Лучшие компьютерные игры

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Автор материала:
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (60) ноябрь 2006

Во что играют знатоки?

Вот уже три месяца, как в видеоматериалах на нашем диске появились репортажи с разнообразных интеллектуальных игр — «Эрудит-квартета», «Что? Где? Когда?», «Интеллектуального биатлона». Для многих читателей эти записи открыли совершенно новый мир — мир так называемых «знатоковских» игр, о котором телевидение дает только самое приблизительное представление; и в почте журнала немало вопросов на эту тему. В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы, а также на некоторые другие, которых пока еще не задали...

Кто такие «знатоки»?

Термин «знатоки» в значении «игроки в «Что? Где? Когда?» появился вместе с этой телевизионной игрой благодаря В.Я. Ворошилову. Сам Владимир Яковлевич впоследствии признавал термин не слишком удачным — потому что для этой игры нужны не столько знания, сколько
136KB
логика и интуиция; но слово уже прижилось, и изменить его, похоже, не в человеческих силах. Поэтому мы тоже будем его использовать в этой статье — а вы уже сами сделаете поправку на то, что его не следует понимать буквально.

Знатоки — это далеко не только игроки «Элитарного клуба». По всему миру насчитываются десятки клубов, входящих в Международную Ассоциацию (МАК ЧГК), а в рейтинговом листе находится более 4 тысяч команд. В «Что? Где? Когда?» играют практически везде, где есть выходцы из бывшего СССР, и, как правило, играют по-русски; а в некоторых странах (Грузия, Австралия, Финляндия) — иногда и на государственном языке. (Особенно интересен случай с Австралией — на тамошних англоязычных турнирах практически нет «бывшего нашего народа».)

Согласитесь, было бы странно, если бы такое обширное сообщество ничего, кроме отдельных турниров, не объединяло. Знатоки не ограничиваются игрой в «Что? Где? Когда?» (ее еще сокращенно именуют ЧГК): существует целое семейство «знатоковских игр». Вот о нем мы сегодня и расскажем.

Спорт против телешоу

Те, кто знает знатоковские игры исключительно по телевидению, бывают очень удивлены, увидев спортивные соревнования по этим играм; дело в том, что правила там зачастую

Это термин: взять вопрос — найти правильный ответ и получить за него очко. Казалось бы, можно говорить просто «найти ответ», но это только часть задачи — надо еще выбрать его из всего спектра версий и правильно сформулировать...

сильно отличаются от привычных. Это вполне естественно: ведь «в телевизоре» все подчинено интересам зрителя, а на соревнованиях — интересам выявления сильнейшего.

Например, в теле-ЧГК задача команды — дать правильных ответов больше, чем неправильных, а в спортивном — дать больше правильных ответов, чем соперники, которые играют на тех же самых вопросах. И если из 12 вопросов команда ответила всего на 1, она теоретически может быть победительницей... если остальные ответили на 0. Хотя в жизни так обычно не бывает — автор этих строк видел нечто подобное лишь один раз — когда детские команды соревновались между собой на вопросах взрослой высшей лиги.

Практически никогда на спортивных соревнованиях не играют на деньги. Все эти «вопросы за 3000 рублей» — исключительно телевизионная штучка. Денежные призы порой встречаются — но редко и не слишком внушительного размера; и, насколько мне известно,

Это термин: игровое жюри —люди, которые определяют правильность ответа и начисляют очки за взятые вопросы. Их решение часто можно обжаловать у апелляционного жюри.

абсолютное большинство игроков предпочитает кубок денежной сумме. Тут играют за честь, а не за гонорар, как в футболе...

В былые времена в телевизионном «Что? Где? Когда?» играли с книгами в качестве призов; вот эта традиция, в отличие от позднейшего «казино», прижилась и сохранилась на многих турнирах.

Вы не найдете в спортивных играх и вопросов «из публики». Вопросы ЧГК пишут не зрители, а «профи» — опытные знатоки. Очень непросто написать хороший, в меру трудный, в меру «берущийся» вопрос, и едва ли с этим справится случайный человек...

Есть и много других изменений — но я о них расскажу по мере описания соответствующих игр.

Логика против знания

Знатоковские игры можно приблизительно разделить на «игры на логику» и «игры на знание». В первых предполагается, что игрок догадывается до ответа, во вторых — что он его знает. Первые намного популярнее.

Это термин: метка —указание в вопросе на факт, которое фиксирует единственный верный ответ. Например, сославшись на цитату из определенной книги, указав дату рождения или еще что-то, автор отсекает (см. Отсечка) неверные версии.

Хороший вопрос «Что? Где? Когда?» (типичная игра на логику) не должен требовать от команд никакого особенного знания — другими словами, все необходимое должны знать за каждым игровым столом. А вот в «Своей игре» (игра на знание) естественно и нормально, если необходимые для ответа на вопрос знания есть только у одного из соревнующихся.

Игра «на знание» — прямой родич викторины. Там тоже иногда можно догадаться до правильного ответа, но все же игроки соревнуются в том, у кого больше информации. А вот вопрос из игры «на логику» скорее сродни загадке, на которую ответить может каждый — если додумается до нужной идеи.

Нередко вопросы «на логику» можно также сравнить с задачами; но в отличие от тех задач, что дают в школе или институте, решающие изначально не знают ничего о способе решения. Это называется «задачами на открытый поиск». Где искать ответ — неизвестно; существует несколько типовых приемов (мы о них поговорим в конце статьи), но перебрать все возможные варианты за отведенное время, как правило, невозможно.

Помимо логики, в таких играх активнейшим образом работают интуиция, «инсайт», ассоциативное мышление и даже... чувство юмора.

Это термин: инсайт — это некое внутреннее озарение, которое приносит ответ или идею ответа как бы из ниоткуда. Часть знатоков утверждает, что это главное качество игрока, некоторые с этим яростно спорят и отстаивают всемогущество логики.

Да-да: вопросов вида «закончите чью-то шутку» — великое множество, и те из игроков, у которых с юмором проблемы, в таких случаях оказываются не у дел...


Впрочем, деление между играми «на логику» и «на знание» во многом условно. Игры «на знание» часто спрашивают об общеизвестных фактах, но так, что трудно догадаться, о чем речь. Ну а в играх «на логику» все время расширяется набор того, что считается «общеизвестным».

Давно канули в прошлое времена, когда набор необходимых для ЧГК знаний пытались ограничивать школьной программой. Все чаще оказывается, что на вопрос не ответишь, не зная исхода матча между «Спартаком» и «Локомотивом», или повести «Милый друг» Ги де Мопассана, или фамилии крупного дореволюционного парфюмера... Между игроками идет постоянный спор: допустимо ли такое спрашивать — или все же нет? Но волей-неволей понемногу требования к эрудиции игроков все же растут. Хотя этому многие сопротивляются, и небезуспешно.

Игры на знание

Своя игра

«Своя игра», она же Jeopardy, широко известна благодаря программе Владимира Молчанова на канале НТВ.

Напомним правила игры. Она состоит из нескольких раундов, каждый раунд — из нескольких тем, а каждая тема — из пяти вопросов разной стоимости. Вопрос строится как утверждение, в котором пропущено ключевое слово или название. Например:

Чтобы ОНИ не утратили в неволе своей знаменитой окраски,
127KB
Звезда «Своей игры», Анатолий Вассерман, не чужд и ЧГК. В последнее время он играет за команду Симферополя, но на Чемпионате мира представлял Москву. Легионерство — явление в ЧГК не редкое.
их подкармливают креветками, морковью и сладким перцем. (Тема: «Кстати о птичках».)

Стало быть, игрок должен вспомнить (придумать) птиц, которых кормят таким вот образом, чтобы они не утратили окраски. Креветки и морковка — красно-рыжие, перец тоже таким бывает... В принципе, можно догадаться, что речь идет о фламинго, а можно это просто знать.

Тот, кто первый нажмет на кнопку, — будет отвечать; если ответит правильно, получит в плюс к своим очкам «стоимость» вопроса, а если нет — то ее же в минус. Если ответ неправилен — может попытаться другой игрок. Но на раздумье — всего несколько секунд.

Есть еще «вопросы-аукционы», где цена переменная и за нее можно поторговаться; примерно так же устроен последний вопрос. Бывают также «коты в мешках», где нужно передать право ответа любому из своих соперников....

В спортивной версии игры «котов», как правило, нет, а переменной ценой обладает только финальный вопрос.

Кроме того, на многих соревнованиях можно жать кнопку... до завершения чтения вопроса. В этом случае вопрос не дочитывается (текст вопроса на экране в спортивном «свояке» не показывают), а игрок отвечает на то, что успел услышать. Иногда разрешают уточнить, что именно спрашивается: допустим, игрок понял, о чем идет речь, но не знает, надо ли назвать книгу, автора или главного героя.

Зачем нужно такое изменение? Оно вносит элемент риска, а главное — снижает роль рефлексов. Чтобы игра не превращалась в «кто быстрее жмет на кнопку»...

Спортивные соревнования по «Своей игре» проходят повсеместно; в некоторых местах, например в Поволжье, она даже популярнее ЧГК.

Эрудит-квартет

Что это такое, вы уже могли узнать из видеорепортажей с нашего диска.
137KB
Соревнования ЛКИ по «Эрудит-квартету».
«Эрудит-квартет» — игра, придуманная харьковским знатоком Дмитрием Башуком; она представляет собой командного родича «Своей игры».

В ней тоже есть темы и вопросы на знание. Разница — в том, что играют командой и на каждую конкретную тему команда выставляет одного своего игрока. В команде — 4 игрока, и тем в раунде — тоже 4.

В открытом раунде все темы известны заранее. Команда может выбрать игроков свободно. В закрытом темы неизвестны, и приходится играть вслепую. А в полуоткрытом известна та тема, на которой будут играть прямо сейчас, — и надо выбирать игрока, рискуя, что следующая окажется ему ближе...

«Аукционов», «котов» и так далее в «Эрудит-квартете» нет.

Игра распространилась широко в 2002 году; насколько известно автору этих строк, чемпионаты страны проводит только Украина, в других местах есть чемпионаты городов. Ну а наш журнал регулярно организует соревнования с компьютерно-игровой тематикой.

Эрудит-лото

В этой игре выбирают правильный ответ из 4 вариантов — примерно как в телепередаче

Это термин: пакет —набор вопросов турнира.

«Кто хочет стать миллионером». Среди знатоковских игр «Эрудит-лото» — на положении «бедного родственника»: им заполняют перерывы в крупных соревнованиях, но мало кого интересует игра сама по себе.

Это и понятно: вся суть знатоковских игр, как уже писалось выше, — в открытом поиске ответа. Если заранее известно, из чего выбирать, — это игра совершенно другого класса, на несколько порядков примитивнее.

Поскольку мало кто относится к «эрудитке» серьезно, вопросы для нее часто делаются из соображений забавности факта.

Реалии

А вот этой игры на экране, насколько мне известно, увидеть пока нельзя.

Суть игры такова. Загадывается некое слово, название или понятие. Затем по одному даются факты об этом понятии.
97KB
И. и Р. Морозовские, Д. Белявский, Т. Луговская, А. Вассерман — команда Виктора Мороховского много лет была непревзойденной на Украине, да и по всему миру у нее нашлось бы немного соперников.
Сначала редкие, малоизвестные или сильно зашифрованные, потом намеки делаются все более прозрачными. Те, кто отгадают заданную реалию с первого раза, — получают больше всего очков, со второго — поменьше, и так далее.

Как правило, известна также общая тема игры; чаще всего встречаются темы «Персонажи» и «Знаменитые люди».

Допустим, загадан А.С. Пушкин. Первый вопрос может звучать, например, так:

Он собрал человека из пяти половинок.

Это завуалированный намек на знаменитую эпиграмму на графа Воронцова:

«Полумилорд, полукупец,

Полумудрец, полуневежда,

Полуподлец, но есть надежда,

Что станет полным наконец».

А в конце серии будет что-нибудь совсем явное, на что мало-мальски знающие Пушкина не ответить не смогут.

Реалии могут быть игрой на логику так же, как и на знание. Все факты в основе могут быть общеизвестными, а сложность — только в зашифровке.

Чемпионатов по «Реалиям» мало, потому что очень трудно писать про них вопросы. Ведь каждый вопрос «Реалий» — это целых четыре вопроса, причем довольно сложных в написании.

Травести

Это еще одна популярная игра «для заполнения пауз», но иногда по ней проводят и соревнования.

В «Травести» командам или отдельным игрокам зачитывается цитата из известного произведения, где имена персонажей и ключевые слова заменены.

Задача игроков — восстановить то, что было в оригинале.

Это термин: отсечка —данные, по которым можно определить, что версия ложна. Если в ходе обсуждения возникает несколько правдоподобных версий, капитан и команда ищут отсечки, чтобы выбрать единственно верный ответ.

Например:

Так вот, господин Курагин, я держу с вами пари, — начал Болконский, — что трое моих товарищей — господа Безухов, Ростов и Долохов — и я позавтракаем в бастионе Шевардино и продержимся там ровно час, минута в минуту, как бы ни старался неприятель выбить нас оттуда.

Большинство игроков легко вспомнит первоисточник — «Трех мушкетеров» Александра Дюма-отца — и получат 2 очка: за книгу и за автора. Многие также получат по очку за Болконского — Атоса, Безухова — Портоса, Ростова — Арамиса и Долохова — д'Артаньяна; но тут можно запросто перепутать их порядок. Не все вспомнят, как назывался бастион, — Сен-Жерве. И только те, кто очень хорошо помнит первоисточник, восстановят Курагина — де Бюзиньи. Всего разыгрывается, стало быть, 8 очков — по одному за каждую замену (их 6), за автора и за книгу.

Вот как звучит фраза в оригинале:

Так вот, господин де Бюзиньи, я держу с вами пари, — начал Атос, — что трое моих товарищей — господа Портос, Арамис и д'Артаньян — и я позавтракаем в бастионе Сен-Жерве и продержимся там ровно час, минута в минуту, как бы ни старался неприятель выбить нас оттуда.

Игры на логику

Что? Где? Когда?

Апелляции

Еще одно важное отличие спортивных игр знатоков от телешоу — так называемые апелляции.

Как бы тщательно ни редактировали вопросы, в них могут вкрасться ошибки — и время от времени так и происходит. В большинстве телеигр (исключение — «Своя игра») возможность такой ошибки всерьез не учитывается, ну а в спортивных соревнованиях подход иной.

Для исправления возможной ошибки существует механизм подачи апелляций. Их бывает два типа: на снятие и на дуаль.

Апелляция на снятие делается в случае, если факты вопроса (или ответа) противоречат реальности. Если она будет удовлетворена — то результаты вопроса не учитываются в итоговой таблице ни для одной команды.

Апелляция на дуаль — это просьба зачесть как правильный ответ, не совпадающий с авторским. Бывает так, что автор проглядел другой верный ответ, или что критерий засчитывания, который применило жюри, неоправданно жесткий (например, спрашивают род занятий А.С. Пушкина и засчитывают «поэт», но не засчитывают «писатель», хотя Пушкин писал и прозу тоже). Если апелляцию удовлетворят — подавшей команде и всем, кто дал такой же ответ, зачтут его как правильный.

Апелляции рассматривает особое жюри — не связанное ни с игровым жюри (которое производит первичный зачет), ни с автором вопроса. Работа в апелляционном жюри (АЖ) — дело неблагодарное: все негодование, которое, скажем, в футболе приходится на долю арбитров, выливается на головы АЖ. Какое бы решение они ни приняли — всегда будет много недовольных...


Нужны ли апелляции и если да, то в каком виде, — эта тема не перестает занимать знатоков и вызывает самые горячие споры. Особенно много шума всегда вокруг апелляций на снятие: если снимается вопрос, который, несмотря на некорректность, кто-то взял, взявшие чувствуют себя ограбленными — лишенными только что заработанных очков — и это вполне понятно.

Наиболее распространенное сегодня решение — снимать только те вопросы, которые содержат ошибку, существенную для взятия вопроса. Но это решение, как и всякий компромисс, дает широкое поле для дискуссии. Какую ошибку считать существенной? Вот, например, если нам заявили, что такой-то материал напечатан в газете от 29.02.2003 — это существенная ошибка, если учесть, что 2003 год — не високосный и 29 февраля в этом году не было? Наверное, нет, ведь это очевидно всякому? Но может, кто-то решил, что речь идет о «шуточном» номере газеты, помеченном несуществующим числом, и «раскручивал» вопрос исходя из этого?


Страстей по поводу дуалей несколько меньше — тут ситуация более-менее регламентирована.

Так, например, немало копий было сломано по поводу так называемых логических дуалей. Логическая дуаль — это ответ, который подходит под все факты вопроса, кроме редкого и малоизвестного факта. Например, пусть на какой-нибудь вопрос есть два вроде бы логичных ответа — Петр II и Петр III. Автор вопроса, чтобы правильным остался только один ответ, пишет что-нибудь вроде «Назовите его, если известно, что он родился 21 февраля». Понятно, что мало кто из игроков знает день рождения любого из этих императоров...

Хотя такой вопрос нельзя назвать приятным, но все же засчитывать логическую дуаль — и в этом в конце концов согласились практически все — нельзя. Сейчас на абсолютном большинстве турниров такие апелляции отклоняются автоматически. А сколько было споров...


Апелляции — не самая приятная часть игры (по крайней мере, для абсолютного большинства знатоков), но способа обходиться без них пока не найдено.

ЧГК по праву принадлежит первое место в этом разделе. Как выглядят вопросы ЧГК, известно, наверное, всем; но вот сам процесс спортивного ЧГК отличается от деятельности «Элитарного клуба».

Одновременно играет обычно от 15 до 50 команд; в команду, как и в телеигре, входит 6 человек, включая капитана. Ведущий читает вопросы — сразу для всех участников.

Это термин: пуант —мини-вопрос, служащий концовкой основного вопроса. Например, если в ходе вопроса речь шла о некоем человеке, а в концовке требуют назвать его любимый напиток (о котором до тех пор не говорилось ни слова) — такая концовка будет пуантом.

Потом засекает время; по истечении минуты начинается отсчет до 10, и за время этого отсчета капитан команды должен написать на бланке ответ и поднять вверх руку с бумажкой. Ответы собирают специальные люди, которых по древней традиции именуют «ласточками».

Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Обычно за турнир разыгрывается не 9-11 вопросов, как «в телевизоре», а гораздо больше: от 20 до 100. (Бывают даже «ЧГК-марафоны», где игра идет около суток без перерыва или даже дольше и разыгрывается добрая тысяча вопросов, но это все-таки экзотика.)

Роль ведущего в спортивном ЧГК — намного ниже, чем в телевизионном. Нет никакой возможности требовать у команды уточнения или проявлять произвол в определении правильности данного ответа (см. «Апелляции») — в общем, ни помогать, ни мешать той или иной команде ему в норме не дают.

У подачи ответа на бумаге есть и недостаток: так, например, очень редко в спортивном ЧГК могут спросить что-то вроде «почему так происходит?». Ведь на такой вопрос трудно дать однозначный и краткий письменный ответ; в устном ЧГК это куда легче.

114KB
В спортивном ЧГК Максим Поташев известен не только как игрок и капитан, но и как организатор многих крупных соревнований.

Впрочем, есть один спортивный ЧГК-турнир и с живым ведущим: это телефонный чемпионат. В нем ведущий звонит команде и задает вопросы по телефону; тут у него есть возможность и просить уточнения, и заслушать пространное объяснение команды. Но абсолютное большинство турниров предполагает письменный ответ.


ЧГК — самая популярная из знатоковских игр, и потому по ней проходит больше всего турниров. А с 2002 года ежегодно проводится Чемпионат мира; за это время успели стать чемпионами (в хронологическом порядке) команды Александра Друзя, Максима Поташева, Балаша Касумова, Андрея Кузьмина и... впрочем, о последнем чемпионе расскажет наш видеорепортаж.

Есть и другие крупные соревнования: чемпионаты стран, городов (в Москве, например, команд так много, что чемпионат города проводится аж в трех лигах — второй, первой и высшей). Проводится Кубок мира — это несколько крупных турниров в разное время и в разных городах, победители которых попадают на Чемпионат мира. Есть и турниры вне этой схемы — они обычно именуются фестивалями, и их в году бывает великое множество.

Не стоит считать, что фестивали — это нечто второстепенное. Спортивное ЧГК состоит в первую очередь именно из них; оно существовало задолго до появления чемпионатов стран и мира. Репутация многих фестивалей выше, чем у официальных состязаний; так, например, турнир, который

Это термин: свеченный вопрос —вопрос, который очень похож на уже игравшийся ранее. Поскольку за время существования «Что? Где? Когда?» сыграно невообразимо много вопросов, такие периодически попадаются. Чтобы их избежать, редакторы вопросов пользуются интернетовской базой данных.

проводится раз в два года в Великих Луках, по важности и почетности для победителя вполне может поспорить с Чемпионатом мира: дело в том, что этот турнир славится высочайшим качеством вопросов.

Существуют специальные чемпионаты для детских команд (рассчитанные на школьный возраст) и для молодежных (до 25 лет). Впрочем, тем и другим не возбраняется участвовать и во «взрослых» играх.

Команды из далеких регионов встречаются между собой нечасто — расстояние, деньги, время... А помериться силами между тем хочется. Для такого случая существуют «синхроны» — турниры, которые проводятся одновременно в разных городах и даже странах. Среди них особо стоит отметить Кубок городов: это ежевесеннее соревнование предполагает также соревнование между городами. Каждый город представляют 6 команд, и учитывается их суммарный результат (городам-призерам прошлого года предоставляется право выставить по две таких «надкоманды»).

Наконец, чтобы сопоставить силу команд, никогда между собой не встречавшихся, ведется рейтинг. Но о нем речь отдельная.

Рейтинг команд «Что? Где? Когда?»

Несколько лет назад энтузиасты решили вести рейтинг команд ЧГК, учитывая результаты различных турниров; в последнее время рейтинг стал официальным и ведется Международной Ассоциацией Клубов. Его можно найти по адресу rating-mak.chgk.info.

Формула рейтинга довольно сложна; идея в том, чтобы команда получала рейтинговые баллы за тех, кого она обошла, — в зависимости от их рейтинга. Учитываются пять лучших результатов за последнее время.

Почему учитываются только лучшие результаты? Раньше было не так. Но опыт показал, что учитывать и успехи, и провалы — это плохая политика. Представим себе, что команда чувствует себя не в полной силе — что ей делать? Не играть, чтобы не рисковать рейтингом, или просить не учитывать ее результаты перед началом турнира. А на мелкие турниры команде «из верхней дюжины» ездить вообще невыгодно: ведь выигрыш им почти ничего не принесет, а если их вдруг кто-то из более слабых команд обойдет — потеря в рейтинге будет гигантская.

Таким образом, полный учет рейтинга приводил к тому, что сильные команды опасались рисковать рейтингом и либо отказывались от участия в турнире, либо играли «вне конкурса». Это, конечно, было не на пользу игре, и потому установили нынешнюю систему.

На момент, когда пишется эта статья, верхняя двадцатка команд в рейтинге выглядит так:

Место Название команды Капитан Город Страна Рейтинг
1 Команда Кузьмина А. Кузьмин Москва Россия 11712
2 Афина М. Поташев Москва Россия 11518
3 Ксеп В. Севриновский Москва Россия 10554
4 Команда Губанова А. Губанов Санкт-Петербург Россия 10547
5 Десятый вал О. Леденев Хайфа Израиль 10490
6 Братья И. Тальянский Тель-Авив Израиль 9968
7 Неспроста А. Белкин Москва Россия 9955
8 ЛКИ А. Ленский Москва Россия 9845
9 Команда Богословского А. Богословский Санкт-Петербург Россия 9301
10 Гросс-Бух Е. Калюков Москва Россия 9221
11 Троярд А. Друзь Санкт-Петербург Россия 8777
12 Дилемма Б. Гуревич Саратов Россия 8723
13 Социал-демократы П. Малышев Москва Россия 8693
14 Вервольф Р. Хайбуллин Казань Россия 8692
15 ЮМА C. Виватенко Санкт-Петербург Россия 8645
16 Гностики И. Немец Хайфа Израиль 8443
17 Тачанка С. Абрамов-Герт Ростов-на-Дону Россия 8417
18 Реал-Мордовия Алексей Беспалов Саранск Россия 8336
19 Кулверстукас Е. Демин Нижний Новгород Россия 8130
20 Приматы Д. Пискун Днепропетровск Украина 8094

Как видите, преобладает Россия (что естественно, учитывая язык, на котором идет игра), конкурирует Израиль; Украина в последнее время немного «просела», но это, надо полагать, ненадолго: у нее много серьезных команд, которым просто не слишком везло. Еще в верхней сотне есть американские команды, белорусские, азербайджанские и немецкие.

Интернет-ЧГК

Нередко игрокам, живущим в разных городах, хочется не просто сыграть вместе — а сыграть в одной команде. Возможно и такое — при помощи интернет-соревнований.

Интернет-соревнования бывают двух основных видов: через чат (IRC) и долговременные. В первом случае это — обычное ЧГК, только вместо одной минуты на вопрос дают две (это потому, что набирать реплики дольше, чем произносить); во втором случае выдается сразу целый пакет вопросов на срок порядка суток или даже больше.

141KB
Знатоки очень любят «Свою игру»: настолько, что, если нет кнопок, готовы играть даже «на хлопки». Кто первый хлопнет в ладоши — тот отвечает.

Принять участие в интернет-соревнованиях может каждый, для этого не нужно жить в городе с клубом... но я бы не советовал начинать знакомство с ЧГК с долговременных интернет-турниров. Да и с IRC тоже, хотя и не так категорично.

Дело в том, что вопросы для интернет-соревнований пишутся совсем не такие, как на очных турнирах: невозможно же оградить играющую по интернету команду от поиска информации в сети. Поэтому вопросы делаются «поискоустойчивыми». А это, в свою очередь, приводит к тому, что авторы изо всех сил сторонятся упоминания в вопросе имен и названий. Двухминутные IRC-вопросы похожи на обычные, а вот вопросы долговременных туров, рассчитанные на то, что серьезная ЧГК-команда будет «раскручивать» их сутки...

... выглядят примерно так:

В одном из НИХ с обладателем шотландской фамилии ЭТО происходило почти каждый раз. В другом, где рассказывалось о произошедшем в третьем, ЭТО также случилось. В четвертом, созданном на острове, ЭТО произошло неоднократно. Про этот четвертый, по имеющимся данным, скоро появится тоже четвертый. С древности известны ОНИ, напрямую связанные с ЭТИМ. Напишите самое короткое из имен этих последних.

Так вот: обычно знатоки играют не в это. И не говорите, что я вас не предупредил. Если в вашей местности в ЧГК не играют, а интернет в наличии имеется — лучше поучаствуйте в IRC-турнире, тем более что «вне конкурса» в них может играть кто угодно.

Командные и индивидуальные игры

Большинство игр на логику — командные. В них взаимодействие между игроками — важнейший элемент, от которого в первую очередь зависит победа. Большинство вопросов берется не одним человеком, а двумя и более — при игре «в пас». Самый яркий пример, конечно, — «Что? Где? Когда?» с его минутой обсуждения, но и в других играх этого раздела игра «в пас» очень ценна.

Как это выглядит, можно увидеть в видеорепортажах: один игрок догадывается до одной части, другой — до второй, третий просто вслух произносит варианты, а у четвертого все это вдруг складывается в единую картинку и дает ответ.

Для многих игроков самой трудной оказывается проблема — когда высказывать все, что придет в голову, а когда лучше промолчать. Если говорить все подряд — можно оказаться в роли «спамера» и заглушить чью-то внятную мысль. А если озвучивать только то, что кажется умным, — легко упустить нужную версию, потому что ваша якобы «бредовая» идея могла бы получить развитие и обоснование от кого-то еще за столом. Общее правило гласит: если за столом — тишина, высказывать надо любую, даже самую нелепую мысль.

Здесь как раз начинается работа капитана. Капитан нужен главным образом не затем, чтобы сделать выбор в сложной ситуации — хотя это тоже одна из важных его задач, — а затем, чтобы вовремя понять, у кого есть действительно стоящая мысль, и обеспечить доведение ее до конца.

Многие считают, что самый ценный игрок в ЧГК — эрудит. Но представьте себе, что вы посадили за стол шестерых эрудитов, которые много знают, но не «раскручивают» вопрос; если они не знают ответа сразу (а так будет чаще всего) — вопрос останется невзятым.

В современной команде ЧГК очень нужны люди, раскручивающие вопрос, берущие его на интуиции и так далее. Очень полезны любители игры слов — вопросы на каламбуры и «Закончите шутку...» крайне популярны. Выигрывает, как правило, разносторонняя команда — а какие-то редкие знания требуются совсем нечасто.

Брейн-ринг

«Брейн-ринг» многим знаком по одноименной телепередаче, ныне на экраны не выходящей. Игру ведут две команды друг против друга; вопросы задаются примерно такие же, как в «Что? Где? Когда?» (но полегче), и их берут на скорость. Команда, которая нашла правильный ответ, жмет кнопку и отвечает. Кто первый догадался — тот и победил.

Спортивные правила
157KB
В «Брейн-ринге» самая ответственная задача — у кнопочника. Не вздумайте качнуть стол или хлопнуть по нему — можете не пережить последствий!
от телевизионных отличаются мало — разве что нет «отложенных очков» в случае невзятого обеими командами вопроса.

Очень часто бывает так, что обе команды берут вопрос еще во время его чтения (я ведь упоминал, что вопросы тут легче), — и тогда результат определяется фактически скоростью реакции человека, жмущего на кнопку (так называемого «кнопочника»). Одно время, когда «Брейн-ринг» был на пике популярности, «кнопочников» старались держать в каждой команде, и искусство скоростного нажатия было отточено до трудновообразимых пределов. Реакция лучших «кнопочников» (среди них, кстати, хорошо известный читателям ЛКИ Феликс Морозовский) составляет сотые доли секунды.

На сегодняшний день популярность «Брейн-ринга» на спаде. Причиной многие считают исчезновение с экранов телеигры, но это как минимум не вся правда. Фокус в том, что главный ресурс ЧГК и «брейна» — вопросы: хороших вопросов за год рождается немало, но все же не бесконечное количество, и их просто... жалко тратить на «скоростную» игру. Вот и получается так, что на «брейн» идут вопросы слабые, элементарные — в общем, то, что не пригодилось на ЧГК; как же после этого ожидать, что игра будет популярной?

Но все же поиграть в него вполне можно. На многих турнирах есть даже специальное развлечение — «Ночной брейн», для тех, кому не хватило основной программы... Он играется, как правило, с 21 до примерно 2 часов ночи.

Чеширский кот

Это термин: щелчок —как правило, у хорошего вопроса, если удалось найти правильный ответ, это сразу становится понятно. Как будто вы собираете какое-то устройство, и вдруг все со щелчком становится на свои места.

Эта игра похожа на «Брейн-ринг» — за одним важнейшим исключением. Команда, получившая очко, должна... высадить из-за стола одного игрока. Команда побеждает, если за столом не осталось никого; она понемногу исчезает, как кэрролловский Чеширский Кот — отсюда и название. Последний игрок получает почетное звание «улыбки Чеширского Кота».

Эта игра встречается не очень часто, но мы собираемся уже в 2007 году проводить соревнования по ней в рамках «Игр разума». Вопросы к первому турниру в процессе написания. Так что — следите за объявлениями.

Бескрылки

Эта игра совершенно уникальна и не похожа ни на одну из перечисленных ранее. Ее придумал Олег Пелипейченко, знаток из Харькова; похоже, Харьков вообще урожаен на игровые идеи.

Суть вот в чем. Игрокам предлагается стихотворение, в котором пропущена некоторая часть (например, одна строчка). Нужно заполнить ее крылатой фразой,

Это термин: троп —иносказание в вопросе, использование слова в переносном значении. Например: «товарищами по классу», если имеется в виду класс птиц как биологическая общность. Одним словом, троп — то, что в тексте обычно стоит в кавычках.

так, чтобы получились и рифма, и размер, и смысл. Отсюда название: изначально текст у вас без «крыла», надо это «крыло» добавить.

Например:

   Дьяк любил жену-заразу,

   Ревновал ее, однако.

   Как придет она — он сразу:

   [...]

   (Автор — Григорий Остров)


Недостающая строчка: «У попа была, собака!»... Заметьте, что от источника фраза отличается запятой; но такие изменения, согласно правилам игры, не считаются неправильными — как и переносы ударения, замена большой буквы на маленькую (и наоборот), вставка или убирание пробела.

Играют в «Бескрылки», как правило, по интернету — в режиме долговременных соревнований (на набор «Бескрылок» дают обычно 2 дня). Бывают и очные соревнования на ЧГК-турнирах. К сожалению, крылатые фразы постепенно кончаются, и сейчас используют просто известные...

Прочее

Полный список знатоковских игр составить очень трудно — есть еще много развлечений и соревнований, популярных только в очень немногих местах.

Например, в московском бридж-клубе «Бермудский треугольник»
143KB
Жюри обрабатывает полученные ответы.
ежегодно играют в «Интеллектуальный биатлон»: он состоит из спортивного бриджа и игры, подобной ЧГК (но в команде не 6 человек, как обычно, а 4). Фрагменты этого соревнования вы могли видеть на диске прошлого номера нашего журнала.

В Ульяновске и некоторых других городах Поволжья можно встретить «Библиотеку»: это конкурс, где название книги пытаются «понять превратно», а знатоки должны догадаться, какую именно книгу так охарактеризовали. Например, «Осуждение промывки мозгов» — это «Критика чистого разума» Канта, а «Фельетон о плохой работе сантехники» — «Мертвые души» Гоголя.

Когда-то был популярен простенький конкурс «Перевертыши», когда в известной фразе все слова заменяют на их противоположности. Конечно, антонимы есть не у всех слов — тогда, например, из зайца делают волка, а из березы — пальму. И надо угадать исходную фразу. Но это настолько просто, что сейчас «Перевертышей» уже почти не встретишь.

Несколько игр я знаю только по названию, воочию не встречал. Мир знатоковских игр настолько многообразен, что полностью его изучить немногим проще, чем мир игр компьютерных.

Как в это поиграть?

Принять участие в ЧГК и других подобных играх, в общем-то, несложно. Особенно если удастся собрать команду, хотя бы из сплошных новичков.


Расписание большинства турниров по всему миру можно найти в так называемой Летописи ЧГК — она находится по адресу
115KB
Такие плакаты с устрашающим логотипом Чемпионата мира были развешаны этим летом по всему Калининграду.
internet.chgk.info/znatoki/boris/reports/. Какие-либо мелкие соревнования могут туда не попасть, но большинство игр вы там отыщете.

Чаще всего проводятся турниры по ЧГК; а уже на них, в качестве дополнительной программы, как правило, можно найти что-то еще: «Брейн-ринг», «Свою игру», «Эрудит-Квартет», «Травести», «Бескрылки»...

На турнир нужно предварительно заявляться (и чем раньше — тем лучше); но во многих можно поучаствовать «вне конкурса». Просто прийти командой в качестве зрителей — и попробовать поиграть.

Кстати, существуют и турниры, где есть особая «любительская» номинация, то есть можно посоревноваться новичкам с новичками. Например, турниры клуба «Неспроста» (nesprosta.tripod.com), которые чаще всего проводятся в Москве, Калуге и Ростове-на-Дону, почти всегда проводят соревнования в детской и в любительской номинациях.

(Как я уже упоминал, среди турниров есть детские и молодежные. Так что, например, команда одноклассников вполне может сразиться со своими сверстниками, а не с «зубастыми профи».)

О том, как попасть на телевизионные игры, обычно подробно рассказывают непосредственно в эфире. У «Своей игры» и у проводящей «Что? Где? Когда?» фирмы «Игра» есть и свои сайты (promo.ntv.ru/programs/infotainment/svoyaigra/ и www.tvigra.ru),

Это термин: удержание формулировки —за столом ЧГК почти всегда есть игрок, ответственный за то, чтобы зафиксировать, что конкретно просят указать в ответе. Например, если речь идет о некоем герое фильма — надо назвать героя, актера или фильм? Поскольку команд много, уточнить это у ведущего невозможно, и надо следить за формой вопроса самостоятельно.

где можно получить дополнительную информацию. Расписание наших «Эрудит-квартетов» вы найдете, как обычно, на сайте erudit.lki.ru.


По адресу internet.chgk.info вы обнаружите Интернет-Клуб ЧГК. А также расписание его соревнований — IRC-ЧГК, долговременных турниров ЧГК (они называются там ИГП) и бескрылок (ИЧБ). Подписавшись на рассылку знатоков (вся информация — на том же сайте, в разделе «Вступить»), вы узнаете и о неофициальных играх Интернет-Клуба в тех же жанрах. Лучше поначалу подписаться только на чисто информационную рассылку z-info, чтобы не погружаться сразу в споры — как и в любом месте, где собирается сразу много людей, там порой бывает довольно скандально.


Хотите сперва попробовать свои силы в гордом одиночестве или дома с друзьями? Возможно и это. Вам поможет страничка db.chgk.info/random.html, где можно получить пакет случайных вопросов, написанных и сыгранных в разные времена. Как и все случайное, они могут оказаться какими угодно — банальными, профессиональными или «перекрученными», даже некорректными, но главное — их много, и ничто не мешает повторять сколько угодно раз.

Как найти ответ на вопрос «Что? Где? Когда?»

Алгоритма, который находил бы ответ на любой вопрос «Что? Где? Когда?», не существует. Тем и интересна эта игра; и нет абсолютно никакой надежды (опасения?), что в нее в ближайшие сто лет научится играть компьютер.

И все-таки некоторые методы существуют. Обычно в первые месяцы игры начинающий знаток их осваивает, а далее уже применяет в меру своего таланта и интуиции. По моему личному мнению, самое трудное в ЧГК — это быстро определиться с тем, где и каким образом надо искать ответ. Минута — это очень мало, на следование ложными путями времени не хватает.

О нескольких методах взятия вопросов мы сейчас и расскажем — на примерах реальных вопросов М. Поташева, прозвучавших в разных турнирах спортивного ЧГК.

Это важно: даже в примерах, которые приведены ниже, описанный метод взятия вопроса — как правило, не единственный. Нет ничего дурного в том, чтобы взять их как-либо иначе...

Перебор

Это, пожалуй, самый простой метод взятия вопроса, но зачастую далеко не самый быстрый. Находим в вопросе утверждение, где нам неизвестен какой-то факт, но возможных вариантов немного, — и пытаемся их перебрать за минуту. Например:

Этимология этого слова латинского происхождения спорна. По одной из версий, оно является вариантом другого известного слова и означает «то, что необходимо для поддержания жизни». По другой версии, оно означает «центр, средоточение», поскольку образовано из букв, стоящих в середине алфавита. Что это за слово?

Этот вопрос замечательно берется перебором. Возьмем латинский алфавит (слово — латинского происхождения, это дано в вопросе) и произносим про себя или вслух последовательности букв из его середины. И-йот-ка, ка-эль-эм, эль-эм-эн... Ага! Вот и «щелчок».

Ответ: элемент. (А «другое известное слово», упомянутое в вопросе — «алимент».)

Не всегда список вариантов для перебора настолько очевиден. Это может быть, например, рифма к слову (если дается неполное стихотворение), редкая профессия, знаменитые люди небольшой страны — да мало ли что еще...

А вот и пример посложнее.

Эти два слова отличаются друг от друга всего одной буквой, хотя значения у них совершенно разные. Однако оба они, по мнению некоторых лингвистов, происходят от одного и того же латинского корня, означающего «тащить», «тянуть». Что же это за слова?

Тут надо перебирать устройства, которые предназначены для того, чтобы что-то тянуть, — и при этом смотреть, не найдется ли слова, отличающегося всего одной буквой, к которому тоже можно как-то приспособить глагол «тянуть». Помимо перебора, тут нужна хорошая интуиция, да и сам перебор непрост — не то что в первом примере.

Ответ: трактор и трактир.

Поиск аналогии

Нередко в вопросе надо достроить неизвестный факт по аналогии с имеющимся. Посмотрим на несложном примере, как это работает.

Барон фон Драйс известен как изобретатель бегового велосипеда. Ему принадлежит и еще одно изобретение, предназначенное для передвижения по тем дорогам, по которым на велосипеде не проедешь. Назовите его.

Какие дороги непригодны для велосипеда? Самая банальная идея: железные. Если человек работал над конструкцией велосипеда — что подобное он может придумать для железной дороги?

Ответ: дрезина.

Сейчас дрезинами порой называют много чего, но изначальное значение — это устройство для передвижения по рельсам на мускульной тяге. Параллель с велосипедом очевидна.

Дополнительные данные

Многих новичков ставит в тупик явная недостаточность данных в вопросе. Казалось бы, не за что зацепиться, — а все равно какие-то команды этот вопрос берут.

Такие люди в разное время появлялись во многих странах — в Соединенных Штатах, в Корее, в Японии и, конечно, в России. Называли их в каждой стране по-своему, но во всех этих названиях есть нечто общее. А как их называют в Монголии?

Первая мысль — данных не хватает! Но на самом деле мы обладаем еще одним важным знанием: вопрос этот можно взять, иначе его не поставили бы в тур (предполагая, что редактор вопросов — человек разумный). Едва ли нас будут спрашивать, например, о том, как в Монголии называют адвокатов или, допустим, легкоатлетов?

А значит, либо в ответе должно быть то, что о Монголии знают все, либо... либо о ней не надо знать ничего, чтобы ответить. Но при этом их в Монголии должны называть не так же, как в России, — иначе непонятно, зачем спрашивать про Монголию. То есть в итоге обязана получиться какая-то автоматическая замена. Речь идет о людях; заменить автоматически можно, например, русского на монгола... А вот, собственно говоря, и...

Ответ: новые монголы.

Зацепка

Нередко бывает так, что в вопросе есть какое-нибудь слово или выражение, которое выглядит непривычным, немного нарочитым или лишним. «Это ж-ж-ж-ж — неспроста!» — говорят себе игроки: видимо, оно должно как-то наводить на правильный ответ.

У североамериканских индейцев оджибве и алгонкинов есть миф о юноше, обратившемся к богам с просьбой об облегчении существования людей. Ему явился бог Мондамин и вызвал юношу на борьбу. Борьба продолжалась четыре дня, но в результате юноша победил, убил Мондамина и похоронил его. А теперь, уважаемые знатоки, вопрос: божеством чего считался Мондамин?

Тут наводит на размышления слово «похоронил», к сюжету легенды прямого отношения оно не имеет. Уж не тем ли он облегчил жизнь людям, что похоронил этого самого бога? А как это может помочь? Что кладут в землю, чтобы получить от этого пользу? Зерна. А поскольку речь идет о Северной Америке, легко вспомним, что там было принято в те времена сажать, — кукурузу.

Ответ: маис, кукуруза.

Правда, тут могут быть и другие версии: картофель, например, или вообще «плодородие». Тут наступает фаза «капитанского выбора». Впрочем, широко известно, что сами индейцы больше всего из своих сельскохозяйственных культур ценили маис.

В этом примере зацепка, так сказать, «сюжетная». А бывает и чисто словесная. Например, один вопрос Ильи Иткина начинался со слов: «Вы думаете, мы засчитаем вам ответ, не совпадающий дословно с приведенным в источнике?» А ответ был такой: «Дудки!»... Нужно было прицепиться к начальным словам вопроса и задуматься, какой ответ, подходящий под смысл вопроса, можно дать на эту первую фразу...

Замена

Этот метод появился сравнительно недавно, но стал очень популярен. Суть его в том, что одно (или несколько) слов в вопросе заменяются на другие, о чем предупреждают в первой же строке вопроса; и надо восстановить замененные слова. Замена всегда одинакова, то есть если в первой фразе слово «икс» заменяет «зонтик», то и во второй — тоже. А если в вопросе есть еще и слово «иксовый», то оно означает «зонтичный».

Чаще всего замена подбирается со смыслом — так, чтобы находилась некая параллель между тем, что было, и тем, что заменено. Если такой параллели не подобрали — тогда стараются брать незначащее слово, вроде того же «икса».

В случае со значащим словом самое главное — догадаться, по какому принципу сделана замена.

Усомнимся

Хотя факты в вопросе даны нам, как говорится, свыше, иногда правильный ответ получается, если в них усомниться.

Энергия, вырабатываемая диатиумной батарейкой, поступает на фокусирующие кристаллы, где преобразуется в поток направленных энергетических пакетов. Затем через положительно заряженную энергетическую линзу она фокусируется вовне на расстояние, установленное регулятором. Мы не спрашиваем, как называется устройство, принцип действия которого описан. Ответьте, как называются те, кто им пользуется?

Позвольте, что такое «диатиумная батарейка»? Какая еще «положительно заряженная энергетическая линза»? Кажется, тут кроется подвох. Уж не о фантастике ли речь? А если еще представить себе то, что описано, — луч, идущий на конечное расстояние, — то все становится понятно.

Ответ: джедаи.

Ловушка

В чем-то сродни предыдущему методу — задача избегания ловушек. Нередко правильный ответ, как кажется, просто лежит на поверхности... но стоит задуматься — может ли этот якобы очевидный ответ быть правильным? Не слишком ли просто?

Очень актуален этот принцип в «Своей игре» и «Эрудит-квартете». Если вы видите вопрос по высшей ставке, а вам кажется, что он заслуживает низшей, — возможно, вы чего-то не заметили. Так, на втором соревновании нашего журнала по «Эрудит-квартету» две команды попались на мнимую очевидность в вопросе о книге, в честь которой названа первая стратегия в реальном времени для РС. Ответив «Дюна», они поторопились — правильным ответом было «Искусство войны» Сун Цзы.

А вот и пример из ЧГК.

Их было четверо. Они отправились в дальний путь, чтобы спасти знатную особу женского пола. Первый — мужественный и суровый рыцарь, второй — большой любитель выпить и закусить, третий — любимец женщин и четвертый — главный герой, добившийся в итоге успеха. Имена первого, третьего и четвертого начинаются с одной и той же буквы. С какой буквы начинается имя второго?

Первые секунды команда обдумывает версию с тремя мушкетерами и д'Артаньяном. Но вот беда: д'Артаньян — не имя, а титул, а Атос, Портос и Арамис — прозвища. Что-то тут не так... Те команды, что быстро отбросили эту версию, получили шанс придумать другую — и вспомнить «Руслана и Людмилу».

Ответ: «Ф» (Рогдай, Фарлаф, Ратмир и Руслан).


* * *

Некоторые типовые ошибки и, наоборот, удачные ходы мы постараемся рассмотреть в комментариях к нашему видеорепортажу. Пока что жанр комментирования минуты обсуждения еще совсем неразвит — в телеигре это ни к чему, а записи спортивного ЧГК редки. Если удастся делать такие разборы игры, как делается в шахматах или футболе, — это очень упростит начинающим приобщение к ЧГК; но на сегодняшний день этой задачей серьезно еще не занимались.


* * *

Напоследок я хотел бы сказать вот что. Система знатоковских игр достаточно дружелюбна к новичкам. Если в вас обнаружится талант к подобным занятиям, нет абсолютно никакой причины, почему бы вам уже в первый год не оказаться в высшей лиге, турнирная формула это допускает. Был даже прецедент, когда абсолютно новая команда (Анатолия Белкина) выиграла высшую лигу Москвы. Конечно, такие случаи редки, но в любом случае ничего не мешает просто прийти и попробовать свои силы. Для этого действительно не требуется ни обширной эрудиции, ни высшего образования, ни чего-либо еще, кроме желания и умения думать.

Между прочим, это отнимает куда меньше времени, чем многие другие развлечения, и уж точно вполне совместимо с нормальной жизнью, работой, учебой, семьей и так далее. Мне, к примеру, совсем не мешает руководить журналом и растить дочерей.



Назад