Хороший план — это такой план, который рушится только в конце.
Гений
В далеком октябре 2003 года я уже рассказывал вам, как правильно сражаться той или иной расой против других. На этот раз я решил сделать подарок всем тем, кто присоединился к постоянным читателям нашего журнала немного позже. Специально для них я поднял архивы и пересмотрел заново все данные мной советы с учетом новых данных. Однако вы не найдете здесь советов для протоссов, потому что я их публиковал совсем недавно.
Земляне против зергов
До появления медиков держите всех десантников у выхода с вашей базы.
Не забывайте защищать ваших рабочих бункером и ПВО. По возможности поставьте еще и танк.
Если вы видите, что ваш противник зажирается (строит кругом побочные базы), посадите в десантный корабль семь десантников, медика (с полной энергией) и летите убивать все это безобразие. Одновременно с этим продвигайтесь главными войсками, чтобы враг не мог разделить армию и отбить ваш саботаж.
Если вы заблокировали противника и видите, что он собирается пробивать вашу блокаду муталисками с зерглингами, постройте как можно больше десантников и обязательно двух-трех огнеметчиков.
Как мы уже знаем, стражи зергов расправляются с десантниками, как с горячими пирожками, поэтому при виде стражей не следует идти на них голой грудью десантников, а лучше всего забросать их радиацией (irradiate) или уничтожить с помощью wraith.
Если по какой-либо нелепой случайности у вас нет исследовательского судна, а у comsat center закончилась энергия, и к вашей базе направляются lurkers, постройте у входа бункер (или два) и ПВО, но если у вас есть еще и танк, то не поленитесь и разложите его рядом. Это с легкостью отобьет атаку lurkers.
Если ваш противник не строит муталисков, то вам, как воздух, необходимо огромное количество танков, а 24-30 десантников с медиками вам вполне хватит.
Если на вашу орду десантников нападает армия зергов, в которой есть lurkers, постарайтесь в первую очередь убить именно их, чтобы lurkers не успели зарыться. Остальную армию вам будет убить легче.
Если вы видите, что какая-то из баз зергов не защищена от воздушных атак, приведите туда два исследовательских судна. Пусть каждое из них заразит другое радиацией, затем начните летать ими над drones. Через пару секунд все они умрут.
Опаснейшие враги исследовательских судов — это, конечно же, бичи. Так что, пока вы не управляете вашими суденышками, держите их над десантниками. И не забывайте кидать радиацию направо и налево.
На самом деле — это успех: хоть мы и потеряли множество зерглингов, но разрушили «застройку». |
А вот для того, чтобы разгромить противника, надо нападать с двух сторон. |
Земляне против протоссов
В этой борьбе вам нужно как можно больше танков и стервятников.
В разложенном состоянии танки бьют по probes с необычайной силой, поэтому совершать их высадки к рабочим противника очень эффективно.
Если игра затянулась (больше пятнадцати минут), эффективно постепенно загонять противника на его собственную базу и заставлять атаковать ваши танки со стервятниками через минные поля.
Старайтесь подъехать стервятниками к рабочим врага, после чего заминировать все подходы к ним и убить рабочих через щелчок.
Очень важно в начале игры защититься от высадки reavers или dark templars. Если вы разведали, что противник собирается применить такую стратегию, то без промедления поставьте возле рабочих одну-две ПВО и парочку танков. Тогда ваш противник не рискнет делать какие-либо подлости.
Старайтесь защитить побочные базы так, чтобы враг не смог прийти, увидеть и убить. Для этого надо заминировать все подходы к ним, разложить там пару танков и построить ПВО. Тогда вы выиграете время для того, чтобы привести основное войско и отбить побочную базу.
Во всех играх обязательно надо строить пристройку comsat center к командному центру и постоянно вести разведку карты.
Если ваш противник начал строить carriers, то начните как можно быстрее строить голиафов с усовершенствованием на дальность или, еще лучше, wraiths с улучшением cloak. Но помните, что wraiths должно быть, как минимум, семь штук для того, чтобы они быстро убили observers, после чего без труда бы справились с carriers. Это делается очень просто: comsat center’ом просканируйте carriers, убейте всех observers и возьмитесь за самих carriers.
На всех картах, кроме островных, пытайтесь застроиться не только так, чтобы ваш противник не мог пройти к вам на базу, но и так, чтобы вы смогли, подняв, к примеру, казармы, выйти с нее.
Разложенные танки ставьте подальше друг от друга, чтобы один psionic storm не задел сразу несколько, а они, в то же время, могли бы защитить друг друга от ближних атак.
Редко когда увидишь у бойца 0 единиц здоровья. |
Зерги против протоссов
Эта игра чем-то напоминает игру землян против протоссов, но в роли землян теперь протоссы, а в роли протоссов — зерги. Это означает только одно: стройте как можно больше побочных баз, инкубаторов, чтобы убить вашего противника постоянным напором войск.
В начале игры будьте крайне бдительны, вас могут убить ранней атакой zealots с probes. Здесь поможет только ваш микроконтроль.
Ни в коем случае не пренебрегайте такой возможностью, как высадка ваших войск на базу противника. Даже если вы высадили 16 гидралисков, то они буквально в считанные секунды уничтожат nexus и несколько gateways (вам решать, что именно). Также эффективна высадка lurkers к рабочим.
Когда вы блокируете протоссов lurkers, ни в коем случае не закапывайте их рядом друг с другом, иначе psionic storm быстро расправится с такой блокадой.
Не держите ваши войска в куче, нападайте на вашего противника двумя-тремя «волнами» со всех сторон, дабы он не смог сверхэффективно использовать psi-storm.
Когда вы заблокируете своего противника lurkers и гидралисками, держите в этом месте повелителей и, по возможности, несколько бичей, чтобы сбивать вражеские observers. Также вы можете осуществлять это с помощью небольшого отряда гидралисков под вашим личным командованием, но это потребует хорошего уровня микроуправления.
Если вы видите, что ваш противник хочет сделать высадку reavers, постройте побольше муталисков и убейте его.
Если ваш противник строит одних лишь zealot и high templar, постройте ультралисков (или lurkers) и какую-то поддержку для них, после чего у вашего противника будет только два выхода: или начать строить драгунов, или (если он не успел первое) alt+q,q.
Если ваш противник строит очень быстрых corsairs, а ваша разведка доложила об этом слишком поздно, и вы никак не успеваете построить гидралисков, то поставьте споровую пушку и соберите над ней всех повелителей.
Эти lurkers оказались там при помощи трюка с повелителем. |
Зерги против землян
Скорее всего, земляне (для профилактики) до появления lurkers подойдут к вашей базе внушительным количеством десантников с медиками. Так вот, чтоб на этом этапе игра не закончилась, вам придется поставить четыре-пять впалых колоний для защиты базы, а лучше побочной базы.
Если вы развиваетесь в муталисков, то постройте их примерно восемь-десять штук. Соберите их в одну маленькую кучку и летайте по базе противника, стараясь не встречаться с его войсками и убивая заблудших рабочих, одиноких десантников, хранилища ресурсов, а также все, что плохо лежит. Если есть возможность, убейте космопорт!!!
Если противник пришел с войском к вашей базе и начинает вас застраивать, то постройте примерно 18 зерглингов, 5-6 lurkers, и снесите все на вашем пути. Также неплохо было бы заранее спрятать несколько lurkers вне базы и атаковать с двух сторон. И ни в коем случае не забывайте, что во время этого вы должны достраивать армию!
Никогда не забывайте о такой возможности, как десант. Это вернейший способ довести вашего противника до отчаяния.
Защищайте ваши побочные базы от высадки десантников с медиками. Поставьте две впалые колонии и (это очень желательно) закопайте одного lurker.
Исследовательские суда — это одно из сильнейших орудий против зергов в арсенале землян. Лучше всего с ними справляются бичи. Во время массированной атаки, незаметно, пока десантники отвлекаются на другие войска, убейте все исследовательские суда бичами.
Если вы строите муталисков и зерглингов, а ваш противник заметил это и добавил несколько огнеметчиков к своему войску, то, когда вы на него нападете, убивайте их муталисками через щелчок в первую очередь.
Если вы видите, что у вашего противника мало исследовательских судов, смело стройте стражей, причем как можно быстрее и больше.
Всегда делайте все доступные полезные улучшения, причем в обязательном порядке. Особенно — усовершенствования на атаку и защиту.
Не держите свою армию в одной большой куче, а лучше рассредоточьте ее по периметру, недалеко друг от друга. Когда пойдете в атаку, постарайтесь напасть со всех сторон одновременно.
Высадки reavers популярны и по сей день. |