Лучшие компьютерные игры

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Авторы материала:
Алексей Шуньков (Stager)
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (60) ноябрь 2006

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault

Появление Dawn of Warна страницах «Дуэльного клуба» было вопросом времени, и вот наконец это время настало. В бой снова идет Ричард Псмит, а также отдохнувший за время непродолжительного дуэльного отпуска Алексей Шуньков. Ни один из авторов не числится в рядах киберспортсменов, но оба они причисляют стратегии к списку любимых жанров, так что дуэль обещает быть очень напряженной. Что ж, пора передать им слово.

ТРИБУНЫ
болельщиков
Ричард
ПСМИТ
Алексей
ШУНЬКОВ
Псмит
П
Р
О
Т
И
В
Стажер
Болельщиков:
148
Болельщиков:
135
Приз зрительских симпатий получает Ричард ПСМИТ
Вы можете стать болельщиком и поддержать одного из участников дуэли, проголосовав за него на сайте журнала (www.lki.ru), в разделе «Дуэльный клуб». Голосовать можно не чаще одного раза в сутки.

Бой 1. Сквозь пальцы

СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ
Карта
Война умов
 Ричард Псмит 
Хаос
 Алексей Шуньков 
Космодесант
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 14KB

Stager: Космодесант, как на мой взгляд, это одна из самых простых рас. Сильная ранняя пехота, интуитивно понятное дерево развития, дорогая, но мощная техника. А если дело дойдет до высоких технологических уровней, пригодится возможность десантировать подразделения в глубокий вражеский тыл. Но я искренне надеюсь, что исход боя все же решит ранняя пехота.

Псмит: Я для первого боя предпочту Хаос. Его солдаты умеют маскироваться, да и маги мне всегда были симпатичны. Кроме того, ускоренное строительство должно повлиять на захват ключевых точек.

Раздельное питание

Stager: Схема развития у меня традиционная для многих рас. Строитель, кем бы он ни был и как бы ни назывался, строит казарму,
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 144KB
Псмит: Похоже, труднее всего будет контролировать южный угол. А надо — непременно.
а в главном здании заказываются три штурмовых отряда и еще один строитель, причем именно в такой последовательности. Появившись на свет, бойцы тут же разбегаются захватывать ближайшие стратегические точки, и к моменту, когда первая бригада справляется с захватом, строитель как раз завершает работу. Дальше — проще. Штурмовики расходятся по карте, оставляя за спиной захваченные точки, а строители идут за ними по пятам, с каждой постройкой укрепляя рост влияния. Казармы тем временем уже вовсю производят более высокотехнологичных бойцов и еще одного строителя, который позаботится об остальных необходимых зданиях. Собственно, именно по этому плану я и начал партию.

Псмит: Начало банально: закладываем храм, строим три отряда сектантов и начинаем распространяться по карте, захватывая все и строя посты на стратегических позициях. Бойцов, которых собираемся отправлять в центр, усиливаем — им придется помериться силами с авангардом Алексея.

Впрочем, слишком сильно я на них не надеюсь: сразу же производим десантников, и, при первой возможности, рапторов. Этот отряд быстрого реагирования должен будет «стараться чаще бывать везде».

Первое противостояние

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 134KB
Stager: Связываться с этими чудищами — себе дороже. Придется пожертвовать одним отрядом, пока другие мирно занимают карту.

Stager: Встреча, как и предполагалось, произошла в самом центре. Логично — мы с Псмитом примерно равны по классу игры, поэтому и развиваемся с одной скоростью. Благо мои автоматчики быстро расправились с кучкой сектантов, позарившихся на дармовую ключевую точку, и тотчас же принялись захватывать ее сами. Не пропадать же добру!

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 89KB
Псмит: Вражеские разведчики убегают прямо в гости к сектантам.

Но торжество справедливости длилось недолго. Вслед за первой порцией разведчиков в центр подтянулась огромная толпа враждебно настроенных хаоситов. Мне пришлось отозвать разведчиков под прикрытие тяжелых болтеров, которыми я как раз успел оборудовать захваченный реликт. Враг отступил, но надолго ли?

Псмит: Увы, жалкие сектанты, да пожрет Хорн их души, не выдержали напора разведчиков космодесанта. Расследовать причину буду потом (по-моему, боевой дух подкачал), надо готовить вторую волну — для попытки отобрать потерянный центр карты.

Тем временем дополнительные точки усиливаю и кое-где ставлю пушки. Хорошо бы они могли постоять за себя до прибытия рапторов. А тем временем на базе ставим генератор и заказываем оружейную.

Визит вежливости

Stager: Люблю я все-таки тяжелые болтеры. Бывает, захватишь стратегическую позицию, да как забьешь болтер неподалеку от нее!
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 134KB
Stager: Все доступное место займут тяжелые болтеры. Реликтовую точку нужно беречь.
А с ним и другой, и третий. Дальше — дело техники: как только где-то рядом вспыхивает локальный конфликт, нужно убрать бойцов под прикрытие стационарных орудий. Вражеская пехота по инерции тянется за ними, поначалу думая, что преследует. Потом, на свое горе, «преследователи» настигают «жертву», недолго трепыхаются, пытаются бежать и в итоге бесславно усеивают костями все окрестности моего укрепрайона. А пока враг соберет новую бригаду, болтерами ощетинивается еще одна только что захваченная точка.

Но пора бы навестить товарища Псмита на его базе да посмотреть, не получится ли под шумок пристрелить одного-двух рабочих... Нет, не получилось. Судя по обилию пехоты, мой оппонент как раз готовил очередную дерзкую вылазку. Будем надеяться, что я его хотя бы немного задержал.

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 98KB
Псмит: Вторжение? Или просто напоминание о бдительности?

Псмит: Зная страсть Алексея к утыкиванию всего свободного пространства пушками, я подготовился к контратаке тщательно — собрал приличную армию, перевооружил кого надо, придал командиров. И тут, к моему удивлению, Стажер пожаловал сам. Видимо, решил, что те несчастные сектанты составляли всю мою армию?..

Как-то даже неуважительно атаковать базу такими силами. Жаль, как жаль, что в Warhammer 40000 не предусмотрено накопления боевого опыта!

Ввязываюсь в позиционное противостояние по центру и оставляю фланг, на первый взгляд, пустым. Прячу там свою пехоту — в надежде подловить Алексея на вкусную добычу.

Опасные маневры

Stager: Попробуем чуть более сложную схему. Группа заранее обреченных пехотинцев отправляется отбивать у Псмита самую-отдаленную-ключевую-точку, и не потому, что она мне шибко нужна (хотя пригодится). Суть в том, чтобы отманить основные силы от базы и устроить еще один набег — теперь уже более солидными силами.

Тут, признаться, я немного не рассчитал. Реакция на захват последовала молниеносно, и к моменту начала вторжения основная масса вражеских войск уже подходила к базе. Спустя буквально пару секунд они приняли активнейшее участие в обороне и вскоре полностью истребили всех нападавших. К тому же я сосредоточил огонь на зданиях, стараясь нанести максимальный ущерб,
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 135KB
Псмит: Расстрел диверсантов прямо на месте преступления.
так что войска противника чувствовали себя как в тире, не получая ни малейшего урона. В итоге от казармы осталось от силы процентов пять, но ведь их-то починят... Размен крайне неудачный.

Радует только одно — на моей базе уже вовсю начинает штамповаться техника, и вот когда в бой вступит она, баланс сил непременно изменится.

А пока на карте затишье — Псмит явно с головой ушел в экономику, а я восстанавливаю атакующий потенциал в виде двух крупных подразделений. Когда наступит час Икс, они ударят с двух флангов.

Псмит: Кажется, моя ловушка сработала? Но если так, то почему сюда заявился всего один взвод? Чем-то напоминает известную историю, когда немцы строили деревянный макет аэродрома, а потом туда прилетел английский самолет и сбросил деревянную бомбу (немцы рассказывают эту байку с точностью до наоборот...).

Это может означать только одно: ожидается удар в совсем другом месте. Срочно сворачиваю свои операции и командую всем вернуться к базе! И правильно: вот они, главные силы. Вломились в мой город и пытаются насмерть зарубить мою оружейную. Не получится!

Однако сил на контрудар, похоже, недостаточно, и надобно переходить к производству техники. Народу нужны осквернители: любо-дорого посмотреть, как эти машинки расправляются со вражьими офицерами.

Сейчас, похоже, у Алексея преимущество по развитию, и надо его скомпенсировать. Заказываю жилище демона.

Двойной удар

Stager: Ну что ж, стартуем. Три укомплектованных отряда пехоты космодесанта и два дредноута с севера, и точно такая же ударная единица с юга. Южная пойдет через центр, чтобы пробраться к восточной оконечности вражеской базы. Северная, как ей и полагается, сделает небольшой крюк, обогнет центр и ударит с севера.

И вот сюрприз. Группа «Центр», она же первая, встречает на пути мощнейшее (и притом механизированное) подразделение Хаоса. Дать бой? Но ведь тогда сорвется весь план нападения! И к тому же я не вполне уверен в исходе такого боя. Вот если подтянуть сюда вторую группу, перевес будет явно в мою пользу... Нет, мы поступим не так.

Костяк вражеской армии составляют шагающие пауки и танки.
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 121KB
Псмит: За что машинку обозвали осквернителем? Очень гуманная техника: сама за собой закапывает убитых, чтобы заразу не разнести.
Пехоты совсем мало, и она достаточно слабая. Решено. Мы продолжаем наступление, с двух сторон обходя неприятеля.

Теперь — интересный расклад. Если хаоситы решатся-таки продолжить путь на мою базу, они, вероятнее всего, не оставят там камня на камне. Но ведь Псмит-то этого не знает! Он вполне может предполагать там еще какой-то войсковой резерв, с которым ему придется несладко. А вот что он знает точно — так это то, что его собственной базе не жить, если вся эта техника не присоединится к обороне. Естественно, он срочно остановил атаку и устремился вслед за моими штурмовыми отрядами.

Поскольку вторая группа шла в обход, Псмит, вероятно, решил, что имеет дело только с одной армией. Не желая его разочаровывать, я временно затормозил бодрый марш группы «Центр», чтобы увлечь преследователей хорошей потасовкой. В итоге вторая группа успешно вломилась на базу Хаоса и снесла несколько зданий. Когда защитники все же подоспели, в игру вступил доселе почти пассивный центральный отряд. Оставив Псмиту добивать усердно отстреливающихся пехотинцев, группа «Центр» пронеслась по опустевшей карте и оперативно отняла у врага все, до чего дотянулась.

Оборвалась ее линия жизни все там же — на вражеской базе, все больше напоминающей городской квартал после бомбежки.

Псмит: Ну вот, с таким не стыдно и заявиться на базу врага. Есть осквернители, всякая другая техника, герои... Нету, правда, демона — пока. Долго строится, паразит с крыльями.

Таак... А вот и встречный визит. На миг задумываюсь: продолжать атаку или... Нет, все-таки «или». У меня база укреплена так себе, а у Алексея наверняка одних только стационарных пушек хватит, чтобы испепелить большую часть армии. Иначе он сам остановил бы атаку. Решено: возвращаюсь.

На базе между тем наштамповали еще кое-каких железяк, и мы пытаемся осуществить операцию «молот и наковальня». Но пушек — мало! Удручающе мало!

И тут происходит самое гнусное: с фланга, откуда отозваны почти все войска, ломится вторая группа, этакий засадный полк Дмитрия Боброка.

Нет, я справился и с ней, конечно... Но какой ценой! Главное здание снесли (кто бы сомневался!), и, что гаже всего, не осталось ни одного строителя! Да, эта оплошность просто непростительна. Теперь остается только одно: попытаться нанести ответный удар. Это единственный шанс, другого не будет. Тем более что вызов демона уже практически готов.

Конфуз гигантов

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 147KB
Stager: Боевые машины неосмотрительно ввязались в стычку с мелкой пехотой. К их возвращению базы у Псмита уже не будет.

Stager: Спустя минуту после недавнего штурма обороняться пришлось уже мне. Не успели космодесантники толком восстановить силы (и численность), как у северной окраины наших владений появился — так, на секундочку — демон. Такой себе крылатый, все как положено. Демоном Хорна зовут. Благо пришел он без «группы подтанцовки», и после ожесточенной перестрелки все же погиб. Признаться, я с содроганием ждал, что по пятам гиганта придет еще какое-нибудь чудовище, ну или, как вариант, толпа мелких чудиков — тогда оборона бы точно не устояла. Но нет, эта страхолюдина умирала в гордом одиночестве, не мешая копить силы для очередного броска.

И вот — решающая атака. Космодесантники и дредноуты встречают на пути множество громадных вражеских роботов... Но насколько же они неповоротливы!
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 143KB
Псмит: Орки, может, разбежались бы. Но не десантники, увы.
Да, вражеская техника совершенно не мешает мне крушить базу. Там, где дело доходит до стычки, моя верная пехота разлетается веером и больше уже не поднимается. Но пока роботы силятся угнаться за одним отрядом, еще пять вовсю громят ненавистные постройки, обходя стороной опасных монстров.

Вот и все. Титаны угрожающе щелкают клешнями, под которые никому не хотелось бы подвернуться, но... охранять им уже нечего. Чистая победа. И, в определенном смысле, мирная.

Псмит: Мне не хватило хладнокровия. Вообще-то вызов демона изначально планировался для массированной атаки, а вышло ни то, ни се. Роботы застряли по дороге, пехота как-то тихо умерла на пушках, силы растянулись, в общем — от него кровопролитиев ожидали, а он чижика съел.

Конечно, еще есть где строить технику, но шансов на победу не видно. Разгром моей базы — дело времени, и недолгого.


Разбор полетов

Stager: Признаться, эта партия стала для меня небольшим открытием. Победе не помешало даже отставание в технике, поскольку я просто старался не иметь с ней дела. Где-то шагает страшный тяжелый танк-паук?! Ну и бес с ним, я пока займусь зданиями! Вот если бы вся эта лязгающая армада направилась ко мне на базу, пришлось бы очень несладко. А пока Псмит силился использовать неповоротливые машины в обороне, они не беспокоили резвых космодесантников.


Псмит: Я неудачно использовал сильные стороны Хаоса. Для эффективного применения маскировки нужен больший опыт в конкретной игре — чтобы представлять себе, что и как ее снимает. В следующий раз выберу расу с более очевидными для меня преимуществами. Ну, и обороной пренебрегать категорически нельзя. Этот бой это с очевидностью продемонстрировал.

Бой 2. Багровые реки

СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ
Карта
Река крови
 Ричард Псмит 
Эльдары
 Алексей Шуньков 
Орки
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 14KB

Stager: Орки — еще одна откровенно любимая раса, причем в основном за... будете смеяться... русскую озвучку. Все персонажи настолько колоритны и словоохотливы, что по ходу сражения нет-нет да и порадуешься очередной случайной фразе. Но и в бою зеленокожие обычно показывают себя с лучшей стороны. Главное — не забывать про агитпункты, без массового строительства которых можно забыть о любом расширении армии.

Псмит: На этот раз я выберу эльдаров. Главное их достоинство в моих глазах — это звездные врата, телепортирующие бойцов и здания. С ними не страшны никакие ложные удары и отвлекающие маневры — можно быть сильным везде одновременно. Хлипковаты эльдарские бойцы? Ну да, отчасти. Но в мобильности — ключ к победе.

Эльфийское гостеприимство

Stager: Начало партии пошло по уже упоминавшейся привычной схеме. Три группы орков разбрелись к ближайшим ключевым точкам, гретчины принялись возиться с казармами, а второй отряд орочьего стройбата вплотную приступил к агитации. Вот, кстати, за что еще я люблю орков, так это за то, что их турели (а ведь агитпункты «Грааа!» — это, по сути, они и есть) помимо стрельбы приносят дополнительную пользу. Так, бывает, строишь тяжелый болтер и в уме уже прикидываешь, сколько зданий и войск не построено из-за стационарных линий обороны. У орков проще — надо строить, и точка.

Закончив с захватом ближайших жизненно-необходимых позиций, я решился на дерзкий набег.
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 104KB
Псмит: Мы еще не построили сеть врат и можем только приветствовать атаку на базу, а не на дальние ключевые точки.
Три группы рубак во главе со Старшим Сварщиком нанесли ранний визит эльдарам. Не возьмусь судить, что стоило делать на вражеской базе. Быть может, надо было вступить в бой с эльфийской пехотой, но я решил нанести максимальный ущерб зданиям, отчего и пострадал. Оказавшись под огнем, орки очень неохотно рушили домики, и, одолев всего один хлипкий генератор, полегли как один. Только израненный Старший Сварщик чудом унес ноги и, чтобы не тратить времени даром, потопал на север — отвоевать какую-нибудь стратегическую позицию.

Псмит: Где-то там, за рекой, орки пьют-гуляют, а у нас идет распространение по позициям. От обычного отличается тем, что по возможности стараемся ставить немного позади «горячей точки» звездные врата, дабы вовремя подводить резервы. Потом обучим их и пушки возить, ну а пока пусть народ гоняют с места на место.

При первой же возможности нанимаю баньши и жнецов, к ним — экзархов, укрупняю отряды. В атаку пока не иду: орки и сами пожалуют.

А вот, кстати, и они. Сеть врат еще не готова, но и стационарного гарнизона вполне хватит. Хорошо, что орки решили сразу завладеть столицей; на дальних рубежах я бы их не удержал.

Быстро достраиваю врата — и готовлюсь к производству техники. Мне понадобятся шагающие роботы — «лорды-призраки» со световыми копьями — и платформы поддержки для пехоты. Но это требует долгой подготовки.

Дубль два

Stager: Стоило только одинокому Сварщику взяться за захват вроде бы и ничем не примечательной стратегической позиции, как откуда ни возьмись на него налетел отряд вражеских стрелков. Вот и все, пропал бедняга, — подумалось мне. Здоровье у орочьего главаря и до этой стычки уже составляло два-три красных пикселя, так что даже уйти, надо полагать, не успеет.

Тихо вздохнув по поводу несложившейся судьбы Сварщика, я отправился решать насущные вопросы на базе, но спустя какое-то время с удивлением обнаружил на
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 82KB
Псмит: Плохо лежала эта позиция. Хуже некуда лежала.
месте недавней драки... зеленую точку. Геройский орк решительно разбросал всех нападавших, о чем свидетельствовала кучка эльдарьих трупов. И даже здоровье поправил — пикселей эдак до пяти, наверное. Раз такое дело, пришлось снабдить его отрядом громил.

Впрочем, дальнейшая его судьба сложилась неудачно. Когда на востоке завязалась драка вокруг неподеленной точки влияния, я опрометчиво решил, что лучшего момента для повторной атаки и быть не может. Как же! На вражеской базе поджидал отряд такого размера, что вся орочья братия, включая и ветерана-Сварщика, растаяла за считанные секунды. Жаль.

Псмит: На стражей полагаться никак нельзя: эти хлипкие ребята целым полком не могут справиться с одним вражьим офицером. А если сейчас шкворни подоспеют? Техника — вот что нам нужно, и как можно быстрее! А энергии-то не хватает...

Но вот наконец появились врата. Отряд, возвративший мне потерянную было стратегическую позицию, успевает вернуться домой к прибытию очередных рубак. Я набиваю до отказа врата и жду — где покажутся зеленые бандиты? Теперь выгрузка боевой группы — дело нескольких секунд.

А чтобы кое-кто не чувствовал себя слишком уж безнаказанным, я посылаю очередных стражей вместе с полком баньши в глубокий тыл — захватывать позиции. Дополнительная цель — когда местные войска отправятся на подавление диверсии, установить врата где-нибудь поближе к базе Стажера. В центре, прямо у реки, мы закрепились — принесли через врата несколько пушек из дома.

Большая бойня

Stager: В войсках произошли радикальные перемены — слабеньких рубак сменили банды громил, ребят во всех отношениях серьезных и обстоятельных. Свалка пушек несла в зеленые массы плоды нехитрой науки, база топорщилась пушками... В общем, дела шли свои чередом — еще чуть-чуть, и можно будет массово производить технику.

И тут северный аванпост, состоящий из захваченной стратегической позиции и двух агитпунктов, подвергся робкой механизированной атаке со стороны двух долговязых роботов. Лордов-призраков, если мне оперативная память не изменяет.

Хорошо, что в дополнение ко всем громилам я обзавелся бандой бронебойцев, — размышлял я, отправляя армию на подавление агрессии. Но шагоходы оказались приманкой, и в левый фланг карательному отряду ударила отборная пехота врага, усиленная такими же шагоходами и еще какой-то техникой.

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 111KB
Псмит: Господа орки, не желаете ли прогуляться? Тут рядом есть очень красивая штуковина. Вроде половинки арки. Местная достопримечательность!

У меня, конечно, техника уже тоже производилась — только что с конвейера сошел второй шкворень-убийца... Кинуть этих двоих в бой? Да нет, пожалуй, они все равно не успеют ничем помочь. Поэтому роботы отправились в обход и, к моему удивлению, благополучно добрались до базы противника. И это несмотря на то, что встретивший их отряд всю дорогу упорно поливал роботов огнем, а на базе к ним присоединилась совсем немаленькая оборонительная группа. Конечно, шкворни погибли, но до того — успешно снесли вражеский генератор и изрядно проредили пехоту эльдаров... О! А это идея...

Псмит: А вот теперь можно и развлечься. В наших рядах появились лорды-призраки. Жаль, что они вынуждены добираться до места событий своим ходом, потому что во врата не пролазят (здания почему-то отлично пролазят...).

Лорды заходят с севера к малой базе Стажера. Их задача — поплевать огнем и трусливо убежать в направлении ближайших врат. Там можно одной кнопкой призвать воинство немалых размеров.

Так и получилось: Но... в то же время шкворни, которых я как-то прозевал, пожаловали ко мне домой. А загрузка народа во врата все же требует времени, да и бронебойность у меня пока так себе, если не считать лордов-призраков.

Пора обзаводиться действительно серьезной ударной пехотой. В огненных драконов я верю не очень — они уж больно легко гибнут в ближнем бою. Но одних все же заведу, сносить вышки. А главное — это всевидящий совет. С героем, с пси-клинками, полностью развитые — именно они должны определить текущее местонахождение кузькиной матери и продемонстрировать его оркам.

Базу я осторожно проверил. Ну конечно, как и всякая база Стажера: пушки расставлены ровными рядами, просто заглядение.

Беззаконие робототехники

Stager: Посудите сами... Если два шкворня способны пробиться сквозь все оборонительные кордоны и снести пару зданий, то что получится, если их будет вдвое больше?! У меня созрел план. Да, допустим, я сейчас проигрываю Псмиту в экономике — сильные отряды врага отбили северный
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 145KB
Stager: Штурмовая группа отвлекает противника, пока роботы сносят базу.
аванпост и вот-вот займутся западным. Да, карта небольшая, и изыскивать еще какие-то резервы здесь попросту негде. Но не сдаваться же?! Пусть пехота отвлечет армию врага от базы, а группа роботов тем временем повторит столь неожиданно удачное вторжение!

Решено. Завод и бараки расходуют накопившийся за время стычки запас влияния и энергии, клепая боевых роботов и громил. Когда армия уже едва умещается на экране, вся толпа, оснащенная главарями, несется якобы отвоевывать стратегическую позицию, а тихий и почти незаметный отряд из четырех (!) шкворней форсирует реку на юге.

Получилось. Не встретив почти никакого сопротивления, жестянки принимаются за привычное дело, пока их босоногие коллеги испытывают на своей шкуре всю мощь армии Псмита. Рухнули генераторы, взорваны бараки, и вот на части рассыпается главное здание вражеской базы... Улучив момент, немногие из свободных отрядов пехоты под непрерывным обстрелом вылавливают по карте одиноких строителей. Вроде все. Базы у противника практически нет, равно как и возможности восстановить ее. Теперь главное — устоять, заново накопить сил и окончательно вычистить все следы эльфийского присутствия с карты.

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 105KB
Псмит: Конечно, им не выжить. Но убить их раньше, чем останусь без главного здания — невозможно.

Псмит: Орки, может, и фигня, но их много. Очень много. Где ж мы вас хоронить-то будем? А эльдаров, как обычно, мало, хотя они и в армированной броне. Даже если мы сейчас сильнее (а это так — всевидящий совет хоть и не играет мускулами, но крошит орков на ура), на уничтожение такой толпы надо много времени.

Очередная атака большими орочьими силами захлебнулась — только лишь затем, чтобы дать время банде шкворней беспрепятственно пересечь кровавую реку и зайти на мою базу.

Черт, черт, черт! Ну почему я опять не сумел утаить ни одного рабочего? Да, шкворней больше нет, но у меня нет главного здания и казарм. Неужели это поражение?

Но погодите: портал поддержки еще в полном здравии, генераторы тоже кой-какие есть, а значит, техника при мне. И у меня не пострадали главные силы. Спрашивается: что удерживает меня от контратаки? Ответ: ровно ничего. Ждать железных вояк не буду — подойдут к шапочному разбору. Главное — ни в коем разе не потерять всевидящий совет, это моя главная сила.

Обратный вольт

Stager: Волна возмездия не заставила себя ждать. Покончив с назойливыми диверсантами, Псмит пошел в атаку. Не самый удачный для меня момент.
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 105KB
Stager: Нападающих осталось немного, но у меня уже вообще ничего нет. Увы.
Пока надежда только на улучшенные агитпункты, засыпающие ракетами любого неосторожного оккупанта. Бараки заняты производством войск, на заводе тоже кипит работа...

Первая линия обороны рушится. Противник несет потери, но продолжает продвигаться вглубь базы. Едва появившиеся на свет бойцы орочьего сопротивления не могут ничего противопоставить эльдарам. Но ничего, должны же те когда-нибудь кончиться — ведь едва ли не каждую секунду на землю падает очередной убитый пехотинец!

Нападающие отступают... Но вскоре возвращаются, перегруппировавшись и ведя с собой... еще трех боевых роботов! А вот это уже проблема. Почему...

Черт! Разнося базу Псмита, я... пропустил (!) военный завод. Мой оппонент отгрохал его на самом берегу, и я банально пробежал мимо, прорываясь к главному зданию. А потом и вовсе забыл о нем. Теперь уничтожить его уже нет никакой возможности. Да и нечем. Используя влияние, которое по-прежнему обеспечивается
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 148KB
Псмит: Расстрел базы. Новые шкворни выползают в режиме «кто хотит на Колыму — выходи по одному».
множеством ключевых точек, а также энергию, накопленную, вероятно, еще со времен сугубо пехотных баталий, Псмит вовсю клепает роботов. А я — уже не успеваю, поскольку фортификации разбиты, а рождающиеся орки тотчас же погибают под огнем. Какая же ты, Смерть, иногда нелепая...

Псмит: Ну что ж, атака полной эльдарской армии — это вам не одинокий демон Хорна. Пока баньши носятся по полю боя, злобно воют и рубят в зеленый салат строителей и отдельных пехотинцев, скромные огненные драконы подходят к вышкам и долбят их в упор. По мере убавления рядов отряда отвожу его назад, чтобы пополнить. А тем временем из дома бредут бесперебойно строящиеся лорды-призраки и ползут танки-аспиды. Только бы хватило сил на довершение удара! Защищать базу не от кого и незачем: резервов у Стажера точно нет, все его войска тут, на громимой базе.

Избежать невосполнимых потерь невозможно: вот ушли в варп стражи, вот покинули нас жнецы, но всевидящий совет видит все и живехонек, а с ним видящая, и этого вполне достаточно для окончательного уничтожения всех орков, гретчинов и прочих зеленых на кровавой реке.

Уф! Обошлось.


Разбор полетов

Stager: Сложно сказать, что же я все-таки делал не так... Вроде бы и много было мелких ошибок, но ни одной действительно глобальной. Как я понял чуть позднее, незамеченный завод сыграл-таки свою роль, но она не была решающей. Псмит почти наверняка управился бы и без поддержки вновь построенных роботов. Скорее всего, причина была в неправильном использовании войск — не стоит пытаться заставить рубак крушить здания. Так я потерял не одну армию, а противник тем временем укреплял и вооружал свою.


Псмит: Бдительность — вот чего мне не хватало в этом бою. Один пропущенный удар слишком дорого обходится эльдарам. Я поставил свое войско на грань поражения. У меня оставался шанс (и был бы даже без портала техподдержки), я его реализовал, но ставить все на одну карту — мягко говоря, ненадежная тактика.

Бой 3. Взаперти

СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ
Карта
Перекресток мертвых
 Ричард Псмит 
Эльдары
 Алексей Шуньков 
Орки
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 14KB

Stager: Не буду менять расу. Орки достойны победы, незаслуженно отобранной у них неумелым управлением. А вот коррективы в стратегический план внесу, разумеется. Во-первых, надо ускорить экспансию и не лезть на вражескую базу без острой в том необходимости. Возможно, даже в ущерб гонке технологий. Думаю, это окупится. А во-вторых... во-вторых... там видно будет.

Псмит: Экспериментировать не хочу — снова возьму эльдаров. Хотя на этой карте меньше места для телепортации, она сохраняет часть своей ценности. И есть шансы попробовать атаку «стационарными» пушками.

Линейный сюжет

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 77KB
Stager: Отряд эльфийских дозорных — оркам не конкурент.

Stager: Да, сюжет тут явно вырисовывается линейный.
Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 129KB
Псмит: Тут очень не помешали бы этакие сторожевые катера с пулеметами. Почему эльдары пренебрегают флотом...
Карта во многом напоминает «Реку крови», но с одним нюансом. Она вытянутая, и до реки, делящей территорию пополам, еще топать и топать. Причем строго в одном направлении, так что выбирать не приходится, надо бы только сделать это как можно быстрее.

Орки разбегаются сначала в наиболее отдаленную от реки сторону, чтобы потом не делать лишний крюк и централизованно пробираться к реке. Гретчины следуют за ними по пятам. Пока — никаких сюрпризов.

Псмит: Тут все близко, узко и тесно. Быстро ставим флажки на всем вокруг, сразу же тянем врата и готовим пехоту. На карте есть лавовая шахта — попробую довольно быстро построить термогенератор, дабы ускорить ввод в действие техники.

Стражи все равно будут смяты — пока я не усилил их офицеров, они мало конкурентоспособны. Готовим баньши и жнецов, как обычно.

Численное превосходство

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 73KB
Stager: Разнесем тут все! Сделаем это... по-орочьи.

Stager: Не пойму почему, но Псмит, кажется, не спешит пополнять отряды. Когда первая группа орков достигла реки, мимо пробежал чахленький отряд эльдаров. Он, со всей очевидностью, был настигнут и истреблен без потерь с нашей стороны. Далее по течению встретился еще один, пытавшийся занять подводную ключевую точку. Его постигла та же участь. Оба отряда состояли из четырех бойцов — возможно, Псмит просто не тратится на низкоуровневых пехотинцев, взращивая на базе сразу что-то более солидное? Ну что ж, увидим...

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 97KB
Псмит: Никакое качество не помогло бы, когда налицо такое количество.

Тем временем гретчины достроили на лавовой шахте большой дегенератор и тоже подтянулись к реке. Сейчас еще немного накопим сил, и пойдем вброд.

Псмит: Как и следовало ожидать, реку мы держали недолго: орки выбили оттуда моих стражников. Атаки надо ждать с минуты на минуту. Ставлю в отряды пехоты экзархов и веду их к реке. Успеют безо всяких врат. Надо встретить врага вовремя.

Влияния катастрофически мало. Рискну нанять видящую с ее пси-штормом, а о технике пока и речи быть не может. Пушки надо бы строить, но тогда я точно не выращу у себя технику в ближайшее время.

Мышеловка

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 126KB
Stager: Враг не пройдет!

Stager: На противоположном берегу у самой воды наши войска отбили две стратегические позиции. В этот раз сопротивление было чуть пожестче, но и орки не лыком шиты. Заняв обе точки, я приступил к возведению оборонительного кордона.

Warhammer 40000: Dawn of War - Winter Assault     скриншот, 158KB
Псмит: Мне дали передышку, но ее не хватит, чтобы всерьез противостоять той орде, что надвигается.

Две бригады гретчинов наперебой бросились строить агитпункты, в срочном порядке оснащаемые «совсем немаленькими пушками». Когда Псмит поймет, что заперт на своем участке, он непременно пойдет на штурм — хочется надеяться, что такая линия Маннергейма, в сочетании с орочьей армией, его остановит.

Щелк! Мышеловка захлопнулась. К заграждению прибыли три отряда громил и даже два шкворня, оперативно «спущенные на воду» с прибрежного военного завода.

Но... Серьезного штурма не последовало. Одолеваемый любопытством, я сам направился на разведку и после краткой потасовки стер с лица земли базу эльдаров. Что так затормозило их в развитии? Не могу судить.

Псмит: Черт возьми, откуда их столько? Моих войск категорически недостаточно, чтобы отбиться даже на одном направлении из двух. Да еще темные жнецы сладострастно лезут в ближний бой, что им вовсе не присуще, только успевай отгонять.

Собственно говоря, все уже понятно. Я могу действовать как угодно, но решительный перевес в стратегических точках плюс неумолимо тикающий таймер «до победы Стажера осталось 5 минут» не оставляют шансов. Короткое сопротивление — и все кончено.


Разбор полетов

Stager: Этот бой выигран только скоростью. Я быстрее добрался до реки, успел закупорить единственный выход и тем самым обрек противника на изоляцию. Псмит отстал в развитии, оказался в дефиците ресурсов — и его судьба была очевидна.


Псмит: Я недооценил свойств этой карты. Здесь, видимо, необходимо контролировать реку стрелками с берега, чтобы сохранить какие-то шансы. Стрелками и пушками. Любое промедление мгновенно приводит к победе орков — что и произошло.


ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ
Stager
Псмит
2 1
ПОБЕДА АЛЕКСЕЯ ШУНЬКОВА


Назад