Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВТАКТИКИ КИБЕРСПОРТА

Автор материала:
Феликс Морозовский
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (78) май 2008

StarCraft: Brood War
Возвращение

Совершенство складывается из мелочей.

Микеланджело

Starcraft — самая сбалансированная игра среди подобных, и за последние годы никаких изменений в этом направлении не произошло. Однако нынешний набор карт заставил меня призадуматься. Если баланс соблюден, почему бы не изменять поле боя, тем самым повлияв на расстановку сил?

В этой статье я собрал ряд самых популярных развитий для турниров на сегодняшний день. Они сочетают в себе и новые тенденции игры, и старые приемы.

Протоссы против землян

Первое развитие, которое я бы хотел вам показать, — одно из самых безопасных и проверенных временем. Так играли много лет назад, так играют сейчас и, скорее всего, будут играть до выхода второй части. Оно особенно пригодится, если личность и привычки противника вам совершенно неизвестны.

Итак, четырех исследователей (Probes) вы должны отправить на разработку минералов — каждого на отдельный кристалл. Заказывайте рабочих до восьмого лимита. Затем наберите сто минералов и постройте пилон (Pylon) неподалеку от выхода с базы.

Атаковать укрепления землян «лоб в лоб» — не самая лучшая идея.

Восьмой исследователь, чья главная задача — помешать землянину построить казармы, идет на разведку. Постарайтесь не потерять его. Наймите еще двух рабочих, одного за другим. На десятом лимите возведите первый портал призывания (Gateway). Заказывайте исследователей до двенадцатого лимита, а затем постройте ассимилятор (Assimilator). Продолжайте производить рабочих. На четырнадцатом лимите сооружайте кибернетическое ядро (Cybernetics Core). К этому времени будет готов ассимилятор. Отправляйте троих исследователей добывать газ.

На пятнадцатом лимите закажите второй пилон и еще одного исследователя.

Как только закончится строительство кибернетического ядра, натренируйте своего первого бойца — драгуна (Dragoon) — и возвращайтесь к массовому производству исследователей.

К тому времени, когда драгун будет готов на три четверти, у вас должно накопиться 150 единиц минералов и 150 единиц газа — самое время заказать усовершенствование особый заряд (Singularity Charge). Первой задачей драгуна будет уничтожение вражеского разведчика, который, вне сомнения, уже бегает по вашей базе. Дальше заказывайте в портале еще одного драгуна.

На 24-ом лимите возведите еще один пилон, закажите еще рабочего и драгуна. Расправившись с разведчиком, ваш первый драгун должен будет отправиться к землянину. Будьте предельно внимательны и не спешите атаковать! Если вас начинают обстреливать три десантника (Mariners), не стоит рисковать, иначе вы потеряете бойца. Если же враг успел нанять только одного пехотинца, начинайте уничтожать его хранилище ресурсов (Supply Depot). Противнику придется снять с работы нескольких рабочих, чтобы его ремонтировать. Теперь сфокусируйте огонь на SCV, занимающихся починкой хранилища. Тем временем появится на свет ваш второй драгун, которого нужно направить к первому.

Итак, два драгуна уже готовы, скоро ожидается появление третьего. Самое время построить еще один портал призывания и пилон. Не забывайте постоянно заказывать исследователей (по одному). Как только у врага появится танк, вам придется отступить, чтобы не потерять бойцов. Но к этому времени будет готов третий драгун и закончится усовершенствование особый заряд. Теперь ваша задача — расстреливать постройки землянина и постараться уничтожить вражеский танк. Если же неприятель успеет сделать усовершенствование осадный режим (Siege Tech), вам придется как можно скорее ретироваться.

Таким образом можно напрочь и надолго блокировать подход к вашей дополнительной базе.
А если повезет, можно заблокировать и войсками противника.

После достройки второго портала вы сможете призывать драгунов и там. Не забывайте следить за лимитом! Первая группа драгунов, та самая, которая воевала на вражеской базе, должна занять позицию на вашей территории. Двое драгунов охраняют нексус (Nexus) на случай высадки десанта. Отправьте на разведку двух исследователей. Продолжайте нанимать новых и новых рабочих и драгунов. Следите, чтобы вам всегда хватало пилонов для непрерывного пополнения войск.

Как только у вас накопится 400 единиц минералов (лимит к этому времени достигнет приблизительно 48), создавайте дополнительную базу, где стройте фабрику (Factory) и еще два портала призывания, не прекращая нанимать драгунов.

Если землянин пойдет в лобовую атаку, встречайте его всеми своими войсками. Если же он решил основать вторую базу (ваш разведчик это заметит), освойте еще одно месторождение минералов, которое находится неподалеку.

В готовый второй нексус отправьте 10-12 рабочих с главной базы, а также закажите обсерваторию. Во всех постройках призывайте драгунов и зелотов (Zealot). Когда достроится обсерватория, возведите шаттл и цитадель Адуна.

Следите за тем, что делает ваш противник. Если землянин производит танки, вам стоит заказывать зелотов. Если же он решил нанимать только стервятников (Vultures), продолжайте призывать драгунов. Как только в вашем распоряжении появится шаттл, сажайте в него четырех зелотов. Для увеличения скорости этих бойцов заказывайте в цитадели Адуна усовершенствование быстрые ноги (Leg Enhancements). Накопив достаточное количество минералов, стройте дополнительные порталы призывания и еще один нексус.

Пришло время нападать на врага.

Протоссы против зергов

Протоссы против зергов: hi-tech

Стандарт — это хорошо, но нельзя использовать только очевидные варианты. Поэтому мы предлагает вам применить эту довольно своеобразную стратегию. Для использования этого варианта развития одного желания мало, надо еще обладать высочайшим уровнем микроконтроля, а также, что немаловажно, трезвым умом.

Атомные бомбы все еще в ходу. Редкое явление, но иногда его можно наблюдать.

Пошлите работников добывать минералы. После этого подстраивайте их по одному. Каждого построившегося направляйте на добычу столь нужных кристаллов. Ко времени готовности восьмого работника у вас накопится 100 минералов, которые вы потратите на пилон. А построившего его рабочего отправьте исследовать местность вокруг.

На 11-ом лимите закажите портал призывания, на 12-ом — ассимилятор, на 14-ом лимите — пилон. На 15-ом лимите вам потребуются зелот, а на 16-ом пусть исследователь возведет кибернетическое ядро. Начиная с 20-го лимита закажите поочередно еще трех зелотов и пилон. Если вы находитесь на карте, где проход на вашу базу можно закрыть, сделайте это при помощи зелотов.

После постройки кибернетического ядра накопите 150 единиц минералов и 150 единиц газа, после чего постройте звездные врата (Stargate), где вам потребуется один корсар. На 29-ом лимите возведите цитадель Адуна, а на 30-ом — еще один пилон. После того как вы заказали первого корсара, скопите 150 единиц минералов и постройте кузницу (Forge). На 33-ем лимите возводим робототехническое оборудование (Robotics Facility). На 36-ом лимите необходимо произвести усовершенствование быстрые ноги в цитадели Адуна.

После того как кузница будет готова, сразу же делаем в ней улучшение на атаку, а на 40-ом лимите вас вновь ждет постройка пилона. Теперь накопите 400 единиц минералов для нексуса на дополнительной базе. Затем дождитесь накопления еще 150 единиц минералов и возведите архив храмовников (Templar Archives), где вам понадобится шторм (Psionic Storm). Для защиты побочной базы ставим минимум три фотонные пушки.

После этого можете тратить деньги направо и налево, не забывая постоянно строить рабочих. Комбинация зелотов, храмовников, драгунов, мародеров (Reaven) и темных архонов (Archon) способна принести вам победу.

Правильный блиц

Четырех исследователей отправьте разрабатывать минеральное месторождение — как обычно, каждого на свой кусочек — и закажите в нексусе еще одного рабочего.

Нанимайте исследователей до восьмого лимита и отправляйте их добывать минералы. Восьмой же рабочий должен заказать пилон возле выхода с базы, а затем отправиться на разведку. На девятом лимите закажите первый портал призывания. Когда он будет завершен, его строитель вернется к добыче минералов. Продолжаем производить рабочих до одиннадцатого лимита, а затем возводим второй портал призывания. После того как первый портал будет готов, вам потребуется нанять первого зелота. На тринадцатом лимите заказывайте второй пилон. К этому времени ваш разведчик должен уже найти противника.

Если вы увидите, что зерг выбрал развитие через два инкубатора (Hatchery), сделайте точку сбора ваших бараков возле строящегося инкубатора. К тому времени как зелот появится на свет, в вашем распоряжении будет уже два портала. Тренируем в каждом еще по зелоту, а в нексусе — очередного исследователя. После этого ваш лимит будет равен восемнадцати. Первый зелот уже должен приблизиться к достраивающемуся инкубатору. Зергу не останется ничего иного, кроме как укрепиться впалыми колониями — этого вы никак не должны допустить. Если зерг возьмет с собой нескольких трутней (Drones), вам придется на одного из них отправить зелота, а на другого — своего исследователя.

На базе продолжайте заказывать зелотов и стройте третий пилон. К тому времени как у противника появятся зерглинги, еще два зелота будут на подходе. Очень важно не потерять своего первого бойца и рабочего и соединить их с войсками подкрепления. Этой небольшой армии вам хватит, чтобы уничтожить десяток вражеских собак, но для этого необходимо держать зелотов вместе.

Зерг может выбрать развитие через плодилище (Spawning Pool) и инкубатор. Тогда набирайте войска в том же порядке, но не спешите отправлять первого зелота на базу противника, а дождитесь еще двоих (не забыв про троих исследователей). Точку сбора вашего портала сделайте поближе к строящемуся второму инкубатору.

Очень важно не потерять ни одного бойца, держите их поближе друг к другу. Иначе как только один из зелотов отделится от основной группы, злые зерговские собаки сожрут его и враг сможет отбить вашу атаку. В этом случае шансы неприятеля на победу значительно увеличатся.

Но если вы все сделали правильно и навязали противнику свой вариант игры, то, потеряв всю армию или инкубатор, зерг неизбежно проиграет.

Блиц ускоренными зерглингами

Зерги против землян

С помощью «тучки» можно снять осаду землян с вашей базы и перевести ее ближе к центу карты.

Это одно из самых популярных развитий за зергов против любого противника. Встречается масса его вариаций в зависимости от карты и особенностей соперника. Оно хорошо тем, что, если противник вздумает наглым образом в начале партии построить дополнительную базу, тем самым ослабив оборону, вы легко сможете пресечь это и отбросить наглеца далеко в развитии (причем почти наверняка выиграете). Также если противник спокойно развивается, не делая резких движений, вы можете разогнать ему кровь по жилам ранней атакой, не отставая в развитии.

Перед вами классический пример противостояния зергов с землянами с множеством специфических уловок и тактических маневров.

Трутней отправьте на сбор минералов, а повелителя в разведку. Выращиваем трутней в количестве пяти особей. Копим двести единиц минералов и заказываем плодилище, подстраиваем еще одного рабочего. Строим экстрактор и еще одного трутня. Набираем 100 единиц минералов и заказываем второго повелителя. В готовый экстрактор отправляем трех тружеников добывать газ. Набрав 104 единицы, отводим их обратно на сбор минералов. Если повелитель не нашел противника, самое время послать одного рабочего на разведку — этого достаточно, чтобы обнаружить неприятеля или вычислить его.

Эта, казалось бы, маленькая группа муталисков очень опасна, так как с первого выстрела убивает пехотинца и даже огнеметчика.

Второй повелитель будет готов одновременно с плодилищем. Теперь нанимаем шесть зерглингов и отправляем к противнику, затем взращиваем еще шесть. К этому времени у вас скопятся «лишние» 100 единиц минералов, которые стоит потратить на улучшение быстрый обмен веществ (Metabolic boost).

После того как 12-я собака будет готова, возвращаем рабочего из разведки или посылаем одного с добычи минералов к ближайшему месторождению минералов, чтобы вырастить там инкубатор. После этого подстраиваем еще шесть зерглингов, и нам хватит средств на возведение еще одного главного здания. Теперь строим еще четырех трутней. На 17-м лимите вырастите повелителя и снова отправляйте трех тружеников собирать газ. Копим на улучшение одного из инкубаторов и продолжаем строить рабочих. Сразу после заказа улучшения инкубатора, накопив дополнительно 150 единиц газа, убираем двух рабочих с добычи этого ресурса и отправляем на сбор минералов. Ближе к 27-му лимиту вырастите еще одного повелителя.

Если противник не получил особых травм при блице, пришло время укрепляться впалыми колониями в количестве трех-четырех штук, не забывая достраивать недостающих рабочих. Когда улучшение главного здания будет окончено, заказываем шпиль (Spire) и возвращаем двух добытчиков газа на место. Возводим экстрактор (как только он будет готов, отправляем трех рабочих на сбор) на дополнительной базе, продолжая строить рабочих.

Мы готовы к встрече с первой волной пехотинцев!

Как только шпиль будет готов, начинаем строить 12 муталисков. Их задача — навести шороху на базе противника, отвести блокаду вашей базы, а также заставить неприятеля потратить много ресурсов на укрепление. Под шумок отправьте рабочего на месторождение минералов для возведения инкубатора. Подстройте немного зерглингов. Едва противник укрепится и атаки муталисков станут неэффективными, спрячьте армию недалеко от вашей базы.

Стройте логово гидралисков и выполните там улучшение аспект наблюдателя (Lurker Aspect). К завершению улучшения выращиваем семь гидралисков для мгновенного их превращения в наблюдателей, также возводим камеру эволюции (Evolution chamber), чтобы сделать улучшение на защиту. Заказываем гнездо королевы (Queen Nest), делаем улучшение главного здания и стремимся получить осквернителей (Defiler). Также постройте один-два инкубатора.

Теперь вы готовы к полномасштабным военным действиям.

Дополнительная база

Земляне против зергов

Исходя из особенностей большинства карт, на которых проходят современные игры, можно с уверенностью утверждать, что получение второго источника доходов для землян в начале партии — не роскошь, а необходимость для выживания. Один из самых популярных вариантов развития, основанный на этом утверждении, представлен ниже.

Землянин не уследил за своими огнеметчиками, и злобные зерглинги под прикрытием муталисков просто сгрызли его пехоту.

Первых четырех SCV отправляем на добычу минералов. В командном центре начинаем непрерывно строить рабочих, единственное, что может оторвать вас от этого дела, — заказ зданий. Восьмой SCV пусть строит хранилище ресурсов. На 11-м лимите возведите казармы (Barracks). Одиннадцатый рабочий идет на разведку, тринадцатый строит еще одни казармы, пятнадцатый — новое хранилище ресурсов.

Как только казармы будут готовы — тренируем в них пехоту и собираем ее возле выхода с вашей базы, если такового нет — как можно ближе к рабочим. На 18-м лимите строим газодобывающий завод (Refinery). На 23-м лимите — академию. В ней потребуется заказать первое улучшение укол (Stim Pack). На 24-м лимите — очередное хранилище ресурсов. Как только академия будет готова, в казармах нанимаем двух медиков и двух огнеметчиков. На 32-м лимите соорудите еще одно хранилище ресурсов. С этого момента следите за лимитом самостоятельно.

Обладая такими войсками, наведайтесь к противнику: чтобы не мешал вам работать либо потратил ресурсы на оборону, если повезет — вдруг убьете? В это время возводим второй командный центр и строим комсат-центр (Comsat Station). На 42-м лимите потребуется инженерный отсек (Engineering Bay) и еще одни казармы. В отсеке делаем улучшение на атаку. К готовому командному центру пристраиваем комсат-центр и не забудем перевести 10-12 рабочих для полноценного запуска разработки ресурсов.

Пришло время сделать улучшения дальности атаки пехоте. Следите, чтобы в вашей армии всегда присутствовали огнеметчики — их постараются убить в начале и попробуют загрызть собаками. Ближе к 60-му лимиту строим фабрику. На дополнительной базе строим газодобывающий завод, еще две казармы, космопорт (Star Port) и начинаем добавлять к пехоте танки и научно-исследовательские суда (Science Vessel).

Нет дополнительной базе!

Земляне против зергов

Представленное ниже развитие знакомо практически всем, кто играет в эту игру больше трех лет. Когда-то оно не просто было популярным, а использовалось всегда, везде и при любых обстоятельствах. Иногда даже когда противник совсем и не собирался строить ту самую дополнительную базу. Сейчас тенденция чуть изменилась, в ответ на дополнительную базу зерга земляне ставят свою дополнительную базу. А зерг тем временем заказывает еще одну-две, и через некоторое время карта просто кишит бойцами с разных сторон. Я предлагаю вспомнить молодость и постараться закончить игру чуть раньше тридцатой минуты.

Развитие рассчитано на возможный блиц в самом начале игры, однако очень часто от него отбиваются.

Два танка — и оборона зергов прорвана!

Первые SCV идут на сбор минералов. Начинаем массовое производство рабочих — восьмой возводит казармы у «выхода» с базы, а затем отправляется в разведку. Во время сборки девятого SCV возводим хранилище ресурсов, а затем еще одно.

В казармах начинаем производить пехотинцев и отправлять их к врагу. Не забудьте взять еще двух рабочих. Наш разведчик строит бункер рядом со строящимся инкубатором, который он обнаружил, и, если ему удается закончить работу, начинаем осаду, пока инкубатор не будет разрушен или отменен. Если же ему это не удалось, например, противник призвал четыре-пять трутней и убил вашего труженика, продолжайте развитие дальше, война за побочную базу еще не окончена.

На 20-м лимите нам понадобится газодобывающий завод и академия. На 24-м — еще одно хранилище ресурсов. На первые собранные 100 единиц газа возводим фабрику и только потом делаем улучшение укол. В казармах тренируем двух медиков и огнеметчиков. Для командного центра делаем пристройку — комсат-центр. Управляя отрядом пехоты с двумя медиками и огнеметчиками, смело выступаем и становимся перед базой врага, чтобы он потратил ресурсы на оборону, которая его не спасет.

На 30-м лимите делаем очередное хранилище ресурсов, а на 34-м — еще две казармы. К готовой фабрике делаем пристройку и заказываем танк, а в пристройке — улучшение осадный режим. Имея два танка, отправляем их к врагу и начинаем осаду, затем к ним должны присоединиться еще несколько танков. Помните, что около выхода с вашей базы сейчас должны дежурить два огнеметчика, чтобы зерглинги противника не наделали шуму.

И вот побочная база врага уничтожена; что делать с осадой, решать вам: можно ее продолжить, медленно затягивая веревку вокруг шеи противника, можно сделать упор на экономику и построить один-два командных центра возле минеральных и газовых месторождений. Выбор за вами!

Земляне против протоссов

Стандарт и дополнительная база

В современной игре земляне обязаны строить дополнительные базы, невзирая ни на что. И делать это нужно очень быстро, так как противник понимает, что он не единственный на карте, кто хочет получить дополнительный источник дохода в короткие сроки. А значит, может провести небольшой блиц, чтобы заставить вас повременить с новым приобретением. И конечно же, ему ни в коем случае нельзя этого позволить!

Так можно не позволить вражеским бойцам ближнего боя подобраться к вашему отряду. Он просто не может отдать приказ атаковать впереди стоящего бойца.

Эта стратегия живет уже много лет и все еще востребована и популярна. Я надеюсь, вы оцените все ее достоинства на поле сражений.

Четверо ваших тружеников идут на сбор минералов. Как всегда, начинаем массовое производство рабочих. Восьмой SCV возводит хранилище ресурсов, а затем пусть осчастливит вас казармами и отправится в разведку. Когда будет строиться 12-й рабочий, придет время создать газодобывающий завод (не забудьте отправить в него трех SCV). На 15-м лимите закажите еще одно хранилище ресурсов. В готовых казармах начинаем тренировать пятерых пехотинцев, этого будет достаточно, чтобы отбиться от первой атаки, если карта не позволяет блокировать «выход» с вашей базы зданиями.

На первые собранные 100 единиц газа возводим фабрику, на 22-ом лимите — еще одно хранилище ресурсов. К готовой фабрике сразу сооружаем пристройку, а как только она будет готова, начинаем массово собирать танки. В самой же пристройке сделаем улучшение осадный режим.

Когда пятый пехотинец будет готов, поднимаем казармы в воздух и также отправляем в разведку. Но помните, его нельзя терять, так как его наличие дает возможность возводить дополнительные фабрики.

На 28-м лимите строим очередное хранилище ресурсов, а на 33-м начинаем строить командный центр. Пока его можно собрать на базе, чтобы потом перелететь, но вполне приемлемо сделать это уже возле месторождения минералов.

По мере накопления средств возводим еще одну фабрику и также делаем ей пристройку. Первые две фабрики будут служить нам производителями танков. Самое время построить инженерный отсек и возвести несколько турелей в ключевых точках базы.

Как только дополнительная база будет готова и станет работать на 100 процентов, возводим еще три фабрики для производства стервятников и делаем все нужные улучшения. Вы готовы!

Корсарам мы не рады

Зерги против протоссов

А на закуску нечто необычное. В последнее время игроки за протоссов выбирают всего две тактики: быстрое получение второго источника ресурсов и быстрое получения корсаров с небольшим блицем темными храмовниками или мародерами. Что делать в первом случае, понятно — освоить больше ресурсов, чем противник, или же выполнить блиц. А вот со вторым вариантом чуть сложнее. Если попытаться освоить слишком много ресурсов, можно проиграть от первого же удара, если же этого не сделать, противник уже с самого начала сможет контролировать ваше распространение по карте. Значит, нужно делать блиц или... Или просто соединить эти две стратегии. Один из таких вариантов представлен ниже.

Четверых первых трутней отправляем на сбор минералов и начинаем выращивать еще (пока до девяти). Первого повелителя отправляем на разведку ближайшей местности. Когда это задание будет выполнено, ждем 100 единиц минералов и заказываем второго повелителя. Как только он будет готов, строим еще трех рабочих и ждем накопления 200 единиц минералов. Дождавшись, отправляем одного трутня к ближайшим месторождениям минералов; когда он туда придет, у вас будет 300 единиц минералов. Этого как раз хватит на инкубатор. В этой стратегии он играет роль еще одного барака, но для противника означает, что вы в принципе не собираетесь атаковать быстро, а значит, все идет хорошо. Также, в случае если партия затянется, у вас уже будет дополнительный источник ресурсов.

Теперь собираем еще 200 единиц минералов, чтобы заказать плодилище. Выращиваем еще трех трутней и на 12-ом лимите возводим экстрактор. Как раз к появлению плодилища у вас будет три личинки и достаточно средств для их мутации в зерглингов. Также в это время появится второй инкубатор с еще одной личинкой, которую тоже следует мутировать в зерглингов (и так — пока хватает лимита).

На собранные первые 100 единиц газа делаем улучшение скорости нашим собачкам, а на следующие усовершенствуем один из инкубаторов. Перед этим на 18-ом лимите наймите еще одного повелителя. Готовых зерглингов отправляем к противнику и устраиваем там настоящий дебош. Продолжаем мутировать личинки в зерглингов, хотя можно вырастить и несколько рабочих.

Сразу после окончания улучшения инкубатора строим шпиль и еще одного повелителя. Дальше появится первый корсар, и вам придется следить за лимитом самостоятельно. Продолжаем наседать на противника собаками, это вынудит его постоянно строить впоследствии не столь нужных ему бойцов. Когда шпиль будет готов, у вас накопится 600 единиц газа, которые вы смело потратите на муталисков. Они-то и закончат композицию «зерг наносит ответный удар».



Назад