Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Артем Осминин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№9 (106) сентябрь 2010

Battlefield: Bad Company 2
Классы пехоты в сетевой игре

Дисциплина — душа армии. Она превращает немногочисленное войско в могучую силу, приносит успех слабым и уважение всем.

Джордж Вашингтон

К передатчику «Альфа» стремительно приближается небольшой отряд: пулеметчик с белой повязкой медбрата на руке, штурмовик с автоматической винтовкой, оснащенной подствольником, и гражданин с характерной «трубой» реактивного гранатомета в руках.

Вся эта разношерстная компания действует на редкость слаженно и быстро: снаряд из гранатомета сносит стену здания, в образовавшийся проход летит граната, подрывая сидящего в засаде противника, пущенная из подствольника дымовая шашка закрывает место действия от посторонних глаз, а через пару секунд пулеметчик уже закладывает заряд.

Бойцы рассредоточиваются и занимают оборонительные позиции. Через полминуты гремит взрыв, и вот результат — передатчик уничтожен, а не ожидавший такой наглой атаки противник отброшен еще на одну позицию назад. Нет, это не эпизод из очередного фильма Майкла Бэя. Это результат слаженных действий отряда в Battlefield: Bad Company 2.

  • Будни штурмовика
  • Полевая медицина
  • Столяру хорошо, а инженеру — лучше
  • Тяжелые будни разведки

Справедливости ради следует заметить, что такой сценарий крайне редок в сетевой игре, если, конечно, вместе с вами не играет какой-нибудь хороший клан. Жаль, но очень немногие игроки понимают отличие Bad Company 2 (да и всей серии Battlefield вообще) от Counter-Strike-образных. Дело в том, что личное умение попадать одновременно в три банки из-под пива (через полкарты и из пистолета) в Battlefield ничего не стоит, если игрок при этом не хочет или не умеет заботиться о пользе для команды. Поэтому давайте обозначим основные задачи каждого класса, а также то, как их нужно выполнять.

Есть много режимов сетевой игры, но в качестве примера возьмем Штурм (Rush) на «нормальной» сложности. Освоив его, вы не растеряетесь, сменив режим, потому что задачи и тактики классов остаются примерно одинаковыми.

Будни штурмовика

Через минутку от хибары останется одно воспоминание.

Штурмовик (Assault) — первый в списке выбора классов, с него и начнем. Он наиболее универсален, полезен в атаке и защите, у него относительно простые задачи, которые понятны любому игроку, пришедшему из «классических» сетевых «стрелялок». За счет скорострельных и точных автоматических винтовок штурмовик — лидер по числу убийств в раунде. В полном соответствии с названием, главная его задача — брать штурмом укрепленные точки противника, которые чаще всего располагаются в зданиях. Если вы играете за атакующую сторону, то заряжаем в подствольный гранатомет обычные гранаты, берем четырехкратный оптический прицел и боеприпасы «магнум» в качестве улучшений. Первое поможет вам делать двери в зданиях там, где захочется, а второе и третье здорово увеличивают точность и урон очередей из автомата. При обороне стоит поменять гранаты на дымовые шашки. Объясню почему: при игре от обороны можно закрыть дымом позиции, где укрепился противник, и, таким образом, замедлить его продвижение вперед. Разумеется, нам тоже мало что будет видно, но в режиме Rush обороняющимся не нужно постоянно рваться вперед для того, чтобы выиграть. Нападающие же будут вынуждены вслепую идти сквозь дым навстречу пулеметным очередям.

У дымовой шашки вообще много применений: ею можно закрыть передатчик в случае, если здание, в котором он располагается, разрушено и отлично простреливается. Дымовая завеса не защитит от гранаты или снаряда танка, но даст хоть какое-то укрытие на время разминирования. А чтобы не дать противнику спокойно пройти к передатчику, можно «поставить дым» еще на подходах к нему — пусть крадутся и осторожничают. Правда, чтобы эффективно поддерживать дымовую завесу скорее всего придется обменять четырехкратный прицел на увеличенный гранатный подсумок, в котором можно хранить в два раза больше гранат и дымовых шашек.

Там постреляем, а тут просто пустим дым.

Еще одно полезное свойство дымовой шашки — выстрел по любой технике снимает с нее магнитный маячок (tracer dart), который помогает вражеским инженерам наводить ракеты. Так что, если вы видите на своей технике красную мигающую точку, быстрее стреляйте по ней очистительной шашкой.

На заметку: дымовой шашкой можно и убивать! Правда, для этого нужно попасть точно в противника. Так что, если вы поддерживаете завесу, а перед вами из дыма внезапно возникает враг — не тратьте время на переключение режима огня. Проще выстрелить из гранатомета — и врага убьете, и завеса не спадет.

Уникальная особенность штурмовика — возможность раздавать патроны. Больше всего в них нуждаются инженеры; пробегая мимо, не поскупитесь бросить ящичек — вы получите очки, а человек скажет вам «спасибо». Вообще, ящички лучше бросать не в чистом поле, а недалеко от укрытий, где может прятаться ваша команда. Радиус «действия» коробочки довольно велик, и не стоит бояться, что сослуживцы не дотянутся до патронов в нужный момент. Кроме того, именно сидя на ящике с патронами, удобнее всего закидывать гранатами и дымовыми шашками врагов, что при должной сноровке позволят довольно долго удерживать позицию в одиночку.

Несколько слов об оружии. АН-94 «Абакан» — лучший друг штурмовика, это ясно всем, кто хоть раз им пользовался. Однако не следует забывать и про другие стволы: AUG обладает превосходной скорострельностью и кучностью, что делает его лучшим оружием на ближней дистанции, а M16A2 стреляет очередями с отсечкой по два патрона даже немного быстрее «Абакана», что делает этот автомат грозным оружием в умелых руках.

Работа командой ощутимо сказывается на личной статистике.

Если штурмовик возьмет какое-либо оружие, общее для всех классов (дробовик, карабин или «ветеранскую» винтовку M1), то на месте подствольного гранатомета появится взрывчатка C4, с помощью которой так весело взрывать технику или разрушать здания. Обладая умением стрелять и небольшой долей везения, можно уничтожить вражеский передатчик этой взрывчаткой, просто налепив все пакеты на несчастное устройство. Только не забудьте взять увеличение количества переносимой взрывчатки — на уничтожение передатчика нужно 12 зарядов пластида, то есть как раз на два похода.

Это важно: чтобы уничтожить передатчик, вовсе не обязательно взрывать именно его. Иногда гораздо проще взорвать само здание, в котором он находится! Такие уязвимые строения есть почти на каждой карте, и распознать их очень легко: это либо двухэтажное здание, либо крупное одноэтажное строение с массивной крышей.

Полевая медицина

Следующим у нас пойдет медик. Это идеальный класс для тех, кто случайно забрел в Bad Company 2 из какой-нибудь онлайновой игры: знай себе раскидывай аптечки да воскрешай павших товарищей, снимая с этих простых действий приличный урожай очков. Даже стрелять во врагов необязательно. Как ни смешно, но регулярного выполнения двух вышеперечисленных действий достаточно для того, чтобы быть полезным на поле боя, а с уничтожением противника успешно справляются другие классы.

Тем не менее среди медиков в публичной игре встречается немало рэмбообразных товарищей, которые пытаются расстреливать врагов, вместо того чтобы поднять лежащего под ногами союзника. Не то чтобы из медиков были плохие стрелки — вовсе нет, из пулемета можно уничтожать врагов десятками, просто обычно такие «медики» игнорируют свои прямые обязанности, за что их очень «любит» остальная команда.

Пять секунд на таймере про-
тив оставшегося очка. Успеем?

Итак, основная задача медика — своевременное использование дефибрилляторов на павшем в бою товарище и наблюдение за положением аптечки на поле боя: в радиус ее действия должно попадать по возможности больше народа. Никогда не бегите воскрешать человека, если он лежит где-то на открытом месте, — почти наверняка пристреливший его враг прячется в кустах поблизости и непременно изрешетит вас, едва вы подойдете к телу. Имейте в виду, хоть воскрешенный боец и получает почти две секунды неуязвимости, это мало кого спасает в чистом поле. Играя за медика, вообще старайтесь поменьше высовываться, ведь если убьют вас, воскрешать будет уже некому. Безусловно, в игре есть возможность поднимать набор (kit) павшего бойца, но смерть медика в горячке боя могут просто не заметить.

Из дополнительного снаряжения стоит брать либо оба улучшения аптечки, либо увеличенный радиус лечения плюс усиленное на четверть здоровье. Пулемет такой медик может использовать для самозащиты, а также для создания заградительного огня, чтобы, например, прикрыть атакующих штурмовиков. Внимательно смотрите на товарищей: когда обозначающих их синий треугольничек сменяется мигающим крестиком — это значит, что вас просят положить аптечку.

Это важно: всегда внимательно относитесь к медикам, которые честно выполняют свою задачу на поле боя, прикрывайте их. Мало того, что они сами по себе полезны аптечками и дефибрилляторами, так еще и каждый поднятый ими соратник восполняет количество очков вашей команды на единицу. Я не раз участвовал в раундах, где заряд уже был заложен, да вот беда — катастрофически не хватало очков до взрыва. Если бы медики чаще поднимали народ — глядишь, очков бы и хватило.

Вообще, штурмовик и медик — это костяк любого отряда. Вместе они обеспечивают товарищей патронами и аптечками, создают дымовые завесы, воскрешают павших — в общем, при должной игре катком прокладывают себе дорогу прямиком к передатчику. Единственное, что способно остановить такой отряд, — это техника, и тут у нас во весь рост поднимается инженер.

Столяру хорошо, а инженеру — лучше

Инженер в Bad Company 2 — специалист широкого профиля. Заряды из его реактивного гранатомета с равным успехом уничтожают как здания, так и пехоту с техникой. Его скорострельные пистолеты-пулеметы на ближних и средних дистанциях ничем не уступают автоматам штурмовиков. Но специализация инженера — все-таки техника, и заботиться ему придется в основном о наших бронированных друзьях.

Грязные бока танков — вот удел настоящих инженеров!

Уникальная особенность инженера — шанцевый инструмент (repair tool), с помощью которого можно чинить свою технику и разбирать чужую, причем оба процесса происходят с одинаковой скоростью, то есть довольно быстро. Инструмент при использовании перегревается, так что чинить технику вечно не получится. Пока он остывает, можно прятаться в кабине танка, но, если все места уже заняты, придется прятаться за корпусом. Если танк едет назад, можно обеспечить себе еще большую защиту, попав под модель танка (но этот метод работает на «нормальной» сложности, когда умереть под колесами дружественной техники нельзя).

Это интересно: «раскрутить на запчасти» можно не только вражеский танк, но вполне обычную пехоту. Жужжащая штука в руке инженера обладает неплохой убойной силой, но подобраться к врагу поближе не всегда возможно. Поступайте так же, как и с дымовыми шашками штурмовика: если враг рядом — атакуйте его инструментом; шансы убить все равно выше, чем если вы попытаетесь доставать штатное оружие.

Если на пригорке показался вражеский танк, хороший инженер немедленно делает стойку и начинает ходить вокруг танка кругами, примериваясь, как бы его уничтожить. Настоятельно рекомендую носить с собой две вещи: первая — это пистолет, стреляющий магнитными датчиками (все равно его никто обычно не берет), и вторая — РПГ-7. Столь обожаемый большинством инженеров «Карл-Густав», хоть и неплохо работает по пехоте, против техники — не лучшее оружие. Чтобы уничтожить танк, хватит двух ракет из РПГ-7, а из «Карла-Густава» нужно выпустить три-четыре заряда. Да и по пехоте гранатометы работают уже не так весело, как до весеннего исправления.

О магнитном маячке, который доступен любому классу с десятого ранга, нужно сказать отдельно. В том же исправлении скорость полета датчика увеличилась в два раза, и теперь не составляет труда попасть им даже по вертолету, не говоря уже про танки и БТРы. Если цель далеко, а повесить датчик надо, то можно сделать так: ставим на оружие 4-кратный оптический прицел, прицеливаемся в танк, быстро меняем оружие на датчик и, не двигая мышью, стреляем. Обычно, после того как на бронетехнику прилипает датчик, она живет не больше тридцати секунд, а вертолет и того меньше. Вообще, брать «маячок» вместо обычного пистолета стоит всем классам, кроме разведчика. Ситуаций, когда пистолет реально помогает добить противника, гораздо меньше, чем случаев, когда над вашей базой уже минуту кружит вертолет, сносящий все постройки и до которого обычно никому нет дела.

Знакомьтесь, это мина. Мина, знакомься, это игрок.

Многие начинающие инженеры спрашивают: «Как навести ракету на цель, помеченную маячком?» Нужно просто навести прицел на красный квадратик, которым помечена техника с маячком (квадратик виден из любой точки карты), и подождать, пока внизу не появятся цифры расстояния до цели. После этого можно стрелять, не обязательно даже в сторону техники. Ракета сама найдет цель. Помните, что квадратик виден только тогда, когда в руках у инженера находится гранатомет, совместимый с системой наведения (это или РПГ-7, или «Карл-Густав»).

Еще у инженера есть такая замечательная вещь, как противотанковые мины. Они редко используются в сетевой игре, но это можно только записать в плюс: даже опытные водители частенько на них подрываются. Чтобы взорвать любую технику, нужно две мины. Обычно они закладываются на дороге, где может пройти вражеская техника, на таком расстоянии, что взрыв одной мины заставляет сдетонировать и вторую. Мины лежат всю игру, так что внезапно получить сотни две очков за уничтожение бронетехники и ее экипажа можно и посередине раунда. Чужие мины можно помечать с помощью все той же клавиши Q, и тогда они появятся на экранах всех игроков вашей команды.

Помните, что снаряды гранатомета, обычные гранаты и вообще все, что взрывается, наносят повреждения передатчику. Существует не совсем честная тактика, позволяющая на некоторых картах уничтожать эти устройства в одиночку. Суть в том, что инженер, сидящий где-то за пригорком, всаживает снаряд за снарядом в передатчик, и через энное количество ракет тот взрывается. Противопоставить такой тактике обороняющиеся ничего не могут, и подобные развлечения быстро пресекаются администратором (если он есть на сервере). Но не все так страшно — на большинстве карт все-таки приходится подходить и закладывать заряд, иначе никак.

Тяжелые будни разведки

Вот так разведчики смотрят на врагов демократии.

В название этого класса в русском переводе вкралась небольшая ошибка. Recon — это не снайпер, как утверждает русская версия игры, recon — это сокращение от английского «reconnaissance», разведка. Возможно, именно из-за отчасти неверного перевода на русских серверах Bad Company 2 так много неумелых снайперов, которые часами сидят в кустах в надежде на смачный Marksman Headshot. Хотя у него есть снайперская винтовка и двенадцатикратный оптический прицел, способности разведчика предназначены для своевременного обнаружения противника и оповещения членов команды о его местонахождении.

Хороший разведчик должен уметь совмещать два различных стиля игры: «снайперский», то есть традиционное сидение в кустах, с высматриванием противника в прицел, и «активный», когда разведчик берет оружие для боя на средней дистанции и идет на передовую.

Для «снайперского» стиля разведчику нужны три вещи: первая — малозаметная позиция с хорошим обзором, позволяющая помечать всех попадающих в поле зрения противников (клавиша Q), второе — запас терпения и умение стрелять только тогда, когда цель точно погибнет от вашей пули, и третье — улучшение на 12-кратный оптический прицел и автоматическая «пометка» противника. Каждый выстрел — это неслабый шанс демаскировки, поэтому учиться стрелять на поражение придется долго. В Bad Company 2 присутствует баллистика, которая хоть и не особо изощренна, но может заставит начинающего разведчика пролить немало пота, прежде чем он начнет отстреливать нужные цели, проводя при этом собственно разведку.

Это интересно: согласно официальной статистике с консольных версий игры, больше всего игроки в Bad Company 2 не любят помечать врагов, чтобы их видели остальные бойцы в команде. Статистика выдает почти 4 миллиарда убийств против 60 миллионов «пометок». Не уподобляйтесь этим эгоистам! Видите врага — обязательно пометьте его. Даже если его не убьете вы, на красный треугольник нацелится десяток стволов, которые быстро размажут супостата по стенке.

Вот несколько советов, позволяющих сократить время обучения. Прежде всего, стреляйте только по неподвижным целям — вражеским разведчикам, противникам за стационарными пулеметами и гранатометами, просто зазевавшейся пехоте. Стрелять по движущимся целям бессмысленно — чтобы по ним уверенно попадать, потребуется слишком много времени на тренировки, да и не для этого предназначен разведчик.

Чтобы быстро и верно выставлять поправки с учетом расстояния до цели, первое время лучше оставлять прицел открытым после выстрела, чтобы видеть, куда попала пуля (просто не отпускайте левую кнопку).

Тишина? Покой? Огонь по точке «А»!

Ну и напоследок. «Волшебные шарики», то есть датчики движения (motion mine), даны нам не просто так — ситуация, когда сидящего на краю карты разведчика походя убивает ножом пробегающий мимо вражеский медик, вполне обыденная, и поэтому время от времени не забывайте ставить датчики около себя.

Выбор оружия для «снайперского» стиля, к сожалению, фактически однозначен. Единственная винтовка, превосходящая по характеристикам все остальные, — это GOL Sniper Magnum. В отличие от остальных винтовок у этой не качается прицел, что здорово облегчает стрельбу на дальних дистанциях.

«Активный» стиль — это игра на передовой. Таких разведчиков на официальном форуме уже прозвали «вуки» (wookie) за характерный внешний вид и способность быстро перемещаться по полю боя и уничтожать врагов. Казалось бы — зачем в зоне непосредственных действий нужен разведчик, когда есть штурмовик? Ответ — наличие у разведчика датчиков движения. Если у разведчика-снайпера «волшебные шарики» играют вспомогательную роль, то на передовой они бывают незаменимы. В течение двадцати секунд на мини-карте в области, куда брошен датчик, вашей команде видны все противники, а также направление их движения. Значение этой информации трудно переоценить, поэтому грамотный разведчик — всегда желанный гость в бою. Не раз сам видел, как захлебывающееся наступление заметно поправлялось после появления на поле боя датчиков. Что же касается экипировки, то «вуки» обычно берут дробовики и карабины, потому что благодаря незаметности и скорости перемещения разведчики способны довольно близко подбираться к врагам. К тому же, благодаря возможности экипировать C4, такие разведчики могут успешно участвовать в сносе зданий и уничтожении передатчиков.

Вторая особенность класса — минометный удар (mortar strike). Это на первый взгляд бесполезное оружие замечательно прикрывает заряд на передатчике от разминирования. Автор этих строк регулярно получает минимум по одному убийству на счет каждый раз, когда союзники закладывают заряд на передатчик.

Это важно: минометным ударом можно даже уничтожать технику! Водители, увлеченно расстреливая какое-нибудь здание из главного калибра, частенько становятся отличной мишенью. Даже если уничтожить танк не удалось, вы как минимум получите очки за повреждение техники. В свою очередь, совет водителям — не зевайте! Танк уничтожается минометными снарядами быстрее, чем это может показаться.


***

И не забудьте, что взаимодействие в команде бывает важнее, чем умение метко стрелять. Вспомните эпиграф к статье — хладнокровие, тактическое чутье и дисциплина обязательно принесут вам победу. Дерзайте, и до встречи на игровых просторах!



Назад