Лучшие компьютерные игры

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Авторы материала:
Алексей Шуньков (Stager)
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (55) июнь 2006

Warcraft III: The Frozen Throne

В начале этого заседания клуба дуэлянты — Алексей Шуньков и Псмит — неожиданно выяснили, что при всем их широком игровом кругозоре они до сих пор не отдали должного знаменитой киберспортивной стратегии — Warcraft III, ограничившись прохождением кампаний. Это было признано достаточным поводом, чтобы немедленно исправить упущение. Безусловно, ни один из них не выстоял бы в сражении на этом поле с мэтром — Феликсом Морозовским: в киберспортивных играх с ним по-прежнему не может тягаться ни один из авторов журнала. Такова уж нелегкая судьба мастеров: сидеть вместе со всеми на зрительской скамье, время от времени хватаясь за голову и бормоча нелестные эпитеты...

А тем временем Дуэльный клуб, как всегда, требует от бойцов умения сориентироваться в непривычной ситуации. Наскоро освежив навыки, участники приступили к сражению.


ТРИБУНЫ
болельщиков
Псмит Stager
Warcraft, скриншот, 4KB п
р
о
т
и
в
Warcraft, скриншот, 4KB
Болельщиков:
448
Болельщиков:
449
Приз зрительских симпатий получает Алексей Шуньков (Stager)
Вы можете стать болельщиком и поддержать одного из участников дуэли, проголосовав за него на сайте журнала (www.lki.ru), в разделе «Дуэльный клуб». Голосовать можно не чаще одного раза в сутки.

Бой 1. Недоразумение в Калимдоре

Стартовые условия
Карта Кошмарный остров
Псмит Ночные эльфы
Stager Альянс

Псмит: Карта у нас немаленькая, и будет время на развитие. Я возьму для начала ночных эльфов: у них в запасе немало трюков, о которых, быть может, не помнит Алексей. Кроме того, подозреваю, что после наших баталий в Средиземье Алексей уверовал в силу героев и будет основывать свою стратегию именно на них.

А кроме того — у эльфов такие славные мишки!

Stager: Псмит всерьез готовился к встрече с нежитью. «Стажер всегда играет андедами» — и кто только придумал эту нелепость? Преисполнившись коварства, я выбираю Альянс: именно эту фракцию мой противник ждал бы в последнюю очередь. Пусть теперь выкручивается, а я займусь обустройством базы...

Индустриализация

Warcraft, скриншот, 134KB
Псмит: Все, без лекарств из дому ни ногой. Иначе этого самосожженца придется воскрешать после каждой драки.

Псмит: Пока мои светлячки собирают шишки с пальмы и таинственной алхимической процедурой превращают их в высококачественный дубовый паркет, я строю алтарь и нанимаю первого героя. С самого начала решил, что им станет охотник на демонов: умение жечь ману должно весьма пригодиться против Альянса.

Делаю свою базу пригодной для жилья (колодец, древо Войны), призываю для охотника пару подружек-лучниц и отправляю их гулять при луне. Пущай уровни нагуливают. А перед мирным населением поставлена задача: в кратчайшие сроки наладить выпуск друидов-медведей. Светлячки трудятся не покладая... в общем, ничего не покладая.

Вот и новая шахта — под охраной иглогривов. Бедных дикобразохрюшек никто не любит — помнится, не одну сотню их пустили на опыт мои герои в Пустошах... В общем, они привычные.

Как оказалось, я переоценил то ли охотника на демонов, то ли собственные навыки. Пришлось срочно переходить к плану Б и возвращаться с усиленной стрелковой бригадой. Но две шахты — не одна!


Warcraft, скриншот, 162KB
Stager: А если бы мешки и бревна передавали по рукам, было бы быстрее...

Stager: Классика развития за Альянс — в этой области я, пожалуй, ничего нового уже не придумаю. Алтарь Королей, казармы, фермы, кузница... А ратуша тем временем усиленно клепает работников для неблагодарных лесорубительных и золотодолбительных работ. В начале партии я надеюсь сделать упор на стрелков, так что герой обязан быть бойцом: маг не смог бы обеспечить снайперам должного прикрытия в ближнем бою, а до солидной пехоты с кавалерией еще дожить надо. Мой выбор — Горный король.

Чтобы не потерять совсем еще молодого героя, помимо двух стрелков я дал ему в отряд парочку пехотинцев: есть-пить почти не просят, мечом машут, щиты носят — и то славно. Решительный отряд отправляется на поиски первых жертв, а на базе тем временем вовсю кипит работа. Рабочие выходят из ворот ратуши один за другим и строят фермы, чтобы прокормить все новых рабочих. Вокруг масса леса, а неподалеку есть слабо защищенная шахта, так что численность пролетариата меня не смущает: любой паре рук мы найдем дело.

Герой уже одолел группу кентавров и продвигается к шахте, недавно возведенная лесопилка успешно сокращает лесорубам дорогу, а в храме Истины почти доучен первый целитель.

Век экспедиций

Псмит: Мой светлячок посадил у новой шахты священный желудь, ждем урожая. Между тем Ормаллен (так зовут охотника на демонов) добрался по колючим телам до гоблинской лавки и распихал по карманам куртки склянки с живительной влагой.

На базе между тем благолепие: колодцы, охотничий зал, главное дерево усилили, обзавелись магической лавкой... Население аванпоста довольно и сетует только на жаркий климат саванн и отсутствие прохладительных напитков. Пить из лунного колодца абы кому не разрешу — а то героям не хватит.

Чтобы Ормаллен не скучал, заведу ему подружку — жрицу Луны. Почему именно ее, а не проверенного веками хранителя леса? Я не слишком уверен в себе в плане «микроконтроля», а жрица хороша тем, что усиливает основу моей армии — стрелков. Она будет у нас живым знаменем.


Stager: Целитель пополняет отряд, наскоро залечивая царапины героя, изрядно потрепанного кентаврами. В тот же отряд вливаются еще двое стрелков, причем все они теперь засыпают в ружья пороховую смесь — спасибо инженерам из кузницы. Комментарий в сторону: интересно, а до этого они что делали? «Вы пока стреляйте, а порох потом подвезут...». Чудны дела твои, Господи.

Покуда наука трудится над загадкой черного пороха, штурмовой отряд расчищает от гноллей золотую шахту. Не то чтобы она была нужна мне прямо сейчас, но опыт Моди оружейнику не повредит. Он уже второго уровня и вовсю движется к третьему.

Рабочих нам временно хватит, можно сделать перерыв и поставить главное здание на реконструкцию: ходят слухи, что сейчас в моде крепости.

Отряд уже состоит из пяти стрелков, одного пехотинца и двух целителей и начинает напоминать ту самую фольклорную «банду». Одолев шайку иглогривов, герой получает наконец долгожданный третий уровень, вкладывая очки в молот и критический удар. Пора разведать, что там творится на западе...

Простреленное ухо

Warcraft, скриншот, 61KB
Псмит: Ну вот! Тут война, а охотник отстамши!

Псмит: Наша экспедиция выступила на север. Это уже не та крошечная компания, что отвоевывала юг, а серьезный отряд, который кладет кентавров и хрюкальщиков без лишнего напряжения сил. Освобождаем еще одну лавку из сети гоблинских магазинов. По-моему, зеленым торгашам пора предоставлять нам скидки.

Сунулся было дальше — а там целая шеренга синих гномов, высунувших из-под плащей свои огнестрельные хоботки. Вот и встретились два одиночества! Охотник бодро побежал вперед, поджег на груди рубаху и начал с приятным слуху хлюпаньем отрезать от гномов филейные порции.

Окрыленные успехом, эльфы устремились за отступающими... и, само собой, угодили в засаду. Довольно стыдно, между прочим: кто из нас — невидимая раса? Урок обошелся мне в стоимость воскрешения жрицы, попавшей под плотный концентрированный огонь.


Warcraft, скриншот, 147KB
Stager: Вражеская героиня угодила в засаду. Тир-варьете...

Stager: Да, на западе помимо мощной колонии гарпий обнаружился слабенький отряд Псмита. Пришлось выманить их парой бойцов, чтобы хоть примерно оценить численность. Ага... Попались! Ушастенькая героиня второго уровня попыталась сбежать, но была впечатана в землю молодецким ударом молота и временно выбыла из боя. Вражеские стрелки сконцентрировали огонь на Горном короле, на что я, собственно, и рассчитывал. Идя навстречу пожеланиям трудящихся, я подставил его под обстрел, послав на подмогу обоих целителей. А мои пять снайперов тем временем превратили вражескую героиню-эльфийку в эдакое дивное ситечко. Оказавшись отрезана от своих основных сил, она была обречена. Закончив с ней, я принялся отстреливать лучников, по-прежнему пытавшихся конкурировать с целителями. В итоге жалкие ошметки отряда позорно бежали под градом пуль, а я потерял, кажется, только пару стрелков. Герой, конечно, был на последнем издыхании, но медицина вскоре сотворит с ним очередное чудо.

Пора пополнить отряд. На базе уже ждут своего часа четыре всадника, третий по счету целитель и еще один стрелок, в храме Истины подходит к концу последнее улучшение целителей, а кузница трудится над бездымным порохом.

Дежа вю

Warcraft, скриншот, 61KB
Псмит: Ну вот! Тут война, а охотник отстамши!

Псмит: Ну наконец-то — медведи! Хотя я ощущаю себя преступником, будя каждого из них (к тем, кто любит и умеет спать, испытываю родственные чувства), усиливаю отряд парой мишек и ощущаю внутреннюю готовность к подвигу.

Стажер к моим демаршам полностью готов — на нас налетают рыцари при поддержке стрелков. Увы, я довольно серьезно не рассчитал; Ормаллена сминают сразу, а часть армии я отвожу назад, дабы не получить на свою голову контратаку. Осадных орудий у Альянса, правда, пока не заметно, но кто сказал, что они не на подходе?

Между прочим, какого иглогрива я до сих пор не представляю себе, что творится у Алексея на базе? Кто из нас ночной эльф, в конце-то концов?


Warcraft, скриншот, 130KB
Stager: Зоркий глаз разглядит четырех убегающих лучников.

Stager: Где-то мы уже это видели. Перефразируя известный анекдот, проблема эльфов в том, что они всегда приходят на перестрелку с луками. Конечно, Псмит воскресил героя и немного обновил войска, но ведь и я-то тоже без дела не сидел. В ряды лучников мигом ворвалась моя кавалерия, вновь отрезав героев (да, теперь их было уже двое) от огневой поддержки. Верный молот упал во второй раз, оглушив незадачливого эльфа, а снайперы тут же принялись за работу. Первый готов. Что? У врага тоже есть целители? Следующим залпом расстрельная бригада отправляет на тот свет друида, и перевес в лечении снова на моей стороне. Отступив от принципа «все на одного», я распределяю кавалеристов так, чтобы каждый атаковал своего стрелка: в такой давке это наиболее эффективно. Тем временем оружейник принимается за второго эльфийского героя, целители колдуют без остановки, а ружья не умолкают ни на минуту. Второй готов!

И вот то, что еще недавно было армией, в панике бежит с поля боя, бормоча проклятия. Ушло только четыре стрелка, а мой герой наконец-то получил четвертый уровень.

Кстати, чуть не забыл: пока военные «решали вопросы», мирные труженики возвели вспомогательную базу возле предварительно расчищенной шахты, утыкали местность башнями и принялись за добычу золота. Теперь, чтобы добраться до моих основных владений, врагу придется или просачиваться мимо этого аванпоста или штурмовать его, сражаясь с уже достаточно приличной армией под обстрелом оборонительных сооружений. Милости просим!

Скрытая угроза

Псмит: Тем временем на моей базе раздается томное: «Ах! Как я люблю природу!». Иными словами — мы начинаем понемногу пополнять войско дриадами.

На землю спускается ночь, и эльфы короткими перебежками подползают к границе гномочеловечьего города, присаживаются на корточки и предлагают считать их экзотической южной растительностью. Обитатели города покупаются на этот прием; охотник на демонов и прочие приметные типы держатся позади до решающего мига... Выбрать нужную дистанцию нетрудно — эльфы ночью видят дальше людей.


Stager: Пора форсировать процесс тренировки героя: шестой уровень принесет серьезные новые умения. Псмита пока не видно, экономика развивается полным ходом, а в храме начинают один за другим появляться на свет ведьмаки: ребята немногословные, но серьезные. Спросите, почему я не беру колдуний, ограничиваясь только целителями? Да не люблю я их, и все.

Итак, первоочередная цель — скопление высокоуровневых гарпий. Во-первых, за ними непременно обнаружится что-нибудь полезное, во-вторых — пресловутый опыт сейчас жизненно необходим. Взяв в отряд побольше стрелков, я отправился на Большую Охоту. Подразделения, не умеющие стрелять, составили стрелкам компанию на случай, если по пути мы встретим очередной отряд псмитовских самоубийц.

Эльфийская хитрость

Warcraft, скриншот, 144KB
Псмит: А вот и припозднившиеся защитники города. Увы, господа, башни вас не дождались.

Псмит: И вот наконец — радостный миг: герой Стажера, сопровождаемый могучей свитой, выползает из города куда-то на восток, очевидно — за золотом и опытом. Дав ему достаточно времени, беззастенчиво сбрасываю маскировку и объявляю сезон охоты на крестьян, осадные башни и так далее.

Конечно, армия Алексея возвращается, но башен-то уже нет! В дополнение к этому охотник на демонов залпом выпивает ману из целителей, так что те падают в обморок, и изображает из себя небольшой фейерверк. И, хотя силы обороны города приходят грамотно — ударяя мне во фланг, город Альянсу уже не спасти. А значит, победа за мной!


Warcraft, скриншот, 142KB
Stager: Вспомогательная база уничтожена, на очереди главная.

Stager: Гарпии оказались значительно прочнее, чем казалось поначалу. Несмотря на то, что семиуровневую предводительницу стаи удалось парализовать, бой получился жарким: погибли практически все целители и стрелки. Несмотря на то, что Горный король — воин ближнего боя, он получил-таки долгожданный пятый уровень, участвуя в бою заклинаниями.

Только я собрался возвращаться, чтобы восстановить дефицит ружей в отряде, как дал о себе знать Псмит. Как он пробрался мимо меня — загадка, но мощная армия, появившаяся буквально ниоткуда, принялась разносить мою сырьевую базу. Что могут четыре оборонительных башни против напора двух героев, сопровождаемых едва ли не двумя десятками разномастного эльфийского сброда? Вопрос риторический.

На главной базе тем временем было практически готово подкрепление, но Псмит прекрасно угадал момент. Силы были разделены. С одной стороны — отряд с героем, но всего с одним стрелком и вообще без целителей. С другой — группа пополнения: «голые» стрелки без поддержки. Наконец, посередине — незащищенные башни и эльфийская армия, не дающая отрядам соединиться. Пал аванпост, погиб герой, уничтожены силы подкрепления. Еще минута, и уже от основной базы не остается камня на камне.


Разбор полетов

Псмит: Воюя против эльфов, остерегайтесь выходить на монстров в ночное время, когда силы леса властвуют безраздельно. Это замечал еще Конан Дойл, хотя он имел в виду собаку Баскервилей. Эта несвоевременная экспедиция была, насколько я видел, единственной, но фатальной ошибкой Алексея.


Stager: Я очень люблю хитрости в игре, поэтому не могу не порадоваться за оппонента. Псмит сыграл КРАСИВО. Располагая заведомо более слабой армией, несколько раз теряя героев и войска, он настолько удачно сумел угадать момент, что большего нельзя было и желать. Один за другим вырезав три разрозненных отряда, он не дал им собраться и дать отпор. Герой без стрелков и целителей — ничто. Незащищенные целители и снайперы — тоже.

Бой 2. Лицо в лицо, ножи в ножи, глаза в глаза

Стартовые условия
Карта Огрогеддон
Псмит Орда
Stager Альянс

Псмит: Карта у нас совсем маленькая, но заселена довольно серьезными монстрами, так что есть надежда столкнуться лбами не сразу. На этот раз я попробую сыграть за Орду: их базовые пехотинцы-бугаи выглядят куда привлекательней своих аналогов у прочих рас. На тауренов рассчитывать пока не буду — боюсь, что сражение наступит раньше, чем успею развиться до этой стадии.


Stager: Псмит сменил расу, а я, пожалуй, останусь верен Альянсу. И потому, что в битве Альянса против Орды есть что-то неуловимо знакомое, и потому, что хочу банально отыграться. В прошлом раунде перевес был на моей стороне, и только глупость, умноженная на встречную хитрость, решила исход боя. Что ж, попробую восстановить справедливость и впредь буду осторожнее.

Центральная симметрия

Warcraft, скриншот, 154KB
Псмит: Может, купить гоблинскую шагающую мотопилу? И в хозяйстве польза, и базу защищать веселее.

Псмит: Насколько я помню, авторитеты считают лучшим из героев Орды Говорящего с духами. Да и Тралла я всегда уважал. Поэтому первым в свои ряды я призову его, а компанию ему составят бугаи.

Поблизости от меня имеется гоблинская мастерская, охраняемая командой огров. Вот с нее и начнем. Волки, призванные Говорящим, будут «танковать» огров, а остальные постараются быстренько завалить мага — с прочими справиться проще.

Выжил всего один бугай. Но мастерская — моя, и можно строить цеппелин для экспедиции на золотой остров.


Stager: Развитие описывать скучно — скажу только, что ни на грамм не отошел от классических схем, чтобы как можно быстрее получить первого героя. Это снова Горный король, дурень твердолобый... ой, нет, Тордин Каменнобородый. В остальном — народ пилит лес, копает золото и строит начальный комплект зданий, а ратуша исправно пополняет стройотряд...

Процесс идет своим чередом, а я тем временем осматриваю местность. Так... Псмит, вероятно, по центру на юге, я — тоже по центру, но на севере, а посередине сидит в засаде солидный отряд высокоуровневых огров. Других путей сближения я не вижу — разве что вырубить весь лес (а это идея!). Забавная ситуация: тот, кто решится истребить огров, тем самым расчищая дорогу к противнику, встретится со свеженьким вражеским отрядом, ни в какие бои не вступавшим. То есть с заведомо более сильным. Спешить с этим явно не стоит.

Огр-друг, огр-враг

Warcraft, скриншот, 131KB
Псмит: Раба я привез с собой сразу. К чему терять время?

Псмит: Попытался сунуться к ограм, которые стерегут перешеек между мной и Стажером. Зачем?! Теперь понимаю, что по чистой глупости. Раз уж собрался строить вторую базу — незачем пытаться ползти в две стороны сразу.

Кряхтя, бугаи и Говорящий заползают в неуклюжий дирижабль и под жизнерадостные крики полоумного пилота плывут по небу к шахте. Шахту защищает огр и с ним тролли; удается сконцентрировать троллей на вызванных волках, после чего победа проблем не создает. Мне достаются в качестве дополнительного приза костяные колокольчики. И новый уровень для Говорящего. Ну и рудник, само собой...


Stager: Мои соболезнования Псмиту по поводу огров — для меня тоже секрет, зачем он к ним сунулся... У меня с ними сложились куда более удачные отношения, правда, не с этими, а с другими. Впрочем, обо всем по порядку.

К востоку от моей основной базы обнаружился неплохо охраняемый золотой рудник (опыт! много опыта!), а к западу — мастерская гоблина, защищенная значительно хуже. Золото пока есть, поэтому я решил приняться сперва за мастерскую, где на страже стояли три огра уровнями от третьего до пятого. Вот с ними-то и сложились у меня прекрасные отношения: столь прекрасные, что герой достиг третьего уровня, хотя до того бил только противных гноллей.

На базе тем временем созрели и оформились целители, оперативно подправили геройское здоровье и в составе штурмовой группы выступили в поход против стражей золотой шахты. С нами четвертый уровень героя и прекрасное место под вторую базу: кругом леса, а пробраться в этот «карман» можно только мимо основной неплохо защищенной базы.

Мы делили апельсин — много наших полегло

Псмит: Вернувшись на базу, усиливаю отряд троллями-охотниками и нанимаю второго героя. Подозреваю, что знатоки меня осудят, но я выбрал героя-тролля: ну просто душа не принимает, когда армию некому лечить! Понимаю, что это не по-орочьи, но все же...

Warcraft, скриншот, 101KB
Псмит: Все уже украдено до нас...

А теперь пора заняться ограми в центре... Но нет — это было пора сделать минуту назад. А сейчас уже слишком поздно: о них позаботился Алексей. И, хотя его войска при виде орков оперативно отступают, это не вселяет бодрости: я-то вижу, что армия у него сильней моей. Все же пробую преследовать — но получаю мушкетный залп прямо в грудь Говорящему. Быстро возвращаюсь, пока не случилось худшего.


Stager: Настал черед огров в центре карты. Заранее готовясь к тому, что это ребята сильные, я заложил возле входа пару башен, а в казармах отдал приказ строить еще стрелков (из расчета, что они в большинстве боев гибнут первыми). Теперь если Псмит, увидев мой потрепанный отряд, рванется вдогонку, башни хоть ненадолго задержат его, а там и подкрепление подойдет.

Warcraft, скриншот, 167KB
Stager: Набравшись сил, я решился-таки расчистить проход от огров.

Я даже не ожидал, что они окажутся такими хлипкими: здоровенные громилы падали один за другим, и меньше чем через минуту дорога была открыта.

А вот и Псмит! Да, он купился на уловку, бросившись вслед за якобы отступающим героем. Но потери при битве с ограми не были особо значимыми, с базы подошли стрелки из резерва, а башни без устали поливали врага огнем. Армия врага полностью разбита. Начинаем наступление...

Справедливости ради, эта атака также не увенчалась успехом. То, что заменяет оркам фермы, очень неплохо стреляет, и, пока я возился со зданиями, практически весь отряд полег под стрелами. Пришлось отступать со счетом 1:1 и занимать оборону под прикрытием башен. Правда, я сохранил героя, так что итог все-таки в мою пользу. Тем более что в ходе баталий он добрался уже до пятого уровня.

Пернатая авиация

Псмит: Как и следовало ожидать, вскоре Альянс прибывает в наше расположение с ознакомительным визитом. Во главе его — гномий король... какого-какого уровня?! Черт возьми, как же все запущено! Зато, как я только что узнал, у Стажера еще одна шахта, у меня же — две. Так что могу попытаться взять реванш — благо атака горного короля не пробивает мою оборону.

Слышу в воздухе противный шелест — это вокруг моей базы начинают виться грифоны. То тут плюнут, то здесь... К счастью, у меня есть наездники, которые ловят птичек в сеть и методично ощипывают. Но все же — это повод готовить виверн. Вот только грифоны снесли два логова, и лимита перестало хватать.

И тут случается самое противное: грифоны заявляются на остров с шахтой! Я ускоряю строительство как могу, но... к моменту, когда эскадрилья готова к полету, дома вождей на той стороне уже нет, а мой старый рудник, выбрав именно этот момент для пущего эффекта, рушится...


Stager: Пока я занимался войной, экономика, как ни странно, достигла небывалого расцвета. Вовремя освоенная вторая шахта и резервная лесопилка на сырьевой базе исправно плодоносили все это время, пополняя казну деньгами и стройматериалами. А построенная на задворках башня грифонов, как оказалось, породила уже трех пернатых бестий: я уж и забыл, когда отдал такой приказ.

Чтобы так удачно обнаруженная авиация не стояла без дела, я срочно отправил ее на разведку резервных золотых жил. Не потому, что они были мне зачем-то нужны: денег в империи пока хватало с лихвой... Просто мало ли, вдруг Псмит решил соорудить себе резервный источник денег, не поставив меня о том в известность?

И действительно, вот она — вторая шахта. Притаилась на юго-востоке карты, причем от основных земель Псмита отделена водной преградой. Ага, у него есть дирижабль. Будем знать.

Увидев угрозу, мой оппонент запоздало попытался отстроить защиту. Тщетно. Строящиеся башенки стали легкой добычей крылатых воинов. Покончив с ними, птички разнесли остатки базы и отправились на юго-запад в поисках других шахт противника.

Warcraft, скриншот, 163KB
Stager: Никто не строит защиты для баз, пока грифон жареный не клюнет...

Псмит: Просто так не сдамся. У меня даже на новый дом вождей нет денег — но, продав кое-что из экипировки, наскребаю эту сумму и строюсь у шахты с другой стороны. Там можно прикрывать рудник наземными войсками.

Увы, грифоны заявляются сразу вчетвером и со стороны леса... Много ли надо, чтобы снести только что заложенное строение? На новый дом меня точно не хватит; все, что мне остается — попытаться немедленно атаковать базу. Этот жест отчаяния, разумеется, не дает уже ничего... Но Зулджин будет отмщен!


Warcraft, скриншот, 136KB
Stager: Последняя безуспешная контратака.

Stager: Следующим на очереди стал дирижабль. Псмит решил, видимо, наверстать упущенное на западе — птички обнаружили летательный аппарат, как раз подбиравшийся к золотой шахте. Несколько залпов громовыми молотами, и все сооружение, теряя войска, рухнуло оземь. Правда, попытавшись истребить незадачливых воздухоплавателей, я столкнулся с охотником, метавшим аркан, и один грифон геройски погиб под ударами немытых орочьих пяток. Но дело сделано: отряд заперт на острове, а по центру тем временем уже идет в бой основная армия. С героем шестого (!) уровня, кавалерией, стрелками и целителями. Псмит пытается встречно напасть на мою базу, но тщетно. Он сидит без денег, армия прохлаждается возле вожделенной шахты, а его родная база планомерно утаптывается конскими копытами. Победа!


Разбор полетов

Псмит: Я сделал две серьезных ошибки. Первая — несвоевременное нападение на огров, стерегущих центральный перевал: упущено время, потери, опять же... Вторая — оставил без прикрытия базу на острове и не смог оперативно исправить положение. В общем, победы в этом бою я явно не заслуживал...


Stager: Реванш успешно взят. С моей стороны тоже наверняка была масса ошибок, любой киберспортсмен найдет их никак не меньше нескольких десятков. Но я сделал главное: решил проблему прорыва по центру так, чтобы не потерять ослабленного в бою героя при столкновении с армией противника. В этом помогли башни, под огонь которых я и заманил войска Псмита. Дальше перевес уже был на моей стороне: и в уровнях, и в артефактах героя, и в деньгах. Ну, и окончательные точки расставили грифоны, уничтожив как источник ресурсов, так и последнюю возможность таковые источники захватывать.

Бой 3. Взять измором

Стартовые условия
Карта Остров Беззакониян
Псмит Ночные эльфы
Stager Нежить

Псмит: Эксперимент с Ордой признать неудавшимся. На кону судьба всей дуэли, поэтому я вернусь к проверенному варианту — ночным эльфам. К тому же Стажер выказал явное пристрастие к авиации, а у эльфов в зенит бьет чуть ли не каждый боец. В общем, эльфы — наш выбор на этот бой.


Stager: А вот теперь — нежить! Не в смысле кого-то, а мертвецы такие ходячие, каких полным-полно в приснопамятном Undercity. Люблю я эту расу. И за то, что копают золото не отходя от кассы, и за то, что здания у них сами собой строятся. Правда, для заготовки леса у них в ходу совершенно специальные, заточенные под столярные работы упыри... Казалось бы, неэффективно, но они-то ведь еще и неплохо дерутся. Пусть сунется одинокий герой, желающий напакостить где-нибудь в тылу: живо в лапшу порубают. Они хорошие.

Торжество архитектуры

Warcraft, скриншот, 159KB
Псмит: За неимением демонов охотимся на огров.

Псмит: Первым делом, первым делом — Demon Hunter! Ну а лучницы? А лучницы — потом! Следуем проверенной дебютной схеме. Главное — не забыть, что драка происходит на карте меньшего размера, чем Кошмарный остров, и гостей можно ждать достаточно скоро. Правда, ближайшая запасная база — как раз по пути к противнику, так что, надеюсь, не пропустим.

Пока наш охотник (сегодня его зовут Даэлин) развлекается с гноллями, я массированно призываю светлячков на лесозаготовки. Лимит выбирать пока не планирую, так что должно сойти. В случае чего — всех массово прикопаю и сделаю сторожевыми деревьями.

Пока все развивается по плану. Даэлин и его команда расчистили вторую базу, начинаем укореняться.


Warcraft, скриншот, 161KB
Stager: Как же все-таки хорошо, когда здания строятся сами собой...

Stager: Склеп, зиккурат, алтарь Тьмы — фактически не важно, в каком порядке заказывать здания: ведь для их постройки личное присутствие послушника совершенно не обязательно. Воздел руки к небу, пробормотал проклятие — и готово. Здание строится, а он тем временем может заняться следующим. И вот костяк базы готов, рыцарь смерти натренирован и отправляется на разведку, без труда совмещаемую с охотой.

Главное здание превращается в Чертоги Мертвых, а потом и в Цитадель, кладбище радует бойцов ценными улучшениями... Наконец послушник, превратившись в тень, прибывает на вражескую базу...

Надо же, какая красота! Герой с отрядом! Тут есть одна полезная хитрость... Если заставить тень атаковать кого-либо, она этого, разумеется, сделать не может, но начинает повсюду бродить за целью. Стоит прикрепить по тени к каждому герою, и все перемещения врага можно без труда отслеживать по карте, благо скорость передвижения бесплотного создания позволяет поспевать за вражеским войском.

Монументальная оборона

Псмит: Пополнив свои ряды второй героиней, жрицей Айнэ, я нанес визит вежливости толстой команде огров, которая отдыхала, привалившись спиной к лавке гоблина. Гоблин пищал, ругался и утверждал, что ему вот-вот развалят теремок. Гоблинов надо беречь, они готовят вкусные настойки.

Попробовал сунуться к Стажеру... Но что-то мне не нравится обилие стреляющих зиккуратов и немаленькая армия. Пожалуй, я лучше подожду, пока он куда-нибудь вылезет. А до той поры отстреливаю всех монстров, каких смогу найти, — и готовлю армии пополнение в лице (морде) друидов-медведей.

Нет, все же я перебрал с лесозаготовками... Армия — с гулькин нос, а уже достигнуты 30% расходов. Правда, не сказать, чтобы дерева было в избытке... Видимо, где-то я хозяйствую не так. Расточительствую.


Warcraft, скриншот, 169KB
Stager: От тени не укрыться даже в тени.

Stager: Рыцарь смерти достиг третьего уровня и обзавелся отрядом симпатичных паучков, по смыслу представляющих собой что-то вроде стреляющей кавалерии. Компанию им составили симпатяги-толстячки из Боен, сильные в ближнем бою и к тому же распускающие вокруг себя облако ядовитого газа.

Денег уже накопано немало: надо бы, пока не поздно, основать вторую базу в тихом закутке с золотой шахтой, неподалеку от основной базы. Вернее, неподалеку — это если напрямую, а фактически же приходится ходить в обход, делая достаточно мощный крюк. Ну да ничего.

Тень, бродящая за вражеским героем, рапортовала, что тот расчистил золотую шахту на юго-востоке. Пока поводов для тревоги нет, но надо будет заглянуть туда чуть позднее, когда он решится отстраивать сырьевую базу. Наконец, описав полукруг, Псмит набрел на мою столицу. Вот так встреча!

Дело в том, что ресурсов в округе предостаточно, и я не преминул улучшить все зиккураты. Согласитесь, возможность повышать лимит и при этом исправно отстреливаться трудно переоценить. Итак, стоило только вражескому герою подобраться к базе, как милые домики открыли шквальный огонь. Затем в процесс вмешалась и армия, заставив врага улепетывать сломя голову. Вот и прекрасно.

Подрывная деятельность

Warcraft, скриншот, 167KB
Псмит: Пытаться брать главный город большого смысла нет: там шахта скоро кончится. Попробую не дать вести добычу здесь...

Псмит: А Стажер все нейдет. На карте такого размера атаковать без мало-мальски серьезной уверенности в победе — значит тут же нарваться на контратаку. Продолжаю осторожничать: обзавожусь третьей золотой шахтой, готовлюсь к выпуску химер.

Ага, вот и более-менее подходящий момент! Заглядываю в гости на побочную базу... и вижу пару мерзостей и пару паучков, но это меня совершенно не смущает. Несколько печалит, что у меня нет внятных осадных орудий — в ожидании химер я не стал строить баллисты.

Warcraft, скриншот, 164KB
Псмит: А где же зенитчики? Не поверите — в пробке застряли.

Главным силам Алексея все равно не успеть спасти базу... но есть, конечно же, и воздушная, причем спрятана так, что разведке не видно. Колыхая студенистыми тушками, над кряжем пролетают ледяные змеи. Обменявшись с ними любезностями, отступаю: скоро подойдут пешие части, и эта встреча будет нам совершенно лишней.

Конечно, тут же получаю этих самых змеев на своей побочной базе — но я почти ничего не потерял в натиске, а значит, не боюсь.


Stager: Еще одна прелесть мертвецов — в их воздушных войсках. Ледяные змеи — ребята солидные, мощные в атаке и защите. Небольшая эскадрилья способна в считанные минуты сровнять с землей вражескую базу, на что я, собственно, и рассчитываю. И если не главную, то уж с побочной справится на ура.

Стоило первым пернатым (или не пернатым, кто их там разберет?) появиться на свет, как на сырьевой шахте случилось ЧП в лице штурмового отряда противника. Впрочем, мне это только на руку. Зайдя в «карман», герой сам загнал себя в ловушку. Разрушив копеечное по стоимости здание и убив пару послушников, он оказался прижат к стенке подоспевшей на подмогу армией. С воздуха ударили змеи, толстяки испустили газ... Может, и чересчур пафосно, но весьма эффективно. Как и в первом раунде, уйти удалось считанным единицам, причем герой в их списке не числился.

Тем временем диверсионный змей, добравшись до базы Псмита, принялся за подрывную деятельность. Победы это пока не сулит, но отвлечет точно.

Воздух!

Псмит: Между тем готовы к бою первые химеры, и заодно, на всякий случай, произвожу небольшую стайку гиппогрифов — «а то будет как в прошлый раз». Мы занимаемся взаимными налетами — не с целью уничтожить базу, а так, попугать в основном.

Черт возьми, как же я криво построил это здание! Около побочной базы и так тесновато, а теперь мои собственные войска то и дело застревают в узком проходе. В самый нужный момент жрица, спотыкаясь о дриад, не смогла отступить — и померла ни за понюх табаку.

Пока мой наилучший успех — снести здание вокруг рудника на побочной базе. Это замедляет поступление денег... но химеры, которых я потерял в этом вылете, тоже, знаете ли, не даром даются. В целом я контролирую ситуацию, но перспективы на победу неясны.


Warcraft, скриншот, 132KB
Stager: Первый пробный налет на сырьевую базу.

Stager: Кажется, я что-то пропустил... Возвращавшийся с налета змей едва не погиб в центре карты, неожиданно натолкнувшись на невесть откуда тут взявшуюся базу... Ну ничего ж себе! Это не я ли тут гордился своей разведкой? И главное, что сей факт открылся, когда мягкая терапия уже неэффективна, а база просто чудовищно запущена.

Warcraft, скриншот, 145KB
Stager: Будет ли здесь добываться золото? Решится на небесах.

Звено из четырех пикирующих змеев предприняло было смелую попытку исправить ситуацию и даже успело снести несколько зданий, но тут недавно восстановленную шахту вновь атаковали, причем с воздуха. Пришлось снимать змеев с дежурства в центральном районе и лететь улаживать неприятности.

При ближайшем рассмотрении неприятности оказались химерами, вскоре в прямом смысле слова опущенными с небес на землю. Причем — с размаху!

Военные издержки

Псмит: Чуть не устроил аттракцион неслыханной жадности — снарядив экспедицию на последнюю оставшуюся шахту. Как ни странно, Стажер не спешит ее прибрать к рукам. У него-то какие проблемы? По-моему, я создал ему режим наибольшего благоприятствования. Никаких неожиданностей, по налетам химер можно часы сверять. Аж самому стыдно...

От позорной судьбы плутократа меня спасло только то, что Стажер наконец решил нанести визит моей самой новой базе! Я ждал этого долго; конечно, в решительный момент дриады опять сцепились хвостами, а друид-медведь устал ждать их и, кажется, задрых. Но все-таки Стажер не успел управиться с моими деревьями к моменту, когда сзади подвалили основные силы. А хоть бы и успел — у меня ведь на главной базе есть совершенно лишнее древо!

Увы, к моей контратаке Алексей готов полностью — и она захлебывается, а мне в который уже раз приходится воскрешать героя. В конце концов его огненные клинки примелькались, и его начали бить...


Warcraft, скриншот, 140KB
Stager: Герой нюхнул толстяка. Ему плохо.

Stager: Не пойму, чего добивается Псмит. Раз за разом уничтожая дешевенькую шахту химерами, он стабильно теряет дорогостоящие войска. В то же время ресурсов у меня — хоть отбавляй, золота под две тысячи, а дерева хватит на гробы для всего человечества. И на эшафоты, по одному на каждого эльфа.

Хочется надеяться, что такими темпами вражеская экономика придет в упадок. А чтобы форсировать его на траты, надо бы, вероятно, немного повоевать... Улучив момент, когда герой с небольшим отрядом направился к юго-восточной золотой шахте (а, как вы помните, тень отслеживает перемещения вражеской армии), я подвел войска и ударил с тыла.

Местный искусственный интеллект прекрасно расставляет войска. Лучники и целители — в задних рядах, бойцы ближнего боя — в передних. И именно это играет на руку тогда, когда удается застать врага врасплох.

Естественно, целители и прочая не особо боевая братия полегла почти мгновенно, а дорезать остальных уже не составило никакого труда. Завидев вдалеке подкрепление, я отвел войско на базу, слегка проредив при этом стройные шеренги преследователей. И — о чудо — главный герой получил шестой уровень, а вместе с ним и спецспособность — поднимать мертвых. Еще один бой, еще одна победа. Дела идут лучше нек...

Что за черт?! Вляпавшись в очередную схватку, я потерял-таки героя, не успевшего сбежать в город. И ладно бы с ним, с героем, но деньги! Вот теперь они таки кончились. К тому же обрушилась основная шахта, а вспомогательную опять снесли летучие бестии.

Засада так засада... Один из послушников был вынужден безо всякой радости утилизировать пару зиккуратов — тем более что на войска пока денег нет. Деньги появились. Или на героя, или на рудник, причем выбирать надо в любом случае второе...

Пока теперь здание построится и начнет приносить деньги... а потом еще черт-те сколько времени будет воскресать некромант. Непростительная ошибка.

Агония

Warcraft, скриншот, 140KB
Псмит: И вот нашли большое поле...

Псмит: Благодаря нашей пассивной политике денег у обеих сторон более чем достаточно. Как же переломить ситуацию?

Ага, вот снова группа ползет к моей третьей (теперь уже главной по части золота) базе... Ну, пусть ползет. На этот раз я спокойно встречу ее на обратном пути; а пока что моя истребительная авиация свяжет боем червей, тогда как химеры — пусть даже ценой жизни — снесут главное здание города. Ну а маленький эскадрон дриад кусучих займется отстрелом послушников.


Stager: Все еще хуже. Только что восстановленный рудник вновь атакуют, и даже слаженная работа ледяных змеев положения не спасает. Нападающие повержены, приток денег опять приостановлен. Надо как-то выиграть время: на отстройку противовоздушной обороны нет — угадайте чего — денег. Так что змеи покидают свой пост у шахты и отправляются вовсю хулиганить на территории противника, стараясь наделать побольше шуму, ну и, конечно, в меру сил нанести урон.


Угасание империи

Псмит: Ну да, мою базу съели. И — да, у меня нет в данный момент ни одной функционирующей шахты. Но если в прошлый раз это означало конец всему, то теперь этот факт не вызывает ни малейшей печали. В самом деле, на двух выдохшихся базах — вполне готовые к выработке деревья, светлячков — хоть ешь, а то, что войск нормальных в результате генерального сражения нет ни у меня, ни у Алексея, — что с того? Я-то могу в любой момент возобновить золотодобычу, а Стажеру негде произвести послушников.

Уф. Затяжная партия... мягко говоря. Рассвет случился уже час назад, а мы этого как-то и не заметили...


Stager: Можно утешать себя тем, что эльфы тоже пострадали. Факт, пострадали, и было их много. Но, увы, это не могло продолжаться вечно. Мощная в былом армия закономерно поредела и зачахла, а Псмит и не думал прекращать набеги. Война на вражеской территории не смогла отвлечь противника — похоже, он уже четко знал, что делать.

Вот такой печальный финал. Сейчас, анализируя эту партию, я вижу тысячу двадцать четыре простейших способа победить, но итог уже не изменить.


Разбор полетов

Псмит: Бой был степенным и солидным, как брачные игры галапагосских черепах. Мы явно решили посоревноваться в осторожности и получили в итоге партию неслыханной длины. Между прочим, я, кажется, победил Стажера его же оружием — построив неразрушаемую экономику.

Кстати, я ему всегда говорил, что так играть — скучно. Надеюсь, теперь он убедился?


Stager: Ошибка была одна, зато фатальная. Сильная армия, отличный высокоуровневый герой, славные воздушные змеи... И вдруг — нет денег. Вся военная доктрина рушится вмиг, а любые попытки исправить ситуацию напоминают конвульсии. Что мешало занять свободную шахту на северо-западе? Что мешало построить вокруг второй шахты столько зиккуратов, сколько уместится на этом пятачке земли? Кусаю локти. Псмит сыграл четко и грамотно, не поддаваясь на провокации.



ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ
2 1
ПОБЕДА ПСМИТА


Назад