КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Автор материала:
Геннадий Сапрыкин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№1 (86) январь 2009
вид для печати

Централия — прообраз Silent Hill

Единственное, чего мы должны бояться, — это самого страха.

Франклин Делано Рузвельт

Не так давно мы рассказывали вам о Припяти, Чернобыле и связанном с ними проекте S.T.A.L.K.E.R. На самом деле далеко не одна игра опирается на реальные факты и события, порой романтичные, порой — ужасные и непоправимые...

Сегодня речь пойдет о культовом «ужастике» Silent Hill и его прообразе — заброшенном городе Централия, что в штате Пенсильвания. Когда-то там обитали радость и счастье, а сейчас не осталось ничего, кроме дыма и пепла...

Страх — одна из самых сильных и важных человеческих эмоций. Людей пугают многие вещи, но особенно — неизвестность и неопределенность. Что там, за следующим поворотом? Кто поджидает в темном переулке по пути домой? С чем придется столкнуться завтра? На этом построены все фильмы ужасов и, в частности, их ключевой прием — под названием «suspense». Но и в реальной жизни подобными вопросами задаются миллионы, и у некоторых страх перерастает в фобию, порождая психическое расстройство и панику, все чаще в голову лезут мысли о безысходности положения, никчемной трусливой жизни...

Как сильнее всего напугать человека? Использовать его подсознание и воображение, поиграть с восприятием реальности, поставить под вопрос логику и философию жертвы. Естественно, нашлись люди, заставившие эти приемы работать на себя. Их имена укоренились в истории мировой литературы (Эдгар Аллан По, Стивен Кинг), кинематографа (Альфред Хичкок) и, разумеется, игроиндустрии.

Самым известным из игроделов, любящих нас пугать, по праву считается Konami — японская студия, основанная в 1969 году. Она занимается разработкой и издательством различных игр, но лучше всего знакома нам по сериалу Silent Hill. Его концепция опирается исключительно на психологизм, а не держится всеми конечностями за штампы вроде «Подростки в заброшенном доме» и «Неудачный эксперимент, или Что это за чудище пробежало?».

Первая часть серии вышла в 1999 году и произвела фурор. Игра подкупала проработанной атмосферой ужаса и хаоса, интересными логическими загадками, нелинейностью, потрясающей музыкой и неординарным сюжетом.

Это интересно: единственным минусом Silent Hill стала его «одноформатность» — проект вышел только на PlayStation, и владельцы компьютеров не смогли им насладиться. Впрочем, сейчас уже можно воспользоваться эмулятором приставки и проверить свои нервы на стойкость деликатесом десятилетней выдержки.

И пускай костюм медсестры вызывает определенные ассоци-
ации, но к этой дамочке лучше не приближаться.
Самое лучшее средство защиты от врагов — пила.

Через два года вышло продолжение, считающееся многими лучшей игрой серии и одной из лучших в жанре. Разработчики постарались довести до совершенства все свои задумки, внесли в Silent Hill 2 море драматичности и океан обаяния персонажей. На месте остались фирменные загадочность и нелинейность. В итоге игра порадовала старых поклонников и приобрела множество новых.

На волне успеха Konami взялась за триквел. Вышедший в 2003 году, он стал любимцем многих критиков, но разочарованием для большинства поклонников. Под вопрос ставились каноны Silent Hill — на смену выживанию пришла мясорубка, а сюжет лишился психологического подтекста. Что уж говорить о Silent Hill 4, опустившем уровень еще ниже?

В настоящий момент история города с непроглядным туманом и падающим с неба пеплом целиком и полностью полагается на Silent Hill V: Homecoming. От его успеха зависит будущее сериала. Ну, или отсутствие оного.

Мы уже не раз помогали полюбившимся персонажам выжить в недружелюбном местечке, одолеть призраков подсознания и не потерять нить реальности. Но кто знал, что история Сайлент-Хилла не так далека от истины? Кто мог предположить, что действительно существует город, в котором практически нет людей, из-под земли идет дым, а надписи на поднявшемся асфальте поздравляют редкого посетителя с прибытием в Ад?

Все, что имеет начало...

Централия родилась в середине девятнадцатого века в США, штат Пенсильвания. В 1841 году на месте будущего города некий Джонатан Фауст (судя по фамилии, сразу становится ясно, что конец будет не из счастливых) открыл таверну Bull's Head. Так как местная земля была богата углем, в 1854 году крупная промышленная компания Locust Mountain Coal and Iron Company решила взять территорию в оборот и направила туда одного из своих лучших инженеров — Александра В. Реа. Он спроектировал улицы Централии, таким образом став ее создателем.

Припять и Централия — они так далеки, но их судьбы похожи...

За пару десятков лет небольшой поселок превратился в развитый город, с церквями, школами, гостиницами, барами, магазинами и банком. Правительство создало все необходимые условия для комфортабельной жизни горожан, разве что не позаботилось о стриптиз-клубе и казино. Основным источником дохода оставалась горная промышленность — в недрах земли, по разным сведениям, сосредоточен запас угля на шестьсот–тысячу лет.

Жизнь протекала спокойно и размеренно, вполне удовлетворяя жителей Централии. Но в 1868 году произошло громкое убийство — создателя города решили «убрать» (расправа была заказана неизвестным). Александра Реа устранили трое преступников за пределами города. Вскоре они были пойманы и приговорены к повешению. Решение суда привели в исполнение лишь в 1878 году (в чем причина десятилетней задержки — доподлинно неизвестно). За это время в городе неоднократно случались поджоги, убийства и прочие преступления. К примеру, был избит один из городских священников. Так или иначе, Централия лишилась статуса «милое местечко», получив взамен «неплохо, конечно, но что-то не очень».

После этих событий и вплоть до 1962 года в городе не происходило ничего выдающегося — в кои-то веки людям наскучило нарушать правила и губить себе подобных. Но Централии была уготована гораздо более значительная роль, нежели участь непримечательного шахтерского городка. Согласитесь, город-призрак звучит намного лучше...

До и после.

...имеет и конец

Есть две бесконечных вещи — Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной я не уверен.

Альберт Эйнштейн

Ежедневно в наших домах и квартирах скапливаются горы мусора. Мы отправляем его в урны, скидываем в мусоропроводы (а иногда и на головы прохожим), отвозим на свалки. Как решали эту проблему жители Централии? А очень просто — скидывали все в заброшенную шахту неподалеку от кладбища. Но рано или поздно вонючие отбросы должны были уйти в небытие. Решением этой задачи занялся городской совет Централии. Его представители наняли пятерых пожарных, чтобы те позаботились о свалке своими методами.

Ни на минуту не задумавшись о том, что под рваными диванами, консервными банками и прочим барахлом находятся колоссальные залежи угля, добровольцы смело подожгли мусор. Спустя некоторое время они, конечно же, попытались затушить огонь — но безрезультатно. Пламя добралось до ископаемого топлива, а затем постепенно распространилось по всем подземным шахтам. В итоге Централия стала крышкой кипящего котла.

Это интересно: существует еще одна забавная версия возгорания угольных шахт под Централией. Нашлось несколько свидетелей, утверждавших, что причиной пожара стал окурок. По их словам, из окна проезжавшей мимо машины вылетела непотушенная сигарета и угодила прямиком в шахту. Что случилось дальше — и так ясно. Сомнения вызывает единственный вопрос: какого черта шахта делала возле дороги?! Создатель Централии вроде бы не отличался излишней эксцентричностью...

Не стоит жаловаться на наши дороги — по сравнению с этой они просто сказка.

Пожар так и не потушили, но горожане не придали этому особого значения. В самом деле, что страшного в постоянной опасности провалиться под землю или задохнуться от угарного газа? «Сущие пустяки, и не такое видали», — думали беспечные жители. Конечно, нашлись те, кто жаловался на проблемы со здоровьем, но им деликатно предложили ретироваться. И уже в 1969 году в Централии стало на три семьи меньше.

Истинные масштабы катастрофы горожане оценили лишь в семидесятых–восьмидесятых годах, когда земля внезапно стала проваливаться, а температура неумолимо выросла. Когда хозяин заправки решил проверить температуру в подземных резервуарах, цифра ужаснула его — почти 80 градусов! Как оказалось, все это время он жил и работал над бомбой замедленного действия!

Но кульминацией в глазах правительства штата стал инцидент, когда маленький мальчик провалился сквозь землю. Юный Тодд Домбоски играл во дворе, как вдруг под его ногами разверзлась яма глубиной около пятидесяти метров! Ребенок чудом ухватился за корень росшего рядом за дерева, а его старший брат вовремя подоспел на помощь.

Постепенно правительство переселяло обитателей Централии в другие города и районы штата. Почтовый индекс 17927 навеки исчез из справочников. Трасса 61 подверглась изменениям и больше не ведет в город.

Централия была удалена с некоторых карт США. Создается впечатление, что этого населенного пункта никогда и не было.

Вывеска гласит — «Прогулки или езда в этой местности могут привести к серьезным травмам или смерти! Токсичные газы! Опасность провалов!»

Это интересно: когда правительство осознало опасность подземных пожаров, был разработан план по их тушению. Но бюджет такой операции должен был составить около полумиллиарда долларов. Денег не нашлось, и судьба города была предрешена.

Мягкая игрушка напоминает о былом счастье Централии и о детских голосах на ее улочках.
Что же там, на дне капсулы времени, кроме ностальгии?

Потушить пожар никто не пытается — это бесполезно. Горит уголь, горят равнины, горят поля. Из-под земли валит густой дым, охватывая шоссе и улицы Централии. Большинство домов снесено, некоторые заброшены и полуразрушены. Кладбища теперь — самая густо «заселенная» часть города. Не слышно больше ни пения птиц, ни детских голосов, ни криков «Дорогая, я дома!» или «Привет, Джон! Как работа? Как семья?»... Все это кануло в Лету по вине неосмотрительных пожарников. Из двух тысяч жителей Централии остались лишь девять человек. Среди них — мэр и потомственный шахтер, ставшие официальными историками города. На шоссе и заборах красуются различные надписи, оставленные проезжими и туристами, а дороги поросли травой и деревьями.

Возможно, к 2016 году в городе опять зазвучат радостные голоса, ведь многие захотят вскрыть капсулу времени, закопанную в 1966 году. Ну а до тех пор Централия будет оставаться городом-призраком. Тихим, страшноватым и постепенно умирающим...

Когда исчезает реальность

История городка Сайлент-Хилл во многом похожа на историю Централии. Но если создатели одноименного фильма позаимствовали практически все аспекты трагических событий (вплоть до подземного пожара, дыма и пепла), то сценаристы игры имеют иные взгляды на предысторию города-кошмара.

Итак, существует два Сайлент-Хилла. Первый может похвастаться пустынными улицами, тишиной и постоянным сквозняком. Второй — обитель зла, место, где человеческие кошмары становятся реальностью, стены покрыты ржавчиной и кровью, а плоды наших фантазий могут нам же и навредить. Он живет исключительно по своим правилам. Сайлент-Хилл — не просто место действия игры и фильма, это живой город, один из главных персонажей наравне с другими. Это губка, которая вместо влаги впитывает негативные эмоции: страх и волнение, тревогу и агрессию.

Когда-то этот город любили...

Изначально место было пропитано сверхъестественной силой, не злой и не доброй. Когда-то на территории Сайлент-Хилла жили индейцы, совершавшие религиозные обряды на берегу озера Толука. Но затем пролилась кровь — во время колонизации многие племена были уничтожены. Именно там и был основан Сайлент-Хилл. Вскоре после заселения город пал под напором эпидемии, унесшей много жизней. Болезнь сумели остановить, а на территории поселения построили исправительную колонию, чуть позже — лагерь для военнопленных. По прошествии времени в окрестностях обнаружили залежи угля, и Сайлент-Хилл получил статус шахтерского городка. В это время США полыхало огнем гражданской войны...

После победы северян пленных освободили, а лагерь превратили в местную тюрьму. И, несмотря на скромные размеры Сайлент-Хилла, она никогда не пустовала. В городе частенько появлялись маньяки, случались жестокие убийства (как серийные, так и спонтанные) или «всего-навсего» пропадали люди. Словом, горожане не скучали и все время были при деле — то одного душегуба ловили и вешали, то за другим гонялись с факелами и вилами. А если везло, то и третий подворачивался — кол не пустовал.

Так мало-помалу энергетика Сайлент-Хилла была отравлена, а после цепи событий, описанных в первой части, он разделился на две ипостаси. В менее привлекательной всегда царил туман — своеобразный проводник между реальностью и миром ужасов.

Идея с пропастями и дырами в земле также перекочевала в игру из Централии, где провалы в грунте — обыденное явление. Да и надписи на асфальте и стенах вездесущи как в нашей суровой реальности, так и в не менее опасном виртуальном мире.

Впрочем, не столько игровая вселенная, сколько Сайлент-Хилл, созданный сценаристами фильма, кроет в себе многочисленные отсылки к своему прообразу. Возьмем, к примеру, церковь. Она, несомненно, многое значила в первой части игры, но в кино приобрела более убедительный окрас за счет использования реального прототипа строения. Можете сами в этом убедиться, взглянув на представленные фото.

Что в игре, что в фильме мы периодически слышим пронзительный вой сирен. И если в Сайлент-Хилле они сигнализируют об опасности, будто бы крича «Пора сматываться!», то в Централии сирены использовались для учебной и воздушной тревоги.

Из мониторов в кинотеатры

В 2006 году свет увидела экранизация Silent Hill. К счастью или сожалению, ее снимали не японцы, и лезть от страха под кресло не пришлось. Впрочем, получилось достаточно мрачно и атмосферно. Режиссер Кристоф Ганс в паре с известным сценаристом Роджером Эвери («Бешеные псы», «Криминальное чтиво») сумел запутать и заинтересовать зрителя, удерживая интригу до самого конца.

Немалым картина обязана и актерскому составу — в первую очередь Шону Бину, Раде Митчелл и Джодель Ферланд. Изначально планировалось сделать эксклюзивно «женское» кино — мужчины в главных ролях не были предусмотрены. Но в скором времени идея канула в Лету и получила по голове веслом Харона. На роль Рады первоначально пробовались Мила Йовович и Мэг Райан, но...

Сюжет фильма практически полностью соответствует первоисточнику, разве что главный герой превратился в главную героиню, а некоторые имена были изменены. Малышка Шэрон видит странные сны и рисует ужасные рисунки, постоянно упоминая о городке под названием Сайлент-Хилл. Заботливая мама решает воплотить мечты дочки в реальность, но вскоре они превращаются в кошмары — авария, призраки, пропавший ребенок, таинственный туман, ужасные монстры и еще более ужасные люди.

Вся эта нервотрепка длится около двух часов, знакомя нас с протагонистами серии Silent Hill и вводя в ее беспощадный мир. Впрочем, не обошлось и без интересных аллюзий и сюрпризов от создателей. Так, например, дата выхода фильма — 21.04 — имеет расшифровку. Дело в том, что главный бармалей в Silent Hill 4: The Room — Уолтер Салливан — совершил двадцать одно убийство. Что касается четверки, то в Японии она символизирует смерть. К тому же фильм напичкан отсылками к этой злосчастной цифре.

Сценаристы ввели в экранизацию (естественно, с разрешения Konami) нового монстра — уборщика Колина. По сюжету он изнасиловал девочку Алессу (из-за которой Сайлент-Хилл и превратился в город-призрак) и в наказание был зверски убит и связан проволокой в кабинке туалета. Уборщик сложен вдвое, его ноги прикручены к шее, он абсолютно слеп и отвратителен. Вот такой милый образ.

Еще один интересный момент — цитата из апостола Павла на рекламном щите неподалеку от дома протагонистов. Надпись гласит: «Do you know that we will judge angels? Do you know that the saint will judge the world?» Внимательный зритель поймет, что слова относятся к действиям культа (ну, или просто религиозных фанатиков) — суду над ни в чем не повинными Алессой и Шерил, а также над женщиной-полицейским Сибил.

Не стоит забывать и про многочисленные отсылки к игре (не только к первой части, но и к продолжениям). Главная героиня отчаянно бегает по сгоревшему отелю и пустынному госпиталю (Silent Hill 2), переносится из одного мира в другой с помощью лифта (Silent Hill 3), а надписи на партах в школе гласят «Ведьма», «Прочь отсюда» и тому подобное (Silent Hill).

Словом, съемочная команда очень постаралась перенести многогранную вселенную Silent Hill на экраны кинотеатров. В принципе, им это удалось, а в 2010 году нас ожидает сиквел — Silent Hill 2. Ну что ж, поживем — увидим...

Правда или миф?

Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего.

Сенека

Но на этом схожесть мира Silent Hill и Централии не заканчивается. Мы знаем, что Сайлент-Хилл не пустует — его населяют не только горстки выживших, но и монстры, порождения больной фантазии. Внешне они напоминают людей, и это задевает еще сильнее — в наше время никого не боишься больше, чем себе подобных...

Оказалось, нашлись очевидцы, утверждающие, что стали свидетелями потусторонних явлений в Централии. Не спорим, место располагает к иллюзиям и галлюцинациям — зарешеченные окна, несколько кладбищ в округе, постоянная дымка и пустота... Многие россказни, конечно, полнейший бред — кто-то видел промелькнувшую тень пирамиды, кто-то углядел медленно шагающее чудище и быстро ретировался. Все это — безграничная фантазия поклонников Silent Hill, не имеющая ничего общего с реальностью.

Взгляните на могилу справа — там похоронен ребенок.

И хотя Централия вовсе не курорт, а туристы — большая редкость, приезжих все равно хватает. Некоторые говорят, что это не просто город, что у него есть душа. Некоторым чудятся странные, неестественные для нашего мира звуки. Некоторые ссылаются на ощущение, что за ними пристально наблюдали. Но почти все сходятся во мнении, что Централия оставляет неизгладимый след в душе человека.

Среди приезжих, например, бытует мнение, что усопшие, отдавшие на благо этого города свою жизнь, не могут спать спокойно, зная, что он обречен. Некоторые туристы боятся пройти мимо кладбища, вспоминая историю, рассказанную молодой парой в 1998 году, — о появлении двух выплывающих из дыма фигур в шахтерских касках, которые исчезли перед самыми могилами.

Еще один интересный случай произошел со Скоттом Сейлором и его друзьями. Они осматривали городские достопримечательности (горящий холм, дома без улиц и прочее) и решили тоже прогуляться по кладбищу. Не найдя ничего интересного, они остановились на перекур на небольшом холмике, из которого шел пар. Внезапно снизу раздался голос (его слышали все трое). Молодые люди не разобрали ни слова и решили, что их позвал кто-то из других туристов. К их удивлению, они вновь услышали голос, на этот раз отчетливо разобрав слова: «Оставьте это место». Вместо пара из-под холма пошли густые клубы дыма, и он завонял, словно тухлые яйца (хотя особо догадливые могут найти совершенно иное, логическое объяснение запаху). Послушавшись потустороннего совета, друзья поспешили к машине, но по дороге странный голос продолжил свой монолог. Теперь они услышали: «Зачем?.. Зачем вы это сделали?..» С тех пор юные последователи Индианы Джонса больше не совались на заброшенные кладбища. Что это было — галлюцинации под воздействием сероводорода или прорыв некробиосферы, — решать вам.

Пожалуй, последний яркий случай произошел в 1999 году, когда пара искателей приключений забрела в заброшенный дом. Они любили подобные мероприятия и периодически развлекались прогулками по давно забытым местам. И вот, начав осмотр помещения, они услышали шаги вниз по лестнице. Третий этаж, второй, первый и... никого! Как будто кто-то невидимый прогулялся по особняку... Неизвестный и невидимый! Скорость, с которой парочка улепетывала из дома, не снилась даже испытателям самолетов, но, отъехав примерно на сто метров, они не удержались и обернулись. И, естественно, не увидели ровным счетом ничего...

Даже здесь нашлось место красоте...Когда-нибудь она действительно спасет мир.

***

Что ждет Централию? Скорее всего, полное вымирание и забытье. О ней будут ходить слухи и легенды, ее историю будут рассказывать детям на ночь, приговаривая: «Вот до чего доводит глупость, поэтому всегда думай, прежде чем сделать, малыш». В 2016 году оставшиеся в живых жители города откроют капсулу времени, поплачут над ней и уйдут прочь от воспоминаний и ностальгии. Потому что очень тяжело видеть, как твой город, твой родной двор скрывается в клубах дыма и постепенно уходит под землю, а старые стены покрываются ржавчиной и налетом.

Что до вселенной Silent Hill, сценаристы сделали ход конем, избрав в качестве прототипа своего мира Централию. Такую историю и такой колорит негде больше взять. Тем более что придумывать ничего не нужно, ведь страх и ужас и так царят в сердцах бывших горожан и современных туристов...

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.7
проголосовало человек: 784
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования