Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Евгений Баранов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (112) март 2011

Мини-игры

NightSky

Жанр:
платформер
Разработчик:
Nifflas' Games & Nicalis
Издатель:
Nifflas' Games & Nicalis
Рейтинг журнала
80%

Простой беготней слева направо уже лет десять никого не удивишь. Вот и изгаляются таланты как могут: прикручивают фокусы со временем (Braid), погружают в морские глубины (Aquaria), стилизуют под бредовое немое кино (The Misadventures of P.B. Winterbottom).


Вот и катитесь на все четыре лопасти!

Nifflas' Games & Nicalis так и вовсе отдали главную роль загадочному шару из неведомого мира. Идейный преемник Колобка благополучно покинул пляж, где был обнаружен случайным человеком, и покатился восвояси, за тридевять затейливо сконструированных земель.

Все, чем волен распоряжаться игрок, — направление движения шарика и его скорость (позволяется притормозить и разогнаться), а на некоторых уровнях можно изменить вектор гравитации. Для вящей трудности прохождения (а также ввиду не самого мудрого дизайна того или иного уровня) кое-где отбирают ту или иную функцию либо включают ее насовсем.

Упрекнуть создателей хочется, но не получается — путь к выходу из локации с каждым разом, как сказал бы дедушка Кэрролл, все чудесатее и чудесатее. Горные хребты сменяются скальными пируэтами, прыжками по уступам и фигурным кручением на лопастях ветрогенераторов. Когда вам наскучит давить стрелку «влево», шар запихнут в устройство из трех колес — и для движения в одну сторону понадобится вращаться в другую. А как насчет вращающегося лабиринта, из центра которого надо выбраться? Богатая фантазия разработчиков обеспечивает разнообразие.

В завершение картины NightSky снабжена красивыми задниками, изображающими закат и ночное небо, вкупе с ненавязчивой расслабляющей фоновой музыкой.

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
приятный меняющийся игровой процесс, оригинальные уровни, интересные находки иногда шар застревает или падает в пропасть

System Protocol One

Жанр:
tower defense
Разработчик:
While True Fork
Издатель:
While True Fork
Рейтинг журнала
75%

Престарелый жанр tower defense переживал не лучшие времена — пока PopCap не разродились по-настоящему внезапным Plants vs. Zombies. Как выяснилось, старая механика прекрасно работает, главное — увеличить доступное число комбинаций стратегий и тактик до неприличной цифры.


Голова идет кругом. Вирусы тоже идут кругом. Торжество Ньютона — теперь у врага как минимум две дороги к цели.

System Protocol One идет по диаметрально противоположному пути. Здесь игроку предстоит поработать сисадмином в компании по защите конфиденциальной информации. Главная его задача — удержать защиту сервера.

Поле боя переносится в виртуальный мир, вызывающий приступы ностальгии по «Трону», из колонок доносится синтетическое попискивание (словно вот-вот прилетит Жанна Агузарова и снова настанут девяностые). К высокой башне дата-центра вереницей мчатся по ухабам вирусы шести разновидностей. Изредка, важно подбоченясь, вваливаются боссы: они крупнее своих младших товарищей по вредительству. Всего вирусов шесть видов, по аналогии — шесть боссов. Негусто. Защитных сооружений (простите, защитных программ) двенадцать видов. Тоже не рог изобилия.

Было бы весьма скучно просто строить лабиринты из стен вперемежку с пинговыми пушками и башнями-антивирусами. Да, их можно улучшать, увеличивая приносимую пользу. Но это не спасло бы игру, если бы не уровни!

Здесь вам встретятся и привычные квадратные скатерти. Но большей частью придется держать оборону на свернутых в трубочку плоскостях, гранях кубов и прочих тригонометрических изысках. Все еще зеваете? Тогда встречайте «перекрестный огонь»: несколько дата-центров и аналогичное им количество портов, откуда лезут вредоносные программы; идентифицирует по цвету попарно. Как вам перспектива построить лабиринт Минотавра с кучей ходов?

К сожалению, дикой фривольности Plants vs. Zombies сей оборонный симулятор не достиг. Зато сложность на порядок выше: вот уж где приходится поломать голову над грамотным расположением мультиплексеров и «медовых ульев»! Это вам не швыряться семенами в саду.

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
необычные уровни, «крепкий орешек» для серьезного обдумывания некоторых боссов очень сложно убить

Zen Bound 2

Жанр:
аркадная головоломка
Разработчик:
Secret Exit
Издатель:
Secret Exit
Рейтинг журнала
85%

Достигали ли вы нирваны путем затяжной сессии в Team Fortress 2 или рейда в World of Warcraft? Сомневаюсь. Не беда — модным направлением на рынке инди-игр стали медитативные аркады, которые не бросают игроку вызов и не заставляют его совершать подвиги. Их задача — максимально разгрузить мозг и нервную систему, так что откиньтесь на спинку кресла и закатывайте глаза в трансе.


Крутится, вертится кленовый мужик...

Zen Bound 2 мало чем отличается от оригинала — да менять ничего и не стоило. Суть такова: мы вращаем деревянную фигурку, наматывая на нее нить. Нить оставляет вокруг себя след — с его помощью нужно покрасить как можно большую площадь фигурки. Необязательно целиком, для прохождения уровня достаточно 70%; но ведь мы стремимся соединиться с космосом, не так ли? Поэтому не щадите себя, обматывайте целиком.

Не известно, кто вынудил Secret Exit прикрутить (извините за каламбур) к игре разные детали — зачем они?! — но они есть. Длина нити ограничена, необходимо уложиться в заданный отрезок красящего шпагата, а напоследок еще и прицепить «инструмент» к гвоздику-финишу. Порой задачи меняются: красящим свойством обладает не вся веревка, а только редкие капли на всем ее протяжении. Или нить вообще не оставляет след — с ее помощью нужно задевать булавки с запасом красителя, которые немедленно разбрызгивают жидкость вокруг себя.

Трудно представить себе, как функционировало бы такое изобретение без корректно работающей физики. И она тут есть. Натянутая бечевка очень натурально обматывает древесину, соскальзывает с тупых углов и натягивается сама на себя. К тому же модель фигурки может похвастаться высокой детализацией, разными отражениями, еле заметными следами на поверхности и шершавостью. Самое же замечательное свойство Zen Bound 2 — никаких требований ни к смекалке, ни к техническому мышлению. Только ориентация в пространстве. И ваш персональный буддистский монастырь готов!

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
нетривиальная идея в основе, отличное исполнение кому-то игра может показать-ся бессмысленной из-за нулевой сложности

Cross Worlds: The Flying City

Жанр:
найти предмет
Разработчик:
2 Monkeys
Издатель:
Big Fish Games
Рейтинг журнала
70%

Хотели сделать как всегда, а получилось лучше. Знаменитый черномырдинский принцип любой инициативы в нашей стране выворачивается наизнанку, когда речь заходит о Cross Worlds. Что требовалось от 2 Monkeys? Просто еще одна «искалка», кои производятся оптом. На поверку же от сего контрреволюционного элемента попахивает классическим квестом...


Постапокалипсис в казуалке... Времена меняются.

Профессор Дуралеев (за такую «адаптацию» локализаторов бьют подсвечниками) уже много лет занимается проблемой параллельных вселенных. Достроив наконец телепорт, отправляющий бог весть куда, ученый проводит эксперимент на себе. Теперь его дочь Моника должна узнать, как Дуралееву (тьфу!) удалось проникнуть сквозь тонкую завесу реальности, и отправиться следом.

На пути исследователя подстерегает вполне стандартный поиск предметов в горах хлама, с обязательными перлами из разряда «мышь в багажнике» и с обязательной кнопкой помощи, коя перезаряжается после использования. Чтобы домохозяйки не свихнулись от непрерывного «следствия», поиски разбавлены элементарными головоломками и мини-играми.

Но что это? Наряду с типичными элементами квеста (локации, сюжет, инвентарь), кои в последние годы приросли к играм поискового жанра, наличествует сеттинг. Вполне вероятно, что 2 Monkeys вдохновлялись изумительной Machinarium. Здесь тоже есть город обреченных на погибель роботов, оставленных людьми. Только по сюжету Cross Worlds неугомонные гомо сапиенс не исчезли в неизвестном направлении, а уничтожили себя начисто ядерной войной. Вот невиданный оборот для такого неэластичного и косного жанра! Вышеупомянутый населенный пункт выполнен в ржаво-заброшенном стиле (Якуб Дворски икает громче сверхзвукового истребителя) и нарисован хотя и несколько простовато, но зато обаятельно. Типичная для этого рода развлечений фоновая музыка не портит впечатление — и ладно.

Неужели это первый шаг в сторону превращения бессмысленных в общем-то игрушек в полноценные старомодные квесты? Закрепится ли идея создавать некоторую глубину сюжета, или все благополучно предадут забвению «положительную мутацию»? Посмотрим.

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
попытка преодолеть застой в жанре захламленные помещения, рудиментарность прочих элементов


Назад