ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є4 (65) апрель 2007
вид дл€ печати

«лобоглазы

 рутитс€, вертитс€ шар голубой,

 рутитс€, вертитс€ над головой...

 /ф «ёность ћаксима»

≈сли вы встретили в своих странстви€х левитирующий голубоватый, коричневый или серый шар с одиннадцатью глазками, из которых дес€ть расположены на стебельках, а одиннадцатый «вмонтирован» пр€мо в сам шар — это, весьма веро€тно, злобоглаз. ќн же — beholder, evil eye, eye tyrant или chaos spawn.

≈сли обнаруженный вами шар имеет другой цвет, или не левитирует, или глаз не одиннадцать, или это вообще не шар — не исключено, что это все равно злобоглаз. ¬озможно, что даже наш отечественный  олобок был никем иным, как личинкой злобоглаза.

Ћюдей, незнакомых с предметом, может сильно удивить, что злобоглазы к насто€щему времени очень неплохо изучены. ќ них известна масса подробностей, которыми мы далеко не всегда располагаем даже в отношении значительно более распространенных существ. ¬се дело в том, что мало кто из тварей подземных вызывает у людей столько страха — а потому люба€ подробность, которую удалось узнать, широко расходитс€ и не пропадает в безвестности.

Ќемного о названии

 116KB

—амое попул€рное англо€зычное название этого существа — beholder — происходит от английской пословицы, звучащей так: «Beauty is in the eye of the beholder». ¬ буквальном переводе: « расота — в глазах смотр€щего». —мысл в том, что красота не «объективна», и ƒжульетта выгл€дит сказочно прекрасной лишь в глазах –омео.  то додумалс€ приложить это высказывание к уродливой и опасной твари — бог весть; возможно, сочли, что злобоглаз не менее опасен, чем необузданна€ страсть?

Ќазвание evil eye, от которого произошло и русское наименование, более пон€тно; хот€ следует заметить, что это существо никоим образом не состоит из глаза (в отличие, скажем, от floating eye). √лаза — важнейша€ его часть, но самого его правильнее было бы назвать «злобной головой». Ќо об анатомии речь пойдет ниже.

»менование eye tyrant — «глазастый тиран» — в полной мере справедливо и заслуженно. ќказатьс€ под властью этого существа непри€тно даже дл€ привыкших к железной дисциплине обитателей Ѕаатора и јхерона.

», наконец, chaos spawn — «отродье хаоса» — скорее прозвище, чем название, этакий собирательный термин. “ак многие века без разбора именовали все, что, с точки зрени€ необразованного человека, выгл€дит немыслимо и невозможно. Ќе удивлюсь, если так называли даже утконоса.

—ила взгл€да

¬зрослый, полноразмерный злобоглаз — это шар величиной примерно 2 с половиной метра в диаметре. Ќа первый взгл€д существо это напоминает голову циклопа с волосами ћедузы √оргоны, а до второго доживают немногие. »з внешних органов видны: большой рот, главный центральный глаз и щупальцевидные стебельки.

ќн передвигаетс€ в пространстве безо вс€ких видимых усилий, и даже спит, как правило, на высоте метра-двух от пола. —уд€ по всему, весит злобоглаз примерно столько же, сколько  31KB вытесненный им воздух, и по закону јрхимеда невесом; однако через несколько суток после гибели он приобретает более сообразный со здравым смыслом вес — около двух тонн.

„елюсти злобоглаза достаточно сильны, а зубы — велики и остры, чтобы одним движением перекусить пополам человека. ќднако не столь уж часто злобоглаз использует это оружие в сражении — у него есть много гораздо более удобных и опасных способов вести бой.

÷ентральный — неподвижный — глаз в поле своего обзора (это широкий конус) отключает всю и вс€ческую магию. ¬олшебные стены и иллюзии развеиваютс€, призванные существа убираютс€ восво€си, заговоренные предметы и волшебные палочки не действуют, и читать заклинани€ бесполезно.

ћеньшие глаза — все разные, у каждого свой эффект. —тебельки позвол€ют им смотреть практически в любую сторону — разве что не пр€мо под злобоглаза (и то если он не наклонитс€). ѕравда, в силу какого-то мозгового ограничени€ злобоглаз неспособен примен€ть их способоности больше 6-7 глаз в одном направлении; но и этого, как правило, более чем достаточно.

Ёффекты у глаз такие.

  • ƒва глаза очаровывают и делают цель близким другом злобоглаза. –азница между ними в том, что один способен работать с любыми существами: хоть с человеком, хоть с химерой, джинном или великаном, а второй специализируетс€ исключительно на гуманоидах не слишком крупного размера. ќбычно очарованный таким образом противник мешает своим товарищам атаковать столь симпатичное создание. »ногда злобоглаз оставл€ет зачарованного при себе — в качестве слуги и защитника.

  • “ретий глаз нужен затем, чтобы на короткое врем€ избавитьс€ от одного врага: он всел€ет ужас. Ќе самое надежное оружие, но если очарование уже не сработало — это все-таки второй шанс.

  • „етвертый глаз усыпл€ет цель. »спользуетс€ примерно так же, как и страх.

  • ѕ€тый глаз замедл€ет врага. Ёто чисто вспомогательное оружие, обычно используетс€ против общей цели одновременно с «главным калибром» — если выживет, так хоть замедлитс€...

  • Ўестой ранит противника лучом. ќпытный боец в силах пережить такое ранение, поэтому злобоглаз примен€ет его в основном против слабых противников — оруженосцев, слуг, призванных монстров. ¬ажнейшее преимущество этого глаза: если уж луч попал в цель, уклонитьс€ от его эффекта невозможно.

  • —едьмой способен перемещать в пространстве большую массу (около 150 кг), как бы захватив ее лучом. ѕрименение разнообразно — от сбрасывани€ людей в пропасть до баррикадировани€ дверей.

    », наконец, три последних луча — главное оружие злобоглаза.

  • ¬осьмой глаз убивает противника на месте (а если удалось усто€ть против смертельной мощи — то наносит ранение).  ак правило, этот способ бо€ используетс€ против волшебников, убийц и им подобных, потому что здоровенный громила имеет очень неплохие шансы выжить.

  • ƒев€тый глаз превращает в камень. Ёто оружие используетс€ в первую очередь против тех, чь€ внешность покажетс€ злобоглазу интересной: он любит украшать свое жилище стату€ми.

  • ƒес€тый глаз обращает цель в пыль (и, как и восьмой, в случае неудачи ограничиваетс€ уроном, но более мощным).

ƒес€ть магических атак в шесть секунд (именно таково врем€ «срабатывани€» и «переключени€» луча) делают злобоглаза одной из самых опасных тварей как под землей, так и на поверхности.

»стори€ открыти€

¬первые злобоглаз был обнаружен в D&D-мире
 43KB
ќбложка описани€ мира Greyhawk.
Greyhawk известнейшим географом и зоологом, первооткрывателем всего D&D √ари √игаксом. Cущество это настолько поразило √игакса, что даже удостоилось места на обложке.

— тех пор, как ни странно, в описании злобоглаза почти ничего не изменилось. —пособности глаз с первого раза были перечислены точно, исправлений не потребовалось. ј вот новых наблюдений их жизни, внутреннего строени€ и особенно разновидностей по€вилось еще очень много...

— по€влением второй редакции D&D возник мир Spelljammer, где эфирные просторы между мирами бороздили корабли различных рас. «лобоглазы нашли себе место и там; с их способом перемещени€ в пространстве они отлично чувствовали себ€ в эфире. »з книг времен Spelljammer мы узнали очень много и о злобоглазах, и о других существах, принадлежащих к типу aberration, — чудищах: иллитидах, неогах, греллах...

ѕостепенно злобоглаз стал как бы неофициальным символом Dungeons & Dragons. ¬ самом деле: не дракона же делать таким символом, он встречаетс€ еще в тыс€че мест! ј среди уникальных существ, впервые по€вившихс€ в D&D, злобоглаз, пожалуй, оба€тельней всех. », главное, легче прочих узнаетс€ «в лицо».

» совсем неудивительно, что сама€ попул€рна€ из D&D-игр первого поколени€ была названа в честь этого милого существа. ј одно врем€ на английских ролевых конвентах вручалась преми€ в виде золотого злобоглаза.

 олобок в разрезе

Ќекоторое врем€ назад наука относила злобоглазов к кишечнополостным, но это совершенно неверно. ѕод кожей этого существа идет сеть кровеносных сосудов и т€нутс€ мелкие мышцы (они управл€ют челюст€ми, а также двигают стебельки глаз). ѕод этим слоем находитс€ скелет (или череп, если угодно), в котором заключены внутренние органы.

ќсобенный интерес дл€ анатома представл€ет кожа злобоглаза. Ётот уникальный материал чрезвычайно пластичен, особенно с применением заклинаний: его можно рассматривать как своего рода магический пластилин, из которого злобоглаз при определенном старании и умени€х может отрастить себе внешние псевдоорганы (даже такие сложные, как руки с работающими пальцами). »менно этой особенностью ученые объ€сн€ют многообразие форм злобоглаза, о котором мы еще расскажем. ¬прочем, подавл€ющее большинство злобоглазов нужными умени€ми не обладает.

¬нутреннее строение злобоглаза не слишком сложно.

—разу за зубами расположена кольцеобразна€ мышца, котора€, ст€гива€сь, закрывает ротовую полость (примерно так вы зат€гиваете мешочек продетым шнурком). ¬ ротовой полости расположен €зык и узкий вход в полуметровый пищевод, который заканчиветс€ желудком, а тот в свою очередь соединен с кишечником. ¬с€ пищеварительна€ система компактно уложена под ротовой полостью и занимает нижнюю часть злобоглаза; анальное отверстие размещаетс€ с нижней задней стороны шара. —о стороны желудка и кишечника костные стенки у злобоглаза тонкие и сравнительно м€гкие — видимо, чтобы не создавать проблем в случае переедани€.

Ќадо ртом находитс€ большое скопление зеленоватых трубочек — это легкое. ≈ще выше, в толстой костной камере, заключен массивный (до 200 кг!) мозг. ћозг этот, как и у человека, состоит из двух полушарий; интересно, однако, что полушари€ эти минимально св€заны между собой. «адн€€ часть организма содержит сердце, печень и репродуктивные органы.

—амое интересное во всех перечисленных анатомических объектах — это их необычайна€ легкость. ƒаже после гибели злобоглаза любой его орган, исключа€ разве что свеженаполненный желудок, может взлететь наподобие воздушного шарика. —огласно попул€рной версии, дело в том, что ткани злобоглазов пористы и содержат в себе легкий газ; однако в арифметике тут что-то не сходитс€. √аз, похоже, должен иметь отрицательную массу!

√лаза этого существа тоже весьма необычны; сложна€ система из п€ти линз, кажда€ из которых управл€етс€ независимо, обеспечивает систему трехмерной фокусировки эффекта. ѕодобна€ схема — помимо прочего — гарантирует ее обладателю абсолютный глазомер.

√лазные стебельки по своему устройству более всего напоминают шупальца кальмара либо осьминога. ¬нешне они кажутс€ гладкими и мускулистыми; бывают, впрочем, кольчатые стебельки: наподобие тела дождевого черв€.

ќсновные инстинкты

«лобоглазы все€дны: в качестве пищи им подход€т и растени€, и животные, и грибы, и даже падаль или перегнившие листь€. ¬ принципе, дл€ выживани€ злобоглазу нужно совсем немного: около килограмма пищи и 8-10 литров воды в день, при его размерах это очень скромный паек.

ќднако... поесть злобоглазы очень люб€т.
 145KB
Ќовогоднее поздравление от D&D Online.
ј потому при наличии возможности с удовольствием пожирают килограммов 200 или даже 300 — больше в них просто физически не влезает. ѕодобное обжорство не идет им впрок — но, впрочем, и не вредит.

„увство вкуса, по сравнению с человеческим, у них притуплено. Ѕольшую часть спектра вкусов они вообще не различают; однако, как правило, у злобоглаза есть три-четыре любимых вида пищи, которые они цен€т особенно высоко. Ќапример, фиолетовые грибы-пискуны, летучие мыши или карлики-свирфнеблины.

ѕочти все злобоглазы люб€т вино — настолько, что за него готовы и поторговатьс€, ведь в их обычных местах обитани€ с этим продуктом туго. ¬ случае, если вам встретитс€ относительно вмен€емый злобоглаз, это — ваш маленький шанс покончить дело миром. ѕиво и крепкие напитки их не интересуют.

–азмножаетс€ злобоглаз один раз в жизни. ќн — существо бесполое, и пара дл€ такого ответственного дела ему не нужна. ¬ задней части его тела в специальном «инкубаторе» образуетс€ несколько маленьких шариков-злобоглазиков (до дюжины), а когда они подрастают до размеров небольшого арбуза — он отрыгивает весь «инкубатор» через рот, и малютки прогрызают себе путь наружу. Ћетать они умеют от рождени€, а использовать силу глаз обучаютс€ через полгода-год.

ѕродолжительность жизни злобоглаза — около ста лет, но доживают до преклонного возраста немногие. Ѕольшинство их гибнет в течение первого года, пока ищет себе личную нору.

–азум и вол€

¬не вс€кого сомнени€, злобоглаз обладает немалым интеллектом и полной свободой воли. ќн не подвержен контролю извне, как голем или низша€ нежить, и не обречен служить повелител€м Ѕездны, как дретч или суккуб. » все же договоритьс€ со злобоглазом удавалось очень немногим...

¬се дело, объ€сн€ют ученые анатомы, в структуре мозга.  ак и у нас, левое полушарие отвечает за логическое мышление, правое — за эмоции. ¬от только св€зи между ними ослаблены, а потому левое полушарие не ведает, что творит правое.

»тогом чаще всего становитс€ сильнейшее расстройство психики, напоминающее одновременно паранойю и шизофрению. —обственный разум посто€нно подсовывает злобоглазу сюрпризы, в основном — непри€тные. ѕоэтому злобоглаз мало способен на доверие и склонен к бессмысленной, даже по собственным меркам, агрессии и садизму.

¬прочем, бывают среди них и такие, у которых левое полушарие сумело обрести власть над правым. »х еще называют «разумными» или «здоровыми» злобоглазами, в противовес большинству. ќни последовательно блюдут свою выгоду, с ними значительно легче найти общий €зык, но если такой все же окажетс€ вашим противником — то куда более опасным.

ќбраз жизни

Ѕольшинство «безумных» злобоглазов — одиночки. ќни сел€тс€ в пещере где-нибудь в подземелье; обычно эту пещеру они делают сами при помощи распыл€ющего луча. “ам и провод€т свой век, постепенно накаплива€ сокровища «на черный день» (их ценность дл€ других рас они понимают, но сами не используют) и уничтожа€ все живое,
 113KB
что по неосторожности приблизитс€ к ним. »ногда они обзавод€тс€ парой-тройкой очарованных слуг — те моют их и чист€т, сторожат подступы к норе и так далее.

Ќо вообще-то у них есть своего рода религи€ (они поклон€ютс€ таинственной ¬еликой ћатери), и она насто€тельно требует от злобоглазов общественного поведени€. “е, кто на это способен, собираютс€ в группы и стро€т «город-улей» — так обычно называют место массового поселени€ злобоглазов.

 онечно, стро€т они не сами; дл€ этого у них есть очарованные пленники.  оторые с радостью создают уют и комфорт дл€ своих круглых друзей.

¬ больших городах-уль€х держат даже мастерские, в которых кузнецы, стеклодувы и маги производ€т... экипировку дл€ злобоглазов. ¬ частности, в таких городах хран€т рецепты волшебных линз — это самый ценный дл€ них магический предмет. Ћинзы могут усиливать действие глазных лучей; опаснейшие среди них раздваивают луч или даже придают ему цепной эффект (поразив одну мишень, луч отражаетс€ на следующую и так далее, пока не промахнетс€).

¬озможно, сама€ странна€ штука из продукции таких мастерских — это... оружие дл€ злобоглазов. ƒа-да: мечи, копь€ и так далее. ќсобенно попул€рны почему-то трезубцы. ¬место руко€ти у всех этих предметов — своеобразна€ петл€ дл€ зажима зубами, она немного напоминает загубник акваланга. Ќет, подобные устройства не могут значительно повысить боеспособность злобоглаза — все равно главное его оружие в глазах, зато дают ему возможность... потешитьс€ с жертвой. ¬едь главные его лучи убивают на месте, а на вкус злобоглаза это — слишком легка€ смерть... ѕорой такие вот «отклонени€» сто€т злобоглазу жизни, потому что не замеченный им противник, пока тварь резвитс€, втыкает ему в пузо меч.

 ак с ними боротьс€

¬стреча со злобоглазом обычно означает, что у вас осталось совсем мало секунд на размышление. ¬ыживают в ней обычно либо берсерки, у которых топор двигаетс€ быстрее мысли (и не только потому, что мысль движетс€ совсем медленно), либо лица с высокоразвитым инстинктом самосохранени€, умеющие чрезвычайно быстро бегать.

ƒес€ть атак злобоглаза (не счита€ зубов) способны вывести из стро€ дес€терых противников одновременно; завалить его числом обычно нереально —
 101KB
NWN 2 Hordes of Underdark: „тобы к ультиматуму прислушались, с ним прислали злобоглаза. » все равно ведь не помогло...
он скрываетс€ в узких проходах и тесных пещерах. «аклинани€, в том числе защитные и маскирующие, оп€ть-таки не помогут — по причине конуса антимагии.

ќднако врем€ от времени искател€м приключений приходитс€ сразитьс€ со злобоглазом — и бывает даже, что у них есть врем€ продумать тактику заранее. „то в таком случае можно противопоставить одиннадцатиглазому чуду?

ќчень неплохой ставкой оказываетс€ маскировка. ќбычна€, немагическа€, которую не снимает центральный глаз. —лышит и видит злобоглаз отлично, но опытный вор, бесшумный следопыт или ловкий монах могут пробратьс€ под злобоглазом и нанести удар исподтишка.   счастью, злобоглаз не отличаетс€ живучестью дракона или прочностью голема. Ќеплоха также иде€, если удалось проползти под конусом центрального глаза, применить с той стороны волшебную палочку — ее свойства восстанов€тс€, как только вы покинете конус антимагии.

∆рецы порой используют подчиненную ими нежить: на нее не действуют лучи большинства глаз. Ќо этот ход сомнительно эффективен, не говор€ уж о том, что доступен только предавшимс€ тьме. ¬олшебники пробовали примен€ть големов — результаты были отличные, но голем доступен далеко не каждому адепту магических искусств.

»ными словами, если у вас не получитс€ атаковать злобоглаза незамеченными, в ваших р€дах почти наверн€ка будут потери. –азве что вы уже все прошли, превзошли и едите драконов на завтрак...

—ама€ больша€ глупость, которую можно совершить в бою со злобоглазом, — попытатьс€ его окружить! ƒело в том, что щупальца-стебельки устроены так, что практически невозможно направить более трех «боевых» глаз в одну сторону. –ассредоточившись, вы позвол€ете противнику использовать все дес€ть лучей разом. ќн вам будет за это душевно признателен.

–одн€ злобоглазов

¬ силу особенностей их кожи, а также по другим причинам на свете расплодилось немало близких и дальних родичей злобоглаза (некоторые относ€т к ним даже знаменитого благодар€ Doom какодемона!).

«лобоглаз-маг

Ёто не мутаци€, а плод сознательного решени€. Ќекоторые злобоглазы, в основном — обитатели городов-ульев, посредством специального ритуала выкалывают себе центральный глаз и учатс€ быть колдунами на манер гуманоидных рас.

¬ древности злобоглазы дл€ этой цели выращивали себе псевдоруки из своей замечательной «кожи». ¬последствии научились обходитьс€ без этого мучительного процесса, перевод€ магические силы на маленькие глаза. “ак они сперва «отключают» основную функцию, скажем,
 148KB
глаза-замедлител€, и он начинает колдовать чары первого круга; потом отключаетс€ ран€щий глаз — он творит магию второго круга, и так далее. ¬ итоге остаетс€ лишь один работающий по-старому глаз (обычно это очарование либо распыление), остальные станов€тс€ источниками заклинаний. »ногда и одного-то не остаетс€. Ќаконец, финальна€ трансформаци€ (этот процесс идет постепенно, занима€ лет дес€ть) — открывает выколотый центральный глаз, но теперь он не уничтожает магию, а только поглощает направленные в злобоглаза заклинани€, подлечива€ его (что гораздо слабее, ведь нельз€ «отменить» лечени€ и усилени€, но зато такой центральный глаз не мешает собственному волшебству злобоглаза).

ѕоначалу от этой трансформации злобоглаз существенно тер€ет в своих боевых качествах. ѕреимущества начинают вырисовыватьс€ тогда, когда преображено 6-8 глаз. ƒело в том, что злобоглаз-маг способен, как и прежде, использовать все дес€ть глаз одновременно. ј среди закл€тий высших кругов есть вещи поинтереснее распылени€ или очаровани€: например, массовое очарование (обрабатывает сразу целую группу), слова силы, от которых нельз€ уклонитьс€, призыв демонов, непроницаемые стены и даже остановка времени...

 олдовать без рук все равно не очень удобно, но злобоглазы-маги обошли и это, развив новую форму телекинеза, дл€ которой не нужен специальный глаз. ќна не может перемещать настолько т€желые предметы, зато работает тоньше — с ее помощью можно, скажем, взмахнуть волшебной палочкой или начертить на земле пентаграмму.

ќтличить злобоглаза-мага «в действии» от обычного легко, даже если центральный глаз восстановлен: колду€, он издает невн€тные ритмичные звуки наподобие хорового пени€ или труб органа. Ёти звуки замен€ют ему вербальные компоненты чар. ¬прочем, в этом состо€нии отличать его уже поздновато.

ƒревний шар

Ќекоторые злобоглазы живут неприлично долго: вместо сотни лет, когда обычный злобоглаз начинает впадать в маразм, плавно переход€щий в кому, — полтыс€челети€ или даже больше. „то тому причиной, пока неизвестно: то ли маги€, то ли личное внимание ¬еликой ћатери.

«а это врем€ древний шар (elder orb) раздуваетс€ до 4-5 метров в диаметре, но его способности, как ни странно, не слишком мен€ютс€ — разве что глаза цел€тс€ лучше, а уклонитьс€ отних становитс€ сложнее. ѕравда, шар-аксакал за долгую жизнь успевает выучить кое-какую магию, причем не должен ни отращивать дл€ этого руки, ни портить красоту своих глаз. Ќо маги€ эта не идет ни в какое сравнение с «родными» возможност€ми древнего шара: в лучшем случае он освоит молнию или удержание человека. ¬прочем, закрыв главный глаз, он может наложить на себ€ дополнительную защиту. Ќапример — от стрел.

ћатка уль€

 аким образом эгоистичные и своевольные злобоглазы ухитр€ютс€ поддерживать в городах подобие пор€дка? «а это отвечают матки ульев и их служители-«надсмотрщики» (о них чуть ниже).

ћатка, она же царица (hive mother), точно так же беспола, как и ее народ, а зовут ее так, дабы подчеркнуть, что она исполн€ет волю ¬еликой ћатери. ƒействует она отнюдь не увещеванием, а грубым магическим подчинением: эта способность встроена в нее и работает исключительно на злобоглазов и их родню.

¬ остальном ее свойства не сильно отличаютс€ от обычного злобоглаза; правда, она настолько велика, что человека может проглотить одним движением (и нередко это демонстрирует). –азумеетс€, она куда более живуча и точнее бьет лучом.

ќткуда она беретс€, неведомо: быть может, из древнего шара, а может — это и впр€мь де€тельность ¬еликой ћатери.


* * *

«лобоглаз-маг, древний шар и матка уль€ традиционно причисл€ютс€ к числу классических, «истинных злобоглазов»; все же остальные разновидности относ€т к «родне злобоглазов».

Ќадсмотрщик

Ќадсмотрщик (overseer) внешне на своих родичей вообще не похож. ѕредставьте себе нечто вроде большой гниловатой кор€ги, торчащей из земли. Ќа сучках и ветках есть маленькие глазки, но разгл€деть их почти невозможно — ну, подумаешь, шишечки какие-то черные...

 51KB

≈сли надсмотрщик вступает в бой, то обнаруживаетс€, что кор€гу крепили к земле восемь здоровенных шипастых щупалец, которые хватают и душат неосторожно подошедших. »ли не душат, а поднос€т ко рту (их у надсмотрщика три штуки), где пойманный тщательно пережевываетс€.

¬ «щупальцепашной» схватке надсмотрщик способен на многое; но не будем забывать о тринадцати глазках. —пособности у них несколько иные, чем у глаз сородичей...

ƒва глаза ориентированы на пр€мой бой (то есть такой, в котором нанос€т раны, а не подчин€ют и не убивают на месте). Ёти глаза производ€т пл€шущую молнию (chain lightning, одно из сильнейших заклинаний этого типа) и морозный луч.

≈ще шесть глаз заведуют ослаблением и порабощением: в них заложены закл€ти€ оглушени€, отча€ни€, убеждени€, удержани€, подчинени€ и безвремень€ (это последнее как бы выключает существо из течени€ времени).

“ри глаза борютс€ со вражескими чарами: один отмен€ет заклинани€, другой отражает их обратно во владельца. Ёто гораздо более слабые способности, чем антимаги€ злобоглаза, поскольку луч должен еще попасть в мага. “ретий глаз развеивает уже наложенные чары.

Ќаконец, последние два глаза служат «вспомогательными средствами»: один производит телекинез, другой сотвор€ет предметы из ничего.

Ќесмотр€ на отсутствие нескольких важных лучей, надсмотрщик значительно опаснее обычного злобоглаза. ” него нет никаких ограничений по направлению действи€ лучей, его подчинение позвол€ет не только исключить опасного противника из бо€, но и направить его атаки против своих (в то врем€ как очарование «истинного злобоглаза» не заставит жертву подн€ть оружие на прежних друзей), а множество атак ближнего бо€ делает крайне сомнительными перспективы воинов в сражении с ним.

ќбнаружить надсмотрщика очень сложно — не только из-за мимикрии, но и потому, что шкура его способна принимать любую окраску не хуже хамелеоньей. Ќа самом деле эта шкура — не часть существа, а гриб-симбионт, нечто вроде плесени.   счастью, надсмотрщик крайне редко встречаетс€ вне городов-ульев.

Ќадсмотрщик — служитель матки уль€; его подчин€ющий глаз работает в том числе и на злобоглазов. „то прив€зывает к матке его самого, мы не знаем, но можно предположить, что эта св€зь вырабатываетс€ в самом начале его существовани€. —оздаетс€ надсмотрщик путем магического воздействи€ на пластичную кожу детеныша злобоглаза; это делают вдвоем матка уль€ и злобоглаз-маг.

Ќесмотр€ на то, что от рождени€ он принадлежит матке уль€, надсмотрщик может существовать независимо или перейти под контроль новой матки в случае гибели старой.

Ќе летает.

√аут

 96KB

√аут (gauth), он же гоут или губка — то ли низша€ форма злобоглаза, то ли просто недоросший детеныш. ”ченые не прекращают €ростные споры по этому поводу: противники «детской теории» ссылаютс€ на то, что пойманные гауты, за которыми долгое врем€ велось наблюдение, практически не растут. ƒержать их в неволе куда проще, чем злобоглазов, поскольку отсутствие антимагии позвол€ет контролировать их закл€тием.

√аут очень похож на злобоглаза, только поменьше (около полутора метров в диаметре), красно-коричневого цвета и обладает всего шестью глазами на стебельках. √лавный глаз не отражает магию, а всего лишь оглушает тех, кто попал под его взгл€д. ƒа и малые глаза куда слабее: их эффекты — сон, паралич, ранение, пал€щий луч, усталость и разве€ние магии.

¬стретить гаута можно в городах-уль€х, а также просто в подземных пещерах (которые они вынуждены искать или отбирать — сделать пещеру сами они не в силах); ход€т слухи о том, что некий волшебник научилс€ призывать гаута заклинанием.

ћертвый глаз

Ќекоторые некроманты сочли, что гаут дл€ них слишком слабый союзник, и отыскали способ превратить злобоглаза в нежить. ѕри превращении в мертвый глаз (death tyrant) часть способностей обычно страдает — очень трудно предохранить от тлени€ все стебельки — но основна€ масса возможностей остаетс€ при нем.

ќднако никак нельз€ рекомендовать подобный фокус даже тем, кто достаточно безрассуден, чтобы увлечьс€ темным искусством. ƒело в том, что, если слухи о подобном де€нии достигнут ближайшего города-уль€, вы быстро осознаете, что один-единственный злобоглаз — недостаточно хороша€ защита, даже если его поддерживает легион зомби. «лобоглазы не склонны мстить друг за друга, но создание нежити из их сородичей, с их точки зрени€, ни в коем разе не должно оставатьс€ безнаказанным.

ћежду нами говор€, не худо бы и люд€м перен€ть этот обычай.

Ќаблюдатель

«лобоглазы не всегда были тем, чем стали сейчас.  огда-то давно они могли похвастатьс€ завидно крепким разумом, врожденной законопослушностью, относительным миролюбием и спокойным нравом. ѕравда, глаз было поменьше — всего п€ть, счита€ главный.

—вое нынешнее состо€ние злобоглазы обрели,  58KB когда неизвестна€ чародейка далекого прошлого перенесла их из родного измерени€ в материальный мир. ¬озможно, она их еще как-то модифицировала, а может, виной всему отрыв от привычного окружени€.

ƒело в том, что родной мир этой расы называетс€ ћеханус (он же Ќирвана). Ёто мир абсолютного пор€дка, все на нем действует с размеренностью часового механизма. » немудрено, что вс€кий абориген ћехануса, вынужденный покинуть его без надлежащей подготовки, едва ли может сохранить целостность рассудка при виде того, каким безумным, неупор€доченным, хаотическим может быть иной мир.  ак можно существовать в измерении, где неизвестно заранее, что произойдет через полчаса?!

„ародейка эта со временем то ли скончалась, то ли набралась достаточно сил, чтобы перенести себ€ навечно во внешние миры; сегодн€ она известна под именем ¬еликой ћатери.

÷ивилизованна€ родн€ злобоглазов (впрочем, сами злобоглазы предпочитают именовать ее дикой родней) проживает на ћеханусе и посейчас. Ќазываетс€ она наблюдател€ми (spectator).

Ќаблюдатели вообще-то лучше большинства обитателей ћехануса приспособлены к жизни за его пределами. ќни и задумывались как источники информации о внешних мирах. Ќо без св€зи с ћеханусом существовать они могут плохо и недолго.

ќпознать наблюдател€ можно по багрово-красной шкуре и четырем глазам. —илы этих глаз сравнительно невелики: они насылают утомление, ран€т, удерживают, один глаз нужен дл€ телепатического общени€, а главный отражает нацеленные на наблюдател€ заклинани€.

√лаз глубин

Ёто существо — очень дальн€€ родн€ злобоглазу. ” него два глаза на стебельках и один центральный, тело покрыто чешуей, а снизу от «туловища» отход€т две клешни наподобие рачьих. ќбитает глаз глубин (eye of the deep), как пон€тно из названи€, в морской пучине.

√лавный глаз этого существа испускает (по желанию) конус слеп€щего света, а малые — парализующий луч и конус холода.

ќднако главна€ сила этой твари даже не в лучах, а в способности, совместив усили€ всех трех глаз, по желанию творить иллюзии практически любого вида, причем не исчезающие со временем. ћожет показатьс€, что это не очень страшно... но представьте себе целый иллюзорный мир, со здани€ми и монстрами, созданный за годы жизни глазом глубин, и вы поймете, что без помощи чар истинного зрени€ совладать с подводным злобоглазом почти невозможно. Ќеверие окажет мало помощи, даже если знать заранее, что окружающее нереально: очень трудно не верить сразу во все, что видишь, и смотреть сквозь сотни иллюзий. ј иллюзи€, котора€ прин€та за реальность, может наносить вполне реальный вред...

ѕо€вление глаза глубин св€зано, по некоторым данным, с чарами некоего гени€ морей — марида или, быть может, волшебника из морских эльфов. ƒруга€ точка зрени€ гласит, что это — злобоглазы, которые решились бежать от ¬еликой ћатери и собственными силами модифицировали себ€ дл€ жизни в море.

Ќаездник

«лобоглазы-наездники
 116KB
(director) служат своего рода «кавалерией» города-уль€ и весьма редко встречаютс€ вдали от города. ќни, как и надсмотрщики, создаютс€ матками и злобоглазами-магами при помощи особых свойств кожи злобоглаза.

” наездника шесть малых глаз и один большой, но самое его очевидное отличие от сородичей — три то ли щупальца, то ли корн€, исход€щие из нижней части твари. — их помощью наездник контролирует своего «скакуна»: в этом качестве используютс€ гигантские многоножки, пауки, скорпионы, анхеги и другие членистоногие подобающих размеров. « орни» проникают пр€мо под хитиновый панцирь; один из них присоедин€етс€ к нервным центрам, обеспечива€ полную власть над «конем», остальные то ли просто креп€т наездника, чтобы не свалилс€ (хот€ левитировать он, как и почти вс€ родн€, умеет), то ли еще и снабжают его питательными веществами.

÷ентральный глаз наездника обеспечивает ему неплохую защиту и от чар (правда, только боевых), и от физических атак, создава€ вокруг отражающее силовое поле. ѕрикрывает оно и скакуна.

ћалые глаза «вооружены» огненным и леден€щим лучами (не путать с лучом глаза надсмотрщика — леден€щий намного слабее), силовой стрелой, чарами бессили€ (enervation) и замедлением, а шестой глаз строит зрительные иллюзии.

√лазодав

 40KB

√лазодав (gouger) cконструирован из злобоглаза специально дл€ того, чтобы боротьс€ с насто€щими злобоглазами. “ут использованы два свойства злобоглаза: антимагический конус (отлично нейтрализующий глазные лучи) и отвращение к себе подобным, характерное дл€ большинства представителей этого вида.

ћалые глаза у глазодава в наличии, но никакой особой пользы, кроме зрени€, не принос€т. ј основное его оружие — длинный-предлинный шипастый €зык, идеально приспособленный дл€ того, чтобы отрывать чьи-то глазки на стебельках.

≈ще глазодав отличаетс€ тем, что снизу от его туловища отход€т коротенькие лапки; зачем они нужны — непон€тно. ¬еро€тно, именно это существо описывает известна€ фраза «сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками»?  стати, глазодав действительно бывает обычно сиреневым или зеленоватым.

Ќа сегодн€шний день
 69KB
√азова€ спора.
глазодав — самое эффективное средство дл€ изведени€ злобоглаза. ”вы, штурмовать с его помощью город-улей далеко не так просто, даже если собрать целое войско глазодавов: все-таки перекрыть конусами антимагии все направлени€, с которых могут ударить боевые лучи, малореально. ј вот с одиночным противником он справл€етс€ замечательно.

√азова€ спора

ј это — вообще не злобоглаз и даже не родн€, хот€ на первый взгл€д очень похоже. Ћетучий шар с шариками глаз на поверку оказываетс€... плодом жизнеде€тельности одного подземного гриба, выработавшего такую своеобразную мимикрию.

√азова€ спора не в силах причинить вам вред — если только вы не будете достаточно опрометчивы, чтобы напасть на нее. ¬ последнем случае она от первой же царапины взорветс€, обжига€ и разбрасыва€ наход€щиес€ внутри собственно споры гриба.

«лобоглазы в играх

ƒумаю, не ошибусь, если скажу,
 69KB
 оробка с игрой Eye of the Beholder.
что злобоглазы есть по меньшей мере в половине ролевых игр по системе D&D, когда-либо выпускавшихс€ на –—. ѕройти мимо экзотического оба€ни€ этого существа удалось немногим.


 онечно, первым делом хочетс€ упом€нуть серию Eye of the Beholder. Ёто одна из самых ранних и знаменитых D&D-серий; перва€ из трех игр увидела свет в 1990 году. ѕо совместительству она была первой попул€рной динамической D&D-игрой.

Ќаписана игра по мотивам одноименного приключени€ дл€ настольного D&D. ќно не слишком попул€рно (безыскусные истории про уничтожение монстров давно уже не в чести у настольных игроков), компьютерна€ игра завоевала намного большую известность.

—уть происшедшего в игре такова: злобоглаз по имени  санатар обрушил канализацию города Waterdeep, и бравым искател€м приключений нужно разобратьс€ с ситуацией и дать возможность унитазам городской знати нормально функционировать...

¬тора€ часть игры стала еще попул€рнее: в ней добавились открытые пространства, а графика стала весьма совершенной по стандартам
 18KB
‘игурка из D&D Miniatures.
того времени (хот€ по-прежнему собственно «окно в мир» занимало малую часть экрана — иначе производительность движка «не т€нула»). “реть€, «Ўтурм ћиф ƒраннора», не полюбилась игрокам и дальнейшего потомства не принесла.

¬ дальнейшем историю из Eye of the Beholder воплотили на движке Neverwinter Nights.


Baldur's Gate II может похвастатьс€ тем, что помимо обычных злобоглазов в ней можно встретить гаута, наездника, наблюдател€ и древний шар. Ёто потому, что там есть в наличии город-улей, полный разнообразных злобоглазов; увы, надсмотрщиков почему-то нет (или € не сумел их отыскать).

«лобоглаз в BG 2 отличаетс€ интеллектом; так, он практически никогда не нападает на призванных существ. ќбычно это весьма разумно, но в итоге оказываетс€ его слабостью: статуэтки вроде лунного пса, превращающиес€ в существ, станов€тс€ его главным врагом.  ак ни странно, злобоглаз там не снимает невидимость, и это ему дорого обходитс€.

√ород-улей можно увидеть и в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark. “ам из необычных существ можно повидать злобоглаза-мага и матку уль€. Ќо в этой игре герой приходит к злобоглазам настолько могучим, что большинство лучей ему почти безразличны...


¬ играх, сделанных не по системе D&D,
 101KB
NWN 2 Hordes of Underdark: √ород злобоглазов.
злобоглазы тоже встречаютс€; однако, чтобы избежать проблем с заимствованием, их обычно называют не beholder, а evil eye или chaos spawn. —войства их различны, но обычно атакуют они лучами, как и положено.

„асто их снабжают абсолютно нефункциональными щупальцами: это делаетс€ затем, чтобы показать, что злобоглаз парит на некоторой высоте от земли, а также — чтобы прив€зать его к определенной клетке пол€ бо€. “ак сделано, например, в Heroes of Might & Magic III.

–усское слово «злобоглаз» встречалось давно, но фактическим стандартом перевода стало после выхода «ƒемиургов».

¬ Master of Magic злобоглаз (chaos spawn) был одной из опаснейших тварей магии ’аоса. ¬з€в все книги этой магии, можно было вызвать его в самом начале игры — и с удовлетворением убедитьс€, что компьютерные противники мало что могут ему противопоставить. ѕравда, летает он медленно, а потому враги, чьи владени€ были далеко от места по€влени€ злобоглаза, успевали развитьс€ к моменту его прибыти€.


* * *

«лобоглаз по заслугам слывет одним из самых опасных чудищ всех миров. ћогущественные монархи вынуждены миритьс€ с его по€влением в пределах королевства — никакие награды не помогают найти охотников с ним воевать. Ќо если вам все же придетс€ сразитьс€ с ним — вы, по крайней мере, вооружены знанием природы этого существа. Ќе бог весть какое оружие, но все же лучше, чем ничего.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.4
проголосовало человек: 258
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€