Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Тимур Хорев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№9 (34) сентябрь 2004

Microsoft Flight Simulator 2004: Century of Flight (MSFS2004)
Самолет братьев Райт

Вы не пожалеете, если одолеете, укротить сумеете этот драндулет.

м\ф «Укрощение велосипеда»


Когда речь заходит об истории авиации, трудно удержаться от банальной вступительной фразы. Итак...

С давних времен человечество мечтало о полетах.


* * *

75KB

Восстановленные мастерские Райтов на поле у Китти-Хок.

Очень долго единственным способом воспарить в воздух был монгольфьер — воздушный шар. Но в конце девятнадцатого века цивилизация, что называется, созрела. Представьте себе ситуацию: за считанные годы улицы завоевываются автомобилями, континенты сближаются телеграфом, Маркони изобрел радио, Белл первым успел к раздаче патентов на телефоны. Технологический прогресс словно очнулся от спячки и начал менять мир. Но самолетов еще не было, человек по-прежнему был прикован к земле.

Такое безобразие не могло твориться долго. Миру требовался воздушный транспорт. Почва подготовлена, технологии созрели, толпы ждали сенсаций. Было ясно: человечество полетит. Вопрос был в том, кто и как это осуществит.

Пытались многие. Знаменитый Отто Лилиенталь экспериментировал с орнитоптерами и планерами. Хайрам Максим (пулемет помните?) испытывал новые моторы. Клеман Адэр создал похожий на летучую мышь «Эол» и даже оторвался на нем от земли. Пирпонт Лэнгли, пользуясь субсидиями военных, дважды разбил свой самолет, и летчика спасло только умение плавать.

Главная идея полета нащупывалась долго и трудно. И тут на арену вышли знаменитые братья. Знакомьтесь — Уилбур и Орвилл Райт из Огайо.


Лучший друг — велосипед


Два стопроцентных американца конца девятнадцатого века. Практичные до мозга костей. Сухопарые и серьезные на вид. Они открыли в родном городе бизнес по производству велосипедов и мгновенно сбили цену на эти двухколесные агрегаты с полутора сотен долларов до двух десятков. Бизнес процветал. Где-то далеко шумели корабли и погибали первые авиаторы. Модные веяния достигали даже глубинки огайщины. И братья увлеклись авиацией.

«Вот уже несколько лет я болен верой в то, что человек может летать. Мой недуг терзает меня все сильнее, и я чувствую, что он будет стоить мне все больших и больших денег, если не жизни». Уилбер Райт, 1900 г.

97KB

Так выглядит знаменитое поле сейчас.

Уилбер со словами: «У меня есть кое-какие любимые теории о том, какой должна быть конструкция самолета», — выписал из Смитсоновского института литературу по полетам и тщательно ее проштудировал.

Наутро он пришел к Орвиллу, который в это время как раз вытачивал деталь, и сказал:

— Я понял, в чем наша сила, брат.

— Хмм?

— Все эти авиаторы — романтики. И все они как один пропустили в своих построениях лишь одно звено — управление. Их аппараты предназначены для взлета, но не для полета. Или они думают, что стоит им взлететь, как все проблемы будут решены — можно будет рулить, куда хочешь? Нет, проблемы только начинаются, когда аппарат оказывается в воздухе.

— Ты хочешь сказать, что аэроплан в управлении похож не столько на автомобиль, сколько на велосипед?

— Да! И в полете нужно постоянно править шаткое равновесие. А для этого нужны органы управления. Собирайся — мы едем в Северную Каролину, изобретать настоящий самолет!


Успех научного подхода


Братья Райт совмещали в себе как увлеченность на грани фанатизма, так и строгий системный подход к проблеме.

«Мы не понимали, что такое может быть в птице, чего нельзя построить в увеличенном масштабе». Орвилл Райт.

33KB

Знаменитый кадр, облетевший весь свет. Справа Уилбер, в самолете Орвилл.

Они долго испытывали модели планеров в пустынях Северной Каролины. Проверяя на движущемся велосипеде различные модели профиля крыла, они впервые получили аналог аэродинамической трубы. Наблюдая за полетами птиц, они поняли, каким образом птицы совершают маневры, и сумели сделать механизм поворота носового стабилизатора. Вместо элеронов использовалось гоширование гибкого крыла — то есть, попросту, сгибание.

После долгой работы, нескольких аварий и травм, траты огромного количества времени и средств был, наконец, создан «Флайер» — первый в мире работающий аэроплан. На вид — этажерка этажеркой. Но у него уже было все, что должен иметь каждый уважающий себя самолет: двигатель, винты (2 штуки), органы управления и место для пилота.

Семнадцатого декабря 1903 года неподалеку от Китти-Хок (Северная Каролина) «Флайер» совершил свой первый полет. Пилотировал его Орвилл Райт. Длился полет 12 секунд, и аппарат преодолел в воздухе 37 метров. Четвертый полет продлился минуту (дальность — 260 метров). Эра авиации началась.

Впереди были долгие годы экспериментов, модификаций, доказательства первенства, суды и слегка запоздавшее признание. Но это уже история. Нас же сейчас интересует сам первый полет.


«Флайер» от Microsoft


В юбилейном выпуске MS Flight Simulator — ну как было обойтись без знаменитого полета у Китти-Хок? Разработчики попытались воссоздать летную модель первого «Флайера», и это им удалось. Правда, оценить качество летной модели не получится, поскольку мало осталось пилотов, летавших на репликах «Флайера». Ну да ладно. Будем считать, что программисты «Майкрософта» не схалявили и сделали все как надо.

76KB

На приборы не смотрите. Следите лучше за горизонтом.

Надо сказать, что в симуляторе легендарный самолет братьев Райт присутствует лишь в качестве «свадебного генерала». Всерьез полетать на нем вы не сможете, даже если захотите: в воздухе он ведет себя так своенравно, что любой полет на нем будет напоминать родео. Продержаться на этом самолете в воздухе несколько секунд — уже героизм. Именно поэтому в разделе «Исторических полетов» этот самолет участвует только в одном полете — в том самом первом, у Китти-Хок.

Впрочем, время полета согласно игре — не начало прошлого века, а современность. Там, в чистом поле, где братья Райт впервые покорили небеса, сейчас расположен музей первооткрывателей авиации. Точно по фотографиям воспроизведены два сарайчика, в которых более ста лет назад Орвилл и Уилбур собирали свой агрегат в первый полет. Место взлета и всех четырех посадок отмечено камнями с памятными надписями. Рядом стоит музей необычной архитектуры. А неподалеку на холме вознесся каменный обелиск с бюстами обоих братьев.

Все это окружение заботливо воспроизведено в игре. Вы увидите и камни, и музей, и обелиск, и оба сарайчика. Чтобы у вас не осталось сомнений в том, что действие происходит в наше время, «Майкрософт» заботливо поставил у музея большой черный джип. Надо полагать, ваш.

В одном разработчики отошли от исторической достоверности. Изначально «Флайер» разгонялся не на лыжах, а на специальном монорельсе с помощью катапульты. Визуально в игре этого рельса нет, хотя подразумевается, что он должен быть.


От винта


Готовы? Приступим.

73KB

Перед взлетом. Виртуальная катапульта готова.

Вы находитесь в точной копии того самого первого «Флайера». Осмотритесь по сторонам, взгляните на деревянные мастерские и памятные камни, отмечающие исторические посадки. И самое главное — перед взлетом внимательно рассмотрите собственный самолет.

Прямо перед вами два прибора — секундомер и счетчик расстояния. Они в полете бесполезны, так что забудьте про них. Нажав несколько раз «S», посмотрите на самолет со стороны. Это биплан, сделанный по классическим канонам: два крыла на распорках покрыты тканями. Нервюры крыльев (их «скелет») сделаны из ясеневых пород дерева. Специальные натянутые наискосок рояльные струны (так называемые расчалки) обеспечивают крыльям жесткость. Несмотря на это, оба крыла заметно провисают под собственным весом.

Позади — стабилизатор, впереди — бипланный руль высоты. Он служит для управления тангажом. Орган управления — деревянный рычаг — находится слева от пилота. Обратите внимание — пилот лежит на своем ложе горизонтально. Это сделано для того, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. Пилот лежит слева от центра крыла, а справа его вес уравновешивает первобытный бензиновый двигатель. С помощью двух цепных «пассиков» крутящий момент передается на два широких деревянных винта.

Ну, вроде все. Теперь со всем этим попробуем взлететь.


Укрощаем драндулет


Плавно передвигайте газ на максимум и хватайтесь за джойстик. «Флайер» плавно наберет скорость и оторвется от земли самостоятельно (в этом ему поможет встречный ветер). Теперь начинается самое сложное — будем пытаться удержать самолет в воздухе.

«Этот полет длился всего 12 секунд, и это был неуверенный, волнообразный, еле-еле обозначившийся полет... но это был, наконец, настоящий полет, а не планирование». Орвилл Райт, 1903.

Если вы не будете трогать джойстик вообще, то самолет задерет нос, почти мгновенно потеряет скорость, и крыло перестанет обеспечивать подъемную силу. Начнется сваливание, и вы рухнете на землю. Поэтому сразу же после взлета или еще раньше наклоняйте джойстик вперед, чтобы скомпенсировать попытки «Флайера» улететь в небеса.

Вторая ваша проблема — сильная неустойчивость самолета по крену. Он постоянно будет накреняться то в одну, то в другую сторону, притом, чем сильнее будет крен, тем сложнее будет его исправить. Если крен достигнет 20 градусов, то пиши пропало. Постоянно следите за креном и исправляйте его короткими и быстрыми движениями джойстика. Старайтесь дергать крылья как можно реже, так как тяга у мотора практически никакая, и сваливание может подстеречь вас в любой момент.

Это интересно: кстати, четвертый полет «Флайера» закончился как раз сваливанием и поломкой переднего стабилизатора.

65KB

Самолет Райтов летает низко и ненадежно. Но ведь летает!

И последняя опасность для вас — дома и деревья прямо по курсу. В четвертом историческом полете Орвилл забрался на приличную высоту, но вам будет сложно подняться выше верхушек деревьев и домов (кстати, в тот исторический день домов перед «Флайером» не было).

72KB

Вид на двигатель.

Чтобы избежать неприятных столкновений, можно попытаться свернуть на несколько градусов вправо и вписаться в улицу между домами. Если вам повезет, вы сможете долететь даже до большой красной вышки. Старайтесь без нужды не отклоняться от курса, иначе встречный ветер станет боковым, и управление «Флайером» затруднится еще больше.

Помните, что каждый ваш маневр заставляет самолет терять скорость и приближает момент встречи с землей. Вместе с тем стоит сказать, что преодолеть 260 метров и улететь дальше, чем это удалось братьям Райт, не особенно трудно, и очень скоро вашей главной проблемой станет маневрирование между домов. Понастроили тут, понимаешь, за сто лет!

Посадка проблем не доставит. Направьте нос самолета к земле, только не слишком круто. По желанию уберите обороты двигателя. «Флайер» мягко приземлится на лыжи.


* * *

Четвертый полет «Флайера» продлился почти минуту и окончился аварией. Самолет спикировал на землю и поломал передний руль. Орвилл отделался синяками, шишками и легким испугом. Во время транспортировки самолета в сарай налетевший порыв ветра разломал «Флайер» на части.

Но братьев это уже не волновало. До наступления золотой эры авиации осталось каких-то двадцать лет.


Альтернативные симуляторы

32KB

Внешний вид The Wright Experience FS.

Первый полет — это знаменательный момент в истории авиации. Не стоит думать, что симуляция полета «Флайера» братьев Райт впервые появилась в MSFS 2004: Century of Flight. И раньше исследователи пытались смоделировать на компьютере летную модель первого самолета.

64KB

Бесплатный симулятор в браузере.

На сайте mywrightexperience.com можно за каких-то 39 долларов приобрести симулятор, посвященный исключительно продукции братьев Райт. Не скажу, насколько точна в The Wright Experience Flight Simulator физическая модель, но интересно то, что в программе можно полетать не только на первом самолете (и всех его модификациях), но и на планерах Райтов.

Бесплатный симулятор первого полета Райтов вы сможете найти на сайте firstflight.open.ac.uk. Он основан на технологии Macromedia Flash и открывается прямо в окне браузера. Обладатели «Макинтошей» смогут загрузить версию симулятора, созданную под Mac OS.

Отличилось и Аэрокосмическое Агентство США. На сайте wright.nasa.gov вы найдете несколько технологических симуляторов, посвященных всякой всячине: испытанию крыльев, поверхностей, элементов управления самолетом. Большая их часть написана на языке Java.



Назад