Лучшие компьютерные игры

ИГРЫ БУДУЩЕГО

Автор материала:
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (56) июль 2006

The Witcher
(Ведьмак)

Дата выхода начало 2007


Вы уже, вероятно, знаете о польской ролевой игре «Ведьмак» по романам Анджея Сапковского — мы уделяли проекту внимание в этой рубрике. Но на недавно прошедшей Е3 нам удалось, так сказать, потрогать игру руками — и это, безусловно, повод написать снова.

Зори здесь яркие

Взгляни, Геральт. Разве не красиво? Идиллия, разрази меня гром. Глаз радуется!

А. Сапковский, «Край света»

Ведьмак, скриншот, 132KB
Увы, мы здесь не ради красивого заката — мы ждем атаки...

Больше всего мы волновались, по правде говоря, за графику: как-никак, игра делается на базе движка Neverwinter Nights, который очень хорош, но уже далеко не молод. И вот перед монитором с игрой мы тщетно искали следы 2002 года — и, черт возьми, не находили! Никаких богомерзких квадратных «кусков леса» и обрубленных деревьев: отличная растительность, листики шевелятся, и даже под ногами буйно цветет и колосится какая-то покрытосеменная флора. Причем все это великолепие отражается в воде и даже там не ленится шевелить листочками.

Ведьмак, Король Фольтест, 59KB

Естественным путем сменяются день и ночь, и небо полыхает различными красками (самые разнообразные восходы и закаты — от погоды зависит, что ли?), при этом окрашивая в соответствующие цвета пейзаж. Иногда идет дождь — и это не банальные серые полосы струй, а то отдельные капельки, которые весело отскакивают от земли, то целые потоки, порождающие тучи мелких брызг и колышущиеся облака пара. Клянусь, ничего подобного в движке «Аврора» и представить себе нельзя было!

Ведьмак, скриншот, 119KB
Не пойду к нему в гости. Лучше порадую знаком — пусть идет сам. А то на мостках не больно-то увернешься.

В моделях персонажей мне лично больше всего понравилось снаряжение... Дело в том, что большинство художников, видимо, доверяя фантазии Бориса Вальехо, рисуют нечто такое, что человек в здравом уме ни в жисть не наденет, а тем более — не пойдет с этим в бой (кстати, и Сапковский над этим немало похихикал). Так вот: в «Ведьмаке» все по-настоящему. В том, что носят персонажи, действительно можно ходить, не будучи при этом закоренелым мазохистом.

Не уступают прочему и анимации. Богатому арсеналу ведьмачьих приемов соответствуют вполне аутентичные движения, которые вызывают улыбку узнавания на лице специалистов по средневековому бою. Правда, многовато японских и китайских приемов... ну так ведь и меч ведьмачий в книге Анджея Сапковского как-то подозрительно напоминает катану.

Разве что анимации физиономий несколько уступают в реализме всему остальному. Есть в лицах что-то от героев «Необыкновенного концерта»... Зато они отлично подчеркивают характер.

Полувольт вправо

Надо очень быстро прыгать и уворачиваться. Надо вырабатывать... лефрекс. Ежели нет лефрекса, то ветряк хватает тебя палкой.

А. Сапковский, «Кровь эльфов»

Наш герой — в первую очередь боец, и ему придется изрядно помахать мечом. Было бы очень глупо, если бы ведьмак в игре, стоя на месте, рубил противника, словно трухлявую березу — как это обычно делается в ролевых играх, а также приравненных к ним «дьяблоидах».

Ведьмак, скриншот, 86KB
Зелье, дающее всенародно любимый slo-mo...

У ведьмака есть целых три «дерева» спецприемов. Первое — «сила» — ведает уроном в бою, летальными ударами и так далее. Второе — «скорость» — движением, верткостью, перекатами. Третье — «группа» — круговыми атаками и прочими приемами работы против нескольких противников.

Ведьмак, скриншот, 217KB
Нелепа участь того, кто в драке забудет про паскудный мелкий заборчик под ногами.

Мы вольны распределять умения как придется, но, похоже, скорость — штука абсолютно необходимая. Ведьмак, если хочет выжить в бою с чудищем, а из схватки с человеком выйти не израненным, должен постоянно перемещаться. Как ни крути, тролль все равно сильнее человека, и будет крайне неразумно давать ему шанс применить свою силу.

В результате схватка в «Ведьмаке» совершенно непохожа ни на фехтование в The Elder Scrolls, ни тем паче на сражения из Diablo или той же Neverwinter Nights. Ведьмак носится вокруг противника, то отступая, то нападая, постоянно пытаясь зайти со спины или с фланга. А уж если довелось сражаться с несколькими бойцами разом...

Обычно сражение начинается еще на расстоянии. Нет, истребитель чудовищ не освоил лук или арбалет — для этого у него есть ведьмачьи «знаки», нечто вроде заклинаний. Некоторые из них применяются и в упор, но, к примеру, знак Игни — это типичный огненный шар, сакраментальный fireball. Большинство ведьмаков обходятся примерно полудюжиной знаков, но некоторые изучают до полутора десятков.

Ведьмак, скриншот, 219KB
Обратите внимание на то, что проделывает герой с мечом.

Еще из магии ведьмак располагает эликсирами; самый, вероятно, знаменитый из них дает возможность видеть в темноте (привет «гаджетам» Сэма Фишера; с нами самое натуральное тепловое зрение, так хорошо знакомое по шпионским боевикам). Есть и более классические снадобья — ускорение, лечение... Обдумывается возможность боевых зелий — этаких алхимических гранат.

Противники тоже пытаются маневрировать, хотя в скорости они нам обычно уступают (зато нередко выигрывают в силе и уроне). А еще они умеют бояться и при явно невыгодном соотношении сил отступать или... сдаваться.

Казалось бы, мелочь... но часто ли вы встречали сдающихся врагов в ролевке? Причина понятна — оставлять сдавшегося у себя за спиной страшновато, убивать — негуманно, водить с собой попросту глупо. Вот они и не сдаются, чтобы не ставить перед игроком неразрешимых задач. Здесь же сложившего оружие противника нередко можно допросить — и получить важную информацию, которую не снимешь с трупа. А что до опасности оставлять врага за спиной... так у ведьмака и так кругом враги. Кроме того, он все равно бегает быстрее...

Мы в ответе

И знаешь, Геральт, порой бывает так, что Очень Большое Зло схватит тебя за горло и скажет: «Выбирай, братец, либо я, либо то, которое чуточку поменьше».

А. Сапковский, «Меньшее зло»

Ведьмак, король нищих, 49KB

Вот взяли вы пленника — и что делать дальше? Можно вежливо спросить, а не желает ли почтеннейший противник сообщить нам нечто ценное. Можно сделать то же самое, но грубо и агрессивно. А можно и обратиться к методам коллеги — ведьмака Ламберта, который неплохо освоился с силовыми методами извлечения сведений.

И каждое из этих решений приводит порой к многообразным и сложным последствиям. Нередко единственно верного способа попросту нет. Допустим, пытками Ламберт извлечет из пленника информацию о готовящемся нападении — и с ней вы сможете его предотвратить; но допрошенный при этом не выживет, а он мог бы здорово пригодиться в дальнейшем.

Но и это было бы вполовину не так ценно, если бы дело ограничивалось, так сказать, военной целесообразностью. Но нет — в полном соответствии с духом книг Сапковского вы ощутите ответственность за свои деяния в полной мере. Из-за ваших ошибок гибнут друзья, торжествуют мерзавцы, горят города... Не раз и не два, изучив все варианты в каком-нибудь диалоге (и их последствия), понимаешь: перед нами — любимая проблема Сапковского, та самая, что дала название рассказу «Меньшее зло».

Ведьмак, скриншот, 134KB
В грозу и впрямь совсем неохота оставаться под ливнем.

Хотя Нильфгаардская война, о которой мы знаем из романов, уже вроде бы закончилась, мир покамест не наступил. Да и там, где вроде бы нет военных действий — есть погромы, карательные операции и тому подобное. И нелепо будет ожидать, что наши действия приведут к однозначному хэппи-энду: жертвы будут в любом случае. Причем такие, которых жалко.

Ни одна победа не может приносить только радость. Вот, к примеру, есть у нас королевство, подвластное явному тирану и деспоту. Его хотят свергнуть — и мы в силах помочь этому... но как после этого не ввергнуть земли королевства в хаос, который, быть может, пострашнее тирании? Как не отдать их на растерзание бандитам, мародерам, магам и соседним режимам, которые, вероятно, ничем не лучше?

Базовых концовок «всего» три, но по завершении игры нас в любом случае ожидает отчет о судьбах тех, на кого мы так или иначе повлияли. Дабы была возможность поразмыслить над своими ошибками и над тем, могли ли мы сделать лучше...


Разумеется, такой сюжет едва ли был бы под силу заурядным разработчикам. И потому сценарий пишет известный писатель Мачей Юревич — а сам пан Анджей, отринув свои обещания никогда не интересоваться проектами по мотивам своих книг, дает ценные советы и консультирует по игровому миру (к слову сказать, он нарисовал карту мира — на что для самих романов не расщедрился).

Единственное, что несколько огорчает, — завязка... Решившись взять главным героем самолично Геральта из Ривии, разработчики оказались в неудобном положении: ведь Геральт на момент действия игры — один из лучших бойцов в мире. А как же ролевое развитие и прочие любимые народом штучки? Увы, ответ предсказуемый: ведьмака поразила жестокая амнезия, и мы находим его без памяти, без вещей и без сознания. Так сказать — «а теперь все то же с начала, на уровне expert»... Правда, не факт, что это решение — окончательное, и есть сведения о другом, юном ведьмаке, который на Геральта просто похож...

Глас рассудка

Значит ли все это, что нас ожидает игра, которая попадет на верхушки всех рейтингов и «Top 10»?

Ведьмак, скриншот, 161KB
Вокруг этой пасторальной деревеньки вьются нешуточные тучи.

Не уверен.

«Ведьмачий цикл» — книги очень непростые. От них в восторге миллионы, но... далеко не все, кто восхищается, их хоть сколько-нибудь понимают. Множество читателей всего лишь радуются поворотам сюжета и не очень задумываются над тем, что за ним стоит.

В свое время ваш покорный слуга на одном из сетевых обсуждений «Ведьмака» с крайним изумлением обнаружил, что... больше половины читателей приняли за чистую монету рассуждения о том, что-де ведьмаки лишены человеческих чувств! Всеми своими книгами, чуть ли не каждой строчкой Сапковский это отрицает, но... поскольку такое мнение высказывают вслух несколько героев, читатели верят им на слово.

И потому я серьезно опасаюсь, что игроки, убедившись, что их решения приводят к не самым приятным последствиям, «обидятся» на игру и будут винить во всем баги, неправильный сюжет — в общем, не свои решения, а внешние обстоятельства. Было бы очень жаль.

Конечно, это при условии, что разработчикам удастся то, к чему они идут.

А вот если спросить себя, станет ли при таком условии игра новой классикой жанра и будет ли нежно любима настоящими ценителями — то ответ, безусловно, положительный. Недрогнувшей рукой вывожу в рейтинге надежд «Корону» и жду выхода игры.



Назад