Мечи
Hа свете каждый путь открыт,
Hо нужно выбирать.
Тому, кто хочет долго жить,
Hе стоит воевать.
Пусть тот, кто любит звон монет,
Становится купцом,
А кто умрет во цвете лет,
Подружится с мечом.
Чей лучше меч, чей крепче щит,
Удар точнее чей,
Один на свете суд решит —
Веселый пир мечей.
Когда качнет земную твердь
Сраженья торжество,
То каждый сможет выбрать смерть,
Достойную его.
В. Карасев, «Кельтская воинственная песня»
С некоторым трепетом я берусь за самую главную тему раздела «Оружие ушедших времен». Ни для кого не секрет, что и в книгах, и в играх со средневековой или фэнтези-тематикой нет оружия популярнее меча. Каждый сможет назвать не меньше десятка его разновидностей, а скорее всего — и немало именных экземпляров. Так что я не случайно все откладывал и откладывал эту тему.
В ней есть и вторая трудность: видов мечей — несметное множество. Чуть ли не каждый народ изобрел собственный тип длинного клинка, а многие — далеко не один. Поэтому, рассказывая о мечах, я не ставлю перед собой задачу перечислить их все — для полной энциклопедии мечей потребовался бы весь объем журнала, и, пожалуй, не за один месяц.
Итак, приступим.
Что такое меч?
Разные классификаторы предпочитают разные трактовки: кто-то стремится отделить от них шпаги, кто-то — сабли, кто-то, напротив, присоединяет к мечам еще и кинжалы, стилеты и даже ножи.
Мы в рамках этой статьи примем следующее определение. Меч — это клинковое оружие (длина клинка значительно больше длины рукояти — китайский дадао мы рассматривали в статье о секирах), которое превосходит по размеру кинжал. Разделение это довольно приблизительное, но можно считать, что меч — это то, что от полуметра и более.
По действию мечи бывают рубящими, режущими и колющими; большинство мечей сочетает колющий эффект с рубящим либо режущим.
Тут, как показывает опыт, надо дать небольшое пояснение. Рубящее и режущее оружие зачастую путают: в большинстве ролевых игр, к примеру, считается, что это одно и то же. Между тем принцип действия этих видов оружия — совершенно разный. Вспомните, как действует топор, когда колет дрова: все решает замах (точнее — скорость удара) и масса топора, острие необходимо, но топором ничего не сделать без скорости. Другое дело — нож: он может быть легким и с размаху не всегда разрежет даже колбасу, однако, если его прижать к объекту и поводить взад-вперед, — его острие сработает как надо.
Разницу между рубящим и режущим клинком хорошо подчеркивает известная история времен крестовых походов. Якобы король Ричард Львиное Сердце поспорил со своим другом-сарацином (как часто утверждается — самим Саладином), чей меч лучше. Ричард взмахнул мечом со всей своей немалой силушкой — и разрубил железный брус! Сарацинской сабле такое не под силу — зато, как тут же продемонстрировал сарацин, ею можно рассечь... подушку. А попробуйте сделать то же самое рубящим клинком европейца!
Конечно, воинам в бою не слишком часто приходится сражаться с подушками. Но если рубящий меч лучше годится против тяжелобронированного противника, то кожаный или стеганый доспех намного лучше поддается сабле. Под рубящим клинком он зачастую вминается. Кроме того, режущие удары не требуют такого размаха, а потому их можно наносить намного чаще. И, наконец, слабый, скользящий удар европейским мечом почти безвреден, тогда как сабля и таким способом может нанести серьезную рану — если, конечно, придется не по латам.
Меч состоит из следующих частей: клинок, рукоять, навершие и гарда. Совокупность рукояти, гарды и навершия называется эфесом.
Гарда — это деталь, защищающая руку бойца. Она у большинства средневековых клинков имеет вид перекрестия, но встречаются также чашеобразные (как у рапир), колодкообразные (как у гладия) или даже сетевидные гарды.
Навершие (оно же — головка) — это грузик на конце меча, противоположном клинку. Обычно имеет более-менее шаровидную форму. Нужно оно затем, чтобы сбалансировать оружие: сдвинуть центр тяжести меча с его середины поближе к руке.
Что такое клинок и рукоять, объяснять, наверное, не требуется. Замечу, что клинки различаются прежде всего формой, длиной и способом заточки. Так, например, большинство европейских клинков в средние века были обоюдоострыми и отточенными с конца, но это вовсе не обязательно. Боковая режуще-рубящая кромка клинка называется лезвием, а колющий конец — острием.
Стоит ли вооружаться мечом?
Необычайная популярность меча в литературе и играх имеет свои основания. Пусть удар мечом по пробивной и убойной силе не сравнить с топором, а радиус угрозы — с копьем или секирой, у меча есть несколько серьезнейших преимуществ.
Воин с мечом намного меньше устает, чем обладатель несбалансированного оружия. На удар расходуется малая доля той энергии, что нужна на взмах топором.
Мечом удобно парировать удары — во всяком случае, удобнее, чем древковым оружием, которое при этом имеет обыкновение ломаться. Меч помогает своему владельцу защищаться.
Меч — быстрое оружие. Даже рубящий, он все-таки достаточно маневрен.
Важное следствие из всего этого: меч лучше многих видов оружия позволяет реализовать преимущество в технике боя. Количество приемов, стоек, маневров с клинками намного выше, чем у топора, булавы и копья. Пожалуй, потягаться с ним смогут разве что легкие секиры (например, нагината или глефа). Недаром именно эти два класса оружия чаще других порождали школу боевого искусства. Правда, в этой силе кроется и слабость: в неумелой руке меч почти бесполезен. Это оружие профессионала или ветерана: ополченцу и рекруту лучше выдать копье (даже если не упоминать того факта, что меч — штука очень недешевая).
Для сравнительно короткого одноручного оружия у меча очень приличная дистанция угрозы. Копью, секире, алебарде он по этой части уступит — зато им иногда можно позволить себе срубить железко вражеского оружия (хотя делать это часто не рекомендуется: затупившийся меч лишен всякого смысла, что и показывали римляне галлам, подставляя под галльские мечи свои копья).
Но не стоит считать меч супероружием. Не раз и не десять в истории человечества мечники становились легкой добычей: для алебардного строя, для пикинеров, а порой для тяжелой пехоты с ударным оружием. Против кавалерии в пешем строю он тоже не поможет: тут годится лишь то, что можно упереть в землю, как пику.
Категорически не рекомендуется выходить с мечом против крупных зверей (медведей, буйволов, львов), чудовищ (драконов, грифонов, мантикор), великанов. Удар медвежьей лапы или, тем более, драконьего хвоста нипочем не отпарируешь, а необходимость приблизиться на длину клинка сделает вас гарантированным смертником. Тут если что поможет — то только длинное древко. К бою с кавалеристом это тоже относится.
Пробить мечом толстую шкуру тоже нетривиально. У медведя или дракона непросто будет найти уязвимое место...
Можно сказать, что меч хорошо приспособлен к бою с противником, устроенным примерно так же, как и вы. Против человека, эльфа, орка это — надежная ставка. Для охоты и истребления монстров — совсем ненадежная.
В бою с тяжелобронированным противником меч также может оказаться не лучшей идеей: очень уж большое нужно усилие, а попасть точно в сочленение лат нелегко. Против щитника остерегайтесь «увязания» клинка в щите, хотя меч вязнет меньше, чем топор и копье.
Древние времена
Меч, в отличие от топора, копья и лука, не может похвастаться историей, ведущейся от первобытных племен. Для его изготовления строго необходим металл. Хотя в D&D-мире DarkSun, ныне заброшенном и полузабытом, широко в ходу костяные и даже каменные мечи, на самом деле это полная чушь. Ни из какого известного в древности и средневековье материала, кроме металла, сделать меч невозможно. Ни кость, ни камень не смогут должным образом держать заточку, весить будут очень много и к фехтованию окажутся абсолютно непригодными. Возможно, что-то можно придумать из современных пластиков? И то вряд ли.
Поэтому первые известные нам мечи возникли в Египте или, быть может, на Ближнем Востоке: нам известны египетские, ханаанские, палестинские. Как и прочее древнее оружие, в девичестве они были мирными орудиями труда, а если точнее, серпами.
Хопеш
Хопеш. |
Хопеш, египетский или ханаанский меч, делали из бронзы, и на своего родича — серп — он был весьма похож. Металл в ту пору стоил дорого, и уже в силу этого факта им вооружались только лучшие бойцы — например, телохранители фараона.
В длину хопеш достигал 60 сантиметров. Почему не длиннее? Да потому, что бронза тяжеловата для клинков. Это — главная причина, почему до появления железа в больших количествах мечи оставались экзотикой.
От серпа хопеш позаимствовал не только изгиб, но и одностороннюю заточку по внутренней стороне. Позднее хопеши стали делать обоюдоострыми.
Греческие мечи
Активнее пользовались мечами греки. У них возникло сразу несколько типов мечей.
А вот ксифос — дело другое. Это прямой короткий (около 60 см) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием. Клинок — листообразной формы. Греки умели им и рубить, и колоть. Ксифос шел в ход, когда у гоплита ломалось копье. Спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче — мы вправе назвать их кинжалами, и упоминаем тут только в силу традиций. |
|
Наконец, всадники греков предпочитали махайру. Это клинок односторонней заточки, по форме напоминающий большой нож, слегка изогнутый вперед. Он слегка напоминает кукри, только менее изогнутый. Название его можно приблизительно перевести как «бойцовский»: корень «мах» — тот же, что в словах «титаномахия» (война с титанами) или «Телемах» (далеко бьющий). Еще махайрой иногда называли прямой или волнистый обоюдоострый меч, очень широкий у гарды и клином сужающийся к концу. |
|
А вот мечи извечных противников греков — персов с трудом можно вообще признать мечами. Знаменитый акинак, нежно любимый отечественными авторами фэнтези (потому что пришел к персам от скифов — кроме акинака и стремян, не так-то много знаем мы скифских изобретений), по большому счету, самый обыкновенный слегка изогнутый кинжал. Длины в нем — значительно меньше полуметра. |
|
У греков мечи всегда оставались вспомогательным оружием — на случай, если боец останется без копья. Тяжелая пехота — гоплиты — полагалась на длинное копье, легкая — пельтасты — на дротики. Позднее, во времена македонян, мечи стали широко использоваться конницей — катафрактами (поскольку пикой с седла без стремян можно орудовать только очень осторожно), ну, а пешие фалангиты, удлинив пику, практически перестали орудовать мечами.
Рим и галлы
Знаменитый римский гладий,
Гладий. |
Сохранился всего один образчик такого меча. Размером он был немногим меньше метра и почти чисто колющим: лезвие затачивалось не на всю длину клинка. Тогда же появилась «фирменная» колодкообразная гарда.
С I века до н. э. в ходу
помпеянский
гладий: этот уже и вовсе почти кинжал, всего полметра или даже чуточку меньше. Он был так мал, что его даже носили не на левом бедре, а на правом — более длинный клинок удобнее выхватывать с левого бедра, а этому и так сойдет.Гладий для римлянина был важным оружием. Поначалу римское войско делилось на гастатов, принципов и триариев: для триариев меч был основным вооружением, гастаты и принципы больше использовали копья. Позднее, после реформ Мария, меч начал играть все более важную роль. Копьями пользовались все больше затем, чтобы заставить врага бросить щит: они делались с длинным наконечником из мягкого металла, который напрочь застревал в щите и мешал им работать.
Римская фехтовальная техника практически
исключала
рубящие удары (хотя меч для них и годился). Основных причины такого явления две: во-первых, колющий удар не заставляет воина открыться, во-вторых, у него больше радиус угрозы.Спата. |
Ну, а кельты (они же галлы) использовали то, что в большинстве игр называется длинным мечом (long sword). Правильнее именовать его спатой.
Внимание — миф: стандартное для фэнтези и игр название longsword совершенно неверно: оно относится к двуручному мечу намного более поздней эпохи.
Спата — это достаточно широкий и тяжелый меч длиной около 90 см. Гарда поначалу была подобна гладиусовой, а позже появилось перекрестие. Острие у него выражено слабо, потому что галлы полагались главным образом на рубящий удар. Эта техника подходила им намного лучше. Дело в том, что римская техника идеально использует дисциплину строя — главное преимущество легиона. А галльская — боевую ярость варвара.
Увы, римской технике галльская обычно проигрывала. К тому же делались спаты из плохого металла (хороший галлы научились делать очень нескоро), а потому работал тот прием, о котором мы говорили в начале статьи: хитрые римляне тупили вражеские мечи о свои копья и брали беззащитных галлов «теплыми».
Идею спаты заимствовали многие. У тех же римлян она стала мечом всадника; и с тех пор в качестве кавалерийского меча просуществовала еще много веков у самых разных народов Европы. Да и в пешем строю ее применяли германцы, бритты и другие народы. Слова «шпага», «эспадрон», «эспадон» — все ей сродни.
Средневековье
Многое изменилось в военной тактике на рубеже античности и средневековья. И главное среди изменений — конечно же, повсеместное распространение стремян. Кавалерия, которой в армиях Рима и Карфагена отводилась вспомогательная роль, без которой отлично обходились германцы и многие кельтские племена и которую активно использовали в Европе разве что македоняне, в одночасье сделалась «царицей полей».
Восточная Римская империя, она же Византия, сделала основой своей армии среднюю кавалерию с луками и мечами, франки и персы — тяжелую конницу, арабы — легкую. Степняки — болгары, половцы, гунны-мадьяры — сделали ставку на конных лучников.
Основным кавалерийским мечом Запада стала модифицированная спата; она сделалась длиннее и тяжелее, а также обзавелась крестообразной гардой. Этому весьма способствовало принятие креста как главного символа веры (не исключено, что и изогнутые сабли арабов тоже как-то связаны с полумесяцем, но это утверждение многими оспаривается).
Но начнем мы все же не с конницы...
Германские народы
Как известно, Рим устоял перед всадниками-гуннами, но пал под натиском пеших германцев. Готы, саксы, даны, алеманы, франки сделались властителями большей части Европы.
Первое время все они воевали в пешем строю. И у многих эта привычка сохранилась: так, например, скандинавы остались верны пехотной тактике на много веков.
Одно из таких племен, к примеру, завоевало почти всю Британию, оттеснив кельтские народы на запад (в Уэльс и Корнуолл) и в шотландские горы. Это племя — саксы; когда-то с ними яростно бился король Артур, а ко времени, описанному в «Айвенго», они уже считают себя коренным населением и огрызаются на новых захватчиков — норманнов.
На знамени саксов — белый конь, но, тем не менее, в седле они почти не воюют.
Скрамасакс. |
Это, по сути дела, не более чем длинный нож. У него всего одна режущая кромка (ножу вторая не нужна и даже мешает), он прямой, с широким, сходящимся к острию клинком. И существует в самых разных ипостасях: мелкие саксы легко прячутся в сапоге, а в атаку воины берут полновесный меч длиной в три четверти метра. Это как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что разделение на мечи и кинжалы-ножи — чисто условное. Гарда у сакса минимальная или даже вовсе отсутствует.
Некоторые предпочитали более длинный вариант: скрамасакс. Он тоже сродни ножу, но не простому, а тому, которым рубят хворост. Поэтому он слегка изогнут, но не как сабля, а чуть-чуть. Размером он достигал 90-95 см. Такой меч неплохо годился всаднику, но и в пешем строю был весьма уместен, особенно для рассыпного строя.
Это интересно: кому-нибудь может показаться странной идея рубить деревья ножом или мечом, когда существуют топоры. Но это только потому, что далеко не всем из нас доводилось попробовать в действии дальний потомок скрамасакса, доживший до наших дней: мачете. Я пробовал и могу засвидетельствовать: для рубки хвороста и расчистки дороги он несравненно лучше топора, и для валки нетолстых деревьев тоже весьма хорош. Можно им рубить и большие деревья, хотя и не очень удобно. Он сильно проигрывает топору только при раскалывании очень больших чурбаков вдоль.
Оба этих меча — почти исключительно рубящие, колющая техника у саксов не слишком процветала. Саксы любили и топоры; пристрастие к ним сыграло, по мнению ряда историков, печальную роль в битве при Гастингсе, после которой саксы покорились завоевателям из Нормандии.
Их северные родичи — викинги — взяли на вооружение классическую спату. Меч викинга поначалу обходился гардой-колодкой, потом перешел на изогнутое дугой перекрестие. Викинги тоже предпочитали рубить, а не колоть, и тоже бились исключительно в пешем строю. На мечах они не «зацикливались» — уважали и топор, и булаву.
Военная тактика викингов была позаимствована их учениками и подданными — русичами. Это более чем понятно: несколько столетий и князья, и их дружина были куда более варягами, нежели славянами.
Это интересно: сомневающимся в этом рекомендую, например, такой вот текст. «Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою его Светлыми Боярами к вам, Льву, Александру и Константину...». Стесняться тут нечего, для истории это дело естественное. Болгарские славяне быстро стали напоминать своих покорителей, степняков-булгар, а греческие стали византийцами хоть куда. В советские времена было модно разоблачать «миф о варяжском происхождении русской государственности», но поверить этим разоблачениям можно лишь по незнанию.
Итак, наши с вами предки использовали все ту же спату и все тем же пешим порядком. Позднее, когда стало ясно, что для успешной борьбы со степняками без лошадей не обойтись, — слегка удлинили спату и пользовались ею в седле. Со временем гарда русского меча удлинилась и распрямилась, на манер франкского.
Империя франков и ее осколки
А вот франки осознали преимущество доброго коня и лихого наскока довольно рано. И немудрено: в их империю вошли и остатки западных римлян, и галлы, и другие народы,
Меч лучника. |
Поначалу их мечом была та же спата, затем появилось прямое широкое или стержневое перекрестие гарды. Меч стал обоюдоострым, лезвия постепенно стали почти параллельными и сходили на плавное острие только у самого конца. Колоть ими никто и не пытался.
Так появился рыцарский меч. Его форма и параметры свидетельствуют о развитии защит клинком, не слишком характерных для саксов.
После того, как сверхтяжелая броня выходит из моды, рыцарский меч становится более легким и плоским.
Хотя ассоциация «рыцарь — меч» для нас совершенно очевидна, франкский меч оставался вспомогательным оружием. Конница сперва вонзала во врага копья, а мечами уже добивала или вступала в отдельные поединки. Некоторые рыцари предпочитали мечу бердыш, булаву или моргенштерн.
Шли годы; Столетняя война опять перевернула представления европейцев о тактике. Англичане положились на валлийское изобретение — длинные луки, и они оказались серьезнейшим ответом тяжелой коннице. Снова наступила эпоха, когда пехота на поле боя играет важнейшую роль.
Лучник — по определению профессионал; ополченец с длинным луком даже стрелу пустить не сможет, не говорю уже — попасть. Потому-то вспомогательным оружием лучника стал тоже меч, но другой. На первый взгляд меч лучника казался похожим на рыцарский; но он не только короче, а еще и гораздо сильнее сходит на клин. Это не случайно: им не столько рубят, сколько колют. Техника работы напоминает римскую, только вот щит у лучника «не удался» — круглый и маленький. Аналогичный меч взяли на вооружение и арбалетчики.
Чинкуэда. |
Так постепенно колющая техника стала «проникать в массы». Итальянцы берут на вооружение чинкуэду: меч с треугольным клинком, очень широким у гарды. Им можно и рубить, и колоть примерно с равным успехом.
А вот французы и поляки (за ними — англичане и итальянцы) начали переходить на чисто колющую технику. Для этого предназначался эсток.
Первое время эсток был очень похож на рыцарский меч, только намного уже. Потом перестали точить лезвие, ограничиваясь острием, а клинок сделался граненым — трех- или четырехгранным.
Эсток неплохо пробивал доспехи, целясь в щели и сочленения; у него также была отличная дистанция угрозы. Длина меча была от 1 м 20 см до полутора метров (такие эстоки чаще всего встречались в Польше).
Следующий шаг в этом направлении сделали уже в Новое время.
Двуручные мечи
Вместе со стрелковой пехотой появилась пехота прикрытия:
Клеймора. |
Но европейская военная мысль нашла асимметричный ответ, правда, годящийся лишь для профессионалов: двуручные мечи.
Двуручник-цвайхэндер. |
Похоже, первыми они возникли у шотландцев: широкие, с почти параллельными лезвиями клейморы. Немецкий цвайхэндер, он же биденхэндер, итало-французский эспадон (не путать с эспадроном, который по сути своей сабля!) и франкский длинный меч (вот он, longsword!) были уже более клинообразными. У немцев ими обычно вооружались наемники-ландскнехты, ну, а в Шотландии и рыцари не брезговали.
Длина клинка двуручного меча — от метра с небольшим до полутора или даже чуть больше, да еще добавьте сантиметров сорок на рукоять. Это замечательное оружие требует немалой физической силы (все-таки от двух до трех с половиной килограммов!) и превосходной выучки, но в умелых руках бесценно.
Это интересно: нередко можно встретить упоминания о пяти- и даже семикилограммовых двуручниках. Да, они существовали (и некоторые даже дожили до наших дней), но ими не сражались. Это церемониальное оружие. Фехтовать семикилограммовой громадиной невозможно!
Прелесть двуручного меча — в том, что он дает своему обладателю некоторую защиту и при этом легко прорывает строй с древковым оружием. Он запросто ломает древки, по дистанции угрозы почти не уступает алебарде и вместе с тем опасен и на ближней дистанции тоже!
Отправлять таких меченосцев против конницы можно только в припадке умопомрачения, но новое «супероружие» пехоты им было не указ. Специалистов по двуручному бою очень ценили, но смертность среди них всегда была высока: ведь цвайхэндер и клеймора никак не прикрывают от стрел и пуль, а носить их со щитом немыслимо.
Внимание — миф: конных двуручных мечей не бывает. Двуручник верхом слишком разбалансирует седока.
Двуручный меч всегда хорошо сбалансирован. Нередкие в фильмах ситуации, когда герой берет его одной рукой у самого навершия и раскручивает, — неимоверная чушь. Вообще, слишком сильно размахиваться им обычно не нужно: широкий замах — только для отрубания древков. А в остальных случаях им работают в основном понизу, не заводя меч наверх. Любимый художниками прием с поднятием клинка на невообразимую высоту существовал, но... не у воинов, а у палачей.
И совсем уж невообразимая глупость — описанный несколькими авторами плотный строй с двуручниками. Цвайхэндеру нужен простор.
Аналогичные европейским двуручные мечи были и у других народов. Например, у индийцев и даже ацтеков. Китайцы вместо них пользовались дадао, который скорее секира, нежели меч; японцы сделали «двуручную катану» но-дачи. Все они служили той же самой цели.
Неоднократно рыцарский меч пытались скрестить с двуручником. Один из популярных гибридов называется полуторным мечом, или бастардом. Его использовали с седла, где двуручный меч неуместен.
Внимание — миф: «бастард считался подлым мечом, недостойным дворянина, потому так и назван». Это, конечно, чушь: напротив, бастард использовался как раз в основном рыцарями, которые не могли использовать верхом полноценный эспадон и вынуждены были сокращать его до полуторника. А слово это означает всего-навсего гибрид — между обычным рыцарским мечом и двуручником. Никакого бесчестия.
Ближний Восток
Cкимитар. |
В пустынях Аравии,
Шамшир. |
Поскольку разрубать доспехи оказалось незачем, а скорость приобрела решающее значение — то и основной меч арабов стал не рубящим, а режущим. Он называется скимитаром (у персов — шамширом, у турок — киличем).
Скимитар — клинок сравнительно легкий и очень острый. Он предназначен для маневренного боя: на удар нужно намного меньше времени, чем с тяжелым мечом, Для усиления удара он сильно изогнут (форму шамшира и вовсе характеризуют как «подобная луку»).
Считается, что скимитар произошел напрямую от хопеша еще в те времена, когда дикие арабы скитались по пустыне в окрестности Египта. Так ли это, в точности неизвестно.
По мере изобретения лучших видов металла для оружия (вспомним дамасскую сталь) скимитар дальше усовершенствует свои сильные стороны, становясь еще легче и острее и постепенно переходя в саблю.
Внимание — миф: одно из самых странных поверий в мире оружия породила история о «двурогом клинке» пророка Мухаммеда. Удивляясь странной характеристике, многие представили себе такую неимоверную чепуху, как меч с двумя клинками: то ли расходящимися под углом градусов в тридцать (этакая гигантская вилка для бутерброда), то ли направленными в противоположные стороны. Отсюда и пошли двухклинковые мечи, которые мы с вами можем наблюдать во множестве игр, например, Warcraft III или Neverwinter Nights. На самом же деле, по-видимому, клинок Мухаммеда был всего лишь двояковыгнутым, на манер ятагана; не исключен и другой вариант — что это просто характеристика неописуемо быстрых взмахов меча («кажется, будто он разом в двух местах»). Но не подлежит сомнению, что никто, будь он хоть Мухаммедом, хоть четвероруким Шивой, не сможет эффективно использовать меч с двойным клинком. Двойное оружие может быть лишь на очень длинном древке — и это уже будет не меч, а секира. Или посох.
На арабскую технику постепенно
Сабля (нового времени). |
Индия тоже воюет похожим образом, но отстает. К тому моменту, когда мечи арабов уже рассекают на лету шелковый платок, индийцы своими клинками все еще пытаются рубить. В конечном счете это приводит к серьезным поражениям. При моголах они привыкают к сабле-тулвару.
Турки адаптируют саблю и к пешему бою: так появляется янычарский ятаган. На первый взгляд он мало похож на традиционные клинки Востока: выгнут в обе стороны и чем-то смахивает на кукри. Работают им и так, и этак; ятаган показал себя весьма эффективным, но одним из самых сложных в обучении видов оружия.
Дальний Восток
Основную особенность японских мечей, наверное, представляют себе все. Легкий изгиб, режущий клинок, длинная рукоять, практически нет гарды, на конце — клиновидное острие. Что популярная катана, что более короткие вакидзаси и шото, что двуручный но-дачи —
  |   | ||||
|
Техника японцев весьма сложна и разнообразна: вскоре после появления школ боевых искусств с нагинатой появляются аналогичные и с катаной, и развивается масса приемов и стоек. Япония — по-видимому, единственная страна, где с давних времен
активно
используются парные клинки (катана + вакидзаси или шото). Арабы применяли их эпизодически, а в Европе широко распространилась только техника «шпага + кинжал», и то, конечно же, намного позже.При этом нельзя сказать с уверенностью, что японская техника боя превосходила западную: они не сталкивались, и все предположения на этот счет чисто спекулятивны.
Конечно, для таких мечей требовался очень качественный металл и работа. Так оно и было: по цене катана превосходила вооружение европейцев и арабов во много раз. Самурайское войско не могло быть особенно многочисленно, а другие сословия мечей не носили.
Дао. |
Китайцы же не привязывались к «единственно верной» форме меча, а непрестанно экспериментировали.
Самой популярной, похоже, была форма, слегка напоминающая скимитар: однако этот клинок изогнут лишь с одной стороны, другая — прямая, и заметно тяжелей. Она называется просто «меч»: дао.
Но были и другие мечи: прямые, наподобие сабли джианы (дан гьены); катанообразные водао; утяжеленный дао-клинок на длинном древке — секира-меч дадао, о ней мы говорили в статье о секирах; двуручный мяо дао; напоминающий катану джанмадао и многие другие. Чуть ли не любой меч, когда-либо производившийся на свет от Исландии до Индонезии, имеет свой аналог в Китае.
Применяли китайцы и технику парных клинков: правда, все больше с маленькими «мечами-бабочками», которые скорее кинжалы, нежели мечи.
Оружие Востока — отдельная огромная тема; мы вернемся к ней позже в отдельной статье, и я для этой цели передам перо специалисту в этой области. Мое знакомство с восточными техниками слишком поверхностно, чтобы вдаваться в подробности.
Новое время
В Новом времени огнестрельное оружие нанесло смертельный удар тяжелой броне — и вместе с этим изменились и фехтовальные приемы. В чести оказалась подвижность,
Доспехи еще не исчезли: но теперь главным типом доспехов стала кираса, а она многое оставляет открытым. И оказалось, разумеется, что в ближнем бою выгоднее не пытаться пробить кирасу, а сосредоточить атаки на руках и ногах противника.
В Европе эсток постепенно начал преобразовываться в шпагу. Как ни странно, при этом он вновь обзавелся лезвием (дабы сохранить возможность и режущих ударов) и слегка укоротился. Очень развилась гарда: появились чаши, а также гарды-ловушки, предназначенные для захвата клинка противника.
Рапира. |
Обычно в фильмах про мушкетеров и других героев «романа плаща и шпаги» изображают вовсе не шпагу, а рапиру: очень легкий, чисто колющий клинок. Но рапира входит в моду позже: в XVII веке, причем и тогда это — оружие придворного хлыща, а никак не военного. Д’Артаньян, надо полагать, носил военную шпагу.
% Внимание — миф: д’Артаньян — автор соответствующих мемуаров, обработанных Дюма. На самом деле эти «мемуары» — подделка, и даже более того — пасквиль, написанный Гасьеном де Сандрасом на много лет позже. Но капитан Шарль д’Артаньян, видимо, действительно существовал и был убит при осаде Маастрихта.
Вместе с появлением шпаги возникает сложная фехтовальная техника; в моду входит бой шпагой и кинжалом. Но техника боя все равно мало напоминает то, что можно увидеть в кино.
Так, например, в ряде фильмов мы с удивлением наблюдаем попытку, скрестив клинки, «передавить» противника. Так шпагой не работают. Еще более удивительна сцена, которую также можно встретить в околоисторических фильмах: передавливание шпагой алебарды. Во-первых, для этого нужна геркулесова сила, а во-вторых, шпагой алебарды не давят, а рубят. В частности, за этим и сохранилось рубящее лезвие!
Беготня по комнате, эффектные удары ногой и прочие шалости в этом роде — тоже романтическая чепуха. Во времена д’Артаньяна французская техника фехтования предполагает минимум шагов, а работают в основном рука и корпус. Подвижный бой внедрили итальянцы; во Францию этот стиль приходит намного позже... чтобы сразу же смениться стилем, напоминающим современный. Вот обученный в Италии Николя Давид, убитый Шико в «Графине де Монсоро», быть может, мог фехтовать в «прыжковом» варианте.
Ну, а удары ногой для дуэли вообще подходят слабо. Бесчестная это штука. До дворянина можно дотрагиваться лишь клинком!
В кавалерии (и флоте) берут на вооружение восточную саблю. В XVII-XVIII веках она быстро распространяется по всей Европе и Америке. Сабельная техника, однако, изменяется наподобие шпажной.
В некоторых странах сабля полностью заменяет шпагу. Особенно в тех, что побывали под турками: Румыния, Сербия. В Германии шпага слегка изгибается и весьма похожа на саблю.
Примерно на таком оружии, только немного потяжелее, идут знаменитые студенческие дуэли. Романтику в этих дуэлях мог усмотреть только немецкий студент: бойцы заматывались в защитную одежду, прикрывая шею и грудь, старались рассечь лицо и гордились шрамами. Ничего даже отдаленно напоминающего технику фехтовальщиков; с тем же успехом они могли бы драться на мясорубках.
Есть в кавалерии и практически прямой клинок, потомок рыцарского меча: палаш. Им вооружают в основном тяжелую конницу (кирасир, например).
Однако в начале XIX века карьера мечей как боевого оружия начинает подходить к концу. Мы еще увидим казацкие сабли и шашки и в более позднее время, но все же клинки уступают место штыку, оставаясь оружием дуэли, церемониала или стражи.
Мечи в книгах
Описывать книги, в которых есть мечи, — дело безнадежное: их много тысяч. В любом историческом романе или фэнтези меч — главное оружие героя. Причины этому мы уже рассмотрели. Временами мечей даже слишком много, в ущерб военной тактике и исторической правде.
Технику боя, однако, представляет себе далеко не каждый автор. Нас облагодетельствуют двуручными саблями, двухклинковыми мечами, парными бастардами, двуручниками для всадника — в общем, не счесть чудес.
Порекомендовать кое-что, однако, можно. В первую очередь, как обычно, «Путь меча» Г. Л. Олди. Это одна из немногих книг, которой можно практически во всем доверять. Классическую английскую и французскую тактику можно видеть в «Белом отряде» и «Сэре Найджеле» Конан Дойля. Тем, кто интересуется техникой Рима, Византии, галлов, кочевников, персов, можно посоветовать «Видесс» Г. Тортлдава. Достаточно точен Анджей Сапковский.
Со шпажной тематикой сложнее. Достаточным знанием дела обладает Рафаэль Сабатини («Скарамуш»), но его иногда заносит. Дюма также разбирается в предмете, но порой искажает его интересу ради вполне намеренно.
Мечи в играх
При попытке описать роль мечей в играх глаза разбегаются еще сильнее. В памяти одна за другой всплывают ролевки, а в них — одних только уникальных клинков с собственными именами порой по полусотне и более; огромными парадными колоннами идут мечники из исторических и фэнтези-стратегий, подкрепленные рыцарской и легкой конницей; маленькой элитной группой шагают фехтовальные боевики. Едва ли я ошибусь, если скажу, что игр, в которых есть мечи, — около половины от общего количества, а может, и поболее.
Странные мечи
World of Warcraft. В жизни героя с таким боевым орудием представить сложно — зато в виртуальной реальности выходит очень даже представительно. |
Прежде чем разбирать роль меча в жанрах, хочется упомянуть два класса мечей, которые к мечам относятся чисто условно — но роль в играх им принадлежит существенная.
В первую очередь это, конечно, воспетый Лукасом световой меч. Если смотреть на него непредвзято, то это, по меньшей мере, странная идея: лучи, которые мало того что имеют конечную длину, а не рассеиваются, — еще и сталкиваются в воздухе, подобно твердым телам. Но пусть представить себе нечто подобное нелегко, зато это отлично выглядит на экране — хотя одному богу ведомо, сколько понадобилось сил, чтобы световые клинки выглядели естественно и никто не спрашивал: «Но как?!»
Световой меч побывал и в ролевых играх (KotOR), и в MMORPG (SW Galaxies), и в боевиках (Jedi Knight).
Другая вселенная со странными мечами — Warhammer 40 000. Силовые поля делают менее эффективной, чем хотелось бы, войну на расстоянии, поэтому ближний бой все еще в почете в этом футуристическом мире. Но мечи там — не отточенные куски стали, а нечто с вибрацией, подвижными зубцами и так далее — то есть скорее бензопилы. Однако ими ухитряются действовать, почти как обычными клинками.
Боевики
В боевиках меч — экзотика уже потому, что боевиков на фэнтези-материале мало, а на основе истории до ХХ века, можно считать, нет вовсе.
Тем ярче выглядят исключения. Достоинства меча можно неплохо изучить в Rune; хотя на нем нет особого акцента, вам он весьма пригодится в Dark Messiah of Might & Magic; большие возможности ожидают в очередной серии «Пиратов Карибского моря», переродившейся из парусной игры в фехтовальную.
В ближайшее время едва ли стоит ожидать, что таких игр станет много. Как ни крути, а бой на мечах в игре много труднее реализовать, нежели перестрелку — если не считать боем равномерный обмен ударами, характерный для ролевого жанра.
Ролевые игры
В ролевых играх мечи были основным оружием героя со времен первой редакции D&D. Причем авторы игры не прилагали к этому никаких особенных усилий: все сделали сами игроки. Поскольку своих персонажей они придумывали под впечатлением от героев Толкина и других мастеров пера — было бы удивительно, окажись иначе. Воины делали нелегкий выбор между длинным мечом и двуручным, плуты предпочитали короткий, друиды, как велит им принесенный обет, — кривой, следопыты — длинный и короткий.
The Elder Scrolls IV: Oblivion. «А это ты видел?» — Клеймор гномьей работы — серьезный аргумент в любом споре. |
Если перевести названия традиционных ролевых мечей на исторический язык, получится вот что. Двуручный меч и есть двуручный — в играх это обычно франкский длинный меч, реже цвайхэндер или эспадон; для клейморы есть особое название, и встречается она только в настольных правилах. Длинный меч — это спата. Короткий — гладий либо меч лучника. Кривой — скимитар. Порой встречаются и другие расшифровки, но в основном — эти.
В недавних играх появились «рапира» (на самом деле — шпага, а то и эсток), сабля, полуторный меч. Также возникла такая глупость, как фальшион: вообще-то, под этим названием скрывается довольно редкий французский клинок наподобие скимитара, но в играх он себе на удивление оказался... двуручной саблей. Ну и в NWN и еще паре игр возник нелепый двусторонний меч.
Как правило, никаких особых игровых преимуществ за мечами нет; однако разработчики тоже сознают их популярность, а потому среди уникального именного оружия мечей больше. Вероятность того, что удастся подобрать себе в трофеях что-нибудь особенное, намного выше, если ваш герой дерется мечом, а не, скажем, молотом, косой, глефой или цепом. Это, в свою очередь, еще укрепляет любовь игроков к мечу.
В ролевках под влиянием третьей редакции у мечевых клинков шансы нанести критическое попадание больше, чем у топоров или ударного оружия (проверка критического попадания делается в 10% случаев, а не в 5%). Для сабли и шпаги вероятность еще выше: 15%. Правда, сам эффект критического удара ниже — но не в два раза, а всего лишь в полтора.
Некоторые разработчики пытались бороться с привязанностью игрока к мечам. Например, в старой стратегии Master of Magic (это касается ролевых элементов, так что в тему) волшебные плюсы на атаку у топора могут быть заметно выше (а у меча — на защиту). В Ultima Online дали дополнительный эффект для булав и молотов (разбивание доспехов и щитов), ускорили копья и посохи, а топорам и алебардам придали дополнительный навык, могущий усилить их урон.
Стратегии
В стратегическом жанре гегемония мечей выражена слабее. Войска стараются вооружать разнообразно, а игрок не может переукомплектовать их на свой вкус.
Если выделить в многообразии игр общее, то можно заметить вот что. Чаще всего мечники — профессиональная и недешевая пехота, в отличие от копейщиков, но уступает в цене алебардщикам или каким-нибудь обладателям странного оружия.
Двуручные мечи — однозначный признак элиты (и это правильно). Со времен Shogun игроделы постепенно осваивают истину: «двуручный меч нужен для прорыва копейного строя». До той поры он в основном отличался повышенным уроном или улучшенным пробоем защиты. Однако самураи с но-дачи наглядно показали, как на самом деле используется оружие этого класса.
У конницы меч спорит в популярности с пикой. Как правило, это та же спата, у всяких восточных народов — сабля или скимитар.
Как ни странно, несмотря на обилие мечей как в стратегиях, так и в ролевках, анимации мечевого боя все еще оставляют желать много лучшего. Чаще всего нам демонстрируют могучий удар сплеча
Titan Quest. Художественная резьба мечом по кости. |
Двуручные мечи — и того хуже: перед нанесением удара воин чуть ли не описывает полный оборот, а до того во время замаха его легко проткнул бы насквозь даже дряхлый старец.
Во многом проблема не в том, что мечевая техника незнакома игроделам: смоделировали бы хотя бы спортивную технику саблиста, уже было бы приятнее посмотреть. Дело в том, что большинство игр не старается добиться отбивания ударов клинком о клинок. Трудно синхронизировать анимации! А раз так, то остается только «бой» в стиле «ирландского ваньки-встаньки»: колотим по очереди, пока тот, кто слабее, не свалится. Именно это изображают анимации.
Даже в римских легионах — о ужас! — я неоднократно наблюдал гордый рубящий замах гладием. Центурион за такие штучки сломал бы о голову легионера свой жезл, велел бы ему вырубить новый и сломал бы его тоже! Рубящий стиль боя лишает гладий всех мыслимых преимуществ.
Впрочем, изменения в этой части не за горами. В ролевые игры приходит богатый арсенал спецприемов, на анимацию внимание все серьезней, и можно надеяться на скорое улучшение. А в остальном мечу в играх и так нечего желать. Самое популярное оружие — и точка.