Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВТАКТИКИ КИБЕРСПОРТА

Автор материала:
Феликс Морозовский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (84) ноябрь 2008

StarCraft: Brood War
Киберспорт

Сегодня у нас в гостях легенда киберспорта СНГ, один из лучших профессиональных игроков Европы в своей дисциплине, регулярно выступающий на европейских, азиатских и всемирных турнирах самых высоких категорий. Рады представить вам Алексея Крупника, известного как Whitе-Ra. Беседует с Алексеем постоянный автор нашего журнала Феликс Морозовский.

Личное дело
Имя:
Алексей Александрович Крупник (White-Ra)
Возраст:
28 лет
Игровой стаж:
17 лет
Достижения:
  • Серебряный призер ASUS Summer 2005;
  • Второе место на ASUS Autumn 2005 2x2;
  • Золото на USL Autumn Season Final 2005;
  • Победитель USL Summer Season Final 2005, USL Spring Season Final и USL Summer CUP 2006;
  • Победитель ASUS Summer 2006;
  • Серебро на ASUS Summer 2007 и ASUS Autumn 2007;
  • Серебряный призер на USL #1 Summer Tourney top-2;
  • Первое место на чемпионате России по компьютерному спорту, 2006 год;
  • Чемпион WCG Украины 2003, 2006, 2007 гг.;
  • Четвертое место на гранд-финале, Сиэтл, 2007 год;
  • Третье место на PGL, Пекин, 2008 год;
  • Первое место на Hauppage Cup, июль 2008 года;
  • Первое место на Hauppage Cup, сентябрь 2008 года.

White-Ra: Приветствую всех читателей журнала ЛКИ! Для начала хочу попросить прощения за большую паузу в статьях. Учеба и усиленные тренировки оставляли мало времени для творчества.

Феликс Морозовский: Расскажи, чем именно ты занимался все это время, — все-таки целый год миновал. Какие турниры прошли, как они повлияли на твой рейтинг, карьеру, желание играть дальше? Возможно, случились какие-нибудь забавные истории? В общем, все, что вспомнишь.

Павильон для зрителей на гранд-финале WCG в Сиэтле, 2007 год.

White-Ra: Да, действительно, за этот год произошла масса всяких интересных вещей. После победы в финале на Украине я получил право представлять страну на гранд-финале в Сиэтле, США. Естественно, я начал усердно тренироваться, чтобы не опозорить свою страну и не разочаровать всех тех людей, которые болели за меня.

Феликс Морозовский: Усердно тренироваться? Насколько мне известно, профессионалы и так играют по несколько часов в день, если нет никакого форс-мажора. А чем именно отличаются усердные тренировки от обычного режима?

White-Ra: Обычный режим тренировок для прогеймеров — четыре-пять часов в сутки. А за несколько недель до крупного турнира они чаще всего переходят в усиленный режим, который включает в себя ежедневные восьмичасовые тренировки с профессиональными игроками. Задача — разобрать все карты турнира и выбрать оптимальные тактики, которые и будут использоваться на самом турнире.

Феликс Морозовский: Да, довольно напряженный график. Ведь восемь часов — это полноценный рабочий день! И как же прошел турнир?

White-Ra: Вначале был тяжелый перелет в западное полушарие, в другой часовой пояс. Игры проходили на следующий день, времени на акклиматизацию было недостаточно. Конечно, приободрила встреча со старыми друзьями с разных концов планеты, но время поджимало.

Корейский прогеймер Stork в игре против Ra.

Наступил день игр. Волнения, сборы, судьи объясняют правила... Мне выпала непростая группа, в ней были лидер корейского рейтинга, на тот момент — протосс Stork, серебряный призер Российского WCG и лидер рейтинга Вьетнама, тоже не слабый игрок. Из группы дальше могли пройти только два участника, так что борьба предстояла нешуточная. Тем более что сразу было понятно: одно место в любом случае достанется корейцу. И первую же игру мне предстояло сыграть именно с ним.

Сначала я поборол в себе страх, так как неуверенный человек обречен на провал. Я помнил, что хорошо подготовился, и верил в свои силы. Здесь как раз и пригодились часы тренировок и домашние заготовки. Я выбрал лучшую из своих тактик, которую, правда, не хотел открывать в первых играх, но соперник того стоил, поэтому деваться было некуда.

Феликс Морозовский: А вот с этого момента давай поподробнее. Я думаю, не одному мне будет интересно узнать, как проходил бой с лидером корейского рейтинга.

White-Ra: Карта «Азалия» на четверых игроков. Я построил первые врата и отправил на разведку исследователя. Пока он был в пути, я заказал еще один пилон. Рабочий не обнаружил врага ни на одном из двух предполагаемых мест, так что я вычислил, что он находится в левом нижнем углу карты, и послал туда готового зелота. По временным расчетам он должен был прийти как раз к появлению у врага первого «драгуна», так что действовать нужно было быстро. Задачей же зелота было уничтожить как можно больше рабочих, чтобы получить экономическое преимущество. В результате был убит один рабочий и заторможен сбор ресурсов. В общем, боец сделал свое дело.

Стандартная атака протоссов. Драгуны и мародеры сзади, зелоты на передовой.

На базе я заказал ядро и вторые врата и начал производить драгунов. Stork решил зайти в гости, используя преимущество своей тактики, а именно — большее количество драгунов и уже готовое улучшение на дальность. Но пока он шел, я успел подготовиться: его трем драгунам с улучшенной дальностью противостояли четыре неусовершенствованных моих и один зелот. Но кореец, он и в Сиэтле кореец — благодаря отличному микроконтролю Stork убил одного из моих драгунов и отступил.

Дальше все было зеркально: мы поставили по дополнительной базе, заказали робототехническое оборудование и наблюдателей. Однако отличия были: благодаря первой атаке у меня все это появилось немного раньше, чем у Stork’а.

Затем я применил домашнюю заготовочку: произвел в двух порталах драгунов и накопил мародеров с усовершенствованной атакой. Хочу отметить, что челнока к ним не прилагалось! Когда у меня накопилось четыре мародера и около двадцати четырех драгун, я медленно начал оттеснять противника к базе. Остановить меня он не мог и вынужден был отступать с потерями. Моя стратегия также предполагает, что к моменту основной битвы высших храмовников или не будет вовсе, или будет совсем немного.

Эта стратегия была противнику совсем неизвестна, он не был к ней готов, поэтому и потерпел поражение.

Феликс Морозовский: А как на это отреагировали другие участники? Ведь, как помнится, еще никогда иностранцы не выигрывали на официальных матчах у игрока, занимающего первое место в корейском рейтинге.

White-Ra: Я, честно говоря, растерялся. Журналисты и болельщики стали хлопать и всячески выражать свою поддержку. В тот же самый момент подбежали представители корейского телевидения и начали снимать меня и Stork’а. Кореец выглядел очень удивленным. В итоге я и Stork вышли из группы. На этом групповая стадия закончилась. Плей-офф начинался на следующий день. Вечером мне устроили экскурсию на пароме и поход в стейк-хаус для расслабления после игр.

Вот таким способом чистят мышку и клавиатуру киберспортсмены — с помощью сжатого воздуха.

Феликс Морозовский: Н-да, хорошо вы проводите время на турнирах... Что же было дальше?

White-Ra: Призовые места начинаются с восьмого, так что программой минимум было попасть в восьмерку лучших. Для этого мне надо было выиграть у чемпиона Болгарии, которого я без труда одолел со счетом 2:0, обеспечив себе выход в 1/8 финала. Дальше я ждал исхода поединка двух поляков с никами Drak и Draiven. Draiven выиграл, а затем я выиграл уже у него, опять-таки со счетом 2:0. В этих играх я также применил свои домашние наработки — например, одна из стратегий включала быстрое получение дополнительной базы, трех зелотов и двух врат.

Следующим моим противником был Pj, китайский профессионал, выступающий за корейскую команду SK-telecom1. Эти игры были самыми напряженными. Первую партию выиграл китаец, вторая осталась за мной, а в решающей третьей игре китайская заготовка оказалась лучше.

Феликс Морозовский: Печально... Но, как я понял, тебе еще предстояли игры за третье место?

White-Ra: В соперники мне попался Mondragon, лучший некорейский зерг мира. Обычно игры за первое и третье места проходят на следующий день, но на этом чемпионате организаторы сказали: либо ты играешь сейчас, либо у тебя будет техническое поражение. Нормально подготовиться к партии не получилось, и я проиграл. Как и на всех предыдущих турнирах, победителем стал корейский игрок, на этот раз — Stork. Кстати, в этом турнире он не проиграл ни одной партии, кроме как мне.

Феликс Морозовский: Несмотря на то, что ты не вышел в финал, — насколько мне известно, это максимальный результат украинской сборной, своеобразный рекорд, который вряд ли в скором времени будет побит. Расскажи, как тебя встретили в Киеве. Ведь столь высокое достижение не могло остаться незамеченным украинскими киберспортсменами.

Ra и Mondragon. WCG 2007, Сиэтл.

White-Ra: Меня собиралась встретить группа из двадцати-тридцати киевских старкрафтеров, но так как самолет прилетал в пять утра, я их отговорил от этого подвига. Все очень были рады такому высокому достижению, но, честно говоря, в глубине души я чувствовал, что мог попасть в финал. Но я не мог позволить себе долго расстраиваться, так как на носу был еще один крупный азиатский турнир, на который приглашают только очень сильных игроков. Надо было собраться с силами и достойно подготовиться.

Феликс Морозовский: Как я слышал, азиатские турниры считаются одними из самых сложных, так как в них участвуют исключительно профессиональные игроки высочайшего класса. Не повлияло ли твое поражение на WCG на боевой дух и готовность к этому турниру?

White-Ra: Боевой дух был на высоте. Я часто выигрываю, но случаются и поражения. На мой взгляд, умение проигрывать — одно из главных достоинств профессионального игрока. Так что я довольно быстро отошел от WCG, и все мои мысли уже были в Китае, тем более что это была моя первая поездка в Поднебесную.

Феликс Морозовский: Да, как ни парадоксально, умение проигрывать — это крайне полезное качество для победителя. Расскажи об особенностях этого турнира. Чем он отличается от европейских и мировых чемпионатов?

White-Ra: С Украины пригласили не только меня, но еще и Михаила Новопашина, он же GG.Hot. Поэтому перелет был намного веселее — ведь говорят, что с другом путь в два раза короче. В аэропорту нас встречали организаторы с плакатом и переводчик. К слову, этот переводчик представился Борей и говорил по-русски примерно так же, как я по-китайски, то есть почти никак.

Отличия от WCG были видны сразу, так как игры начинались только через три дня после прилета, что дало время на акклиматизацию и подготовку.

Тренировочная комната на турнире IEST 2007 (Китай)

Нас поселили в отличной гостинице. Там же проходил и сам турнир. Игрокам предоставили тренировочную комнату с шестнадцатью компьютерами, а для расслабления были массаж, джакузи, бассейн, спортзал, пинг-понг. Мы также получали суточные на повседневные расходы. В общем, обеспечили все, что нужно для счастья игроку.

Феликс Морозовский: Я уже начинаю завидовать... А какой же у вас был режим дня?

White-Ra: Подъем в десять утра, затем завтрак. Мы играли в шахматы в комнате для настольных игр, потом развлекались игрой в пинг-понг и где-то к полудню приступали к тренировкам, которые продолжались без перерыва до 15 часов. Затем обед и снова тренировки до 21 часа. Далее ужин, ну и время для отдыха.

Феликс Морозовский: Такая подготовка наверняка позволила всем к началу турнира выйти на максимальный уровень игры?

White-Ra: Как сказать... На самом деле такая подготовка скорее расслабила, потому что, находясь в Китае впервые и имея такие возможности, было тяжело сосредоточиться на одних лишь тренировках. А ведь требовалось быстро привыкнуть к новым картам, потому как незадолго до этого я готовился к WCG, где был совершенно другой набор.

Скажу пару слов о турнирной сетке. Нас было двенадцать человек. Всех разделили на четыре группы по три человека. Из каждой группы выходили только двое, затем из восьми оставшихся делали еще две группы по четыре человека. Игроки, занявшие первые места в этих группах, выходили в финал, а занявшие вторые места должны были соревноваться за третье место.

В моей группе были китайский и корейский профи. Первую партию я проиграл корейцу со счетом 2:1, после чего шансов на ошибку не оставалось. Я был просто обязан победить. Это мне удалось; в очень тяжелой борьбе я смог выйти из группы на втором месте. К слову, из европейцев вышли из групп еще два игрока. После второй жеребьевки стало ясно, что выйти из моей группы будет сложнее, чем выиграть WCG. В ней оказался Pj и два корейских профессионала, в результате я занял всего лишь третье место в группе. А выиграл турнир корейский профи HwaSin.

В домашней обстановке.

Феликс Морозовский: А что же вы делали после того, как вылетели? Ведь тренироваться уже не было никакого смысла, так что у вас появилось много свободного времени.

White-Ra: Мы гуляли по Пекину днем, а вечером отправились в хороший ночной клуб — «Микс». Туда нас пригласил один из лучших игроков за Альянс в Warcraft III ToD, который в то время жил в Китае. На следующий день мы отправились на MYM.Party, где собирались игроки и их поклонники. Был снят ресторан, где стояли плазменные мониторы и компьютеры, там проводились шоу-матчи и конкурсы. Нам сказали, что мы можем заказывать и пить все, что захотим, но когда попросят сыграть, нужно будет показать красивую игру. Кстати, играли мы не только в Starcraft и Warcraft III. Еще нас научили китайской народной игре в кости. Правила очень простые: играют не менее двух человек, все кидают кости, и тот, у кого наименьшее число, должен залпом выпить стакан пива. Причем победителями считаются все, кто выпил и остался доволен!

Феликс Морозовский: В общем, отлично отдохнул. Что было в твоих дальнейших планах?

White-Ra: Потом я сделал перерыв на некоторое время и занялся работой на телевидении в области киберспортивной журналистики. Помимо этого, участвовал в интернет-лигах за свою команду, пока меня не пригласили принять участие в играх PGL — профессиональной игровой лиги Китая. Туда пригласили шестнадцать лучших игроков мира — трех корейцев, трех не-азиатов и десятерых китайцев. Из некорейских и некитайских игроков были я, Idra (чемпион Польши), и MYM.Draiven.

На этот раз игры проходили в киностудии, но она находилась всего в двадцати метрах от гостиницы, где мы жили. Обеда у нас не было, еду приносили прямо в тренировочную комнату, где, кстати, висели телевизоры и можно было следить за игрой в реальном времени. Одновременно играли только два игрока, и все матчи транслировались в прямом эфире китайского телевидения.

В первый игровой день я вызвался играть первым до одной победы, представляя свою группу. То есть я мог в одиночку выиграть для своей группы путевку в следующий раунд, и нам не пришлось бы играть между собой на вылет из турнира. Я выиграл подряд у троих соперников, а четвертого добил китайский игрок, игравший после меня. После этого дня корейцы дали мне прозвище Imba Ra.

Ra и Iloveoov, один из сильнейших игроков за землян.

В следующий игровой день я решил расслабиться и договорился играть последним в группе. Вначале дела нашей команды были плохи, но, хотя один кореец из другой команды выиграл у двоих наших, когда дело дошло до нашего корейского игрока — тот выиграл у всех четверых соперников. Так что до меня очередь не дошла. Потом был перерыв в один день, и мы решили потратить его на отдых.

В этот день в Китае был неизвестный мне праздник, и по этому поводу меня заставили съесть непонятную субстанцию, которая была похожа на рис с изюмом, завернутый в камыш. Причем, когда я взял это в руку, на меня пристально смотрели где-то десять китайцев, и у каждого на лице был написан вопрос: «А съест ли он это?» Я подумал: «Где наша не пропадала!» — и мигом слопал эту безвкусную штуку, изобразив на лице жизнерадостную улыбку. После чего для китайцев я стал своим парнем, и меня сразу же пригласили пойти со всеми на ужин. До сих пор надеюсь, что в том камыше не были завернуты жуки с тараканами...

На четвертый игровой день нам предстояло играть между собой в группе за выход в топ-8. Из группы выходило только два человека, хотя и у проигравших еще оставались шансы на выход в финал.

Феликс Морозовский: А была ли у тебя на турнире домашняя заготовка, которая помогла бы обыграть одного из профессиональных игроков?

White-Ra: Идеи были, но они никогда не реализовывались на очных турнирах, так что имелся определенный риск. Но я решил их использовать на официальных играх. Вот, например, смотрите — протоссы против землян на карте «Локи2». Особенность карты в том, что протоссы могут безнаказанно заказать дополнительную базу — впрочем, земляне могут сделать то же самое. Однако если оба игрока выберут такое развитие, у протоссов дополнительный источник ресурсов появится раньше, а это даст им небольшое экономическое превосходство. Землянин играл от обороны, чтобы накопить максимальную армию и покончить со мной одним ударом. Я решил, что выиграть «в лоб» мне не удастся, нужно брать хитростью.

Судьи мешают врагу не только заморозкой и телепортацией, но и тем, что закрывают войска от невооруженного глаза.

Создав несколько судей, я спрятал одного из них неподалеку от дополнительной базы землянина — оттуда можно было быстро добраться до основной. Затем в нужный момент, когда землянин решил выдвинуться в атаку, я незаметно пробрался к нему на главную базу и призвал войско с еще одним судьей, а второй судья вызвал еще больше отрядов. В итоге, пока противник разворачивал армию, мои бойцы уничтожили очень много строений и большую часть армии, так как она была не в оборонительной позиции. Пока он отбивался, я захватил множество дополнительных ресурсов и восстановил собственную армию. Так и победил.

Затем в принципиальной игре против Pj, того самого, которому я проиграл в полуфинале WCG, я тоже решил применить хитрость. Мы играли протосс против протосса. В тот момент, когда он пошел в атаку, я высадил мародеров на его главную базу и убил всех вражеских рабочих. Одновременно я отбивался от атаки, ведь если бы он смог пробить мою оборону, то выиграл бы. А поскольку я смог отразить нападение, экономика, а в перспективе и победа были за мной. В итоге я расквитался за поражение на WCG, а заодно вышел в топ-6 в мировом рейтинге (текущий топ-10 можно увидеть по адресу www.gosugamers.net/starcraft/rankings/gamers).

Феликс Морозовский: Поздравляю! Кто же был следующим противником?

White-Ra: Далее был корейский «землянин» Estro.Fancy — очень перспективный молодой игрок с количеством действий в минуту (APM) в районе 400! Стандартными тактиками у таких игроков не выиграть, и, естественно, к этой игре нужно было тщательно подготовиться. В первой игре кореец хотел продавить мою оборону атакой танков, построенных на двух заводах, но разведка мне помогла, я был к этому готов. Отбился, заказал дополнительную базу, затем благодаря экономическому преимуществу легко отбивался от его следующих атак и потом произвел крейсера, которые и решили исход партии.

Во второй игре я решил рискнуть и провел блиц-атаку зелотом из центра карты, а затем додавил врага при помощи темных храмовников. Это настолько удивило моего противника, что он написал две заветных буквы и вышел. После этой партии я оказался в топ-4!

Храмовники необходимы для разрушения обороны землян.

Феликс Морозовский: Наверное, сыграл роль еще психологический фактор, который заставил Estro.Fancy играть слишком осторожно и пропустить столь наглую атаку в начале. Но на то она и игра профессионалов. Чем же закончился турнир?

White-Ra: Мне предстояло играть до трех побед с китайским зергом, и победитель этой игры должен был отправиться на финальные игры в Шанхай, которые проходили на спортивном стадионе, но, увы, это был уже не мой финал.

Феликс Морозовский: Что насчет планов на будущее?

White-Ra: Собираюсь принять участие в самой большой игровой лиге на просторах СНГ, с призовым фондом около 100 000 долларов, под названием НКПЛ. Игры НКПЛ будут проходить в Москве и транслироваться игровыми телеканалами. Также планирую участвовать в следующих турнирах, которые будут проходить в Китае: IEST 2008 и PGL в декабре-январе.

Феликс Морозовский: А не мешает ли такая бурная киберспортивная жизнь личной жизни?

White Ra: Ты знаешь, наверное, мне повезло — любимая девушка, с которой мы вместе уже больше двух лет, всячески поддерживает меня, разделяя со мной и радость победы, и горечь поражения. Она говорит так: «Главное, что тебе нравится то, чем ты занимаешься!»


***

Феликс Морозовский: Давай отвлечемся от турниров. Я бы хотел задать пару вопросов, ответы на которые наверняка будут интересны и рядовым любителям StarCraft. Что ты можешь посоветовать начинающим игрокам, которые хотят поднять свой уровень?

White-Ra: В первую очередь — получать от игры удовольствие! Без удовольствия игра теряет весь смысл. А далее нужно стараться, тренироваться с более сильными противниками, анализировать свои ошибки, чтобы в будущем их не повторять. Рекомендую смотреть, как играют профессионалы на записях партий и VOD’ax, запоминать, что они делают в различных ситуациях. Необходимо быть в курсе самых последних стратегий и контрстратегий.

Получение наград от президента УГМКА (Чемпионат России по киберспорту, Екатеринбург, 2006 год).
Первое место по России, эмоции говорят сами за себя.

Феликс Морозовский: А где искать этих «более сильных» противников?

White-Ra: Тренироваться можно как по обычной сети с друзьями, так и на различных игровых серверах, а их множество. Самый популярный — ICCUP. Для игры на этом сервере достаточно просто скачать инсталляционный файл с iccup.net.

Феликс Морозовский: Как же попасть на турнир, чтобы в полной мере ощутить адреналин и накал страстей?

White-Ra: В сети каждую неделю проводится множество турниров, в которых может принять участие любой желающий со всего мира. К примеру, каждое воскресенье проводится Happauge Cup, (sc.cups.gamesports.net). Мы даже можем там встретиться; как раз перед нашей беседой, 7 сентября, я выиграл один из таких, а 14 сентября занял второе место.

Информацию об очных турнирах можно узнать на киберспортивных порталах. Например, www.reps.ru или www.gosugamers.net

Феликс Морозовский: Многим непонятно, как вообще происходит превращение из обычного игрока в прогеймера...

White-Ra: Если у человека есть талант и желание тренироваться, рано или поздно его пригласят в какую-то из команд. Когда он начнет показывать хороший результат, его позовут в коллектив посильнее. Ну а после нескольких выигранных турниров его может пригласить одна из спонсируемых команд и предложит заключить контракт.


***

Мы не прощаемся с нашим сегодняшним гостем, ведь он, без сомнения, еще появится на страницах ЛКИ. Говорят, что некоторые мастера умеют не только хорошо играть, но и учить любопытных. Но об этом чуть позже...



Назад