Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Антон Лысенко (Dash)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (48) ноябрь 2005

Бригада Е5: Новый альянс
Палинеро в надежных руках

Казалось бы - что сложного в том, чтобы выиграть? Купил себе винтовку помощнее, лучше снайперскую, запасся патронами в достаточном количестве и пошел воевать. О, тут-то и начинаются проблемы. Враги почему-то перекрывают нас по мощи огня (да, десять стволов выглядят куда солиднее, чем два), а хваленая винтовка в каждом «подходе» так изгаживается, что починка ее почему-то встает дороже, чем продажа всех трофеев с десятка добытых нами «шкурок». Что же делать? Играть правильно! Естественно, я не Гидрометеоцентр и 100% гарантии того, что вы будете всегда всех побеждать, не даю, но есть ряд советов, благодаря которым кое-чему вы должны научиться.

Тонкая прицельная линия

Вопрос блокирования выстрела - одна из наиболее популярных проблем игры. Вопрос в том, что вы целитесь не в противника в целом, а в конкретную точку его. Если выстрел из категории быстрых, то вы изначально целитесь в центр туловища врага. Однако о том, как попасть в конкретную точку тела цели даже при быстром выстреле, я уже рассказал. Осталось поведать о том, как преодолеть прочие блокирующие препятствия.

Ситуация первая. Противник стоит за каким-то невысоким препятствием (например, заборчиком). Конечно, можно не обращать на этот самый забор внимания и попытаться расстрелять врага прямо через преграду, что вполне реально (однажды при попытке вскрыть дверь методом расстрела замка моим бойцом был случайно убит последний противник в секторе, непредусмотрительно затаившийся за этой самой дверью). Но не факт, что именно так и случится. Дело в том, что, стреляя разными способами, вы стреляете из совершенно разных положений. Например, от бедра - это целиться именно от бедра. И на месте проведенной от бедра к центру туловища прицельной линии может как раз оказаться перекладина заборчика, куда кучно лягут все ваши пули. Меняем режим на прицельный - и вот уже линия прицеливания меняется и противник не блокирован. Хотя не забывайте, что при этом меняется и скорость выстрела, и иногда выгоднее как-то уклониться от противника, чем явно проиграть ему выстрел.

Следующий вариант - противник как-то хитро выглядывает из-за угла и почти не виден. То есть мы-то его видим, а автомат почему-то не желает. Переходим на стрельбу от бедра и при помощи клавиши Alt наводимся на то место цели, которое мы совершенно точно видим. Конечно, испуганный таким теплым приемом враг может резво юркнуть обратно за угол, однако это уже от нас не зависит. А вот если ждать, пока он целиком покажется из-за угла, тогда уж мы точно проиграем первый выстрел.

И, казалось бы, вполне очевидный совет, который почему-то нередко не учитывают. Боец держит оружие в правой руке. Стало быть - и стреляет он справа. Отсюда вывод - в дверь надо входить именно справа, тогда первым туда войдет ствол, и при малейших признаках опасности у вас будет хороший шанс выстрелить первым. Если же входить в дверь слева, то вам понадобится еще некоторое время, чтобы оружие вышло из заблокированного положения, а потерянные доли секунды на таких расстояниях могут означать и потерю наемником существенного количества жизни, вплоть до смерти.

Будем делать все быстро

Есть ряд хитростей, которые на первый взгляд не видны и совсем не обязательно требуются для того, чтобы выигрывать. Но с ними как-то проще. В основном это всевозможные «ускорения» различных действий.

Начнем с так называемого «отложенного выстрела». Если заранее прицелиться в некоторую точку и потом оборвать выстрел за доли секунды до непосредственно выстрела, то сам выстрел потом будет произведен за считанные доли секунды. Разумеется, целиться надо не в произвольную точку, а хотя бы в вероятном направлении появления противника. Есть еще один способ применения такой штуки. Часто почему-то при обрыве излишне длинного действия его повтор занимает чуть ли не на секунду меньше. Полезно!


Секретики...
скриншот Бригада Е5, 80KB

Не буду увлеченно рассказывать о том, как авторы игры попрятали в ней множество различных секретов. Но они есть. К примеру, этот симпатичный журнальчик позволяет знать все цены на оружие в Палинеро. В результате мы получаем в магазинах скидку еще процентов на 10. Разумеется, просто так такие журналы не валяются.

А еще имеет смысл заплатить 15 000 в тюрьме Сан-Мигеля за некоего шамана. И вам откроется некое таинственное ущелье, куда можно придти только один раз. Охраны в нем немало, но можно днем найти черепашку, мирно ползающую по траве ущелья. Зачем она? А вы найдите - и вам точно понравится...


Если зажать уже знакомую нам клавишу Alt перед выходом через дверь, то через эту самую дверь можно не выйти, а выскочить, резко сократив время на встречу с врагом и подготовку к бою. С этой же клавишей можно двигаться боком (надо же правильно выходить из-за угла?) и перекатываться, если ваш боец находится в лежачем положении. Только учтите, что перекатываться можно лишь тогда, когда у бойца за спиной нет рюкзака. Оно и верно - как с такой ерундой за спиной кататься? А вообще движение - вещь чрезвычайно полезная. Очень часто можно убежать от вражеского автоматчика, если начать бежать чуть раньше, чем он начнет стрелять. Тогда очередь будет следовать за вами, но так и не настигнет.

Есть еще такая замечательная штука, как клавиша Х, которая позволяет брать оружие с правого плеча. Делается это почти моментально. Особенно полезно, когда вам надо сменить основное оружие на что-то дополнительное. Только такой маневр применяется единожды - оружие уходит на шею, а правое плечо освобождается. Но могут быть и другие варианты использования этого трюка. Например, вам нужно бросить гранату так, чтобы она не была взведена. Для этого убираем оружие на пустое место и, не перекладывая гранату в руку, кидаем ее в сторону врага. В руку ни в коем случае не перекладывать - граната будет взведена!

Подрывная деятельность

Страсть некоторых товарищей к подрывной деятельности может быть удовлетворена не только минами и гранатами. В джентльменский набор настоящего наемника вошли ручные и подствольные гранатометы. На первый взгляд - это полезно, так как гранату в этой игре надо обычно метнуть точно под ноги бойцу противника. Тогда убийство будет гарантировано. В противном же случае, особенно если враги облачены в средние и тяжелые бронежилеты, они отделаются легким испугом и кучей красных сообщений о том, что осколки гранаты защиту не пробили. Итак, насколько же полезны наши тяжелые игрушки?

На деле оказывается, что тяжелые гранатометы совершенно бесполезны. Точность их попадания в цель приближается к нулевой, так как она и изначально не слишком высока, а надо еще и попасть в не слишком большую по размерам цель. А по-настоящему большими мишенями (например, бронетранспортерами) разработчики решили нас не баловать. Таскать же эту тяжесть просто так совершенно бесполезно. В итоге есть всего несколько вариантов использования гранатометов. Первый - выстрелить по группе врагов, затаившихся рядом со стеной здания. Уж в здание-то мы никак не промахнемся. Второй - выстрелить в группу врагов со склона холма. Попасть в землю под их ногами тоже совсем не сложно. Наконец, последний, самый брутальный способ - снять часового с вышки. Хотя обычно я пользуюсь куда менее радикальными методами.

А вот подствольные гранатометы куда полезнее. Их легче носить, и они всегда с вами, когда нужно выстрелить в комнату и ошеломить врага, пытающегося подстеречь наш вход туда. Стрелять из них по чему-то прицельно тоже почти бесполезно. А вот еще одна функция, стрельба навесом - это просто замечательно. Например, несколько очень хитрых врагов спрятались за стеной, а ваш штурмовик категорически не желает перекидывать через нее гранату. Тогда отходим чуть назад и запускаем гранату. Из-за ее навесной дуги гранату часто не видят до самого момента падения и не успевают разбежаться. Чтобы кого-то убить таким способом, нужно от 3 до 5 гранат. Но добивать будет проще. Да и часто побитые таким образом враги частично разбегаются, а уж отлавливать их по одному... Учтите, это не повод вооружать абсолютно всех своих бойцов подствольными гранатометами. Но 2, максимум 3 в группе - это часто весьма полезно. И не забудьте, что если вы уж начинаете стрелять, то будет нужно до 5-6 гранат на бой. Исходя из этих цифр и запасайтесь боекомплектом.

Человек со швейной машинкой

скриншот Бригада Е5, 106KB
Все, кто лежит, - жертвы нашего пулеметчика.

Присутствие в отряде пулеметчика - дело совсем необязательное. Однако польза от него есть. Надо только уметь правильно его использовать. Итак, что же нужно идеальному пулеметчику?

Начнем с самого пулеметчика. Очень желательно, чтобы он обладал неплохим навыком в тяжелом оружии. Не скажу, что без этого навыка пулеметчик вообще не будет никуда попадать, но эффект от «псевдопулеметчика» будет куда слабее. Есть такой среди главных героев, встречаются и среди наемников. Например, Али, Склизкий или Бобр. Только не забывайте о том, что пулемет - штука тяжелая. Поэтому тот, кто его использует, должен быть весьма крепок физически. Из этих соображений Зверь, обладающий несколько худшим показателем в тяжелом оружии, больше подходит на роль пулеметчика, благо сила у него воистину богатырская.

Вторым пунктом идет сам пулемет. Предполагается, что он будет стрелять достаточно долго, поэтому для него важно отсутствие перегрева и большой магазин - любые задержки во время серьезного боя чреваты гибелью. Подробные рекомендации выбора пулемета вы можете прочитать в руководстве в прошлом номере.

Пункт третий - прицел. Это, пожалуй, чуть ли не самая главная вещь для пулеметчика. Достать все остальное вполне реально. А вот с прицелами часто возникают проблемы. Сначала исчезают из продажи коллиматоры (завод оптики разбомбили или последнюю партию перехватили таможенники?), затем серьезно ограничивается продажа оптики. По крайней мере, оптикой к русскому оружию надо запасаться заранее, когда она будет в продаже, оружие появится позже. На прицелы нельзя жалеть денег, и пусть они тихонечко валяются в багажнике автомобиля. Зато всегда будут. Нам же необходимы именно коллиматоры. Для пулеметчика важно стрелять именно быстро, поэтому даже прицельная очередь нашей подвижной огневой точки должна проходить крайне быстро. Тем более что пулеметчик работает не на предельных дистанциях, а на расстоянии от 50 до 80 метров. На этом расстоянии он обеспечивает максимальную эффективность.

Итак, мы заполучили в свой отряд пулеметчика, снабдили его оружием и боеприпасами и послали в атаку. Обычно именно он начинает атаку на противника. Стрелять пулеметчику лучше всего с колена (можно и лежа, если противник все еще пытается куда-то бежать). Если противник идет в атаку кучно, то можно дать продолжительную очередь (патронов 20) по последнему в группе. Наверняка достанется многим. Если рассредоточенно - работаем по ближайшим быстрыми короткими очередями (от 5 до 10 патронов). В качестве средства подавления можно обстрелять сектор, но тогда противников все равно должно быть не менее 5-6 человек, да и расположены они должны быть более-менее недалеко друг от друга. Хотя вообще пулеметчик по каким-то парадоксальным соображениям умудряется попадать даже тогда, когда нет особых предпосылок к этому. Если противник залег - придется в обязательном порядке стрелять с колена. Просто в этой ситуации возникает проблема с тем, что пулемет немного «уводит» очередь вверх, в силу чего лежащий пулеметчик совершенно безопасен. С колена боец уже стреляет сверху вниз, а это совсем другое дело.

И последнее. Пулеметчик, конечно, умелец нагонять панику на противника. Но если он будет делать это в одиночку, то толку от него будет немного. А вот если вы подкрепите его усилия залпом из пары подствольных гранатометов, то испуг воинов противника может быстро превысить допустимые мерки, и они не только мазать будут - некоторые еще и кинутся убегать от нас.

Быстрее! Дальше! Больнее!

Есть много интересного оружия в игре, но некоторые стволы, кроме как в специальных местах, найти совершенно невозможно. Самые известные из таких мест - это сейфы банкиров. К сожалению, взрывать их бесполезно, можно только выудить ключи из кармана убиенного и проверить, что же хранилось в укрытии. Следующие по значению - сейфы адъютантов. Разумеется, взрывать их тоже бесполезно, только открывать ключом с тела. Кстати, сами адъютанты тоже вполне неплохо вооружены. P90 можно найти у мэров маленьких городков. Естественно, не сразу, а спустя какое-то время. Эти товарищи как бы перевооружаются с течением времени. Есть еще несколько сюжетных заданий, но там уж оружие вы получите всегда именно то, что положено.

Теперь поговорим еще о паре заданий, которые дарят нам очень приличное оружие. К примеру, ракетной винтовкой или шедевром в виде G11 можно легко вооружиться именно там. На всякие «Вал», «Винторез» или Five Seven даже не рекомендую тратить время - их можно найти у наемников в поздней игре. И не только найти, но и отобрать, приспособив под свои личные нужды. На всякий случай - выполнять эти задания стоит после того, как вы выполнили четвертую миссию за соответствующую сторону и вас признали там своим. В противном случае вы рискуете найти не долгожданный суперствол, а нечто, что оказалось недоступно в данный момент, но раритетом никогда не будет.

Итак, вариант первый. Для этого надо прийти к начальнику тюрьмы в правительственном районе Сан-Мигеля, и тот даст вам задание принести компромат на начальника аэропорта. Начальник аэропорта может дать вам встречное задание - убить служителя закона, но нас интересует его сейф. Вскрываем дверь в комнату (снаружи, не та, что рядом с часовым) при помощи какой-нибудь бесшумной пушки, после чего взламываем сейф путем подрыва рядом с ним 4-5 пачек динамита. В сейфе всегда лежит что-нибудь очень хорошее. Например, мне достался Desert Eagle.

Следующее задание еще более интересно. Для его выполнения надо придти в центральный район Сан-Мигеля и получить от местного священника задание привести проститутку на исповедь. Простейшее решение - поговорить с ней, заплатить ей и сутенеру, после чего вернуться к святому отцу. Конечно, сразу же становится ясно, что никакой исповеди не будет, но в награду мы получим ключик от дома, где лежит замечательная пушка. Внимание! Выбор оружия для этого «клада» происходит в тот момент, когда вы сдаете задание священнику. Поэтому можно записаться непосредственно перед разговором и старательно выбирать то, что должно нам понравиться.

Но мало заполучить в свои руки все это великолепие. Надо еще обеспечить его патронами, прицелами и прочими благами. А ведь это в магазинах еще не продается. И тем не менее выход есть - в магазины надо входить с нужным оружием в руках. И тогда внезапно появится все, что требуется. На крайний случай - сохраняйте пустые пачки из-под раритетных патронов. Пойдете сдавать награбленное - продавайте и их. И они появятся на прилавке наполненные. Да, увы, крайний случай тоже бывает - некоторые продавцы не понимают потребности бойцов в отличном снаряжении.


1 часть Здоровье Энергия Сила Выносливость Ловкость Реакция Проворство Интеллект Опыт Зрение Слух
Эрп 96 105 63 62 61 78 61 23 86 80 72
Кобра 98 113 64 65 78 25 65 20 67 94 83
Али 96 101 61 62 58 73 63 73 82 78 71
ТНТ 96 104 61 63 64 29 64 75 28 79 70
Сонар 97 132 55 58 65 25 60 83 63 98 90
Койот 98 103 60 61 68 29 62 10 76 78 70
Склизкий 96 101 68 65 54 24 62 19 23 77 69
Стрелок 96 100 61 59 60 29 57 25 89 76 68
Токер 100 99 61 59 56 34 56 8 34 76 67
Чека 96 98 58 60 59 28 61 21 68 81 72
Снайпер 98 110 61 61 54 34 61 22 90 92 80
Зверь 90 130 98 79 66 75 60 18 15 70 76
Цезарь 96 93 63 61 68 28 59 28 66 80 81
Верчик 85 85 57 61 61 23 65 67 28 63 59
Пепе 95 120 63 64 54 23 64 68 31 75 67
Бобр 96 96 61 64 54 21 66 71 30 72 67
Ястреб 96 123 60 62 77 23 63 23 53 95 88
Стилет 100 95 59 63 55 23 66 25 22 73 70
Майонез 96 98 75 67 61 19 58 10 91 75 65
Летучий 96 115 56 60 69 24 64 26 43 68 58
Сыр 99 95 60 59 68 25 58 70 19 73 64
Пластырь 84 84 57 60 62 34 62 29 27 62 57
Зорба 99 100 64 64 58 24 63 30 8 54 61
Колдун 94 99 64 65 71 21 65 20 45 76 68
Ноль-Три 91 91 64 63 62 20 62 26 47 67 71
Взломщик 90 96 82 83 69 19 84 74 10 73 67
Десерт 94 115 72 75 51 20 78 29 16 94 86
Жиган 93 97 58 61 61 21 63 32 51 75 66
Верняк 89 115 64 82 72 28 99 29 26 70 50
Маша 88 88 63 60 60 82 57 28 71 65 65
Чип 99 110 64 64 59 27 63 6 18 73 72
Сеньора 93 107 64 63 58 20 62 77 23 92 84
Старпер 92 94 55 56 65 23 56 30 24 73 64
Диос 97 108 62 61 63 28 60 7 41 90 77
Лобо 95 100 60 64 71 22 68 29 61 76 81
Скат 97 100 60 61 56 16 62 23 62 72 62
Топор 91 92 65 65 56 20 64 8 6 71 62
Тито 96 105 64 64 57 67 63 8 64 88 75
Курок 91 98 65 64 54 70 63 8 20 91 82
Д-р Боб 86 85 54 61 59 28 67 8 5 64 62
Пончо 95 60 62 63 68 23 64 7 42 81 90
Лекс 99 120 63 61 77 77 59 23 81 74 85
Пока 96 103 57 56 60 19 55 6 83 87 72
Ру 83 83 61 64 61 26 67 94 7 61 55

 


2 часть Быстрая
стрельба
Стрельба Снайпер Тяжелое оружие Броски Руко-
пашный
бой
Маски-
ровка
Саперное
дело
Медицина Харизма Торговля
Эрп 81 27 25 22 30 30 18 20 22 3 21
Кобра 26 32 15 15 21 58 59 34 25 73 12
Али 62 20 20 77 83 93 22 16 28 21 15
ТНТ 31 21 31 25 22 27 24 97 29 8 8
Сонар 34 22 28 22 25 31 21 27 34 28 16
Койот 6 10 8 92 28 22 72 23 27 33 1
Склизкий 31 29 22 73 30 27 21 18 31 90 16
Стрелок 28 94 58 65 21 34 28 21 31 24 1
Токер 25 42 25 22 31 42 23 22 26 0 17
Чека 25 28 67 25 26 26 31 76 26 32 22
Снайпер 24 77 92 28 27 15 23 20 32 19 5
Зверь 68 28 23 53 29 62 23 21 28 25 18
Цезарь 31 23 24 28 31 23 24 22 51 9 1
Верчик 21 20 24 21 31 20 27 36 93 10 14
Пепе 21 26 29 17 28 22 16 23 24 40 5
Бобр 28 67 18 61 22 55 18 27 49 18 14
Ястреб 27 23 75 22 71 74 34 29 19 25 25
Стилет 28 22 19 31 63 82 22 29 47 26 20
Майонез 28 56 20 44 51 52 54 55 46 20 17
Летучий 26 51 63 20 18 26 22 29 19 28 2
Сыр 26 18 26 27 30 25 43 53 44 28 15
Пластырь 20 64 33 25 25 27 29 23 76 64 21
Зорба 19 24 25 24 35 24 22 32 24 26 21
Колдун 26 24 50 28 27 25 17 33 28 23 5
Ноль-Три 21 31 16 25 18 25 29 31 75 27 32
Взломщик 24 25 23 28 15 31 24 30 23 29 5
Десерт 25 54 54 24 21 22 27 30 33 26 5
Жиган 32 30 26 22 26 47 29 27 31 23 25
Верняк 28 27 14 22 99 27 92 28 20 23 3
Маша 52 70 46 37 24 28 31 50 29 26 17
Чип 28 33 23 21 23 30 26 23 25 69 17
Сеньора 21 50 24 35 24 23 25 27 59 21 1
Старпер 30 19 22 19 26 21 26 20 30 29 19
Диос 29 74 95 23 16 28 22 32 22 27 8
Лобо 25 46 26 26 25 26 30 27 29 17 21
Скат 29 44 23 23 30 26 18 27 27 22 15
Топор 25 20 34 21 23 28 24 22 20 21 2
Тито 44 60 25 28 33 30 29 28 20 20 5
Курок 64 23 32 24 19 67 23 27 21 0 14
Д-р Боб 18 24 30 26 25 17 22 19 21 2 5
Пончо 22 28 32 21 75 77 75 32 22 26 5
Лекс 73 83 40 81 13 21 23 46 40 24 31
Пока 4 8 0 18 0 31 29 42 56 24 9
Ру 21 26 31 29 26 25 25 27 64 22 16

Наша банда

Про наемников сказано уже почти все, что можно было только сказать. Остается только добавить еще несколько слов и посмотреть таблицу с их характеристиками - кто что собой представляет. Но могу сказать сразу, что откровенно слабых наемников здесь немного. И дешевый - не значит, что сразу однозначно плохой. Некоторые весьма недорогие наемники стойко задерживаются в отряде и заканчивают игру в отряде победителей, а не в рядах безработных.

Еще раз о данных, по которым стоит выбирать, - это сила, интеллект и опыт. Всевозможные стрельба и прочие хитрые навыки идут на втором месте в этом списке. Если наемник слаб, то он вечно будет в последних рядах, не осиливая даже самого хилого набора оружия. Правда, здесь совсем не обязательно наряжать всех бойцов в штурмовую броню. Это как раз лишнее. Если в вашего бойца попадают, то тут уже никакой бронежилет не поможет, некоторые проблемы он получит в любом случае. Но сила - все равно штука нужная. Интеллект - вещь особенно важная для бойцов с низкими показателями. Именно он отвечает за то, насколько быстро боец станет намного сильнее. Надо только применять навыки - и очень скоро дешевый наемник будет совершенно не уступать дорогим. Наконец, опыт. Это такая хитрая штука, которая резко повышает эффект от даже очень низких показателей. К примеру, весьма посредственный наемник Жиган умудряется попадать тогда, когда не попадают куда более меткие. Просто за счет опыта.

В итоге иногда становится выгодным взять совершенно неразвитого и дешевого, зато крайне интеллектуального. Впрочем, выбор за вами - смотрите таблицу и пользуйтесь. Хотя все-таки есть одно небольшое «но» - некоторые наемники не желают наниматься к вам, когда вы определились с выбором стороны, за которую будете выступать. К сожалению, полный список дать не смогу, так как не увидел всех наемников за все стороны, но количество таких принципиальных товарищей невелико, и выбор есть всегда.

В игре до сих пор существуют проблемы с падениями в некоторых секторах. Попробуйте входить в эти сектора, выгнав одного из наемников. Особенно это важно, когда наемник новый и ранее в вашей армии отсутствовал (и все работало нормально). Кстати, не стоит за них волноваться - изгнанный с работы наемник остается с тем набором имущества, что вы ему оставили. Заново вооружать его не придется.



Назад