Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Александр Домингес
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (60) ноябрь 2006

Blazing Angels: Squadrons of WWII
(Ангел смерти)

Если летчик перед боевым вылетом считает, что идет на подвиг, значит, он к вылету просто не готов.

Г.А. Седов

Некоторое затишье, царящее в виртуальном небе
Ангел смерти     скриншот, 122KB
Второй мировой, снова нарушено ревом моторов, треском пулеметных очередей и взрывами авиабомб. Впрочем, поклонники «Ил-2» могут не беспокоиться — это не симулятор в их понимании.

Похоже, Ubisoft решила объявить войну реализму, столь ценимому поклонниками авиасимов. Результат, как ни странно, оказался весьма и весьма приличным. Аркадность управления самолетом и до изумления упрощенная аэродинамика не портят общего впечатления. Более того, именно благодаря простоте управления можно без помех насладиться красотами воздушных сражений. А посмотреть в «Ангелах смерти» есть на что, уж поверьте.

От Дюнкерка до Берлина

Итак, что нам предлагает румынская студия компании Ubisoft? Как уже сказано, это аркадный авиасимулятор времен Второй мировой войны с претензией на некоторую историчность. Ничего революционно нового «Ангелы смерти» в жанр не внесли, но, с другой стороны, ничем не погрешили против его канонов.

Ангел смерти     скриншот, 143KB
Еще секунда — и он бы добрался до Тауэра.

Нам с вами предлагается роль начинающего пилота истребительной авиации. Игровые события проведут нас по воздушным пространствам Европы, Африки и Тихого океана, дадут возможность опробовать разные типы самолетов (истребители, штурмовики и даже бомбардировщики). Часть миссий придется проходить в одиночку, рассчитывая только на себя. В остальных же помощь товарищей по эскадрилье окажется весьма уместной.

Игра состоит из трех основных режимов.

Первый — это традиционная кампания, состоящая из восемнадцати хронологически упорядоченных миссий. Оставляя в стороне историческую правдоподобность как тему для отдельной дискуссии, хочу отметить, что миссии достаточно затяжные и держащие в постоянном напряжении. Каждая из миссий состоит из нескольких заданий, разделенных точками автосохранения. Эти точки актуальны только на текущий сеанс игры. Если же покинуть задание, не завершив его, то придется его проходить с самого начала. В игре не предусмотрен выбор уровня сложности, но сложность заданий растет постепенно, с учетом накопления игроком опыта.

Часть миссий одиночные, в остальных же вам помогут товарищи — члены вашей эскадрильи. Цели миссий весьма разнообразны. Среди них —
Ангел смерти     скриншот, 140KB
Под башней вполне просторно для пролета по диагонали.
бомбардировка наземных объектов, торпедирование вражеских кораблей, воздушный бой «на выживание», разведка во вражеском тылу, поддержка наземных операций, уничтожение противника в узких ущельях и многое другое.

Второй — это отдельные задания. Здесь есть выбор: мини-кампания, аркада и воздушная дуэль.

Мини-кампания — это, опять же на выбор, бомбардировка или воздушный бой.

Аркадой назван тип боя, при котором вам нужно сражаться с превосходящими силами противника в условиях ограниченного времени. Уничтожение каждого противника немного увеличивает оставшееся время.

Ну, а воздушная дуэль говорит сама за себя — бой один на один с вражеским летчиком-асом (компьютерным, разумеется).

И, наконец, третий — это многопользовательская игра. Ей разработчики уделили достаточно много внимания. Мультиплеер делится на три категории.

  1. «Соло» — каждый участник играет сам за себя, пытаясь уничтожить остальных участников:

    • воздушные асы;

    • воздушный бой;

    • найти и
      Ангел смерти     скриншот, 122KB
      Возможность опробовать вражескую технику — подарок для пилота-истребителя.
      уничтожить.

  2. «Кооперативный» — группа игроков сражается против компьютерных оппонентов:

    • воздушный штурм;

    • воздушный бой;

    • исторические битвы;

    • бомбардировка;

    • камикадзе.

  3. «Группа» — пользователи объединяются в команды, чтобы противостоять друг другу:

    • воздушный бой;

    • бомбардировка;

    • камикадзе;

    • захват базы.

Штурвал — на себя

Управление в игре стандартно для своего жанра, но нуждается в дополнительной настройке под себя. Тангаж и крен вполне можно возложить на мышь, а для управления скоростью и рысканьем использовать клавиатуру. Хотя справедливости ради следует отметить, что управления рысканьем в игре нет. Есть два режима управления креном. Один из них обеспечивает крен не более 90 градусов и служит для горизонтальной коррекции прицела, виражей и боевых разворотов, другой же позволяет вращать самолет вокруг продольной оси и выполнять бочки, перевороты, иммельманы и ранверсманы.

На заметку: крен, тангаж и рысканье проще всего объяснить по аналогии с движениями головы. Крен (roll) — это наклон головы вправо или влево (к плечам), поворот вокруг оси, проходящей через нос и затылок. Тангаж (pitch) — это наклон головы вверх и вниз, вокруг оси, проходящей через уши. Рысканье (yaw) — это повороты головы вокруг шеи.

Достаточно удобен режим «следящей камеры». Суть его состоит в том, что в центре экрана всегда находится текущая цель, от вас требуется лишь установить нужный курс самолета, оперируя клавишами управления креном и мышью. Кстати говоря, именно этот режим дает наиболее киногеничные и красивые ракурсы.

Игра поддерживает и геймпад, и джойстик, хотя, на мой взгляд, управление
Ангел смерти     скриншот, 133KB
На этот раз не удалось защитить линкор от японцев.
мышью намного удобнее, особенно в миссиях, где требуется постоянное маневрирование и быстрое наведение на цель. Я неоднократно пытался настроить специально купленный джойстик, но все попытки заканчивались желанием упаковать его в коробку и, чертыхаясь, положить куда-нибудь подальше.

Игровой прицел чувствителен к цели, он различает своих и чужих. Более того, при использовании ракет или бомб он отображает закрашенными сегментами их количество, оставшееся до перезарядки.

Часть целей может быть уничтожена пулеметным огнем, но есть и такие, которые уничтожаются только альтернативным вооружением (бомбы, ракеты или торпеды). Соответственно, эти цели обозначаются разными значками-тэгами.

К сожалению, какого-либо индикатора повреждений самолета нет, так что приходится ориентироваться по внешнему виду самолета: чем гуще дымовой шлейф — тем хуже ваши дела. По источнику дыма можно определить и характер повреждения, но это, как правило, ничего не определяет.

Из авиационных приборов в игре доступны только два — спидометр и гирогоризонт (указатель крена). Да и доступны они лишь при виде из кокпита — самом бесполезном, надо сказать, с точки зрения боевого применения. А при виде с хвоста приходится определять положение самолета в пространстве «на глазок».

Ангар

Все самолеты, фигурирующие в игре (по игровой документации их 41, по надписи на упаковке — 38), характеризуются пятью параметрами — скорость, ускорение, маневренность, вооружение, прочность. Но выбора в режиме «кампания» нет, он появляется только в аркаде и в воздушной дуэли.

Среди представленных моделей — самолеты Великобритании,
Ангел смерти     скриншот, 125KB
Пикировщики Ю-87 советские летчики метко и образно называли «лаптежниками».
США, Германии и Японии. Их четыре типа: истребители, штурмовики, торпедоносцы и бомбардировщики.

Вооружение в зависимости от типа самолета — авиационные пулеметы, неуправляемые ракеты, воздушные торпеды или бомбы. Количество боеприпасов, как и положено добропорядочной аркаде, бесконечно. Впрочем, после прохождения нескольких миссий это перестанет казаться роскошью и излишеством.

Игровая физика (вопреки расхожему штампу, она есть всегда) незатейлива. Есть, разумеется, сила тяжести, закритические углы атаки, при которых двигатель не в состоянии обеспечить необходимую тягу, боевой потолок (высота, на которой возможен горизонтальный маневр без потери высоты и скорости). Полностью отсутствует «сваливание» при крене или полностью убранной тяге двигателя.

Доступны для выполнения большинство фигур высшего пилотажа, за исключением, пожалуй, штопора и скольжения на крыло. Самыми сложными для выполнения фигурами, на мой взгляд, оказались иммельман и ранверсман. Если отработать их до автоматизма, то ваша эффективность при бомбометании и ракетных атаках заметно увеличится.

В игре предусмотрены достаточно правдоподобные взлет и посадка (последнее только в том случае, если предусмотрено сценарием). Есть возможность убрать и выпустить шасси, а вот закрылки при снижении скорости выдвигаются автоматически. Правда, сажать самолет придется, буквально «вталкивая» его во взлетно-посадочную полосу.

Горячие головы

Большинство миссий кампании достаточно сложны в прохождении. Поэтому в помощь вам будут предоставлены три подчиненных, каждый из которых по-своему уникален.

Ангел смерти     скриншот, 119KB
И эти люди хотели бомбить Лондон?

Том — это ваша защита в бою. При отдаче соответствующего приказа он отвлекает на себя ваших противников. Однако его поддержкой не следует злоупотреблять. Тома могут сбить, и тогда вам придется туго.

Фрэнк — прирожденный охотник. Его специальная задача — поддержать вас огнем, атаковать выбранную вами цель и ее эскадрилью. Но, если вовремя не отозвать его, он может увлечься и погибнуть.

Джо — механик, способный прямо в воздухе отремонтировать вашу машину. Если попросить механика о помощи, то он предложит нажать определенную последовательность клавиш. Если успеете — самолет станет как новенький. Злоупотреблять этим сервисом не получится даже при большом желании, поскольку до следующего ремонта должно пройти время.

Само собой, рассчитывать на поддержку ведомых можно только тогда, когда они участвуют в бою.

Под крылом самолета...

Скажу честно — графика в этой игре просто превосходна. Поймав в прицел идущий на вас в лобовую атаку истребитель, уничтожить его пулеметной очередью и пролететь сквозь
Ангел смерти     скриншот, 116KB
Ландшафт Северной Европы. Ну почему здесь нельзя полетать просто ради удовольствия?
клубы дыма и пламени — далеко не все красоты воздушного боя в «Ангелах смерти».

Учтены и задействованы практически все мыслимые графические эффекты: взрывы, пожары, дым, облака, почти неотличимые от настоящих, вода с солнечными дорожками и отражениями, искаженными рябью, легкая дымка, придающая объемность окружающим пейзажам... И все это — с безукоризненной детализацией и без особого напряжения видеокарты. Во всяком случае, на моей GeForce6600GT даже на максимальных настройках и при наибольшей плотности боя игра не превращалась в «слайд-шоу».

Кстати, о пейзажах. Внизу под вами простираются не унылые пустоши, кое-как разбавленные однотипными кучками домов-коробочек, а настоящие города сороковых годов, раскинувшиеся до горизонта, реки с переброшенными через них мостами, морские порты, пустынные ландшафты Северной Африки, бескрайние водные пространства Тихого океана. Иногда даже обидно, что после окончания миссии нельзя полетать в свое удовольствие и полюбоваться ландшафтами.

На заметку: в «Ангелах смерти» используется движок Silent Hunter 3, существенно доработанный и оптимизированный. Он способен одновременно отображать до 70 самолетов, в каждом из которых до 10 тысяч треугольников и текстуры разрешением 1024 x 1024. Города насчитывают около 150 тысяч объектов, 80 наиболее видных элементов антуража (например, Эйфелева башня или Берлинская ратуша) используют текстуры площадью 512 x 4096. Все здания (равно как и 40 разновидностей техники) можно уничтожить, при этом следы на земле останутся до конца миссии.

Есть, правда, одна историческая неточность в моделировании техники. На килях немецких самолетов были свастики, а не кресты. Но подобная мелочь совершенно незаметна на фоне прочего графического великолепия.

Звуковые эффекты не вызывают столь однозначной оценки. Звуки боя вполне реалистичны, музыка тоже подобрана неплохо, но вот переговоры вражеских пилотов в эфире, ведущиеся на английском языке с немецким акцентом, воспринимаются несколько анекдотично. Да и соответствие реплик и боевых ситуаций вызывает ощущение полета над гнездом кукушки. К примеру, достаточно удачно
Ангел смерти     скриншот, 157KB
Генрих IV сказал: «Париж стоит обедни». А ведь он был прав.
расстреливая японский бомбардировщик, я слышал в эфире язвительные замечания пилота, что «стреляю как его техник». Причем это он продолжал бубнить даже тогда, когда «задымился, кивнул и запел...».

От винта!

Итак, подошло время для краткого резюме. «Ангелы смерти» — очень красивый и добротно сделанный аркадный авиасимулятор.

Ubisoft сделала основной упор на «интуитивность» управления и максимальную доступность игры. В то же время для сохранения напряженного и интересного геймплея сложность некоторых миссий доведена почти до отметки «непроходимости».

Таким образом, игровой мир разбогател на еще одну красочную «леталку», доступную для самого широкого круга игроков.

Удачи вам, господа. Летайте, побеждайте и не забывайте получать удовольствие.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
8/108
разнообразие миссий кампании и режимов мультиплеераизбыточная затянутость некоторых игровых заданий
Графика
10/1010
практически безукоризненные текстуры и моделинекорректная опознавательная раскраска немецкой техники
Звук
8/108
адекватный звуковой фон и удачно подобранная музыказапаздывание некоторых комментариев и сообщений
Игровой мир
8/108
исторически правдоподобная сюжетная линия, колоритные партнерыанглоговорящие немецкие и японские пилоты
Удобство
7/107
интуитивно понятное управление самолетом, следящая камеразапутанные назначения клавиш, отсутствие управления по рысканию
Новизна нет

Интерес повторной игры да
Наградаорден Вердикт: рекомендуется любителям красочных воздушных боев, не желающим отягощаться реалистичностью игровой физики и сложным управлением Рейтинг
82%


Назад