давний союз, но подробности этого неизвестны.

–. —альваторе

Ќебезызвестна€ истори€ о темном эльфе ƒзирте ƒо'”рдене интересна нам сегодн€ тем, что в ней даетс€ неплоха€ панорама ѕодземь€ (Underdark). ¬ этом ѕодземье, помимо злобных драу, иллитидов и разнообразных чудищ, обитает раса свирфнеблинов — и на общем кровожадном фоне она кажетс€ олицетворением доброжелательности и милосерди€. ≈стественно, ей очень непросто выжить в столь агрессивной среде, но ей помогает сплоченность. Ёти глубинные карлики создают себе в помощь големов и разнообразные магические вещи, пользуютс€ иллюзи€ми и понемногу заставили уважать себ€ как опасных противников (другой формы уважени€ в ѕодземье не замечено). ≈сли судьба занесет вас в ѕодземье — рекомендуетс€ останавливатьс€ на отдых именно у свирфнеблинов.

≈сть у —альваторе, естественно, и гномы — например, Ѕренор Ѕоевой “опор, один из ближайших друзей ƒзирта. ¬ ѕодземье эпизодически встречаютс€ серые гномы — дуэргары.


¬ообще в «абытых  оролевствах представлено множество разновидностей как карликов, так и гномов. ¬ частности, есть така€ экзотика, как глубинные гномы, они же урдунниры. Ёти существа запросто ход€т сквозь стены, превращают камень в гр€зь — в общем, глум€тс€ над камнем, как хот€т. ∆ивут они, естественно, так глубоко в недрах, что туда даже свирфнеблины и дуэргары редко добираютс€. »меть дело с урдуннирами трудно: нет, они не злобны, но так далеки от человека по своим интересам и психологии, что взаимопонимание предельно осложнено.

¬.  инг

ќдин из немногих романов
36KB
” нас книга переведена как «ѕобедитель троллей».
по вселенной Warhammer, переведенных на русский — «ѕобедитель троллей» (Trollslayer) ¬иль€ма  инга. «аглавный герой этой книги — как раз гном. «овут его √отрек.

ѕобедитель троллей — это не прозвище и не титул, а, так сказать, род зан€тий. Ќа более привычный €зык переводитс€ как «берсерк». “акими станов€тс€ гномы, совершившие преступление или как-то еще обесчестившие себ€: после этого они должны искать славной смерти в бою. ѕо возможности — в сражении с каким-нибудь жутким чудищем. ƒраконом, демоном... на худой конец сойдет тролль.

¬торой главный герой, менестрель ‘еликс, как-то сдуру дал обещание быть √отреку верным спутником и описать его славную гибель; впоследствии до него дошло, что есть все шансы этой гибели не пережить, но не держать данное гному слово, м€гко говор€, рискованно. ј постепенно он проникс€ его несгибаемым духом, разве что страсти к смерти так и не приобрел.

”знать гнома-берсерка можно по огромному оранжевому хохлу-«ирокезу» на полувыбритой голове. ”видите такого — будьте внимательны. Ќеосторожное слово легко может стать последним.


¬ообще гномы в Warhammer довольно классические.
118KB
ј вот так «победитель троллей» выгл€дит в настольной игре.
ѕравда, далеко продвинулись в своей любви к ремеслам и технике: сделали пушки, ружь€, огнемет, многоствольное скорострельное орудие и даже... паровой вертолет (гирокоптер). —лав€тс€ они также железной стойкостью в бою: в Warhammer посто€нно учитываетс€ боевой дух и храбрость войск.

—реди гномьих солдат слав€тс€ «долгобородые» — ветераны с седыми бородищами до земли.  оманду€ ими, вы можете быть уверены, что они не поддадутс€ панике: как они сами это объ€сн€ют, «с таким юным командиром они ничего хорошего и не ожидали». «намениты и шахтеры, которые роют ходы пр€мо под полем бо€ — и по€вл€ютс€ откуда не ждали, потр€са€ двуручными кирками.

—реди героев у них прославилс€ Ѕугман — великий пивовар, мст€щий за разорение врагами его пивоварни. ј в арми€х наемников-«псов войны» подвизаютс€ пираты некоего Ћонг ƒронга: это такие же берсерки с рыжими хохлами, как вышеупом€нутый √отрек, но пошедшие по дурной дорожке. ќни нос€т с собой такую уйму пистолетов, что их даже не приходитс€ перезар€жать в бою.

Ѕородатые народы в играх

»гр с гномами не много, а очень много. ѕо моим подсчетам, более чем в 2/3 игр по фэнтези есть какие-нибудь гномы, а фэнтези — сама€ попул€рна€ тема дл€ ролевого и стратегического жанров.

ќсновной канон дл€ их изображени€, как обычно, задаетс€ системой Dungeons & Dragons. √номы выносливы и живучи, обычно устойчивы к магии, обладают зачастую лучшей в игре броней. ѕлат€т за все это низкой скоростью передвижени€, полным отсутствием кавалерии и, иногда, проблемами с боем на дальней дистанции.

29KB
ќт этого парового вертолета черпали вдохновение авторы Warcraft и многих других игр.

—леду€ нелепой традиции, гномам почти никогда не дают в руки лук.  ак будто табу какое-то мешает вооружитьс€ им. ¬ крайнем случае возможны: арбалет, ружье (если по€вилось огнестрельное оружие — все понимают, кем оно, скорее всего, изобретено. Ќе людьми же!), пистолет и... метательные топоры. ”вольте, не в силах пон€ть, зачем настолько цивилизованной расе настолько нелепый способ вести бой...

¬ерхом ездить гномы не люб€т; а если уж все-таки приходитс€ — то, конечно, не на лошади и даже не на пони, а на бизоне, мамонте или каком-нибудь уж вовсе неподход€щем звере вроде вепр€ либо медвед€. ¬от в небесах полетать они не прочь: грифон — национальный гномий зверь во многих играх, начина€ еще с классической Warlords.

¬ стратеги€х сильной стороной гномов часто становитс€ экономика. Ёто могут быть плюсы к деньгам или к добыче руды, или к тому и другому сразу.

≈сли в мире есть хоть кака€-то техника — то ею владеют, как правило, именно гномы. »ногда — карлики.


 арлики в играх встречаютс€ реже. —тратегии их не жалуют: оно и пон€тно, карлики редко формируют армии. ј вот в ролевых играх за них можно поиграть, но... редко это окупаетс€. „аще всего из них делают странноватую расу маго-воров, причем как воры они уступают полуросликам, а как маги — эльфам и люд€м.

Ќо есть и при€тные исключени€...

»гры по Dungeons & Dragons

ѕеречисл€ть их все нет большого смысла — мы делали это в отдельной статье. ƒостаточно сказать, что, поскольку и гномы, и карлики вход€т в стандартный набор рас дл€ этой игры — они почти всюду есть. ¬ ранних играх карликов иногда упускали — просто потому, что их сильные стороны относ€тс€ не к пр€мому уничтожению противников.

¬ современном D&D (редакци€ 3.5) гномы ход€т медленней людей (в полтора раза!), но не замедл€ютс€ броней и грузом. “о есть, в панцире гном и человек передвигаютс€ с одной и той же скоростью. ≈ще, как и раньше, гном видит в темноте, устойчив к чарам и €дам, вынослив, но страдает недостатком оба€ни€ (эх, не понимают люди красоты гномьей души!). ’орошо уворачиваетс€ от великанов и владеет необычными видами топоров.

 арлики малы, а потому нанос€т меньший урон в бою, но лучше попадают и легче уворачиваютс€. ѕрилично вид€т во тьме, а также, независимо от рода зан€тий, знают кое-какие иллюзии. ¬ыносливы, но слабы физически. –аньше, к слову, у них были более красивые модификаторы: плюс к интеллекту, минус к мудрости. „то отражало их любознательность и легкомыслие.

√ном наделен особым классом престижа — защитник гномов развивает природную способность к непробиваемой обороне. Ётот класс можно опробовать в Neverwinter Nights со времени выхода дополнени€ Hordes of Underdark.


–анее, во второй редакции AD&D, когда мультиклассирование не было доступно всем подр€д, гном славилс€ возможностью смешивать воина со св€щенником (и с вором, но это не так интересно), а карлик — мага с вором и воина с вором.

131KB

’рабрые гномы: крадущиес€ тени

Ќу как можно не упом€нуть игру, где гномам досталась роль заглавных героев? ’рабрые гномы — это в первую очередь Lost Vikings, где-то потер€вшие своего третьего товарища (и в чем-то они сродни гоблииииинам, но ни за что в этом не признаютс€). ¬заимодействие двух гномов — специалистов разного рода — должно дать множество разнообразных тактик борьбы с монстрами и решени€ задач. Ёту веселую игру мы ожидаем увидеть в конце года.

King's Bounty

Ёто — сама€ древн€€ известна€ мне стратеги€, где есть и гномы, и карлики. “е и другие отображены вполне канонично, причем гномы живут в горах, а карлики в лесу.

√номы, как водитс€, перен€ли кое-какие детали облика викингов — вплоть до крылатых шлемов.  арлики нос€т красные мантии и обручи на рукавах — видимо, балуютс€ магией, но небоевой — в сражении они даже стрел€ть не умеют.

148KB
Ћига ’аоса: √ном.

Ћига ’аоса:  ровавый спорт

40KB
Ћига ’аоса:  арлик.

√номы присутствовали в Ћиге изначально. » были там, ни много ни мало, самой силовой расой. Ќу не умеют они бегать и давать пасы — как прикажете в таком случае забивать голы? ƒа очень просто: затоптать вражескую команду и вразвалочку занести м€ч в ворота.

ј вот сборна€ карликов по€вилась только в « ровавом спорте».  арлики — очень странна€ команда: они ловко отбирают м€ч, но бегают так себе, а пасуют недалеко. ƒерутс€ за них боевые машины-големы; в итоге сильные стороны карликов эксплуатировать очень сложно.

World of Warcraft

»гра не совсем обычна тем, что карлики могут извлекать много преимуществ из своего малого роста: Ќезаметность и проблемы с наведением играют свою злобную роль. ћногие карликов за это просто ненавид€т...

ј вообще-то они очень милые и славные.
106KB
 арлики World of Warcraft отличаютс€ от классических только тем, что колпаку в качестве головного убора предпочитают очки.
» специализируютс€ в инженерии.   сожалению, страсть к смелым экспериментам привела к тому, что они потер€ли свою столицу Gnomeregan, и теперь проживают в гост€х у гномов; в Gnomeregan тем временем ход€т экспедиции героев как јль€нса, так и ќрды, дабы померитьс€ силой со взбесившимис€ машинами.

√номы, напротив, ничего своего не разбазаривали; они ухитрились настолько мало потер€ть в последней большой войне, что их столица —  узн€ (Ironforge) сделалась столицей всего јль€нса. ѕравда, им сильно досаждают злобные родичи — клан “емного ∆елеза, а также далека€ родн€ — трогги, дикие обитатели подземелий.

Warcraft III

¬ этой игре можно во всей красе полюбоватьс€ на гномью технику. “ут и ружь€, и мортира, и даже паровой вертолет (как обычно, ст€нутый из Warhammer).  онечно, в предыдущей игре они тоже были, но поуправл€ть ими не давали. ј в стратегии — пожалуйста.

—уд€ по репликам, которые отпускают вертолетчики и артиллеристы, управл€ть машинами берутс€ чуточку свихнувшиес€ гномы. ћожет, на эту работу отправл€ют тех, кому в бою досталось плашм€ двуручным мечом по голове?

Arcanum

136KB
Arcanum: ѕаровую машину придумали гномы, а запатентовал человек — ƒжилл Ѕейтс. ј вы еще говорите, гномы жадные.

ћир јрканума разрывает на части соперничество между техникой и магией, и эльфы представл€ют в этом споре магию, а гномы — сами понимаете.
85KB
Arcanum:  арлик ¬оллинджер, известный стрелок и ружейных дел мастер.
 арлики не определились, но ближе все-таки к технике, им всегда нравилось изобретательство.

ѕомимо традиционных сверхпрочных и сверхлегких сплавов, гномы (и отчасти карлики) освоились с созданием самодвижущихс€ устройств, взрывчатки, овладели электричеством, оптикой и многим другим. ”вы, техника все же во многом проигрывает магии; видимо, на мировом уровне ее конкурентоспособность обеспечена тем, что пользоватьс€ техногенным оружием может больше народу.

¬се это происходит на фоне окружени€ и мод XIX века.  ак по мне, в эту игру стоит поиграть уже затем, чтобы полюбоватьс€ на карлика в сюртуке или гнома в цилиндре.


* * *

ћожно упом€нуть еще много игр про гномов. Master of Magic, где одна из сильнейших в ближнем бою — арми€ гномов с элитной пехотой «молоторуких» и големами. Heroes of Might&Magic, о которой подробнее рассказано в «»грах будущего». Battle for Middle-Earth 2, где гномы соедин€ют свои шахты подземной сетью. Age of Wonders, в которой гномы подружились с гигантскими кротами и построили паровой танк. Lords of Magic, где гномы представл€ют стихию земли и подчинили себе ползучих змеев и каменных великанов.

ј вот карлики встречаютс€ куда реже. Ќе цен€т наши игры их миролюбивый и веселый нрав. Ќо их час еще непременно настанет.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.6
проголосовало человек: 525
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€