Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Максим Шориков
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№10 (47) октябрь 2005

The Bard's Tale
(Похождения Барда)

О командной работе

Amicus imcommodus ab inimico non differt

(Неуклюжий помощник — что враг)

Римское изречение


Тяжело быть бардом. Всяк обидеть норовит. То тролль высунется из-за угла, норовит саблей задеть, то волк (или еще кто пострашнее) укусить захочет. К счастью, не перевелись еще те, кто может помочь нашему герою на его ратном пути... Вызываемые существа — вот надежда и опора барда в этом жестоком мире. В руководстве к игре (ЛКИ ь8 (август) 2005 г.) я уже давал описание всех ваших помощников, приводил таблицу с характеристиками и т.п. Однако для эффективной игры мало знать характеристики бойцов, нужно понимать, как и в каких сочетаниях они лучше всего взаимодействуют. Об этом я и поведаю вам на этот раз.

Теоретическая часть

С древнейших времен известно, что воевать просто так, кучей, могут только орки из второго Warcraft'а. Задолго до появления серии Total War люди уже умели использовать различные построения и знали, что войска нужно сортировать по их родам. Самыми первыми шли пехотинцы, их прикрывала конница, за ними можно было увидеть лучников. Замыкали процессию боевые слоны и эльфийские жрецы-лекари...

Скажете, подобное вступление больше подходит какой-нибудь глобальной стратегии? Может быть, однако даже в нашем случае отряд барда — это пусть и маленькое, но боевое формирование. И есть у него одно существенное отличие от большинства отрядов, будь то отара орков из Warcraft или группа приключенцев из Baldur's Gate. Заключается оно в том, что наша боевая группа зачастую формируется «на глазах у изумленной публики»: вопреки всем физическим законам соратники появляются из ничего прямо на поле боя. Конечно, обычно вы призываете существ заранее, но в случае потерь приходится импровизировать.

При этом стоит учесть, что во время игры на инструменте бард не может заниматься никакой побочной деятельностью. Хотя нет, бегать может. Но атаковать — нет.

Я прекрасно понимаю, что реализму это не соответствует — конечно, все ждали, что в игре предусмотрена возможность хорошенько огреть врага гитарой по голове, но, увы, — не в этот раз. Итак, главный герой совершенно беззащитен на время вызова. И здесь прямо-таки напрашивается вывод, что барду стоит отбегать на безопасное расстояние. А кто же прикроет тылы? На этот случай в группе обязательно должен быть таранный рукопашный боец. А лучше два — ибо пехота всегда попадает под раздачу первой — может, этого вашего защитника как раз первым и пустят в расход.

Конечно, наверняка найдутся те, кто просто не пожелает заниматься призывом помощников во время боя. Специально для них сообщу, что остаться один на один с громадной толпой монстров — удовольствие весьма сомнительное. Впрочем, если уж довели до греха, воспользуйтесь зарекомендовавшей себя еще в XIV веке самурайской тактикой: «не можешь победить — беги» — которой я уже слегка коснулся в руководстве к игре.

Стоит ли бежать, если убиты все защитники — специалисты по рукопашному бою? Лучнику — особенно без маны — пожалуй, стоит. Можно, конечно, понадеяться на собаку и на крепость своих дальнобойных товарищей и попробовать поноситься вокруг, призывая новую порцию тяжелой пехоты. Но не говорите, что я вас не предупреждал. Если готовы к этому, можете перевооружиться, перейдя из категории лучников в категорию рукопашных бойцов.

Кстати: автор по долгу службы обязан рассмотреть самые разные варианты, продумать почти все, что игроку может прийти в голову. Но вам самим осуществлять все это на практике решительно необязательно. Дело в том, что после написания материала по The Bard's Tale автору пришлось вступить в «Общество защиты игроков со сломанными кривым управлением пальцами». Не надо мечей. Здоровье дороже! Впрочем, для особенно ловких людей, например, умеющих жонглировать шестью мячами, мечи совершенно не опасны. Хотя, если уж совсем честно, не так неудобен меч, как удобен лук.

К вопросу о систематике

Ab haedis segregare oves

(Отделять агнцев от козлищ)

Евангелие от Матфея


Как многим, наверное, известно, систематическая таблица для биологических видов была разработана давным-давно биологом по имени Карл Линней. Он выделял у пушистых зайцев и прочего зверья основные признаки и по этим признакам распределял зверье по группам. Надо сказать, при выборе признаков дядюшка Карл не мелочился — и в результате в одну группу (млекопитающие) попали и заяц пушистый обыкновенный, и тигр полосатый зубастый.

Представьте же себе изумление путешественника, когда заяц, в отличие от тигра, никакой агрессии к нему не проявлял и даже, напротив, убегал от путешественника так, что аж пятки сверкали. А акула, которая к тиграм по систематике нисколечко не относится, испытывала к нему едва ли не больший аппетит, чем тигр. «Непрактично!» — подумал бы едва не съеденный путник. Согласимся с ним и мы. К чему я веду? Дело в том, что в Bard's Tale принята система, схожая с классической биологией. Внешне все твари в группах похожи, но вот на практике... Было принято решение создать новую систематику, в пику романтику Линнею — исходя из практического применения существ.

Внутриигровая система (сортировка по кнопкам меню вызова):

  • Человекообразные (кнопка S): Mercenary (наемник), Knight (рыцарь), Heroine (арбалетчица), Brute (просто брут).

    Bard's Tale, Mercenary (наемник), 19KB Bard's Tale, Knight (рыцарь), 21KB Bard's Tale, Heroine (арбалетчица), 19KB Bard's Tale, Brute (брут), 20KB
    Mercenary (наемник) Knight (рыцарь) Heroine (арбалетчица) Brute (брут)
  • Природные, или элементали (кнопка D): Elemental (элементаль), Behemoth (бегемот), Thunder spider (громовой паук), Knocker (громобой).

    Bard's Tale, Elemental (элементаль), 20KB Bard's Tale, Behemoth (бегемот), 18KB Bard's Tale, Thunder spider (громовой паук), 18KB Bard's Tale, Knocker (громобой), 17KB
    Elemental (элементаль) Behemoth (бегемот) Thunder spider (громовой паук) Knocker (громобой)

Далее система становится ближе к нужной нам, повествуя, очевидно, о мучениях, которые претерпели разработчики, доводя игру до кондиции.


  • Эфемерные, но все равно человекообразные (кнопка W): Crone (жрица или просто «карга»), Enchantress (чародейка), Bodyguard (телохранитель), Rogue (разбойница).

    Bard's Tale, Crone (жрица), 18KB Bard's Tale, Enchantress (чародейка), 18KB Bard's Tale, Bodyguard (телохранитель), 18KB Bard's Tale, Rogue (разбойница), 18KB
    Crone (жрица) Enchantress (чародейка) Bodyguard (телохранитель) Rogue (разбойница)
  • Всяческие твари (кнопка A): Explorer (разведчик или просто «дед»), Gouger (вымогатель), Light Fairy (феечка), Rat (крыса).

    Bard's Tale, Explorer (разведчик), 18KB Bard's Tale, Gouger (вымогатель), 18KB Bard's Tale, Lich fairy (феечка), 18KB Bard's Tale, Rat (крыса), 15KB
    Explorer (разведчик) Gouger (вымогатель) Lich fairy (феечка) Rat (крыса)

Практическая система:

  • Первая линия: Mercenary (наемник), Knight (рыцарь), Behemoth (бегемот), Thunder spider (громовой паук), Rogue (разбойница).

  • Вторая линия (стрелки): Heroine (лучница), Brute (брут), Elemental (элементаль).

  • Активная поддержка: Knocker (громобой), Crone (жрица), Gouger (вымогатель).

  • Неактивная поддержка: Enchantress (чародейка), Explorer (разведчик), Light Fairy (феечка).


В список не попала крыса — по причине общей неординарности, а также телохранитель — этот уже по причине общей бесполезности. К бесполезным созданиям можно отнести и существ пассивной поддержки, о которых я специально сообщать не буду. О конфигурации вашего отряда пойдет речь именно с учетом такой разбивки. Сначала мы с вами подробно рассмотрим расклад для лучника, а затем вариант с поправками для рукопашного бойца.

Это важно: в тесных помещениях стрелки (вторая линия) и жрица (из активной поддержки) малоэффективны. В целом полезность остальной части активной поддержки также далеко не на уровне. Вывод: если вокруг негде развернуться, а вражины лезут изо всех щелей, основной опорой становятся бойцы переднего края.

Дуэт

В случае войны Китая с Россией китайцы будут переходить границу малыми группами по три миллиона.

Анекдот


У нас, впрочем, такого изобилия противников не ожидается. Однако на случай, если китайцы все же нападут, сформируйте небольшую группу с особым тщанием — мало ли что!

Тактично опустив ту часть, где бард скитается по жизни с одним-единственным существом, сразу перехожу к смысловой части, когда уже есть из чего выбирать.

Итак, у нас есть некие двое, которых нужно к чему-то приспособить. Самый оптимальный вариант — это два бойца первой линии. По крайней мере один боец передней линии должен быть обязательно. О причинах я уже писал выше. Второе существо стоит брать аналогичной весовой категории — одного ближнего бойца все же мало, чтобы прикрыть стрелка. То же самое относится к Crone (на этом этапе из существ поддержки доступна будет только жрица) — увы, пока она выходит из боя рановато, не успевает себя проявить.

Некоторые игроки, увидев некоторую ее неактуальность на этом этапе, не используют старушку и на более поздних этапах. Зря, между прочим. Но об этом позже.

Если же бард дружит не с луком, а с другим видом оружия, то стрелок в одной из ячеек смотрится вполне прилично. Но в другую все равно лучше взять бойца первой линии. Вызывать жрицу, увы, все равно нет особого смысла — не сдюжит.

Трио

Три танкиста, три веселых друга...

Песня


Это только с виду все танкисты одинаковые, а на самом деле каждому из них приходится решать разные тактические задачи. Никто же не станет сажать за руль (или что там у танка вместо руля) наводчика? Вот так и у нас.

В первую очередь, одну ячейку надо отвести жрице. Конечно, кто-то может усомниться в целесообразности такого решения — всего-то два свободных места остается, а это маловато. Негде, так сказать, тактическому гению разгуляться. Опять же напрашиваются два бойца первой линии. И это, в общем-то, самый действенный вариант.

Однако сделаем небольшой ход конем: возьмем вместо карги вымогателя. Конечно, в лекарском деле он старушку не превзойдет, а значит, достанется нам тяжело и с боем (решитесь ли идти в Finstown в начале игры?), но дело свое универсальское знает. Почти как сам бард. И швец, и жнец, и на дуде игрец — это бард. А воин и лекарь — это как раз он, Gouger. В этом случае в третью ячейку ставим (на выбор) стрелка или существо активной поддержки.

К слову, не забывайте применять дифференцированный подход. Много (два то бишь) бойцов передней линии хороши против большого количества врагов. Если же противник малочисленен, то, возможно, целесообразнее оставить одного вояку с броней покрепче (рыцарь — идеальный вариант), а на втором месте расположить стрелка или существо активной поддержки. При таком раскладе очень эффективен громобой.

Вариант для рукопашного барда не будет блистать особой оригинальностью. Фактически, наш герой становится на место одного из бойцов первой линии, а вместо него мы ставим стрелка или воина поддержки.

«Как так?» — возмутятся некоторые читатели. — «Неужели нас приравняли к каким-то вызванным помощникам?» И будут, между прочим, абсолютно правы. Приравняли. Не поймите превратно, при всем своем воинском умении, даже изничтожая в единицу времени большее количество врагов, чем тот самый вызванный помощник, вы, к сожалению, не сможете атаковать сразу всех. Какой-нибудь хитрый гоблин сможет запросто обогнуть вас и атаковать стрелков за вашей спиной. Радость довольно сомнительная.

Впрочем, учитывая, что КПД барда иногда выше, чем у вызванных монстриков, можете поэкспериментировать. На свой страх и риск.

Квартет

Каждый сверчок знай свой шесток.

Китайская поговорка

Принцип, помещенный в эпиграф этого материала, вырезаем на камне и запоминаем на веки вечные (или хотя бы пока играем бардом). Управлять командой из четырех зверушек — это не в бирюльки играть. Никогда не играли в бирюльки? Что ж, бывает. Справитесь с бардовской шайкой — и в бирюльки завсегда выиграете.

Прежде всего трезво оцените обстановку. Кто наиболее ценен в данный конкретный момент?

Три бойца первой линии нам понадобятся только в экстренных ситуациях, таких как, например, прохождение последней башни. На некоторых (не на всех) этажах три бойца первой линии очень актуальны. Помогать им должны вы (с луком) и жрица (без лука, разумеется). Если вы — большой любитель колюще-режущих инструментов, то ставить вместо вас лучника в такой ситуации бессмысленно. Все равно затопчут.

В более спокойной обстановке (два помощника из первой линии) берем в дополнение все ту же жрицу и, скажем, громобоя. Или стрелка.

Ежели захотелось взять вместо старушки вымогателя, то... я бы все равно в этой расстановке ничего менять не стал. Разве только, если с врагами дефицит, можно зачесть вымогателя как бойца первой линии, а на освободившееся место взять стрелка или громобоя.

Использовать одного бойца первой линии, имея в наличии четыре ячейки, на мой скромный взгляд, в любом случае нерационально.

О нестандартном подходе

Кулибинский подход к решению игровых и не только задач у отечественных игроков в крови. Швабры вместо пультов дистанционного управления, блокирование лифтов для освещения лестничной клетки, лук, сушащийся в старых колготках, — все это мы впитали с молоком матери. И я ничуть не удивлюсь, что к нестандартным решениям, описанным в этом разделе, прибавится очень много других. Придуманных, кстати, не только отечественными игроками, но и зарубежными, ибо за границей пока не все знают, что именно славяне — самый прозорливый народ, и пытаются сами что-то еще изобретать. Странные они. Ну ладно, продолжим.

В первую очередь назову тактику, уже вскользь прозвучавшую в предыдущем материале: феечку во многих случаях можно использовать в качестве щита. Действительно, простого взгляда на ее характеристики достаточно, чтобы увидеть выдающийся показатель защиты. Сравним с ней только рыцарь, которого на начальном этапе игры в команде попросту нет. Принцип тактики в том, что феечка работает засланцем на вражеской территории, получая все удары вместо вас (отбежавшего на дальнее расстояние), но не получая из-за крепкой брони урона и не нанося при этом ответного. Все помнят, что феи боевым приемам не обучены? Бард же в это время спокойненько себе стоит, пускает стрелу за стрелой, размышляет о философских вопросах. Стоит ли упоминать, что другие вызванные существа при использовании этой тактики только мешают? Думаю, не стоит. Актуальна данная тактика только для первой половины игры — далее и феечкина, и рыцарская броня становятся легко уязвимы даже для рядовых чудовищ.

Теперь поговорим о заведомо нестандартном персонаже: о крысе, вернее, об улучшенной ее ипостаси. Первоуровневую крысу сразу уберем со счетов, ибо несерьезно: с такими характеристиками только барышень распугивать, да и то — кисейных. В свою очередь ее (крысы) улучшенный вариант имеет довольно неплохие, хотя и странные, характеристики: около двух десятков единиц здоровья, весьма скромная броня и — о ужас! — сто единиц урона. Крыса разгоняется до первой космической скорости и шаром для боулинга ударяет по врагам. Впрочем, прочность нашего мохнатого берсерка не идет ни в какие сравнения с упомянутым выше шаром. Один удар — и нет крысы.

Как показали социологические исследования, грызун намного быстрее погибает в толпе врагов. Почему — ясно без сложных расчетов: плотность огня больше. Делаем логичный вывод: крыса — боевое средство против небольших групп сильных врагов.

На заметку: враги используют два основных принципа формирования отряда: много слабых и немного сильных. Правда, «сильность» и слабость супостатов по ходу игры меняются.

И последнее. По ходу игры нам часто дают в спутники компьютерных персонажей. Их конструкционная особенность заключается в полной неуязвимости — лучше любой феечки! Мотаем на ус.


* * *

Подойдя вплотную к финальному напутствию, вернемся мысленно к самому началу, то есть — эпиграфу данной статьи. Уклюжих вам помощников, дорогие читатели!


О четвероногом друге

Собака сторож и друг, данный тебе... она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу.

Авеста


Грех не упомянуть об этом славном существе. Хотя славное существо, увы, показало почти полную свою бесполезность. В результате сравнительных тестов собаку перегнал даже... нет, не Pentium 2 MMX, это вам не тест производительности «железа», а bodyguard. Увы, собачке не под силу даже держать удар. Достаточно одной напольной ловушки — и животина, извините за выражение, в отрубе. Куда это годится?

Разработчики обещали нам возможность воспитать кровожадного волкодава. Где? Нету! На звереныша тратится всего одно очко навыка, да и то большой вопрос: стоит ли игра свеч? Пожалуй, если вы лучник, то стоит. Лишняя тушка, прикрывающая подходы к вашей драгоценной... эээ... персоне, — не лишняя. Особенно если учесть, что у лучника и так этих очков — хоть ушами ешь. Лучше собаку взять, чем развивать ненужные навыки владения ближним оружием.

Однако уже этому самому «ближнебойнику» собака, по большому счету, не нужна. На что ему мелкое создание, которое вечно путается в ногах, тщетно пытаясь нанести врагу хоть какой-нибудь урон? Развивать имеет смысл разные оружейные навыки, мало ли что попадется — обидно будет видеть больший урон у оружия, которым не умеешь пользоваться. Впрочем, всего одно очко — это не самая существенная потеря.

Это обидно: иногда собака может оказать вам вовсе не собачью, а типичную медвежью услугу, своим хаотическим бегом завлекая врагов в вашу сторону. К счастью, происходит это не слишком часто, но нервы может подпортить изрядно. Стоит также заметить, что при нецелевом использовании феечки (см. статью) собака очень даже может помешать, отвлекая врагов от основной цели.

Вы, наверное, уже записали меня в ненавистники животных, да? Несправедливо, между прочим. По гамбургскому счету — лично с моей точки зрения, с собакой все же лучше, чем без оной. Во-первых, это отличный товарищ и верный друг (любители «вкачать побольше пойнтов в статы» уставились непонимающе, ролевики одобрительно кивают). Во-вторых, псина может завести вас в неприятную, но никогда не в безнадежную ситуацию (если это произойдет, то впору винить хозяина, а не животное), зато выведет вас даже из весьма тяжелой, взяв на себя врагов, покуда вы уносите ноги.



Назад