Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Тимур Хорев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (48) ноябрь 2005

Microsoft Flight Simulator 2004: Century of Flight (MSFS2004)
Как не заблудиться в небе

- Я птица вольная: куда хочу, туда лечу. Куда хочу? Куда лечу?

- Домой! Повертывай домой!

м/ф, «Возвращение домовенка»


В предыдущих статьях, посвященных Microsoft Flight Simulator 2004, мы научились худо-бедно управлять пепелацем Cessna C172. Теперь любой желающий может легко завести этот легкий агрегат, прогнать его по взлетной полосе и оказаться в свободном полете. Выкидывайте руководство по летной эксплуатации в форточку. Достаточно иметь джойстик, симулятор и желание, чтобы вдосталь хлебнуть пусть виртуальной и насквозь искусственной, но все же романтики полета.

Но учиться все равно придется - рано или поздно.

 

скриншот Microsoft Flight Simulator 2004: Century of Flight, 50KB
Пассажирские авиалайнеры летают высоко, видят далеко - и все благодаря изобретению Попова.

Хорошо бродить по небу, рассматривая пейзажи пустынь, сражаясь с грозами Кавказа или просто медитируя на красивейший закат на Алтае. И вот пора уже лететь домой... но куда? Где аэродром, в котором нас ждут и стол, и дом? Самолет оказался там, где Макар телят не гонял. Вокруг незнакомый пейзаж, а с востока уже подкрадывается ночь. Можно, конечно, запомнить горы и реки, набросать хлебных крошек по пути, достать астролябию...

- Полноте, - скажет на это проницательный читатель. - Почему нет упоминания о том, что достаточно один раз щелкнуть мышью, и перед игроком развернется подробнейшая карта мира с маленьким изображением самолетика? А ведь можно еще запустить GPS-приемник фирмы Garmin (не пожадничавшей денег на product placement в симуляторе). И тогда все станет еще проще.

Конечно, читатель будет прав. С GPS-приемником ничего не стоит найти нужный аэропорт и выйти точно в створ полосы. А если включить карту, то будут видны не только города, аэропорты, воздушные трассы и ориентиры, но и сам самолет, и весь его долгий и извилистый путь от начала руления до настоящего момента.

Но в реальном мире таких волшебных глобусов не существует. Есть, конечно, GPS, который уже совратил на темную сторону многих туристов, рыбаков и путешественников. Но летчики, желающие найти свое место в огромном мире, до сих пор пользуются классическими навигационными приборами. Эти приборы существуют уже много десятков лет. Они просты и надежны. На них можно положиться всегда, и они не подведут - помогут точно и грамотно привести самолет из точки А в точку Б. Надо лишь уметь ими пользоваться. И вы вскоре сами удивитесь тому, насколько это легко!

Кроме того, если не освоить обычные навигационные приборы самолета, потом очень трудно будет изучать посадку по приборам - тему одной из следующих статей.

Дятел оборудован клювом

Трудно жилось летчикам, когда летать можно было только визуально, «на глазок». Тяжела была судьба первопроходцев авиации, которую так ярко и образно описал Экзюпери в «Ночном полете».

Попробуйте, вылетев из одного аэродрома, найти «глазами» другой на расстоянии каких-то ста километров. Это практически безнадежное дело, даже если обложиться атласами мира. Попробуйте сделать это снова, выставив в игре ночь... низкую облачность... туманы... А ведь летчики часто оказываются именно в такой ситуации.

И тогда придумал человек радиомаяк и бортовой радиопеленгатор. И увидел он, что это хорошо. И отделил он дальномерно-радиальные радиомаяки от всенаправленных радиостанций. И создал он радиотехнические системы посадки - курсовые посадочные маяки, глиссадные радиомаяки и СВЧ-системы обеспечения посадки. И подвесил он в небесах на геостационарных орбитах спутники, и придумал он систему глобального позиционирования. И вообще много чего он придумал... Но море технических терминов и суконные фразы из учебников - не для нас. «ЛКИ» - не справочник юного летчика, а игровой журнал. Есть одно хорошее правило: для каждого явления можно подобрать простое, понятное даже пятилетнему ребенку неправильное объяснение. Так что если вы, прочтя статью, ничего не поймете, не вините симулятор. Он хороший. Нападайте на меня - значит, это я плохо объяснил.

А начнем мы с самого простого - с радиокомпасов и всенаправленных радиомаяков.

Говорит капитан маяка

Аналогии - великая вещь. Подключим фантазию. Представьте, что вы находитесь в темной поляне и вам во что бы то ни стало надо сообразить, на каком именно ее участке вы стоите. Темень непроглядная, туман, но в руках у вас - компас и карта (с подсветкой), а вокруг горят маленькие разноцветные огоньки - и все они помечены на карте.

Ну как, сообразили? Естественно - чего уж проще! Триангуляция. Посмотрим, в какой стороне горит красный огонек - на востоке? Возьмем карту и проведем через красный огонек прямую - через запад на восток. А где горит синий огонек? На севере? Проводим по точке синего цвета прямую с юга на север. Точка пересечения прямых на карте - это и есть наше местоположение. А если нужно попасть в определенное место, мы просто ищем на карте рядом с ним огонек нужного цвета и топаем к нему по прямой.

скриншот Microsoft Flight Simulator 2004: Century of Flight, 50KB
Облака, дождь, ничего не видно - не беда. Мы крадемся по невидимым радиолучам.

Именно по этому простому принципу и работают радиомаяки (NDB), сигналы которых на самолете улавливает радиокомпас (ADF). Разные «цвета» в рассказанной мной притче - это сигналы разных частот. Достаточно иметь под рукой карту с обозначениями этих маяков, чтобы сориентироваться на местности. Надо лишь настроить радиокомпас на нужную частоту, и стрелка укажет в сторону маяка. Если маяк «не ловится», значит, он слишком далеко, «скрылся в тумане», и его радиосигналы не улавливаются оборудованием самолета. Дальность такого маяка сравнительно невелика - пара сотен километров, а в милях и того меньше. Но если поймать частоту двух маяков, можно легко определить положение самолета с помощью элементарной геометрии.

Теперь вы знаете, что за штука - радиокомпас. Но как им пользоваться? Для начала стоит узнать, какие вообще маяки есть поблизости. На игровой карте радиомаяки отмечены красным цветом, и при приближении выглядят как скопище маленьких красных муравьев, марширующих кругами. Рядом с обозначением при этом обязательно написано название маяка, частота в виде трехзначного числа с дробью (например, 675.0) и морзяночные полоски короткого позывного.

Возле каждого серьезного аэродрома обязательно есть несколько радиомаяков - по две-три штуки с каждой стороны взлетной полосы. Они предназначены для того, чтобы правильно заводить самолет на посадку, но о них и о том, как они работают, мы поговорим в следующий раз.

 

Частоту узнали? Теперь в самолете откроем радиопанель (radio stack), нажав на символ маленькой антенны в группе кнопок. Все эти кнопки открывают дополнительные окна с приборами, которые не показаны на главной панели управления.

Дополнительные окна можно передвигать по экрану, уменьшать-увеличивать мышью, а то и вовсе сдвинуть на край экрана или выключить. Разработчики сделали их такими, потому что все приборы на экран не вмещаются категорически - приходится скрепя сердце выбрасывать компас, радиопанель, приемник GPS, а на больших самолетах еще и секторы газа. Решение проблемы ползающих по экрану окошек есть - это виртуальная кабина. В трехмерной кабине вмещается все - и радио, и компас, только успевай вертеть камеру.

скриншот Microsoft Flight Simulator 2004: Century of Flight, 50KB
Даже простенькая «Цессна» снабжена полноценным комплектом приборов для радионавигации.

Радиопанель похожа на зуболомный музыкальный центр. Пока что нас интересует только радиокомпас. Его легко узнать по надписи «ADF». Четырехзначное число с дробью - это и есть частота. Пощелкаем по цифрам, чтобы забить частоту нужной нам станции. Теперь нажмем на маленькую кнопочку справа. На самом верху радиопанели должна зажечься лампочка с обозначением «ADF».

А теперь - все внимание на главную панель самолета (радио можно убрать в сторонку). Радиокомпас расположен справа вверху - его в «Цессне» легко узнать по большой желтой стрелке. После того, как вы поймали частоту маяка, стрелка должна указывать в сторону станции. Если вы повернете самолет так, чтобы стрелка оказалась наверху, - вы летите прямиком на нее.

Бывает так, что летчик направит самолет прямо на маячок, а стрелка почему-то норовит уползти от вертикального положения в сторону. Что это - магнитная буря? Происки инопланетян? Прецессия гироскопа? Нет, обычно это простой ветер - он сносит самолет с курса. Приходится компенсировать снос, слегка изменив курс, - то есть, держать «нос по ветру».

Узнать о том, что самолет пролетел над маяком, очень легко - стрелка при этом быстро повернется на сто восемьдесят градусов.

 

Если желтая стрелка никак не хочет показывать на маяк, а смирно лежит на одном месте - увы, это значит, что вы слишком далеко от станции. Попробуйте забить в «музыкальном центре» другую радиочастоту или настроиться на VOR.

VOR у VORa частоту украл

Снова вернемся на темную поляну. Компас у вас отобрали - осталась только карта. Но в темноте мерцает маячок. Устроен он забавно - с каждой стороны маяка стекло определенного цвета - с севера синее, с востока зеленое. И как теперь, спрашивается, определить, где вы находитесь? По цвету огонька, конечно.

 

Радиальные станции, или азимутальные радиомаяки УКВ-диапазона (VOR), устроены намного сложнее, чем NDB. Они не просто выдают в пространство «бип-бип». Их антенна, вращаясь, посылает сигналы узкими пучками. В каждом зашифрован угол, под которым луч отправляется в эфир. Прибор расшифровывает сигнал и получает направление на VOR напрямую, не завися от капризного компаса. Но и это еще не все - такие радиомаяки, как правило, снабжены еще и дальномерами. Азимут и расстояние - этого достаточно для того, чтобы узнать, где находится самолет. Именно поэтому УКВ-маяки намного эффективнее, чем простые NDB.

На карте радиальные станции обозначены синими квадратами. Возле каждого - сокращенное название, морзянка и частота (что-то вроде 112.70). Настраивается она в той же радиопанели, и найти ее можно под вывеской NAV1 и NAV2. У каждого из приборов можно выставить одну рабочую частоту и одну запасную, чтобы потом быстро поменять их местами, нажав на кнопку с двойной стрелкой. Пока что запасные нам ни к чему - с основными бы разобраться. Настроили, убедились, что это именно рабочая частота, а не запасная, щелкнули по кнопке - наверху загорелась лампочка «VOR».

скриншот Microsoft Flight Simulator 2004: Century of Flight, 80KB
В виртуальной кабине все как на ладони. Слева направо - краешек дальномера, навигационные приборы (VOR сверху, ADF снизу), панель радио

Найти на панели два соответствующих прибора легко - на «Цессне» они находятся слева от ADF один над другим. Но на вид они какие-то странные. Попробуем найти какой-нибудь VOR и поймать его частоту. Что при этом покажет прибор? Хмм... вертикальная полоска отъехала в сторону. Если покрутить маленькую пимпочку с надписью OBS, полоску можно вернуть в центр. Запутаться можно. То ли дело ADF - там была одна простая стрелка, не запутаешься.

На самом деле здесь все тоже просто, если немного разобраться. Если, вращая кольцо азимута, вы «загоните» вертикальную палочку в центр - прибор покажет, в каком направлении от вас находится VOR - нужный азимут будет наверху у желтой стрелочки. То есть, если вы летаете где-то к югу от станции, наверху будет самый что ни на есть «N».

Но зачем вообще вращать азимуты? Для того, чтобы выйти на станцию с нужной стороны! Предположим, вам надо выйти к аэродрому, оборудованному VOR, точно с востока. Настраиваемся на нужную частоту, ловим сигнал и крутим диск с азимутами, пока наверху не окажется «E» (иначе говоря, девяносто градусов). Вертикальная полоска съехала в сторону - значит, трасса в той стороне. Сверните туда же и летите, пока полоска медленно не сползет в центр. Мы на трассе! А раз так, свернем на запад (270 градусов) и прилетим к аэродрому точно с востока. Главное - убедиться, что маленькая белая стрелка чуть правее центра прибора показывает вверх, а не вниз - это означает, что вы летите к станции, а не от нее. На красном цифровом табло показано расстояние до станции, измеренное точным военным дальномером.


* * *

Если учесть, что при планировании полета (Flight Planner в главном меню) в «боевой листок» записываются именно частоты VOR и направления, то полеты из аэропорта в аэропорт превращаются в простую последовательность действий. Настроили радио, покрутили азимуты, вылетели на трассу, включили автопилот - глазеем по сторонам. И так - до следующего поворота.

Такая возня ждет аккуратного пилота до самого аэропорта назначения. Посадку тоже можно сделать «правильно», по приборам и радиолучам. Но это уже совсем другая возня и совсем другая история.



Назад