Лучшие компьютерные игры

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Антон Лысенко (Dash)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (75) февраль 2008

В тылу врага 2: Братья по оружию

Сражения Второй мировой снова с нами. Только теперь не будет Курской битвы или операции «Огород». Не будет высадки в Нормандии или штурма рейхстага. Большие и достоверно известные операции трудно моделировать, их сложно увязать в одну систему так, чтобы не нашлось потом кучи недовольных.. Да и к чему это все? Вот разработчики и пошли лучшим путем, построив всю историю вокруг двух друзей, которые на фронте почти с самого начала войны, но именно им повезет дойти до Берлина. Громкими названиями здесь и не пахнет, но все сражения невероятно знакомы, и в их существование прямо- таки веришь. Новая битва начинается...

Первые дни войны

На первый взгляд, правила игры совершенно не изменились, основной смысл остался тем же. «В тылу врага 2» стала доверять нам столь большое количество солдат и техники, что отдельный воин перестал быть основной единицей на поле боя, в ходу именно отряды. Конечно, всегда можно отделить снайпера от основной группировки и послать его на выполнение особо важного задания командования, но он всего лишь станет отдельным отрядом. Дробить же свое войско на кучу отдельных бойцов действительно неудобно, потому что замучаешься управлять ими. Знай только выбирай удачное прикрытие для подразделения и собирай патроны с гранатами, а в отряде сами разберутся, из чьего рюкзака будет потреблять патроны конкретный автомат.

Но чаще всего отряд у вас один, а наступающих или обороняющихся войск много, и вы — лишь звено в цепочке наступления. Я очень хорошо помню свою главный упрек к оригинальной игре, состоявший в том, что часто компьютер играл сам с собой, ловко управляя десятками солдат, а наш отряд двигался в основной волне наступления, лишь чуть-чуть помогая. Так достоверней, потому что несколько солдат действительно не решают судеб фронтов, но за игру садишься для того, чтобы ощутить себя полководцем, а не ничтожным винтиком в могучей машине победы.

В результате смысл игры несколько изменился. Отныне мы командуем не группой бойцов, а целым подразделением, где этих групп может быть очень много. Некоторая свобода нашим бойцам предоставлена, но лучше сразу назначить их на удержание захваченных рубежей, чтобы не лезли вперед и не гибли попусту. Бойцы союзников с карты никуда не пропадают, но я ни разу не видел, чтобы им предназначалась сколько-нибудь ключевая роль, это всего лишь поддержка. Основную задачу всегда решают именно наши отряды, даже если им всего лишь выдан приказ поддержать чужое наступление.

Бой может быть и таким — в упор, без пощады
При правильной обороне завал вражеской техники обеспечен.

С увеличением количества контролируемых войск резко усиливается другая проблема, ведь «В тылу врага 2» — одна из редких игр, где у каждой боевой единицы есть ограниченный боезапас, который надо пополнять. Мало поставить десяток танков на опасном направлении, надо снабдить их снарядами, иначе в какой-то момент они станут совершенно безопасными стальными коробками. Поэтому выставление самой низкой скорости игры — дело совершенно нормальное, если вы хотите что-то успевать во время битвы.

Интересным нововведением стала система подкреплений. До сей поры ее активно использовали только в «Блицкриг 2». Пришла пора и для «В тылу врага 2». Помощников можно позвать не всегда и не везде, но есть такие битвы, где потери более чем вероятны. Прежде это решалось тем, что из-за края карты появлялись толпы бестолковых помощников, шедших на пули врага и создававших ковер из трупов. Теперь таких искусственных идиотов меньше, право на победу всегда именно в ваших руках. Поэтому если вы хорошо воюете, то капают очки подкреплений, которые можно расходовать на вызов тех или иных отрядов. На тяжелые танки не рассчитывайте, однако даже отряд пехоты или хорошо установленное орудие в умелых руках позволят вам решить любые задачи.

Путь к Победе

Изменения были внесены не только в основу. Так, противники часто привязаны к определенным линиям обзора, которые можно оценить — и уничтожить тех, кто повернулся к нам спиной. Те, кто хочет жизни посложней, вправе включать перед миссиями туман войны, тогда они будут на равных правах с противником. Если же равноправие показалось чересчур тяжелым, то перед каждой новой миссией можно снова сделать свой выбор, на сей раз в пользу ее облегчения.

Удержит ли горстка бойцов такую массированную атаку?
От наглости у этого немца совсем башню снесло!

А вот система починки техники вернулась к временам «В тылу врага». Во второй части с техникой приходилось обращаться крайне осторожно, там действовала механика, согласно которой сколько-нибудь серьезная поломка приводила к выходу из строя танка или броневика. Поломали орудие у танка? Все, можно его отправить на свалку, в полевых условиях такое не лечится. В дополнении все резко изменилось, и достаточно иметь полевой ремонтный комплект, как ваши танки и пушки снова вернутся в бой. Разумеется, если от машины остался один обгорелый корпус, то чинить ее бесполезно. «Оживлять» можно только то, что сохраняет значок в виде треугольника на карте. Заодно появилась новая градация поломанных танков и бронемашин — те, что поломаны уже настолько, что восстановить нельзя, но можно стащить патроны/снаряды. Раньше такой щедростью и не пахло.

Система управления крупными подразделениями дала жизнь большому количеству продолжительных оборонительных миссий. В оригинальной игре таковыми можно считать разве что Нейенхаген и Бастонь. И лишь в Нейенхагене мы управляли действительно серьезным отрядом при постоянном сильном наступлении противника. В «Братьях по оружию» задания, подразумевающие длительную оборону большими силами, встречаются чуть ли не через миссию. Здесь это действительно способ испытать свои силы, не то что наступательные операции, где почти всю работу делает снайпер, отстреливая зазевавшихся бойцов противника.

Сцена — как из фильма о войне. Велика Россия, а отступать некуда, позади родная земля.
Прозрачные стены — залог своевременного получения информации.

Но есть у таких миссий и проблема, состоящая в том, что часто нам предлагают самостоятельно разместить бойцов, расставить мины и разобрать боеприпасы. Само собой, все это богатство попрятано по ящикам, а ящики сначала нужно найти и разобраться, что в котором лежит. Спасает только низкая скорость игры и перезагрузки после изучения приобретенного имущества. Стоит победить в противостоянии союзникам, когда из тяжелой техники есть только «Королевский Тигр» и пара орудий, и вы сразу поймете, в чем смысл настоящей игры. Приходится наблюдать сразу за всем, принимая командование только на самых напряженных участках. В этом и есть смысл правильного командования: распределить своих бойцов так, чтобы лишь поправлять мелкие огрехи, а не тратить все время на единственную пушку. Чаще всего приходится пополнять запасы патронов и гранат у стрелков или вести огонь из минометов — самостоятельно обшаривать трупы ваши солдаты так и не научились, а минометчики не в курсе того, что наилучший урон их снаряды наносят именно пехоте, скопившейся за укрытиями.

Были внесены правки в мини-карту и интерфейс. Первая стала свободно перемещаться по экрану, фиксируясь в любой его точке. Кроме того, можно изменить размер мини-карты, сделать ее прозрачной и недоступной для воздействия. Последнее означает, что мини-карта будет всего лишь прозрачным фоном и не загородит какого-то участка боя. Да, в таком случае у нас не получится перемещаться на ключевые участки с помощью мини-карты, зато она не помешает управлению. Само же управление также изменилось в лучшую сторону: за счет того, что интерфейс стал изменяемым, мы сами определяем, какие именно кнопки должны быть на передней панели и в каком количестве. Лишнее убираем, новое добавляем.

Красоты войны

Одно попадание из миномета — а сколько жертв!
Легендарные клубы дыма при артобстреле — жирные, объемные.

Казалось бы, что еще можно добавить к игре, и без того весьма симпатичной в плане графики? Разработчики уверяют, что немало — в процессе разработки дополнения компьютеры игроков ощутимо прибавили в плане производительности. Увеличивать число кадров не было никакого смысла, на рекомендуемых конфигурациях все не то чтобы летало, но и ощутимо тормозить не собиралось. Поэтому возможные мощности были потрачены на улучшение графики. Надо сказать — не зря. Те, кто видел клубы дыма после артобстрела, никогда не усомнятся в моих словах. Разрушение зданий, правда, по-прежнему проходит несколько диковатым образом, но выглядит весьма эффектно. То же самое можно сказать и об остальном «преобразовании ландшафта» при помощи артиллерии: на подходящих по классу компьютерах есть на что полюбоваться (если найдется время в пылу схватки).

Не поскупились разработчики и на новые модели танков и орудий, благо времени на это хватало. Нам предстоит вести в бои не только такие легендарные танки, как КВ-1 и КВ-2, но и вдоволь наглядеться на не менее легендарные немецкие тяжелые орудия типа «Карл», одно из которых было задействовано при штурме Севастополя.

Это дополнение — практически образец того, что должно получиться, если разработчики будут прислушиваться к мнению игроков и старательно править игру. Лучшее становится врагом хорошего только в том случае, если задерживает хорошее в пути. Здесь же все точно и вовремя.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Новизна
7/107
обновленный интерфейс, управление камерой и мини-картой, новые виды техники, обновленный подход к дизайну карт и управлению войсками по-прежнему бестолковый искусственный интеллект
Новизна нет

Интерес повторной игры да
Награда
Игра
ОРДЕН
Дополнение
КОРОНА
Вердикт: Одно из лучших дополнений всех времен. Стоило нанести дополнительные штрихи в незаметных местах, и игра полностью переменилась, стала именно тем, о чем мы и мечтали. Рейтинг

Игра
85%

Дополнение
90%


Назад